Джагалбайлы Опубликовано 22 апреля Поделиться Опубликовано 22 апреля Казахские учёные нашли новые данные о генеалогическом древе Джучи Хана Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 22 апреля Поделиться Опубликовано 22 апреля В 13.04.2024 в 15:29, asan-kaygy сказал: Насколько я помню из тюркских языков все шло, не из монгольского Если более детально изучать и подходить то как раз из монгольского языка заимствование преобладает. Мы тюрки скорее всего лесные охотники нежели степные животноводы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 22 апреля Поделиться Опубликовано 22 апреля 2 часа назад, enhd сказал: Если более детально изучать и подходить то как раз из монгольского языка заимствование преобладает. Мы тюрки скорее всего лесные охотники нежели степные животноводы. нет, монголы подтверждают, что лексика связанная с лошадьми, заимствована у тюрков 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 22 апреля Поделиться Опубликовано 22 апреля ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В СОСТАВЕ НАЗВАНИЙ ТРАНСПОРТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКОТА В МОНГОЛЬСКИХ ЯЗЫКАХ В. И. Рассадин (V. Rassadin) , Л. Болд (L. Bold) Спойлер 1 доктор филологических наук, профессор кафедры калмыцкого языка и монголистики, директор Научного центра монголоведных и алтаистических исследований Калмыцкого государственного университета (Ph. D. of Philology, Professor of the Chair of Kalmyk and Mongolian Languages, Head of the Scientifi c Center for Mongolian and Altaic Studies at Kalmyk State University). E-mail: rassadin17@mail.ru. 2 академик АН Монголии, директор Института языка и литературы Академии наук Монголии (Academician of the Academy of Sciences of Mongolia, Head of the Institute of Language and Literature of the Mongolian Academy of Sciences). E-mail: b.khaliunaa@yahoo.com. В данной статье речь идет о тюрко-монгольских лексических параллелях, имеющихся в пласте лексики монгольских языков, касающемся использования домашних животных в транспортных целях. Рассматриваются термины, касающиеся лошадей и верблюдов, используемых для езды верхом и перевозки грузов на телеге и во вьюках. Этимологический анализ выявленных тюрко-монгольских параллелей показал их тюркское происхождение, что явилось свидетельством древних контактов монгольских племен с тюркскими и тюркского влияния на них. Ключевые слова: тюрко-монгольские лексические параллели, транспортные животные, лошадь, верблюд, верховые сёдла, вьючные сёдла, детские сёдла, телега, оглобля, верблюжье вьючное седло, древние тюрко-монгольские контакты, древние тюрко-монгольские культурные контакты. Актуальность данной статьи определяется необходимостью решения проблемы существования тюрко-монгольской лексической общности в контексте тюрко-монгольского гипотетического праязыка и установления характера этой общности, предопределённой либо генетически, либо древними контактами тюркского и монгольского этносов. Цель научной статьи: рассмотреть тюрко-монгольские параллели, представляющие собой названия транспортного использования скота в монгольских языках. Методика: В статье применены методы сравнительно-исторического анализа лексики с привлечением семантического метода исследования алтайских языков. С применением метода этимологического анализа выявленных общих лексем установлены их праформы, и данные языки сопоставлены на уровне этих праформ. Результаты: исходя из представленного в научной статье материала, можно заключить, что древние монголы, переселившись в пределы Центральной Азии и впитав часть тюркского этноса, усвоили у тюрков более сложное устройство верхового седла и некоторые типы вьючных седел, от тюрков же получили понятие о колесном транспорте и перевозке грузов на верблюдах, о чем свидетельствуют тюркские этимологии многих терминов. Дискуссии. Как известно, тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки отнесены к классическим алтайским языкам, предположительное родство которых изучается уже почти 300 лет, начиная с Т. Страленберга [1730]. Ученых давно поражало наличие большого количества общих элементов в этих языках, что породило гипотезу о происхождении их от когда-то бытовавшего алтайского праязыка. При дальнейшем, более подробном, изучении этой гипотезы выявилась наибольшая общность между тюркскими и монгольскими языками, что, кстати, дало основание в одно время предполагать существование в прошлом гипотетического тюрко-монгольского праязыка. Так, один из классиков алтаистики, В. Л. Котвич, в своем труде «Исследования по алтайским языкам» [1962: 351] утверждал, что между тюркскими и монгольскими языками имеется около 50 % общих элементов в грамматике и около 25 % в лексике. Это достаточно существенное сходство. К сожалению, В. Л. Котвич, как и другие алтаисты, не оставил списка алтайских соответствий, в том числе тюрко-монгольских параллелей, хотя это представляет собой актуальнейшую задачу алтаистики, причем весьма большое научное значение имеет распределение общей алтайской, а особенно общей тюрко-монгольской лексики, по тематическим группам, чтобы определить степень глубины взаимовлияния этносов. Поэтому в данной статье, восполняя наметившийся пробел, мы поставили своей целью рассмотреть тематическую группу тюрко-монгольской лексики, относящуюся к хозяйственному использованию домашних животных, конкретно — транспортного направления. Актуальность статьи и ее научное значение не вызывают сомнения. При исследовании мы применяли хорошо себя зарекомендовавшие и достаточно апробированные сравнительно-сопоставительный и этимологический методы. В качестве материалов по современным монгольским языкам привлекались халха-монгольский, бурятский и калмыцкий языки — языки естественного традиционного исторического развития, имеющие собственную литературную письменную форму — а также старописьменный монгольский классический язык как наиболее архаичный из всех монгольских языков. По всем этим указанным монгольским языкам в настоящее время имеются достаточно полные словари: 4-томный «Большой академический монгольско-русский словарь» [Т. I, II, III, 2001; Т. IV, 2002], 2-томный «Бурятско-русский словарь» [2010], «Калмыцко-русский словарь» [1977], «Калмыцко-немецкий словарь» Г. И. Рамстедта [1935], «Монгольско-русско-французский словарь» О. Ковалевского [1844], «Монгольско-английский словарь» Ф. Лессинга [1960]. Тюркский лексический материал привлечен из «Древнетюркского словаря» [1969], в котором отсутствуют массовые монголизмы, хлынувшие в тюркские языки в период монгольской экспансии. Кроме того, общетюркские и межтюркские слова, их праформы и этимологии приведены из «Этимологического словаря тюркских языков» Э. В. Севортяна [1974], а также из «Сравнительно-исторической грамматики тюркских языков. Лексика» [2001]. Относительно транспортного использования домашних животных древними монголами следует сказать, что ими использовались главным образом лошади и верблюды. В горных северных районах отмечалось наряду с ними использование домашних северных оленей и яков (сарлыков), на которых ездили верхом и возили во вьюках грузы, но при этом для оленей и яков употреблялись те же верховые и вьючные седла, что и для лошадей, поэтому выделять отдельно оленей и яков в особую группу мы не будем. Как известно, лошадь у многих народов является одним из древнейших домашних животных, которое помогло этим народам освоить обширные степные пространства. За время своего исторического развития как тюркские, так и монгольские народы выработали разветвленную половозрастную терминологию относительно лошади. Это касается и терминов, относящихся к транспортному использованию лошади у тюркских и монгольских народов. Прежде всего лошадь издревле использовалась для верховой езды и для перевозки грузов во вьюках. При этом следует отметить, что верховое конское седло в монгольских языках называется примерно одинаково: стп.-монг. emegel, х.-монг. эмээл, калм. эмəл, бур. эмээл. Это слово не имеет параллелей в тюркских языках – cр. др.-тюрк. edär // eδär «верховое седло», а также фонетический вариант эjər, представленный во многих современных тюркских языках, о чем свидетельствует «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика» [2001: 539– 540]. Монгольская словоформа в ее более архаичном варианте emegel, зафиксированном в старомонгольском языке, совпадает скорее с тунгусо-маньчжурским названием седла эмэгэн, представленным, например, в эвенкийском языке и имеющим в генезисе тунгусо-маньчжурский глагольный корень эмэ= «ехать». Не имеют аналогов в тюркских языках также названия узды, которая в стп.-монг. называется qaǰaγar, в х.-монг. и бур. хазаар, в калм. хазар; поводьев, именуемых в стп.-монг. ǰiluγa, в х.-монг. и бур. жолоо, в калм. җола, а также стремян, которые в стп.-монг. называются dӧrüge, в х.-монг. дөрөө, в бур. дүрөө, в калм. дөрə. В тюркских языках представлены, соответственно: др.-тюрк. jügün «узда», tin, tin tizgin, к которым в древнетюркском словаре дан перевод «узда», хотя в действительности эти слова означают «поводья», üzäŋü «стремя», эти же термины широко представлены в этом же облике и в современных тюркских языках, являясь исконно тюркскими, о чем свидетельствует «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика» [2001: 548; 556–557]. Среди названий конской сбруи, представленных в монгольских языках, тюркские параллели имеются лишь у слов х.- монг. хөмөлдрөг, бур. хүмэлдэргэ, стп.-монг. kӧmüldürge «нагрудный ремень верхового седла при езде по горам»; х.-монг. хударга, бур. хударга, калм. худрh, стп.-монг. qudarγ-a «подхвостная шлея верхового седла»; х.-монг. олом, бур. улам, калм. олң, стп.-монг. olung «подпруга», ср., соответственно, др.-тюрк. kӧmüldürük «нагрудный ремень седла лошади» (от др.-тюрк. kӧŋül «сердце»), quduruq, qudruq, quδruq «хвост» (тюркское слово, лежащее, по нашим предположениям, в генезисе монгольского qudarγ-a, явного тюркского заимствования). В современных тюркских языках, как утверждает «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика» [2001: 549; 552; 553], широко представлены термины kӧmüldürük ~ kӧŋüldürük «нагрудная шлея», quδurγun ~ quδurγan «подхвостник», qolan ~ olaŋ ~ qoluŋ «подпруга». Калмыцкое көвцг «седельная подушка» является параллелью к др.-тюрк. kӧpčük «передняя и задняя подушки седла». Слово широко представлено в тюркских языках в виде көпчүк~көпчик~көпшик «подушка седла», о чём свидетельствует «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика» [2001: 547–548], где приводится его тюркская этимология. Если рассмотреть названия предметов, используемых при седлании лошади, то увидим, что, хотя х.-монг. тохом, бур. тохом, калм. тохм, стп.-монг. toqum «потник, кусок войлока, подкладываемый на спину лошади под седло» и имеют параллель в виде чагатайского, туркменского диалектного, киргизского, алтайского диалектного, уйгурского тоқум, кара-калпакского, казахского, шорского тоқым, узбекского тоқим, башкирского туқым, уйгурского диалектного тоқам «потник из войлока; чепрак», как утверждает «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика» [2001: 544–545], это тюркское слово заимствовано из монгольских языков, о чём свидетельствует та же грамматика [2001: 545]. Хотя морфологическая структура данного тюркского слова и представляет собой общетюркский тип, в тюркских языках отсутствует соответствующая производящая глагольная основа, которая широко представлена в монгольских языках: ср. стп.- монг. toqu=, х.-монг., бур. тохо=, калм. тох= [тохы=] «осёдлывать, накладывать седло на спину лошади». У стп.-монг. keǰim // kiǰim, х.-монг. хэжим // хижим, бур. хэжэм «чепрак», калм. keǰim [Ramstedt 1935: 222] «чепрак» праформа восстанавливается в виде *kedim, из которой и развилась эта монгольская форма, поскольку в определенный исторический период в древности в монгольских языках произошел переход слога *-di- в -ǰi-. Монгольская праформа *kedim соответствует др.-тюрк. kedim «одежда, одеяние» < др.- тюрк. ked= «надевать» и является явным тюркским заимствованием. Этого же мнения придерживался и Г. Рамстедт [1935: 222]. Бытующее в некоторых тюркских языках слово keǰim «чепрак, попона» является монгольским заимствованием, о чем свидетельствует «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика» [2001: 546]. Здесь тюркское слово как бы возвращается обратно в тюркские языки, но уже в монголизированной форме, что является обычным для тюрко-монгольских параллелей. С монгольскими словами х.-монг. янгиа, янгирцаг, калм. яңрцг, стп.-монг. janggirčaγ «вьючное седло», бур.-окин. янгарсаг, янгарцаг «вьючное седло для домашнего северного оленя, вола или яка» [Рассадин 1996: 215] следует сопоставить тюркское слово ынғырчақ «вьючное седло; седёлка» [Севортян 1974: 658–659], распространенное в современных тюркских языках, здесь же утверждается их исконно тюркское происхождение. Чувашское йенер, якутское ыңыр «седло» свидетельствуют о древности этого слова в тюркских языках, -чақ осмысляется как тюркский уменьшительный аффикс. Отсутствие этого слова в древнетюркском словаре в данном случае не следует трактовать как его отсутствие в тюркских языках. Детское седло с высокими луками, предназначенное для перевозки детской колыбели и малолетних детей, называемое в х.-монг. эрвэлж, калм. эрвəлҗн, стп.- монг. erbelǰin можно сопоставить со словом эримəəш «седло, предназначенное для перевозки колыбели и маленьких детей», представленным в тюркских языках саянской группы таежного ареала — тофаларском, уйгуро-цаатанском и сойотском языках [Рассадин 2012: 150]. Здесь такое же соотношение звуков -lǰ- монгольских языков и согласного -š- тюркских языков, как в тюрко-монгольских параллелях типа стп.-монг. qorγulǰn // тюрк. qorγašїn «свинец», монг. elǰigen // тюрк. ešäk «осёл». «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика» [2001: 540] с этим тюркским словом сравнивает также кирг. ajyrmač ~ ajyrmaš, возводя его к тюркскому глаголу ajr= «разделять, отделять». С лошадью также связано использование и колесного транспорта: так, х.-монг. тэрэг, бур. тэргэн, калм. тергн, стп.-монг. tergen «телега, повозка» имеет параллель в др.-тюрк. tergän «телега». Это слово в современных тюркских языках имеет очень ограниченное распространение и считается заимствованием из монгольских языков. Х.- монг. арал «оглобля», зап.-бур. арал «телега, арба», калм. арш «дышло, оглобля», стп.-монг. aral «оглобля» может быть сопоставлено с тюркским словом арыш «оглобля, дышло», широко представленным в тюркских языках, о чем свидетельствует «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика» [2001: 555– 556], здесь же говорится о связи с тюркским арыш монгольского термина арал «оглобля». Х.-монг. хөлөг «лошадь, экипаж, скакун», хөллөх «запрягать, впрягать», хөлөглөг «лучший конь, аргамак», хөллөлгөө «упряжь», соответственно, стп.-монг. kөlge «лошадь, экипаж, скакун», kɵllükü «запрягать, впрягать», kɵlüglig «лучший конь, аргамак», бур. хүлэг «аргамак, рысак», хүллэхэ «запрягать, впрягать», калм. көлгн «средство передвижения; транспорт», көллх «запрягать, впрягать» следует сопоставить с др.-тюрк. kӧlük «вьючное животное» и с глаголом kӧl= «запрягать». Халхаское хөлөг и бурятское хүлэг «аргамак, рысак, славный конь» можно возвести к древнетюркскому külüg at «славный, знаменитый конь», в основе которого лежит др.-тюрк. kü «молва, весть». С лошадью также связано действие спутывания ее передних ног, чтобы она далеко не ушла при пастьбе. В монгольских языках это действие называется туших, «опутанные передние ноги лошади» носят название тушаа, причем одинаково во всех современных монгольских языках. В старописьменном монгольском языке этот глагол называется tuš=, а путы носят название tušaγa, что соответствует древнетюркским tuša= «путать, надевать путы» и tušaγ «путы, надеваемые на передние ноги лошади». С верблюдом связана перевозка грузов во вьюках. Это обычное, кроме лошади, транспортное животное степных, полупустынных и пустынных районов Центральной Азии. Имеющееся во всех монгольских языках: х.-монг., хом, бур. хом, калм. хом, стп.-монг. kom «вьючное верблюжье седло» — в древнетюркском языке может быть сопоставлено со словом qom «верблюжье вьючное седло». О распространении этого слова в тюркских языках и его связи с монгольским термином свидетельствует «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика» [2001: 541]. С верблюдом связан также верблюжий повод, прикрепляемый к носу верблюда и называемый во всех монгольских языках бурантаг. Это слово имеет в своей основе тюркскую лексему burun «нос». Таким образом, исходя из представленного выше материала, можно заключить, что древние монголы, переселившись в пределы Центральной Азии и впитав часть тюркского этноса, усвоили у тюрков более сложное устройство верхового седла и некоторые типы вьючных седел, от тюрков же получили понятие о колесном транспорте и перевозке грузов на верблюдах, о чем свидетельствуют тюркские этимологии многих терминов. Таким образом, исходя из представленного выше материала, можно заключить, что древние монголы, переселившись в пределы Центральной Азии и впитав часть тюркского этноса, усвоили у тюрков более сложное устройство верхового седла и некоторые типы вьючных седел, от тюрков же получили понятие о колесном транспорте и перевозке грузов на верблюдах, о чем свидетельствуют тюркские этимологии многих терминов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 24 апреля Поделиться Опубликовано 24 апреля В 22.04.2024 в 20:43, Jagalbay сказал: нет, монголы подтверждают, что лексика связанная с лошадьми, заимствована у тюрков А тюрки у индоевропейцев же? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 24 апреля Поделиться Опубликовано 24 апреля 1 час назад, Zerek сказал: А тюрки у индоевропейцев же? не знаю Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 24 апреля Поделиться Опубликовано 24 апреля 10 часов назад, Zerek сказал: А тюрки у индоевропейцев же? Лингвисты так считают. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 24 апреля Поделиться Опубликовано 24 апреля В 22.04.2024 в 23:43, Jagalbay сказал: нет, монголы подтверждают, что лексика связанная с лошадьми, заимствована у тюрков Кто потверждает? Мерин ,гүү, ,унага ... тоже тюркские слова? 😆 И слово имаа тоже? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 24 апреля Поделиться Опубликовано 24 апреля 5 минут назад, Steppe Man сказал: Кто потверждает? Мерин ,гүү, ,унага ... тоже тюркские слова? 😆 И слово имаа тоже? выше статья Болда и Рассадина Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано 15 сентября Поделиться Опубликовано 15 сентября Таким образом, история ханства Джучи является общим наследием. Как и большинство империй, она была многокультурной и многоэтнической, а ее социальное разнообразие было особенно велико. https://www.inform.kz/ru/issledovatel-o-zolotoy-orde-oni-prinimali-razlichiya-mezhdu-narodami-f30a9d Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 сентября Поделиться Опубликовано 18 сентября Сафаргалиев ссылался на " Аноним Искандера" и сборник Тизенгаузена что перед столкновениями Тимур-Кутлуга и Коирчака от последнего ушли люди и в итоге Коирчак вынужден был оставить престол и бежать. Дескать большую часть жизни Коирчак провел возле Тимура и не имел своих сторонников в Даште, т.е. полагался только на силы Тимура. У кого-то есть тексты из самих источников? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Momyn Опубликовано 18 сентября Поделиться Опубликовано 18 сентября Рукописи из Франции, а это документ, доказывает что после распада Золотой орды образовались Кок и АК орды. Многократно распиаренные выводы Ж. Сабитова о том, что Ак орда это только ставка не верны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Momyn Опубликовано 18 сентября Поделиться Опубликовано 18 сентября https://kaz.nur.kz/society/2163081-aq-orda-handary-biligining-tolyq-hronologiiasy-qamtylgan-frantsiiadan-tabylgan-qundy-qolzhazbanyng-koshirmesi-zharyqqa-shyqty/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано 18 сентября Поделиться Опубликовано 18 сентября Отсюда видимо и сказки конец , что мы являемся правопреемниками ЗО Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Momyn Опубликовано 18 сентября Поделиться Опубликовано 18 сентября Это какой же логикой надо обладать, чтобы такое написать. Тебе только осталось написать, что казахи никто и зовут их никак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 18 сентября Поделиться Опубликовано 18 сентября 4 часа назад, Zake сказал: Сафаргалиев ссылался на " Аноним Искандера" и сборник Тизенгаузена что перед столкновениями Тимур-Кутлуга и Коирчака от последнего ушли люди и в итоге Коирчак вынужден был оставить престол и бежать. Дескать большую часть жизни Коирчак провел возле Тимура и не имел своих сторонников в Даште, т.е. полагался только на силы Тимура @Zake Вы бы хоть сперва самого Сафаргалиева скинули. На какой странице он пишет это. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано 18 сентября Поделиться Опубликовано 18 сентября 3 часа назад, Momyn сказал: Это какой же логикой надо обладать, чтобы такое написать. Тебе только осталось написать, что казахи никто и зовут их никак. Присваивать чужое или общее не надо , живи так Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 18 сентября Поделиться Опубликовано 18 сентября @Momyn Я думал, что это реально какая то новая рукопись. А это оказывается давно старая Мунтахаб ат таварих Натанзи. У него касательно Ак Орды и Кок Орды много ошибок. Орда действительно означает "ставку". В средневековых словарях так написано. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 сентября Поделиться Опубликовано 18 сентября 2 часа назад, Bir bala сказал: @Zake Вы бы хоть сперва самого Сафаргалиева скинули. На какой странице он пишет это. "Распад Золотой Орды", стр 176, 177. Что вы знаете о Коирчаке, кроме данных из Зафар-Наме? Напр. в Сборнике Тизенгаузена, 2 том, есть материалы других источников о Коирчаке? Не обращали внимание? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 19 сентября Поделиться Опубликовано 19 сентября 10 часов назад, Momyn сказал: Рукописи из Франции, а это документ, доказывает что после распада Золотой орды образовались Кок и АК орды. Многократно распиаренные выводы Ж. Сабитова о том, что Ак орда это только ставка не верны. Хрень не пишите. Все ученые уже давно все разобрали. После статьи Хироюки Нагаминэ над Натанзи крест поставить надо 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 19 сентября Поделиться Опубликовано 19 сентября 10 часов назад, Momyn сказал: https://kaz.nur.kz/society/2163081-aq-orda-handary-biligining-tolyq-hronologiiasy-qamtylgan-frantsiiadan-tabylgan-qundy-qolzhazbanyng-koshirmesi-zharyqqa-shyqty/ Эту книгу уже перевели на узбекский турецкий и частично русский. Это никакая не новая рукопись она давно известна. и ее давно разобрали по кусочкам 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 19 сентября Поделиться Опубликовано 19 сентября 8 часов назад, Zake сказал: "Распад Золотой Орды", стр 176, 177. Что вы знаете о Коирчаке, кроме данных из Зафар-Наме? Напр. в Сборнике Тизенгаузена, 2 том, есть материалы других источников о Коирчаке? Не обращали внимание? @Zake Сафаргалиев спутал какого то Чинтек оглана с Куйурчаком. Так что никакого упоминания о бегстве Куйурчука нету. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 сентября Поделиться Опубликовано 19 сентября 4 часа назад, Bir bala сказал: @Zake Сафаргалиев спутал какого то Чинтек оглана с Куйурчаком. Так что никакого упоминания о бегстве Куйурчука нету. Сафаргалиев ориентировался на Зафар Наме. Про Чинтека в курсе. Но Коирчак не удержал престол, он недолго правил. Какие данные о Коирчаке есть кроме Зафар Наме? https://vostlit.narod.ru/Texts/rus3/Serefeddin/text3.htm Рассказ о выступлении Тимура в набег (илгар) вслед за Токтамыш-ханом. Несметные богатства и сокровища, добытые при этой славной победе, Тимур-завоеватель оставил при обозе и мирзу Мираншаха, который еще до битвы упал с лошади и рука его была сломана, (также) оставил в обозе. Назначив к нему эмира Ядгар-барласа и эмира Хаджи-Сейф-ад-дина и отобрав себе войско, он (Тимур) назначил набег (илгар), двинулся в погоню за Токтамыш-ханом и чрезвычайно быстро днем и ночью шел по следам его. Прибыв к месту переправы через Итиль, называемому Туратурской переправой, он дал находившемуся при нем сыну Урус-хана, Койричак-оглану, отряд узбекских храбрецов, находившихся в числе слуг высочайшего двора, приготовил принадлежности падишахского достоинства, удостоил его шитого золотом халата и золотого пояса, велел ему переправиться через Итиль и передал ему ханство над улусом Джучи (цвет). Царевич Джучиева рода, согласно приказанию, перешел на ту сторону реки и занялся собиранием рассеянной армии и устройством улуса, а войска подобные судьбе, |756| поспешив по пятам неприятелей, дошли до Укека 20 и многих из них убили. В этот день несчастным, с одной стороны; угрожали удары губителя-меча, а с другой — волны-кровопийцы Итиля. Большую часть их взяли в плен, а немногие из них бросились на плотах в воду и переправились на ту сторону Итиля. Токтамыш-хан бросил ханство, дом и все, что имел, явное и скрытое, и, опасаясь за жизнь свою, с несколькими людьми бежал, ушел в сторону Булара, 21 в лесистую местность, и спасся от львиных когтей, низвергающих врага. Победоносное войско (Тимура) с Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 сентября Поделиться Опубликовано 19 сентября 6 часов назад, asan-kaygy сказал: Хрень не пишите. Все ученые уже давно все разобрали. После статьи Хироюки Нагаминэ над Натанзи крест поставить надо Не надо "крест" ставить. Нужно относиться критически. Все авторы давали недостоверную информацию по разным причинам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 сентября Поделиться Опубликовано 19 сентября @asan-kaygy @Zerek Вообще есть инфо о Коирчаке, кроме скудного текста из Зафар-Наме? В википедии, как понял, обычные предположения, которые не имеют подтверждения в источниках. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Койричак Данные о жизни и деятельности Койричака малочисленны. После того как в 1378 году Тохтамыш разбил войска Белой Орды и казнил Тимур-Малика, часть эмиров и беков перешла на сторону нового хана, другая часть осталась верной потомкам Урус-хана. Некоторые из них (например Балтычак, отец Едигея) были схвачены и казнены, другим удалось уйти. Предположительно, противников Тохтамыша, ушедших на восток в пределы Моголистана и далее в Кашгар возглавил Койричак, который после смерти Тимур-Малика провозглашается ханом. Из Кашгара Койричак со своим отрядом прибыл к правителю Мавараннахра эмиру Тимуру в надежде на его помощь вернуть трон Белой Орды. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться