Перейти к содержанию
asan-kaygy

Хунну - Сюнну - Гунны-2

Рекомендуемые сообщения

 

Не вижу ничего общего между сапогами из раскопок на фото выше (и непонятно кому принадлежавших на самом деле, хуннам или кому-то другим)

9806dfebde72bccdee99a25432283df6.jpg

и сапогами маньчжуров и монголов на этом фото:

kitajskij-nacionalnyj-kostyum-37.jpg

FBJDz4rUcAEQNkT?format=jpg&name=large

12615305_472984009576902_181405116322332

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вероятно имя гуннского шаньюня Модэ на старокитайском произносится как Багатур:

Цитата

His name is reconstructed as *mǝk-tuənC in Later Han Chinese[5] and mək-twən in Middle Chinese.[a][6] The name's Old Chinese pronunciation might have represented the pronunciation of the foreign word *baɣtur, a relative of the later attested Central Eurasian culture word baɣatur "hero".[6] According to Gerard Clauson, bağatur, transcribed by Chinese with -n for foreign -r, was by origin almost certainly a "Hunnic" (Xiongnu) proper name.[7][b]

Багатур, будучи среди гуннов именем собственным , вероятно имеет персидские/ сакские корни  (Iranian title word *bag "god, lord".[5]) и означает "божественный бык" или "небесный бык":

"О роли митраизма и героического эпоса тюрко-монгольских народов в формировании арийско-туранской цивилизации Внутренней Азии" Н. В. Абаев

Обратите внимание, что титулом Модэ/Багатура был Тенрикут, который видимо означает "сын Тенгри" или "дух Тенгри":

https://tengrifund.ru/wp-content/library-tengrifund/Cakralnoe_v_ideologii_evrazistva - monografia.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Небольшая аналитическая статья с разбором недавно опубликованной научной работы по древним ДНК хунну с территории Казахстана и гуннов с территории Венгрии".
https://telegra.ph/Drevnie-DNK-hunnu-i-gunnov-02-04

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 22.01.2025 в 23:09, Бозбет Шыны сказал:

Вероятно имя гуннского шаньюня Модэ на старокитайском произносится как Багатур:

Багатур, будучи среди гуннов именем собственным , вероятно имеет персидские/ сакские корни  (Iranian title word *bag "god, lord".[5]) и означает "божественный бык" или "небесный бык":

"О роли митраизма и героического эпоса тюрко-монгольских народов в формировании арийско-туранской цивилизации Внутренней Азии" Н. В. Абаев

Обратите внимание, что титулом Модэ/Багатура был Тенрикут, который видимо означает "сын Тенгри" или "дух Тенгри":

https://tengrifund.ru/wp-content/library-tengrifund/Cakralnoe_v_ideologii_evrazistva - monografia.pdf

Батыр по транслитерации. Багатур написали как ближайшее подходящее слово в ЦА, хотя есть и Батыр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Bas1 сказал:

Батыр по транслитерации. Багатур написали как ближайшее подходящее слово в ЦА, хотя есть и Батыр.

Вроде они эквивалентны или одно - производное от другого

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 22.01.2025 в 11:09, Бозбет Шыны сказал:

Вероятно имя гуннского шаньюня Модэ на старокитайском произносится как Багатур:

Багатур, будучи среди гуннов именем собственным , вероятно имеет персидские/ сакские корни  (Iranian title word *bag "god, lord".[5]) и означает "божественный бык" или "небесный бык":

"О роли митраизма и героического эпоса тюрко-монгольских народов в формировании арийско-туранской цивилизации Внутренней Азии" Н. В. Абаев

Обратите внимание, что титулом Модэ/Багатура был Тенрикут, который видимо означает "сын Тенгри" или "дух Тенгри":

https://tengrifund.ru/wp-content/library-tengrifund/Cakralnoe_v_ideologii_evrazistva - monografia.pdf

Согласно Джерарду Клоусону, bağatur по происхождению почти наверняка является именем хунну (которое Клоусон предполагает как хуннское), и в частности второго хунну-шаньюя, чье имя было транслитерировано китайцами-ханьцами как 冒頓 (с -n для иностранного -r), теперь произносится как Mòdùn ~ Màodùn в стандартном китайском языке.

По Старостину от монгольского слова Магта (славить, прославлять). Да и у тувинцев, алтайцев форма Маадыр. И китайцы записали на М. И судя по всему Жужани использовали на М, а не на Б. Мохэфу (это тоже самое, что багатур. Судя по всему было Маагадур.

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *magta-

Meaning: to praise, glorify

Russian meaning: хвалить, прославлять

Written Mongolian: mag|ta- (L 520)

Middle Mongolian: maxta- 'to laud, carol' (HY 32), maqta- (MA)

Khalkha: magta-

Buriat: magta-

Kalmuck: makt@-

Ordos: maGta-

Dagur: makta:l 'praise'

Shary-Yoghur: max|da-

Monguor: mas^daG 'discours prononce/ a\ la louange du gendre le jour du mariage' (SM 233), maxda-

Comments: KW 254, MGCD 475, 476. Mong. > Manchu makta- etc. (see Rozycki 153).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 09.02.2025 в 01:46, asan-kaygy сказал:

"Небольшая аналитическая статья с разбором недавно опубликованной научной работы по древним ДНК хунну с территории Казахстана и гуннов с территории Венгрии".
https://telegra.ph/Drevnie-DNK-hunnu-i-gunnov-02-04

1. Xianbei, Tegreg, and Rouran-Abar: Yihe-Nur and the Nomadic World of Inner Asia between the Second and the Fifth/Early Sixth Century CE (forthcoming in: Beyond Pingcheng – the Xianbei in Inner Mongolia, 4th-6th cents. CE. Edited by Judith A. Lerner and Annette L. Juliano).

Тут как раз во времена Табгачей и Жужаней начинается передвижения племен Тэгрэг, так как монголы контактировали с китайцами и называли так тюркоязычных. В свою очередь Тэгрэг это потомки раннее известных Динлин и самая влиятельные были Карлуки и мигрировали к Табгачам. Поэтому даже находясь в Туркестане использовали титул Табгач. Жужани никакие не банда, а близкая к правящим верхушкам Сяньбийцев как Дай, Муронг, Табгач. Судя по всему в Жужаньском каганате Сяньбийцы были меньшинством, а Сюнну большинством. Сяньбийцы парамонголы. Этногенез Средневековых Монгол намного сложнее и связан очень сильно с Кумоси и Северными Монголами, так называемые Баргуты из Баргуджин-Токум, нежели с Шивейцами. 

The Qai, the Khongai, and the Names of the Xiōngnú

By Christopher Atwood

Судя по всему большая часть Сюнну никуда не мигрировала, а стали называться Жужанями. Как предполагают специалисты Северные Сюнну в основной массе были порабощенными не Ху группами, как Цзе, Киргиз, Динлинг. А, южные Сюнну это Кумоси, Си, Татаби (Урианхай). Разделение Северных и Южных произошло из-за разного происхождения. Имперская часть Сюнну были беженцами их Внутренней Монголии и Южной Манджурии из-за Ханьского генерала Мэнь Тяна. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 29.04.2025 в 09:47, zuungar1 сказал:

Судя по всему большая часть Сюнну никуда не мигрировала, а стали называться Жужанями. Как предполагают специалисты Северные Сюнну в основной массе были порабощенными не Ху группами, как Цзе, Киргиз, Динлинг. А, южные Сюнну это Кумоси, Си, Татаби (Урианхай). Разделение Северных и Южных произошло из-за разного происхождения. Имперская часть Сюнну были беженцами их Внутренней Монголии и Южной Манджурии из-за Ханьского генерала Мэнь Тяна. 

Натягивание совы на глобус.

Судя по всему это вообще не аргумент

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 29.04.2025 в 06:36, zuungar1 сказал:

Согласно Джерарду Клоусону, bağatur по происхождению почти наверняка является именем хунну (которое Клоусон предполагает как хуннское), и в частности второго хунну-шаньюя, чье имя было транслитерировано китайцами-ханьцами как 冒頓 (с -n для иностранного -r), теперь произносится как Mòdùn ~ Màodùn в стандартном китайском языке.

По Старостину от монгольского слова Магта (славить, прославлять). Да и у тувинцев, алтайцев форма Маадыр. И китайцы записали на М. И судя по всему Жужани использовали на М, а не на Б. Мохэфу (это тоже самое, что багатур. Судя по всему было Маагадур.

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *magta-

Meaning: to praise, glorify

Russian meaning: хвалить, прославлять

Written Mongolian: mag|ta- (L 520)

Middle Mongolian: maxta- 'to laud, carol' (HY 32), maqta- (MA)

Khalkha: magta-

Buriat: magta-

Kalmuck: makt@-

Ordos: maGta-

Dagur: makta:l 'praise'

Shary-Yoghur: max|da-

Monguor: mas^daG 'discours prononce/ a\ la louange du gendre le jour du mariage' (SM 233), maxda-

Comments: KW 254, MGCD 475, 476. Mong. > Manchu makta- etc. (see Rozycki 153).

Не было это никогда Маагадур. В тюркском это багатур (батыр), в монгольском это баатар. В китайском просто "Б" на первой позиции не может идти.

Протомонгольское "магта" тут плохо подходит, иначе бы было Магтатур, чуть ли не Матадор :)

https://en.wikipedia.org/wiki/Baghatur

Вероятнее всего восточноиранская этимология:

  • Avest. baga — «бог»

  • Sogd. bāγtar — «богатырь» или «божественный герой»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Бозбет Шыны Довольно слабые доводы.

4 часа назад, Бозбет Шыны сказал:

Вероятнее всего восточноиранская этимология:

  • Avest. baga — «бог»

  • Sogd. bāγtar — «богатырь» или «божественный герой»

Я больше вижу более правдоподобную этимологию через Баат- крепкий, сильный, выносливый, ар (эр) - мужчина. То есть Баатар>>>Баатур>>>Батур (Батыр). Институт батыров подразумевал выживаемость после сражений, и только выжившие после похода, сражения мужчина мог заслужить титул "батыр". Их всегда ставили в авангарде войска.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

48 минут назад, Bir bala сказал:

@Бозбет Шыны Довольно слабые доводы.

Я больше вижу более правдоподобную этимологию через Баат- крепкий, сильный, выносливый, ар (эр) - мужчина. То есть Баатар>>>Баатур>>>Батур (Батыр). Институт батыров подразумевал выживаемость после сражений, и только выжившие после похода, сражения мужчина мог заслужить титул "батыр". Их всегда ставили в авангарде войска.

Это не моя версия. Про институт батыров у гуннов впервые слышу.

 The name  Mo-tun  NMan mòdùn is in MChi ✩m k (Pul. 217–218) -✩ tw n3 (Pul. 84). It has not been identified, but as some have suggested, the Old Chinese pronunciation appears to represent a foreign *baγtur, a relative of the later attested Central Eurasian culture word baγatur ‘hero’. The etymology of the word is unknown, though the first syllable is very likely the Iranian word *baγ ‘god, lord’, an element in many later Central Eurasian titles.  Mo-tun is presented as the founder hero in the story given in the Chinese sources, but he was actually the son of the founder (*Tumen). He was skilled with  horses and the bow, the king (*Tumen) and his favored son attempted to use a stratagem to have him murdered, the prince was warned in time and miraculously escaped, he acquired a personal bodyguard of courageous warriors, and finally he attacked and killed the evil king and established a righ teous and prosperous kingdom

Beckwith, Christopher I.Empires of the Silk Road: A History of Central Eurasia from the Bronze Age to the Present

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...