АксКерБорж Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 В 04.11.2021 в 23:48, Nurbek сказал: В продолжении темы, но надеюсь уже без участия Bilig, хотелось бы добавить свое личное наблюдение из словаря Кашгари: На мой казахский слух это йайа как-то трудно ложится. Для меня более естественно звучит казахское ЖАЯ. Но даже если было бы ДЖАЯ, ЧАЯ или САЯ это выглядит естественней чем ЙАЙА. Как вы считаете? В монгольских соцсетях наткнулся на такое фото: Подпись: "Яая. Ийм утсан адууны мах идэсн гоё байна". Что переводится как: "Жая, копченую конину приятно кушать". Интересно, "яая" - это монгольское название? А если нет, то из какого йокающего тюркского языка оно взято? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 16 часов назад, boranbai_bi сказал: а какая собственно разница? документально зафиксирован кипчакский язык, который является предком казахского. Если кто-то покажет, что среднемонгольские документы ближе к казахскому чем кодекс куманикус, тогда я признаю что не прав. Кипчакскому й/ж - оканье не помеха же)). Если местные йокали, то консенсус может быть в том, что жоканье близкого, кипчакского по структуре, языка "пришлых авторитетов" возобладало. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 5 часов назад, АксКерБорж сказал: Интересно, "яая" - это монгольское название? В тувинском чаяа. Значит у монголов это заимствование. Может быть напрямую из караханидского взяли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 19 часов назад, boranbai_bi сказал: я еще хотел дописать, что скорее всего это была не одномоментная перемена, сначала говорили на среднемонгольском, потом дети были двуязычными, внуки преимущественно говорили на кипчакском, а уже через сто-двести лет говорили на одном языке. Культура монголов сильно отличается от казахской. Казахи например любят кушать конину, что сближает нас скорее с хунну чем с монголами. Монголы традиционно едят сурчатину, у казахов такой традиции нет. Монголы одеваются по другому. Ну и много чего. Тут в этом вопросе больше АКБ разбирается Под монголами я здесь имею в виду всех монголов, а не только халха. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 Так же могу привести отрывок из книги моего земляка Потанина, где он подробно описывает быт монголов и казахов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 5 часов назад, АксКерБорж сказал: В монгольских соцсетях наткнулся на такое фото: Ваши фото у меня не отображаются. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 5 часов назад, АксКерБорж сказал: "Яая. Ийм утсан адууны мах идэсн гоё байна". Можете вкратце перечислить основные отличия между казахами и монголами? Ну или можно не вкратце. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 21 hours ago, Nurbek said: Или взять слово таусыл - кончаться, истощаться, сохнуть, чахнуть, иссякать, исчерпываться. Я его нашел только в карачаево-балкарском в виде тауусул. Слово не найдено в тувинском, якутском, кыргызском, татарском, башкирском и т.д. Опять же может плохо искал, так как пользовался онлайн словарями. Это просто монголизм в казахском от слова "дуусал" которое на классик-монгольском пишется как "дагусул" (или можно читать как тагусул, потому что "т" и "д" не различается по написанив) дуусал - конец, окончание, иссякать и т.п. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 1 час назад, Nurbek сказал: Культура монголов сильно отличается от казахской. Казахи например любят кушать конину, что сближает нас скорее с хунну чем с монголами. Монголы традиционно едят сурчатину, у казахов такой традиции нет. Монголы одеваются по другому. Ну и много чего. Тут в этом вопросе больше АКБ разбирается Под монголами я здесь имею в виду всех монголов, а не только халха. Буряты тоже любят конину... как и наши предки Сурчатина - деликатес, в КЗ не водится... откуда у них любовь к отсуствующему... Во франции есть лягушки... но не у всех это деликатес... А у нас есть МЯСО... конина в том числе... Куда уж там лягухам... 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 15 минут назад, buba-suba сказал: Буряты тоже любят конину... как и наши предки думаю это скорее исключение чем правило. 15 минут назад, buba-suba сказал: Сурчатина - деликатес, в КЗ не водится... откуда у них любовь к отсуствующему... Из статьи в вики: Байба́к, или бабак[1], или обыкновенный (степной) сурок[2] (лат. Marmota bobak), — грызун рода сурков, обитатель целинных степей Евразии. В прошлом байбак был широко распространён по степной и отчасти лесостепной зоне от Венгрии до Иртыша (в Крыму и Предкавказье отсутствовал, но в настоящее время байбак наблюдается в степной части Крыма, на полуострове Тарханкут), но под влиянием распашки целинных земель исчез почти повсюду, сохранившись лишь по участкам нетронутой целины на Дону, в Среднем Поволжье, южном Приуралье и в Казахстане. Сейчас байбак обитает в Ростовской, Волгоградской области, Белгородской, Воронежской (Каменная степь между рр. Битюг и Хопёр, Богучарский, Кантемировский и Россошанский районы), Курской области, Самарской области, на северо-востоке Саратовской, на юге Ульяновской и Нижегородской областей, а также в Чувашии, Татарстане и Башкортостане. На территории Украины встречается в нескольких обособленных очагах в Луганской, Сумской (Роменский р-н), Харьковской и Запорожской области. За Уралом и на Северном Казахстане его ареал менее фрагментирован; здесь байбак встречается от р. Урал до Иртыша: в Оренбургской и Челябинской областях, на юге Омской области России, в северной части Западно-Казахстанской, северной части Актюбинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, на севере Карагандинской и в Восточно-Казахстанской области Казахстана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 1 час назад, enhd сказал: Это просто монголизм в казахском от слова "дуусал" которое на классик-монгольском пишется как "дагусул" (или можно читать как тагусул, потому что "т" и "д" не различается по написанив) дуусал - конец, окончание, иссякать и т.п. у вас чуть что сразу монголизм. В карачаево-балкарском тоже монголизм? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 48 минут назад, Nurbek сказал: у вас чуть что сразу монголизм. Так он же маньчжуровед-монголовед, вот и отрабатывает пайку. 1 час назад, buba-suba сказал: Сурчатина - деликатес, в КЗ не водится... откуда у них любовь к отсуствующему... Полным полно, по крайней мере в нашем Степном крае. На них охотятся русские разными способами. Казахи к ним равнодушны как и к свинине. 1 час назад, buba-suba сказал: Буряты тоже любят конину... Это отличает вас от халха, калмыков и других, но сближает вас с тюрками, допустим, с вашими историческими соседями, конеедами сахалар. 2 часа назад, Nurbek сказал: Можете вкратце перечислить основные отличия между казахами и монголами? Ну или можно не вкратце. Вы найдете их в разных моих темах в разных разделах форума. На вскидку - по юртам/гэрам, нац. костюмам, обычаям и традициям, в коневодстве, скотоводстве, терминологии, охоте и рыбалке, кухне, мясоедстве и т.д. и т.п. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 15 минут назад, АксКерБорж сказал: Вы найдете их в разных моих темах в разных разделах форума. На вскидку - по юртам/гэрам, нац. костюмам, обычаям и традициям, в коневодстве, скотоводстве, терминологии, охоте и рыбалке, кухне и т.д. и т.п. Вы, в своё время, очень большое внимание заострили на телегах. Ибо телеги - хребет, основа кочевой культуры. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 2 минуты назад, Zake сказал: Вы, в своё время, очень большое внимание заострили на телегах. Ибо телеги - хребет, основа кочевой культуры. Про телеги и конскую упряжь тоже, ув. Zake. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 2 часа назад, Nurbek сказал: Культура монголов сильно отличается от казахской. Казахи например любят кушать конину, что сближает нас скорее с хунну чем с монголами. Монголы традиционно едят сурчатину, у казахов такой традиции нет. Монголы одеваются по другому. Ну и много чего. Тут в этом вопросе больше АКБ разбирается Внешне, на поверхностный взгляд для неосведомленного человека, то да, покажется 100%-ная идентичность казахской (например) и монгольской культуры. Но если вникать в детали в разных сферах жизни, то обнаружатся принципиальные различия и противоречия, что на мой взгляд свидетельствует о разном изначальном происхождении, о различной географическо-ландшафтной прародине и изначальном хозяйственном укладе. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 6 минут назад, АксКерБорж сказал: Про телеги и конскую упряжь тоже, ув. Zake. Мне кажется это важнее, нежели перестать охотиться с ловчими птицами. Это красноречиво говорит о том, что они вообще далеки были от запрягания телег. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 7 минут назад, Zake сказал: Мне кажется это важнее, нежели перестать охотиться с ловчими птицами. Это красноречиво говорит о том, что они вообще далеки были от запрягания телег. Повозки у них были и есть, но только воловьи, сарлачьи. Причем по конструкции очень характерные. Кстати есть тема про это, там я пытался все описать и рассмотреть детали. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 11 часов назад, АксКерБорж сказал: Повозки у них были и есть, но только воловьи, сарлачьи. Причем по конструкции очень характерные. Кстати есть тема про это, там я пытался все описать и рассмотреть детали. Я имею в виду способ, метод запрягания лошадей. Лошади, волы, верблюды, слоны, да хоть динозавры - всё это вторично. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 15 часов назад, АксКерБорж сказал: Повозки у них были и есть, но только воловьи, сарлачьи. Причем по конструкции очень характерные. Кстати есть тема про это, там я пытался все описать и рассмотреть детали. Вот эта характерность может показывать, какое они имеют отношение к номадам в ракурсе " предки-потомки"? Даже если лошади слабые, то можно же было использовать двойки,тройки как вы писали? Зачем всё тащить с помощью поперечного бревна? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 15 часов назад, Zake сказал: Вот эта характерность показывает какое они имеют отношение к номадам в ракурсе " предки-потомки"... Я не имею в виду калмаков и бурятов. Судя по материалам это именно (халха) Монголия, кроме западн. регионов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 2 hours ago, Nurbek said: у вас чуть что сразу монголизм. В карачаево-балкарском тоже монголизм? Да, скорее всего так в карачаево-балкарском тоже монголизм. В тувинском это слово будет "дооза(р)" - тоже монголизм, от слова "дуус-". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 6 hours ago, s_kair said: Кипчакскому й/ж - оканье не помеха же)). Если местные йокали, то консенсус может быть в том, что жоканье близкого, кипчакского по структуре, языка "пришлых авторитетов" возобладало. в целом думаю возможно, что кто то из найманов и говорил на восточном диалекте кипчакского, но беда с тем, что никаких доказательств за и против этому нет. все документы на среднемонгольском, чагатайском, персидском и кипчакском (кодекс куманикус и словари армян) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 4 hours ago, Nurbek said: Культура монголов сильно отличается от казахской. Казахи например любят кушать конину, что сближает нас скорее с хунну чем с монголами. Монголы традиционно едят сурчатину, у казахов такой традиции нет. Монголы одеваются по другому. Ну и много чего. Тут в этом вопросе больше АКБ разбирается Под монголами я здесь имею в виду всех монголов, а не только халха. я не буду спорить в чём я не разбираюсь. но я не очень понимаю людей, которые считают, что культура передаётся по Y или X хромосоме. сейчас мы, например, одеваем европейскую одежду, едим шаурму и слушаем хип-хоп. это же ничего не говорит о том как жили наши предки 150 лет назад. возможно казахи поменялись, возможно приняли много чего из кипчакской, среднеазиатской культуры, возможно наоборот поменялись монголоязычные народы. вариантов много. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 11 hours ago, АксКерБорж said: Все особо не вдумываясь повторяют это объяснение. Но давайте представим себе как это может быть в реальности? Это же нонсенс, чтобы монгольские мужчины (если считать их монголами, предками бурятов, калмыков и халха, пришедшими из далекой Халхи и Забайкалья)) бросив своих жен на родине переженились в Казахстане на кыпчачках, потом, не желая платить алименты скотом возвратились к своим бывшим женам, те их прощают за пригнанный из Дешт-Кыпчака скот. А детишки у кыпчацких матерей-одиночек получают от местного султанчика пособия по потере кормильца и по наставлению своих мамок решают сохранить родо-племенные этнонимы нерадивых папашек, в которых кыпчачки были влюблены по уши, но язык детишки знают только один обучаясь по Букварю Кодексу Куманикусу. Ах да, чуть не забыл, кроме этнонимов преданные своим беглым папкам дети сохранили еще на память о них джоканье, мамки сперва возмущались, потому что они йокали, но потом и сами перешли на язык своих чад. Но это же, господа, уже даже не какое-то безобидное форумное "Кыпшаковедение" с "Анатиливедением", а это уже "Мамковедение". насчёт того,что это монгольские мужчины и предки халха и.т.д., нет, это наши предки, которые остались на этой земле со своим сюзереном Джучи, т.е. к нынешним халха, бурятам и ойратам они не имеют отношения, если не считать их кузенами в 30-м поколении. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 6 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2021 16 минут назад, boranbai_bi сказал: я не буду спорить в чём я не разбираюсь. но я не очень понимаю людей, которые считают, что культура передаётся по Y или X хромосоме. сейчас мы, например, одеваем европейскую одежду, едим шаурму и слушаем хип-хоп. это же ничего не говорит о том как жили наши предки 150 лет назад. возможно казахи поменялись, возможно приняли много чего из кипчакской, среднеазиатской культуры, возможно наоборот поменялись монголоязычные народы. вариантов много. Нурбек не говорит про времена шаурмы и хип-хопа, когда всё радикально поменялось. Он говорит про ту эпоху, когда казахи были еще кочевниками и жили в патриарх. среде. Поэтому он и написал про сведения Потанина и т.д. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться