Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      5

    • Постов

      17681


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      3

    • Постов

      28599


  3. Аrсен

    Аrсен

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      5179


  4. Samtat

    Samtat

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      4611


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 01/06/18 во всех областях

  1. Ну так Турсунов наверное намерено показал "хулиганистость" главного героя. Но те, "упакованные" на снегоходах оказались еще больше отрицаловами. За что и поплатились! Короче все познается в сравнении. А таким макаром можно до любого режисера докопаться
    2 балла
  2. Какой то идиотский подход классический казах и т.д. Вообще о чем ты Махамбет? Что думаешь, слушающие с упоением айтысы и говорящие только по казахски не дербанят твою страну по кусочкам? Неужели ты такой наивный? В этом плане Турсунов не спец петь осанны властям, даже наоборот. Так же как и его покойный учитель Герольд Бельгер! А баблишко всем нужно в том числе и Турсунову и Тлеухану!
    1 балл
  3. Шал - это шедевр. Я думаю, многие согласятся!
    1 балл
  4. Скорее всего. Реакция глупых, серых людей, которым невдомек что сюжет фильма повествовал о временах 1000 летней давности. Реакция то шла о том что в фильме рассказывалось якобы о казахах.
    1 балл
  5. Уральск. Впрочем какая разница откуда она родом? Ясно одно, позор нации!
    1 балл
  6. По-бурятски буквально "старшие братья", т.е. множ. число от "аха" - старший брат. Ну, в целом вы не особо ошиблись: я русский ровно наполовину, по маме (эхэ). Отец (эсэгэ) - бурят-монгол. Впрочем, менталитет у меня в целом-то русский. У меня бурятское что: внешность более-менее монголоидная (точнее метисный тип с преобладанием монголоидных черт), неуёмная тяга к монгольской истории и языку, сопереживание за братьев по крови (в первую очередь монголов Монголии и АРВМ вместе с ойратами Калмыкии и Синьцзяня + братья-тюрки, а именно казахи, тувинцы, якуты, алтайцы, хакасы, кыргызы и некоторые другие, кои для меня, по крайней мере, в равной степени именно братья).
    1 балл
  7. Уважаемый кылышбай, мне кажется вы вообще-то не поняли о чем спор, вернее уличение одного местечкового знатока во лжи Я ни с кем и ничем не мерился. И не хвастался в своем величии и умении в "скотоводстве", "согымоводстве" и т.д. Я уже не помню какие еще ярлыки он на меня приклеил Привел в примеры о существовании слов - Тентек, коктем, тымак. Никто из казахов Монголии и Китая не называют "тымак" малахаем. О праздновании Наурыза казахами Монголии, Алтая и Китая. И в ошибочном названии лука - сарымсаком. Думаю это из-за русификации и потери знания казахского языка. Что и требовалось доказать. К сожалению, я понял, что ему доказывать - это бороться с ветряной мельницей Он все мои реальные факты отрицает и переходит на личность приклеивая ярлыки. Я решил больше не реагировать на его тентековские шалости
    1 балл
  8. Эта река Керолен упоминается в казахском эпосе о событиях преследования джунгар где-то у казахско-китайской границы (в моей теории там находился улус Чингизхана). Эта местность Керолен упоминается в этой книге топонимов на территории бывшей Талды-Курганской области или опять же где-то у казахско-китайской границы (в моей теории там находился улус Чингизхана). Может быть до сих пор та река носит это же название. А может она сейчас стала какой-нибудь "Керуленкой", "Белой", "Каменкой" или еще переименована как-нибудь. Надо спрашивать у местных, у того же RedTriangle.
    1 балл
  9. Я часто ездил с бабушкой в детстве по всему Казахстану. То на похороны, то на свадьбы. Бывало приглашающие просили остаться и мы могли месяц жить в ауле. Иногда она просто выезжала на лето по приглашению родственников и мы с ней жили в юрте на летнике (жайлау) у чабана Я естественно даже когда жили в ауле успел сходить на "койдын кезеги" когда очередь по выпасу овец выпало на хозяев дома
    1 балл
  10. Есть еще научные выборки но я их не в праве публиковать
    1 балл
  11. 1. В наших выборках главное шежире 2. Вполне, ведь их предки первые тогда примерно и жили 3. Общая статистика в ФТДНА такова: 27 адайцев, 12 алаша, 8 алтынов, 5 байбакты, 11 бериш, 2 есентемир, 1 кызылкурт, 1 маскар, 6 шеркешей, 3 тана, 3 таза, 4 ысыка, 4 жаппаса. В общем если будет возможность берите ДНК у этих родов: есентемир, кызылкурт, маскар, тана, таз, ысык, жаппас. 4. Туленгуты разнородного происхождения.
    1 балл
  12. Генетическое тирамису, вишенка на торте генетических подсчетов
    1 балл
  13. time to the most recent common ancestor - время жизни последнего общего предка.
    1 балл
  14. Попробовал накидать общую санжыру из МИКК. Очевидна близость правого крыла кыргызов и моголов. https://www.draw.io/?lightbox=1&highlight=0000ff&edit=_blank&layers=1&nav=1&title=Kyrgyzdar.html#R7Z1dc6O2Gsc%2FTabtRToIkIBLO872XLQzncnMOe0la7OOu47JeMlutp%2F%2BgJGwQJItstELQtkZr40xxvqLH3r0vOgmunt6%2Fe2YPz%2F%2BUW6K%2FU0YbF5votVNGII4RPV%2FzZbv7ZYUpu2G7XG3wTudNzzs%2Fi3wxgBvfdltii%2B9Hauy3Fe75%2F7GdXk4FOuqty0%2FHstv%2Fd0%2Blfv%2Btz7n24LZ8LDO9%2BzW%2F%2B021SP%2BFWFy3v6fYrd9JN8MUNa%2B8zFff94ey5cD%2Fr6bMPp0%2BmvffsrJsfAP%2FfKYb8pv1Kbo%2Fia6O5Zl1T57er0r9k3bkmZrP%2FdB8G533sfiUMl8AIUwKTZ5ka7TqNjE%2BS1sj%2FA1378U5CecTrT6Thqn%2BX3P7Bfh7%2F5aHKviladS%2FpEc4fxL6x5UlE9Fdfxe74c%2FFcXtx3DfiQJ8Ct%2FOSoQBbr9HSgWIt%2BVY%2FG135HMD1E9wG0i2B2LbYxXcZIubFbhJo%2Fqd5uXy%2FvQY4Y3N82X91s%2Bn14DaY0k%2BsDg9ts9X5Hm9c%2FgL09zfHndV8fCcr5vX3%2Brr7SZaPlZP9S%2BoPxAtT52t2OBXXX9qXqzLp926fh40b1TH8nPXmevWX37a7fd35b48nr6GdNN6e3moPuRPu33T%2Fv8tjpv8kNeb8%2F1ue6i3rGvBi%2FozS7YHCDvTsEuw0hvRNrne1%2Bv2fG6e5uuqaailtBgBLUZwUQzAinF3%2BhshRntEcoRDeSjeW6GO7b2LkwCb1i9m5YtUyJdagKoksIhVGZ9VLVkCCkZLhj6RS9hJBfJagh1yzcyZO%2FIS2ccdciomwVOfUx88aWIQPIAzamzIc9cfHNHDIHdo03UHW3HDGcLODTcjNLKQNxLj1JY3Fy8UQRs3TbKrLd8Fbuun3WbTHHXQ1rVawelv1GWmkIBpgHoKxVlskoCcwWh9DSxSyraDp8eYGImnMdn7cHD0haeEg4lAWls4yBkez46D8hrZx8FQYtysetwVp8CicVf3u1iL7zTHdG12qntvNa95qa4nWYoq0rHnjKoRGlmIKol7zfyGbIOJ%2FTg1OVkWce4m2GbtMLn66fRfShjpzmCt66CWEjDi3NlmR0B5jewjYCRxC9PtSDQ6VosiPm9iMgyjBmfNI3RpwNX1BltxIzGl6zpuRmhkIW7Yy6XYbIsH%2FLI8Vo%2Fltjzk%2B%2Fvz1sEVQ2m3zz8W%2B2UXyjFoy%2BKwWTQxJvWWj%2Fty%2Fbnd9GG3Jx8XKNVsxqEuIOReicz4LV41%2Fy6Nyr6UL8d1IWgVEjqTH7eFSHY8i9a01kXNj8U%2Br3Zfi963v6%2BGyGv4Ng0zezRMvYZCfS5qSA5kg4iZF%2FFtIhJHqAUixqxzwYvYXWWXVUztUZENzPEqkjHLRRGJvWWDiLEXUSzQZRUDe1S0ITR6EG8YAqNhP2yDNDMatKMpuSWub8qt1PqasgWZ7ah3aB8TpkEnPOcRWx79LDFB5%2FqUxwiJjE95rAFKPq03YB0HEVhDKxI1BjQCkUYaDdtDkKixpMNtLsAI0NDqhehMPTxa1HHswNLw7OaXk%2FF2faxjko0ZGQaRJM7HOEfX3LaDIJZMCxLD4wx47ErLGJ7dDLMy3i6QdeQBgBFrjIkd9IUrXnfVX83mXyF%2B9Td%2B55%2Biqr5jOzl%2Fqcp60%2FnYv5flM95PSDjaJBbw4v1sXfzRP8tdfRbnGMbhsI2kNZNDtBY5%2FtRAk%2B403iYTe01NT6Z395jJyRQG%2BmTixCrwb%2BRzCl8b5lzFSWhubMFLQjsne7YDiTtqOMFOQU4nek3YPS0dSUiY5o6PJEYoZN9QQiJfzsMPQoOGFS8jjq7KcY6iY8MRJow9JBDTEuxJWP%2BuY09eIfuw51MWJLCHYoPY4yXANUmmITNfHWOnmkPwsythgZFmfvkKP6CQdfAjann4XYJfYnIyPRTkT%2BDZ8ts%2BCd%2FRZ2cD%2Fbr%2BaSn95pc%2B8QMK2Uc%2F6ViCOdOvq%2F5p5AoThDd0U3xdhTeXBn2h3bEKoQ9WGKGQfdiTDleYE%2FaGdZUgqXhi5Arjh1AsQpwie%2FZyTD9HX9g97YQfr37C3OA34YAJmQILHn4IIXPw45VQWEnU83UHgZFIWEsQKBEm4TgCRyhkHwKl6%2FjOGYEJNIlAfmHhWYz%2Fuu5pKfzmV1b4BxSyD36%2BqLAE%2FNLYJPz4NYUdn%2FOL7CojzJze%2FKoI%2F4BC1mEvlpi18NjLIoPYi%2Flp5U0p9c63u3CkiLqwe9oJv5gzIzEz%2BI1QyD74%2BbSO61VCIeIIpO0CE2R1xP0hX%2F08JFZvvcWlIOfY7twOmSIwrhNwwrkdsc%2FtuE5ARDq5kQtMnNrh%2FIxfbHeCR%2BwTPEYoZB%2F7fILHdfYlkUH2kWMO2bdi8jucGvHZndkBfWbHCIWsox6UmLKYPfXS0CT1BIkdd5SFCyn2uRfm0vVRSwnosztGKGQfAX12x3UCZsAkAQXJHe2sH2Lm%2FgJHCxxAu9M9oE%2F3GKGQfRz06R4SWW5mQSiomKl6jTQr4Gd3ugfizE3MDX4TTvdAPt1DAn4gCDgSabvEOFMV53yPkDZ%2B26rBgPKDZA6hEIkEtgSFPu1jhEL2odCnfUihMDOJQn7ex6DAH166gTaTU1z65WwyJ6fdWoDWj%2Fc9O9ohZtqdLYJ8tsgIhexjps8WkWEmSE0yU5AuAqnlJiJiNl9AIsqfGhkPH788n5oP7euTXm52X%2Bun2%2Bbpz2TBnG48mhEU3zGeavJFIaExDuOhXNmngO5fyBfVP5v6LpcIbXdiC%2FKJLSMUso7QicT8zAwJzaxQFoTmCJ0IFkycQ83%2Brn%2FaST%2BylMOM6TdCIfvo5zNbJNL6QED0MHKJCXJbFtQ4MeaUs1k5Vss1sTvDJfEZLiMUso%2BEPsNFhoQgyAySkJ%2FjsgB97nXmsnuZLondmS6Jz3QZoZB9DPSZLlIMzAwyMOXMV%2FQYSBe3CZx2d3fd1U4YphKhI67DcMIJMKnEzMb8YAiDgesmTgxW90%2F5KTALSOIe2yWdqGDws7%2Bly5GhY8MXZId%2B7JA7zOx6taXM9CkzIxSyj5k%2BZUaGmUbXAE0FSTNstOSd29GSqd1ZM6nPmhmhkH0o9FkzEtmDWWoQhIKkmRWFwKRnVTvEPruTZjLOJMfc2DfhpJnMJ81cZx8IiPVq5ArjzG7gacQuUDyjnq%2Bo5ZFJKVl3cJiJRLYEhz5xZoRC9uHQJ85I4BAkJnEoWC9F7FXphWxD2mqmHqFz4YiZ3ekymU%2BXGaGQfaT06TISpAyRSVIKsmWuprXMiJF2J6xknHmPuTFywgkrIJCYHPGQjKBBSIJAkLFCV%2BNeUY5pyCMm7Zh2iY%2FnHmwnIAHJdZoxIcdoZByREnJZDURp%2BnHYKQ3EONLodBaUpsWulZ8oq3pqdRg5WtGahOYwNo%2FQmbe1v3FETT0wRguiYKgRUYIwmAXj9Fj0LNuzG2RqNRauXDnQHLnmEenytvY3Tq6px7FoIRcCGskliFuhyRX2Z%2BNc4lRqjlPkqps3qAQCGAcVmHrUiRZSJYFGUgGOZY5jjdvAYroooUuQAgans8A8okXeqIB5TE09GkQPpjKdmBJUTeUUkHYMU7FBTM0jVOONCpjH1NRDMbRgKk11YkoQekGXfVowhaCmFqd77YJJDCJrHpETb1TAOLJCCfPcIyvTmbAf8uMgrlQr6axCUo%2FeKYKJAlm06MExyOdHsCuhRAYJxtZrLDbb4gG%2FLI%2FVY7ktD%2Fn%2B%2Frx1IAClTPG6q%2F5qNv8K8au%2F8Tv%2FFFX1%2FWH370nml6qsN52P%2FXtZPuP92rNpTkF8N8BnXL4c13gvFMKk2ORFuk6jYhPnt0Dg2zgW%2B7zafe0fnNd%2B%2BKN%2Flrv6a89kG5SRj0kdanKIKj9uiwp%2FaqBCdxpywrDxVxMUhgnyERgf76wLjNXpwq5k54IughHWO%2BuCInW6IBd1Ed033lmXBKjTJXFSl0iLLqlCXdgwOBd0QVp0yQJlukTARV3a5WLV65Kp04U1WxzQpV3IUrkuIEjUCeOEBcNfVk%2B9MEChMN7tyF3nBvQViHRO6EcCv%2BOsJvQjgz7IyPsgLyhgfDos8j5IGWZpLcEbCZyQdKlxkrJ4zm%2FsVjN0ilwGXZGRd0VeUMA4uWLWZ%2BXCMFgQ%2Bvvew%2BBQneEYO2nQJ4I7xo8Kw6wCqc4%2BiZ2w6CNFhiJzy1fn6oqnviSgkkEXU8Nb64KosWAJwFH1dSTXpz6lEeFyPotbUttnGJLhxrLTV4YXscCvoEXyeSwn%2BEYFzA%2Fwpr5coCZKZjopyV8e8NJiL07RSuBt09L081j4740KmKcVmwM8wcG1JnMUgYHVo9AchU6Yo7GaeCUkXGtMgRDePSZzP0fEZaXjpgIF7rGZFDqABh1j0DvGLihg%2FH4OvWNMhlZJyJFE2SUjcIxdKCjlXvk7aNAlBr1L7IICxpmFfHaeDLNSniTKauAJyhSverMkztIKGczEQ6GnlVgB87TyXjAZWmWBRnsQ8b1gi5C1B6e%2Fcu21C8egawp519QFBcyjy7umpNCV6RxoCVxT7eDq%2FvT44Za3AqOr3ipk0FuFvLfqggLmASZhyHuAhUGqEWAkEpBfyAVStEpJvFG7oE1EISzBO7gFMkEypRZVJErezgBkAgWMgyxh1Zigd5dZmVxNtj3j7VVYNiRxMks1VZNuzwiDQnXCOFFnB6qJAmeESNQVPkicKKwDFUUIMUKoixBKnKikg9QkqDBCdPVYFQjhROkcpKbkFyNEpi5UK3GiVg7SEzMXBuoyhRInokqBmnsEYOquqhOCTARMXAg1oyZGiFShEE6E87artqgXIlF3s%2BaUGpigEGrKdDE6IIU6OGFoq7GrWR3UmXOpE3a1moknRgeors5j6oRZLVjuXr0ysbqZp9QJO3uoTKZpcBupKyWcOmF3M8JoGuyG6ibROdGgLgijafALFFohTtjljHdD02hY4YRJ5oSdzlQT1jM8ztRZKZkTZjuji57hssLq26R4hGO6qFlFYKiLwmr1mRNW%2FVAXRVnsQ10SdTZM5oSVz%2BiixmU11EXhaiiZE1Y%2Fs6xTpAdkEKoTxofKcwLm0gD1BACdqacjppGEUgxD5bmBpIHreT6ZwTD5zIfJX1DAeHRp5sPkZeAVkWBPLSsEB%2Fw4%2BSymEn3umHVOHaubmRkMice%2BiNlTy9aYeEDq5npsXcRWjLRii5PuPsTWknq%2BcgtYuFOaIpZE7Tn3iSXUwAJkSSS8e2QBCEOdyOLY7sOU6gW2EBchlaZ4R1mLznFM4FbWo4hEVbo5cEyggQUckzDoPccAirVyjGPGrwKyAsM9nu9yDFOCsCQtDQ44JvocMSXQwDymgBPueMZdoijRJBvgC6qLXwGAvVImqAyzTLmayKKhMEhdKB4ATnrkI4FF%2BM7CJOo8vwA46ZJXtMzZUJhUXagEAE745Blh9NxjMnWxRQA4GYgfq8mQGAoDAnXReAA4GYmfqAkvYpVRVyMCACdD8RM1AXmMMkBdZDEAbsbiq4n8YpQJ1VWRAGSiaNrKZJqukUhdEB4InbD3ceiHeilihXZk6ISBj93Z6qWACi3H0AmTHrvp1EvxfkXp6pfHsqzo3Y%2F58%2BMf5aZo9vg%2F
    1 балл
  15. Снова начались наезды на восток? Вы много там бывали? Может даже работали, жили? Вот например я знаю что здесь в местах готовят ет без теста даже. Просто мясо под мясом. Вы такой "бешпармак" видели у себя?
    1 балл
  16. По-моему многие, большинство языков мира имеют заимствования.
    1 балл
  17. Какие критерии определяют естественность и неестественность заимствований ?
    1 балл
  18. "Туземцы раньше и теперь"Очерк В.П. Наливкина Издание А.Л. Кирснера Ташкент Электрич. типо-лит. «Турк. Т-ва Печатного Дела» 1913 г. Посредствующим звеном между оседлыми и кочевниками являлись полукочевники, курама в бывшем Ташкентском вилаете, (в долинах Чирчика и Ангрена), так называемые узбеки в теперешней Самаркандской области и кипчаки и каракалпаки в Фергане. В политическом отношении, в особенности в течение последних 30-40 лет существования бывшего Кокандского ханства, безусловно выдающаяся роль принадлежала ферганским полукочевникам - кипчакам. Упрочив на почве вышеуказанного разумного сочетания скотоводства с земледелием свое материальное благосостояние, сплотившись в прочно скрепленную родовым началом политическую партию и не утратив, подобно сартам, присущий их предкам дух воинственности, кипчаки в течение всей первой половины неудачного, дважды прерывавшегося, царствования Худояр-хана держали в своих руках судьбы внутренней жизни ханства, омрачив, к сожалению, этот период кипчакского самовластия длинным рядом насилий над сартами. (примечание : В конечном счете оседлое население Коканда под предводительством Худояр-хана в 1851 г., восстав против кипчаков, устроило их массовое избиение. См.: Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии (XVI - середина XIX в.). М., 1958, с. 211.)
    1 балл
  19. Ну и чем отличается согым севера от согыма юга? Кусками? Вкусами, Поеданиями. Или другие животные пойдут под согым?
    0 баллов
  20. Разрешите теперь мне наверно как единственному выходцу из казахского аула и бывшего скотовода прокомментировать скачанную неизвестно где нашим Арсеном статейку. 1) У нас "сыбаға" это не только доля от соғыма. У нас "сыбаға" это вообще любая доля в каком-то забое скота. Например, если летом я режу барана на мясо, а мой брат учится в городе, то я оставляю ему его долю. 2) Но в любом случае "сыбаға" это не часть туши как это может понять прочитавший скачанную Арсеном статью. Ни в коем случае нет! Сыбаға это лишь символическая доля от какого-то мяса. Например, при соғыме сыбағой может служить какой-нибудь жілік (мясо на трубчатой кости) или небольшой набор из разных мүше - кусок қарты, один или пара шұжықков и кусок мяса. Говоря самым грубым образом, размер сыбаға составляет примерно от объема для одной варки до объема нескольких варок или одной средней сумки. 3) Слово сыбаға у нас часто заменяют также ласковым термином "бүйрек", если речь идет о доле младших братишек или сестренок находящихся вдалеке. В таком случае эту сыбағу или бүйрек часто передают через кого-то, кто едет туда. 4) И вообще автор статьи плохо знаком с настоящим соғымом. Потому что сыбаға это не доли любых родственников, сватов, почтенных сородичей, аксакалов, почетных гостей, уважаемых людей. На сыбағу как на обязательную долю у нас имеют право исключительно ближайшие люди - родичи и друзья, временно отсутствующие на момент забоя лошади или барана. Грубейшая ошибка автора статьи. Шеке - это варенная голова лошади (жылқының шекесі). Бас - это варенная голова барана (қойдың басы). Сразу видно что автор статьи из теплого региона, где мясо чтобы сохранить дольше в основном коптят. Жая - тоже термин сугубо юга, не знакомый скотоводам степнякам. Только в последние годы с массовым переселением южан на север и северо-восток в связи с переносом столицы южные термины и обычаи стали проникать в наши края. Потому что в наших краях казахи никогда не чтили и сейчас не чтут мякоть без костей. Поставить гостю сваренную мякоть мяса считается позором. А для нарезанных в блюде кусочком мякоти (после преподнесения гостям кусков мяса на кости) у нас есть другой термин "қара кесек [ет]". Насколько мне известно, на юге жая - это мякоть с крупа лошади, которую они опять же коптят. Точно автор с юга, не знакомый с настоящим соғымом и частями лошади. Қазы - это не реберное мясо қабырға, қазы это самая ценная часть у лошади у казахов испокон веков, это брюшной жир срезаемый вместе с нижними ребрами и который у нас едят свежим. И это самая главная часть в блюде мяса для гостей. А в кишки этот жир опять же заворачивают и потом коптят исключительно на юге чтобы дольше сохранить из-за климата. Поэтому у них эти колбасы получили название по своей начинке - қазы. А это что такое? Может быть нам выходец из "скотоводческого" региона Арсен объяснит? Явно автор статьи писал реферат насобирав информацию тут и сям, про разные упоминания, про разные регионы, про разные времена и эпохи, про лошадь и барана, все свалив в кучу. Кажись на юге у автора под этим термином скрывается описанный мной чуть выше наш конский брюшной жир қазы? Казахи конское сердце гостям в блюдо кладут, оно очень вкусное и это часто неотъемлемая часть блюда для гостей как и конская печень. Его как и все принесенное на дастархан кусками мясо молодые мужчины режут перед гостями на виду у всех. На "камеры", "желудочки" или "клапаны" (үлпершек) сердце не делят, не хирурги ведь. А тем более не фаршируют сердце. Это уже что-то из оседлой кулинарии имхо. Блюдо казахов скотоводов - это исключительно варенное мясо. Опять ошибка. 1) Не ""тоқпақ", а "тоқпан". 2) И это не мясо для гостей и уважаемых людей. Потому что гостям преподносят на блюде мясо с задних ног (жамбас, асықты жілік и др.), а не с передних (тоқпан и қар), которое рацион домочадцев. К тому же автор опять автоматически путает и переходит то с конины на баранину, то сам не замечая (или не понимая?) обратно. Хотя термины для их частей мяса порой разные. Правильно не "кәрі", а "қар". Төс (төстік) уважаемым гостям не кладут. Төс (грудинка) это угощение для күйеу бала (зятьев). Правильно говорить в отношении бараньего курдючного жира "құйрық май", а не просто "құйрық" (хвост). Варенный бараний құйрық май вместе с варенной печенью (бауыр) самое главная деталь в церемонии сватовства. Есть обряд "құйрық-бауыр жегізу" (дать отведать сватам курдючного жира с печенью) припевая специальную песню об этом. Язык (тіл) гостям никогда не подают. Ни конский, ни бараний. Это аксиома. Такого термина для частей варенного мяса на блюде вообще не существует. Сирақ - это термин при забое скота, обозначающий ноги целиком или 1/4 туши (бір сирақ ет). То есть это название для сырого мяса ног на кости, не разделанного на части (мүше). Представляю картину, Арсен обращается к своим гостям - сирақ жейсіңдер ме? Опять фейк от автора реферата и от переписчика Арсена. Нижнюю часть бараньей головы (челюсть с языком и частью гортани), называемой казахами "жақ", никогда гостям не дают. Это угощенье самих домочадцев,в основном женщин. Как уже писал выше правильно не "кәрі" (старая), а правильно "қар" (предплечье) - қар жілік. У нас принято считать, что эту байку придумали старики, чтобы самим гурманить нежными мозгами. Ведь это деликатес. А еще у нас принято, что под смертельным табу нельзя баранью голову получать от хозяев дома и разделывать тем мужчинам, у которых еще жив отец. Опять все в кучу, и баранина и конина. С кониной вообще-то уважаемому гостю могут подать только баранью голову. Всё! В остальном баранина и конина никогда не смешиваются. При этом баранья голова должна быть водружена поверх всей кучи мяса на блюде, а не на отдельной тарелке. Причем должна быть повернута лицом к лицу к гостю адресату. У нас еще делают на лбу головы крестообразный надрез. И еще промашка автора с Арсеном - лопатка "жауырын" гостям никогда не подается, это угощение домочадцев. Подать уважаемым гостям лопатку дурной тон. У вас на юге может быть это и "ми палау" (плов из мозгов). У нас же это обычная и неотъемлемая часть угощения людей уважаемым гостем (стариком) варенной бараньей головой, которую ему дали в знак уважения. Процедура вкратце такая: Условный старик берет в руки нож и начинает разделывать голову. Срезая уши, небо, боковые губы (но не нос тұмсық), опаленную кожу с головы (құйқа), глаза, постепенно угощает тех, кого он хочет - детей, других почетных гостей и т.д. Не забывая и самому вкушать по ходу. Потом приходит очередь вскрывать черепную коробку. Причем есть для этого специальная техника, не каждый сможет. Некоторые убирают замочные кости (кілт), другие (как и ваш покорный слуга) с точностью находят шов между костями и легко вскрывают мозги. Потом некоторые старики и готовят то, что на юге называют "пловом из мозгов" . В чашку крошат с мозгами оставшееся на голове мясо и кожу и отведав щипотку пальцами передают чашку по всему кругу дастархана чтобы угостился каждый. Но никто у нас еще не додумался назвать эту традиционную и церемониальную скотоводческо-кочевническую нашу смесь "мозговым пловом". Тұздық в эту смесь не льют! Тоже фейк. Детей за дастархан для гостей и взрослых никогда не садят. Они кушают в других комнатах вместе с домочадцами. Молодежь мужского пола сидят, но за другими соседними дастарханами, не со стариками и взрослыми. В жирный бульон (сорпа) у нас для уменьшения жирности и придания приятной кислости размешивают кисло-молочные продукты - степной сушенный или густой құрт (другой чем на юге) или айран. У нас считается, что весь смак мяса содержится не в мясе, а в сорпе. О чем бытуют даже поговорки (прошу прощения за свой примерный перевод): "Ет етке, сорпа бетке" (мясо дает вес, а бульон выходит с потом). "Ет дерт, сорпа шипа" (мясо вредно, бульон полезен). Но самое главное, что выпив горячей и жирной сорпы и выйдя на улицу совсем не чувствуешь 40-градусного мороза. От поедания мяса такого эффекта не бывает.
    -1 балл
  21. Интересна для меня реакция Арсена сидящего сейчас в этой теме и постящего в ней южные блюда оседлых народов (жаренное мясо, подливы из томатов, зелень, овощи и прочее, чего не знали кочевые казахи скотоводы). Интересно он опять полезет в бутылку изображая из себя ярого скотовода и знатока забоя скота? Или начнет судорожно шарить по просторам интернета? Со своей стороны я готов к детальному обсуждению любых таких вопросов, для меня это повседневная обыденность, с которыми я хорошо знаком с детства. В случае продолжения им спора, перейду к задаванию Арсену, обвиняющему меня в незнании ничего, детальных вопросов по нюансам.
    -1 балл
  22. Узоры и орнаменты казахов и палеоазиатских тунгусских народов имеют много общего и ничего общего с монгольскими.
    -1 балл
  23. Попробуй смотреть в глаза монгола и узнаешь что с тобой будет!
    -1 балл
  24. Бельгера я уважаю. Хороший был шала казахом.
    -1 балл
  25. Но ваши Турсыновы любить поснимать именно про нас , казахоязычных аульных, а не обрусевших городских. Для чего это. Нам хватит и Шаханова, Тлеухана, Абая, Шакарима и др. Без этих безполезных умных Сулейменовых и Турсыновых, Есентаевых как нибудь поживем.
    -1 балл
  26. Он шала казах, по казахской правиле. Что б стать обычным(классическим) казахом он должен внедриться в родовую систему. Хотя сейчас это система разрушена. Поэтому можно сказать что он казах, хотя у него родной язык все таки немецкий.
    -1 балл
×
×
  • Создать...