Үжмақ, пейіш – рай; тозақ, тамұқ – ад. Эти религиозные термины из Кутадгу Билик XI в. Термины не арабо-мусульманские, в словарях пишут, что это иранизмы.
Искал этимологию этих слов, нашел только одно слово здесь, Ахметьянов Р. Г. Краткий историко-этимологический словарь татарского языка 2001 г.:
Ожмах «рай» - первичные варианты этого слова жомак, очтомак, возможно от согдийского wstmx «ожмах» или от согдийского ужалтмаг «биеклек, биек урын» (высокое место).
В казахском языке рай – жұмақ, ад – тозақ.
С точки зрения древнетюркского языка этимология этих слов, на мой взгляд, довольно прозрачная.
Жұм – сжимать, собирать, накоплять, Ақ – чистый (прямо и переносно), безгрешность, праведность, правда, честность, священность и т. п.
Рай - жұмақ – буквально – собирай, накопляй чистоту (праведность)
Тоз – с древнетюркского - пыль, с казахского языка – 1.изнашиваться, ветшать, 2. рассеяться, разбрестись. (Пыль на казахском - тозаң)
Ад - тозақ – пыльная (загрязненная) чистота (праведность) или обветшай, рассейся чистота (праведность)
Еще одно слово образованное от жұм:
Кулак – на казахском языке - жұдырық, жұмырық. Так же или с незначительными изменениями, почти на всех тюркских языках.
Кулак – жұмырық – собери волю, ырық-воля
По правилам тюркского языка, должно быть ақжұм и ырықжұм, поэтому возможно, это искусственно образованные слова.
Многие этнографы у разных народов алтая отмечали существование у шаманов особого языка. У тюрко-язычных народов, камы такую лекскику называли туjук сöс – "скрытые (или замкнутые) слова" (на каз. языке так же, тұйық – скрытный, замкнутый). Так же, традицию образования особых слов относят к биям:
Казахская пословица:
Түгел сөздің түбі бір – түп атасы Майқы би. У всех слов корень один, создатель его Майкы би.
В казахском языке есть устойчивое словосочетание – аталы сөз – важное, веское слово (убеждающие слова) - буквально "слова в которых присутствует предок". Усышав аталы сөз, казах должен был подчиниться (сөзге тоқтай білген).
Ухо - құлақ – раб правды.