Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

1 час назад, Bir bala сказал:

@Zake 

Вам Махмуд Кашгари черно по белому пишет, что sakkiz и segiz разные слова по произношению и написанию. Хватит все превращать на свой лад. Тюркские глобулисты... 

Сагиз (смола) и саккиз (8). Для иноязычного уха - это  близко. И не только для иноязычного.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake

10 минут назад, Zake сказал:

Вам Махмуд Кашгари черно по белому пишет, что sakkiz и segiz разные слова по произношению и написанию

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake

 

Мы же с вами это 100 раз обсуждали, что сагиз и саккиз - не одно и то же. Но достаточно близко по звучанию. Тем более для иноязычных. И могли так перевести. Имею в виду монголоязычное Ляо. Они ведь захватили племена бывшего Уйгурского каганата.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake

9 минут назад, Zake сказал:

Имею в виду монголоязычное Ляо.

Для этой версии нужны доказательства, что найманы изначально были тюркоязычным пламенем. У вас таких данных нет. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тем более странно, что вы предъявляете претензии ко мне. Я бы согласился бы, если был только один  монгольский такой этноним с совпадением, но их целых четыре. Naiman, Tabun, Uisun, Dulat(n). Это не учитывая, что есть отдельные монгольские тотемистические этнонимы на вроде Tama (Верблюд).

  • Like 1
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.03.2023 в 16:14, Zake сказал:

Значит по найманам у вас нет никакой версии. 

 

У Балы вообще нет никаких версий, ни по 8, ни по 9, ни по 7, ни по 5.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, Bir bala сказал:

нужны доказательства, что найманы изначально были тюркоязычным пламенем

 

Ну ё-моё, наверно Яна с Калашниковым начитался в детстве?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Bir bala сказал:

 Tama (Верблюд).

 

Монгольское тэмээ (верблюд) и якутское тэбээ (верблюд) вероятно от тюрк. төбөө (высокий) - чисто версия.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 09.02.2023 в 12:06, Uran55 сказал:

Татуировка на лице по всей видимости берет свое начало от киргизов ...с рубцами от ножевых порезов или это из другого ритуала.

Это разные вещи. Татуировки на лицах делали древние палеоазиаты Якутии и Аляски. У Чингисхана лицо было чистое без татуировок. Скорей всего, Чингисхану не понравились бы люди с татуировками на лицах. У монголов нет такого обычая. У тюрков тоже нет. Татуировки на лицах некоторых якутов это от палеоазиатских предков - родственников индейцев. То есть, культурного влияния на якутов со стороны средневековых монголов и тюрков практически не было.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 09.02.2023 в 12:06, Uran55 сказал:

В Якутии у монгольских племен сражения против пришлых тюрков южан именуется кыргыс уйэтэ.

Не было в средневековой Якутии никаких войн между армиями монголов и тюрков-южан. В средневековой Якутии жили якуты и малые народности Севера.

Кыргыс үйэтэ - это средневековая междоусобица между якутами. 

Кыргыс үйэтэ. Кыргыс (сражение). Үйэ (век, время).

Возможные родственники слова кыргыс:

Персидский: کارزار (karzar) - битва, сражение.

Санскрит: कृत्त (krtta) - резать, отрезать.

Тохарский: kärst- отрезать.

Испанский: cortar (кортар) - резать.

Кыргызский: кыргын - резня.

Казах: қырғын - резня.

Якутский: кыргыы - истребление, резня.

Якутский: кыргыс - сражение, бой.

Древнегреческий: κείρω (кейро́) - стригу, брею.

Русский: хоро́брый - храбрый.

Якутский: хорсун - храбрый.

Якутский: харсаах, хассаах - упрямый, делающий напротив, не подчиняющийся общим правилам (Пекарский).

Латышский: karš - война.

Английский: share - делиться.

Возможные родственники слова үйэ:

Якутский: үйэ - продолжительность жизни, жизнь, век человека, время, век; поколение, род (Пекарский).

Монгольский: үе - период.

Тувинский: үе - эпоха, время.

Санскрит: आयु (а́ю) - человек, человечество, потомок, родословная; продолжительность жизни, долгая жизнь.

Санскрит: आयुष (а́юса) - продолжительность жизни.

Санскрит: आयुस् (а́юс) жизнь, жизненная сила, продолжительность жизни, долгая жизнь, жизненная сила.

Древнегреческий: αἰών (айо́н) - продолжительность жизни, поколение, эпоха, возраст, вечность.

Древнегреческий: ἀεί (а́ей) - всегда, навсегда, вечно.

Латинский: aeon - возраст, вечность.

Английский: age (ейдж) - возраст, век, эпоха.

Английский: eon (и:он) - вечность, эра.

Тохарский А: áym (а́йм)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.03.2023 в 05:31, Uran55 сказал:

Найман - Намын...Предком Намского улуса

Найман и Намыын абсолютно разные слова. Намыын - кроткий, тихий (Пекарский). В древней Якутии, Нам - это название местности на берегу реки Лена. Там есть пастбища, которые при наводнении уходят под воду. Предположительно, слова Нам и Намыын могут иметь древне-индийское происхождение. Якутам эти слова могли достаться от сибирских скифов - древних хозяев коров якутской породы. Сибирские скифы были одними из предков якутов, тюрков и монголов. Самоназвание сибирских скифов могло быть только таким: сака виз (саха биис (якутский народ)).  

Санскрит: शक (шака) - скиф. 

Санскрит: विश् (виз) - племя, народ.

Здесь собрал похожие слова на намыын. Из них индоевропейские слова происходят от *nem-:

Санскрит: नम्  (nam) - поклониться, уступить.

Санскрит: नम्र (namrá) скромный, покорный, вежливый, почтительный, изогнутый, согнутый, склоняющийся, свисающий.

Санскрит: नम्रता (namrata) смирение, кротость, покорность.

Якутский: намтаа - понижаться, упадать, оседать, спускаться, склоняться; смиряться, унижаться, покоряться (Пекарский).

Якутский: намыын - кроткий, тихий (Пекарский).

Якутский: намыгыр - смирный, кроткий (Пекарский).

Якутский: намаҕан - смирный, скромный, мирный (Пекарский).

Якутский: намтал - низменность.

Якутский: нам - тихий.

Монгольский: нам - низкий, тихий.

Монгольский: намаг - болото.

Монгольский: нум - дуга.

Английский: numb (нам) - онемевший, оцепеневший.

Древнегреческий: νομή (номе́) - пастбище.

Древнегреческий: νέμος (не́мос) - лесистое пастбище, поляна.

Латинский: nemus - роща, поляна, пастбище.

Якутский: намый курдук - влажный (Пекарский).

Персидский: نم (nam) влажность, роса.

Уйгурский: нем - влажный.

Кыргызский: ным - влага.

Таджикский: нам - влажный.

Персидский: نرم (narm) - мягкий, гладкий, нежный. Происходит от *nem- (wiktionary.org).

Якутский: нарын - нежный, мягкий, изящный.

Монгольский: нарийн - тонкий, нежный, изысканный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Найманы жили очень далеко от Якутии. И жили хорошо. У них не было причин бежать в тундру и тайгу. Вероятней всего, ни один древний найман не был в Якутии.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так называемые белые татары несколько более тонкой наружности, вежливы и почитают родителей. Когда умирают [у них] отец или мать, то [они] ножом изрезывают себе лицо и плачут. Каждый раз, когда [я, Хун], проезжая рядом с ними, встречал таких, которые были недурной наружности и с рубцами от ножевых порезов на лице 32, и спрашивал, не белые ли [они] татары, [они всегда] отвечали утвердительно. Во всех случаях, когда [раньше они] захватывали в плен сыновей и дочерей Китая, [пленные китайцы] с успехом просвещали и делали [их] мягче. [Поэтому] белые татары в общении с людьми душевны. Ныне [они] являются потомками тех племен

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.03.2023 в 05:54, Харабыл сказал:

Якутии жили якуты и малые народности Севера.

Из "малых народов" в Якутии по северу проживали лишь забредшие случайно юкагиры. Вся остальная территория включая Забайкалье вотчина Монголоязычных племен.

В якутском языке обнаружено 2500 слов монгольского происхождения, которые не могут быть объяснены из лексики одного отдельного монгольского языка. Среди них довольно большое число слов, обозначавших разные реалии местного ландшафта, природных явлений и фауны, термины, связанные с сенокошением и стойловым содержанием скота. Эти и другие лексические материалы показывают, что первыми оседлыми скотоводами на севере, передававшими эти термины якутам, были монголоязычные племена. Переселившиеся позднее тюркоязычные племена переняли от них также типы жилищ, наиболее приспособленные к местным природным условиям (Антонов, 1971, с. 25, 93 — 94).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.03.2023 в 09:02, Харабыл сказал:

Найман и Намыын абсолютно разные слова. Намыын - кроткий, тихий (Пекарский).

Похоже на казахское момын.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.03.2023 в 08:54, Харабыл сказал:

Тохарский: kärst- отрезать.

Испанский: cortar (кортар) - резать.

Қырғыс/қырғын от слова қыру - уничтожать, соскабливать, сгребать. С глаголом "резать" ничего общего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Nurbek сказал:

Қырғыс/қырғын от слова қыру - уничтожать, соскабливать, сгребать.

В якутском языке осталось в наследство от пришедших на  среднюю Лену XIV—XVI веках тюркоязычных племен. Историческое название Кулун-атахская культура. Основным занятием которых по всей видимости была резня местного монголоязычного населения. Чем уж потомки Онохоя и старика Нама  не угодили кровавым хангалассцам стоит только гадать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Uran55 сказал:

Так называемые белые татары несколько более тонкой наружности, вежливы и почитают родителей. Когда умирают [у них] отец или мать, то [они] ножом изрезывают себе лицо и плачут.

У якутов с этим изрезыванием лица все обстоит несколько иначе...

№ 135. Древний обычай воспитания воинов. Рассказывают, что у древних якутов практиковалось обучение воинскому искусству. Учение мальчика начиналось с трехлетнего возраста. Сначала бросали в него горящие угли, чтобы приучить его увертываться. После того переходили к обучению оружием, били пальмой, напоследок учили увертываться от стрел. Юноша к 18 годам обязан был закончить воинское обучение.

В заключение обученного юношу подвергали особому испыта­нию: когда он сидел дома, неожиданно входил со двора искусный воин и с оружием в руках гнался за ним, рубя по чему попало. После этого юношу раздевали и проверяли, не коснулось ли ору­жие его тела. Если на теле оказывались раны, то обучение при­знавалось незаконченным.

Выдержавшему испытание бросали сверху через трубу кусок мяса, который он должен был поймать на кончик своего ножа. Затем на его лицо поперек накладывали шов. Эта «поперечная мета» значила, что он лучший человек, прошедший воинское обу­чение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.03.2023 в 14:04, Uran55 сказал:

Когда умирают [у них] отец или мать, то [они] ножом изрезывают себе лицо и плачут. 

 

Это не монгольская, а тюркская традиция.

 

На вскидку, естественно не все упоминания.

Армянские источники:

"... Жена Аттилы Рекан (АКБ: гунны) также отрезала свои две косы после смерти мужа и по обычаям хуннов, как позже и у казаков, царапала свое лицо, что означало печаль-траур по умершему".

Менандр Протектор:

"... Так как вы, приехав сюда, нашли меня в глубокой скорби (АКБ: тюркский каган Турксанф), ибо недавно умер отец мой Дилзивул (АКБ: Дизабул), то должно вам, римляне, царапать себе лицо ножом, следуя существующему у нас по усопшему обычаю".

Н.Я. Бичурин (про эту же традицию у тукю - тюрков):

"... Тело покойного ложат в палатке. Сыновья, внуки и родственники обоего пола закалывают лошадей и овец и, разложив перед палаткой, приносят в жертву; семь раз объезжают вокруг палатки на верховых лошадях, потом перед входом в палатку ножом надрезывают себе лицо и производят плач; кровь и слезы совокупно льются. Таким образом поступают семь раз и оканчивают ... В день похорон, так же как и в день кончины, родные предлагают жертву, скачут на лошадях и надрезают лицо".

То же самое китайцы отметили у онгутов, у "белых" татар, что вы сами приводите всегда.

У нас, у казахов, этот траурный обычай назывался "бет тырнау" (царапать лицо) или "бет жырту" (разрывать лицо).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

То же самое китайцы отметили у онгутов, у "белых" татар

На территории Якутии обряд самоистязания отмечен только в местах проживания хангаласских племен их так и именовали ... кровавая твоя рожа хаан - хангаласс. Хангаласы действительно не монголы а тюрки.

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

закалывают лошадей и овец и, разложив перед палаткой, приносят в жертву; семь раз объезжают вокруг палатки на верховых лошадях, потом перед входом в палатку ножом надрезывают себе лицо и производят плач; кровь и слезы совокупно льются.

№ 140. Птицы-божества

 

Божеством якутов Намского улуса считается лебедь. В ста­рину, по рассказам, невестки, если заслышат голоса летящих ле­бедей, наряжались, надевали меховую высокую шапку и выхо­дили на двор посмотреть на этих птиц.

Якуты Кангаласского улуса своим божеством почитали орла. Про кангаласцев у нас поется в песнях:

Орла с черным оплечьем имеющие своим божеством,

С поводами из кожаных обрезков,

С недоуздками из ивовой коры,

Ездящие на вьючных седлах,

Имеющие коней кроваво-красной масти,

Со ртами всегда окровавленными,

Кровавые кангаласцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ибо в период процветания государства Цзинь были созданы северо-восточное вербовочно-карательное управление 115 для обороны от монголов 116 и Кореи и юго-западное вербовочно-карателыюе управление для контроля над территорией татар и Си Ся. Монголы, очевидно, занимали [земли, на которых находились] двадцать семь круглых крепостей

На карте земли монголов находятся  в Забайкальском крае  на север от Киданьской стены  охраняемой онгутами - белыми татарами и Си Ся- тангутами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.03.2023 в 03:05, Uran55 сказал:

Историческое название Кулун-атахская культура. Основным занятием которых по всей видимости была резня местного монголоязычного населения. Чем уж потомки Онохоя и старика Нама  не угодили кровавым хангалассцам стоит только гадать.

Это ваши фантазии. Вряд ли кто поверит. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Uran55 сказал:

Про кангаласцев у нас поется в песнях:

Орла с черным оплечьем имеющие своим божеством,

С поводами из кожаных обрезков,

С недоуздками из ивовой коры,

Ездящие на вьючных седлах,

Имеющие коней кроваво-красной масти,

Со ртами всегда окровавленными,

Кровавые кангаласцы.

Какой то ужасный новодел. У якутов не было такого фольклора.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...