Перейти к содержанию
Zake

Этимология и семантика названий алшынских племен. Что означало в свое время алимулы, жаманак, шекти и т.д.?

Рекомендуемые сообщения

2 часа назад, Zake сказал:

Просто алчи и пр. татары были конкурентами с потомками правящего клана бывшего Уйгурского каганата кереитами и найманами. Алчи и пр. или так называемый народ "шесть татар" возвысился/расплодился именно за счет киданей-каракитаев, они были их "дубинкой" т.е. собирателями дани, подати и т.д.. За этот статус боролись и другие племена, поэтому Рашид Ад Дин привел этот диалог. Ценнейшие сведения. При этом китайские метрополии (Тан, Ляо, Цзинь) вели свою игру: варвары уничтожались руками самих варваров. Так было и при Тан,  при Ляо и Цзинь.  Пруфы в Танских хрониках,  Ляо Ши и т.д, Храпачевский хорошо это описал в своей работе. Чингиз воспользовался моментом , сломал эту систему и использовал против самой империи мощь этих федератов.  В общем победил Чх, предки алшынов проиграли, вот и весь сказ. В итоге можно сказать, что победил кереитский клан, к которому по моему мнению относился и Чингиз.  Об этом я много писал, не буду повторяться.

Критичней относиться к РАДу - это первый род из его списка вообще выбросить, оставив алчи-татар корневым родом ПАТАМУШТА современные алшины - казахи? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 минут назад, buba-suba сказал:

Критичней относиться к РАДу - это первый род из его списка вообще выбросить, оставив алчи-татар корневым родом ПАТАМУШТА современные алшины - казахи? 

Нет, алчи - могли быть и не корневым племенем или обобщенным названием. Это всего лишь гипотеза. Но то что казахские алшыны потомки тех татар, в том числе и туткулиутов с этим трудно спорить. К сведениям РАДа нужно относиться критично, я обьяснил почему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.08.2023 в 20:11, buba-suba сказал:

Вы немного ошибаетесь. До ЧХ был род тутуклиут, старший род татар, с правом верховной власти; старше чем алчи. Но его уничтожили по тележную ось. Фактически род исчез. После этого алчи - старший род татар, но уже без права верховной власти. 

Причина преследования кыпчаков "до последнего" - та же, их элита обладала правом верховной власти как потомки Огуза. 

Кстати, у татар право верховной власти было выше, чем у кыпчаков. На уровне дедушки Огуза. 

 

В 04.08.2023 в 19:40, buba-suba сказал:

Ну конечно, алчи - второй род татар, а кераиты - из младших ветвей родов монголов, что даже монголами не назывались.

А что до соперничества монголов и татар - это почти тысячелетняя история... 

 

 

В 05.08.2023 в 14:37, buba-suba сказал:

Это монголы недавно пришли с востока на территорию кераитов. Сарык-хан считает их младшими, подчиненными кераитам. Не учитывает того что Киян был сыном монгольского хана, т.е. из главной ветви монголов, выше рода Сарык-хана. 

Этот Сарык-хан - видимо дядя Он-хана? Или дед? Он-хан вроде в юности был в плену у татар. 

На этот отрывок я как-то не обращал внимания, бегло прочитал не вникая... 

Спасибо что обратили внимание. 

Ау, и что я про чингизидов писал? Как восхвалял монголов (по РАДу?) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.08.2023 в 21:13, Zake сказал:

В военно-статистическом обозрении Бларамберга все эти пять родов (Кабак, Тлеу,Назар, Жекей, Шурен) исходят от Булякчуря - Бөлек Шора? Можете прокомментировать? 

large.Screenshot_20230805-2105232.png.1ccaa9cff611c02a9b452b4548d4cc2c.png

К сожалению @elimkaz пока не смог прокомментировать.

У Бларамберга ответвление алшынского алимулы названо Булякчура. Здесь скорее всего Буляк - это названии алимулинской ветви "Бөлек", а Чура - имя человека, т.е. Шора.  Значит существовал человек по имени Чура (Шора) в шежире линии Бөлек, Калу-Мақу, а потомки его забыли.

Но это может быть Бөлек Шурен?    Бларамберг одновременно и несколько раз указал имена и БулякЧура и Чуранъ, так что похоже что он не путал эти имена.

Рассмотрим ногайско-русские отношения, в которых указан некий посол Чюра алчин.

НОГАЙСКО-РУССКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ ИСМАИЛ-БИЕ (1554-1563 ГГ.)

"писал Елизар Мальцов, что идут ко царю и великому князю послы.

От Исмаиля князя посол его Теребердеи наиман (слово наиман написано по чищенному) да человек его Бекчюра, от детеи Исмаилевых идут послы: от Магмет мирзы человек его Чюра алчин, от Тинахмет мирзы Мелга имилдеш, от Урус мирзы Терек, и от иных мирз послы, всех их 30 человек, а лошадеи с ними 90."

Уже приводил данные Бларамберга И.Ф. "Военно-статистическое обозрение Российской империи" ( стр 77) где мы видим,  в алимулинском шежире  имена Булякчура и Шурен (Чуранъ). Поэтому я думаю, что ногайский посол Чюра (алчин) - это Шора Алшын (т.е. Шора по линии Бөлек).

В общем, историкам нужно разобраться с этим Булякчура, т.е. с Шора по линии Бөлек, Қалу-Мақу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Tama что думаете насчет  имени БулякЧура, т.е. Чура из линии Бөлек, которое было указано в обозрении Бларамберга? Это обозрение издано в 1848 году, т.е. до редактирования алшынских шежире, вернувшихся из хаджа в Мекку в 1874 году группы казахов, в числе которых были табын Хазрет Досжан, аргын Кунанбай и т.д.

Какие неотредактированные алшынские шежире еще существуют ? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обратил внимание, что в обозрении Бларамберга адайские мұңал записаны как мугалъ, а жеменей как чибиней.

(Читайте, Бларамберг И.Ф. "Военно-статистическое обозрение Российской империи", Т. 14, ч. 3 : Земли Киргиз-Кайсаков Оренбургского ведомства /стр 84)

Название Чибиней напомнило название туркменских чепни-джебни из восточно-анатолийской конфедерерации ак-коюнлу ("белобаранных").

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Чепни

Тазик, Туркмен, Чибиней, Кынык, Ақ Қойлы, Кара Қойлы, Абдал, Рамадан, Лез, Курджи, Рамадан, Алдар "Знаменитый" Косе (Пайгамбар Косе), Джудди- Кеме Қалган (Қазығұрт), Көкше теңиз  и т.д. Они (переселенцы из ильханских земель) благоразумно тащили с собой "метки" из старой Родины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.09.2020 в 14:09, Tama сказал:

1. Сирак по каракалпакским преданиям это Сидак бий то есть Саид Ахмет, Калу получается его сын. Сирак и Сары вроде братья дети Мусы. Калу по наущению Исмаила убил Орака.

2. По генетике вроде эти потомки Калу такие же Алшыны. Может легенда сохранила какую то память о перекочевке групп ногаев к казахам. 

1. Я думаю, Сирак и Сары - это одно и тоже имя, которое означало "желтый". С этим фольклором, как казахским так и каракалпакским все перемешено, т.е. мутно. Тем более казахский фольклор еще позже "художественно" обработали. Поэтому там являются ценными только имена и общая канва событий, которая действит-но ведет часть алшынов к ногайцам.

2. Так и есть. Это как раз те самые ногайские алшыны, в числе которых алимулинская линия "Бөлек" - "отдельный", которые позже присоединились к своим алшынам. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Zake сказал:

@Tama что думаете насчет  имени БулякЧура, т.е. Чура из линии Бөлек, которое было указано в обозрении Бларамберга? Это обозрение издано в 1848 году, т.е. до редактирования алшынских шежире, вернувшихся из хаджа в Мекку в 1874 году группы казахов, в числе которых были табын Хазрет Досжан, аргын Кунанбай и т.д.

Какие неотредактированные алшынские шежире еще существуют ? 

Это ошибка. На самом деле это род Бөлек-Шүрен. т.е. Шурены потомки Болека.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Tama сказал:

Это ошибка. На самом деле это род Бөлек-Шүрен. т.е. Шурены потомки Болека.

Еще раз внимательно изучите текст Бларамберга И.Ф. "Военно-статистическое обозрение Российской империи", Т. 14, ч. 3 : Земли Киргиз-Кайсаков Оренбургского ведомства /стр 76, 77.

Там несколько раз отчетливо написано БулякЧура (3 раза) и Чуранъ (два раза). Бларамберг различал эти названия, причем Чуранъ у него показаны как потомки БулякЧуры, как вы и говорите.

Все нынешние шежире как под копирку. Их действит-но отредактировали? 

Есть аутентичные шежире, которые не редактировались? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Tama И всё таки вы ошибаетесь, Бларамберг ничего не путал.

Потому что и здесь тоже пишут про Бөлекшора, это те самые о которых писал Бларамберг

https://aqiqat.kazgazeta.kz/news/11920

...."Қаракесек құрылтайына Әлім тайпасының басым көпшілігі, соның ішінде Шекті руының Бөлекшора бөлімі қатысады. Сол Бөлекшорадан – Айт, одан Қабақ, одан Жанкелді одан Жапалақ. Жапалақтан Бөгенбай болып өрбиді. Бөгенбай батыр Бөлекшораның бесінші ұрпағы болып келеді. Шекті Бөгенбай батырдың Қаракесек құрылтайына қатысқаны анық болып тұр."...

...По свидительству казахских аксакалов зафиксированном материалах Я. П. Гавердовского, зимой для решения вопроса об употреблении общих «усилий к единодушной защите друг друга» в заранее назначенное место на территорий Каракумов прибыли старшины 14 разных социальных подразделений Младшего жуза: родов-карасакал, каракете, каракесек, торткара, отделений елдар, каратамыр, токен, коет, аюссырым, көнек, сары-кешкене, аккете и ушжарай рода шомекей; отделений-кашкене, улькен, или белекшора, рода шекты поколения алимулы и рода табын поколения жетыру...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://bibliotekar.kz/istorija-kazahstana-za-11-klass-hrestoma/o-kazahsko-dzhungarskih-otnoshenijah-v-r.html

"...Я узнал, что киргизы Меньшой Орды шектинского рода, у которых предводителем был Болекшора, и Бактабай батыр собрались идти против нижних калмыков. И в тот же день я сообщил об этом хану, чтоб он удержал их. На что хан сказал мне, что означенные киргизы идут на тех калмыков, которые предали Ее величество императрицу. Но потом хан все же послал человека к Бактабаю батыру, чтоб он не трогал этих калмыков..."

------------------------------

Здесь речь идет об известном алимулинском батыре Бақтыбае, который был из ветви Бөлек. Но здесь эта ветвь названа не Бөлек, а Бөлекшора, как у Бларамберга и в прочих источниках.

https://kk.m.wikipedia.org/wiki/Бақтыбай_батыр

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.09.2020 в 04:15, elimkaz сказал:

Не только Тлеу и Кабак их называют потомки Булека а это 1.Айт - Тлеу,Кабак. 2.Бужур - Назар,Щурен,Жекей. Про это писал Государственный деятель Мухтар Кул-Мухаммед написал научный труд, посвященный Монке би хронитель духа великой степи. Он писал что вроде сын Сирака Калу убил сына Орака и его искал Мамай . Калу прятался в камышах где его нашёл сын Жаманака (шекты) Орис . От Калу родился один сын Булек.

В 1992 году издательство «Рауан» выпустило сборник «Алты Ата Алім» - «Шестиколенное племя Алим» (составители: Ж.Дауренбекулы, С.Куттыбайулы). В нем относительно родословной Шекты (подлинное имя этого родоначальника – Жаманак) приводится нижеследующее предание: «Занятый выпасом лошадей, старший сын Жаманака по имени Шынгыс (по другим источникам, это был младший брат Шынгыса Орис. – М.К.-М.) случайно набрел на бившегося в агонии юношу. Оказав первую помощь и вырвав его из когтей смерти, он привез незнакомца к себе в аул. Объявив всем ближним и дальним о своей находке, Шынгыс «стал купать найденыша в молоке, кормить мясом бедренной кости и выделил ему для жилья отдельную юрту» (то есть усыновил по обычаю. – М.К.-М.). Юноша так и не сказал, как его имя и какого он роду-племени, и между собой его стали называть Маку. Потом сосватали ему умную девушку по имени Зерип, но счастье молодых было недолгим: вскоре молодой муж тяжело заболел. Поняв, что дни его сочтены, приемный сын сказал Шынгысу всю правду о себе. Оказалось, что звали его Калу, его отца – Сирак, а отцом Сирака был знаменитый ногайлинский хан Муса. Кроме Сирака, от байбише (старшей жены) у Муса-хана имелись сыновья Орак, Мамай, Алшагыр. От токал (младшей жены) у Муса-хана было семеро детей, старшего из которых звали Исмаил… Исповедовавшись на смертном одре, Калу напоследок завещал, чтобы младенца от его беременной жены, если родится сын, нарекли именем Болек (что значит «отдельный, особый, другой». – М.К.-М.). Так несчастный умирает спустя всего шесть месяцев после женитьбы на Зерип. Когда та разрешилась от бремени ребенком мужского пола, Жаманак назвал его Болеком и воспитал равноправным среди прочих своих потомков» (Указ. соч. С. 21)

@Tama вопрос ко всем, кто в курсе. Мухтар Кул-Мухамед опирался же на  алимулинские предания (аңыз). Можно найти эти аңыз без художественной обработки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Zake сказал:

Все нынешние шежире как под копирку. Их действит-но отредактировали? 

Я считаю что редактировали на верху добавив Анас сахаба  и тому подобное. Цель была показать нас мусульманами же. Спец.исследования про эти "редактирования" я не читал.

3 часа назад, Zake сказал:

Потому что и здесь тоже пишут про Бөлекшора, это те самые о которых писал Бларамберг

 

Эти авторы просто перевели его имя из этого источника, в их шежире такого имени нет Болекшора. Есть просто Болек. Конечно возможно его звали Болекшора и со временем стал просто Болек.

2 часа назад, Zake сказал:

Болекшора, и Бактабай батыр

Бактыбай батыр ставший ураном рода шекты, как раз выходец из линии Булякчуры. Там не два батыра.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Tama сказал:

1. Я считаю что редактировали на верху добавив Анас сахаба  и тому подобное. Цель была показать нас мусульманами же. Спец.исследования про эти "редактирования" я не читал.

 Эти авторы просто перевели его имя из этого источника, в их шежире такого имени нет Болекшора. Есть просто Болек. Конечно возможно его звали Болекшора и со временем стал просто Болек.

3. Бактыбай батыр ставший ураном рода шекты, как раз выходец из линии Булякчуры. Там не два батыра.

 

1. Почему они все "один в один", как под копирку?

В источниках ясно написано же Бөлекшора (я же привел не один источник), а в шежире этого нет. Я думаю, это следствие какой-то унификации. Непонятно еще до конца, что означает сия конструкция "Бөлекшора". Вы как обьясняте её? И как это согласуется с обьяснением самих алимулы, что "Бөлек" - значит "отдельные", т.е. потомки Қалу?

2. Я это как раз понял, поэтому и написал только о Бақтыбае, который из ветви Бөлекшора

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В общем, в расматриваемый период алчины служили Большой Орде, Астраханскому ханству и Большим Ногаям Исмаила, т.е. находились во враждебных лагерях. Собственно ногаями можно назвать только орду Исмаила, где был известен посол Шора Алшын. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Касательно Бөлекшора. Это конструкция состоит из Бөлек и Шора.

Что означает слово "бөлек" казахи прекрасно знают, но на всякий случай приведу все значения этого слова.

Бөлек

1. Басқа, бөтен, өзге

1. Другой, чужой.

2. Өз алдына, жеке, дара .

2. Самостоятельный, отдельный.

3. Оқшау, шеткері, оңаша .

3. Обособленный, уединенный.

4. Ерекше, айрықша, өзгеше

4. Исключительный, особый.

https://sozdikqor.kz/soz?id=167028&a=BÓLEK /82/

Таким образом, буквальный перевод Бөлек Шора - это другой, чужой, обособленный, отдельный Шора. В общем понятно, что Шора - это имя человека, а Бөлек - это эпитет.

Я уже писал, что связываю этого Шора с ногайским послом Шора алшыном (Чюра алчин), который служил Исмаилу (вернее его сыну, первому заместителю Мухамеду). Так как в источниках из ногайских алшынов нам известно лишь имя посла Шоры, то можно предположить что он и был главой ногайских алшынов. Когда эти ногайские алшыны присоединились к своим соплеменникам алшынам? Точный ответ не знаю, но возможно и  при жизни самого Шора алшына (16 век). 

Поэтому эпитет Бөлек относился  не только и не сколько к самому Шоре, а возглавляемому им ногайскому алшынскому элю.

Т.е. под Бөлекшора могли пониматься другие, чужие, отдельные, обособленные алшыны под началом Шоры с точки зрения основного массива алшынов (алимулы). И  это совершенно правильная формулировка, потому что так и было в действительности: основной массив соплеменников алшынов был связан с Большой Ордой (Улуг Улус), Астраханским ханством (возглавлял бывший хан Б.Орды) и только отдельная, обособленная часть алшынов была в составе Больших Ногаев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бөлек Шора - отдельный, обособленный, чужой Шора.

В общем "Бөлек" - "отдельный", "обособленный", "чужой" это никакое не имя, а именно эпитет со стороны основного массива постордынских алшынов (алимулы) в отношении своих соплеменников ногайских алшынов под началом Шоры. А имя человека - это Шора, который действит-но был послом Больших Ногаев согласно документам. Получается, что алшыны благополучно это имя забыли, потому что во всех доступных вариантах шежире это имя выпало. 

У меня есть определенные основания полагать, что эта отдельная группа алшынов пришла из коренного юрта, т.е. земель Юань.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алшины по другому называются алчы-татары. Алчы- это старший. 

Цитата

Асык (каз. асық, карач.-балк. ашык, рус. ашичка, узб. ошиқ, калм. шаһа, крымтат. aşıq oyunı, монг. шагай, сибтат. шағай, тадж. ошуқ, тур. aşık, туркм. aşyk) — надпяточная кость (таранная кость) овцы (в основном баранов) и реже другого мелкого рогатого скота. В русском языке кость чаще называется альчик от киргизского слова алчы обозначающем самое старшее положение кости.

Цитата

Младшая орда прежде составлялась из сильного племени Алчин и семи малых родов, которые, не имея силы противостоять в междоусобиях и барантах многочисленным Алчинцам, были соединены знаменитым в народе киргизским ханом Тявкою в одно поколение, известное ныне под именем семиродского.

Т.е. Алшин были некогда старшими в союзе племен. Они занимали старшее положение (алчы)  в младшем жузе.

Играл в школьные годы в альчики. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Aether сказал:

Алшины по другому называются алчы-татары. Алчы- это старший. 

Т.е. Алшин были некогда старшими в союзе племен. Они занимали старшее положение (алчы)  в младшем жузе.

Играл в школьные годы в альчики. 

История этой группы племен идет с дочингизовских времен.

То что вы пишите - это базовая версия. Есть и другие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А. К. КУРЫШЖАНОВ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ЛЕКСИКЕ 
СТАРОКЫПЧАКСКОГО 
ПИСЬМЕННОГО 
ПАМЯТНИКА XIII в.— 
«ТЮРКСКО-АРАБСКОГО 
СЛОВАРЯ»

«Китаб-и меджму-у терджуман тюрки
ве аджеми ве моголи ве фарси
»

Стр 84

В этом мамлюкском словаре, завершенном 25 января 1343 года, термин "алчы" зафиксирован в значении "берущий", "получающий", "взимающий" и т.д.

large.Screenshot_20240114-183902(1)2.png.bd3ce39cb991cefa923d4c631cdd51cd.png

У П. Пельо была подобная трактовка татарских alči как "celui qui prend" - "тот, кто получает", "берущий", но дальнейшего развития эта версия не получила.

Хочу отметить, что в  нынешних огузских языках алычы, аличи, алыджы букв. "берущий" на слух чуть ближе к аутентичному алчы из тюркско-арабского словаря 14 века или одноименному средневековому татарскому племени алчи в средневековых текстах, нежели нынешнее казахское алушы

https://ru.m.wiktionary.org/wiki/алыджы

https://ru.m.wiktionary.org/wiki/алушы

Термин алым/алим, алымлыг и т.д. зафиксирован в древнетюркских и прочих  словарях в значениях "долг", "поступления", "дань", "подать", "контрибуция" и т.д., т.е. "то,что берется", "то, что взимается" и т.д., производное от алу -"брать".

https://classes.ru/all-kazakh/dictionary-kazakh-russian-term-1525.htm

В контексте племени алчи-татар из народа "шести татар" эпохи Чингисхана получаем, что алчы=алымлы (алым). 

Соответственно, и алчи и алымлы - это берущие, взимающие дань. Основа этих слов ал-алу-алмак - "брать". (Со временем народ начал понимать алымлы как әлімұлы, так как шежире - это деградированное представление о прошлом. Имею виду сами трактовки, в т.ч. так называемые "народные этимологии", а имена/названия в родословных шежире передаются достаточно точно). В общем, это разные синонимичные названия одного и того же племени, которые согласно источникам занимались взиманием дани в интересах китайских метрополий.

(Та же самая ситуация с татарскими тудаут-туткалут, основа генонимов "тұту"/"туткаламак"- "задерживать")

Ордынские алчин (алымлы-әлімұлы), это те же алчи-татары эпохи Чингизхана со временем включившие в свой состав родственные татарские племена (версия с палатализацией алты>алчы становится менее вероятной, но исключать ее не буду, вдруг появятся новые аргументы). После репрессий Чингиза со временем все эти татарские роды перегруппировались в связи с вновь возникшими реалиями под алчинским зонтиком. Почему в составе алчинов, да потому что они (алчи-алчин) занимали высокие позиции в Золотой Орде. И при всем этом, судя по казахским источникам в интернете в среде алчинов формально старший статус в своей иерархии они отдали потомкам туткаулитов - жаманак/шекти, де-факто как это выглядело не знаю, я думаю это просто некая дань древней традиции. Напр. могущественные Жалантос, Айтеке и т.д. скорее всего были из original алчи-татар, про их высокопоставленных золоторд. предков (старшая жена Бату-Боракчин, старшие эмиры Ит-Кара, Бек-Тимур, Алау и т.д.) итак всё понятно. Насчет алшынских Кете-Шомекей думаю, что они как и шекті,  байұлы были вхожденцами от других родственных татарских племен. Причем родственные роды пришли как из юга, т.е. из Улуса Хулагу через Могулистан, так и со стороны востока, т.е. земель Юань (Қалмақ). Позже подробнее распишу свою версию. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, в казахских шежире пишут, что "Әлім, Шөмен бір туған..." и т.д., т.е. то, что Шөмен брат Әліма. 

Уже писал, что  в данном случае это не имена конкретных людей,а род их деятельности. 

Согласно казахским словарям шөмен это то же самое что и алым, т.е. подать, дань и т.д. Просто это устаревшее слово, obsolete (көне).

https://sozdikqor.kz/soz?id=341139&a=SHÓMEN

Получается мы имеем дело с тремя синонимичными названиями средневекового татарского племени: алчы, алим и шөмен и все эти названия связаны с взиманием дани. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наличие двойных, тройных и в большинстве синонимичных названий у средневековых тюрко-монгольских номадов (кипчак-коман-кун, комук-йемек, джалаир-белагэ, найман-сакиз, нукуз-чинос, тудаут-туткалут, айруут буйруут-чаган, онгут-аргын и т.д.) возможно изначально было как-то связано с древними шаманскими культами (может они пытались так запутать, дезориентировать враждебных шаманов (охотников за "душами-двойниками"), злых духов?).  Интересно было бы прочитать исследования на эту тему. Тем, кто считает, что все эти случаи с названиями являются рандомными и вообще не подчиняются логике, предлагаю игнорировать мои посты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Касательно Айруут Буйруут татаров. Что означает это название, наверное, не только меня одного интересовало. Оно упоминалось только один раз в ССМ в случае со свадебными проводами дочери Амбагай-хагана. Но у Рашид Ад Дина это же татарское племя названо чаган-татар!

Эпизод пленения Хамбакая в ССМ

https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Sokr_skaz/text1.phtml

§ 53. Однажды Амбагай-хаган лично отправился провожать свою дочь, которую он выдавал в замужество к Татарам из племени Айриуд-Буйрууд, что на реке Уршиун между озерами Буюр-наур и Колен-наур. В это-то время Амбагай-хагана и схватили Татары Чжуинского племени и повезли к Алтан-хагану Китадскому. Тогда Амбагай через посланника своего Балагачи, человека из Бесудского рода, велел передать среднему из семи сыновей Хабул-хагана, Хутуле, с тем, чтобы он, в свою очередь. передал следующее Хадаан-тайчжию из всех десятерых сыновей: "Отомстите за меня, который самолично провожал свою дочь, как всенародный каган и государь народа. Мстите и неустанно воздавайте за меня не только до той поры, что с пяти пальцев ногти потеряете, но и пока всех десяти пальцев не станет".

Эпизод пленения Хамбакай-кагана в работе Рашид Ад Дина:

https://coollib.net/b/689702-rashid-ad-din-sbornik-letopisey-tom-i/read

...Причиной тому, что племена татар его [Хамбакай-каана] схватили, послужило то, что он посватал для своего третьего сына, по имени Тимур-юраки, дочь предводителя племени чаган-татар Кайрикут-Буйрукут. Спустя некоторое время он захотел переселить [к себе] девушку и взять табун. Он дал знать своим родичам и друзьям, чтобы они отправились вместе с ним...

86. каиркут-?у?рукут; Сокр. Сказ., § 53 – айриут буйруут – название племен. Обе формы представляют мн. число; возможно, что буйруут означает «буирцы», от названия озера Буир-нор, около которого эти племена жили. В тексте эти названия племен ошибочно даны как имя предводителя. Сокр. Сказ., § 53, дает другую редакцию этого рассказа.

Тезисно, содержание этих двух эпизодов:

- В ССМ Хамбакай выдавал свою дочь, в работе РАДа женил сына. Это не суть важно, потому что сам факт пленения Хамбакая татарами связывался с выполнением свадебных процедур.

- В ССМ татарское племя названо Айриуд-Буйрууд, а в работе РАДа чаган-татар

- В работе РАДа четко читается имя предводителя чаган-татар Каиркут, а Буйрукут уже восстанавливается. 

 

Теперь возникает вопрос, почему чаган-татары назывались также Айруут Буйруут? И наоборот? Это все рандомные названия или есть связь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Со старыми версиями толкования Айруут-Буйруут (ойрат-бурят, буирнурцы) знакомы, просьба не выкладывать копипаст. Если есть что-то новое аргументированное по трактовке, то можно обсудить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...