buba-suba Опубликовано 19 апреля, 2022 Поделиться Опубликовано 19 апреля, 2022 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Прилагательное это ответ на черное море. До вас долго и трудно доходит. А причем Черное море? Ведь началось с египетских пирамид - с Вашей подачи. И прилагательное должно быть причастно к пирамидам, и их авторам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 апреля, 2022 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2022 В 19.04.2022 в 17:36, buba-suba сказал: А причем Черное море? Ведь началось с египетских пирамид - с Вашей подачи. И прилагательное должно быть причастно к пирамидам, и их авторам. Проехали. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir Jürgen Опубликовано 19 июля, 2022 Поделиться Опубликовано 19 июля, 2022 Что такое илатия и как написано в оригинале? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 20 июля, 2022 Admin Поделиться Опубликовано 20 июля, 2022 7 часов назад, Bir Jürgen сказал: Что такое илатия и как написано в оригинале? Как сообщают ферганские источники XVIII-XIX вв., это было государство народа «илатийа» (кочевников - скотоводов) и «сартийа» (оседлых земледельцев, ремесленников и торговцев). 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir Jürgen Опубликовано 20 июля, 2022 Поделиться Опубликовано 20 июля, 2022 5 часов назад, Rust сказал: Как сообщают ферганские источники XVIII-XIX вв., это было государство народа «илатийа» (кочевников - скотоводов) и «сартийа» (оседлых земледельцев, ремесленников и торговцев). Интересно. Можете дать источники? Мне очень интересно посмотреть что за слово, как оно пишется, и этимологию найти. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 20 июля, 2022 Поделиться Опубликовано 20 июля, 2022 элет I (ср. монг. өөлд) 1. кочевое население (противопоставляется оседлому, городскому); эзелден туруп жердеген элет кыргыз эли бар стих. есть кочевой народ - киргизы, которые обитают (здесь) искони; эжигей, быштак, куруту - элет көчмөн турмушу стих. сыр, творог, курт - жизнь кочевника; 2. (ср. эл) род; племя; народ; родное племя, родной народ; калың нойгут элет многочисленное племя нойгутов; жайдарым сендей табылбайт жалпы элет-элиңден стих. (другой) такой, как ты, моя любезная, не найдётся в твоём племени; элеттеги сөз то, что говорят в народе; элетке барып келели съездим куда-нибудь в район (к киргизам); Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir Jürgen Опубликовано 20 июля, 2022 Поделиться Опубликовано 20 июля, 2022 9 часов назад, Samatq сказал: элет I (ср. монг. өөлд) 1. кочевое население (противопоставляется оседлому, городскому); эзелден туруп жердеген элет кыргыз эли бар стих. есть кочевой народ - киргизы, которые обитают (здесь) искони; эжигей, быштак, куруту - элет көчмөн турмушу стих. сыр, творог, курт - жизнь кочевника; 2. (ср. эл) род; племя; народ; родное племя, родной народ; калың нойгут элет многочисленное племя нойгутов; жайдарым сендей табылбайт жалпы элет-элиңден стих. (другой) такой, как ты, моя любезная, не найдётся в твоём племени; элеттеги сөз то, что говорят в народе; элетке барып келели съездим куда-нибудь в район (к киргизам); К чему тут сравнение с өөлд? И там написано сравните с ЕЛ. Откуда этот текст? Тут имеется в виду что илат это елет, а елет это ЕЛ с суфиксом множественности монгольского языка? елүт ~ елет? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 21 июля, 2022 Поделиться Опубликовано 21 июля, 2022 10 часов назад, Bir Jürgen сказал: К чему тут сравнение с өөлд? И там написано сравните с ЕЛ. Откуда этот текст? Тут имеется в виду что илат это елет, а елет это ЕЛ с суфиксом множественности монгольского языка? елүт ~ елет? Словарь Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 22 июля, 2022 Admin Поделиться Опубликовано 22 июля, 2022 Термин илатийа является персидским, что неудивительно, учитывая то, что в делопроизводстве и в написании трудов использовался персидский/таджикский язык. Цитата [ил] мн. ایلات [илат] и ایلیات [илй-ат] 1. племя; клан; Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 22 июля, 2022 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2022 8 часов назад, Rust сказал: Термин илатийа является персидским, что неудивительно, учитывая то, что в делопроизводстве и в написании трудов использовался персидский/таджикский язык. https://en.m.wiktionary.org/wiki/ایل#Persian В персидском из тюркского «эл» просходит пишут Думаю это на кыргызском — элет и сарт написано на фарси Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 20 октября, 2022 Поделиться Опубликовано 20 октября, 2022 НЕ ВХОДЯТ НИ В ОДИН ИЗ ТРЕХ ЖУЗОВ: Калмак – киши-калмак, бике, санамур, торгауыт-калмак, чеджи, уранкай. _____________________________________________ Кыргыз – бугы, кусшы (жана-кыргыз), сару (бай-кыргыз), саяк, солта, тейит (жунди-кыргыз). _____________________________________________ Ногай-казак – казанкулак, костанбалы, кояс, уйсун. _____________________________________________ Сунак – аташ, бессары, кайгактык, кальмурза-токбан, сыйык. _____________________________________________ Ходжа – аккорган, баксаис-ходжа, карахан, кылышты-ходжа, сеид-ходжа, диуана, хорасан. _____________________________________________ Каракалпак _____________________________________________ Керлеут _____________________________________________ Курама _____________________________________________ Кулеген _____________________________________________ Мангыт _____________________________________________ Моголтай _____________________________________________ Туленгит _____________________________________________ Торе P.S. "Kірме ру", является отдельным родовым коленом, который был присоединен к ним. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 20 октября, 2022 Поделиться Опубликовано 20 октября, 2022 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 24 октября, 2022 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2022 В 07.04.2022 в 02:50, Bir Jürgen сказал: Кстати, тут на кириллице написано Уйшин, но на форуме видел оригинал списка, где было написано اوشن что правильнее писать как ūshin/ушин, без Й. Монгольское племя ушин (хушин) есть и нынче и был во времена ЧХ. Ордынские уйсуны это потомки монгольских ушинов - это одна из версии, но самая обоснованная. Так же по главенствующей версии казахские уйсыны это ордынские уйсуны Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 24 октября, 2022 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2022 В 07.04.2022 в 02:50, Bir Jürgen сказал: Не хватает уаков и жагалбайлы, потому что уаки позднее отделились от кереев, а жагалбайлы от найманов, но это не точно. Такие рода как оймаут, кият, кенегес, мангыт, меркит, куралас?, мажар есть как роды и подроды у казахов. Часть из них кирме, часть совпаденцы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 октября, 2022 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2022 4 часа назад, кылышбай сказал: Монгольское племя ушин (хушин) есть и нынче Среди какого народа? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 25 октября, 2022 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2022 17 часов назад, АксКерБорж сказал: Среди какого народа? Вся Халха была разделена на семь хошунов, определившихся после смерти Гэрэсэндзэ в 1549 г. Правителями этих хошунов были семь его сыновей. Ашихай владел уделами Ушин и Джалаир, Нойантай — Бэсут и Энджичэн, Нухунуху — Хэрут и Горлос, Амин — Хорогу, Хуриэ и Цогохор, Дарай — Хухэйт и Хатхин, Далдан — Тангут и Сартаул, Саму — Урянхай, — говорится в «Шара Туджи» [Шара-Туджи, с. 163]. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 октября, 2022 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2022 1 час назад, кылышбай сказал: говорится в «Шара Туджи» [Шара-Туджи, с. 163]. По ссылке не нашел: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Sara_Tudzi/frametext.htm Может быть в другом издании? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 25 октября, 2022 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2022 4 часа назад, АксКерБорж сказал: По ссылке не нашел: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Sara_Tudzi/frametext.htm Может быть в другом издании? Плохо смотрели: После смерти Гэрэсэндзэ старшая царица-мать своим семерым |230| сыновьям дала уделы: Ашихаю — Ушин и Джалаир, Нойантаю — Бэсут и Энджигэн, Нухунуху Уйдзену — Хэрут и Горлос, Амину—Хорогу, Хуриэ, Цогохор, Дараю — Хухэйт и Хатахин, Далдану — Тангут и Сартагул, Саму — один Урянхай. [164] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 28 сентября Поделиться Опубликовано 28 сентября Подскажите плиз, когда и кем был составлен самый ранний список 92 племен Илатийа? Полагаю "Маджму ат-Таварих", произведение 16 века. Цитата Ахсикенти приводя названия 92 племен, ссылается при этом на недошедший до нас источник... Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в XV-XVII вв. (вопросы этнической и социальной истории). М., 1982 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 29 сентября Поделиться Опубликовано 29 сентября Дополнение к перечню 92 племен (по записи С. М. Абрамзона) Закир Чормошев (по происхождению из племени адигине, подразделение бору) рассказал, что в 582 г. х. (1186-1187) г. 57 была война, закончившаяся победой пророка Мухаммада. Ему помогли одержать ее прибывшие к нему люди, которых он назвал узбеками, а до того они не знали своего имени, у них не было руководителя, и каждый из них был самостоятелен. Их было 92 человека. Все они называли себя потомками Абубакыр Садыка, а их чонг-ата-кыпчак. Потомки Абубакыр Садыка [по нисходящей линии]: Мухаммад Суля Уалят — Сумбан Кайнар — Абдыкайыр — Султан Сапаа — Султан Джалал ад-Дин — Султан Махмуд—Талаш Бува—Салиакпа. У Салиакпа было 13 жен, а от них 92 сына, которые всегда жили вместе и занимались скотоводством, причем скот у них был общий. Однажды они устроили совет и решили разделить скот и наложить каждому свою, тамгу. По приказу пророка Мухаммада они взяли себе имена, [которые Закир Чормошев прочитал С. М. Абрамзону по хранившимся у Закира Чормошева старинным родословным спискам]: катакан; джуз; мйнг; кырк; онгкой; чит; джалайыр; сарай; конгурат; алчын; аргын; айман; кыпчак; чакмак; адак (азак); калдык; тоодак; буллак; шымырчык; катаган; калтабий; кунакаш; бойрок; ойрот; кыят; кытай; кангелды; чоплачи; кошчу (кушчу); буланчы; чувут; чит; джыйыл; буят; уят; арлай (адылай); кыйрат; онгкот; тангут; мангыт; чарчут (чалчут); мит; меркит; буркут; кият; курлас; окулат; кыдый; арап; ылаачы; чубурган; кыштык; кийрат (килят); туркмен; дурман; табан; там; рамлам (рамнан); мойтон; ойшон; бирия; апыз (апыл); казак; кыргыз; мундуз; кутчу; ойчу; джуурат; бадай; татар; табаш; чыкыр; сулдуз; тубай; кылдый; кирдираи (кылдырай); сактан; кыргын (кырчын); ширин; углам (оглан); куллат (курлат); джыглак; чынаёай; чилкас; уйгур; ачар (агар); таргыл; турукай; кычыт; маджар; коджолук; сооран. https://www.vostlit.info/Texts/rus4/Ahsikendi/frametext.htm 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 29 сентября Поделиться Опубликовано 29 сентября 14 минут назад, Steppe Man сказал: Дополнение к перечню 92 племен (по записи С. М. Абрамзона) Закир Чормошев (по происхождению из племени адигине, подразделение бору) рассказал, что в 582 г. х. (1186-1187) г. 57 была война, закончившаяся победой пророка Мухаммада. Ему помогли одержать ее прибывшие к нему люди, которых он назвал узбеками, а до того они не знали своего имени, у них не было руководителя, и каждый из них был самостоятелен. Их было 92 человека. Все они называли себя потомками Абубакыр Садыка, а их чонг-ата-кыпчак. Потомки Абубакыр Садыка [по нисходящей линии]: Мухаммад Суля Уалят — Сумбан Кайнар — Абдыкайыр — Султан Сапаа — Султан Джалал ад-Дин — Султан Махмуд—Талаш Бува—Салиакпа. У Салиакпа было 13 жен, а от них 92 сына, которые всегда жили вместе и занимались скотоводством, причем скот у них был общий. Однажды они устроили совет и решили разделить скот и наложить каждому свою, тамгу. По приказу пророка Мухаммада они взяли себе имена, [которые Закир Чормошев прочитал С. М. Абрамзону по хранившимся у Закира Чормошева старинным родословным спискам]: катакан; джуз; мйнг; кырк; онгкой; чит; джалайыр; сарай; конгурат; алчын; аргын; айман; кыпчак; чакмак; адак (азак); калдык; тоодак; буллак; шымырчык; катаган; калтабий; кунакаш; бойрок; ойрот; кыят; кытай; кангелды; чоплачи; кошчу (кушчу); буланчы; чувут; чит; джыйыл; буят; уят; арлай (адылай); кыйрат; онгкот; тангут; мангыт; чарчут (чалчут); мит; меркит; буркут; кият; курлас; окулат; кыдый; арап; ылаачы; чубурган; кыштык; кийрат (килят); туркмен; дурман; табан; там; рамлам (рамнан); мойтон; ойшон; бирия; апыз (апыл); казак; кыргыз; мундуз; кутчу; ойчу; джуурат; бадай; татар; табаш; чыкыр; сулдуз; тубай; кылдый; кирдираи (кылдырай); сактан; кыргын (кырчын); ширин; углам (оглан); куллат (курлат); джыглак; чынаёай; чилкас; уйгур; ачар (агар); таргыл; турукай; кычыт; маджар; коджолук; сооран. https://www.vostlit.info/Texts/rus4/Ahsikendi/frametext.htm Там еще очень важная сноска: 57. Следует отметить, что явный анахронизм этой даты в отношении времени жизни пророка Мухаммада побуждает присмотреться к ней внимательнее: к XI-XII вв. другие народные предания приурочивают время складывания киргизского народа в Узгендских и Ходжендских горах (см. выше, стр. 205). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться