Перейти к содержанию
Haze

Жагалбайлы

Рекомендуемые сообщения

7 часов назад, Bir bala сказал:

@Momyn Легенды шмегенды... Наука опирается лишь на факты и документы.

Уж извините, не было библиотек у кочевников.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Momyn сказал:

Может быть и придумана, но по легендам про Майкы бия, там про жузы ничего нет вроде ЕМНИП, уйсунам было дано знамя и завещено держать его крепко, в ином случае начнется разлад в народе.

Вот это уже не совсем байки. 

Они не понимают, что кочевники Могулистана не давали житься ханам Чагатайского улуса и просто  их выкидывали, если они нарушали заветы Чингиза. В казахском фольклоре уйсыны обьясняются как "основа". Примерно об этом писал и Валиханов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Zake сказал:

Вот это уже не совсем байки. 

Они не понимают, что кочевники Могулистана не давали житься ханам Чагатайского улуса и просто  их выкидывали, если они нарушали заветы Чингиза. В казахском фольклоре уйсыны обьясняются как "основа". Примерно об этом писал и Валиханов. 

Нет легенды- аңыздар.

 Ұлыс туын ұстаған Үйсінге «жалау», ортада жүрген Арғынға «көз», жауға алдымен шабатын Алшынға «найза» таңбасын берген.

https://bilim-all.kz/article/4086-Maiqy-bi

У КАзбек бек Тауасар улы про это тоже есть.

Уйсуны как основа в казахском фольклоре тоже о многом говорит.

Поймите меня правильно Заке и читающие, это все о прошлом, сейчас совсем другие времена.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Momyn сказал:

Нет легенды- аңыздар.

 Ұлыс туын ұстаған Үйсінге «жалау», ортада жүрген Арғынға «көз», жауға алдымен шабатын Алшынға «найза» таңбасын берген.

https://bilim-all.kz/article/4086-Maiqy-bi

У КАзбек бек Тауасар улы про это тоже есть.

Уйсуны как основа в казахском фольклоре тоже о многом говорит.

Поймите меня правильно Заке и читающие, это все о прошлом, сейчас совсем другие времена.

Да.

Я понимаю это именно с точки зрения истории.

Мы же на историческом форуме. По моему некоторые об этом забывают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Momyn сказал:

Посох , дорогие мои, это символ мудрости и власти, а не перо. 

 

Я помню это из ваших ранних постов.

Да, я тоже так считаю, что этот символ, само прозрачное название джуза и самое главное его географическое месторасположение говорят в пользу правопреемства от предыдущих государственных образований региона (хотя в науке принято их локализовать в современной Монголии).

В то время народ еще помнил что было до них и кто был кем.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Я думал, что люди уже отбросили эту колхозную версию. Мол Младший Жуз-Ногайцы из Ногайской орды, Средний Жуз-Узбеки от Узбекского ханства, Старший жуз - Могули из Могулистана. Территориальное правопреемство и т.д.

1 час назад, АксКерБорж сказал:

само прозрачное название джуза и самое главное его географическое месторасположение говорят в пользу правопреемства от предыдущих государственных образований региона

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Bir bala сказал:

@АксКерБорж Я думал, что люди уже отбросили эту колхозную версию. Мол Младший Жуз-Ногайцы из Ногайской орды, Средний Жуз-Узбеки от Узбекского ханства, Старший жуз - Могули из Могулистана. Территориальное правопреемство и т.д.

 

Опять сочиняете сказки?

Опять приписываете мне то, о чем я даже не думал?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.02.2023 в 17:08, АксКерБорж сказал:

Арыс или Екі арыс - так мы называем две оглобли конской телеги или саней.

у Аманжолова арыс - литературное (сев-вост) длинное бревно, южный диалект - оглобля, зап - сиденье у двуколки

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Jagalbay сказал:

у Аманжолова арыс - литературное (сев-вост) длинное бревно, южный диалект - оглобля, зап - сиденье у двуколки

 

Не смешите тапочки маньчжуроведа, какое еще бревно?  :D

На бревно  мы говорим "бөрене".

На оглобли конской телеги мы говорим "арыс".

image.jpg

И это вовсе не южный диалект, а северо-восточный. Уж свой то язык я знаю хорошо.

Если не ошибаюсь, то на юге оглобли называют "жетек".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Не смешите тапочки маньчжуроведа, какое еще бревно?  :D

На бревно  мы говорим "бөрене".

На оглобли конской телеги мы говорим "арыс".

image.jpg

И это вовсе не южный диалект, а северо-восточный. Уж свой то язык я знаю хорошо.

Если не ошибаюсь, то на юге оглобли называют "жетек".

 

это не я говорю, а Аманжолов писал )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Jagalbay сказал:

это не я говорю, а Аманжолов писал )

 

Вы про Сарсена Аманжолова? В таком случае дайте скрин.

Посмотрел его биографию, он не из наших мест, он с юго-востока, Урджарского района на границе с Китаем.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Вы про Сарсена Аманжолова? В таком случае дайте скрин.

Посмотрел его биографию, он не из наших мест, он с юго-востока, Урджарского района на границе с Китаем.

 

2023-02-27-164846300.png

 

кстати, туылды, оказывается, было у южан и тогда

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

51 минуту назад, АксКерБорж сказал:

Если не ошибаюсь, то на юге оглобли называют "жетек".

 

Этот же Регион. словарь показывает, что "жетек" - "оглобля" используется в:

"... Жамб: Мер., Корд., Луг.; Көкш.: Қ.ту, Еңб., Щуч.; Жезқ., Ұлы."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Jagalbay сказал:

2023-02-27-164846300.png

 

Теперь прямо заявляю, что уважаемый ученый ошибался насчет "арыс".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Этот же Регион. словарь показывает, что "жетек" - "оглобля" используется в:

"... Жамб: Мер., Корд., Луг.; Көкш.: Қ.ту, Еңб., Щуч.; Жезқ., Ұлы."

 

у нас в СКО тоже жетек

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Jagalbay сказал:

у нас в СКО тоже жетек

 

Прямая оглобля линия какая-то от Жамбыла через Жезказаган до Кызылжара. ))

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

50 минут назад, АксКерБорж сказал:

Этот же Регион. словарь показывает, что "жетек" - "оглобля" используется в:

"... Жамб: Мер., Корд., Луг.; Көкш.: Қ.ту, Еңб., Щуч.; Жезқ., Ұлы."

 

В том же словаре указано, что в "Гур., Маңғ." оглоблю называют "әглөп" (вероятно искаженное от рус. оглобля).

А еще где-то называют "терте".

Видите какое разнообразие, аж целых 4 названия для оглобли.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.02.2023 в 23:25, Kenan сказал:

Звучит логично. 

Но Старший жуз скорее всего стал меньше по численности Среднего не из-за джунгар. Дело в том что Средний жуз сильно вырос в численности после падения Джунгарии, освободив большие земли для племен Среднего. 

Старший жуз действительно был меньше, войск он мог выставить в 5 раз меньше чем Средний жуз. Но врятли он был в прошлом более многочисленней чем остальные жузы. Да и надо понимать что это на русский лад они называются Старший, Средний, Младший на казахском они могут много чего значить. Лично мое мнение, все зависило от размеров территории. И мы должны брать не 18 век а век 16 когда территория Казахского ханства иногда была меньше и Киши жуз мог по размерам действительно быть меньше всех, а Улы жуз больше. Вторая моя версия заключается в том что именно на территории Старшего жуза располагаются все важные крупные города Казахского ханства, Первая столица Сыгнак (исключаем Сарайшык столицей он был недолго), Туркестан, Ташкент, Сайрам итд. И как бы юридически все ханы Казахского ханства имели свою ставку по итогам именно на территории Старшего жуза, также именно на территории Старшего жуза распологались основные кочевки, торгово экономические пути близость к рынкам других Среднеазиатских государств. Еще раз повторю это мои версии которые могут быть неточными. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.03.2023 в 22:32, Джагалбайлы сказал:

Автор: Shuzam87

Страна: Китай

Y-ДНК: O-F14338(23Mofang)/O-CTS10535(Yfull)

мтДНК: D4a7b/C4a1a-a2

 

Good news! We finally got the first ancient DNA under O-CTS10535. An ancient DNA sample, C4781, dated around 4500 years ago, from the Zongri site located in Bagou Township, Tongde County, Hainan Tibetan Autonomous Prefecture, Qinghai, belonged to the Zongri/Majiayao culture was tested to have the Ydna haplogroup of O-MF15790, the upper stream of O-MF30881. I also ran the genetic distance of this individual. It is the closest to modern-day Tibetans in Nagqu. This provides good evidence for the origin of O-MF15790, likely the Northwest region in China (Qinghai under Zongri/Majiayao Culture), which is also strongly linked to Yangshao culture). The article should be out soon.

Distance to:   Zongri4.5k_o1:C4781
0.02685500   Tibetan_Nagqu
0.02810131   Tibetan_Chamdo:T282
0.02853356   Tibetan_Shigatse:T78
0.02864790   Tibetan_Shigatse
0.03012153   Tibetan_Shigatse:T41

https://en.wikipedia.org/wiki/Majiayao_culture
https://en.wikipedia.org/wiki/Yangshao_culture

https://www.ebi.ac.uk/ena/browser/view/PRJEB56143
https://www.yfull.com/tree/O-MF30881/
https://www.theytree.com/?snp=MF15790
https://www.theytree.com/sample/b71cd212df7612b68eecb28d7505feec.html

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.02.2023 в 19:46, Bir bala сказал:

Насколько я помню есть упоминание о Большой орде казахов в 1520-е в русских документах вскоре после смерти Касым-хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zerek Там невнятная интерпретация. В "Маджма аль гараиб" точное упоминание. Даже у Бабура есть косвенное упоминание, но там оно интерпретировано, как триста тысячи войска.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Центром, откуда этноним ягалбай (жагалбай, жагалмай, жагалтай) распространился и попал в среду башкир, казахов, киргизов, каракалпаков, были, очевидно, приаральские степи. Об этом свидетельствуют не только события из истории бурджанов, но и предания казахских жагалбайлинцев о том, что их род «некогда жил где-то на юге Аральского моря». Сообщивший это предание исследователь этнографии казахов Востров Вениамин Васильевич пишет, что некогда могущественные «жагалбайлы» «подверглись когда-то разгрому и были рассеяны на огромной площади». Дело лишь в том, что предки «жагалбайлинцев» назывались бурджанами. 

 

АКТАМБЕРДЫ (1675 – 1768)

Есть такое племя – Жагалбай,

Есть такое озеро – Жагалтай,

Берега Жагалтая поросли

Зеленым густым лесом.

Сердца у тех, кто вшестером родились

От одного предка, –

Отвердели в гордыне.

Сердце же того,

Кто родился один от предка,

Подобно жалкой струйке воды.

О, одиночество, как мне быть с тобою!..

 

Актамберды Сарыулы — общественный деятель, жырау, батыр. Происходит из подрода Сыбан рода Каракерей племени найман. В 1738—1752 годах участвовал в войнах с калмыками. 

Актамберды Жырау (1675–1768 гг.)

 

Казахский батыр, певец походов, военачальник, жырау, общественный деятель.

Утверждают, что Актамберды Сарыулы родился в предгорьях Каратау в окрестностях Южного Казахстана в семье зажиточных людей, хотя сам он в своих стихах указывает, что происходит из рода Жагалбай (Младший жуз) и что он с детства рос одиноким и необеспеченным.

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Буржан-бий! пусть твоим деревом будет дуб, птицей — "кошелген", ураном — "актуган", тамгой — "жагалбай"

 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Zolotoord/XIII/1200-1220/Ist_cingiz_tamerlan/text1.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...