Duwa-Soqor Опубликовано 28 сентября, 2017 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2017 В 26.09.2017 в 15:58, АксКерБорж сказал: 1) Мэн-да Бэй-лу: "... При чём тут казахи? В 26.09.2017 в 15:58, АксКерБорж сказал: 2) Абай Кунанбаев. 3) Чокан Чингизович Валиханов. При всём уважении к поэту и композитору А. Кунанбаеву и к путешественнику и просветителю Ч. Валиханову они ни в коей мере ничего не доказывают, а всего лишь приводят казахские легенды и сказания. Которые как вы сами понимаете не являются доказательством чего либо. Вон к примеру если послушать легенды некоторых других народов Европы и Азии то там у некоторых предки с неба спустились, а у других с моря вышли и т.д. Так что говорить тут особо не о чем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 1 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 1 октября, 2017 Сабитов Ж.М. «Маджму ат-Таварих» как источник по истории Улуса Джучи // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 3. С. 577–590 https://www.academia.edu/34731282/Сабитов_Ж.М._Маджму_ат-Таварих_как_источник_по_истории_Улуса_Джучи_Золотоордынское_обозрение._2017._Т._5_3._С._577_590 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 2 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 2 октября, 2017 On 8/2/2017 at 3:13 PM, mechenosec said: Схема неточная! Многих народов тогда ещё не существовало. Каких народов тогда ещё не существовало? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 3 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 3 октября, 2017 23 часа назад, Peacemaker сказал: Каких народов тогда ещё не существовало? К примеру манджуров тогда не было, они только в 17 веке появились, до этого были джурджени, алтайцы и хакасы в 20 веке, кыргызы тогда были другие, соседи ойратов, не горные а лесной народ- сибиряки, думаю схема неточная, да и в каждой кампании, сражении все менялось, имею ввиду кто где стоял. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 11 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 11 октября, 2017 Они казахи или корейцы? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 13 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 13 октября, 2017 http://edu.e-history.kz/kz/publications/view/645 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 13 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 13 октября, 2017 Н.А. Атыгаев Институт истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова, г. Алматы, Казахстан nuratygaev@mail.ru УДК 94 (574).02/.08 К ИСТОРИИ КАЗАХСКО-ИНДИЙСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В XVI-XVIII ВВ. Электронный научный журнал «edu.e-history.kz» № №3 (11) Теги: Тауке-хан., Жангир-хан, Казахское, Турсун-хан, ханство, Индия, источники, «Михман-наме-йи, Бухара», «Тарих-и, Кипчаки», архивные, материалы, эпистолярные, памятники, Н.Ә., Атығаев Аннотация: Статья посвящена истории казахско-индийских взаимоотношений в период XVI-XVIII вв. Автор, основываясь на письменных исторических источниках («Михман-наме-йи Бухара», «Тарих-и Кипчаки», архивные материалы, эпистолярные памятники), приходит к выводу о существовании казахско-индийских взаимоотношений в указанный исторический период. Эти взаимоотношения носили разнообразный характер; в некоторые периоды истории правители и жители Казахского ханства и средневековой Индии находились во враждебных отношениях, в другие периоды заметно их стремления к установлению дружественных контактов. По мнению автора, данная тема достаточно перспективна для исследования и необходимо продолжить ее разработку. Для этого требуется введение в научный оборот новых исторических источников, прежде всего, восточных трудов, хранящихся в первую очередь в рукописных фондах Индии и Великобритании, а также тщательный критический анализ ранее известных материалов. Ключевые слова: Казахское ханство, Индия, источники, «Михман-наме-йи Бухара», «Тарих-и Кипчаки», архивные материалы, эпистолярные памятники, Турсун-хан, Жангир-хан, Тауке-хан. Еще в 1998 г. д.и.н. М.Х. Абусеитова, тогда директор Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова МОН РК, в своей монографии писала: «Немаловажный интерес представляет новый аспект взаимоотношений Казахстана с Индией в XVI-XVIII вв., который до настоящего времени не исследовался» [1, c. 144]. Можно с уверенностью сказать, что по прошествии почти 20 лет в этом отношении ничего кардинально не изменилось. История казахско-индийских взаимоотношений в период позднего средневековья все еще остается одной из слабоосвещенных,почти неизученных тем отечественной исторической науки. Исследователей интересовали в основном современные казахско-индийские связи, а их истоки и развитие в различные исторические периоды остались вне поля их зрения. В связи с этим мы в этой работе решили рассмотреть вопрос об истории казахско-индийских взаимоотношений в позднесредневековый период, посредством поиска и анализа соответствующих сведений в исторических источниках. Как известно, взаимоотношения народов, проживавших в на территории Казахстана и Индии, уходят своими корнями в глубокое историческое прошлое. На протяжении нескольких тысяч лет населения этих стран взаимодействовали между собой в области культуры, искусства, религии и многих других аспектов жизни. Письменые источники свидетельствуют, что эти связи не прерывались и в позднесредневековый период. Еще на начальном этапе истории Казахского ханства его правители, а также простые казахи имели общие представления об Индии (هندوستان)и его жителях. Некоторые сведения они получали непосредственно от самих индусов. Одно из первых подтверждающих это материалов содержится в известном историческом сочинении «Михман-наме-йи Бухара»Фазлаллаха ибн Рузбихана Исфахани и относится к началу XVIв. Шибанидский историк, описывая третий поход узбекского правителя Мухаммад Шейбани-хана, который состоялся в 1509 г., упоминает об индийском рабе-гуляме в улусе султана Таныша, сына казахского хана Жаныбека. По-видимому, молодой индус сначался находился в рабстве у узбеков в Средней Азии и затем в результате одного из походов казахов оказался на территории Казахского ханства. Ибн Рузбихан пишет: «У некоего казаха из улуса Таниш-султана, брата Джаниш-султана, был индийский гулям (غلامی هندویی) [2, ص.234] в возрасте около четырнадцати лет. Вследстиве дурной услуги, которая была им оказана, он подвергся страданию от когтей наказания и порицания господина и пояснице его доставили боль сильными ударами, и вследствие мучительных ударов и наказания он был охвачен страданием и болезненным беспокойством» [3, c. 135]. Этому индийскому гуляму удалось сбежать и он попал к Шибаниду Суйунчи-ходжа-султану. Затем онпривел узбекское войсков месторасположение улуса Таныш-султана и тем самым помог Шибанидам разгромить и разграбить казахский улус [3, c. 137]. Очевидно, что помимо этого индуса у казахов могли быть и другие пленники из далекой Индии. Другое сведение, относящееся к истории средневековых казахско-индийских взаимоотношений, содержится в персоязычном сочинении «Тарих-и Кипчаки» («Тарих-и Кипчак-хани») Аштарханидского историка Ходжамкули-бека Балхи (Кипчак-хана). Исследователи указывают на наличие 7 списков этого труда, которые хранятся в библиотечных и рукописных фондах Лондона, Парижа, Ташкента и Санкт-Петербурга [4, c. 447–448; 5, c. 146–148; 6, c. 72–73; 7, с. 17; 8, c. 386–397; 9, c. 290–291; 10, c. 118–125; 11, c. 113–114; 12, с. 45–55]. Сведения о казахах в «Тарих-и Кипчаки» относятся к середине XVII в., когда на территории Северной Индии существовала могущественная империя Великих Моголов, основанная некогда Тимуридом Захир ад-Дином Бабуром. Потомки Бабура предпринимали активные попытки расширить территорию государства, в том числе военными кампаниями. В связи с одним из таких походов Бабуридов автор «Тарих-и Кипчаки» сообщает и о казахах. Согласно этому источнику, казахские правители принимали участие в походе узбекского хана Абд-ал-Азиза против своего отца Надир-Мухаммад-хана и поддерживавших его войск Великих Моголов и Сефевидов. Этот поход, о котором известно из нескольких письменных источников, состоялся в 1648 г. Ему предшествовали следующие обстоятельства. В 1646 г. Аштарханид Надир-Мухаммад-хан, которому перестали подчиняться его же сыновья, решил для укрепления своей власти обратиться за помощью к Шах-Джахану, правителю империи Великих Моголов. Бабурид, который посчитал это удобной возможностью для захвата Балхского вилайета (современная территория Северного Афганистана), направил сначала к Надир-Мухаммаду своего сына Мурад-Бахша во главе большого войска. Сам же отправился следом по Кабульской дороге. Об этом походе индийских войск на Балх есть сведения и в «Силсилат ас-салатин» Мир Мухаммад Салима, хотя в нем не упоминаются казахи. Авторсочинении сообщает, что индийское войско через Кутвал и Гиндукуш достигло пределов Балха. В источнике приводятся очень интересные сведения по истории культурной жизни региона.По словам Мир Мухаммад Салима, захватив Балх и Бадахшан Бабуриды вывезли из захваченных областей в Индию большую группу ученых, богословов и деятелей культуры. Всем им была выделена «в качестве суюргала земли в разных областях Индии» [13, c. 118, 166]. Этим, по мнению исследовавшего «Силсилат ас-салатин»А.Х. Зияева, Бабуриды надеялись обезглавить народ и окончательно подчинить население завоеванных земель [13, c. 166]. Приход индийских войск, однако, не укрепил положение Надир-Мухаммад-хана. В «Тарих-и Кипчаки» говорится, что он «узнал о тайных планах [индийцев]» и разуверившись в них ушел к Аббас-шаху II, правителю Сефевидского (Кызылбашского) государства. По сообщению Мухаммеда Юсуфамунши, автора «Тарих-и Муким-хани», Надир-Мухаммед-хана предупредил один из моголских эмиров, который сказал, что «этот народ (индийцы – авт.) имеет намерение покорить (Балхскую) область и захватить самого хана и что их помощь – ложная» [14, c. 98]. Сефевид Аббас-шах II, также как и Шах-Джахан, надеялся установить свой контроль над Балхским вилайетом или по крайней мере вернуть в состав государства город Кандагар, важный пункт караванной торговли. Поэтому он, решив оказать поддержку Надир-Мухаммад-хану, дал ему войско и отправил его в Балх. В условиях угрозы потери Балха, а возможно всей своей власти, Абд-ал-Азиз-хан, не обладавшей необходимыми для борьбы с противником ресурсами, был вынужден искать союзников среди соседних правителей. Автор «Тарих-и Кипчак-хани» пишет: «Абд ал-Азиз-хан созвал всех узбекских военачальников и полководцев и устроил великий курилтай. После совещания и гадания было решено, что без содействия казахских султанов [эта] черная напасть не будет отражена. Шейхи, ученые и нойаны вместе с ханом ради устройства того дела направились в Ташкент» [8, с. 355–356]. Можно предположить, что Абд ал-Азиз-хан надеялся на помощь казахского хана Жангира, который не так давно стал его тестем [15]. Как известно, Ташкент с конца XVI в. до середины XVIII в. за редким исключением находился в составе Казахского ханства [1, с. 110; 16, c. 56–57, 84–86; 17. с. 83–90]. Вероятно, Жангир-хан, также как ранее Турсун-Мухаммад-хан, сделал этот город своей столицей. Согласно «Тарих-и Кипчаки», Абд ал-Азиз-хан получил военную помощь от казахского правителя, однако ее конкретная численность не совсем ясна. Хотя и В.П. Юдин, и российский востоковед А.К. Алексеев пользовались одним и тем же списком «Тарих-и Кипчаки» (СПб ФИВ РАН С. 433), они указывают разное количество казахского войска. Их переводы соответствующего отрывка сочинения отличаются. В переводе В.П. Юдина, он звучить следующем образом: «Узбеки, казахи и каракалпаки устроили большое собрание. После совета триста тысяч человек с одним лаком{I} конных казахов повязали пояс для помощи» [8, c. 396]. В переводе же А.К. Алексеева этот отрывок выглядить так: «Узбеки, казахи и каракалпаки, собравшись в великом множестве, составили совет из 300 человек и с 1 лаком воинов затянули пояса выступления в поход» [18, c. 310]. По его мнению, в походе участвовали около 200 тысяч казахских воинов [19, c. 131]. Узбекистанский историк Э.У. Хуршут, который пользовался 3 списками сочинения, но при этом предпочтение отдает Лондонскому (Бодлеанская библиотека, №117) списку, дает следующий перевод интересующегося нас отрывка: «В окрестностях того города (Ташкента – авт.) узбеки, казахи и каракалпаки устроили большой курултай. После совещания триста тюре казахов с одним лаком всадников поднялись на помощь» [20, c. 110]. Точно такой же перевод дает и казахский исследователь Ж.М. Тулибаева, которая в своей работе также пользовалась Лондонским списком [12, c. 45–55]. Мы имели возможность сверить переводы исследователей с текстами трех из семи списков «Тарих-и Кипчаки». Электронную копию одного списка сочинения (неполный список), хранящегося в Ташкенте (№4468/II), нам любезно предоставила д.и.н. Ж.М. Тулибаева. Сотрудники Института литературы и искусствознания им. М.О. Ауэзова Ю. Пилтан и Е. Нуржума дали нам возможность ознакомиться с копией списка «Тарих-и Кипчаки»,полученной, по их словам, в Душанбе (№538) {II}. Также нами был использован привезенный Ж.М. Тулибаевой микрофильм Лондонского (Бодлеанская библиотека, №117) списка «Тарих-и Кипчаки» (в рукописи он назван «Тарих-и Кипчак-хани»), который сейчас хранится в Фонде редких книг и рукописей Национальной библиотеки Республики Казахстан (Инв.№112766 (6795 РК). Сверка этих списков «Тарих-и Кипчаки» показала, что в некоторых случаях переписчики внесли свои правки в текст сочинения и в его рукописях имеются небольшие различия. В целом, тексты Ташкентского и Душанбинского списков «Тарих-и Кипчаки» схожи, несколько отличается текст Лондонского списка. Основываясь на Ташкентском (№4468/II, л. 114б) и Душанбинском (№538, л.994а) списках «Тарих-и Кипчаки» можно предположить следующий перевод интересующего нас отрывка: «Узбеки, казахи и каракалпаки устроили большое совещание. После совещания {III} триста (человек) торе с одним лаком всадников казахов {IV} повязали пояс для помощи». Как видели выше, по Лондонскому списку (переводы Э.У. Хуршута и Ж.М. Тулибаевой), на помощь к узбекам отправились также триста казахских торе со стотысячным (1 лак) войском. Итак, Абд ал-Азиз-хан во главе большого войска, половину которых составляли казахи, направился в поход на Балх против войск Бабуридов. Автор «Тарих-и Муким-хани» об этих событиях пишет: «Когда владычество индийцев (над областями Балха) достигло двух лет, высокостепенный государь Абдулазиз-хан, собрав войска Турана, перешел через (Аму-)Дарью и под вращающимся куполом (вселенной) громко забил в барабан войны, заиграл на флейтах битвы и повел в бой против того коварного народа (своих) героев, злобных львов, сокрушающих вражеские ряды, и храбрецов, (по лютости) подобных Марсу» [14, c. 100]. Имеются расхождения в переводах исследователей «Тарих-и Кипчаки» и в других интересующих нас отрывках. Так далее А.К. Алексеев переводит: «Абд ал-Азиз-хан вместе с казахскими хаканами и Йалангтуш-бием аталыком из племени алчин, Углы-беком бахрином{V} с 2 лаками казахов, узбеков и каракалпаков перешел через Аму-Дарью и расположился в местности Кули-Акча» [18, c. 131]. В.П. Юдин дает следующий перевод данного отрывка: «Абд ал-Азиз-хан с казахскими хаканами и Йалангтуш-аталыком, Алчин-бек-оглы-бием с двумя лаками всадников-кровопийц узбеков и казахов переправился через Джайхун в Герат и остановился лагерем в Чигинак-Кули и Акча» [9, c. 396]. Основываясь на Лондонской рукописи Э.У. Хуршут дает более детальный и несколько различающийся от предыдущих перевод: «Абд ал-Азиз-хан вместе с ханами Туркестана, Йалангтуш аталык алчином, Бек оглы-бий бахрином, Назар-бий бурути катаганом и Баки юзом с двумя лаками кровожадных узбекских и казахских всадников переправились через Джайхун и подступили к Чаганак Кули Акча» [20, c. 110–111]. У Ж.М. Тулибаевойэтот фрагмент выглядит так: «Абд ал-Азиз-хан с ханами Туркестана, Йалангтуш аталык алчином, Бек оглы-бий бахрином, Назар-бий бурутии Баки юзом с двумя лаками кровожадных узбекских и казахских всадников переправились через Джейхун и подступили к Чиганак Кули и Акча» [12, c. 48]. В вышеприведенных переводах можно заметить некоторые неточности. Например, В.П. Юдин ошибочно принял слово «алчин» как имя собственное. Другие исследователи сочинения указали правильно, что «алчин» (алшын) – племя которому принадлежит Йалангтуш-аталык. Это подтверждается и сведениями как письменных источников [13, c. 78], так и фольклора [21, 82 б.]. Из вышеприведенного перевода В.П. Юдина следует, что союзные войска переправились через Амударью в сторону Герата. К сожалению, у нас не было возможности ознакомиться с Санкт-Петербургским списком «Тарих-и Кипчаки» и для нас не совсем понятно, из чего исходил В.П. Юдин указывая топоним «Герат». В Ташкентском списке (л. 115а) сочинения на это нет никакого указания. В Душанбинском же списке (л. 994б) «Тарих-и Кипчаки» в этом фрагменте есть слово, которое читается как «بهری» и, возможно, он воспринял его как «بهرات» – «в Герат». Однако мы не можем согласится с его чтением, т.к. в средневековых источниках [22, c. 1342], в том числе и в самом «Тарих-и Кипчаки»(№ 538, л. 540, 678, 759 и др.), Герат пишется как «هرات». Расстояние от упоминаемой местности Акчи, находящегося северо-западнеесовременного Мазар-и Шарифа, до Герата составляет более 500 км. Поэтому сомнительно, что Ходжамкули-бек Балхи в даном случае писал о Герате. Возможно, в тексте речь идет о местности Хери (Хари) или реке Теджен, который в Афганистане и Иране называют Херируд или Харируд(هريرود) – река Хари. Река Хери (Хари) отмечена Махмудом ибн Вали в географической части «Бахр ал-асрар» [23, c. 97]. Э.У. Хуршут и А.К. Алексеев считают, что Бек-оглы-би был из рода бахрин («بهرین»). Так указано в Лондонском списке сочинения [20, c. 38], в Ташкентском списке же указывается другое происхождение Бек-оглы-бия – племя кинекес (кенегес). Согласно «Бахр ал-асрар» Махмуда ибн Вали, Бек-оглы-би кенегес, сын Абд ас-Самад-бия, был при Имамкули-хане некоторое время правителем Ура-Тепе, позже Ташкента[13, с. 55]. Возможно, Махмуд ибн Вали, занимавший при Аштарханиде Надир-Мухаммед-хане, должность начальника дворцовой библиотеки (китапдар) [18, c. 21]., лично знал Бек-оглы-бия. Основываясь на Ташкентском (№4468/II, л. 115а) и Душанбинском (№538, л.994б) списках «Тарих-и Кипчаки» можно предложить следующий перевод этого отрывка: «Абд ал-Азиз-хан с казахскими хаканами и Йалангтуш-аталыком [из племени] Алчин {VI}, Бек-оглы-бием [из племени] Кинекес {VII} с двумя лаками всадников-кровопийц узбеков и казахов переправился через Джайхун в [сторону реки] Хари, расположились лагерем в Чиганак-кули (озера) в Акча». Перевод данного отрывка Лондонского списка «Тарих-и Кипчаки» Э.У. Хуршута более предпочтителен, так как в переводе Ж.М. Тулибаевой пропущено присутствующее в тексте (275а) указание, что Назар-бий бурути был из рода Катаган {VIII}. К этому времени Бабурид Мурад-Бахш самовольно покинул Балх и вернулся в Индию. Шах-Джахану пришлось вместо него отправить другого своего сына Аурангзиба (Аурангзеб). Занявший Балх Аурангзиб выставил против Абд ал-Азиза и его союзников свое войско{IX}, численность которого, согласно В.П. Юдину, составляла около 1 лака (100 тысяч)человек [8, c. 396], по переводу Ж.М. Тулибаевой, шестьдесять тысяч человек [12, c. 49]. Между противниками прозошло ожесточенное сражение, которое заняло весь день, но не выявило победителя. В течение 50 дней между противоборствующими войсками произошло множество кровопролитных сражений. «Из убитых образовались груды трупов. Было похоже на день страшного суда» – говорится в «Тарих-и Кипчаки» [15, c. 396]. Абд ал-Азиз-хан с союзниками перекрыл индийским войскам пути подвоза хлеба и подхода свежих войск. В результате в Балхе начался страшный голод. Относительно положения осажденных автор «Тарих-и Муким-хани» пишет следующее: «В Балхе сделался такой голод и такая дороговизна, что стоимость одного ослиного вьюка пшеницы дошла до тысячи рупий. (К тому же) в ту зиму холода и стужа были таковы, что индийские гуламы, чтобы хоть немного согреться, сжигали тела в печах. Ниу кого не было силы высунуть голову за ворота» [14, c. 100]. Поняв сложность положения войск Аурангзиба, Шах-Джахан приказал ему передать Балхский вилайет Надир-Мухаммад-хану и вернуться в Индию. Индийское войско, несмотря на преследование и нападения войск Абд ал-Азиз-хана и Йалангтуш-бия, смогло вернуться через перевал Гиндукуш в Индию. Таковые сведения Ходжамкули-бека Балхи относящиеся к теме интересующей нас. Эти данные персоязычного нарративного источника подтверждаются сведениями русского посла Анисима Грибова, который ездил в 1646-1648 гг.с дипломатической миссией в Бухарское ханство и Сефевидское государство. В своем отчете он сообщает об участий в этих событиях казахского хана Жангира. Русский посол пишет: «И после де того вскоре пришла к ним, Абдул-Азизу царю и Ялантешу князю, из Бухар весть, что идет де на Бухарскую их землю войною от Ташкени города Казачьи орды Янгирь царь со многими ратными людьми. И бухарский де Абдул-Азиз царь ратных своих людей, которые стояли с ними под Балхом, розделил на двое: одну половину ратных людей оставил под Балхом з ближним своим человеком, с Ялантешом князем, а з другою половиною с ратными людьми пошол ис-под Балха в Бухарскую землю навстречу Казачьи орды к Янгирю царю ... И бухарской де Абдул-Азиз царь по присылке к себе Ялантеша князя, сшедчися Казачьи орды с Янгирем царем, бою с ним не чинил, помирясь и соединачась с ним, Янгирем царем, и со всеми своими бухарскими и Казачьи орды с ратными людьми, пришли под Балх всход к Ялантешу князю» [24, c. 77]. По его сообщению, Абд ал-Азиз-хан получил помощь и от Хивинского правителя Шибанида Абулгазы-хана, который дал ему 2 тысячи воинов. В архивных источниках сохранилось сообщение русского пленника Максимко Терентьева, который служил в войске Абд ал-Азиз-хана и лично принимал участие в этом походе. По его словам, у узбекского правителя было 80-тысячное войско: «ратных людей тысяч с 80» [24, c. 124]. Возможно он говорит только об узбекском войске. Далее А. Грибов сообщает: «И бухарской де Абдул-Азиз царь и Казачей орды Янгирь царь, пришед под Балх со всеми своими ратными людьми, стали выше города Балха на реке Дарье и в летнюю пору в жаркие дни мно[гую] животину: лошеди и коровы и верблюды и овцы и собаки — побивали и, привязав, метали в реку Дарью, и от того де стерва учинился в Балхе большой дух, и от духу и от воды многие индейские люди оцынжали и перемерли. И после де того вскоре были у бухарского Абдул-Азиза царя и у Янгиря царя и у Ялантеша князя с-ындейскими ратными людьми, которые сидели в Балхе, бои большие по неделю день и ночь. И на тех де боях бухарские ратные люди многих индейских людей побили. И после де тех боев индейским ратным людем бухарские ратные люди учинились не в силу. И учал у индейских людей в Балхе быти голод большой, покупали хлеба печеного шахов батман по 7 рублев, а в шахове батмане руских по 14 гривенок, да и добыть де было купити хлеба в Балхе не уметь» [24, c. 77]. Анисим Грибов также подтверждает, что Аурангзиб, оказался в Балхе в очень сложном положении и вынужден был искать перемирия с противниками: «И индейские де ратные люди присылали из Балха к бухарскому к Абдул-Азизу царю и Казачьи орды к Янгирю царю и к Ялантешу князю говорити об миру, чтоб они, Абдул-Азиз царь и Янгирь царь и Ялантеш князь, с ними, индейскими людьми, помирились и боев не чинили и людей не теряли», потому что взяли они, индейские люди, Балх у Недыр-Магаметя царя не за боем, так же де они, индейцы, и ныне тот Балх отдадут Недыр-Магаметю царю без бою, только б де они, Абдул-Азиз царь и Янгирь царь и Ялантеш князь, дали им, индейским людем, сроку до тех мест, покаместо они пошлют от себя из Балха о том с вестью в-Ындею к индейскому шах Джигану царю гонца своего. И бухарской де Абдул-Азиз царь и Казачьи орды Янгирь царь и Ялантеш князь дали им, индейским людем, в том сроку до тех мест, покаместа гонец их, индейских людей, из Балха в-Ындею к индейскому шах Джигану царю съездит и назад к ним в Балх приедет» [24, c. 77–78]. Аурангзиб,получив от своего отца Шах-Джахана разрешение оставить Балх, вывел индийскую армию из города и направился на родину, однако противники продолжали преследовать его войско. А. Грибов пишет: «... в том де отходе бухарской Абдул-Азиз царь и Казачьи орды Янгирь царь и Ялантеш князь з бухарскими своими ратными людьми многих индейских людей побили, по смете тысеч с полтораста, и живых многих поймали, а утекло де индейских людей, кои сидели в Балхе, по смете всего тысечи с 3 и мало больши. И ныне де в Бухарской земле бухарцы меж себя продают и покупают индейской полон дешевою ценою, рублев в 5 и в 6 и меньши» [24, c. 78]. Эти сведения о значительном количестве попавших в плен индийских воинов согласуются со сведениями автора «Тарих-и Муким-хани», который писал: «Со всех сторон (узбеки) гнали перед собой, как овец, подобных волкам (индийских) гуламов и захватывали их, как добычу. Большинство из них продавали (на рынках) в Самарканде, Туркестане и Ташкенте» [14, c. 100]. В свою очередь войска Ауренгзиба также увели в Индию пленных. Так, например, вышеупомянутый Максимко Терентьев, попав плен к Бабуридам, оказался в государство Великих Моголов, где прожил 4 месяца [24, c. 124]. Вполне возможно, что подобным образом в Индию могли попасть и жители Казахского ханства. Служивший врачом в 60-е гг. XVIIв. при дворе Великих Моголов француз Франсуа Бернье, например, упоминает среди местных рабов и выходцев из «Туркестана» [25, c. 146]. Интересно, что в отношении владений Аштарханидов он употребляет другие термины – «Узбекистан» и «Узбекия», а для могульских владений в Восточном Туркестане – термин «Кашгар» [25, c. 129–130, 152, 184]. Как видели выше, в Лондонской рукописи «Тарих-и Кипчаки» казахские ханы заменены на «ханы Туркестана». Отметим также, что в «Силсалат ас-салатин» (Лондон, Бодлеанская библиотека, №235) Жангир-хан назван – «Джахангир-хан казах Туркестани» [26, с. 294]. Так, одержав убедительную победу, Аштарханид Абд ал-Азиз-хан и их союзник Жангир-хан вернулись в свои владения: «А Абдул-Азиз где царь бухарской, пришед в Бухары, сел по-прежнему на царстве в Бухарах, а Казачьи орды Янгирь царь со всеми своими ратными людьми пошел из Бухар к себе в Казачью орду в Ташкенть» [24, c. 78]. Таким образом, материалы письменных источников говорят о значительной роли казахского войска Жангир-хана в отражении экспансии империи Великих Моголов на Аштарханидские владения. Благодаря помощи казахов узбекские правители отразили поход индийских войск временно сохранили свою власть в Балхе. Однако не только военно-политическим противоборством характеризуются казахско-индийские отношения в этот исторический период. В последние годы исследователями выявлены документальные материалы, позволяющие предположить существование дипломатических контактов Казахского ханства и империи Великих Моголов. Целью этих контактов могло быть согласование совместных действий против общего врага – узбекских правителей Средней Азии. Так, например, не так давно в одной из библиотек Индии иранистом, кандидатом филологических наук Г.А. Камбарбековой обнаружено интересное письмо, которое, по ее мнению, было направлено около 1717–1718 гг. Кокандским правителем Абдурахим-ханом (Абд ар-Рахим-ханом) казахскому хану Тауке [27]. По нашему мнению, данная атрибуция отправителя письма и адресата не точна. Во-первых, Тауке-хан и Абдурахим-хан правили в разное время. Из сообщения Тойгунура Култабаева известно, что Тауке-хана в сентябре 1715 г. не было уже в живых [28, c. 269], а Абдурахим начал править в Коканде только в 1722 г. [29, c. 236] Во-вторых, правители Коканда, выходцы из узбекского племени минг, до конца XVIII в. не носили титул «хан», который могли носить в постмонгольских государствах только представители «золотого рода» Чингиз-хана. Первым Кокандским ханом стал сын Нарбута-бия (Нарбута-бек) Алим-бий (Алим-бек), правивший в 1798–1809 гг. Для легитимации этого была придумана специальная легенда [30, c. 11, 14]. В-третьих, в некоторых источниках правивший в Казахском ханстве в конце XVI в. Тауекель (توکل) Шигайулы фигурирует как Тауке (تاوکه), а Тауке Жангирулы, правивший в ханстве в конце XVII – в начале XVIII в., называется Тауекель-ханом. Например, в сочинении «Тарих» Шах-Махмуда Чураса Тауекель-хан Шигайулы назван Тауке [31, c. 176]. В одном из документов русского архива сохранился оттиск печати Тауке Жангирулы. В нем его полное имя передано как Тауекель-Мухаммад-батыр-хан («Тавакул Маамет Баатур хан») [32, c. 401]. Также в письме Сефевида Аббас-шаха II, написанном в 1072 г.х. (1661–62), Тауке-хан назван «Таваккул-хан, сын Джахангир-хана» [33, л. 240; 34, 180–182 бб.]. Казахский ученый Ч.Ч. Валиханов назвал Ораз-Мухаммад-султана, племянника Тауекеля, племянником «киргизского и калмыцкого хана Тауке» [35, c. 164]. Отметим также, что в казахском фольклоре, в историческом эпосе «Еңсегей бойлы ер Есім» Тауекель-хан Шигайулы фигурирует также как Тауке-хан [36, 122–138 бб.].Вероятно, собственное имя обоих было Тауекель (от араб. Таваккул), а Тауке – сокращенное уважительное обращение. В конце XVI в. в империи Великих Моголов под именем «Абдурахим-хан» был известен сын Байрам-хана Туркмена. Он занимал высокую должность при Бабуриде Акбаре Великом и в 1583 г. за подавление мятежа в Гуджаратте был удостоен титула «хан» [37]. Его отец был главным советником Хумаюна и опекуном самого Акбара [38, c. 42]. Поэтому мы предполагает, что данное письмо было направлено в конце XVI в. Тауекель-хану этим Абдурахим-ханом. В этом случае объясняется обнаружение письма именно в фонде библиотеки Индии. По сообщению Г.А. Камбарбековой, ею в Индии обнаружено еще одно письмо, адресованное Тауке-хану в 1715–1716 гг. Исследователь предполагает, что это ответное письмо Бабурида Джахандара на письмо казахского хана [39, c. 7]. В таком случае данное письмо исследователем не точно датировано. Известно, что сын Бахадур-шаха I Султан Муиз ад-Дин Мухаммад-мирза, коронованный как Джахандар-шах, был провозглашен – правителем империи Великих Моголов в феврале 1712 г. В феврале 1713 г. он уже был убит [40]. Поэтому время написания данного письма следует датировать 1712–1713 гг. Исходя из этих исторических материалов, мы можем предполагать о существовании дипломатических связей Казахского ханства и империи Великих Моголов в XVI-XVIIIвв. По мнению М.Х. Абусеитовой, в это время развивались и торговые связи между казахами и индийцами. «С начала XVIв. индийские купцы из Северной Индии стали распространять торговлю на север: в Афганистан, Иран, Среднюю Азию и Казахстан ... Особенностью казахско-индийской торговли было то, что она велась при посредничестве среднеазиатских, индийских и афганских купцов. Казахи в основном торговали скотом, который перегонялся через Среднюю Азию в Индию... Есть документальные данные о том, что казахские купцы перегоняли в Индию до 40 тыс. лошадей» – пишет она [1, c. 144–145]. Хотя нам не удалось выяснить на чем было основано последнее утверждение исследователя (ссылки этого не подтверждают), существование казахско-индийских торговыхконтактов в XVI-XVIIIвв. вполне допустимое предположение. По свидетельству Франсуа Бернье, в «Индостан» только из «Узбекистана» поставлялись ежегодно более двадцати пяти тысяч лошадей [25, c. 184]. О караванах, шедших из Туркестана через Кабул в в Индию, упоминает в своем труде и Захир ад-Дин Бабур [41, c. 152]. Таким образом, в письменных исторических источниках имеются некоторые материалы по истории казахско-индийскихвзаимоотношений в период XVI-XVIIIвв.,которые приоткрывают нам неизвестные ранее страницы истории международных отношений Казахского ханства. Данные персоязычных источников «Михман-наме-йи Бухара», «Тарих-и Кипчаки», архивные материалы, эпистолярные памятники говорят о разнообразным характере этих взаимоотношений. В некоторые периоды истории правители и жители Казахского ханства и средневековой Индии находились во враждебных отношениях, в другие периоды заметно их стремления к установлению дружественных контактов. К сожалению, скудность информации и их фрагментарность не позволяет нам более детально рассмотреть историю казахско-индийскихвзаимоотношений. В целом, данная тема представляется нам достаточно перспективной для исследования и, на наш взгляд, необходимо продолжить ее разработку. Для этого требуется введение в научный оборот новых исторических источников, прежде всего, восточных трудов, хранящихся в первую очередь в рукописных фондах Индии и Великобритании, а также тщательный критический анализ ранее известных материалов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 16 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2017 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boris Suvorov Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boris Suvorov Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 Мне как представителю Четвёртого Жуза казахов, в ответ на однобокие фото и видео Peacmaker(а), все время намекающего на происхождение казахов от монголов, удалось собрать фото наших красавиц и показать разнообразие красоты наших женщин. Фото для родственных народов казахов татар, узбек, киргиз и.т.д. Да и по генетике в отличие от мужчин казашки почти на 50% европеоидны. Надеюсь Махамбет не будет возражать, что я называю Нашими. Ведь знаменитый режиссер шеркеш Бекмамбетов и боксер Головкин - это все наши казахи (всех 4-рех жузов). С 1991 года начало исторического периода формирования нации Qazaq от этого никуда не уйти и лет через 200 и более историческое описание сегодняшних событий, особенно с документальными приложениями, думаю будут представлять большую ценность. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boris Suvorov Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 Еще большой респект Ж. Сабитову (asan-kaygy) за постоянное предоставление ссылок на исторические источники на этом и других форумах. И у меня идея для вас уважаемый asan-kaygy. Для развития исторической науки, если нет помощи со стороны властей, можно использовать современные технологии инвестирования типа KROWDSOURCING. Т. е открыть "грантовый фонд", с простым бухгалтером (без подписи на документах), а распределение средств осуществлять к примеру только тремя гл. подписями (правление фонда) для исключения в будущем щекотливых разговоров по расходу средств. Вообще сделать фонд максимально прозрачным. Для исключения излишнего налогообложения надо капитально проконсультироваться с налоговиками и юристами. Если, сейчас казахов 11 млн. чел. то это примерно 3 млн семей из них 10 % обеспеченные люди, а это 300 тыс. чел. даже по 100 тенге фонд будет 30 млн. тенге. Не могу гарантировать взнос от моих сородичей, но думаю тоже могут принять участие - главное четко объяснить цели и механизмы проверки прозрачности, сроки исполнения и.т.п. Тогда возможно удастся собрать команду лингвистов, археологов, историков и генетиков для казахстанской исторической науки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 1 hour ago, Boris Suvorov said: Мне как представителю Четвёртого Жуза казахов, в ответ на однобокие фото и видео Peacmaker(а), все время намекающего на происхождение казахов от монголов, удалось собрать фото наших красавиц и показать разнообразие красоты наших женщин. Фото для родственных народов казахов татар, узбек, киргиз и.т.д. Да и по генетике в отличие от мужчин казашки почти на 50% европеоидны. Надеюсь Махамбет не будет возражать, что я называю Нашими. Ведь знаменитый режиссер шеркеш Бекмамбетов и боксер Головкин - это все наши казахи (всех 4-рех жузов). С 1991 года начало исторического периода формирования нации Qazaq от этого никуда не уйти и лет через 200 и более историческое описание сегодняшних событий, особенно с документальными приложениями, думаю будут представлять большую ценность. Казашки не могут быть европеоиднее или монголоиднее казахов генетически. Светлых типажей как на фотографиях выше я за многие годы жизни в разных регионах страны практически не видел, это большая редкость если они не метиски. По моим наблюдениям, даже наоборот, казашки в основном монголоиднее мужчин казахов. Замечал подобное у женщин кавказских народов, у них бывают заметны явные монголоидные черты, хотя мужчины там ярко выраженные европеоиды. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boris Suvorov Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 10 минут назад, Kenan сказал: Казашки не могут быть европеоиднее или монголоиднее казахов. Светлых типажей как на фотографиях выше я за многие годы жизни в разных регионах страны практически не видел, это большая редкость если они не метиски. По моим наблюдениям, даже наоборот, казашки в основном монголоиднее мужчин казахов. Замечал подобное у женщин кавказских народов, у них бывают заметны явные монголоидные черты, хотя мужчины там ярко выраженные европеоиды. Уважаемый Кенан! Я имел в виду не антропологию, а данные по генетике Х хромосомы. Прошу прощения, если не точно выразился. На фото как я понял не метиски, а казашки по отцу и матери. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boris Suvorov Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boris Suvorov Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 Прошу выразить свое отношение юзеров данного проекта к этому изображению. Кто изображен? Когда жил? Историков прошу не отвечать, только юзеров. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 11 minutes ago, Boris Suvorov said: Уважаемый Кенан! Я имел в виду не антропологию, а данные по генетике Х хромосомы. Прошу прощения, если не точно выразился. На фото как я понял не метиски, а казашки по отцу и матери. На внешность это не влияет. Почему-то под европеоидностью казахов все понимают европейский светлый типаж внешности. В действительности, европеоидность казахов намного чаще выражается восточной внешностью. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 12 минут назад, Boris Suvorov сказал: Прошу выразить свое отношение юзеров данного проекта к этому изображению. Кто изображен? Когда жил? Историков прошу не отвечать, только юзеров. Ув. Boris Suvorov, это же хан Абулхаир будучи еще султаном. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boris Suvorov Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 2 минуты назад, Kenan сказал: На внешность это не влияет. Почему-то под европеоидностью казахов все понимают европейский светлый типаж внешности. В действительности, европеоидность казахов намного чаще выражается восточной внешностью. По моему мнению понятие европеодности не связано с цветом волос, глаз, а связано со строением черепа и разрезом глаз. Вообще европеодность определяется как "кавказоид" как я понял у антропологов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boris Suvorov Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 2 минуты назад, АксКерБорж сказал: Это же хан Абулхаир будучи еще султаном. Рад вас приветствовать уважаемый АксКерБорж! Всегда восхищаюсь вашим аналитическим ходом мыслей. Да это Абулхаир хан, портрет работы английского художника Джона Касла, написанный с живого хана в 1736 году. Я думал алшины ответят вперед всех. Как пишут это их первый и последний официальный хан всего Мл. жуза. До алшинов, где то читал, он был ханом 1 год у башкир, похоронен в Актюбинской области, так вроде. Думаю, что художники передают особенности внешнего облика людей достаточно реально. Вот этот облик видимо имели татары ЧХ, предки казахов. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 1 час назад, Kenan сказал: Светлых типажей Сколько раз можно талдычить одно и то же - светлый,носатый, блондинистый, глазастый не значит кавказоид/европеоид. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boris Suvorov Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 1 час назад, Kenan сказал: Казашки не могут быть европеоиднее или монголоиднее казахов генетически. Светлых типажей как на фотографиях выше я за многие годы жизни в разных регионах страны практически не видел, это большая редкость если они не метиски. По моим наблюдениям, даже наоборот, казашки в основном монголоиднее мужчин казахов. Замечал подобное у женщин кавказских народов, у них бывают заметны явные монголоидные черты, хотя мужчины там ярко выраженные европеоиды. Думаю вот в этом клипе усредненный образ казашки и мужчины различного образа показаны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 А это кто? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 9 минут назад, Le_Raffine сказал: А это кто? Если не ошибаюсь это Нуралы или Ералы султан в юности. Сын Абулхайра хана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 Да, это султан Ералы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boris Suvorov Опубликовано 24 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 24 октября, 2017 36 минут назад, Le_Raffine сказал: Да, это султан Ералы. Все таки еще раз убеждаюсь, что антропологию определяют женщины. Если, конечно художник не был "китайцем". Вот по ссылке http://aizhanhamit.kz/бопай-жена-абулхаира-и-бопай-сестра-к/ Бопай ханым с детьми того же Джона Кастла дети внешне совсем другие. Предположение о "китайском" художнике верно? Кто такой султан Барак? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться