Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 11/01/20 во всех областях
-
Дело в том, что изначально Черные клобуки это мелкие группы тюркских кочевников, которые спасаясь от более сильных преследователей вынуждены были служить киевским князьям, а дальше эти группы из-за своего влияния в данном княжестве переросли до большого тюркского объединения за счет других тюркских племен с аналогичной судьбой. Недаром в летописях встречается где-то просто Черные клобуки, а где-то Берендеи, Ковуи и т.д. по-отдельности, но под общим названием Черные клобуки. Насколько мне известно, ЧК за всю свою не столь короткую историю (пару столетий) всегда находились под "присмотром" киевских князей. Поэтому, упоминание "народа черных шапок" у стен Киева, закономерно.1 балл
-
У халха совсем другое значение: Я думаю (имхо) и калмыцкое и халхаское - поздние, видоизмененные на свой лад на основе представлений, полученных от близких контактов с тюрками уранхаями.1 балл
-
Скорее всего не о народе, носящем исключительно черные шапки, а имеется в виду общее название тюркских племен (т.е. Черные клобуки). Рашид ад-Дин не был очевидцем тех событий, а через столетия информация несколько искажается. Здесь в любом случае мы должны привязываться к данным летописей, упоминающим о Черных клобуках (черные шапки), а также данным эн-Нувейри о наличии народа черных шапок (караборкли) среди кипчаков. Очевидно, что они связаны между собой. А в современности черные шапки как национальный символ носят каракалпаки и карапапахи, у которых сам этноним связан с черной шапкой.1 балл
-
Кыргызский: стрела - оқ, жебе Казахский: стрела - оқ, жебе наконечник стрелы - жебе Халха-монгольский: стрела - сум, годил наконечник стрелы - зэв Калмыцкий: стрела - сумн Бурятский: стрела - годли1 балл
-
Здесь есть такие данные. Общее содержание сводится к тому, что Сунаки являются подродом Казаяклы, что соответствует данным Шежере. (из каракалпакских сайтов)...1 балл
-
Адил аталык, если верить этим данным происходит из кытаев, отделение канжарлы, род шеруши. Кытай кауиминин сол замандагы басшылары-бессары Бекимбет найып хам шериуши Адил аталыктын пукарасы сыпатында кайшылы Мамыт Уммет улы да тилге алынган.( Документы архива хивинских ханов по истории и этнографии каракалпаков.стр.161,198,235-236,280.Перевод Ю.Э.Брегель. Издательство *Наука*. Москва. 1967-год ).1 балл
-
В некоторых казахских шежире и упоминается также и имя Жампоз-Жанпоз - родоначальника жалаиров или другое имя Жалаира: https://bilimsite.kz/tarih/2343-kazak-halky-kalyptasuynyn-songy-kezeni.html "...Елде Жанпоз (Жансақал) атты батыр, палуан кісі болыпты. Хан тойға аттанғанда....., біраз жүрген соң үлкен бұлақтан су ішіп, өріп бара жатқан бір үйір құлынды кездестіреді, олардың арасында жал құйрығы жерге тиетін айғырды көздері шалып қалады. Хан осы айғырды кім ұстаса, соған сыйлық беретінін хабарлайды. Жанпоздың астындағы жүйрік атты қуып жетіп Жанпоз жанаса беріп оның төбесіндегі кекілінен ұстайды да, артқа тарқан кезде екпінмен алдыға ұмтылған айғырдың жалы айырылып, шоқтығына жетеді.... содан жалайыр атанып кеткен екен..." Краткий перевод: Представлена "народная" этимология имени Жалайыр - как "разрывающий гриву". Но здесь может заинтересовать другое имя Джалаира - Жампоз. Оно (и это не случайно) тоже связано с двугорбым верблюдом (!). https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk-Latn/ru/jampoz/ жампо́з 1) породистый верблюд (отличающийся выносливостью) айырдан туған жампоз бар → фольк. есть породистый верблюд от двугорбого верблюда 2) перен. лучший (из джигитов) халықтың қалыңынан шыққан жайсаң мен жампоздар → лучшие джигиты, вышедшие из народа Т.е. получаем еще дополнительное подтверждение сведений Рашид ад Дина.1 балл
-
Не советую вам применять к своим собеседникам всякие свои выражения - "реакции по Фрейду", "фантазии", "галлюцинации" и прочие. Я с вами пока общаюсь нормально, такие как у вас эпитеты не использую. И вам не советую. Про жалаира Субэдая не мои слова, а Momun'а. Читайте внимательно посты собеседников, если они вас так сильно задевают. Лично я не касался конкретно жалаирства или урянхайства полководца, я лишь обозначил проблему в целом, как ее вижу я сам.1 балл
-
"...или сейчас нам известны под другим названием..." Вот с этим соглашусь.1 балл
-
Толстов С.П. Народы Средней Азии и Казахстана. Том 1. https://www.nehudlit.ru/books/detail1185414.html В общем, данная книга должна быть доступна в сети, я лишь извлекаю вопросы этногенеза, завершившегося к 16 веку, когда каракалпаки стали известны под своим современным названием. В данной книге автор пропускает период от монгольских завоеваний южнорусских степей до образования Ногайской орды, так как археологических сведений на тот период еще не было, но особое внимание обращает на каракалпакско-ногайскую историческую общность, как и Иванов П.П. в свое время. КАРАКАЛПАКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ Процесс формирования каракалпакского народа из различных племен и народностей древности и средневековья происходил на территории Приаралья и был тесно связан с этногенезом других тюркоязычных народов Средней Азии, в первую очередь казахов и узбеков. Древнейшими из племен, принявших, по всей вероятности, участие в этногенезе каракалпаков, были жившие у южных берегов Аральского моря в первых веках до нашей эры апасиаки, аугасии, и некоторые другие, входившие в сако-массагетскую конфедерацию племена, упоминаемые древними авторами. Археологические раскопки памятников культуры этих племен, проводившиеся в последние годы Хорезмской экспедицией Академии наук СССР, позволяют определить своеобразные черты их хозяйственной жизни, некоторые элементы материальной и духовной культуры. Апасиаки занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и ремеслами (гончарство, кузнечное, ювелирное и др.). Под посевы использовались не только каирные влажные земли дельт Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, но и более засушливые территории, орошаемые при помощи каналов. Наряду с остатками временных кочевых жилищ археологи обнаружили полуоседлые сельские поселения апасиаков, укрепленные крепостными стенами городские поселения (Чирик-Рабат, Бабиш-Мулла, Баланды), курганы и величественные погребальные сооружения из сырцового кирпича и пахсы. Некоторые произведения каракалпакского эпоса (эпическая поэма «Кырк кыз») до сих пор сохранили следы архаических традиций этой отдаленной эпохи — столь характерных для сако-массагетских племен пережитков матриархата, древних обычаев их семейно-бытового уклада и верований. На этнической базе сако-массагетских племен, в результате частичного смешения их с нахлынувшими в приаральские степи с востока гуннами (конец II в. до н. э.—IV в. н. э.), а затем тюрками (VI—VIII вв.), формировались раннесредневековые народы Приаралья—печенеги и огузы. Доказано, что эти этнонимы имеют преемственную связь с именами древних апасиаков и аугасиев (см. стр. 78). Эта преемственность наблюдается в хозяйстве и культуре аугасиев и огузов при археологическом изучении их городищ, расположенных на побережье Аральского моря, между устьями Сыр-Дарьи и ныне пересохшей Кувандарьи. Подобно тому как сако-массагетские племена были связаны с населением и культурой могущественных государств, возникавших на территории древнего Хорезма (см. стр. 52), так и средневековые огузы и печенеги находились под сильным политическим влиянием Хорезма и воздействием хорезмской цивилизации, сохраняя вместе с тем своеобразие комплексной скотоводческо-рыболовно-земледельческой культуры и полуоседлого образа жизни. В этногенезе печенегов, по сравнению с огузами, большую роль играли угорские элементы — племена Урала, вошедшие впоследствии в состав башкирского и других народов; язык печенегов был близок к булгарскому и суварскому — древним тюркским языкам и отличался от более развитого тюркского — огузского. В X в. государство огузов было весьма обширным — на юго-востоке оно граничило с областями Тараза (Джамбул) и Чача (Ташкент), а на западе охватывало часть плато Устюрт и граничило с владениями хазар. Во главе Огузского союза стоял правитель — ябгу, резиденцией которого был г. Янгикент в низовьях Сыр-Дарьи (современные развалины Джанкент близ Казалинска). Племена печенегов и огузов VIII—XI вв. были той этнической средой, в которой началось формирование собственно каракалпакской народности. Однако огузы, оказав значительное влияние на этногенез каракалпаков, в основном вошли в состав туркменского народа. К государству огузов примыкали владения Печенежского племенного союза; восточные группы составлявших его племен были тесно связаны с огузами, входя даже частично в их государство; до конца IX в. территория печенегов простиралась от Урала, доходила до Волги и граничила с владениями мадьяров. В начале X в. огузы («узы» или «торки» русских летописей), объединившиеся с хазарами, вытеснили западную часть печенежских племен, хлынувших в южнорусские степи. Постепенно печенеги заняли обширные пространства юга Киевской Руси от Хазарского каганата до Византии. Оставшиеся на территории Приаралья восточные печенеги, называемые в исторических источниках «тюркскими» (в отличие от западных — «хазарских»), прочно объединились с огузами и в дальнейших исторических событиях неизменно выступали на политической арене совместно с «торками» на их стороне, даже в тех случаях, когда последние вступали в борьбу с родственным им западным ответвлением Печенежского союза племен. Именно эта группа восточных печенегов, связавшая свои судьбы с огузами, по мнению современных исследователей (П. П. Иванова, С. П. Толстова и др.) стала основой формирования каракалпакской народности. Предания каракалпаков свидетельствуют о совместной с огузами жизни в областях Приаралья и об участии некоторых групп каракалпаков в грандиозном сельджукском движении XI в. из бассейна Сыр-Дарьи через Хорезм и Нуратинские горы на юго-запад, в нынешнюю Туркмению, Хорасан и Малую Азию. В материальной культуре и искусстве потомков огузов — туркмен сохранилось много общих черт с каракалпакской культурой. В XI в. государство огузов подверглось завоеванию многочисленного тюркоязычного народа, выделившегося из среды кимакских племен,— кыпчаков, пришедших из Сибири, с бассейна Иртыша; под натиском кыпчаков (половцев, команов) часть огузов и объединившихся с ними восточных печенегов продвинулась в пределы Киевской Руси и поселилась в бассейне р. Рось (приток Днепра). В XII в. впервые появляется в русских летописях в применении к этим поселенцам этноним «каракалпаки» в форме «черные клобуки» — так переводил летописец тюркские слова «каракалпак», буквально — «черная шапка». «Черные клобуки» вступили в договорные отношения с русскими князьями, получив от них пограничные земли для поселения под условием защиты границ Руси от половцев. «Черные клобуки» постоянно упоминаются в летописях; они активно участвовали в политической жизни Киевской Руси, и, входя в состав ее населения, по выражению летописца, становились «своими» на этой новой для них родине. В том же XII в. этнический термин «каракалпак» появляется и в Приаралье, где он применялся, очевидно, по отношению к оставшимся там восточнопеченежским племенам. В состав Кыпчакского союза, включавшего в свою территорию бывшие огузские владения, входило племя кара-боркли; этот этноним идентичен названию «каракалпак». Современные исследователи предполагают, что этноним «каракалпак» («черные клобуки», «кара-боркли») — кыпчакский термин, применявшийся пришельцами из Прииртышья к огузско-печенежским племенам завоеванного ими Приаралья и бассейна нижней Сыр-Дарьи и вызванный типом и цветом их головных уборов; от половцев заимствовало этот этноним, по всей вероятности, и население Киевской Руси. В составе Кыпчакского союза определился не только этноним каракалпаков, но и их язык; они восприняли язык завоевателей — кыпчаков. Свидетельством связи каракалпакского этногенеза с родоплеменными союзами степей Приаралья XII—XIII вв. является тот факт, что одним, из многочисленных каракалпакских племен в XIX — начале XX в. было племя кыпчак, с родом печенежского происхождения— канглы. Эти же этнонимы сохранились в родоплеменной структуре узбеков, казахов и других тюркоязычных народов, формирование которых было связано с одной эпохой, территорией и этнической средой. В XIII в. консолидирующиеся племена каракалпаков были завоеваны монголами, разделив судьбы народов Средней Азии и Восточной Европы, в том числе своих собратьев «черных клобуков», жителей Руси. Пребывание каракалпаков в составе Монгольской империи отразилось на их родоплеменном составе, включающем множество племен и родов с названиями монгольского происхождения (кунграт, кият, мангыт и др.). Однако не всегда монгольское наименование свидетельствует о монгольском же происхождении. Известно, что население монгольских улусов, в особенности улуса Джучи, в который входили области Приаралья, было в основном тюркоязычным по своему составу; монголы представляли здесь лишь незначительную прослойку знати и войска. Остатками зависимых от монгольских нойонов тюркских племен с монгольскими названиями и были, вероятно, многие из каракалпакских и других тюркоязычных племен Средней Азии, сохранивших до XIX — начала XX в. монгольские этнонимы. Скудость источников не дает возможности проследить исторические судьбы каракалпаков в послемонгольский период, когда разгромленная Тимуром (конец XIV в.) Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных владений, в числе которых наиболее значительными были Ногайское и Узбекское ханства. Однако лингвистические данные и уже освещенные источниками события более позднего периода (XVII в.) неоспоримо доказывают факт вхождения каракалпакских племен в состав Ногайского ханства. Из всех тюркских языков каракалпакский язык наиболее близок ногайскому. Все предания каракалпаков упоминают в качестве районов их обитания в прошлом наряду с низовьями Сыр-Дарьи области, входившие в пределы Ногайского ханства,— «Едиль» (Волгу), «Жаик» (Яик — р. Урал), а иногда и Крым. В каракалпакском фольклоре чрезвычайно силен так называемый «ногайский пласт», связанный с именами известных ногайских ханов и мурз (Эдигей, Орус, Ормамбет и др.). Наконец, в русских документах XVIII в. имеются указания на совместные военные действия каракалпаков и ногайцев Алтыульского улуса (располагавшегося на Яике). Совокупность этих данных позволяет установить, что каракалпаки в XV—XVI вв. входили в состав ногайцев. В рамках их политического объединения завершился процесс этногенеза каракалпаков, окончательно сформировался язык и основные черты каракалпакской культуры, характерной своей связью как с древними центрами среднеазиатской цивилизации (Хорезм), так и со степями Дешти-Кыпчак и нижнесырдарьинскими районами (Казахстан) и, наконец, с культурой народов Восточной Европы — Приуралья, Поволжья и Северного Кавказа. В среднеазиатских документах конца XVI в. каракалпаки впервые упоминаются как особая народность, живущая в бассейне средней Сыр-Дарьи, в окрестностях г. Сыгнака. Источники XVII в. дают возможность более точно определить территорию расселения каракалпаков: основная часть их занимала присырдарьинские районы между г. Туркестаном и горами Каратау и была подчинена Бухарскому ханству. Другим центром расселения каракалпаков был район верховьев рек Урала и Эмбы; отсюда каракалпаки вместе с казахами совершали набеги на окраины русских владений в Сибири; во время колонизации Россией Закамского края они принимали участие в восстаниях башкир. Третья группа каракалпаков в конце XVII в. находилась в долине Зеравшана; источники сообщают о восстании этих каракалпаков в 1681 г. против бухарского Субхан-Кули-хана, которому они были подвластны. Каракалпакское войско участвовало в походах бухарских ханов и высоко ценилось; они считались «надежными людьми в бою». Каракалпаки принимали деятельное участие в политической жизни не только Бухарского, но и Хивинского ханства, участвуя в борьбе узбеков отложившегося от ханства Аральского владения (расположенного в дельте Аму-Дарьи) против центральной власти хивинских ханов. Отдельные группы каракалпаков, по-видимому, издавна жили и в Хорезме.1 балл
-
-1 балл
-
Это бесполезно. Будет придумывать "отмазки", например напишет, что переводчики виноваты. Или попросит оригиналы рукописей, при том что не знает тех языков.-1 балл
-
-1 балл
-
-1 балл
-
Это в каких источниках? Или "в смыслах источников"? Ключевое слово - "вероятно" - идет попытка "облагородить", ""приспособить" к своей версии", т.е. изменить происхождение этнонима "кереит", "киреит". Попытка удревнить термин 15-16 веков "керей", прицепив древний термин к нему-1 балл
-
Так вы с этими словами согласились косвенно и плюс дополнили, что "оказывается" есть иерархия родоплеменных таксонов.-1 балл
-
"Пребывание каракалпаков в составе Монгольской империи отразилось на их родоплеменном составе, включающем множество племен и родов с названиями монгольского происхождения(кунграт,кият,мангыт и др.).Однако не всегда монгольское наименование свидетельствует о монгольском же происхождении.Известно что население монгольских улусов, в особенности улуса Джучи, было в основном тюркоязычным по своему составу;монголы представляли здесь лишь незначительную прослойку знати и войска. Остатками зависимых от монгольских нойонов тюркских племен с монгольскими названиями и были,вероятно,многие из каракалпакских и - ДРУГИХ тюркоязычных племен Средней Азии,сохранивших до 19 - начала 20в. монгольские этнонимы." Золотые слова ученых, их бы да в уши некоторым, вроде АКБ сотоварищи.-1 балл
-
Я имею в виду что "керей" и "кереит/киреит" - разные термины, схожие по звучанию. Часть кереитов не стала бы называться кереями, тем более керей и кереит - разные племена, существовавшие в 16 веке одновременно. Кереит - фиксируется гораздо раньше чем керей, и поэтому "прицепиться" -т никак не могло.-1 балл
-
Нет там основы - Хара, да и не были кэрэиты тюрками, ибо"...кэрэиты род монголов, их язык и обычаи подобны..." . Казахи - Керей к ним никаким боком, им отроду 600 лет вроде?-1 балл
-
Это обычный тюркский вариант принятия монгольских этнонимов. Смотрю вы с АКБ уже и дарлекин-монголов Урянхатов Субэдэя и Джэлмэ в тюрки умудрились записать? Вижу что болезнь прогрессирует-1 балл
-
С вашими то способностями, арамейский еще не пробовали переводить? На 100% уверен что у вас получиться-1 балл