Перейти к содержанию
Zake

Этимология/семантика "үйсін" и "уйшун"/"хушин". Это разные варианты одного слова или разные слова?

Рекомендуемые сообщения

19 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake ну пока непонятно. Видите ли, нам пока неизвестно подлинное написание имени. У одного Уртубе, у другого Орту Бору. Арабская вязь не передаёт все звуки.

Орту Бору - текстоновский вариант, ему ведь решили довериться.

Уртубу похоже на редукцию Ортубору.

Или еще короче Орту. В общем все правы: и Текстон и узбекские востоковеды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 02.12.2023 в 21:22, Zake сказал:

Касательно Хорчи Усуна или Майқы би.

Чингисхан - этатист (имперец, государственник), но в вопросах родового культа был трайбалистом и консерватором-йусунистом.  В общем, он сменил Теб Тенгри на бия-шамана Майқы Үйсіна, в первую очередь потому что он был своим сородичем, ну и конечно, потому что  был верным, коченел вместе с ним в стужу, прошел все трудные этапы становления и т.д.

Всё что было связано с йусун - "законы,обычаи, традиции" в то домусульманское и добуддийское время у средневековых монголо-татар обязат-но было связано с шаманством, камланием и т.д. Напр. целый род/племя  йисут согласно данным Рашид Ад Дина был связан с исполнением шаманских ритуалов и обычаев. 

йусун (йосу) - "правила, закон, традиции, обычаи" и множеств-собират. форма йисут/йосут/йоста

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext4.html

Племя йисут 1009

...Когда род Чингиз-хана производит устройство [государственных] дел [йасал йасамиши микунанд], а оно у них состоит в правильном применении их правил и обычаев, то за всем тем, что относится до [194] сего порядка, обращаются к сему племени. И [его] шаманы [каман], как у них принято, осуществляют [это] исправление...

https://baylig.ru/kalmyk_language/kto-takoj-josta-zalu/

Слово «йосн» Калмыцко-русский словарь трактует как «закон, общепринятое правило, обычай, традиция, пристойность, порядок совершения какой-либо церемонии». Соответственно, «йоста» имеет значение «соответствие общепринятым правилам, обычаям и традициям». Более того, «йоста» еще обозначает «безукоснительное следование порядку проведения национальных обычаев, традиций, обрядов и церемоний».

Уйсунизм (йусунизм) рулил в Могулистане. Ибо это был путь сторонников старого олдскульного чингизовского пути йусун и йасак. 

Причем у термина Уйсун (Йусун) были и другие синонимичные значения: йанги, тура, номун и т.д.

https://eurasica.ru/forums/topic/7000-письмо-энхтөр-инка-тюрибатура-из-чагадайд-1388/?do=findComment&comment=466362

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неприятные для вас комментарии теперь вы удаляете? Прекрасно. А я то думал куда подевался коммент, в котором я требую, чтобы вы добавили в свою ересь, что она ваша, а не утвержденный вариант.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Bir bala сказал:

Неприятные для вас комментарии теперь вы удаляете? Прекрасно. А я то думал куда подевался коммент, в котором я требую, чтобы вы добавили в свою ересь, что она ваша, а не утвержденный вариант.

Если вы пишите это мне, то вы бредите. Я никак не могу удалять чужие комментарии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 08.11.2023 в 19:33, Zake сказал:

 207. Сказал Чингис-хан Хорчию: "Ты предсказал мне будущее, с юности моей и по сей день в мокроть мок со мною, в стужу - коченел. Ты, Хорчи, помнишь, говорил: "Когда сбудется мое предсказание, когда Небо осуществит твои мечты, дай мне' тридцать жен. А так как ныне все сбылось, то я и жалую тебя: выбирай себе тридцать жен среди первых красавиц этих покорившихся народов". И он повелел: "Пусть Хорчи ведает не только тремя тысячами Бааринцев, но также и пополненными до тьмы Адаркинцами, Чиносцами, Тоолесами и Теленгутами, совместно, однако, с (тысячниками) Тахаем и Ашихом. Пусть он невозбранно кочует по всем кочевьям вплоть до при-Эрдышских Лесных народов, пусть он также начальству! над тьмою Лесных народов. Без разрешения Хорчи Лесные народы не должны иметь права свободных передвижений. По поводу самовольных переходов - нечего задумываться!

Пусть Хорчи ведает не только тремя тысячами Бааринцев, но также и пополненными до тьмы Адаркинцами, Чиносцами, Тоолесами и Теленгутами, совместно, однако, с (тысячниками) Тахаем и Ашихом.

По логике текста я вижу,что у баарина Хорчи (Майкы би, старец Усун, Йанги) в подчинении были тысячник Тахай из адаркин и тысячник Аших из чоносов. 

Значением имени Аших в тюркских языках является "helmet" - "шлем" (йошук, йашук, ишик, ашик)

Смотрите работу А Dictionary of Early Middle Turkic, By Hendrik Boeschoten, стр. 423

https://books.google.com/books/about/A_Dictionary_of_Early_Middle_Turkic.html?id=roCjEAAAQBAJ#v=onepage&q=yora (MAv%2C XŠ%2C AH%2C BM)&f=false

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно переосмысление потомками имени Аших в арабизированное Байдаган-Байдибек ("байда" -"шлем") было связано с принятием ислама во времена Тоглук-Тимура.

https://eurasica.ru/forums/topic/7000-письмо-энхтөр-инка-тюрибатура-из-чагадайд-1388/?do=findComment&comment=466512

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Удивительно, пытаясь выяснить что-то люди умудряются запутать дело еще дальше. И даже строят целую фантастическую теорию о каких-то “законниках” )))

Название рода үшин/hүшин (этимология еще не ясна) никак не может быть связано с йосун (“закон; традиция”) и тем более с усун (“вода; река”). Это ясно видно по их писанию и произношению. Поэтому нельзя ссылаться на метатезу

Теперь сравним название рода үшин / hүшин (اوشین هوشين) со словом йосун (یوسون), обе названия встречаются у Рашид ад-дина неоднократно. И в частности в главе о законах Чингизхана читаем:

• “И после того, как он завоевал множество царств за короткий период времени, он организовал и систематизировал обычаи и законы государства как Йасақ и Йосун, а также ввел церемонию справедливости и вассальной зависимости”.

• و بعد از آنکه در زمانی اندک بسیاری از ممالک در حوزه تصرف آورده بود، رسوم و قوانین یاساق و یوسون پادشاهی را مرتب و مدون گردانید و مراسم عدل گستری و رعیت پروری به تقدیم رسانید

Здесь ясно видно что среднемонгольское слово yosun یوسون “закон; обычай” по своему произношению и по написанию никак не схож с названием монгольского племени üšin اُوشین или hüšin هوشین. 
У Рашид ад-Дина есть два варианта (اُوشين / هوشين) писания этого племени и оба даже отдалённо не напоминают слово یوسون yosun.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До какой степени у некоторых участников форума могут быть своебразными ментальные особенности, чтобы не догадаться о чем идет речь в этой теме и связанных темах, где я очень подробно, дотошно, даже нудно разъяснил свою точку зрения, в частности почему уйшин/хушин и уйсун/йусун - изначально совершенно различные термины. 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос ко всем. 

Кроме абақ кереев у каких казахских племен были зафиксированы генеалогические предания о происхождении от совы, филина? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://books.google.com/books/about/Owl_The_Mysterious_Bird.html

"In one story, Genghis Khan was hiding from enemies in a small coppice when an owl roosted in the tree above him, which caused his pursuers to think no man could be hidden there."

История о чудесном спасении Чингизхана в перелеске от неких врагов благодаря филину, который сидел на дереве (преследователи подумали, что там не может находиться человек) есть у армянского Хетума, который совершал поездку в Каракорум и мог слышать различные истории из уст самих монголов.

ЭПИЧЕСКИЙ ЦИКЛ О ЧИНГИЗ-ХАНЕ В ТРУДЕ ХЕТУМА ПАТМИЧА
Гоар Карагезян.

(Стр 135)

"В этой связи заслуживает внимания приведенное Хетумом историческое
предание о счастливом знамении в образе филина, избавившего Чингиза от пленения. Однажды Чингиз-хан, столкнувшись с неприятелем, храбро вступил с ним в бой, однако конь его упал под ним замертво. Когда его люди увидели Чингиз-хана на земле, они лишились мужества и пустились в бегство, неприятель погнался за ними и упустил из виду Чингиз-хана. Последний, воспользовавшись их отсутствием, укрылся в кустарнике, на котором расположился и герой этой легенды– пролетавший рядом филин. Завидев филина, враги татар удалились, не допуская мысли, что там может укрыться император. 

Татары возблагодарили бога и с тех пор до такой степени стали почитать птиц, название которых филины, что носили их перья на голове. Я же привел эту историю для того, чтобы был понятен смысл, почему татары носят наголове перо”"

В общем от смерти Чингисхана спас филин. Получается чоросская генеалогическая комбинация "дерево+ филин/сова" может отражать некоторые эпизоды реальной истории Чингизхана. Плюс наложились древнеуйгур. -манихейские легенды с шаманским "кривым" деревом.

Кроме того, есть обьяснение почему монголы Чингизхана почитали филина и носили перья филина на голове.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сведения Хетума важны, так как он жил в эпоху самого Чингисхана,  совершил поездку в Каракорум в 1246-1248 году, спустя 20 лет после смерти Чингисхана. Он мог получить эту информацию даже от очевидцев тех событий. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо теперь приложить «титанический» труд, чтобы найти эту традицию у того единственного народа, который с благоговением и почитанием относится к перьям этой птицы, которую считают святой.

Хотя эта традиция могла быть и не связана с Чингисханом, просто связали почитатели... ибо с кем еще.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Momyn сказал:

Надо теперь приложить «титанический» труд, чтобы найти эту традицию у того единственного народа, который с благоговением и почитанием относится к перьям этой птицы, которую считают святой.

Хотя эта традиция могла быть и не связана с Чингисханом, просто связали почитатели... ибо с кем еще.

У Рикольдо да Монтекроче, который жил чуть позже Хетума, по другому изложена эта легенда.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Рикольдо_да_Монтекроче

https://www.rulit.me/books/kniga-stranstvij-read-646440-52.html

"Глава XI. Об исходе татар

[1] Вышли же татары вот каким образом. [2] Когда они обитали за горами, о которых, кажется, говорит Боэций, что за них «слава Римской Республики еще не перевалила» (Утешение философией, II. VII), и жили там, словно животные, были пастухами и занимались охотой. [3] Эти самые горы, отделявшие их от пустыни и обитаемых стран, были непроходимы повсюду, за исключением одного места, где находилась, огромная крепость, и нигде более. [4] И когда кто-нибудь приближался к этому месту, то раздавался такой шум, будто внутри ходят люди и лошади, а также громко играют трубы, и тот, кто слышал подобное, в страхе бросался бежать. [5] А происходило это из-за колебаний ветра. [6] И вот один татарин как-то отправился на охоту и пошел следом за собаками, погнавшими зайца. [7] Заяц же побежал прямо в крепость и проскочил туда, спасаясь от преследовавших его собак. Охотнику очень была нужна добыча, а дичь вовсе не испугалась шума, но когда он уже совсем приблизился к крепости и дрожал от страха, боясь ступить внутрь, вдруг вылетел филин, сел на ворота и начал кричать. [8] Тогда татарин подумал: «Место, куда спрятался заяц и где кричит филин, не может быть жилищем человека». [9] И войдя внутрь твердой походкой, он не обнаружил там ничего. [10] Осмотревшись вокруг и уразумев, что нечего тревожиться из-за этого шума, он возвратился к своим и предложил им сделать себя князем, коли он проведет всех через крепость целыми и невредимыми. [11] Так они и перешли через горы. Следует отметить, что, проделав свой путь по следам зайца и указанию филина, постановили татары, что поскольку ввиду чрезвычайной необходимости заяц бежал от собак и таким образом, можно сказать, указал дорогу, то он достоин почтения, а поэтому они почитают зайца и изображают его на своем вооружении и шатрах, а филина, который появился безо всякого принуждения и закричал, сев на ворота, они считают ангелом Божьим, и это сам Бог призвал их, дабы они отправились в путь. [12] И филина они считают должным почитать особо, более чем зайца. [13] Поэтому установлено, чтобы все знатные и благородные татары носили перья, подобно шапкам из шкурок филина, сверху на голове. [14] А посему они перебили всех филинов, каких только смогли обнаружить в восточных странах. [15] Да и западные купцы убивают филинов и поставляют им шкурки. [16] Кажется, одна хорошая шкурка филина идет почти за двадцать ливров. [17] И таким образом татары воздали филину, своему другу, злом за добро, ибо хотя и утверждают, что почитают его, однако истребляют его и делают из него украшения — шапки из перьев друга, и в этом татары уподобляются всякой нечисти, а именно демонам, которые шьют себе шапки из шкур животных, им прислуживающих, а посему воздают злом за добро."

-----------------------------------

Поэтому  если даже среднев. монголы (татары) в своих рассказах осознанно или неосознанно сакрализировали связь филина  с Чингизханом, то это было уже сделано в эпоху самого Чингизхана,  ибо  Хетум жил в эту самую эпоху.

Сюжет спасения или "нового рождения" Чингизхана филином, изложенный у Хетума, перекочевал в зафиксированные генеалогии ойратской верхушки (чоросов) и казахских уйсынов. Это позволит нам в том числе идентифицировать некие исторические личности Могулистана и обратить внимания на некоторые нынешние родоплемен. названия, которые вообще никак не связываются с сакральным желтым филином - сары үкі. Позже подробнее изложу свои мысли.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Zake сказал:

У Рикольдо да Монтекроче, который жил чуть позже Хетума, по другому изложена эта легенда.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Рикольдо_да_Монтекроче

https://www.rulit.me/books/kniga-stranstvij-read-646440-52.html

"Глава XI. Об исходе татар

[1] Вышли же татары вот каким образом. [2] Когда они обитали за горами, о которых, кажется, говорит Боэций, что за них «слава Римской Республики еще не перевалила» (Утешение философией, II. VII), и жили там, словно животные, были пастухами и занимались охотой. [3] Эти самые горы, отделявшие их от пустыни и обитаемых стран, были непроходимы повсюду, за исключением одного места, где находилась, огромная крепость, и нигде более. [4] И когда кто-нибудь приближался к этому месту, то раздавался такой шум, будто внутри ходят люди и лошади, а также громко играют трубы, и тот, кто слышал подобное, в страхе бросался бежать. [5] А происходило это из-за колебаний ветра. [6] И вот один татарин как-то отправился на охоту и пошел следом за собаками, погнавшими зайца. [7] Заяц же побежал прямо в крепость и проскочил туда, спасаясь от преследовавших его собак. Охотнику очень была нужна добыча, а дичь вовсе не испугалась шума, но когда он уже совсем приблизился к крепости и дрожал от страха, боясь ступить внутрь, вдруг вылетел филин, сел на ворота и начал кричать. [8] Тогда татарин подумал: «Место, куда спрятался заяц и где кричит филин, не может быть жилищем человека». [9] И войдя внутрь твердой походкой, он не обнаружил там ничего. [10] Осмотревшись вокруг и уразумев, что нечего тревожиться из-за этого шума, он возвратился к своим и предложил им сделать себя князем, коли он проведет всех через крепость целыми и невредимыми. [11] Так они и перешли через горы. Следует отметить, что, проделав свой путь по следам зайца и указанию филина, постановили татары, что поскольку ввиду чрезвычайной необходимости заяц бежал от собак и таким образом, можно сказать, указал дорогу, то он достоин почтения, а поэтому они почитают зайца и изображают его на своем вооружении и шатрах, а филина, который появился безо всякого принуждения и закричал, сев на ворота, они считают ангелом Божьим, и это сам Бог призвал их, дабы они отправились в путь. [12] И филина они считают должным почитать особо, более чем зайца. [13] Поэтому установлено, чтобы все знатные и благородные татары носили перья, подобно шапкам из шкурок филина, сверху на голове. [14] А посему они перебили всех филинов, каких только смогли обнаружить в восточных странах. [15] Да и западные купцы убивают филинов и поставляют им шкурки. [16] Кажется, одна хорошая шкурка филина идет почти за двадцать ливров. [17] И таким образом татары воздали филину, своему другу, злом за добро, ибо хотя и утверждают, что почитают его, однако истребляют его и делают из него украшения — шапки из перьев друга, и в этом татары уподобляются всякой нечисти, а именно демонам, которые шьют себе шапки из шкур животных, им прислуживающих, а посему воздают злом за добро."

-----------------------------------

Поэтому  если даже среднев. монголы (татары) в своих рассказах осознанно или неосознанно сакрализировали связь филина  с Чингизханом, то это было уже сделано в эпоху самого Чингизхана,  ибо  Хетума жил в эту самую эпоху.

Сюжет спасения или "нового рождения" Чингизхана филином, изложенный у Хетума, перекочевал в зафиксированные генеалогии ойратской верхушки чоросов и казахских уйсынов. Это позволит нам в том числе идентифицировать некие исторические личности Могулистана и обратить внимания на некоторые нынешние родоплемен. названия, которые вообще никак не связываются с сакральным желтым филином - сары үкі. Позже подробнее изложу свои мысли.

Выход из ущелья это намного древняя легенда чем время Чингис хагана. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, enhd сказал:

Выход из ущелья это намного древняя легенда чем время Чингис хагана. 

Там все друг на друга накладывалось. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Momyn сказал:

Надо теперь приложить «титанический» труд, чтобы найти эту традицию у того единственного народа, который с благоговением и почитанием относится к перьям этой птицы, которую считают святой.

 

Вот  Рихард Карутц в описании западных казахов писал, что "амулеты из перьев и ножки совы особенно трудно получить, так как сову не стреляют, считая ее священной птицей". 

Карутц Р. "Среди киргизов и туркменов на Мангышлаке". Издание А.Ф. Девриена, 1910 год.

Я думаю, что для средн. монголов сов,филинов "заготавливали" все таки другие народы. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ибрагимов Ш.М. «Очерки быта киргизов», 1872 г.

 

"... Притом киргизы чрезвычайно боятся , чтобы кто-нибудь не сглазил их коней; поэтому, предназначенных на скачку лошадей они никому не показывают, держат их под попоной, а гривы и хвосты сплетают на манер девичьих кос, прикрепляя в разных местах, перья филина".

"... Если джолдас (АКБ: послед у рожениц) долго не выходит, то это опять также приписывается козням злых духов и против этого принимаются следующие меры: 1) приводят из табуна лошадь с светлыми, большими глазами, вводят ее быстро в кибитку и морду лошади наклоняют к груди больной, желая испугать этим нечистых духов; 2) приносят филина (укю) которого насильно заставляют кричать, в убеждении, что голос его отгоняет нечистых духов. Киргизы верят этому до такой степени, что желая предохранить детей своих от влияния нечистых духов, прикалывают на шапки перья филина, или нашивают их на одежду думая, что нечистые духи боятся этого; 3) втыкают в землю саблю острием вверх, в изголовье больной, предполагая, что злые духи, увидев обнаженную саблю, испугаются и оставят больную; 4) приглашают баксу (знахаря), который вбегая в кибитку, стремглав бросается на больную и начинает бить ее палкой, чтобы выгнать из нее злых духов".

 

Если верить подписи на миниатюре Хулагу-хан:

image.jpg

Перья филина традиционно присутствуют и на казахских головных уборах (сейчас про них, хотя много на чем):

Оспан-батыр из племени керей (слева от него, то, что с рукой у рта, монгольский коммунист Чойбалсан):

gallery_6141_4_43352.jpg

Казахи Монголии 1940 год, предположительно кереи и найманы:

%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%201.jpg

Казах одного из племен Улу джуза, Семиречье, 19 век (явно носитель старкластера как субъект сабжа)):

image.jpg

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Худяков Ю.С. "Шлем казахского воина из Северного Казахстана" (со ссылкой на Алланиязов Т.К.):

"... в 16 - 19 в.в. шлемы казахских воинов украшались пучком из перьев (обычно перьев филина)".

 

По-казахски навершие из перьев на головном уборе, на боевом шлеме, знамени или др. - "жыға".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.03.2024 в 23:50, Momyn сказал:

Надо теперь приложить «титанический» труд, чтобы найти эту традицию у того единственного народа, который с благоговением и почитанием относится к перьям этой птицы, которую считают святой.

Хотя эта традиция могла быть и не связана с Чингисханом, просто связали почитатели... ибо с кем еще.

Как у меня чуйка сработала про связь традиции с ЧХ! Просто не смог не плюсануть Заке к кому я уважения не имею, но надо отдать должное. Работает с источниками, выдвигает версии, форум двигает. Платить бы ему надо, но подсознательный антиуйсинист и старших не уважает платить не надо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.03.2024 в 18:41, Zake сказал:

Вот  Рихард Карутц в описании западных казахов писал, что "амулеты из перьев и ножки совы особенно трудно получить, так как сову не стреляют, считая ее священной птицей". 

Карутц Р. "Среди киргизов и туркменов на Мангышлаке". Издание А.Ф. Девриена, 1910 год.

Я думаю, что для средн. монголов сов,филинов "заготавливали" все таки другие народы. 

Вот видите три источника друг другу противоречат, накладываются как вы пишите. Традиция  связана с ЧХ или не связана, убивали филина или не убивали, но общее что птица и его перья священны и эта традиция есть только у казахов, и это уже 1001 доказательство того что именно они и есть народ Чингисхана. Как только манкуртов казахов земля носит? Кстати на зеркале моей парадно-выходной машины висят старинные перья филина , по наследству еще от бабушки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.03.2024 в 04:13, Momyn сказал:

Вот видите три источника друг другу противоречат, накладываются как вы пишите. Традиция  связана с ЧХ или не связана, убивали филина или не убивали, но общее что птица и его перья священны и эта традиция есть только у казахов, и это уже 1001 доказательство того что именно они и есть народ Чингисхана. Как только манкуртов казахов земля носит? Кстати на зеркале моей парадно-выходной машины висят старинные перья филина , по наследству еще от бабушки.

В вопросе сакральности, ценности и почитания совы монголами Чингизхана не противоречат друг другу. Ну,  конечно раз был спрос, значит было и предложение, законы рынка работали во все времена.

В разных казахских источниках насчет "добычи" перьев филина пишут следующее:

"Үкінің қауырсынын алу үшін оны өлтірмейді. Өлтірген адамды киесі ұрады деген түсінік бар. Үкіні аулап ұстап, балақ жүні мен бауыр төсінің жүнін алып, өзін жемге тойғызып қоя берген. Мұны «үкі жүндеу» деп атайды"

Т.е. казахи филинов не убивали ради добычи перьев, так как птица считалась священной. Когда ловили филинов, их специально кормили и поили для добычи пуха «үкі жүндеу».

https://egemen.kz/article/310684-ukiden-nege-urkedi

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.03.2024 в 15:42, Zake сказал:

До какой степени у некоторых участников форума могут быть своебразными ментальные особенности, чтобы не догадаться о чем идет речь в этой теме и связанных темах, где я очень подробно, дотошно, даже нудно разъяснил свою точку зрения, в частности почему уйшин/хушин и уйсун/йусун - изначально совершенно различные термины. 

Напишите статью о несоответствии уйшин/хушин с уйсин. Посмотрим сколько профессиональных исследователей согласятся с этим бредом. Также не забудье написать о происхождении уйсинов от Усун Барына )))

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

П.Джексон, ссылаясь на тимуридский "Муиз-Ал Ансаб" пишет, что могулистанский Тоглук Тимур как-бы (?) был сыном эмира Духтуя (Ширавул), за которого вышла замуж вдова чагатаида Эмил-Ходжи

The Mongols and the Islamic World: From Conquest to Conversion

By Peter Jackson

"...the genealogical work, Mu 'izz al-ansáb (830/1426-7), alleges that Emil Qochas widow had married Dukhtui (here Duqtui) and given birth to Tughluq Temür (no other child is mentioned), so that the boy was reported to be Dukhtui's son.*

Вот как пишется в  работе Дробышева Ю.

«Инцидент Туму» и его герои в свете представлений о сакральном характере верховной власти

"Т.И. Султанов осторожно называет Туглук-Тимура “мнимым или действительным потомком Чагатая” [Султа- нов, 2006, с. 170]. Источники сходятся в том, что он был внуком Дувы – энергичного правителя улуса Чагатая в 1282–1307 гг., но дальше начинаются противоречия. Юного Туглук-Тимура якобы привез из Кульджинского края в Аксу дуглатский эмир Пуладчи (Буладжи) и в 1347 г. провозгласил правителем независимого ханства, а сам занял вторую по значимости должность улусбеги (помощник хана). История вхождения Туглук-Тимура во власть сильно напоминает сюжет из эпического сказания или даже сказки: здесь есть и бездетный хан, от которого зачинает одна из жен (причем младшая по положению), и соперничество этих жен, заканчивающееся фактическим изгнанием забеременевшей супруги, и долгие поиски законного наследника престола уже после смерти хана, в ходе которых посланец успевает съесть 299 из 300 коз...

...Представляется, что ближе к истине в этом вопросе были анонимные творцы обширного генеалогического справочника по Чингисидам и Тимуридам “Муизз ал-ансаб”, составленного в Хорасане между 1426 и 1488 гг. Признавая Туглук-Тимура сыном Эмил-ходжи, они далее пишут: “После смерти отца его мать взял Дукту, и он родился в доме Дуктийа. По этой причине его считают сыном Дуктийа” [Муизз ал-ан- саб, 2006, с. 51]" Последнее тем более вероятно, что ничего неизвестно о монголь-ском обычае, согласно которому старшая жена хана имела бы право распоряжаться младшими женами по своему усмотрению и отдавать их на сторону без ведома хана. Это явная реминисценция мусульманского правила гаремов, которое едва ли могло применяться кочевниками, в ту пору еще не принявшими ислам. В данном случае речь идет не просто о жене, а о беременной супруге, из-за потери которой вместе с соб- ственным будущим ребенком хан якобы огорчается – и только, что выглядит совсем неправдоподобно.

 

--------------------------------------

Есть полный абзац этого эпизода из Муиз Ал Ансаб?

Кто что думает?

Есть у кого-либо доп. инфо, исследование по Ширавул Духтую, кроме текстов Дулати и Зафар-намэ?

 

P.s. почему могульского эмира Ширавул Духтуя я связываю с уйсунами напишу позже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...