Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      6

    • Постов

      56422


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      2

    • Постов

      28584


  3. Steppe Man

    Steppe Man

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      10896


  4. enhd

    enhd

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      7863


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 09/16/19 во всех областях

  1. Гурхан - это слово киданьское смысл "хан всего государства". Гүр - государство, империя. То есть это чисто киданьский термин и титул. Гуреген, көреген - это монгольское нормальное слово "зять". Тавнан, табунанг - это титул которого давали зятям чингизидов в основном в XV-XVII веках. Может быть стали много этих зятей-курегенов у всяких больших и мелких чингизидов и приходилось употреблять какой то специальный титул что ли. Вообщем нет единого или точного объяснения о происхождении этого титула и смысла самого слова "табунанг". Одно из самых распространенных объяснении - этот титул происходит от слова "табун ванг" или "табун унг" которое означает "пятеро ванов - пятеро королей" т.е. пять племеней у которых брали в жёны чингизиды это: Мангуд, Уруд, Жалайр, Хонгирад и Икирис. В общем зятей из этих пяти племен собирательно называли "табун унг" или "табунунг". После XVII века этот титул постепенно вышел из употребления. Монголи и чингизиды сдаюали свои позиции и влияния, а уже вышли наарену во первые места маньчжурские ханы, и поэтому их зятя стали в моде, а для них употреблялся уже маньчжурский титул "эфү". Многие чингизиды стали зятями маньчжурского хана и стали иметь титул "эфү". На монгольском языке зять - это просто хүргэн, күрэгэн. Так что Тимур күрэгэн - зять Тимур.
    1 балл
  2. На монетах писали "Темур Гураган", когда надпись была на персидском языке, и "Темур Кореген" - на тюркском. Рустан Рахманалиев. Империя тюрков Есть река р. Кореген подле Самарканда. Родословная Тамерлана //Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния. Москва «ГУРАШ» 1992 кöрäкäн = гöрäкäн — зять, жених. Радлов
    1 балл
  3. Это ваш взгляд. Самосознание у правителей Казахского ханства восходило к Чингиз-хану и Джучи, а не к Боняку, Котяну и Алп Кара Урану. Это потом транслировалось другим родам через эпосы и фольклор. И у каждого рода было свое самосознание (предки и родоначальники разные у разных родов), поэтому пассаж про самосознание тут излишен так как этот аргумент не обоснован. Не надо транслировать советский сконструированный концепт как историческое самосознание 18-19 веков. П.С. Язык кыпчакский был не а не половецкий. Не используйте "устаревшие" термины П.С.С. И украинцы со старкластером имеют право на то чтобы знать свое происхождение. Кем себя считать это уже личное дело каждого. У дворян вообще происхождение по мужской линии было давно фактом "самосознания"
    1 балл
  4. Интересная научная проблема
    1 балл
  5. Нашел это старинное фото в цветном изображении. Супер! Какое богатство наряда, даже лицо невесты видно, очень красивая девушка, хоть сразу замуж бери. Печатаю шепотом чтобы не услышала жена.
    1 балл
  6. Монголын ахуй - Монгольский быт. Мундаг! Күштә! Күшті! Керемет! Здорово!
    1 балл
  7. Казахи в прошлом в путь брали свой "пеммикан" , "сюр" - вяленое мясо, которое не портится и мало весит, его можно было употреблять сырым, а можно варить. А еще брали в дорогу "курт" - сухой твердый молочный продукт, который не портится и мало весит. Его разбавляли водой и использовали смотря по консистенции густоты как еду (кашу, суп) или напиток.
    1 балл
  8. Ув. Noion. Всем известно, что слово "гурган - гураган" выступает приставкой к некоторым именам личным тех времен, например: У Рашид ад-Дина упоминаются: Абукан-гурган, Салджиут-гурган, Салджидай-гурган, Буту-гурган, Улугбек-гурган и др. У Вассафа: Иса-гурган. Эту же приставку носил Аксак Тимур (Тимур-гурган) и его последователь мирза Мухаммед Улугбек (Улугбек-гурган). Эту же приставку носил Хайдар-мирза или Мухаммед Хайдар Дулати (Хайдар-гурган). И многие другие Академическая российская и советская историческая наука объясняет эту приставку однозначно, что это якобы "монгольское слово "зать", что собственно и продекларировал здесь админ Рустам. 1) Но так ли было в те времена на самом деле? 2) Являлись ли перечисленные влиятельные правители зятьями к чингизидам? 3) Почему все перечисленные люди тюрки, а не монголы? 4) Является ли эта приставка искажением халха-монгольского "хүргэн" (зять)и калмыцкого "күргн" (зять)? 5) Почему у монголов в прошлых веках зятьёв чингизидов, князей белой кости называли совершенно не так, а термином "табунан - тавнан"? Например, Турохай-табунан - зять Сэцэн-хана и др. 6) Почему эпитет, титул из казахского языка и созвучен и подходящ к данной приставке? (Көреген - дальновидный, прозорливый: Көп көрген - много повидавший, мудрый, опытный в жизни). Так, например, называет Аксак Тимура Машхур-Жусуп Копеев (1858-1931). Вопросов больше, чем существующий один ответ.
    1 балл
  9. А як же. ) Заметно, что не православные, не христианки, но яйца красят. Да что там говорить о русских среди казахов Китая, это вполне нормально, если даже в нашей сильно обрусевшей области до недавнего времени были такие же случаи. Например, у жены моего старшего брата бабушка по матери по происхождению русская из России, ее звали Анастасия, но она вышла замуж за казаха, ее называют Настен, она чтит ислам, совершенно не говорит по русски, только на казахском языке. И даже внешне на лицо уже воспринимается как казашка, хотя если присмотреться, то черты все же не казахские. Правда она давно маркум (покойная), а я написал всё в настоящем времени. Есть и другие примеры, но уже по отцовскому роду, один из которых взял в жены такую же русскую женщину. Это нынче в смешанных браках казахи мужья и казашки жены полностью переходят во всем на сторону супруги, супруга. Потому что не стало казахской "среды". Всё решает за людей среда обитания!
    1 балл
  10. «Казахское войско в прежние времена, когда появился на арене истории Чингиз-хан, называли татарским войском, это упомянуто арабами и персами». Ибн Рузбихан. короче, праздновать юбилей Золотой орды надо
    1 балл
  11. Первая сырдарьинская война (1508–1579) * Тяжело стоять высокому дереву в степи под снежными или опаляющими зноем ветрами. Еще тяжелей быть ханом казахов. В степи мало деревьев, еще меньше султанов, но каждый мнит себя лесом. Вот они, султаны, сидят полукругом перед ним, ханом Бурындыком, и хотят войны. Войны с его зятем Мухаммедом Шейбани. Вот сидит посланник узбекского хана и держит в руках письмо от дочери казахского правителя и жалобу Мухаммеда на набеги казахов на его города. А с ним рядом дерзкий и жадный султан Ахмад, сын Джаниша, одетый в намеренно оборванный, переливающийся красками радуги халат. Он похож на потрепанного павлина со злым клювом. Воины султана свезли к Ставке хана горы тюков с овечьей шерстью – их так много, что даже казаны негде поставить. Бурындык хотел бы знать, что пишет дочь о его любимых внуках, но взять ее письмо можно только вместе с протянутой ему жалобой. И руки хана, отяжеленные серебряными перстнями, не шелохнутся. Лишь губы твердо выговаривают шейбанидскому послу: «…и мы желаем, чтобы Мухаммед, наконец, отменил свои указы о запрете его городам торговать с нашими купцами. Торговые пути всегда шли по нашим землям. Теперь же мы не можем продавать персам ни шерсть, ни кожи, ни коней, ни овец. И наши люди не могут купить на ваших базарах ни стали для клинков, ни тканей, ни зерна. Не желаете торговать с нами — пропустите нас в Персию. Но уже несколько раз наши караваны были разграблены вами под Хорезмом. Мы будем ждать ответа не более трех лун». Посланник Шейбани хотел сказать, что сидящий рядом с ним султан сам уже не раз врывался в города Туркестана и грабил всех, кого встречал на пути. Но говорить ему не дал жест хана, велевший немедленно встать и уйти. Когда султаны остались наедине со своим повелителем, они сразу громко заговорили: «Хан Мухаммед трижды издавал и снова отменял такие указы! Что нам от них? Пока города Туркестана не станут нашими, народ наш будет по-прежнему беднеть и унижаться! Мухаммед не смог нас убить, так хочет на колени поставить. Мы не хотим жить в городах, но и без городов жить не можем. Все пашни и арыки – в городских вилайятах. Не сеять же нам самим просо и рис! Дадим войска султану Ахмаду, пусть он вернет то, что было нашим! Война!» Бурындык молчал. Потом страдальчески произнес: «Похолодало». Тут же стоявший за его спиной слуга развернул серый хала, сотканный из верблюжьей шерсти, и с благоговением накрыл им плечи хана. Это невзрачное на вид, но прочное и теплое одеяние как бы говорило: люди, вы хотите войны, чтобы носить парчовые халаты из индийской ткани. Неужели ваши женщины разучились ткать? В плавильнях Жезказгана много железа, но вы хотите сабли непременно из дамасской стали. Разве на Или мало заливных лугов, где хорошо взойдет пшеница, но вам унизительно стоять за сохой. Люди, нет в мире таких сокровищ, которые оправдали бы своей ценой войну. И всегда у всех достаточно простых и добротных вещей, чтобы жить в мире. Султаны не знали, что ответить хану, лишь султан Касым, молчавший до сих пор, произнес: «Если мы не пробьем опять караванные пути из Китая в Багдад и к франкам, сюда придут другие народы с одной лишь целью – все равно провести купцов и караваны. А нас перережут, даже если снять с нас будет нечего, кроме шкур». Бурындык не взглянул на брата своего Касыма, сына хана Джанибека. Только сказал: «Война». Трудно быть казахским ханом. Еще труднее им не быть. Но Бурындык твердо знал, что когда-нибудь он скажет воинственным султанам: «Нет! Я хочу быть со своими внуками». * * * Пятидесятитысячное казахское войско переправилось через Сырдарью. По описанию историка Ибн Рубихана, «сын Джаниш-султана по имени Ахмад с благородной знатью, казахскими богатырями и именитыми султанами направился на области Самарканда и Бухары». Готовившийся к войне с Ираном хан Мухаммед развернул в Хорасане свои войска на север. Но к этому времени, взяв несколько крепостей и проведя кратковременную осаду Самарканда, султан Ахмад вернулся на правый берег Сырдарьи у города Узгенда. В числе пленников Ахмада оказалось несколько тысяч мусульман. Рассерженный узбекский хан необдуманно объявил казахам газават – священную войну. Это поспешное решение, обвинившее единоверцев-тюрков в том, что они стали неверными Аллаху, крайне затруднило ситуацию. Стало невозможно, как прежде, уладить все путем переговоров и взаимных уступок. Так началась самая долгая война между Казахским ханством и государством Шейбанидов. 19 февраля 1509 года шейбанидская армия начала переходить Сырдарью. Она была столь многочисленной, что переправа растянулась на три дня. Уже на правом берегу к 50-тысячному войску, состоявшему в основном из жителей Мавераннахра, присоединились еще 10 тысяч всадников и 20 тысяч пехотинцев султана Кучума и 10-тысячный корпус султана Суюнджи-Ходжи, включавший, по словам Ибн Рубихана, «чистых по происхождению узбеков», наиболее боеспособных в те времена. Своей ставкой Мухаммед Шейбани избрал местечко Кара-Абдал. Он отдал приказ своим полководцам двинуться в десятидневный поход вдоль реки. Там они настигли султана Ахмада, скрывшегося на землях своего отца и, видимо, уверенного, что хан Мухаммед не решится вновь воевать с казахами. В начале марта 1509 года произошло кровопролитное сражение, в котором полураспущенное казахское войско было разбито и рассеяно по снежной степи. Раненый Ахмад был схвачен и казнен, его голову отправили в Мавераннахр на публичное обозрение. Его отец Джаниш, также получивший рану в бою, с остатками войска ушел к ставке казахского хана Бурындыка, расположенной в ауле Аб-и-Сыр в пятнадцати днях пути от Каратала. Ибн Рубихан писал, что остальные казахские султаны, «вследствие снегопада, льда и сильной стужи», не имели известий и представления о положении друг друга. По всей степи воцарились паника и смута. При появлении узбекских отрядов казахи поспешно отступали, давая возможность войскам Шейбанидов захватывать огромные стада скота и много добра. Одних пленных для продажи в рабство было взято не менее десяти тысяч человек. В это катастрофическое время руководство военными действиями принял на себя султан Касым, который раньше командовал конницей в войске хана Бурындыка, потерявшего свой авторитет из-за военных неудач. Прежде всего, Касым старался всячески поддержать сложившееся у хана Мухаммеда и его окружения мнение о том, что казахи окончательно разбиты и не способны к дальнейшему сопротивлению. В течение года он заново сформировал погубленное султаном Ахмадом войско. Особое значение он придавал разведке и поставил во главе ее батыра Мойынсыз-Хасана, ставшего впоследствии легендарной личностью. Султан Касым старательно избегал столкновений с узбекским войском, заняв оборону в горах Улу-Тау. Там же находилась его не укрепленная ставка. Зимой 1510 года хан Мухаммед Шейбани начал наступление на султана Касыма силами 30-тысячного войска своего сына Тимура. Он считал, что это соединение успешно справится с задачей. К тому же в этом войске принимал участие султан Убайдулла, герой прежних сражений. Султаны Тимур и Убайдулла легко взяли ставку казахского военачальника и даже не обратили внимания на то, что она была отдана им без боя, что на протяжении пятнадцатидневного похода они не встретили ни одного казахского отряда и даже ни одного мирного аула. «Затем, — пишет современник этого похода Махмуд бен Вали в „Избранных летописях“, — так как они не имели опыта или же вследствие того, что посчитали врага презренно ничтожным и попранным, они в течение нескольких дней предавались в ставке Касыма веселью, развлекались с розоволикими девушками и по беспечности полностью забыли о враге». В этот час и напали на них разведчики Мойынсыз-Хасана. Внезапная атак этого малочисленного, но отлично обученного воинскому искусству казахского отряда вынудила узбекских султанов отступить и срочно заняться наведением порядка в рядах бойцов. В это время «вышел из засады главный касымовский корпус и много людей пало на поле брани, а вооружение всего узбекского войска попало в руки казахов, — рассказывает Махмуд бен Вали. – В жалком положении султаны соединились с Шейбани-ханом. Но враг пришел следом за ними и погубил множество видных людей». Мухаммед Шейбани вновь потерял многие города Туркестана и ушел за Сырдарью. Там в ноябре 1510 года он погиб под Мервом. После его смерти почти все завоеванные им в Средней Азии земли перешли в руки Бабура, потомка Тимура и основателя Великих Моголов. В борьбе с ним племянник Мухаммеда Шейбани султан Убайдулла одержал победу в битве при Куль-Мелике, после чего власть Шейбанидов в Мараннахре была восстановлена. Ханом был избран престарелый султан Кучум, сын великого правителя Узбекского улуса Абу-л-Хайыра. Отстояв независимость своей страны, осторожный и дальновидный Касым не спешил, подобно несчастному султану Ахмаду, переходить широкие воды Сырдарьи, а посветил все силы укреплению казахского государства. Без особого шума он выпроводил старого Бурындыка к его дочери, жившей в Самарканде. Вслед за этим Касыма избрали ханом казахов. Касым с боями расширил границы ханства на северо-востоке до реки Жайик, а на севере – до Каркаралинских гор. Он обменялся послами с великим князем Московского государств Василием III, заключил союз с монгольским ханом Сайидом, поддержал Араб-шаха в его стремлении отделить Хиву от Шейбанидов. По тем временам Касым был правителем большого норада: численность казахов достигла миллиона человек. Казахский хан проводил осмотрительную политику. Но он был очень заинтересован в господстве над Туркестаном, поэтому и после смерти Мухаммеда Шейбани Сырдарьинская война продолжалась с не меньшим ожесточением. Только в 1516–1517 годах Касым отразил два похода узбекских войск и сам не раз устраивал наступления. Основная борьба завязалась вокруг Ташкента. Известно, что первая попытк Касыма взять этот город окончилась неудачей. Хан был в сражении ранен и сбит с коня. Правда, в результате этого наступления казах вернули себе Сайрам. ____________________________________________ * По книге Ш. Кусаинова «Казахи. Колесо и стремена истории: Книга о великих ханах, кровавых битвах, предсказаниях и законах». — М.: Леном, 1998.
    1 балл
  12. Казахи не утратили наследие головного убора своих предков, а предали забвению. Головной убор был практически вплоть до начала 20 века. А у монголов этого наследия не было совсем, что обосновано в этой теме, а потому конечно и утрачивать им нечего. Традиции охоты с ловчими птицами у них тоже не было и нет, но об этом здесь оффтоп, а подробно описано в одноименной теме.
    1 балл
  13. В письменных казахских источниках того времени...
    0 баллов
  14. как раз Шойгу и вдохновил. Только я думала он тувинец (или я не понимаю разницу?). Очень искренне желаю Калмыкии стать богаче, всего-то для этого и нужно перевести в Элисту финансовые структуры РФ (главные). И так же искренне желаю не уподобляться Москве.
    -1 балл
  15. ! Я, конечно, не историк, ув. Steppe Man, но по-моему, это реплика из очередной серии "Санты-Барбары". На эту тему есть еще какие-то подробности? Гумилев предполагает, что он был в плену, и об этом. как о не очень приятном факте, принято было умалчивать. Он сопоставляет ряд событий по времени, и получается, что такое вполне возможно. Хотя, это только гипотеза. Прямо, как в басне "Лиса и виноград". Конечно, для истории ЧХ было бы важнее выиграть одну единственную самую раннюю битву, а остальные проиграть. Кому то очень завидно... И тому до сих пор есть живые свидетели... Кажется, похороны сознательно делали тайными, отсюда и сопутствующая скромность церемонии. А могила разве уже найдена? "Как гласит легенда, умирая, он велел, чтобы его похоронили в секретном месте. Скорбящие воины несли мертвое тело, убивая каждого, кого встречали на своем пути. Когда Чингисхана наконец похоронили, воины пустили тысячу лошадей по его могиле, чтобы не оставить и малейшего следа захоронения. За 800 лет, прошедшие после его смерти, никто не смог найти могилу Чингисхана."https://www.bbc.com/russian/vert-tra-40684293 Правообладатель иллюстрации Samuel Bergstrom
    -1 балл
  16. если у Вас есть такие данные, почему Вы умалчиваете. Я не нашла, дайте ссылку, если такое существует. Вы можете считать, что угодно, хоть овец перед сном... Я привела Вам официальные данные вместе со ссылкой на источник. Если Вас это не устраивает, Вам нужно обратиться к французам с просьбой переписать их историю. Даже русское слово "быстро" нашло свое отражение во французском "бистрО", казахских слов после 1812 года у них не появилось, как и других следов пребывания "конеедов". И правда... если бы не переносили, то представители этих этносов не спорили бы с Вами, ув. АКБ, здесь на форуме. Видимо, Ваша альтернативная история их тоже не устраивает иногда. Вы ведь мало еще на историю какого народа не замахнулись.
    -1 балл
  17. А как же я тогда увижу осуществление моих "колониальных планов"??? Я предложила Вам такой способ, так как заранее уверена в исходе дуэли. Вы ведь знаете, как я коварна., дорогой АКБ.
    -1 балл
×
×
  • Создать...