Перейти к содержанию
asan-kaygy

Казахи-7

Рекомендуемые сообщения

2 часа назад, Steppe Man сказал:

tulga.png

тулганы хасаг

таван хасаг как переводится? известная фольклерная песня монголов. там закладывается значение разбойника. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, Bas1 сказал:

Департировали многих по историческим летописям, но казаками таковых не называли. Назвали тех, кто сам ушел, убежал, скитался. Тимур, Бабур, Жанибек с Кереем, запорожцы. Объединять эти две категории это как не видеть разницы между сюжетами сказок Колобок и Гуси-лебеди. 

Еще раз подробно отвечу, если не согласны то ок, дальше спорить и переливать из пустого в порожнее не хочу.

У вас в голове засел штамп, что қазақ - это человек, ставший таким по своей воле. Это не всегда так. Потому что у вас смешались в одну общую кучу разные значения қазақ, их много, всё зависит контекста. Вы, со своим полетом мысли, возможно, потеряли нить обсуждений в ленте,  так вот напомню: я базирую своё мнение на  конкретных источниках, где обьяснялась семантика қазақ применительно к казахам

https://forum-eurasica.ru/topic/6869-казахи-7/?do=findComment&comment=463635

Таким образом, в источниках семантику қазақ (применительно к народу қазақ) связывали с вынужденными бежать, изгнанными и т.д.: они решили бежать, искать счастья на чужбине и т.д. не потому что им самим нравилось скитаться и бродяжничать и т.д., а потому что их изгнали, это была вынужденная мера.

Депорта́ция (лат. deportatio «изгнание, высылка») - это и есть изгнание в другую местность, только под конвоем.

В контексте бегства и изгнания и т.д. твоя воля вообще может быть не при чем, так как ты просто вынужден перемещаться, скитаться, отрываться от родных мест под давлением враждебных внешних факторов (напр. Абулхаир или Тимур).

Дулати:

...В то время в Дашт-и Кипчаке владычествовал Абу-л-Хайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан.... 

Так как они [Кирай и Джанибек] сперва, бежав и отделившись от своего многочисленного народа 194, некоторое время пребывали в беспомощности и скитаниях, их и прозвали казахами, и прозвище это закрепилось за ними.

194. В Л (стр. 245) после слова «народа» следует дополнение: *** — «в пустынях разрозненно и в растерянности».

Здесь речь не шла, что они по своей воле захотели скитаться и подвергать себя таким лишениям - они были вынуждены  бежать от Абулхаира.

Разница лишь в том, что одни  изгонялись под конвоем, а другие нет.

Например, уже приводили данные османского историка Челеби, он тоже связывал название қазақ с теми, кто изгонялся и вынужден был бежать в степь, ибо "...побежденный не может более оставаться в пределах своего вилайета и удаляется прочь в степь..."

https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Celebi_Sejfi/text1.phtml?id=12726

Временами они живут мирно, иногда вступают в междоусобные распри. Побежденный не может более оставаться в пределах своего вилайета и удаляется прочь в степь. В былые времена предки казахских ханов потерпели поражение в борьбе за обладание Бухарой и Ташкентом и были вынуждены бежать в степь, где и остались. На основании этого обстоятельства им было дано название казак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 hours ago, Bas1 said:

таван хасаг как переводится? известная фольклерная песня монголов. там закладывается значение разбойника. 

Таван хасаг-просто 5 казахов. Разбойник в монгольском-дээрэмчин,тонуулчин..

Слово хасах в монгольском кроме значения -увольнять, освобождать,сключать, отчислить и имеет значения заставить уйти, выгнать,изгнать, прогнать; насильственно удалить откуда-либо .

К примеру-  азарга үрээгээ хасах-/жеребцу изгонять из своей группы жеребчиков по достижении ими половой зрелости /..

azarga.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Steppe Man сказал:

Таван хасаг-просто 5 казахов.

Слово хасах в монгольском кроме значения -увольнять, освобождать,сключать, отчислить и имеет значения заставить уйти, выгнать,изгнать, прогнать; насильственно удалить откуда-либо .

К примеру-  азарга үрээгээ хасах-/жеребцу изгонять из своей группы жеребчиков по достижении ими половой зрелости /..

azarga.png

Монгольское хасах - действит-но имеет значения заставить уйти, выгнать,изгнать, прогнать; насильственно удалить откуда-либо?

Вы часто шутите, поэтому приходится просить подтверждения

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Steppe Man сказал:

Таван хасаг-просто 5 казахов. Разбойник в монгольском-дээрэмчин,тонуулчин..

Слово хасах в монгольском кроме значения -увольнять, освобождать,сключать, отчислить и имеет значения заставить уйти, выгнать,изгнать, прогнать; насильственно удалить откуда-либо .

К примеру-  азарга үрээгээ хасах-/жеребцу изгонять из своей группы жеребчиков по достижении ими половой зрелости /..

azarga.png

https://www.google.com/search?q=translate&oq=&gs_lcrp=EgZjaHJvbWUqCQgAECMYJxjqAjIJCAAQIxgnGOoCMgkIARAjGCcY6gIyCQgCECMYJxjqAjIJCAMQIxgnGOoCMgkIBBAjGCcY6gIyCQgFECMYJxjqAjIJCAYQIxgnGOoCMgkIBxAjGCcY6gIyCQgIECMYJxjqAjIJCAkQIxgnGOoCMgkIChAjGCcY6gIyCQgLECMYJxjqAjIJCAwQIxgnGOoCMgkIDRAjGCcY6gIyCQgOEC4YJxjqAjIRCA8QABgDGEIYjwEYtAIY6gIyEQgQEAAYAxhCGI8BGLQCGOoCMhEIERAAGAMYQhiPARi0AhjqAjIRCBIQABgDGEIYjwEYtAIY6gIyDwgTEC4YAxiPARi0AhjqAtIBBi0xajBqN6gCFLACAQ&client=ms-android-huawei-rev1&sourceid=chrome-mobile&ie=UTF-8

Хэсэг - Кусок по гугл транслэйт с монгольского. А кусать - хазах. 

К казахам как разбойникам относились? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Steppe Man сказал:

Таван хасаг-просто 5 казахов. Разбойник в монгольском-дээрэмчин,тонуулчин..

Слово хасах в монгольском кроме значения -увольнять, освобождать,сключать, отчислить и имеет значения заставить уйти, выгнать,изгнать, прогнать; насильственно удалить откуда-либо .

К примеру-  азарга үрээгээ хасах-/жеребцу изгонять из своей группы жеребчиков по достижении ими половой зрелости /..

azarga.png

Керей и Джанибек мог бы остаться на милость победителю. Бить челом, просить прощения. Или погибнуть от рук врага. Но их воля продолжить жить независимыми. У департированных таковых возможностей нет. Мы знаем о них уже по факту департации. Казаки могут быть изгоняемыми. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Steppe Man сказал:

Таван хасаг-просто 5 казахов. Разбойник в монгольском-дээрэмчин,тонуулчин..

Слово хасах в монгольском кроме значения -увольнять, освобождать,сключать, отчислить и имеет значения заставить уйти, выгнать,изгнать, прогнать; насильственно удалить откуда-либо .

К примеру-  азарга үрээгээ хасах-/жеребцу изгонять из своей группы жеребчиков по достижении ими половой зрелости /..

azarga.png

Надо же как интересно. А как называется эта группа молодняка? У нас саяқ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Адууны холбогдолтой:
Адуу салхидах: Зун намарт адуу халуун буюу ялаа шумуулаас зугатаж салхи сөрөн гүйх
Адуу уруудах: Салхи шуурга буюу сэрүүн бороонд адуу тогтож чадахгүй, салхи шуурга бороо даган явах
Алтан унага: Хүслэнгийн жигүүрт хүлэг. Бие эрдэнийн унага гэдэг. Адуу бум хүрэхэд нэг алтан унага гардаг гэсэн домог байдаг.
Унага хөндөлсөх: Гүүний хэвлий дэх унага бэхжих
Унаган зууш: Унага төрөхдөө аман дотроо элэг бөөрний зүсэм шиг хэсэг юмтай гардаг. Сааль нэрэгчид түүнийг айрагтаа хийдэг.
Унаган дэл: Язгуурын, угийн гэсэн утгатай. Унаган цагаасаа засаагүй дэл. Унаган дэлтэй азарга барстай ч тулалдана гэсэн үлгэр домог байдаг.
Унаган морь: Өөрийн адууны гүүнээс гарсан морь
Унаган жороо: Унага ахуй цагаасаа (төрөлхийн) жороо
Сарваа унага: Эхийнхээ сүүгээр торнин тэвээрч бие нь чангарч үсээ анх сольсон тэр цагаас дараа жилийн ойдоо хүрээгүй үеийн бүдүүрсэн унага
Даага: Хоёр настай адуу
Ногооны даага: Хойтон хаврынх нь ногоонд цадсан сарваа
Исгэл даага: Хусран даага, жил өнжсөн (иссэн) сүү хөхсөн даага гэсэн утгатай.
Дааган дэл: Хоёр настай адууны дэл
Дааган дэллэгээ: Даага тамгалах ч гэдэг. Зуны урин дулаан цагт адуу ногоонд цадаж даахиа гээж цайрсан үед адууны эзэн өдөр товлон болзож ойр хавийн айлуудыг даага дэллэх найранд урьж дэлийг хяргахаас гадна даагаа тамгална.
Шүд шинжих: Таван хошуу малын нас шүдийг үзэхдээ түүний үүдэн шүднийх нь халбагын тоогоор үздэг бөгөөд адууныхыг бол шүднийх нь хээ угалзаар үзэж мэддэг. Бас зарим хүн адууны нүдэнд туссан хүний дүрсийн бүтэн ба хагасын хэмжээгээр шинжин морины насыг эндэлгүй мэддэг.
Жич: гүзээтэй, хэвлэгтэй малын, тухайлбал: үхэр, тэмээ, хонь, ямааны дээд эрүүнд үүдэн шүд байдаггүй. Зөвхөн адуу л дээд эрүүндээ үүдэн шүдтэй.
Шүдлэн: Гурван настай бод малыг хүйс ялгалгүй нэрлэх нэр. Хоёр халбага (шүд)-тай. Таван хошуу мал шүдлэн насандаа сүүн шүдээ гээж ясан шүд ургадаг.
Үрээ: Гурваас дөрвөн настай эр адуу. Гурван насанд нь “шүдлэн үрээ” дөрвөн насанд нь “хязаалан үрээ гэнэ.
Үрээ хайрах: Эр адуу ихэнхдээ шүдлэн болсноор төмс нь бууж ирдэг тул хязааланд нь огтолж засааны ормыг улайсгасан хайруулаар хайрч цусыг нь тогтоож тавлахыг хэлнэ.
Байдас: Гурваас дөрвөн настай эм адуу
Хасагдсан (ялгагдсан) байдас: Уул сүргээсээ (төрүүлсэн эцэг азаргандаа) хөөгдөн салсан 3-4 насны эм адуу
Цахилсан байдас: Ороо нь орж уул сүргээсээ салж азарга эрж гүйсэн байдас
Гуна: Гурван настай эр бод мал
Гунж: Гурван настай эм бод мал
Хязаалан: Дөрвөн настай бод мал. Халбага шүдтэй, хязаалан насанд малын шүд захлах (захын шүд ургах) учраас хязгаар гэсэн утгыг агуулжээ.
Соёолон: Таван настай бод малыг хүйс ялгахгүйгээр соёолон гэнэ. Энэ насанд хүрснээс хойш адууны араанаас хойш хуруу хэр зайнд соёо шүд ургадгаас соёолон гэжээ.
Соёо сонгох: Зургаагаас дээш насны адуу, тэмээнд энэ нэр томьёог хэрэглэнэ. Энэ үед соёо нь гүйцэд ургаж ясны өсөлтийн төгсгөл болно. Соёо нь ургаж гүйцсэн бол нас гүйцсэн мал гэнэ.
Хөх соёо: Соёо сонгохыг хэлнэ. Соёо гүйцэд ургаснаар шүдний өнгө нь хөхөвтөр болдог.
Хавчиг соёолон: Зургаан насны эр адуу. Уг нь адуу зургаан нас хүрвэл соёо нь гүйцэд ургаж ясан шүд нь гүйцэж чадал шандас нь бүрддэг гэж малчид ярьдаг. Гэтэл зургаан нас хүрсэн ч соёо нь гүйцэд ургаагүй байдаг учраас хавчиг соёолон гэж нэрлэжээ.
Морь: Дөрвөн наснаас дээших агталсан адуу
Морь сойх: Уралдааны морийг хагсааж биеийг нь хөнгөрүүлөх
Морь хөлрөх: Морь хөлслөх, морьдыг давхиулж хөлсийг нь гарган авах
Морь тарлах: Морийг тар чадлаар нь үсэргэх
Морь үргэх, бухах: Юмнаас цочин зайлсхийх, тангарч булгих
Морь уургалах, цаламдах: Уургаар морь барих, цалмаар морь барих
Морь янцгаах: Адуу ижил сүргээ эрж, дуудах зэрэгт хангинатал уртхан дуугарах
Морь чөдөрлөх: Морины гурван хөлийг чөдрөөр бэхлэх
Морь өрөөлдөх: Морины нэг талын урд хойд хөлийг бэхэлж холбохыг зөв өрөөлдөх, эсрэг талын урд хойд хөлийг зөрүүлж бэхлэхийг буруу өрөөлдөх гэнэ.
Морь туших: Морины урд хоёр хөлийг шилбээр нь холбож тавих
Агармаг: Маш сайн хүлэг? /Аргамаг/
Ажнай: Хувилгаан хүлэг
Хүлэг: Морины хүндэтгэл нэр
Гүү: Дөрвөн наснаас дээшхи эм адуу
Эрмэг гүү: Унагалдаггүй, эрдүү чадалтай.
Соёотой гүү: Эрмэгдүү, гэвч хааяа унагалдаг.
Азарга: Дөрвөн наснаас дээшхи агтлаагүй эр адуу
Азарга адуу: Нэг азарганы хураах гүү ба түүнтэй ижилдэн явах адуунууд голдуу 10-30 орчим тооны адуу байдаг.
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

59 minutes ago, Джагалбайлы said:

Надо же как интересно. А как называется эта группа молодняка? У нас саяқ

Ваше саяк видимо монгольское соёо-клык.

Quote
Соёолон: Таван настай бод малыг хүйс ялгахгүйгээр соёолон гэнэ. Энэ насанд хүрснээс хойш адууны араанаас хойш хуруу хэр зайнд соёо шүд ургадгаас соёолон гэжээ.
Соёо сонгох: Зургаагаас дээш насны адуу, тэмээнд энэ нэр томьёог хэрэглэнэ. Энэ үед соёо нь гүйцэд ургаж ясны өсөлтийн төгсгөл болно. Соёо нь ургаж гүйцсэн бол нас гүйцсэн мал гэнэ.
Хөх соёо: Соёо сонгохыг хэлнэ. Соёо гүйцэд ургаснаар шүдний өнгө нь хөхөвтөр болдог.
Хавчиг соёолон: Зургаан насны эр адуу. Уг нь адуу зургаан нас хүрвэл соёо нь гүйцэд ургаж ясан шүд нь гүйцэж чадал шандас нь бүрддэг гэж малчид ярьдаг. Гэтэл зургаан нас хүрсэн ч соёо нь гүйцэд ургаагүй байдаг учраас хавчиг соёолон гэж нэрлэжээ.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@asan-kaygy

что за казаки у Самарканди?

 

Цитата

События 844 г. (= 2 VI 1440 — 21 V 1441)... В этом году из Астрабада с быстротою ветра прибыл гонец и доложил, что из Дешта пришло в то государство узбекское войско и что эмир Хаджи-Юсуф-Джалиль 14 убит. Объяснение этих слов таково: временами некоторые из войска узбекского, сделавшись казаками, приходили в Мазандеран и, устроив везде грабеж, опять уходили (назад). Счастливый хакан (Шахрух) приказал, чтобы ежегодно несколько эмиров-темников отправлялись в Мазандеран, следили за теми-пределами и зимовали в той области. Несколько раз мирза Байсунгар, а после него мирза Ала-ад-доуле зимовали там. 3 этом году эмир Хаджи-Юсуф-Джалиль и брат его эмир Шейх-Хаджи и несколько других эмиров-темников были назначены для управления теми окраинами, и эмиры, приведя туда каждый свой туман войска, и день и ночь проводили в полной осторожности. Вдруг войско узбекское нагрянуло на эмиров таким образом, что расстроило все (их) войско; эмир Хаджи-Юсуф-Джалиль твердо стоял на месте, протянул руку храбрости из рукава отваги, сделал геройские нападения и совершил смелые подвиги, но так как людей у него было очень мало, все его усилия ни к чему не привели. Во время борьбы стрела из колчана лука судьбы пришла, чтобы убить его, и он получил счастье мученичества. Брат его, эмир Мубариз-ад-дин Шейх-Хаджи, на быстром, как ветер, коне, долго гнался за неприятелем, но не мог настичь его.

Цитата

События 851 г. (= 19 III 1447 — 6 III 1448 г.)... Счастливым хаканом (Шахрухом) было дано высочайшее повеление, чтобы ежегодно несколько эмиров-темников зимовали в Джурджанской области и наблюдали за действиями войска дешт-и-кипчакского и казаков узбекских...

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

События 872 г. (= 2 VIII 1467 — 21 VII 1468)... Страна Мавераннахр ежегодно страдала от нашествий узбекских, но в этом году на эту область не было нападения этих наглых людей. Но со стороны области Хорезм прибыл гонец эмира Нур-Са'ида с донесением, содержавшим известие, что мирза Султан-Хусейн, который некоторое время был казаком в Дешт-и-Кипчаке, теперь направился к Хорезму, что эмиры и главные начальники того края не смогли сопротивляться ему даже для одной атаки, разом обратились в бегство, что окраины области Хорезма от грабежей и нападений войска его совершенно разорены и что за исключением самого города Хорезма никому невозможно оставаться в окрестностях его. Его величество приказал нескольким эмирам отправиться в область Хорезм и расследовать военные действия и упущения, происшедшие со стороны тамошних эмиров, наказать как следует каждого, допустившего оплошность, и некоторых из них умертвить, а остальных заключить в оковы. Между прочим, эмир Hyp-Са'ид также был заподозрен в том, что он в день сражения сделал оплошность. Эмиры согласно высочайшему указу отправились. Когда они прибыли в Хорезм и начали расспрашивать как было дело, то стало известно, что войско хорезмское, несмотря на свою многочисленность, от ударов атак войска мирзы Султан-Хусейна сразу обратилось в бегство.

Цитата

Зиму 1464/65 года Абу-Саид провёл в Мерве, имея твёрдое намерение решительно покончить с Хусейном. Но поход не состоялся, в марте Абу-Саид вернулся в Герат, отвлеченный другими событиями, прежде всего войной в Азербайджане. Б. А. Ахмедов предполагает, что в 1465/66 году Абу Саиду удалось изгнать Хусейна их Хорезма, но уже в следующем году он вернулся туда со стороны Дашт-и-Кипчака. Хусейну удалось взять Ургенч, но он был снова отброшен войсками Абу-Саида и отступил к хану кочевых узбеков Абу-л-Хайру.

Когда Абу-Саид погиб в Азербайджане в 1469 году, Хусейн появился со стороны Хорезма, Несы и Абиверда и легко овладел Гератом.

В последние годы жизни Хусейн враждовал со старшим сыном Бади аз-Заманом, который в 1496 году поднял против отца восстание, но был разбит. После этого отец с сыном примирились, и Бади сохранил за собой город Балх. В 1506 году Хусейн умер, два его сына, Бади аз-Заман и Мозаффар Хусейн, стали регентами-соправителями в Герате, но уже через год город покорился узбекскому хану Мухаммеду Шейбани

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Bas1 сказал:

Саки от Алтая до Тяншаня один народ?

генетика разная

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Jagalbay сказал:

@asan-kaygy

что за казаки у Самарканди?

 

 

обычные казаки

не факт что казахи

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Bas1 сказал:

Саки от Алтая до Тяншаня один народ?

по генетике алтайские ближе к минусинской котловине

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, asan-kaygy сказал:

обычные казаки

не факт что казахи

@asan-kaygy не думаю, что во времена Самарканди были обычные славянские казаки. Вроде были статьи, где доказывалось, что 14-16 в веках состав казаков был из татар и других кочевников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, asan-kaygy сказал:

обычные казаки

не факт что казахи

не, я про сам термин, кого так называли? тех, кто не подчинялся центральной власти? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, asan-kaygy сказал:

по генетике алтайские ближе к минусинской котловине

Также как между южными алтайцами и енисейскими кыргызами. Один регион. По логике территория Казахстана тоже должна гомогенизировать племена.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...