Перейти к содержанию
Гость Rust

Кипчаки-Половцы-Куманы

Рекомендуемые сообщения

  • Admin
19 часов назад, Kamal сказал:

Если посмотреть на раннее шежере каракалпаков, то часть нынешних кипчакских родов находятся внутри Арыса Кытай, в том числе и Канглы. В то же время параллельно существовал и отдельный Арыс Кипчак. Это наводит на мысль, что союз кытай-кипчаков существовал отдельно от Кипчаков, и довольно давно, но не раньше середины 14 века. Моя версия - такой союз образовался в результате вторжения Кытаев в пределы каракалпакских кочевий на Яике. Такое упоминание есть в "Джагфар тарийхы" .

Где Кытаи и где Яик? Бросайте эту фальшивку, только запутаетесь. Кытай-кыпчаки были среди ногаев Крыма. Вхождение у каракалпаков кытаев и кыпчаков в один арыс возможно отражает какую-то древнюю связь, возможно кудаа-сёёк. Но как мы видим у каракалпаков кыпчакские роды не тождественны родам зарафшанских кыпчаков.

Кстати у каракалпакских кытаев уран Улытау.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, Rust сказал:

Все кыргызские кыпчаки (кроме возможно племени кожошукур) пришли на современную территорию с востока - с Восточного Туркестана из местностей Итарка и Сары-джол. Возможно оставшаяся там часть была как раз кара-кыпчаками.

интересно, откуда кыпчаки попали в ВТ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
13 минут назад, кылышбай сказал:

интересно, откуда кыпчаки попали в ВТ

Они уже были частью кыргызов. В раннее Джунгарское время кыргызы ушли с южной части Большого Алтая в ВТ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, Rust сказал:

Где Кытаи и где Яик? Бросайте эту фальшивку, только запутаетесь. Кытай-кыпчаки были среди ногаев Крыма. Вхождение у каракалпаков кытаев и кыпчаков в один арыс возможно отражает какую-то древнюю связь, возможно кудаа-сёёк. Но как мы видим у каракалпаков кыпчакские роды не тождественны родам зарафшанских кыпчаков. Кстати у каракалпакских кытаев уран Улытау.

Вы склоняетесь к тому, что ферганские кыпчаки и зарафшанские кытай-кыпчаки имеют общие корни (ногайские, дешти-кыпчакские), а каракалпакские кытай-кыпчаки соединились в арыс уже после прихода по отдельности к каракалпакам? Мне кажется каракалпакские тоже из той же группы, с Эмбы и Яика, из тех кытай-кыпчаков, которых встретили первые калмыки, тех кто обитал в Центральном Казахстане (Улытау). Позже они разделились в районе Туркестана: часть кыпчаков ушла в Фергану, часть кытай-кыпчаков в Зарафшан, а часть в Приаралье, к каракалпакам. Конечно, различия в родо-племенной структуре против этой версии, но что еще пможет говорить против такой версии?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
7 минут назад, кылышбай сказал:

Вы склоняетесь к тому, что ферганские кыпчаки и зарафшанские кытай-кыпчаки имеют общие корни (ногайские, дешти-кыпчакские), а каракалпакские кытай-кыпчаки соединились в арыс уже после прихода по отдельности к каракалпакам? Мне кажется каракалпакские тоже из той же группы, с Эмбы и Яика, из тех кытай-кыпчаков, которых встретили первые калмыки, тех кто обитал в Центральном Казахстане (Улытау). Позже они разделились в районе Туркестана: часть кыпчаков ушла в Фергану, часть кытай-кыпчаков в Зарафшан, а часть в Приаралье, к каракалпакам. Конечно, различия в родо-племенной структуре против этой версии, но что еще пможет говорить против такой версии?

Считается, что ферганские кыпчаки, основная часть - это выходцы со Средней Сыр-Дарьи, т.е. от казахов. Генетика это вроде подтверждает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Rust said:

Где Кытаи и где Яик? Бросайте эту фальшивку, только запутаетесь. Кытай-кыпчаки были среди ногаев Крыма. Вхождение у каракалпаков кытаев и кыпчаков в один арыс возможно отражает какую-то древнюю связь, возможно кудаа-сёёк. Но как мы видим у каракалпаков кыпчакские роды не тождественны родам зарафшанских кыпчаков.

Кстати у каракалпакских кытаев уран Улытау.

Где Кытаи и где Яик?! Вы полагаете, что кытай-кипчаки были среди ногаев Крыма и потом только попали к каракалпакам? 

Кытаи и Кипчаки не входили в один Арыс, а были отдельными. Сейчас они также отдельные племена и вместе с мангыт-кенегесами составляют один Арыс. Я говорю о том факте, что несмотря на то, что Кытаи и Кипчаки были отдельными арысами, часть кипчаков все же входила в состав арыса Кытай, это в прошлом. И некоторые названия Зарафшанских кипчаков совпадают с названиями родов арысов Кытай и Кипчак, когда они были отдельными. И к тому же есть фактор разветвления родов, и даже переименования, перенимания и т.д. 

Уллытау до сих пор является ураном племени Кытай. Но по всем историческим сведениям, даже преданиям, окрестности Уллытау были временным кочевьем каракалпаков.  

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
3 минуты назад, Kamal сказал:

Где Кытаи и где Яик?! Вы полагаете, что кытай-кипчаки были среди ногаев Крыма и потом только попали к каракалпакам? 

Кытаи и Кипчаки не входили в один Арыс, а были отдельными. Сейчас они также отдельные племена и вместе с мангыт-кенегесами составляют один Арыс. Я говорю о том факте, что несмотря на то, что Кытаи и Кипчаки были отдельными арысами, часть кипчаков все же входила в состав арыса Кытай, это в прошлом. И некоторые названия Зарафшанских кипчаков совпадают с названиями родов арысов Кытай и Кипчак, когда они были отдельными. И к тому же есть фактор разветвления родов, и даже переименования, перенимания и т.д. 

Уллытау до сих пор является ураном племени Кытай. Но по всем историческим сведениям, даже преданиям, окрестности Уллытау были временным кочевьем каракалпаков.  

Кытай-кыпчаки были среди ногаев. У каракалпаков нет такого тесного объединения двух крупных племен. Какие названия племен совпадают у каракалпакских кыпчаков с узбекскими кыпчаками Зарафшана?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 minutes ago, Rust said:

Кытай-кыпчаки были среди ногаев. У каракалпаков нет такого тесного объединения двух крупных племен. Какие названия племен совпадают у каракалпакских кыпчаков с узбекскими кыпчаками Зарафшана?

Но и каракалпаки когда-то считались ногаями. Каракалпакские Кытай-кипчаки разделились когда сами каракалпаки разделились по отдельным Арысам. Но по сведениям информаторов первой половины 20 века были три пары - Кытай-Кипчак, Мангыт-Кенегес и Шуллук-Жаунгыр. Последняя пара - Конраты.

Я пробежался по шежере и видел некоторые совпадения, сейчас времени нет смотреть, слишком много названий, нужно все проанализировать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, Rust said:

Какие названия племен совпадают у каракалпакских кыпчаков с узбекскими кыпчаками Зарафшана?

В общем, я сбился, слишком много названий. Проще наверное вот так:

2) ҚЫПШАҚ (Шақ) Арысы. Ураны «Тоқсаба!». Тамғасы │ (алп, әлип) 

1. Жалаўлы тайпасы. 
Саңмурын, Туўбай, Ешкили, Қазмойын, Жалаңаяқ, Қуртқараған, Мыңнанқараған, Хапызқараған, Аққараған, Баққараған, Қарақараған, Сарықараған, Бозқараған, Ылаққараған, Қарамойын, Жуқа, Өлмес, Өзден. 

2. Жылаўлы тайпасы. 
Естек, Маңқанай, Манай, Бессери, Асар. 

3. Жығалы тайпасы. 
Қанжығалы, Танай, Инақ, Бөкеши, Жасық. 

4. Жыланлы тайпасы. 
Шынақ, Қуланлы, Қоржынлы 

5. Жабалы тайпасы. 
Басар, Қалдар, Жума, Тумарлы, Қызыл, Сона. 

6. Жуўанлы тайпасы. 
Толыс, Айыўшы, Былтың, Қарылған, Қармыс, Туяқлы. 

7. Байырлы тайпасы. 
Жабы (Ябы), Ирижабы, Майдажабы, Бағыжабы, Байжабы, Шамшыжабы, Шашлыжабы, Ниязжабы, Бекшикжабы, Өгизжабы, Шайқыжабы, Көккөзжабы, Шоқжабы,Тоғызжабы, Топжабы, Генжежабы, Көпжабы, Айрыжабы, Айлыжабы, Әлижабы, Жуўанжабы, Есжабы, Ебейжабы, Шығыржабы, Туғыржабы, Балғажабы, Балтажабы, Қылышжабы, Садақжабы, Байбақжабы, Қарғажабы, Уўақжабы. 

8. Босағалы тайпасы. 
Арық, Ханқараған, Шалқараған, Қотырқараған. 

9. Балталы тайпасы. 
Майлыбалта, Мәдияр (Мәден), Қара, Сары, Мадан, Асан, Жәдик, Байты, Елтон, Сәрке, Төлемис, Сымбыл, Қояншы, Қасқа, Сексен, Көзей, Қуўтелпек, Қыйра, Шылмойын, Шортан. 

10. Бағаналы тайпасы. 
Жағал, Шағал. 

11. Бесикли тайпасы. 
Жағалтай, Байсынлы, Суўсынлы, Қарлы, Жамғырлы, Шанышпай, Сәмбет, Пышақшы, Шегер, Елбөри, Жаўбөри, Сарытон, Жамантон. 

12. Бестамғалы тайпасы. 
Салтыр, Бесбатыр, Аўызбекли, Шуўылған, Оразымбет, Орынбет, Сартымақ. 

 

5) ҚЫТАЙ (Қарақытай, Кидан, Қыятан, Қыйдан ямаса Қыятай) Арысы. Ураны «Уллытаў!». Тамғасы Ϙ (ожаў, шөмиш) 

1. Қаңлы тайпасы. 
Уран. 
1Аққаңлы топары. 
Ақылхожа, Сейитхожа, Ақбадырақ, Алтыортақ, Төртуўыл, Тоғызортақ, Жаранқаңлы, Жалаңқаңлы, Қуйысқансыз, Қызыл, Қаққаңлы, Тазақаңлы, Орманшы, Жылқышы, Қашыў, Бузаўшы, Бекшик, Бөке, Ылаққараған, Бақақараған, Қумырсқақараған, Бабатай, Қулатай, Булатай. 
2Қарақаңлы топары. 
Қатқаңлы, Ашамайлы, Айтамғалы, Қолтамғалы, Жуўансанлы, Жуптамғалы, Елтамғалы, Жайтамғалы, Тарақлы, Орақлы, Шанышқылы, Ошақлы, Шөмишалы, Шөккишли, Арабалы, Арыслы. 
3Сарықаңлы топары. 
Сырықлы, Сыйрақлы, Шартамғалы, Шапырашлы, Тобаяқлы, Туяқлы, Иргенекли, Пискекли, Ырғақлы, Туўтамғалы, Қосқаңлы, Қуйысқаңлы, Байбуўра. 

2. Қайшылы тайпасы. 
Мүлкияр, Байполат, Қарабуўра, Жуўансан, Ақымбет, Бақы, Көтерехожа, Көрпе, Батыр, Қыдыр, Танамырза, Төре, Ешкили, Шөже, Бақылыхожа, Етпақ, Антахожа, Тоқа, Сасы, Өзтемир, Базар, Мәжек, Ғыжақ, Бийжек, Жаңбыршы, Жанқутлы, Байқутлы, Жолқутлы, Ияқутлы, Келдисүгир. 

3. Қазаяқлы тайпасы. 
Теңхожа, Көлеген, Суўнақ, Сәбик, Хожақ, Күлик, Мырзақ, Ханкелди, Мамат, Аққара, Жолшора (Жолымбет суўпы), Хожақазаяқлы, Қылмойын, Қәлсен, Қараша, Бақа, Тама, Таңатар, Бекен, Байқараған, Бақсықараған, Көпуста, Көземши, Қалқа, Қуйық, Мырзай, Көккөз (Төленгит), Мергенқараған, Жумақай, Өтеген, Қудайберген, Жийенай (Жийенқул). 

4. Қамшылы тайпасы. 
Жамғыршы, Жамантай, Айдар, Жайдар, Әлсейит, Саяқ, Ақсүйир, Аралбай, Сарыпостын, Қыйра, Батырсаяқ, Назарсаяқ, Кешиў, Көки, Мамай, Қайыпберди, Бесаңғал, Буйдалы, Тилуўқусшы, Қарт, Өгизбайшы, Бәйбише, Халмурат. 

5. Қылышлы тайпасы. 
Өрис, Көбес, Бессары, Бексыйық, Қойлы, Жүнли, Қарлы, Жарылы, Байлы, Қуўандық, Есиркеп, Талтай, Сүйиндик, Масай, Зергер, Қуўжақ, Қылжақ, Шығыршы, Бекиреши, Бердихожа, Есенхожа, Қурбанхожа, Сарай, Берден, Қултай, Қулымбет, Жылкелди, Султанбет, Генжек, Сегизек, Азына, Тоғызақ. 

6. Қырқарлы тайпасы. 
Алтынбас, Буғыбас, Төлей, Инекей, Жийеней, Буғылы (Бағлықытай), Нарбийке, Көселер, Устаман, Қарабас (Қара батыр), Сарыбас (Сары сәрдар), Абыл, Ағыс, Шуўылдақ, Шүкир, Төсбойы, Сегиз, Аллай, Алақай, Қазақай. 

7. Қанжарлы тайпасы. 
Теңей, Меңей, Қудайке, Тәңке, Анна, Қуйын, Әйтеке, Шериўши, Булғақ, Қошқаралы, Кепе, Келе, Төбет, Тайлақ, Өжек, Көшек, Тайкелтир, Бесқой, Елтезер, Әлимбет, Қосаман, Мәмбет, Аққошқар, Байқошқар, Жанқошқар, Қырыққарақлы, Баўбек, Таўық, Топпы, Көкбөри, Гөжек, Есенкелди, Елиўбай, Өтепберди, Тилеў. 

8. Қазықлы тайпасы. 
Мәнжыўлы, Әжиўли, Ақмәнжиўли, Қарамәнжиўли, Сарымәнжиўли, Екишыйық, Алтыран, Отаршы, Бесқассап, Қарашыйық, Ақшыйық. 

9. Қырықтамғалы тайпасы. 
Қырықлар, Қырықжүз, Мыңжүз, Мыңыя, Мыңтүмен, Шубыртпалы, Қылышшы, Баўырқараған, Уяс, Шуўылдақ, Қазақы. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Вот зарафшанские кыпчаки:

тогузурув (токуз), или тогузбай,
джеты-урув,
парча-кипчак,
ак-кипчак,
кара-кипчак,
сары-кипчак
кипчак-сарай.

совпадений я не увидел.

В любом случае ув. Камал - спасибо за схему родов арыса Кытай-кыпчак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 hours ago, Rust said:

Вот зарафшанские кыпчаки:

тогузурув (токуз), или тогузбай,
джеты-урув,
парча-кипчак,
ак-кипчак,
кара-кипчак,
сары-кипчак
кипчак-сарай.

совпадений я не увидел.

В любом случае ув. Камал - спасибо за схему родов арыса Кытай-кыпчак.

В том-то и дело, что это не арыс Кытай-Кипчак, а каждый из них отдельный арыс. Но в то же время, часть кипчакских родов находятся внутри кытаев. 

А если посмотреть в комплексе, то есть все - ак, кара, сары, сарай и т.д. Просто нужно разобраться о времени разветвления. 

У каракалпакских кипчаков уран "Токсаба", а тамга "I" (алип), то есть "Первый". А как у Зарафшанских кипчаков с этим? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 4/1/2020 at 5:46 PM, Kamal said:

У каракалпакских кипчаков уран "Токсаба", а тамга "I" (алип), то есть "Первый". А как у Зарафшанских кипчаков с этим? 

В общем, я ничего не нашел по этому поводу у зарафшанских кипчаков. Может у кого-то есть какие данные? Просветите, пожалуйста.

Но если и на самом деле нет ни урана, ни тамги, то как можем определить - к какому клану кипчаков они относятся? 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 3/30/2020 at 8:46 PM, Kamal said:

По Гребенкину, в конце 17 века произошла война между каракалпакскими ставленниками и сторонниками тогдашних хивинских правителей, где каракалпаки потерпели поражение и переселились в Зарафшан. По другим источникам, в конце 17 века, в войне с хивинцами погиб Табурчак султан (скорее всего Кучумович), и скорее всего речь о войне каракалпаков с хивинцами. Зарафшанские кытай-кипчаки приняли переселенцев к себе, но в Туркестан уже не ушли. А в то же время, в начале 18 века, главный хан каракалпаков Ишим Мухаммед (Кучумович) управлял туркестанскими кытай-кипчаками. Потому я и считаю, что узбекские кытай-кипчаки и каракалпакские кытай-кипчаки в прошлом (до 1605 года) были едины. Толстова эти моменты не раскрыла, это понятно, в 20-ом веке кытай-кипчаков в Туркестане давно уже не было. Но факт переселения зарафшанских каракалпаков из Хивы из-за большого бедствия в конце 17 века, она подтвердила. 

Все же, дальше вдаваясь в этот вопрос, вопреки общепринятому мнению, что до конца 18 века каракалпаков в Хивинском ханстве не было, хочу отметить, что Кучумовичи в 17 веке в Хиве правили, ибо по хивинским  источникам, Хасан султан (Кучумович), правивший в Ургенче, в конце 17 века бежал к Сырдарьинским каракалпакам, а оттуда был послан к калмыкам в качестве аманата (заложника). Поэтому, вполне возможно, что Табурчак султан решил взять реванш над хивинцами, но проиграл битву. Также есть в источниках упоминание и о Хабаш султане (арабшахиде), который в 20-ые годы 17 века также ушел к Сырдарьинским каракалпакам, а оттуда к Эмбенским каракалпакам (по источнику - к эмбенским мангытам). По видимому, Кучумовичи в Хиве действовали по установке своих родственников из династии Арабшахидов. Да и Абулгази (арабшахид) отмечал, что линия Кучумовичей обретается у каракалпаков-мангытов. Наверное, этот момент и есть недостающаяся деталь исчезновения каракалпаков после 1605 года по 1650-ые годы. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31.03.2020 в 23:58, Kamal сказал:

Но и каракалпаки когда-то считались ногаями. Каракалпакские Кытай-кипчаки разделились когда сами каракалпаки разделились по отдельным Арысам. Но по сведениям информаторов первой половины 20 века были три пары - Кытай-Кипчак, Мангыт-Кенегес и Шуллук-Жаунгыр. Последняя пара - Конраты.

Я пробежался по шежере и видел некоторые совпадения, сейчас времени нет смотреть, слишком много названий, нужно все проанализировать.

Возможна ли такая версия: хану Ногаю (или его предшественникам) достался сборный тумен, в котором одна тысяча состояла из кыпчаков и киданей, другая - из мангытов и кенегесов, третья - шуллак и жуангыры? А другие - однородные? Со временем все слились в одну орду, но идентификацию сохранили?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 hours ago, buba-suba said:

Возможна ли такая версия: хану Ногаю (или его предшественникам) достался сборный тумен, в котором одна тысяча состояла из кыпчаков и киданей, другая - из мангытов и кенегесов, третья - шуллак и жуангыры? А другие - однородные? Со временем все слились в одну орду, но идентификацию сохранили?

Вообще-то, эти три пары образовались в хивинской части истории каракалпаков, то есть в 19 веке. В конце 18 века в хивинские пределы переселились остатки Нижних каракалпаков, то есть те, которые противостояли казахским ханам. Верхние и Средние, находившиеся под властью Джунгар при этом не сохранились, часть погибла вместе с джунгарами в 1758 году, часть растворилась среди народов Верхнего и Среднего течения Сырдарьи. То есть, Нижние есть 1/3 часть всех каракалпаков до 1723 года, а от них в Хиву переселились лишь уцелевшие. У них была своя война с Хивой за свою независимость. Эту войну они вели с 1827 года и выиграли к 1859 году и тогда же образовалось нынешнее Шежере из трех пар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 minutes ago, Kamal said:

Нижние есть 1/3 часть всех каракалпаков до 1723 года, а от них в Хиву переселились лишь уцелевшие. У них была своя война с Хивой за свою независимость. Эту войну они вели с 1827 года и выиграли к 1859 году и тогда же образовалось нынешнее Шежере из трех пар.

В дополнение хочу сказать, что полноценное самостоятельное государство они не смогли создать ввиду вмешательства Российской империи, которая в 1873 году снова разделила каракалпаков на две части - на правобережных (Российских) и левобережных (хивинских). Вот и вся печаль в дальнейшем развитии каракалпаков как самостоятельного народа.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Kamal сказал:

В дополнение хочу сказать, что полноценное самостоятельное государство они не смогли создать ввиду вмешательства Российской империи, которая в 1873 году снова разделила каракалпаков на две части - на правобережных (Российских) и левобережных (хивинских). Вот и вся печаль в дальнейшем развитии каракалпаков как самостоятельного народа.  

спасибо

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые Жаксылык и админ, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу актуальности работы Ахинжанова. По-моему мнению - актуальна до сих пор и насчет тождественности сеяньто и кыпчаков, а также по поводу народа змей, т.е. кимаков и их отождествления с каями и уран.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31.03.2020 в 18:51, Rust сказал:

Относительно кытай-кыпчаков, полагаю, что они выходцы из Ногайской орды, они были среди  ногайцев, потом вошли в состав узбеков. Племена узбекских зарафшанских кыпчаков следующие:

тогузурув (токуз), или тогузбай,
джеты-урув,
парча-кипчак,
ак-кипчак,
кара-кипчак,
сары-кипчак
кипчак-сарай.

Все пишут о том, что это объединение не родственное, но вызванное разными причинами - военной или экономической (что раньше было сильно взаимосвязано).

Их состав немного схож с составом ферганских кыпчаков:

крупные племена: кулан, улмас, элатан, яшик, джетти-кашка. другие подразделения: кугай, бугач, кумушой, жайдок, пучугой, элатан, бугаз, огим, таз, сирмок, кутлук-саид, черик, кокмоюн, торы-айгыр (или торт-агайни), турт-той, товули, чангаракчи, чиял, ак-буйра, кара-бовур, башкырт, тикан, кара-тикан, сары-кыпчак, карамоюн, товулди, парча

Каракалпакские кыпчаки, у которых наблюдаются следующие племена, преположу это отдельная группа кыпчаков.

1. канглы
(алты-ата)
2. санг-мурын
3. естек
4. канжыгалы
5. шунак
6. басар
7. толыс
(жети-коше)
8. жабы (ябы)
9. арык
10. жагалтай
11. баганалы
12. майлы-балта
13. жадик
14. салтыр

Состав кыргызских кыпчаков Кыргызстана: Таз-кыпчак, Ширден, Кармыш, Омонок, Тору-айгыр, Алтыке, Кызыл аяк, Джарты-баш, Ахтачи, Коджошукур, Джаманан.

В КНР есть следующие племена: тогуз-кыпчак, товур-кыпчак и кара-кыпчак (недавно писал ЛеРафину, что кара-кыпчаков у кыргызов нет, оказывается есть).

 

 

 

 

Кыргызские и ферганские кипчаки в разное время оказались в Средней Азии?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 4/4/2020 at 10:04 PM, Kamal said:

снова разделила каракалпаков 

 

Среди нынешних маньчжуров  есть кипчаки и коныраты.

Quote

Маньчжуры.

маньчжуры состоят из джурченьских ,монгольских и ханьских  родов.

список родов 8 хошунов маньчжуров/ЖАКҮН ГУСАЙ МАНЖУСАЙ МОКҮН ХАЛА БЭ ҮКЭРИ ЭЧЭГЭ БИДХЭ- 八旗满洲氏族通譜- НАЙМАН ХОШУУНЫ МАНЖ ОВГУУДЫН БҮРЭН ДАНС/( 1735- 1744)

 

46491935_1916541911748484_86370856363286

46520604_1916541775081831_6806891060938146511027_1916541805081828_30512322254974

46489374_1916541828415159_72681828235450

 

ЖАКҮН ГУСАЙ МАНЖУСАЙ МОКҮН ХАЛА БЭ ҮКЭРИ ЭЧЭГЭ БИДХЭ- 八旗满洲氏族通譜- НАЙМАН ХОШУУНЫ МАНЖ ОВГУУДЫН БҮРЭН ДАНС

Энэ сурвалж бол Тэнгэрийн тэтгэсэн хааны зарлигаар бичигдсэн манж үндэстэний их бага 1114 овгийг бүртгэн тэмдэглэсэн томоохон бүтээл юм. Артай, Хонжоу, Фумин тэргүүтэй манж, хятад түшмэд 1735 оноос бичигдэж эхэлээд, 1744 онд бичигдэн дууссан. Нийт удиртгал 1 дэвтэр, үндсэн 80 дэвтэр. Энэ бүтээлд ганц Айсингиоро овгийг бүртгэн бичилгүй орхисон байна.
ДОТООД БҮТЭЦ
Овгийг жагсаахдаа эхэнд нь нөлөө ихтэй хүчирхэг манж овог, дунд орчимд нь хүч багатай манж овог болон монгол гаралтай овог багтаж байснаа, эцэст нь хятад гаралт овгуудыг бүртгэжээ.
Тус сурвалж нь дан ганц овгийн нэрс бичихээс гадна тус овогт харьяалагдаж асан 2240 гаруй алдар нь цуурайтсан хүмүүсийн намтарыг бичсэн. Намтар бичигдээгүй ч нийт 10,000 орчим хүний нэр дурдагдсан юм.
АЧ ХОЛБОГДОЛ
Энэ ном нь хэдийгээр монгол үндэстэнтэй шууд хамааралгүй боловч дээрх манж найман хошууны овгийн данс бүртгэлд манжаас гадна монгол, хятад овогтод цөөнгүй дурдагдаж байдаг нь тус сурвалж бичгийн үнэ цэнийг өгдөг.
ОВГИЙН НЭР ҮҮСЭХ НЬ
Манж-Зүрчид нь 1616 онд шинэ улсаа тунхаглах үед овгуудын шилжилт хөдөлгөөн, өөрчлөлт явагдсан. Чин гүрний дунд үед манж овогт дараах 3 угсаатнаас бүрдэх болсон.
1. Зүрчид гаралтай
2. Монгол гаралтай
3. Хятад гаралтай.

Овгийн нэр авахад үйл явдал, газар усны нэрс, хүний нэр, цол хэргэм нөлөөлжээ. Бас эзлэгдсэн монгол, хятад үндэстэний их бага овгууд олоноор багтаж байлаа.
Бас Гао овогтой хятад түшмэл юмуу бага хатан манж овогтон болох хүсэлтэйгээ мэдэгдвэл Гиа залгаад Гаогиа гэх шинэ овог үүсгэх явдал түгээмэл болжээ. Энэ мэтээр Лигиа, Хонгиа, хуагиа, жангиа гэх мэтээр олон овог үүссэн. Гэхдээ манжийн найман хошуунд багтсан хятад хүн бүр ингэж овгоо хувиргахгүй хуучин шигээ ашиглаж байсан.
СУДЛАГДСАН БАЙДАЛ
НАЙМАН ХОШУУНЫ МАНЖ ОВГУУДЫН БҮРЭН ДАНС гэх энэ сурвалж нь анх манж, хятад хэл бичигээр бичигдсэн нь одоо үе хүртэл өвлөгдөн бүрэн эхээрээ иржээ. 1770-аад онд Тэнгэрийн тэтгэсэний зарлигаар 欽定四庫全书-д хятад ханзаар бичүүлжээ. 2002 онд Япон улсын Токиогийн Их Сургуулийн Төвд, Хятад хэл соёл судлалын танхимаас манж, хятад бичигтэй эхийг өнгөт фото зураг болгож түгээсэн нь сонирхон судлагчидад завшаантай явдал болжээ. ДООР МАНЖ БИЧГИЙН ФОТО ХУУЛБАР ТАТАХ ЛИНКИЙГ НЬ ОРУУЛАВ.
ГАРЧИГ
1-4 дэвтэр: Гувалгиа овог
5-р дэвтэр: Ниохуру овог
6-р дэвтэр: Шумулу овог
7-р дэвтэр: Магиа
8-р дэвтэр: Дон е овог
9-10-р дэвтэр: Хэсэри овог
11-р дэвтэр: Татара овог
12-15-р дэвтэр: Иргэн гиоро овог
16-р дэвтэр: Сусу гиоро
17-р дэвтэр: Силин гиоро
18-р дэвтэр: Тонян гиоро, Аянгиоро, ахагиоро, чалагиоро
19-20-р дэвтэр: Тонгиа
21-р дэвтэр: Намудур
22-24-р дэвтэр: Нара овог
25-27-р дэвтэр: Фука овог
28-р дэвтэр: Ваньяан овог
29-р дэвтэр: Хада, Уяа, Дайгиа
30-р дэвтэр: Ужала
31-р дэвтэр: Жаогиа
32-р дэвтэр: Гороло, Янжа, Билү
33-р дэвтэр: Лигиа, Хуангиа
34-р дэвтэр: Ужаку, Шигэтэр, куяала
35-р дэвтэр: Сакеда
36-р дэвтэр: саймилэ, жинкили, жагуда
37-р дэвтэр: Усу
38-р дэвтэр: Баяр
39-р дэвтэр: Хуйхэ, лубули, нимача, еркүлэ
40-р дэвтэр: Жангиа
41-р дэвтэр: Нингүта, сахарча
42-р дэвтэр: Сонгиа, Итемо, Жасихур, Хушихар
43-р дэвтэр: Шитар, Тайчуур, Шингиа, Мурка
44-р дэвтэр: Феймо, Суогиа, Самаржи, Чигиа
45-р дэвтэр: Гэжирэ, Жэрчи, Суочуолу
46-р дэвтэр: Эжуу, Ниухэрэ, Эжи, Ихуру, Бүрка
47-р дэвтэр: Ирал
48-р дэвтэр: Хурха, Сугиа, Вэнчэхэн, Жэрдэ, Вэнка
49-р дэвтэр: Исүли, Үлү, Жүэчан, Кечили, Барда, Ниша, Тохоло
50-р дэвтэр: Амур, Сурду, Юркулэ, Манжа, Үсэ, Юухуру, Түсэли, Вэнтэхэ, Мэйлэ, Бохэли
51-р дэвтэр: Ниүян, Үргүчин, Жалайр, Вэндү, Монголжин, Алиха, Судули, Китара, Эту, Хонгири
52-р дэвтэр: Моржэли, Сучир, Тумо, Тану, Доулала, Мордилэ, Кардасу, Хэшули, Хуйлуо
53-р дэвтэр: Жили, Урхан, Хэи, Жасули, Байдоу, Лайбу, Бусай, Гану, Усужан, Никили, Эмотуо, Донгиа, Акэжан, Ему, Карала
54-р дэвтэр: Сакэка, Урда, Тугтан, Гуоргиа, Хонэчун, Эртү, Жанжин, Ниэгэли, Янгиа
55-р дэвтэр: Хон э, Сяньдачан, Хэсихэли, Доргон...
56-р дэвтэр: Нижухун, кайян, андала, айхун, хайласу, улинга, түмэн, түбүсү, туоргиа, гэгэ...
57-р дэвтэр: Мэнгэсуо, сака, шимолэ, лиүгиа, гуоржи, угиа, харха, буни, харчин, ханян, үсүри, нигиа, шумали
58-р дэвтэр: жуожин, пейгиа, шумули, дархунга, жунги, мэйрэн,мэнгэлуо, гуолуо, ната, тонсэлэ... ... ...
66-р дэвтэрт Боржигид (манжаар Боржигин овгийг ингэж бичдэг) овог багтсан явж байна.
67-р дэвтэрт Монголжин, сартуул, горлод, шувуучин, татаар, горлос, хонгирад
68-р дэвтэрт Баяд, үүшин, үжигэд, амунбутаси, уруд, онгуд, урианхай, жалайр
72-80-р дэвтэрт хятад овогууд орсон байна.

https://www.flickr.com/…/asi…/collections/72157693841087965/

https://feedback.facebook.com/groups/151694181909698/permalink/546262812452831/

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
1 час назад, Le_Raffine сказал:

Уважаемые Жаксылык и админ, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу актуальности работы Ахинжанова. По-моему мнению - актуальна до сих пор и насчет тождественности сеяньто и кыпчаков, а также по поводу народа змей, т.е. кимаков и их отождествления с каями и уран.

Если честно, то я не поддерживаю теорию Ахинджанова про кумохи - кимаков, а также версию Кляшторного про сйеяньто - кыпчаков.

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Le_Raffine сказал:

Уважаемые Жаксылык и админ, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу актуальности работы Ахинжанова. По-моему мнению - актуальна до сих пор и насчет тождественности сеяньто и кыпчаков, а также по поводу народа змей, т.е. кимаков и их отождествления с каями и уран.

сеяньто-кипчаки однозначно опровергнуто уже. Держалась идея на авторитете

У Ахинжанова мне не нравится его мысль отождествления каев и кимаков. Это все таки разные народы.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...