Перейти к содержанию
Zake

Найман. SAQIZ, SAKIZ?

Рекомендуемые сообщения

ХУАСТВАНИФТ
(Манихейское покаяние в грехах)

Предисловие, транскрипция уйгурского текста, перевод Л. Ю. Тугушевой

Стр. 7.

"Сведения, приведенные в китайской надписи на Карабалгасунской стеле,
наряду с некоторыми другими источниками давали основание для заключения, что манихейство было провозглашено в Уйгурском каганате официальной религией в 763 г. третьим уйгурским каганом, носившим титул tngridä qut bulmïš el tutmïš alp külüg bilgä qagan «Принявший счастливый удел от Неба, державный, героический
(~отважный), прославленный, мудрый каган», в китайских источниках именуемый Mouyu-каганом (759–779 гг.). В этой надписи сообщается, что церемония провозглашения происходила в присутствии наместников областей, внешних и внутренних советников, военачальников. В речи кагана содержались слова: «Вы должны принять религию Света». Однако исследования, проведенные в недавнее время, позволили установить, что, несмотря на призыв кагана, манихейство не было принято в качестве официальной религии при Mouyu-кагане, который был убит во время антиманихейского переворота, а значительно позже в правление кагана, в китайских источниках упоминаемого под именем Huaixin (795–808 гг.), носившего
титул tngridä ülüg bulmïš alp qutlug ulug bilgä qagan «Принявший (свой) удел от
Неба, героический (~отважный), наделенный благодатью, великий, мудрый каган», в
тюркских текстах именуемого Бокуг-каганом. Бокуг-каган происходил не из правящего уйгурского рода Яглакар, а из рода
Эдиз, и его приход к власти, сопровождавшийся сменой династий, не мог обойтись без противостояний и, возможно, он был вынужден постоянно подтверждать
легитимность своего правления. Существует мнение, что при приходе к власти ему оказали поддержку манихеи и принятие манихейства при нем было своего рода ответом на эту поддержку."

--------------------------------------

Яглакарский Mouyu каган/Бёгю каган или Идигянь

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Bögü_Qaghan

Эдизский Бокуг каган

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Qutluq_II

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас совпадают мысли с Takao Moriyasu, он тоже считает эдизского Богук-кагана тем самым уйгуро-найманским Буку-ханом или точнее Буку-хан -  это "комбинация" Бегю-кагана и Богук-кагана, но основным прототипом является Бокуг-каган. 

https://forum-eurasica.ru/forums/topic/5400-древние-уйгуры/?do=findComment&comment=465716

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 02.02.2024 в 21:03, Zake сказал:

Можно конечно сказать, что  отца десятника показать государем это всего лишь преувеличение, но по факту это фальсификация. 

Я писал о том, что люди захватывали власть, а потом могли по разному "легитимизовать" свой статус.

Есугэй-бахадур – отец Чингиз-хана, монголы же отца называют эчигэ 268. Он был государем большинства монгольских племен. Его старшие и младшие родичи, т.е. дядья и двоюродные братья 269, все [были ему] послушны и подвластны и единодушно из своей среды поставили его на царство. 

В отличии от деда - Хабул-хана, который ведал Хамаг монголами (всеми монголами). 

Это фальсификация? Это лишает сына Есугея права власти (стать ханом)? Какая нужда в легитимизации, если люди добровольно переходят под руку Темучина? 

Или Чингис-хан не имел права на власть? Нужна легитимизация? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, buba-suba сказал:

Есугэй-бахадур – отец Чингиз-хана, монголы же отца называют эчигэ 268. Он был государем большинства монгольских племен. Его старшие и младшие родичи, т.е. дядья и двоюродные братья 269, все [были ему] послушны и подвластны и единодушно из своей среды поставили его на царство. 

В отличии от деда - Хабул-хана, который ведал Хамаг монголами (всеми монголами). 

Это фальсификация? Это лишает сына Есугея права власти (стать ханом)? Какая нужда в легитимизации, если люди добровольно переходят под руку Темучина? 

Или Чингис-хан не имел права на власть? Нужна легитимизация? 

Во первых, все авторы этих прочингизовских источников (ССМ, работа РАДа и пр.) зависели от последующих поколений Чингизхана и поэтому правильно назвал Стивен Поу эти источники "пристрастными нарративами". Это не говорит о том, что этими источниками нельзя пользоваться, просто нужно понимать что в вопросах истинной генеалогии родоначальника алтын урука Чингиз-хана нельзя расчитывать на их обьективность

 В вторых, я вам об этом пишу уже несколько лет, но вы не устаете возвращаться к этому вопросу снова и снова. Не стоит обсуждать этот вопрос в этой ветке. Если есть еще вопросы, то давайте обсуждать в соот-х темах. Эту тему нужно оставить для saqiz-найманов и связанных с ними вопросов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.12.2022 в 15:17, Zake сказал:

Касательно легенды о Сартакпае. Я думаю, что культурное, строительное, земледельческое "нашествие" иранцев, согдийцев было связано с официальным принятием манихейства Бегю-хана, далее после небольшого перерыва эта линия была продолжена Богук-ханом. 

Манихеи (избранные) не ели мясо, питались растительной пишей, причем старались больше есть огурцов, дынь и т.д.  

Читая Тамим ибн Бахра  и прочих касательно кимаков, тогуз-огузов удивляемся же тем же возделанным полям. 

Для того чтобы выращивать растениеводческую продукцию необходимо было проводить ирригацию. 

Строили храмы, строения чтобы молиться и т.д.

https://cyberleninka.ru/article/n/predaniya-o-kamnyah-bogatyrya-sartakpaya/viewer

Почему манихеи хорошо "наследили" в Алтае-Саянском регионе, оставили арх. памятники, надписи, ирригацию, каналы, дамбы, даже народ их помнил до недавнего времени и при этом "игнор" со стороны манихеев зоны орхонских памятников, где как считается располагался центр Уйгурского каганата? Упоминание манихейства в тибетском документе в секции ограков и их контактов с уйгурами не дает покоя и Takao Moriyasu, ибо ограки располагались западнее Иртыша

https://forum-eurasica.ru/forums/topic/5400-древние-уйгуры/?do=findComment&comment=465750

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.02.2024 в 18:59, Zake сказал:

https://forum-eurasica.ru/forums/topic/6556-этимологиясемантика-жагалбайлы-жагалмай-жагалтай-связь-с-чигильjagil-связь-с-соколом-хуйху-те-последним-собирательным-названием-племён-уйгурского-каганата/?do=findComment&comment=465575

За новым соколинным названием номадов Уйгурского каганата jaɣil/jaɣlbaj стояла манихейская клика (партия, коалиция), среди которых был Инанчу Бильге Богук, предполагаемый родоначальник найманских ханов, тот самый Буку-хан.

Касательно подкупа китайцам яклакара из боковой ветви  Тун Бага тархана, который убил своего родственника Идигяня (сын Керей кагана или Боянчур), а также принял формально вассальное положение.

Через некоторое время яглакарская династия лишилась возможности править. 

https://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Sved_I/text72.htm

"...Министр Дунь-мохэ, подкупленный прибывшим из Китая посланником, отсоветывал; но хан не послушал. Пользуясь общим нерасположением к набегу на юг, Дуньмохэ поднял оружие, убил хана и сам вступил на престол. Он отправил к Двору посланника просить о утверждении. Указано столичному младшему градоначальнику Юань Хю отправиться с грамотою возвести Дуньмохэ на престол под наименованием Ву-и Чен-гун-хана...."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 02.02.2024 в 22:03, Zake сказал:

Родословная Чх не айс и я , по-моему, тут Америку не открываю.

Можно конечно сказать, что  отца десятника показать государем это всего лишь преувеличение, но по факту это фальсификация. 

Я писал о том, что люди захватывали власть, а потом могли по разному "легитимизовать" свой статус.

Я не зря привожу параллели с эдизским сиротой Инанч Бильге Богуком. Этого человека возвели на каганский престол и вообще  закрыли глаза на то, что он не урожденный яглакар. Или они вынуждены были закрыть глаза, это уже не суть важно. Какие он сделал достижения можно понять из Карабалгасунской надписи, китайских и прочих источников.

Если честно, кереитские, найманские ханы все были уже балластом для того народа, в том смысле что ничего не могли предложить им, кроме того как ползать на коленях перед метрополиями, чтобы выторговать какие-то плюшки для себя. Татарские племена (алчи и т.д.) - это вообще были хитайской карательной дубинкой и т.д. Ведь метрополии с помощью одних племен "гасили" другие.

Поэтому в целом, видно что большинство племен консенсусно поддержали Чингиза и его команду и скорее всего вообще "забили" в т.ч. на то, что он сын простого десятника и т.д. Или им помогли "забить", тоже не суть важно)

Из какого жалкого состояния он их всех вытащил красочно описал Джувейни. 

Яглакарская династия сама себя дискредитировала междоусобицами и в т.ч. коррупцией, т.е. показала свою неспособность править каганатом. Безусловно, в то время скорее всего существовали и другие яглакары из всевозможных боковых ветвей, но при всех этих обстоятельствах элита/старейшины токуз-огузских племен согласились (или вынуждены были согласиться) с приходом к власти эдизского Инанчу Бильге Богук кагана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Диван Лугат ат-Турк / Перевод, предисловие и комментарии 
З.-А . М. Ауэзовой. Стр 680

large.IMG_20240210_160752_1702.jpg.cb1b57a850bd708985a665fb2616e627.jpg

 

Касательно имени Богук. В тюркских языках термин богук-букак-букок-пого и т.д. имеет значение зоб человека или птицы, бутон цветка (наполненный), двойной подбородок и т.д. (на казахском бұғақ). Понятно, что мы имеем дело с некой выпуклой, шаровидной полостью, выступом, наростом и т.д.

В общем речь скорее всего идет речь о шаровидном выступе/наросте (зобе) эдизского кагана Бокуг-кагана. Мы знаем, что даже в недавнем прошлом люди ходили и мучались с огромными шарами-зобами (об этом писал и Кашгари).

Имхо именно эта "эндокринная" особенность эдизского кагана Богук-кагана впоследствие могла послужить основанием для создания манихейской легенды о происхождении Буку-хана от смолистого шаровидного нароста на дереве, т.е. saqiz boguq. Или как вариация Saqiz Bogu, потому что напр. в хакасском языке (который относят к уйгурской группе) "зоб" называют "пого"

(УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ХАКАССКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО 
ИНСТИТУТА ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ, стр 3).

Поэтому в рамках манихейской легенды последующим поколениям Богук-каган мог запомниться как Saqiz Bogu или Saqiz т.е. рожденный в смолистом шаровидном наросте (см. зафиксированные средневековые легенды о Буку-хане в этой теме). Именно его имя Saqiz впоследствие могло послужить эпонимным этнонимом для ядра номадов манихейского эдизского Уйгурского каганата. При этом понятно, что "соколинно-манихейский" jaɣl (jaɣlbаj), внедренный с подачи самого Богук-кагана (когда он еще был канцлером при яглакарах), является более древним/старшим этнонимом, чем saqiz и тем более найман. Поэтому я и отношу названия jaɣl-jaɣlbaj и saqiz (найман) к одному и тому же ядру племен.

(Моя теория строится на том, что это соколинное название jaɣl (jaɣlbаj) обязательно было связано с манихеями и инспирирована ими (при этом сами номады об этом могли и не догадываться, так как сокол являлся их онгоном).

Этноним jaɣl- джикил (в рукописях [j.k.l]) действит-но связывают с манихеями. Это в первую очередь символическая связь сокола с Солнцем, это и джикилская манера одеваться, т.е. носить белую долгополую одежду (uzun tonluγ), это и наличие этнонима джикил в турфанских манихейских фрагментах, это и обозначение манихейской школы Аргу как джикил, это и значение цифры "сорок" на персидском (чихил),которая была важной для манихейства как синтетической религии, это и манихейский крест как геральдическое изображание сокола в полете и т.д.

В общем манихеи через официальное установление соколинного этнонима/политонима jaɣl (jaɣlbaj-jaɣlmaj) ввели свою завуалированную манихейскую символику. Поэтому каганатовцы настойчиво, прям по сектантски требовали от китайцев чтобы их официально называли "соколами" в переписке.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 31.01.2024 в 17:21, Zake сказал:

Напомню, связь с деревом (дуплистым) и производными (лодка и т.д.) в том числе и обыгрывается в легенде о происхождений кимаков (комук/кобук ) и кипчаков. 

https://forum-eurasica.ru/forums/topic/6392-этимология-и-семантика-кимак-есть-ли-связь-с-названием-кипчак/?do=findComment&comment=439710

Спустя много столетий потомки монголов Чх или карататаров Чх или монголо-татаров Чх, здесь не суть важно как их величать, продолжали повторять манихейские легенды (разумеется с искажениями, но общий сюжет сохранился), которые были в ходу в Уйгурском каганате. Образ раба баяута Маалиха (баят малик можно перевести как "божественный владыка"), который оказался у вдовы Алангоа,  напоминает часть  биографии пророка, "апостола света" Мани https://eurasica.ru/forums/topic/6910-маалих-баяудаецмаалих-баяудаймаалих-баяут-кто-мог-стоять-за-этим-именем/

Интересно, что в генеалогиях алшынского племени Адай  тоже упоминается происхождения от луча света, а также некое ДЕРЕВО с плодами.

Про связь названия алшынского Беріш с тем самым манихейским "наростом на дереве", т.е. с субстанцией, из которой согласно источникам родился эдизский Богук-каган (или наймано-уйгурский Буку-хан) писал здесь https://eurasica.ru/forums/topic/6412-этимология-и-семантика-названий-алшынских-племен-что-означало-в-свое-время-алимулы-жаманак-шекти-и-тд/?do=findComment&comment=465190

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...