Jump to content

Recommended Posts

В 22.06.2024 в 22:27, Bir bala сказал:

Тауке хану видимо отрубили ноги из за какой то болезни.

 

Написано ведь, что не может встать, потому что ноги болят.

Про ампутацию вроде ничего не говорится.

 

8 часов назад, Rust сказал:

Многие чингизиды болели подагрой.

 

А может это проблема всех кочевых скотоводов, сутками не слазавших с коней?

Многие этнографы описывали мужчин казахов как неуклюжих когда спускаются с коней на землю и что все передвижения, даже поблизости, они совершают верхом на лошади.

При отсутствия ходьбы, не говоря уже о беге, ноги постепенно атрофируются.

Давно заметил еще с детства, что почти все старые казашки старого поколения очень трудно передвигаются, ходьба вызывает у них боль и мучение, причина - постоянное сидение на земле и совершение всех дел по хозяйству сидя. Даже сейчас в нашем дворе как минимум пара таких бабушек есть, которые очень редко выходят на прогулку пешком ведомых под руку детьми, их ходьба сразу все объясняет в вопросе Тауке-хана. )

 

Link to comment
Share on other sites

41 минуту назад, АксКерБорж сказал:

Написано ведь, что не может встать, потому что ноги болят.

Про ампутацию вроде ничего не говорится.

@АксКерБорж в дальнейших источниках есть про ампутацию, и что сами казахи ему ампутировали по непонятной причине. Из этого скрина можно сделать вывод, что Тауке хан страдал болезнью ног. 

Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, Bir bala сказал:

в дальнейших источниках есть про ампутацию, и что сами казахи ему ампутировали по непонятной причине.

 

Скиньте сюда.

 

Link to comment
Share on other sites

Николас Витсен писал: "Tigilakoff gebynaemt: Vee van Schapen en Paerden is 'er overvloedig, Koeyen en hebbenze niet: de Teffki Chan die nu in Toergoestan gebied, en heeft geen Beenen, alzoo die afgeschooten zijn van zijn eigen Natie, zy dragen hem op de handen: daer is een Jaermarkt. Den Teffki Chan ryd te Paerd om de Koophandel te dryven, omgordelt met Pyl en Boog; wat de reden is dat hy zoodanig uit ryd, is onbekent." Если через гугл переводчик перевести примерно переводит как "его собственный народ "  некорректный перевод как "расстреляли, отстрелили"  с его ногой что то сделали.

Link to comment
Share on other sites

Витсен кратко упоминает что ноги Тауке хана был разрублен самими казахами и мне тут же вспоминается стычки Тауке с найманами-садырами во главе с Алдияр батыром, последний был другом джунгарского хунтайджи (в книге Радика Темиргалиева об этом упоминается). А Тауке был непримиримым врагом джунгар и очень религиозным человеком. Но все это лишь предположения 

Link to comment
Share on other sites

https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Vitsen_2/text2.phtml

Торговля в козакских пределах не имеет большой ценности. У них нет вовсе или очень мало артиллерийских орудий, очень мало ружей и нет хороших мастеров. Воюют они луками и стрелами. Ружья они получают из Бухарского государства, их военным одеянием являются кольчуги 10, называемые «тигилайов». Они имеют в изобилии овец и лошадей, коров у них нет. Тевки-хан, который правит в Тургустане, — безногий, они были ему отрублены своими же соплеменниками. Теперь его носят на руках. Там бывает ярмарка. Сам Тевки-хан едет верхом на коне, лук и колчан стрел через плечо, чтобы открыть торговлю. Люди, проживающие на козакских территориях, — это свободные люди, они могут идти, куда захотят....

Link to comment
Share on other sites

17 часов назад, Zake сказал:

интересно еще инфо о том, что казахи не держали коров.

 

О каком регионе писал автор?

Уточнение важно, ведь не везде одинаковый состав скота.

 

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

О каком регионе писал автор?

Уточнение важно, ведь не везде одинаковый состав скота.

 

Мне кажется, что он в целом казахов описывал. 

https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Vitsen_2/text2.phtml

Краткие сообщения о городах, местностях и пределах южной Сибири, находящихся к востоку от Каспийского моря, о пространствах между ними, известных в большинстве своем под общим именем казаки Тартары, относящихся к бухарской и хивинской территориям, сделал для меня один русский купец из Тобола: «Описание путешествия из Тобольска до пределов так называемых тартарских казаков, известных путей через Адбашчой и Капкани до реки Ишим, и о бухарских и хивинских местах.

До известной местности Шамши-Карагаю двенадцать дней пути. Здесь река Ишим течет с юго-запада и впадает в реку Иртис. От Ишимские Карагаю до истоков реки Ишим, где за рекой Иртис каменистые дороги, и еще одиннадцать дней пути до истока с восточного левого склона скальных гор между двумя вышеназванными Шамши-Карагаю и истоком реки Ишим. Здесь много небольших озер, богатых рыбой — сазан, окунь, щука. От истоков вышеназванной реки Ишим до реки Нор-Ишим один день пути; она впадает в озеро, изобилующее рыбой.

От реки Нор-Ишим до истоков реки Кинирбаски шесть дней пути.

От истоков реки Кинирбаски до реки Сарысу четыре дня пути.

Между реками Нор-Ишим, Кинирбаски и Сарысу есть еще несколько небольших речушек, одна из них называется Торга, другие остаются неизвестными. Кинирбаски впадает в реку Сарысу, которая в свою очередь впадает в реку Сырдарью. В некоторых местах река Сарысу уходит под землю: от реки Сарысу до Тургустана мало травы, большинство дорог песочные, вода в некоторых местах соленая. В окрестностях реки Сарысу водится много дичи, например, кагали, или зайцы, каракорюки и кабаны, или дикие свиньи. От реки Сарысу до города Тургустан, местопребывания правителя козакских регионов Тевки-хана, девять дней пути, хотя дорога очень неудобная по причине недостатка воды и высоких скальных гор...

...Торговля в козакских пределах не имеет большой ценности. У них нет вовсе или очень мало артиллерийских орудий, очень мало ружей и нет хороших мастеров. Воюют они луками и стрелами. Ружья они получают из Бухарского государства, их военным одеянием являются кольчуги 10, называемые «тигилайов». Они имеют в изобилии овец и лошадей, коров у них нет. Тевки-хан, который правит в Тургустане, — безногий, они были ему отрублены своими же соплеменниками. Теперь его носят на руках. Там бывает ярмарка. Сам Тевки-хан едет верхом на коне, лук и колчан стрел через плечо, чтобы открыть торговлю. Люди, проживающие на козакских территориях, — это свободные люди, они могут идти, куда захотят, и не признают власти над собой

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...