Jump to content
BAWIR$AQ

Вооружение и военное дело казахов XV-XVIII веков

Recommended Posts

19 минут назад, Вольга сказал:

Уважаемый АксКерБорж, айбалта с кинжалом на на фото из собрания МАЭ и описанный вами - это один и тот же предмет! :) Это подарок цесаревичу.

 

Приятно удивлен, спасибо огромное, ув. Вольга! Мой брат профи, пишет книги, обрадую его. Неужели тот самый айбалта моего прадеда? 

 

Link to comment
Share on other sites

Что то в этой статье господин Бобров намудрил сравнивая европейские и казахские мантелеты. :)

 

В Европе и в России такие мантелеты именно на колесах известны еще со времен средневековья. 

 

Мантелет

"... На Руси применялись деревянные щиты, обвешанные сырыми кожами и поставленные на колеса; в щитах делались отверстия для стрельбы. Тур длиной до 2,5 м и диаметром до 1,5 — 2.0 м, заполненный фашинами, шерстью и пр., был в наибольшем применении. Перекатывая его перед собой, постепенно отрывали подступы и продвигались к крепости. ..."

Фортификационный словарь.

полковник Шперк.

Link to comment
Share on other sites

23 часа назад, Le_Raffine сказал:

11903971_666570726777760_675438371776581

 

 
1, 3,4. Стрельба из-под прикрытия туров.
2. Стрельба казаков из-за «баррикад», составленных из товаров, снятых с верблюдов.
5,9. Стрельба из-за мантелетов.
6,7. Движение пеших казахских воинов под прикрытием мантелетов.
8. Атака из-за мантелетов.
10. Конница, прикрывающая атаку пеших воинов.
II. Колонна пеших воинов, наступающих под прикрытием мантелетов.
12. Стрельба казаков из-за земляной насыпи.
13. Казахские воины первой половины XIX в., катящие «мантелет», представляющий собой арбу, усиленную деревянным щитом и заполненную связками травы и кустарника.

"Знатоки" писали, что пеших воинов не было

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Мерген сказал:

"Знатоки" писали, что пеших воинов не было

 

В этой теме есть ссылка на статью о тактике казахов в пешем строю.

 

 

Link to comment
Share on other sites

Анекдотичный рассказ о столкновении отряда китайцев и казахских барымтачей. Здесь тоже казахи действуют в пешем строю, правда до "дела" дело не дошло. :)
Упоминание родовой принадлежности кызай, позволяет идентифицировать этих "киргизов", как казахов из рода кызай племени найман.

 

Цитата

Протащились еще, может быть, с версту. До полустанка Ту-ду оставалось уже не более 17 — 18 ли (Ли — несколько менее полуверсты.). Вдруг точно выросли на дороге киргизы...

— Эй, вы, кап'р (Кап'р — язычник. Тюрки-мусульмане очень часто зовут так китайцев.), вылезайте уж, что ли! Берите своих коширов да и проваливайте подобру, поздорову!... (Во время своих разбойничьих набегов киргизы избегают брать коширов, потому что последние всегда могут служить уликой грабителям. Коширов киргизы не разводят; им, стало быть, не откуда и взяться у них.).

Китайцы не сопротивлялись... Они послушно отпрягли своих мулов и, минуту спустя, уже скакали обратно в Кур-ту.

А киргизы между тем живо распорядились с добром суйдунского мандарина: все, что нашли в нем полегче да поценнее завьючили на своих заводных лошадей и затем свернули с дороги к горам и сухим саем («Сай» тюркское слово, которым обозначается усыпанный галькой плес как временного потока, так и постоянной реки.) временного потока потянулись к зимовьям Кызаев («Кызаи» один из киргизских родов, кочующих в горах западной Джунгарии.) на южных склонах Боро-Хоро.

Прошел час... как вдруг на повороте дороги показался целый кортеж: верховые солдаты с магазинками у седла, чиновник с пером и белой шишкой на форменной шляпе, китайский экипаж (Китайский экипаж по устройству своему ничем не отличается от обыкновенной арбы; только размерами он значительно меньше, да, кроме того, его верх устроен прочнее.), запряженный двумя коширами цугом... При виде разграбленных китайских фургонов все это мигом остановилось... Должно быть, храбрейший из них объехал кругом весь обоз, и когда вернулся с докладом, то из повозки послышалось какое-то резкое приказание. Солдаты повернули назад, за ними повернул и возок, и весь этот странный поезд также быстро затем скрылся из вида, как за мгновение перед тем здесь появился.

 

 

Цитата

 

Чуть светало, когда солдаты, оставив в стороне большую дорогу, вышли на степь. Сперва отряд шел будто бы и по следу, но затем последний совершенно исчез. Тогда пошли наугад, придерживаясь направления, указанного калмыками.

Не смотря на бесчисленные, хотя сравнительно и неглубокие водомоины, отряд пустил лошадей своих рысью: «юны», очевидно, торопились сегодня же развязаться так или иначе с киргизами и еще засветло вернуться в Кур-ту... [509]

Пески и глину сменили галька и солончак. Тополь и томариск попадались уж реже, зато всюду замелькали хвойник и саксаул. Местность приобретала еще более пустынный характер, но и соответственно с такой переменой ландшафта горизонт все более и более расширялся...

Все ближе и ближе к горам. Вот уже совершенно отчетливо рисуются и передние контрфорсы Тянь-Шаня, пустынные и столь же дикие, как и окрестная степь, а о киргизах нет и помину...

— Без сомнения, они давно уж в горах, и мы только совершенно напрасно мучаем лошадей и себя... — слышался все более и более громкий ропот солдат.

А вот и дорога! Множество полузатертых конских следов, Бог знает, когда и кем здесь оставленных, но среди них нет ни одного свежего: очевидно, киргизы здесь не ехали. Но откуда и куда ведет эта дорога? Никто из китайцев раньше здесь не был и на подобный вопрос ответить не мог... Миновали ее и, наддав ходу, направились к яру, в котором подозревалась река.

— Напоим лошадей, да и обратно в Кур-ту!

Яр близко... уже слышен рокот реки... вдруг из него выскочил человек.

— Киргиз!!

Китайцы остановились, как вкопанные... Человек тоже исчез, но через мгновение он появился на лошади и марш-маршем понесся на оторопелых китайцев...

— Как?! Что?! Один на нас всех?..

Они схватились инстинктивно за ружья. Но киргиз промчался мимо и через мгновение уже скрылся за соседним холмом, прикрывавшим ущелье...

— Лови, лови его!.. Бей!..

Несколько человек ринулись за ним вслед, но куда! — проскакав с полверсты, они вернулись назад...

А между тем на окраине яра появились новые лица. Эти уже были пешком. Они тотчас же припали к земле, выставили вперед длинные стволы своих ружей и бестрепетно ждали китайцев...

— Сколько их там? Семь... а вот и еще один — восемь...

Может быть, даже и больше... В яру разве что-нибудь видно? К тому же они здесь хозяева, а мы даже не знаем, откуда следует ожидать нападения... Если мы окружим этих киргиз,
то через мгновение, может быть, в свою очередь будем окружены... Нет, при подобных условиях борьба невозможна... Следует отступить...

И среди китайцев стало обнаруживаться чрезвычайное [510] замешательство: одни порывались вперед, доказывая, что, пока придет помощь, этих киргиз все же удастся схватить, другие твердили свое и не трогались с места. Среди первых был и дунганин.

— Трусы! трусы! — завопил он: — я вам покажу, чего стоят ружья этих плутов!

И понесся вперед, но понесся один, потому что китайцы не тронулись с места, но и минуту спустя разом повернули назад своих лошадей и чуть не в карьер понеслись с места своего посрамления...

 

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIX/1880-1900/Grumm_Grzimajlo/Baranta/text.htm

Весь рассказ заслуживает прочтения.

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Мерген сказал:

"Знатоки" писали, что пеших воинов не было

 

У казахов пешими были только безлошадные, бедняки жатаки, у которых не было скота чтобы кочевать. Может они были пешими воинами? Или быть может в пешем строю использовались военнопленные или рабы из чужих народов? А может быть у Боброва речь идет  о казахах осаждающих укрепленные крепости, когда они спешивались с коней и толкали перед собой туры? Короче не знаю.

 

Но все остальные уважающие себя казахи пешком никогда не ходили.

 

Пеший казах в глазах соотечественников это был нонсенс, поэтому моего именитого земляка акына из Баянаула Мусу сына Байжана за его необычный образ народ  прозвал "жаяу" - "пеший", таким он и остался в памяти народа - Жаяу Муса. :) 

 

Link to comment
Share on other sites

31 минуту назад, АксКерБорж сказал:

У казахов пешими были только безлошадные, бедняки жатаки, у которых не было скота чтобы кочевать. Может они были пешими воинами? Или быть может в пешем строю использовались военнопленные или рабы из чужих народов? А может быть у Боброва речь идет  о казахах осаждающих укрепленные крепости, когда они спешивались с коней и толкали перед собой туры? Короче не знаю.

В чем проблема для конников чтобы спешиться при необходимости?

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, Мерген сказал:

"Знатоки" писали, что пеших воинов не было

Это не пешие, это спешенные всадники.

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

Пеший казах в глазах соотечественников это был нонсенс, поэтому моего именитого земляка акына из Баянаула Мусу сына Байжана за его необычный образ народ  прозвал "жаяу" - "пеший", таким он и остался в памяти народа - Жаяу Муса. :) 

 

А почему земляк был "пеший" ?

Link to comment
Share on other sites

14 часов назад, Le_Raffine сказал:

В чем проблема для конников чтобы спешиться при необходимости?

 

Конечно не проблема, я это и предполагаю в своем постинге.

 

Link to comment
Share on other sites

13 часов назад, Мерген сказал:

А почему земляк был "пеший" ?

 

Откуда я знаю? Может ему так нравилось необычно странствовать? Сейчас ведь тоже есть любители авто-стопа, хотя запросто могли бы приобрести что-нибудь.  :)

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Откуда я знаю? Может ему так нравилось необычно странствовать? Сейчас ведь тоже есть любители авто-стопа, хотя запросто могли бы приобрести что-нибудь.  :)

В каком веке жил ваш "земляк" ?

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Мерген сказал:

В каком веке жил ваш "земляк" ?

 

Ох как вы любите подопрашивать меня. Хороший опер бы получился с вас. :lol:

 

Link to comment
Share on other sites

13 минут назад, Мерген сказал:

Так какой век (примерно) ?

 

Вы могли заглянуть в Вики, а значит хотите меня подловить на своих оперских штучках, чую. :) Ну давайте, 19 век!

 

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Интересные сведения о войне государства Великих Моголов с Бухарой и Балхом и участие в ней казахов Джангир-хана

И после де того вскоре пришла к ним, Абдул-Азизу царю и к Ялантешу князю, из Бухар весть, что идет де на Бухарскую их землю войною от Ташкени города Казачьи орды Янгирь царь со многими ратными людьми. И бухарский де Абдул-Азиз царь ратных своих людей, которые стояли с ними под Балхом, розделил на двое: одну половину ратных людей оставил под Балхом з ближним своим (л. 36) человеком, с Ялантешом князем, а з другою половиною с ратными своими людьми пошол ис-под Балха в Бухарскую землю навстречю Казачьи орды к Янгирю царю. И после де того вскоре под Балхом у индейских людей з бухарским с Ялантешом князем и з бухарскими ратными людьми были бои большие по неделю день и ночь, и на тех де боях индейские ратные люди многих бухарских людей побили. И бухарской де Ялантеш князь посылал ис-под Балха в Бухары к бухарскому Абдул-Азизу царю с вестью, что ему, Ялантешу князю, и бухарским ратным людем индейские ратные люди, которые сидят в Балхе, стали не в силу, и он бы де, Абдул-Азиз царь, сшедчися с Янгирем царем, бою с ним не чинил и с ним помирился, а помирясь с ним, шол со всеми своими бухарскими ратными людьми к нему под Балх на помочь. И бухарской де Абдул-Азиз царь по присылке к себе Ялантеша князя, сшедчися Казачьи орды с Янгирем царем, бою с ним не чинил, помирясь и соединачась с ним, Янгирем царем, и со всеми своими бухарскими и Казачьи орды с ратными людьми, пришли под Балх всход к Ялантешу князю. Да к нему ж де, Абдул-Азизу царю бухарскому, прислал на помочь под Балх из Юргенч юргенской Абул-Газы царь юргенских своих ратных людей тысечи з две. И бухарской де Абдул-Азиз царь и Казачей орды Янгирь царь, пришед под Балх со всеми своими ратными людьми, стали выше города Балха на реке Дарье и в летнюю пору в жаркие дни мно[гую] животину: лошеди и коровы и верблюды (л. 37) и овцы и собаки — побивали и, привязав, метали в реку Дарью, и от того де стерва учинился в Балхе большой дух, и от духу и от воды многие индейские люди оцынжали и перемерли. И после де того вскоре были у бухарского Абдул-Азиза царя и у Янгиря царя и у Ялантеша князя с-ындейскими ратными людьми, которые сидели в Балхе, бои большие по неделю день и ночь. И на тех де боях бухарские ратные люди многих индейских людей побили. И после де тех боев индейским ратным людем бухарские ратные люди учинились не в силу. И учал у индейских людей в Балхе быти голод большой, покупали хлеба печеного шахов батман по 7 рублев, а в шахове батмане руских по 14 гривенок, да и добыть де было купити хлеба в Балхе не уметь.

И индейские де ратные люди присылали из Балха к бухарскому к Абдул-Азизу царю и Казачьи орды к Янгирю царю и к Ялантешу князю говорити об миру, чтоб они, Абдул-Азиз царь и Янгирь царь и Ялантеш князь, с ними, индейскими людьми, помирились и боев не чинили и людей не теряли, потому что взяли они, индейские люди, Балх у Недыр-Магаметя царя не за боем, так же де они, индейцы, и ныне тот Балх отдадут Недыр-Магаметю царю без бою, только б де они, Абдул-Азиз царь и Янгирь царь и Ялантеш князь, дали им, индейским людем, сроку до тех мест, покаместо они пошлют от себя из Балха о том с вестью в-Ындею к индейскому шах Джигану царю гонца своего. (л. 38) И бухарской де Абдул-Азиз царь и Казачьи орды Янгирь царь и Ялантеш князь дали им, индейским людем, в том сроку до тех мест, покаместа гонец их, индейских людей, из Балха в-Ындею к индейскому шах Джигану царю съездит и назад к ним в Балх приедет. [78]

И после де того вскоре гонец их, индейских людей, из Индейские земли в Балх к ним приехал, и индейские де ратные люди, покиня Балх, пошли все в-Ындейскую землю, и в том де отходе бухарской Абдул-Азиз царь и Казачьи орды Янгирь царь и Ялантеш князь з бухарскими своими ратными людьми многих индейских людей побили, по смете тысеч с полтораста, и живых многих поймали, а утекло де индейских людей, кои сидели в Балхе, по смете всего тысечи с 3 и мало больши. И ныне де в Бухарской земле бухарцы меж себя продают и покупают индейской полон дешевою ценою, рублев в 5 и в 6 и меньши.

И как де индейские люди из Балха вышли, и Недыр-Магамедь де царь балхинской из шахова украинного города Марыджана пришел в Балх и сел в Балхе по-прежнему на царстве. А сын его Абдул-Азиз царь бухарской и Казачьи орды Янгирь царь и Ялантеш князь со всеми своими ратными людьми пошли ис-под Балха в Бухарскую землю, и на том де отходе, отстав от бухарского Абдул-Азиза царя, кочевные его ратные люди аламанчеи и взяли шахов украинной мешедцкой пригородок, а взяв его, засели сами. (л. 39) А Абдул-Азиз где царь бухарской, пришед в Бухары, сел по-прежнему на царстве в Бухарах, а Казачьи орды Янгирь царь со всеми своими ратными людьми пошел из Бухар к себе в Казачью орду в Ташкенть.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Второй топор в статье Боброва описан, топоры в ней отнесены к промежуточным вариантам "балта" между секирой айбалта и узколезвийным чеканом.

http://cyberleninka.ru/article/n/shirokolezviynye-topory-balta-iz-fondov-omskogo-gosudarstvennogo-istoriko-kraevedcheskogo-muzeya

У Боброва получается всего две статьи посвященные боевым топорам казахов, по чеканам и "средним" топорам "балта" а по секирам "айбалта" не нашел. Может еще не написал.

 

Link to comment
Share on other sites

Image result for казахи викивоины
 

Quote

Вид доспеха, сшитый из нескольких слоев шелковой ткани и стеганный на вате и шерсти (доспех из мягких материалов), казахи называли каттама сауыт(«многослойный доспех») или каттау(«многослойный»). Так как этот вид доспеха шили из мягкого материала, то он обычно имел форму халата с длинным подолом, длинными рукавами и стоячим воротником. В произведениях казахских воинов-жырау отмечается возможность применения этого вида защитного снаряжения и как теплую верхнюю одежду, и как вид воинского дос-пеха. Использование казахами этого вида боевой защитной одежды подтвер-ждают и письменные источники (Маргулан А.Х., 1986, с. 113). 


Насколько распространен был у казахов стеганный доспех? На вид прост и практичен. 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Kenan сказал:

Image result for казахи викивоины
 


Насколько распространен был у казахов стеганный доспех? На вид прост и практичен. 

Не совсем по теме:

The attack was entirely unexpected but the Kazaks were ready for the charging horsemen before they arrived. The men and boys turned their horses towards the enemy, waving their own swords and nailed billets of wood while the women and children, unbidden, turned the beasts away from entering the defile and shepherded them past it along the main valley. Thus in a matter of moments there was a screen of mounted men between the Kazak column and the charging Tibetans. Long before Ali Beg had ridden back down the hill, his men had counter-charged and were among the Tibetans.

The battle which followed was a real old-time cavalry melee such as Genghis Khan and the Golden Horde loved: a wild charge into and through the enemy's ranks, a hasty reforming on the far side and then back once more—slash, parry, slash again, aiming always at the man and not at his horse. Clothes were thick on both sides and it took a shrewd blow to cut through them—indeed, the nails were often more effective than the swords. Unhorsings were many and casualties, comparatively speaking, few. The Kazaks admit to only three killed, though many more were wounded, in the course of a three-hour battle in which they were heavily outnumbered. They claim to have killed at least a score, disabled twice or thrice that number and captured many horses and weapons. In a sense, the horses captured themselves because when one lost its rider it generally followed the horse of his vanquisher. The picture of the unwounded, riderless horses galloping up and down the battlefield, neighing, snorting and bewildered, in the wake of still-embattled warriors adds not only a touch of fantasy to the grim savagery of the scene, but perhaps throws fresh light on the campaigns of the Kazak and Mongol horsemen who rode victoriously to Peking, Delhi, and, indeed, across most of Asia and Europe in the Middle and Dark Ages. It also provides a glass through which to view the mass destruction methods of the twentieth century which wipe out man and beast and change the very face of the earth.


Описывается сражение казахов с тибетцами, отмечено, что плотная одежда задерживала сабельные удары и дубинки с забитыми туда гвоздями(шокпары) были эффективнее клинков.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...