Перейти к содержанию
Zake

Связь образования казахского проекта Джанибека и Керея с последующими поколениями карататар Рума, т.е. монголов из бывшего Улуса Хулагу, которых переселил Тимур в Могулистан. Прототип Алача-хана - чагатаид Султан-Ахмад хан. Дулати-фальсификатор?

Рекомендуемые сообщения

5 минут назад, Jagalbay сказал:

да разницы нет, что ваша версия, что его - неверны

Зачем мне пишите про жетім, если я как раз оспаривал эту версию Бир Балы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Zake сказал:
Proto-Mongolian: *gete-
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png 
Meaning: to watch, spy, lie in ambush
Russian meaning: наблюдать, шпионить, сидеть в засаде

 

Вас скоростной гуглинг опять вас подвел. 

Это не слово джете, а совершенно другое монг. слово кете-гете -  сидеть в засаде, выслеживать и т.д.

 @Steppe Man вам обьяснит что это за слово. 

как вы его пропустили? хотя это же вам свойственно, если вы не заметили упоминание про гнилости воздуха и сырости, доказывали, что речь про Алтай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Zake сказал:

Зачем мне пишите про жетім, если я как раз оспаривал эту версию Бир Балы?

так ваша версия тоже неверна, арабизм какой-то приплели

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Jagalbay сказал:

так ваша версия тоже неверна, арабизм какой-то приплели

Много арабизмов заимствовали наши предки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Jagalbay сказал:

1. как вы его пропустили?

2. хотя это же вам свойственно, если вы не заметили упоминание про гнилости воздуха и сырости, доказывали, что речь про Алтай

1. Зачем мне реагировать на всё то, с чем я не согласен? Пусть существуют различные версии.

Я считаю, что монг. слово кете-гете- сидеть в засаде, подкрадываться, идти по следам, шпионить и т.д.  не связано с джете. Дайте свою аргументацию, если считаете, что гете-кете связано с джете.

2. Про гнилость воздуха давайте в в соответ-й теме. Надеюсь, вы собрали материал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Челеби

 

Цитата

Но среди татарского войска со времен рода Чингиза есть ещё один закон, который состоит в том, что если ханы отправляются в какой-либо поход, то впереди становятся в качестве ведущих двенадцать от-аг, а войско выстраивается по двенадцать лошадиных подпруг в ряд. Таким образом, воины образуют строй в двенадцать колонн, и что бы им ни встретилось в пути – долины, горы или брод, – все двенадцать колонн воинов держатся сомкнутым строем.

А когда калга-султан идёт в поход, пятьдесят тысяч человек его войска образуют восемь колонн. Если же в поход выступает нуреддин-султан со своим войском, то идёт сорок тысяч его воинов шестью колоннами. А если в поход отправляются ханский везирь, казак-султаны, прибрежные аги или аги [племён] ширинли, мансурлу и седжеутов, то бывает тридцать тысяч воинов, которые образуют строй в пять колонн.

Кроме того, когда в набег идут мурзы и беи племен, то бывает по десять тысяч воинов, и они образуют четыре колонны. Однако такие набеги не называют походами. Если один раз в месяц или один раз в неделю уходят в набеги всего лишь с десятью тысячами человек, то эти десять тысяч воинов идут без строя. Это называется беш-баш. Они в течение одной-двух недель бьют и грабят и, объехав небольшие пространства земель неверных, захватывают добычу и возвращаются в Крым. А еще строем беш-баш ходят карачи с каким-то удивительным мурзой во главе, объединяясь с двумя-тремя тысячами богатырей и молодцов. Сколько их есть, столько и идет. Счёта по колоннам у них нет. Они ходят, собираясь всем войском, какое имеется в это время. Однако неверные очень боятся этого войска и всегда предпринимают предосторожности по отношению к нему, ибо такое войско совсем не даёт врагу ни пощады, ни передышки. Если у них не случается своевременного похода, то они отдельными отрядами беспрестанно ходят строем беш-баш в страну неверных. При этом другой отряд может в то же самое время идти по другой дороге. Потому неверные и боятся этого народа, что они никогда не могут быть [45] спокойны – ни в горах, ни в лесах при рубке дров, ни в полях при посеве, ни тогда, когда они просто находятся в своих деревнях. Для неверных этот татарский народ – словно чума.

Короче говоря, вышеупомянутое построение колоннами установлено предками ханов таким образом, что в походе все идут в строгом порядке, и если человек или конь падает, то они не погибают, и поистине, это разумно. Но когда они пускаются в набег, у них нет ни колонн, ни рядов, ни порядка, и всё это напоминает день Страшного суда. И да сохранит Всевышний Господь всех татарских воинов!

Цитата

В один из дней все дома юрта 77, старейшины древних родов – хозяев Крыма, а также казакдаши 78, имильдеши 79, аталыки, [40] ширинли и мансурлу, седжевуты и народ бадраков, а также уланы, то есть члены ханской семьи, собравшись вместе, устроили кенгеш, то есть совет. «А не пойти ли нам на неверных, чтобы надрать им уши?», – сказали они. По повелению Бога как раз в это время вернулись воины, которые ходили в казацкую страну на беш-баш, то есть на чете 80. Они стали кричать и жаловаться на непокорных казаков, говоря, что неверные казаки непременно нападут на Крым.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

çete

/.’./ ad

1. ordu birliklerinden olmayan, genellikle gönüllü sivil halktan oluşan silahlı küçük birlik.

Benzer: gerilla

2. kötü bir amaçla bir araya gelmiş birkaç kişilik topluluk.

"Orayı bu çeteden kurtarmak gerekiyor"

--------Türkiye Türkçesine ait bir kelime ile konuşmanıza katkıda bulunmak istedim .. İlgisi var mı yok mu bilemem... :P

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 30.11.2023 в 03:08, boranbai_bi сказал:

это вам к @АксКерБорж

это его цитата 

 

В 30.11.2023 в 03:10, Jagalbay сказал:

Сами придумали, у Кашгари кыпчаки и огузы жокают

 

Боранбай наверно запамятовал что как-то пытался провести сравнение языка Кодекса Куманикуса с казахским языком:

kök yibekim     

her gez dagï qutïlmak yok

и т.д.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/30/2023 at 12:00 PM, Jagalbay said:

Но среди татарского войска со времен рода Чингиза есть ещё один закон, который состоит в том, что если ханы отправляются в какой-либо поход, то впереди становятся в качестве ведущих двенадцать от-аг, а войско выстраивается по двенадцать лошадиных подпруг в ряд. Таким образом, воины образуют строй в двенадцать колонн, и что бы им ни встретилось в пути – долины, горы или брод, – все двенадцать колонн воинов держатся сомкнутым строем.

 

 

12 отоков халха-монголов? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 hours ago, АксКерБорж said:

Боранбай наверно запамятовал что как-то пытался провести сравнение языка Кодекса Куманикуса с казахским языком:

kök yibekim     

her gez dagï qutïlmak yok

связь очевидна

но меня в свой спор с другим юзером не приплетайте

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Murat Monkeuly сказал:

Не со всем согласен, но то что идет возврат к старой дуглатской версии уже хорошо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отождествление Байдагана с Байдибеком обоснованное, в основе "байда"-"дулыға"- "шлем", соответственно множественно-собирательное дулығат -дулат, т.е. "шлемные". Сейчас склоняюсь к тому, что данный человек жил во времена Чингизхана и скорее всего был из чоносов (джаныс - одна из ветвей казахских дулатов).

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, Zake сказал:

Не со всем согласен, но то что идет возврат к старой дуглатской версии уже хорошо.

А кто отходил от нее

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 12/25/2023 at 9:10 AM, Murat Monkeuly said:

если считать, что они были дуглатами Могулистана, топочему в фольклоре дулатов, албанов и суанов не осталось ничего про то, что они были моголами, а потом стали казахами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 hours ago, Zake said:

Не со всем согласен, но то что идет возврат к старой дуглатской версии уже хорошо.

что думает про жалаиров? автор пишет, что они пришли к урусидам из Улуса Хулагу. похоже на вашу версию про тимуридское переселение

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, boranbai_bi сказал:

если считать, что они были дуглатами Могулистана, топочему в фольклоре дулатов, албанов и суанов не осталось ничего про то, что они были моголами, а потом стали казахами?

А почему в фольклоре аргынов нет про Тохтамыша, у алшинов про большую или ногайскую орду и тд. Фольклор племени обычно охватывает только видных представителей племени. Про ханов вообще ничего обычно не бывает

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 hours ago, Murat Monkeuly said:

А почему в фольклоре аргынов нет про Тохтамыша, у алшинов про большую или ногайскую орду и тд. Фольклор племени обычно охватывает только видных представителей племени. Про ханов вообще ничего обычно не бывает

есть общеказахские легенды про Жанибека (14 век), Едиге, Хакназара, есть чуть про Урус хана

то есть связь с ногаями точно есть, а вот про моголов ничего нет

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, boranbai_bi сказал:

есть общеказахские легенды про Жанибека (14 век), Едиге, Хакназара, есть чуть про Урус хана

то есть связь с ногаями точно есть, а вот про моголов ничего нет

думаю предания о Байдибеке - это и есть предания о могульском Байдагане. Также в преданиях Старшего жуза говорится о том что остатки семейства Ойсула бежали в Жетысу к Байдибеку и стали его приемными сыновьями. Ойсул - Айса жил в 14 веке при Джанибеке. а в Жетысу в то время были Чагатаиды

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, Murat Monkeuly said:

думаю предания о Байдибеке - это и есть предания о могульском Байдагане. Также в преданиях Старшего жуза говорится о том что остатки семейства Ойсула бежали в Жетысу к Байдибеку и стали его приемными сыновьями. Ойсул - Айса жил в 14 веке при Джанибеке. а в Жетысу в то время были Чагатаиды

меня в этой гипотезе смущает, что в шежире Сиргели указаны как кирме. если другие племена приняли название уйсун от них, то каким боком они могут быть кирме?

другой момент, что по одной из версий Ойсыл считается предком  Шапрашты, Ошакты и Ысты.

но если без этих несостыковок, то интересная гипотеза. 

логично было бы представить, что потомки нирун монголов назвали бы себя моголами, типа нағыз моңғол, в отличие от других степняков империи Чингисхана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, boranbai_bi сказал:

1. меня в этой гипотезе смущает, что в шежире Сиргели указаны как кирме. если другие племена приняли название уйсун от них, то каким боком они могут быть кирме?

другой момент, что по одной из версий Ойсыл считается предком  Шапрашты, Ошакты и Ысты.

но если без этих несостыковок, то интересная гипотеза. 

2. логично было бы представить, что потомки нирун монголов назвали бы себя моголами, типа нағыз моңғол, в отличие от других степняков империи Чингисхана.

1. В шежире часто бывают нестыковки, имена  путаются местами и даже просто забываются. В общем, фольклор - это деградированное и смутное представление о прошлом, там являются ценными имена/названия, некая общая канва, основной сюжет, и то если этот основной сюжет вырисовывается. Так что не подходите к фольклору с аптечной точностью.

2. Едва ли. Изучите список племен сторонников Кайду,  по сути основателя Могулистана, также посмотрите поздние списки племен Могулистана. Чагатайский Могулистан - это проект Кайду и  сторонников "олдскульного" монгольского пути, т.е. продолжения линии старых обычаев йусун в противовес реформам Хубилая.  Про термин "нирун" есть инфо только у РАДа, этот термин вообще неизвестен в источниках. Этот термин можно рассматривать в рамках манихейской легенды о божественном "световом" происхождении от вдовы. То, что они (нируны) в каком-то колене были родственны золотому роду итак понятно, но это не давало экслюзивного права называться "нағыз моңғол". Чем напр. коныраты,  джалаиры, сулдус и пр. были менее монголистыми чем баарины, йисуты, чоносы и т.д.? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 hours ago, Zake said:

Про термин "нирун" есть инфо только у РАДа, этот термин вообще неизвестен в источниках.

ну пусть будут нирун дарлекины или просто дарлекины

имеется в виду не найманы, не кыпчаки, не аргыны итп

5 hours ago, Zake said:

В общем, фольклор - это деградированное и смутное представление о прошлом

если так относиться, то вообще к шежире нельзя обращать внимания

я исхожу из того, что шежире местами правдиво.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...