Zake Опубликовано 18 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 18 ноября, 2021 19 часов назад, АксКерБорж сказал: Сразу видно, что ордосские грамотные монголы 17-18 в.в. переписали детское имя Чингизхана в искаженном виде из более древних китайских хроник, доступных им в Ордосе. Темуджин вместо Темурджин, Темурчи это чисто китайское произношение. Вот и вся народная память, ув. Zake. О чем я собственно и высказался выше: Я другое скажу на примере енхда. Монг. юзеры в случае напр с традицией "труповыставления" и т.д. стараются обьяснить это влиянием буддизма. Дескать на все стороны их жизни повлиял буддизм и эта традиция вызвана сугубо религиозн. причинами. Но когда пишешь напр. о роли буддизма в пропаганде культа Чингисхана, то начинают это отрицать: типа буддизм здесь не при чем. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Momyn Опубликовано 18 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 18 ноября, 2021 10 часов назад, Steppe Man сказал: ?... Ладно не утруждайтесь. Продолжайте сам по себе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 18 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 18 ноября, 2021 Чингис хановские тахилга хорошо описаны Жамсарано, позднее Ринчен и Дамдинсуреном, там буддиский церемониал хоть присутствует но мало. Ритуал определённо шаманистский. Кроме того Ордоский гэр не были там все время они были кочевыми. В одно время эти 8 чомчог гэры находились в Монголии. Если правильно помню их отнес туда Лигдэн хаан. Так что это никакой нибудь локальный Ордосский культ. Был такой же кочевой гэр для Хасара. Кроме того были Чингис хаановские Хар сүлд и Цагаан сүлд туг (белый и черный флаги) монастыри на территории современных Архангай и Дорнод аймаг. На рисунке Хар туг сүмэ около руин Хэрлэн Барс. К сожалению они больше не существуют по известным нам всем причинам. О близком переплетений буддистских и шаманистских ритуалов у монгольских народов написаны тома. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 18 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 18 ноября, 2021 В сухом остатке получаем что казахский аким был не прав. "Единственныы" народ Культ не то что не сохранили но даже у них и не существовало. Ай рест май кэйс. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 18 ноября, 2021 16 часов назад, Boroldoi сказал: В сухом остатке получаем что казахский аким был не прав. "Единственныы" народ Культ не то что не сохранили но даже у них и не существовало. Ай рест май кэйс. Если никак не можете успокоиться и удовлетвориться ответом, то продолжу. У вас культ Чингисхана есть благодаря тому, что его Хубилай сделал его государственно-религиозным (т.е. и буддистким) в империи Юань. И тем более Чингисхан включен в иерархию буддизма. Если считаете, что буддизм не сильно влиял на монголов, то ответьте на вопрос: обычай труповыставления у нынешних монголов связан с буддизмом или нет? И как вообще это соотносится с культом предков средневековых монголов и шаманизмом? Ведь для средневековых монголов это было формой наказания со стороны киданей/цзиньцев (когда не давали погребать тело и выставляли на показ останки ). Если надо могу ткнуть на конкретные ссылки. (Это напрямую касается вопроса, который вы сами и подняли) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 14 часов назад, Kamal сказал: Семенова И.В. относительно вашей статьи, считает, что ваши выводы в пользу тюркоязычности калмаков 14-16 вв. Неубедительными. По ее мнению пребывание части каракалпаков (кытай-кипчаков) в подданстве Тауекеля в Улытау по их преданиям возможно, но в этом случае они должны были войти в состав казахского ханства, а следовательно казахского народа навсегда, но этого не произошло. Лично я считаю, что если даже часть каракалпаков считалась "калмаками" (отставшие от ислама, понятие которое тоже опровергается Семёновой), то и в этом случае появлению каракалпаков в источниках своим современным названием причастны не их отсталость от исламской религии, стало быть каракалпак никак не может отождествляться с "калмаком". Кто это и писала ли она статью по этому поводу? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 Just now, asan-kaygy said: Кто это и писала ли она статью по этому поводу? Научный сотрудник МУК, соавтор Дремова И.И. в ряда статьях по калмакам. Личная статья "казахи и калмаки в Улытау в постзолоордынские период". 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 1 час назад, Kamal сказал: Научный сотрудник МУК, соавтор Дремова И.И. в ряда статьях по калмакам. Личная статья "казахи и калмаки в Улытау в постзолоордынские период". Рахмет Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 Нашел следующее Дремов И. И., Семенова И. В. Казахи и калмаки Улытау в постзолотоордынское время // Булантинская битва: История исследований. Национальный историко-культурный и природный заповедник-музей «Улытау», 2015. С. 154-161. https://www.twirpx.com/file/2342967/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 https://cyberleninka.ru/article/n/kalmaki-i-kazaki-v-dokumente-1614-goda 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 1 час назад, Kamal сказал: Научный сотрудник МУК, соавтор Дремова И.И. в ряда статьях по калмакам. Личная статья "казахи и калмаки в Улытау в постзолоордынские период". Статья судя по всему не личная а с Дремовым. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 18 часов назад, enhd сказал: Например церемония поклонения "8-и белых юртов и прочих" было образовано как раз после ухода в иную жизнь Чинги хагана. То есть когда сел Хубилай на трон империи Юань церемония почитания и поклонения было проводился многие годы, это было скорее шаманистическое обряд было. Можете подтвердить это источниками? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 2 часа назад, кылышбай сказал: Можете подтвердить это источниками? Напр "Белая история". Ну так енхд и пытался же переводить этот источник) И мне кажется что он немного искажает картину : согласно "Белой истории" именно Хубилай поставил эти 8 юрт и утвердил государственный детализированный обычай-церемониал поклонения Чингисхану. Если енхд докажет, что эти 8 юрт были до Хубилая тогда я заберу свои слова обратно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 12 часов назад, Zake сказал: Если никак не можете успокоиться и удовлетвориться ответом, то продолжу. У вас культ Чингисхана есть благодаря тому, что его Хубилай сделал его государственно-религиозным (т.е. и буддистким) в империи Юань. И тем более Чингисхан включен в иерархию буддизма. Если считаете, что буддизм не сильно влиял на монголов, то ответьте на вопрос: обычай труповыставления у нынешних монголов связан с буддизмом или нет? И как вообще это соотносится с культом предков средневековых монголов и шаманизмом? Ведь для средневековых монголов это было формой наказания со стороны киданей/цзиньцев (когда не давали погребать тело и выставляли на показ останки ). Если надо могу ткнуть на конкретные ссылки. (Это напрямую касается вопроса, который вы сами и подняли) Ув. Zake, самое важное не это, не религиозная сторона и не сосредоточение этой волны в Ордосе, и тем более не шаманские камлания с бубном. Самое важное то, что в отличие от казахов, у монголоязычных народов нет древних народных преданий о Чингизхане, его окружении и о тех событиях. Самое важное то, что Чингизхана, его сыновья, внуки, жены и невестки похоронены не в Монголии, не в Забайкалье и даже не в Ордосе и во Внутренней Монголии, а в верхлвьях Иртыша, сейчас это Или-Казахский автономный округ Китая, Западный Алтай. Самое важное, что коренной юрт, родина Чингизхана, его рода, и окружавших его кочевых (не лесных) татарских племен это не современная Монголия, не Забайкалье и даже не Ордос, а Внутренняя Монголия только частично. Самое важное то, что первые великие ханские ставки, по сути столицы, Сар-Орда и Кара-Корум, до забвения его и переноса столицы в Китай и на Итиль, не были ни в Монголии, ни в Забайкалье, ни в Ордосе, и даже ни во Внутренней Монголиии. Самое важное то, что разговорный их язык, то есть родной язык, а не письменный, канцелярии, грамот и ярлыков, был очевидно тюркским, но не монгольским. Самое важное то, что сравнительный анализ показывает, что совокупность элементов культуры народа Чингизхана, всей совокупности татарских (средневековых монгольских) племен, была практически идентична казахской культуре и совершенно отличается от культуры современных монгольских народов. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 12 минут назад, АксКерБорж сказал: Ув. Zake, самое важное не это, не религиозная сторона и не сосредоточение этой волны в Ордосе, и тем более не шаманские камлания с бубном. Самое важное то, что в отличие от казахов, у монголоязычных народов нет древних народных преданий о Чингизхане, его окружении и о тех событиях. Самое важное то, что Чингизхана, его сыновья, внуки, жены и невестки похоронены не в Монголии, не в Забайкалье и даже не в Ордосе и во Внутренней Монголии, а в верхлвьях Иртыша, сейчас это Или-Казахский автономный округ Китая, Западный Алтай. Самое важное, что коренной юрт, родина Чингизхана, его рода, и окружавших его кочевых (не лесных) татарских племен это не современная Монголия, не Забайкалье и даже не Ордос, а Внутренняя Монголия только частично. Самое важное то, что первые великие ханские ставки, по сути столицы, Сар-Орда и Кара-Корум, до забвения его и переноса столицы в Китай и на Итиль, не были ни в Монголии, ни в Забайкалье, ни в Ордосе, и даже ни во Внутренней Монголиии. Самое важное то, что разговорный их язык, то есть родной язык, а не письменный, канцелярии, грамот и ярлыков, был очевидно тюркским, но не монгольским. Самое важное то, что сравнительный анализ показывает, что совокупность элементов культуры народа Чингизхана, всей совокупности татарских (средневековых монгольских) племен, была практически идентична казахской культуре и совершенно отличается от культуры современных монгольских народов. Ув Акб. Я прекрасно знаю вашу позицию. Но сейчас давайте о другом: Боролдай поставил вопрос о культовых обрядах и ритуалах, в том числе и молебнах Чингисхану. А Чингисхану действительно молятся в том же Ордосе. Соответственно пытались выяснить причины формирования этого культа. Насчет устных преданий. Мне непонятно почему предания сравниваются с письменными источниками. Подобное надо сравнивать с подобным. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 18 минут назад, Zake сказал: А Чингисхану действительно молятся в том же Ордосе. Сомневаюсь, поэтому я задал вам вопрос про ордосцев, их якобы мавзолей и восемь гэров. Все это смахивает на современное оголение правого плеча, ношение буктагов, водружение гэров-кафешек на телеги, китайские портреты Чингизхана, водружение каменных обо на Хэнтий ууле и т.д. В общем нужен хороший материал, чтобы согласиться с вами или отсечь. 18 минут назад, Zake сказал: Насчет устных преданий. Мне непонятно почему предания сравниваются с письменными источниками. Подобное надо сравнивать с подобным. В том то и дело, на мой список казахских древних устных преданий о Чингизхане и обо всем связанном сним, ув. Рустам админ противопоставлял письменные хроники ордосцев 17-18 в.в., которые были почерпнуты авторами не из устной народной памяти, а из китайских хранилищ, из китайских письменных хроник. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 7 минут назад, АксКерБорж сказал: 1. Сомневаюсь, поэтому я задал вам вопрос про ордосцев, мавзолей, гэры. Все это смахивает на современное оголение правого плеча, ношение буктагов, водружение гэров-кафешек на телеги, китайские портреты Чингизхана и т.д. В общем нужен хороший материал, чтобы согласиться или отсечь. 2. В том то и дело, на мой список казахских древних устных преданий о Чингизхане и обо всем связанном сним, ув. Рустам админ противопоставлял письменные хроники ордосцев 17-18 в.в., которые были почерпнуты авторами не из устной народной памяти, а из китайских хранилищ, из китайских письменных хроник. 1. Ладно, оставлю вас тогда с сомнениями. 2. Ну так вы тоже выставляйте письменные источники Улуса Джучи и Чагатайского улуса. В чем проблема? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 3 hours ago, asan-kaygy said: Статья судя по всему не личная а с Дремовым. Возможно, но в статье прочитанной мной автором указано только ее имя. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 8 минут назад, Zake сказал: 1. Ладно, оставлю вас тогда с сомнениями. 2. Ну так вы тоже выставляйте письменные источники Улуса Джучи и Чагатайского улуса. В чем проблема? 1. Будет время попытаюсь вникнуть в вопрос глубже. 2. Зачем? Меня интересуют устные народные предания. С письменными ведь особых проблем нет ни для кого, все знают у кого сколько и какие есть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 3 hours ago, asan-kaygy said: Статья судя по всему не личная а с Дремовым. Кстати, в данной статье упоминается имя Барак султана, у которого Тауекел просил войско, но тот не дал. Дело в том, что имя Барак султана имеется в преданиях каракалпаков как каракалпакский хан - шейбанид. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 32 минуты назад, АксКерБорж сказал: Сомневаюсь, поэтому я задал вам вопрос про ордосцев, их якобы мавзолей и восемь гэров. Все это смахивает на современное оголение правого плеча, ношение буктагов, водружение гэров-кафешек на телеги, китайские портреты Чингизхана, водружение каменных обо на Хэнтий ууле и т.д. В общем нужен хороший материал, чтобы согласиться с вами или отсечь.. Скорее всего, они действительно таскали с собой этот гроб с реликвиями Чингисхана, как говорят Боролдой и Енхд. Это Сейфи Челеби Страна калмаков расположена на одной из сторон Хитая. Имя правителя — Угтай, по прозванию Алтун. Всякого правителя той страны именуют Алтун-ханом 1. Этот Алтун-хан из потомков Чингиза, который пересек воды [257] Джейхуна, затем возвратился и умер в той области. До наших дней Алтун-хан возит повсюду с собой останки Чингиза в золотом гробу 2. Всякий раз, когда калмаки сталкиваются с трудностями, они, придерживаясь своих несообразных обычаев, простираются ниц перед гробом Чингиза, моля о помощи, ибо они — кафиры. /л. 13а/ В той стране, на одной горе, есть пещера. Из глубины пещеры поднимается огромное пламя, достигающее высоты минарета. Калмаки поклоняются тому пламени. Они почитают Чингиза как чудотворна, и, когда Алтун-хан воюет с другим государем, он водружает свое знамя на гроб Чингиза. Иногда между хаканом-падишахом Хитая и правителем калмаков Алтун-ханом бывают войны, но последний не может противостоять хакану. Тем не менее он предпринимает набеги на владения хакана, убивает людей, оказавшихся вне укреплений, угоняет скот, но не может войти в укрепление, потому что у калмаков нет ни пушек, ни ружей, тогда как у хитайиев их много. В подобных случаях хакан /л. 13б/ назначает одного из своих везиров военачальником и отправляет его против Алтун-хана для сражения с ним, ибо хакан никогда сам не выступает против неприятеля. К тому же в тех пределах нет противника, способного ему противостоять. Однажды хакан отрядил одного из своих везиров против Алтун-хана. Завязался бой, и Алтун-хан, одержав победу, захватил в плен везира хакана. На этот раз хакан, придя в ярость, направил другого везира с несметным войском. Алтун-хан встретил его, и они сразились. Везир хакана одержал победу: он разгромил Алтун-хана и разграбил его лагерь, убил одного из его сыновей и уничтожил множество калмаков. Алтун-хан /л. 14а/, будучи не в состоянии что-либо сделать, запросил мира и вернул свободу везиру, которого он раньше захватил в плен. Ныне обе стороны не водят войска друг против друга и не сражаются друг с другом. Однако отдельные группы калмаков совершают набеги с целью грабежа на окрестности хитайских укреплений. Если хитайцы получают известие об этом вовремя, они нагоняют их и дают им бой, но не проникают в глубь страны калмаков, так как хитайское войско — тяжеловооруженное войско, оснащенное пушками и ружьями. Эти калмаки словно татары. Если хакан уведомляет Алтун-хана: "Почему твои люди так поступают?" — последний отвечает: "Я не знаю об этом ничего, но непременно разыщу разбойников и накажу их" /л. 14б/ Словом, они не перестают враждовать между собой. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 15 minutes ago, Zake said: Скорее всего, они действительно таскали с собой этот гроб с реликвиями Чингисхана, как говорят Боролдой и Енхд. Это Сейфи Челеби Страна калмаков расположена на одной из сторон Хитая. Имя правителя — Угтай, по прозванию Алтун. Всякого правителя той страны именуют Алтун-ханом 1. Этот Алтун-хан из потомков Чингиза, который пересек воды [257] Джейхуна, затем возвратился и умер в той области. До наших дней Алтун-хан возит повсюду с собой останки Чингиза в золотом гробу 2. Всякий раз, когда калмаки сталкиваются с трудностями, они, придерживаясь своих несообразных обычаев, простираются ниц перед гробом Чингиза, моля о помощи, ибо они — кафиры. /л. 13а/ В той стране, на одной горе, есть пещера. Из глубины пещеры поднимается огромное пламя, достигающее высоты минарета. Калмаки поклоняются тому пламени. Они почитают Чингиза как чудотворна, и, когда Алтун-хан воюет с другим государем, он водружает свое знамя на гроб Чингиза. Иногда между хаканом-падишахом Хитая и правителем калмаков Алтун-ханом бывают войны, но последний не может противостоять хакану. Тем не менее он предпринимает набеги на владения хакана, убивает людей, оказавшихся вне укреплений, угоняет скот, но не может войти в укрепление, потому что у калмаков нет ни пушек, ни ружей, тогда как у хитайиев их много. В подобных случаях хакан /л. 13б/ назначает одного из своих везиров военачальником и отправляет его против Алтун-хана для сражения с ним, ибо хакан никогда сам не выступает против неприятеля. К тому же в тех пределах нет противника, способного ему противостоять. Однажды хакан отрядил одного из своих везиров против Алтун-хана. Завязался бой, и Алтун-хан, одержав победу, захватил в плен везира хакана. На этот раз хакан, придя в ярость, направил другого везира с несметным войском. Алтун-хан встретил его, и они сразились. Везир хакана одержал победу: он разгромил Алтун-хана и разграбил его лагерь, убил одного из его сыновей и уничтожил множество калмаков. Алтун-хан /л. 14а/, будучи не в состоянии что-либо сделать, запросил мира и вернул свободу везиру, которого он раньше захватил в плен. Ныне обе стороны не водят войска друг против друга и не сражаются друг с другом. Однако отдельные группы калмаков совершают набеги с целью грабежа на окрестности хитайских укреплений. Если хитайцы получают известие об этом вовремя, они нагоняют их и дают им бой, но не проникают в глубь страны калмаков, так как хитайское войско — тяжеловооруженное войско, оснащенное пушками и ружьями. Эти калмаки словно татары. Если хакан уведомляет Алтун-хана: "Почему твои люди так поступают?" — последний отвечает: "Я не знаю об этом ничего, но непременно разыщу разбойников и накажу их" /л. 14б/ Словом, они не перестают враждовать между собой. Не гроб - а онгон и это совсем другая вещь. Например можно каждый раз выделять и почитать одного аргамака как "лошадь" Чингис хагана, или другая вещь как "туг" или бунчук. То есть это более символическая вещь. А почитать "гроб" - это традиция почитания муслимов и христианов. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 1 минуту назад, enhd сказал: Не гроб - а онгон и это совсем другая вещь. Например можно каждый раз выделять и почитать одного аргамака как "лошадь" Чингис хагана. То есть это более символическая вещь. А почитать "гроб" - это традиция почитания муслимов и христианов. Енхд, я написал как в тексте. "...До наших дней Алтун-хан возит повсюду с собой останки Чингиза в золотом гробу 2. Всякий раз, когда калмаки сталкиваются с трудностями, они, придерживаясь своих несообразных обычаев, простираются ниц перед гробом Чингиза, моля о помощи, ибо они — кафиры..." Не заметили? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 4 minutes ago, Zake said: Енхд, я написал как в тексте. "...До наших дней Алтун-хан возит повсюду с собой останки Чингиза в золотом гробу 2. Всякий раз, когда калмаки сталкиваются с трудностями, они, придерживаясь своих несообразных обычаев, простираются ниц перед гробом Чингиза, моля о помощи, ибо они — кафиры..." Не заметили? Млин, для мусульман какой-то золотой ящик - это гроб что ли? Для монголов гроб у себя держать не хорошая вещь. Не прямо берите слова переводчиков. Это просто ящик для хранения какого-то священнего "онгон, шитүгэн"-а. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 1 минуту назад, enhd сказал: Млин, для мусульман какой-то золотой ящик - это гроб что ли? Для монголов гроб у себя держать не хорошая вещь. Не прямо берите слова переводчиков. Это просто ящик для хранения какого-то священнего "онгон, шитүгэн"-а. Не совсем согласен с вами. Но не буду в этой теме спорить. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться