Jump to content
Guest sanj

Вопросы монголам

Recommended Posts

В 21.04.2024 в 18:35, Скриптонит сказал:

Тут сложнее чем кажется

«В древности это государство было страною Кыпчаков, но когда им завладели Татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они (Татары) смешались с ними (Кыпчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (Татар) и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного (с ними) рода, от того, что Монголы (и Татары) поселились на земле Кыпчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в землях их (Кыпчаков)».

А это про то, как 3 татарских рода ушли на запад, уходя от киданей. 

В конце концов татары ассимилированы кыпчаками. А кыпчаки стали чуть-чуть монголоидней.

Вроде до 40%? 

Link to comment
Share on other sites

@enhd @Steppe Man

Этот ханец Shi Tianze и есть тот самый Самука-бахадур, которого согласно источникам Чингиз уполномочил для завоевания Цзинь вместе с Мухали? 

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Shi_Tianze

"Shi Tianze is also mentioned under the name Samka ba'tur (Persian: سمکه بهادر) in Persian historical sources such as the Jami' al-tawarikh."

Link to comment
Share on other sites

@enhd @Steppe Man

Из какого племени этот тысячник Кете, которого Чингиз приставил к Джучи?

https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Sokr_skaz/text4.phtml?id=4416

§ 243. Чингис-хан продолжал: "Отдавая в удел матери с Отчигином 10000 юрт, я приставляю к ним четырех нойонов: Гучу, Кокочу, Чжунсая и Аргасуна. К Чжочию приставляю троих: Хунана, Мункеура и Кете. К Чаадаю - троих: Харачара, Мунке и Идохудая". И еще говорил Чингис-хан: "Чаадай крут и скрытен характером. Пусть же Коко-Цос вместе с ним обсуждает задуманное, состоя при нем и навещая его и утром и вечером". К Огодаю он приставил двоих: Илугея и Дегея. К Толую - Чжедая и Бала и к Алчидаю - Чаурхана.

Link to comment
Share on other sites

@enhd @Steppe Man

Contract in the Uyghur-Mongolian Script From Dunhuang's Mogao Caves

Otgon Borjigin

Mongolian Studies
Vol. 27 (2005), pp. 7-15 (9 pages)

В этой работе Otgon Borjigin ссылается на  документ из Дунхуана (датируется 1227-1246 г), где указано имя Ked и считает, что это и есть тот самый Кете, которого приставил к Джучи сам Чингизхан. Округ Дунхуана якобы с 1227 входил во владения Джучи согласно Юань Ши и там от семейства Бату был даругачи Кед (Кете). 

Кто что думает по этому поводу?

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Steppe Man сказал:

Кете из  каракитай? 😁

Не понятно какого роду племени был этот Кете. 

Вы согласны с Otgon Borjigin?

Link to comment
Share on other sites

Мб кто нибудь из монголоязычных юзеров знает этимологию имени Хулагу? Внука Чингизхана.

 

Из словарей я нашел только такие варианты, которые могут подойти под фонетико-фонологическое соответствие к имени "Хулагу".

Хүлэх- связывать
Хүлээх- ждать, переносить, принимать, признавать
Хүүлэх-давать деньги под процент
Үлэх-отставать, оказываться лишним
Үлэх-взвешивать
Үлээх- дуть, трубить

Из древнетюркского словаря нашел тоже подходящие под фонетико-фонологическое соответствие.
Ulag-вьючное животное, верховой конь
Ulagur - имя собственное из уйгурских документов.

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Bir bala сказал:

 кто нибудь из монголоязычных юзеров знает этимологию имени Хулагу? Внука Чингизхана.

 

 

 

Хүлэг,Хүлэг баатар. Хүлэг в монгольском  командир войска ,главный батыр .

§ 163. Kokseu-Sabraq-a daouliqdaĵu, Vaŋ-qan  Čiŋķis-qağan-tur elči ileĵuui. Elči ilerun: “Naiman-a irķe- orqo-ban, eme-kou-ben daouliqdaba bi. Koun-neče-iyen dorben küluudi čino quyüĵu ileba bi. Irķe-orqo

mino (irķe-orko mino) aburaĵu oktuķai!” keeĵu ileĵuui. Čiŋķis-qağan tende Boorču, Muqari, Boroqul, Čilaim-Baatur, ede dorben küluut-iyan čerik ĵasaĵu ileba. Ede dorben küluud-i ķurku-in urida, Hulaanqut-da, Saŋķun bailduqu bolun, morin-oan ğuya qaqdaĵu abdaqu bolĵu bukui-tur, ede dorben küluut ķurču aburaat, irķe-orqo (orko), eme-kou buķude-i aburaĵu okba. Tende Vaŋ-qan uķulerun: “Erde Sain Ečiķe-de ino, ene metu odun baraqsan ulusiyen aburaĵu oktelee. Edoe basa kounoen odun baraqsan ulus-i mino, dorben küluudiyen ireĵu (ileĵu), aburaĵu okteba. Hači qariulqu-i Teŋķeri Qaĵarun (??) Iheel medetuķai!” keeba.

Link to comment
Share on other sites

11 часов назад, Bir bala сказал:

Мб кто нибудь из монголоязычных юзеров знает этимологию имени Хулагу? Внука Чингизхана.

 

Прошу прощения, что вклиниваюсь.

Выяснению оригинальной этимологии имен имхо мешает разнообразие форм, зафиксированных в источниках , навскидку - Угэдэй/Угедей/Угетай/Октай и т.д., Тэмуджин/Темуджин/Темурджин/Темучин/Темурчи, Толуй/Тулуй/Толы/Тули, Чагатай/Джагатай, Джучи/Джочи/Чжочи и т.д.      

Так и здесь - Хулагу/Гулагу/имхо Алауке/Гиулиеву.

Какие то из них искажения, какие-то ближе к оригиналу (авторы ведь были носителями разных языков - китайцы, армяне, персы, арабы, европейцы, тюрки).

Какую основу для этимологии имени выберем (верную или ошибочную), по той дорожке и пойдем. )

 

Link to comment
Share on other sites

Алтан тобчи....

В качестве наглядного примера приведем первый фрагмент, относящийся [33] к Богурчи 59, сподвижнику Чингиса, который повстречал его еще в молодости, когда отправился искать восемь украденных соловых меринов, о чем так подробно рассказано в «Секретной истории монголов» (§§ 90-93). С тех пор Богурчи стал верным другом Чингиса, его неизменным спутником и одним из его полководцев. Не случайно поэтому, что Богурчи посвящен первый фрагмент повести о беседе Чингиса с девятью öрлӱками. Приводим его текст (см. AT, т. II, стр. 11-12) и перевод.

Narmai yeke ulus-iyan ende tende-ben quriyaju
naγur dalai metü qurim-iyan sayidur delgeged
neyiten baγ-a yeke ügei jerge-ber jirγaju saγuγsan
Naqu-Bayan-u köbegün külüg Boγurči-dur boγda ejen jarliγ bolorun:

«bey-e-eče minu oyitqar ügei daγaγči üde-yin següder minu,
bayilduqu čaγ-tu ülü gödülügči qas qadan minu,
barilduγsan üge-eče süldügči keb-ün janggiy-a minu,
berge kečekü üyile-dür minu qaril ügei üneger jidküjü yabuγči,
bolγatu šar metü Boγurči minu či nigen üge ügele!» - gebe.

«Собрав отовсюду свои народы - большие, великие,
Широко раскинул свой пир, подобный озеру-морю,
Так, наслаждаясь, сидел он, соединив без различья великих и малых.
Сыну Наху-Байана, кӱлӱку Богурчи, августейший владыка сказал:
"Ты - моя полуденная тень, всюду шел ты за мной, не отступая.
Ты - моя скала-яшма, в часы сражений не колебался.
Ты - мой шелковый узел, нашего крепкого сговора не ослаблял ты,
В трудных и тяжких делах моих правдиво и нерушимо трудился,
О Богурчи мой, подобный волу в ярме, промолви хотя бы словечко!

 

Naqu-Bayan-u köbegün külüg Boγurči

 

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Steppe Man сказал:

Алтан тобчи....

külüg Boγurči

 

ДТС:

image.jpg

 

Славный Богурчи?

 

Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

ДТС:

image.jpg

 

Славный Богурчи?

 

Ван-хан просил у Чингисхана только славных чтобы сражаться с найманами ?  :lol:

 

 

Link to comment
Share on other sites

47 минут назад, Steppe Man сказал:

Алтан тобчи....

külüg Boγurči

 

Получается оба слова тюркские?

külüg - славный, знаменитый

boγurči - придворный титул, заведующий ханской кухней (как покойный Пригожин)

 

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Получается оба слова тюркские?

külüg - славный, знаменитый

boγurči - придворный титул, заведующий ханской кухней (как покойный Пригожин)

 

Эти слова есть в казахском?  Если нет, то слово повар получается монголизмом..:lol:

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Steppe Man сказал:

Эти слова есть в казахском?  Если нет, то слово повар получается монголизмом..:lol:

 

Древнетюркский:

külüg - 1. славный, знаменитый; 2. скакун

bogur - хлеб в зерне

 

В казахском изменилось:

külüg - лучшая скаковая лошадь (РАД: Чингизхан называл своих четырех сыновей четырьмя кюлюками, пер: столпами, опорами)

bogur - баур[сак], первоначально жареные в жиру зерна

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Так и здесь - Хулагу/Гулагу/имхо Алауке/Гиулиеву.

@АксКерБорж На вряд ли существовали формы Алауке, Гиулиев. Во всех источниках либо Хулагу либо Кулагу. Учитывая, что персы не знают долгих монгольских гласных, то вставляли свои согласные звуки. На вроде Баатур-Бахадур. И тут тоже могли вставить согласный звук "Х" к корню Үлэгу.

Link to comment
Share on other sites

13 минут назад, Bir bala сказал:

На вряд ли существовали формы Алауке, Гиулиев. Во всех источниках либо Хулагу либо Кулагу. 

 

Ги-ули-ев это у китайских авторов.

Алауке в казахских преданиях.

 

13 минут назад, Bir bala сказал:

Учитывая, что персы не знают долгих монгольских гласных, то вставляли свои согласные звуки. На вроде Баатур-Бахадур. 

 

Я думаю, что в этих примерах не монгольская долгая гласная, а фонетическая особенность тюркских наречий - Тогрил/Тоорил (хан), богурчи/боорчи/баурчи, багатур/баатаур/батур, каган/каан/кан, сыгыр/сыйыр, таг/тоо/тау, углу/улуу/улу, туг/туу/ту и т.д.

 

Link to comment
Share on other sites

12 минут назад, Bir bala сказал:

И тут тоже могли вставить согласный звук "Х" к корню Үлэгу.

 

Я специально упомянул китайскую форму, наверно в оригинале все таки присутствовала инициальная "г" (варианты - ғ, қ, к, х).

 

Link to comment
Share on other sites

@АксКерБорж Форма "багадур" это персизм. Как я уже и отмечал сверху, персы не могли выговорить две гласные подряд, и на свой лад стали говорить "бахадур". А уже отсюда появляются все другие формы "багатырь", "багатур" и т.д.

2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

багатур/баатаур/батур

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...