Steppe Man Опубликовано 2 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 2 апреля, 2024 5 минут назад, Zake сказал: В слове адайн[хан] часть [хан] - это диминутив, т.е. уменьшит-ласкат. форма? Здесь окончание "хан" это форма множественого числа. к примеру- оросынхон,сартуулынхан,өөлдийнхөн, хасагийнхан.зейкийнхан .... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 2 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 2 апреля, 2024 3 минуты назад, Steppe Man сказал: Здесь окончание "хан" это форма множественого числа. к примеру- оросынхон,сартуулынхан,өөлдийнхөн, хасагийнхан.зейкийнхан .... Это уменьшит.-ласкательный суффикс -ган, который использовался в среднемонгольском языке, т.е. с его помощью формировалась диминутивы (уменьшительно-ласкательные формы) https://en.m.wikipedia.org/wiki/Middle_Mongol Some of the common suffixes are the following:[68] Denominal nouns -btur moderative, '-ish' -ci person who deals with X -du located in X -kan diminutive -ki belonging to X -kcin female animal Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 2 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 2 апреля, 2024 4 минуты назад, Zake сказал: Это уменьшит.-ласкательный суффикс -ган, который использовался в среднемонгольском языке, т.е. с его помощью формировалась диминутивы (уменьшительно-ласкательные формы) https://en.m.wikipedia.org/wiki/Middle_Mongol Some of the common suffixes are the following:[68] Denominal nouns -btur moderative, '-ish' -ci person who deals with X -du located in X -kan diminutive -ki belonging to X -kcin female animal хан,хон,хөн ..ласкательние суффиксы, но здесь "хан" -множественное число. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 2 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 2 апреля, 2024 В генеалогиях чоросов родоначальник Бөөхан - это может быть просто диминутивный вариант термина "шаман". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 2 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 2 апреля, 2024 1 минуту назад, Zake сказал: Поэтому Бөөхан - это может быть просто диминутивный вариант термина "шаман". Бөөхөн -в ласкательной форме. Бөө хан -шаман хан( царь) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 2 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 2 апреля, 2024 14 минут назад, Steppe Man сказал: Бөөхөн -в ласкательной форме. Бөө хан -шаман хан( царь) Нет, я думаю, что это именно шаман, а не хан, царь и т.д. Исследователи, которые связывают с генеалогией уйгуро-найманского Буку-хану обратили внимание только на дерево, а про сову-филина-пугача забыли, а эта птица также занимает центральное место в генеалогии. Более того само имя Улинтай (Уультай) Бадан тайши в генеалогиях выводят от филина ууль. Также не учли, что Бөөхан может быть ласкат. версией бөө. Ну и упомянутое дерево в генеалогии "кривое" или с "наростом" - это именно "шаманское" дерево (исхожу из фольклора алтайцев). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 4 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 4 апреля, 2024 В 02.04.2024 в 20:27, Steppe Man сказал: § 38. Bodončar alğinči haulĵu, dunda keeli tai eme-i bariĵu, “Yauĵin ķuun či?” keen hasaqba. Tere eme uķulerun: “ĵarčiut Adaŋqan-Uriyaŋqaĵin bi!” keeba. Перевод не правильный . Правильный перевод-Я служанка( зарц) из адайнхан( адай)-урянхайского племени. Мой покойный отец говорил и утверждал мне что "ĵarčiut Adaŋqan-Uriyaŋqaĵin bi!" - что обозначает как Я тот кто называющийся "жарчиут" уриайнхан. То есть если на тывинском то как було бы "(мэн) жарчиут аданган урианхайжин мэн" и что на русском где-то около "(я который) жарчиут(ом) назвавщийся уриайнхайжин" . Уважаю своего отца, он был учителем монгольского языка и литературы ... и мне не тягаться с ним никогда в моей жизни. Просто старшее поколение - они вникают в дело и имеют свое представление. А мы и наше поколение - есть Интернет (большое счастье) где можем найти всё и это прекрасно, удобно и быстро. Только надо разобраться, убедиться??? с найденным в Интернете ... но и но на это времени нету ... зачем мне тратить время чтобы проверить что то ... и далее кто мне платить за мои часы затраченные ... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 5 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2024 В 28.03.2024 в 21:26, Steppe Man сказал: Кучлук хан завоевал каракиданьев и заставил их называть себя найманами. Это отличие от найманов, которые перешли на сторону Чингисхана. Я считаю,что олет есть бывшие среднеазиатские каракидани. Так что вы ЭНХД есть потомок каракитай Елюй Даши.😂 Олеты - ветвь баргутов, никак не каракидани. Дети Баргу-Батора: 1) Олёодэ, 2) Буряадэ, 3) Хорёодэ Ветви баргутов: олеты, буряты, хори. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 5 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2024 В 02.04.2024 в 20:56, Zake сказал: Нет, я думаю, что это именно шаман, а не хан, царь и т.д. Исследователи, которые связывают с генеалогией уйгуро-найманского Буку-хану обратили внимание только на дерево, а про сову-филина-пугача забыли, а эта птица также занимает центральное место в генеалогии. Более того само имя Улинтай (Уультай) Бадан тайши в генеалогиях выводят от филина ууль. Также не учли, что Бөөхан может быть ласкат. версией бөө. Ну и упомянутое дерево в генеалогии "кривое" или с "наростом" - это именно "шаманское" дерево (исхожу из фольклора алтайцев). Скорее всего - да. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джагалбайлы Опубликовано 5 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2024 В 02.04.2024 в 17:40, Zake сказал: Это уменьшит.-ласкательный суффикс -ган, который использовался в среднемонгольском языке, т.е. с его помощью формировалась диминутивы Кажется наше ботақан, қошақан и др. можно посмотреть 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джагалбайлы Опубликовано 5 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2024 В 02.04.2024 в 17:44, Zake сказал: В генеалогиях чоросов родоначальник Бөөхан - это может быть просто диминутивный вариант термина "шаман". Как думаете, Карабура могли называть Карабуканом по этой логике? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 5 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2024 1 час назад, Джагалбайлы сказал: Кажется наше ботақан, қошақан и др. можно посмотреть Да, у нас этот диминутив "кен" -"кан" очень часто используется. Как я понял, у каракалпаков и кыргызов тоже. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 5 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2024 1 час назад, Джагалбайлы сказал: Как думаете, Карабура могли называть Карабуканом по этой логике? Не знаю. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 10 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 10 апреля, 2024 В 02.04.2024 в 20:40, Zake сказал: Это уменьшит.-ласкательный суффикс -ган, который использовался в среднемонгольском языке, т.е. с его помощью формировалась диминутивы (уменьшительно-ласкательные формы) https://en.m.wikipedia.org/wiki/Middle_Mongol Some of the common suffixes are the following:[68] Denominal nouns -btur moderative, '-ish' -ci person who deals with X -du located in X -kan diminutive -ki belonging to X -kcin female animal Нет. Есть суффикс уменьшительно ласкательный -хан, хэн, хон, хөн, и есть суфцикс множ.числа -хан, хэн, хон, хөн, и есть просто сложносоставное слово/имя с прибавлением слова хан. Имя Заке + хан = Закехан, Закехэн -> малютка Заке Заке + (и)н = Заке(и)н относящийся к Заке (ну вообщем Закейский), Заке(и)н + хан = Заке(и)нхан -> родня или семъя Заке. Закехан - хан Заке (хан князечка а не хаган или хаан). Если в слове есть буква "а" та трудно различать уменьшительно ласковое или "хан", нада разбираться по контектсу и др. Баатархан - это может быть богатыр малютка, и или Богатыр хан. Гөлөг = щенок гөлөгхөн = малюсенький щенок гөлөгийнхөн = родня/семъя щенка Гөлөгхан - хан щенок. Цэцэгхэн - цветочка маленькая Бороохон - дождичка И в слове адайнхан - как раз имеет смысл адай-евцы. Но я лично придерживаю "аданган" - называющийся. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 10 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 10 апреля, 2024 А насчёт -хан в казахских именах это просто привычка казахов щегольства если родится сын то он или кан или бай Например: Туганбай или Туганхан 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 10 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 10 апреля, 2024 37 минут назад, enhd сказал: А насчёт -хан в казахских именах это просто привычка казахов щегольства если родится сын то он или кан или бай Например: Туганбай или Туганхан Есть именно диминутивы бұзауқан, балақан, ботақан и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 10 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 10 апреля, 2024 1 час назад, Zake сказал: Есть именно диминутивы бұзауқан, балақан, ботақан и т.д. Ну и могут и быть. бұзауқан - бяруухан?, балақан - хөвүүхэн?, ботақан - ботгохон? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 11 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 11 апреля, 2024 В 30.03.2024 в 14:12, Zake сказал: Как имя предка чоросов Улинтай (Уультай) Бадан Тайши выводят от совы ууль-уули? Или это генитив ууль>уулин - "совиный"? Тогда возможный генитив от арга > аргаун-аргун-аргын? (На всякий случай напишу, что не подразумеваю какой-либо связи с каз. аргынами) @enhd ууль - уулин, арга - аргын генитив, т.е. уулин - "относящийся" к уул', аргын - "относящийся" к арга? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Скриптонит Опубликовано 11 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 11 апреля, 2024 В 10.04.2024 в 15:58, enhd сказал: А насчёт -хан в казахских именах это просто привычка казахов щегольства если родится сын то он или кан или бай Например: Туганбай или Туганхан Вы забыли -бек... У меня почти все семь поколений дедушек беки и баи: Төребек, Шарибек, Сарыбай и т.д. И соответственно моя тоже фамилия - Төребек 😂 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 13 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2024 В 29.03.2024 в 06:27, Zake сказал: Понятно, что Абақ может быть и "тюрьма", может быть и "обок", может быть и "дядя", может быть и "пугало", "оберег" абақы и т.д. Это все как пальцем в небо тыкать и играть в угадайку. Но как-то пытаться обьяснить мы должны. На каком основании уйсынский Абақ - это "дядя"? Почему именно "дядя" или "племянник", а не "овладеть", "захватить силой" или "захватить в плен"? Обьясните, почему уйсынский родоначальник Абак - это "дядька"? Есть версия что "абақ" связана с тамгой, но это может быть следствием, вторым "производным" от названия. Например у кипчаков тамга - два ножа, екі пышақ или кос пышақ, но мы то знаем что первоначальная этимология кипчак связана именно с полым деревом. Вы специально пропустили мимо ушей, в каком контексте использовалось "авах" в монгольских исторических текстах ("овладеть", "захватить силой" или "захватить в плен")? Я же привел конкретные примеры от Скрынниковой Т.Д. https://eurasica.ru/forums/topic/4339-вопросы-монголам/?do=findComment&comment=467248 Теперь еще раз обратите внимание, как обьясняется название Баарин -Бааридай в ССМ: The Secret History of the Mongols: A Mongolian Epic Chronicle of the Thirteenth Century Igor de Rachewiltz The Australian National University Стр. 7 39 The five brothers together robbed those people, and in this way got enough livestock, people to serve them, and a place to live. 41 That woman also gave birth to a son by Bodončar. Since she was a captured woman, her son was named Ba’aridai. He was the ancestor of the Ba’arin. (Bari- means ‘to seize, capture, abduct’ – another example of popular etymology to explain a clan name) -------------------------------------- У Игорь де Рахевильц приводится этимология названия Бааридай-Баарин от монгольского "bari"- "to seize, capture, abduct", ("захватывать", "овладевать"), так как предок бааринов согласно генеалогии был рожден женщиной, захваченной в плен. Как выяснили в этой теме, авах-авх-абаха-абху-abqu также использовался в монг. исторических текстах в значениях "to seize, to grab" и т.д. - "овладеть", "захватить силой" или "захватить в плен". Но при этом нужно обратить внимание на самое главное. Дело ведь не только в том, что мать Бааридая была "пленницой" (это же буквальная трактовка одного предложения, а надо смотреть на весь контекст). Можно выразиться по иному - племя матери родоначальника Баарин попало в зависимость от народа Бодончара. Т.е. являлись зависимыми, крепостными, подданными, подвластными, не имевшими самостоятельной политической воли. Правда, я не уверен, уловили ли вы все эти нюансы. Почему казахские уйсыны связаны именно с бааринами ( баарино-адаркино-чоносский микс Хорчи Усуна) я писал много. Также известно, что широко использовались синонимичные, двойные и даже тройные названия. И как правило подбирались синонимичные, близкие по семантике названия, т.е. никакой рандомности. Например, такие названия как аригут, бэйлуут, чаган имели отношение к одному конкретному татарскому племени. Подробнее здесь https://eurasica.ru/forums/topic/6412-этимология-и-семантика-названий-алшынских-племен-что-означало-в-свое-время-алимулы-жаманак-шекти-и-тд/?do=findComment&comment=465190 По совокупности причин думаю, что уйсынский родоначальник Абақ - это все таки Баарин-Бааридай. Даже если все это не так и я ошибаюсь, то другие связи каз.уйсынов с бааринами старца Усуна (баарино-адаркино-чоносский микс) остаются. Касательно казахского абақ - "ядро невода", "тюрьма" и т.д. в свете сообщения ув Акб сделаю поправку. https://eurasica.ru/forums/topic/3353-монгольские-казахи/?do=findComment&comment=467627 Монгольское абху-абах-авах (брать, получать, овладевать), казахское абақ, абақты (тюрьма и т.д.), древнетюркское аб-ав-ау (охота, невод) генетически связаны между собой, ибо замкнутый, контролируемый периметр/загон ав-аб-аба-абақ как раз и ассоциировался с процессом добычи зверя (получения, захвата, овладевания) во время облавной охоты. То же самое касается и рыбы, пойманной в сеть, невод и т.д. Поэтому в казахском языке есть и такие значения абақ, абақты как қыспақ, азап, қиын-кыстау и т.д. - "в тисках", "в лишениях" и т.д. По сути тюрьма - это и есть замкнутый контролируемый периметр, или "тиски", "неволя" и т.д. В этой теме писалось, что название Бааридай-Баарин связано с монгольским "bari"- "to seize, capture, abduct", ("захватывать", "овладевать"), так как предок бааринов согласно генеалогии был рожден женщиной, захваченной в плен. Или можно сказать, что она была представителем племени, которое попало в зависимость от племени Бодончара. Термин алман/албан-албат в контексте "объект", т.е. в значениях "облагаемый данью, повинностью" или "подданный, подвластный, зависимый, крепостной" тоже подходит к низкому, "подчиненному" статусу племени матери родоначальника Баарин. В позднем калмыцком фольклоре, зафиксированном Г.С. Лыткиным, мать родоначальника Баарин названа Будан (не важно, это имя, прозвание или эпитет и т. д.). Согласно ДТС "бодан" означает в целом "подданные", "народ", а в казахском языке более конкретное значение - "покоренный", подчиненный", "зависимый" народ. Таким образом, термины Баари-Абақ-Бодан-Албан/Албат характеризовали "подчиненный", "подконтрольный" статус племени матери родоначальника племени баарин. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 13 апреля, 2024 В 30.03.2024 в 09:57, Zake сказал: По аналогии с ёс-ёс(н ) и т.д. гипотетически допустимо что в далеком прошлом могли арга использовать и как арга(н)? Аналогично қосын - қосақ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Скриптонит Опубликовано 15 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2024 @Steppe Man, @enhd А -чар это монголизм в казахском? "Қыздан туған баланы қазақ – Жиен деген. Жиеннің баласы – Жиеншар. Жиеншардың баласы – Дегеншар. Дегеншардың баласы – Көгеншар, Көгеншардың баласы – Көбеңшар, Көбеңшардың баласы – Тебеншар, Тебеншардың баласы – «Өлеңшар» деп аталады екен. Халқымыз жиенді осылайша жеті атаға дейін таратқан. Сегізінші ұрпағын «қаймана» дейді.." https://vk.com/wall422730561_12755 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Скриптонит Опубликовано 15 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2024 Казахи любят петь про своих нағашы... Интересно про кого? Про ойратских или монгольских? 😂 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 19 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 19 апреля, 2024 В 16.04.2024 в 04:48, Скриптонит сказал: Казахи любят петь про своих нағашы... Интересно про кого? Про ойратских или монгольских? 😂 Разве не кыпчакских? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Скриптонит Опубликовано 21 апреля, 2024 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2024 В 19.04.2024 в 08:55, buba-suba сказал: Разве не кыпчакских? Тут сложнее чем кажется «В древности это государство было страною Кыпчаков, но когда им завладели Татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они (Татары) смешались с ними (Кыпчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (Татар) и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного (с ними) рода, от того, что Монголы (и Татары) поселились на земле Кыпчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в землях их (Кыпчаков)». Цитата После этого мы въехали в землю Кангитов, в которой в очень многих местах ощущается сильная скудость в воде, даже и население ее немногочисленно из-за недостатка в воде. Поэтому люди князя Русского, Ярослава, ехавшие к нему, в татарскую землю, в большом количестве умерли в этой пустыне. В этой земле, а также в Комании, мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащие на земле подобно навозу; через эту землю мы ехали, начиная с восьмого дня после Пасхи и почти до Вознесения 185. Господа Нашего. Эти люди были язычники, и как Команы, так и Кангиты не обрабатывали земли, а питались только скотом; они не строили также домов, а помещались в шатрах. Их также истребили Татары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены ими в рабов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться