Чече-Баатыр Опубликовано 20 сентября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 сентября, 2023 В 19.09.2023 в 06:48, Алтай калык сказал: Ведь по ДНК исследованиям большинство Хунну - R1a. С3 - как сопутствующий элемент. В некоторых исследованиях просто пишут: обнаружены R1a1, С3, N1 и т.д., не указывая в процентном отношении их пропорции. Отсюда и допущения, что хунны это С3, и даже, что С3 это мажорная гаплогруппа. Разве не так? По китайским летописям потомки хунну - теле. Ну а теле это алтайцы, телеуты, сибирские татары, шорцы, часть тувинцнв и хакасов и т.д. И теле - тюрки (тӧлӧс и тодош). Хотя и прошло 1500 лет, но вот мы и до сих пор есть и с теми же родами. Это где сказано,что у хунну доминировал R1a? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 20 сентября, 2023 Автор Поделиться Опубликовано 20 сентября, 2023 5 часов назад, Алтай калык сказал: Карта киргизского каганата. Посреди написано: асы. Там же река Ача и в соседнем Красноярском крае. Так же города Ачинск и Искитим, в честь народа там жившего. Алтайцы: терт ас, јети ас, байлагас, мунду ас, тӧлӧ ас. Кыргызы: кырк ас, т ас, муҥдус, тӧлӧс и т.д. Гаплогруппы одни и теже. Алтайцы прямые потомки скифов (ас-кижи), по результатам ДНК исследований. Самоназвание, гены, территория, название местностей, культура и этнография. Я просто теояюсь. Что ещё нужно для того, что б просто признать нас Асами? Я не спорю насчет асов. Возможно это так. Нужны исследования профессиональных историков. Насчет скифов, то они стали таковыми в степях Казахстана, самоназвание которых было Сак. И далее через Казахстан они ушли в причерноморье. Имя Сак это алтаизм, не связан с индоевропейским языком. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 20 сентября, 2023 Поделиться Опубликовано 20 сентября, 2023 6 hours ago, Алтай калык said: Карта киргизского каганата. Посреди написано: асы. Там же река Ача и в соседнем Красноярском крае. Так же города Ачинск и Искитим, в честь народа там жившего. Алтайцы: терт ас, јети ас, байлагас, мунду ас, тӧлӧ ас. Кыргызы: кырк ас, т ас, муҥдус, тӧлӧс и т.д. Гаплогруппы одни и теже. Алтайцы прямые потомки скифов (ас-кижи), по результатам ДНК исследований. Самоназвание, гены, территория, название местностей, культура и этнография. Я просто теояюсь. Что ещё нужно для того, что б просто признать нас Асами? Окончание с -суффикс множественого числа в индоевропейских и монгольских языках. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 21 сентября, 2023 Автор Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2023 13 часов назад, Steppe Man сказал: Окончание с -суффикс множественого числа в индоевропейских и монгольских языках. Окончание -ас в тюркских языках (казахский) означает принадлежность к какому либо сообществу. Ауылдас - односельчанин, класстас - одноклассник, тумалас - родственник. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 21 сентября, 2023 Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2023 2 часа назад, Bas1 сказал: Окончание -ас в тюркских языках (казахский) означает принадлежность к какому либо сообществу. Ауылдас - односельчанин, класстас - одноклассник, тумалас - родственник. ))) прям как в царской России. Пойдем - с. Но я читал, что у тюрок название племени заканчиваются на - с. В то время я это запомнил, но никак не мог понять. Только сейчас мне стало понятно. Тюрки это асы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 21 сентября, 2023 Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2023 15 часов назад, Steppe Man сказал: Окончание с -суффикс множественого числа в индоевропейских и монгольских языках. Очень рад за монголов. У тюрков это название ас-кижи. Асер. (Азер) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 21 сентября, 2023 Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2023 В 19.09.2023 в 07:48, Алтай калык сказал: Ведь по ДНК исследованиям большинство Хунну - R1a. С3 - как сопутствующий элемент. В некоторых исследованиях просто пишут: обнаружены R1a1, С3, N1 и т.д., не указывая в процентном отношении их пропорции. Отсюда и допущения, что хунны это С3, и даже, что С3 это мажорная гаплогруппа. Разве не так? По китайским летописям потомки хунну - теле. Ну а теле это алтайцы, телеуты, сибирские татары, шорцы, часть тувинцнв и хакасов и т.д. И теле - тюрки (тӧлӧс и тодош). Хотя и прошло 1500 лет, но вот мы и до сих пор есть и с теми же родами. Ваша ошибка в том что Вы считаете племя тӧлӧс=род Ашина. Это разные вещи, волею случая оказавшиеся в одно время примерно в одном месте (близкие соседи) или работающие на выплавке совместно. Хунну - империя из народов R1, N1, C2 и др., это не единое однородное племя. А в одной империи обычно за власть борятся представители одного правящего рода. Типа как Огуз и Кара-хан, потомки Татар-хана и Могул-хана, потомки Джучи, Угедэя, Чагатая и Толуя... имеющие право Верховной власти, к которым могут примкнуть народы. И с большой вероятностью можно предполагать что правящий род империи хунну был из сяньби, то есть С2. Тем более что ЧХ считал монголов потомками шаньюя Модэ. Не хунну в общем, а именно Модэ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 22 сентября, 2023 Поделиться Опубликовано 22 сентября, 2023 В 21.09.2023 в 11:00, Bas1 сказал: Окончание -ас в тюркских языках (казахский) означает принадлежность к какому либо сообществу. Ауылдас - односельчанин, класстас - одноклассник, тумалас - родственник. Не совсем так. Суффикс -с означает совместность проводимого действия. Тасы - неси. Тасыс - помогай носить. Күре - загребай Күрес - борись (загребай оппонента) Айт - говори Айтыс - соревнуйся в красноречии Ауылдас - тот кто вместе с тобой живёт в ауле Класстас - тот кто вместе с тобой учится в классе и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 22 сентября, 2023 Автор Поделиться Опубликовано 22 сентября, 2023 5 часов назад, Nurbek сказал: Не совсем так. Суффикс -с означает совместность проводимого действия. Тасы - неси. Тасыс - помогай носить. Күре - загребай Күрес - борись (загребай оппонента) Айт - говори Айтыс - соревнуйся в красноречии Ауылдас - тот кто вместе с тобой живёт в ауле Класстас - тот кто вместе с тобой учится в классе и т.д. Окончание - ас в существительном, имеющее отношение к сообществу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 24 сентября, 2023 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2023 В 22.09.2023 в 00:18, buba-suba сказал: Ваша ошибка в том что Вы считаете племя тӧлӧс=род Ашина. Это разные вещи, волею случая оказавшиеся в одно время примерно в одном месте (близкие соседи) или работающие на выплавке совместно. Хунну - империя из народов R1, N1, C2 и др., это не единое однородное племя. А в одной империи обычно за власть борятся представители одного правящего рода. Типа как Огуз и Кара-хан, потомки Татар-хана и Могул-хана, потомки Джучи, Угедэя, Чагатая и Толуя... имеющие право Верховной власти, к которым могут примкнуть народы. И с большой вероятностью можно предполагать что правящий род империи хунну был из сяньби, то есть С2. Тем более что ЧХ считал монголов потомками шаньюя Модэ. Не хунну в общем, а именно Модэ. С большей вероятностью, может быть, скорее всего. Этим всё сказано. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 24 сентября, 2023 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2023 В 22.09.2023 в 18:28, Nurbek сказал: Не совсем так. Суффикс -с означает совместность проводимого действия. Тасы - неси. Тасыс - помогай носить. Күре - загребай Күрес - борись (загребай оппонента) Айт - говори Айтыс - соревнуйся в красноречии Ауылдас - тот кто вместе с тобой живёт в ауле Класстас - тот кто вместе с тобой учится в классе и т.д. При чем тут это? Речь идет об народе Ас. Они есть у большинства тюркских народов, да практически у всех. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 24 сентября, 2023 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2023 В 22.09.2023 в 18:28, Nurbek сказал: Не совсем так. Суффикс -с означает совместность проводимого действия. Тасы - неси. Тасыс - помогай носить. Күре - загребай Күрес - борись (загребай оппонента) Айт - говори Айтыс - соревнуйся в красноречии Ауылдас - тот кто вместе с тобой живёт в ауле Класстас - тот кто вместе с тобой учится в классе и т.д. А т.к. тюркский язык это алтайский язык, то у нас: тажы, тажыш, кӱре, кӱреш, айт, айдыш, айылдаш (гостить), а классташ мы не говорим. У Вас всего лишь диалект алтайского языка. И к окончанию родов с окончанием -с, Ваше объяснение отношение не имеет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 24 сентября, 2023 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2023 6 часов назад, Алтай калык сказал: А т.к. тюркский язык это алтайский язык, то у нас: тажы, тажыш, кӱре, кӱреш, айт, айдыш, айылдаш (гостить), а классташ мы не говорим. У Вас всего лишь диалект алтайского языка. И к окончанию родов с окончанием -с, Ваше объяснение отношение не имеет. все тюрки произошли от алтай калык Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 24 сентября, 2023 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2023 6 часов назад, Jagalbay сказал: все тюрки произошли от алтай калык Как бы да. Только тюрки не произошли от алтай калык, а от тюрков произошёл алтай калык, которые до сих пор имеют два рода тӧлӧс и тодош (правые и левые части тюрков, сформированные из этих родов). И языковую семью назвали алтайским, а не французским, к примеру. И турки имеют город Алтай, наверное, из-за танка с таким именем. И армяне всё время отправляют огузов на Алтай пасти овец, наверное от того, что им понравилось незнакомое слово Алтай, а Туркменистан не осень понравилось. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Скриптонит Опубликовано 9 октября, 2023 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2023 @Steppe Man Вы считали Адайцев бывшими лесными тувинцами? Один тувинец пишет, что Адайцы это тувинцы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 9 октября, 2023 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2023 1 hour ago, Скриптонит said: @Steppe Man Вы считали Адайцев бывшими лесными тувинцами? Один тувинец пишет, что Адайцы это тувинцы Что удивительного в этом ? Джамуха и Хорчи нойон по матерински адайцы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 9 октября, 2023 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2023 По моему даже маньчжурский Нурхаци- адаец... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat Monkeuly Опубликовано 18 декабря, 2023 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2023 Вышла моя статья по алшинам. Критикую версию о ногайском происхождении https://www.academia.edu/111693148/Каратаев_А_А_Касательно_версии_о_ногайском_происхождении_племени_Алшин_ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 12 июля, 2024 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2024 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано 18 февраля Поделиться Опубликовано 18 февраля Адайцы оказывается моряками были , пиратством занимались https://azh.kz/ru/news/view/112247 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано Понедельник в 11:11 Поделиться Опубликовано Понедельник в 11:11 Сабитов Ж., Каратаев А., Толегенулы Б. Представители казахских племен в эпосе «Манас» // Asian Journal “Steppe Panorama”. 2025. Т. 12. № 4. С. 946–959. https://www.academia.edu/143726744/Сабитов_Ж_Каратаев_А_Толегенулы_Б_Представители_казахских_племен_в_эпосе_Манас_Asian_Journal_Steppe_Panorama_2025_Т_12_4_С_946_959 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 17 часов назад Автор Поделиться Опубликовано 17 часов назад Цитата 3.2. Атай из племени Алчын из эпоса «Манас» (Манас V, 2006: 356), по нашему мнению, является Адаем – предком казахского рода Адай из племени Алшин ветви Байулы. Учитывая, что некоторые казахские родоплеменные названия произносятся на кыргызском иначе можем утверждать, что кыргызское имя Атай звучит как Адай на казахском. К примеру, у Алшинов ветви Алимулы есть предок по имени Дойт, такой же этноним имеется у кыргызов, и звучит как Тёйт. Согласно шежире Адай является сыном Елтая, сына Кыдырходжи (Усенбаев, 2003). Следовательно, мы видим, что они являлись ближайшими родственниками и жили под властью Тохтамыш хана в последней четверти XIV в., и являлись союзниками батыра Манаса. Также мы имеем два фольклорных источника, позволяющие нам уточнить время и обстоятельства жизни алшина Адая. Это часть эпоса о кара-кыпчакском батыре Кобланды, именуемая «Победа Кобланды над Тамерланом», приведенная кара-кыпчаком Мергенбаем жырау (Бабалар сөзі. Т.38., 2006). В произведении Адай указан как Ер Адай, сын Естимеса. Естимес указан как глава пастухов Токтарбая, отца Кобланды. Ер Адай участвует в войне Кобланды батыра с эмиром Тимуром, после победы над которым пленил его дочь. Нас в данном контексте интересует лишь то, что Адай указан как современник Кобланды батыра. Как ранее уже было указано Кобланды являлся современником Тохтамыш хана и аргына Темирходжи (Акжол бия) из «Маджму ат таварих», поэтому упоминание Адая в эпосе «Кобланды батыр» также Asian Journal “Steppe Panorama” 2025. 12 (4) 955 свидетельствует о том, что он жил в эпоху Тохтамыш хана и Тамерлана, как и сведения из эпоса «Манас». Алшин Адай бий указан в шежире племени Найман как сват Наймана (Ибадатов, 2014: 27). Аксулу – дочь Адая являлась женой Токмака – сына Аксопы. Найман получил религиозное образование в Бухаре, и поэтому его именовали Аксопы, т.е. «белый суфий», что указывает на близость генеалогического первопредка найманов к суфийским тарикатам. Ак-суфи найман известен во времена шибанида Абу-л-хайр хана как один из беков, поднявших его ханом в 1430 г., но далее он не упоминается (Маслюженко, 2015: 56). Возможно, в 1430 г. он был уже в довольно почтенном возрасте, и поэтому не упоминается в последующих событиях. Тот факт, что найман Ак-суфи бек и алшин Адай бий были сватами и современниками, подтверждает выводы из вышеприведенных источников, что Адай жил в конце XIV – начале XV в.в. Потомки Адая на данный момент по большей части живут в западном Казахстане, тогда как сам Адай жил на юге нынешнего Казахстана. Это подтверждается преданиями о «Мұңал ошағы» – «очаге Мунала». Адай прожив 115 лет, уходит из жизни в доме своего младшего внука – Мунала, сына Келимберды. Этот дом, став после этого особенным для адаев, получил название «очаг Мунала» (Усенбаев, 2003: 84), и очаг этот расположен на склоне горы Казыгурт, в Таласском Алатау (Абылай-хан, 2013: 74). Это косвенно подтверждает тот факт, что алшин Адай жил недалеко от границ Могулистана, где и происходили основные события эпоса «Манас», а также летописи «Маджму ат-таварих». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться