Активность
- Последний час
-
Самое интересное аргынов нет не только у Абулхаира но и у ногаев, достаточно не стыковок что бы предположит что аргыны не предпринимали политической роли не только в золотой орде ,но и в казахском ханстве.
- Сегодня
-
Мое предположение было небезосновательным с учетом приведенных фактов, что под саумалом в 21 веке казахи ряда регионов стали ошибочно понимать сырое кобылье молоко и что в связи с этим в 21 веке возникла коммерческая составляющая саумального проекта, рекламирующая выдающиеся целебные качества сырого кобыльего молока, излечивающего всё и вся (хотя наши предки сырого молока никогда не пили, кобылье тоже). Капсулы и сухое молоко "Саумал" из сублимированного сырого кобыльего молока.
-
@Kirikmiltik Начитаетесь всяких историков, а потом удивляетесь всяким не состыковкам и противоречиям в истории. Изначально Джучидами племена были распределены примерно равномерно. Коныраты были и у Бату и у Орду и у Шибана. То есть не было одного племени коныратов, которые переходили из руки в руки перекочевывая за 50 тысяч километров то туда то сюда. Тоже самое касается и аргынов и других племен.
-
Понятно же, что Левшин в отличие от Валиханова, Букейханова, Джанибекова будучи не казахом и не знакомым с местными традициями, обычаями, языком все эти сведения записывал с уст информаторов казахов, поэтому ошибки или неточности вполне допустимы, поэтому и появился комментарий к его тексту. При этом кто автор комментария я не знаю. Почему вы решили что Валиханов? И обратите внимание, что Левшин разделяет саумал и молоко: “Между напитками их первое место занимает кумыс, за ним следуют выгоняемое из него вино, айрян, арака, саумал И простое молоко". А значит автор комментария к тексту Левшина, Валиханов и Джанибеков правы, что саумал это не просто кобылье молоко, свеже выдоенное, парное, а именно недобродивший кумыс. "мал" / "мел" - это казахский аффикс, используемый при образовании существительных из глаголов. Примеры: Тасымал, Саумал и др. "малы" / "мелі" - это аффикс образующий прилагательные из глаголов. Примеры: Тасымалы, Таңдамалы, Жинамалы и др. Я не филолог, пусть Bir bala или кто-нибудь другой, владеющий вопросом, пояснит более подробно.
-
Если по легенде аргыны отошли от Абулхаира, то они и не пошли с ним в Мавреннахр и летописцам не нужно было о них упоминать. А казахские ханы использовали их в своих интересах. Причины отхода тукатимуридов от шейбанидов сугубо внутрисемейные, в борьбе за власть.
-
И то что аргуны не аргыны я не утверждал. Или это ваш тезис?
-
Так у нас есть Тохтамышевские Аргыны, а откуда взялись Казахские Аргыны ????
-
Безусловно речь шла о Тохтамыше , но все таки после развала Золотой орды , должный были остаться хоть какие то остатки Аргынов у Абулхаира. Аргыны не были племенным объединением Джучидов, зачем их передавать по наследству???
-
@Kirikmiltik Причём тут Абулхаир, если речь шла о Тохтамыше? Конечно у Абулхаира не было своих аргынов, потому что под властью его предков аргынов также не было. Племена передавались по наследству Джучидам.
-
Аргуны это не аргыны, ибо последние не помнят ни Шейх Джамал Хара, ни Зу-н -Нуна, ни других. Даир кожу золотоордынского помнят , значит аргыны к чагатайским и моголистанским аргунам отношения не имеют. Так ведь по вашей теории получается, история аргунов принадлежит узбекам , уйгурам, индусам? Так и будем по частям скукоживать историю своего народа и земли .
-
В течение XV века распад затронул всю территорию Золотой Орды, как Ак-Орду, так и Кок-Орду. На территории левого крыла Улуса Джучи образовались Узбекское ханство, Казахское ханство и Ногайская Орда. Ни одно из этих новых государств уже не причисляло себя к общеджучидским крыльям. Прежде чем откочевать от Абулхаира хана, аргыны должны были находиться у него в подданстве, но в источниках об Абулхаире нет ни аргынов, ни кыпчаков, хотя указаны много батыров: КАМАЛ-АД-ДИН АЛИ БИНАИ «ШАЙБАНИ-НАМЕ» РАССКАЗ О ВЕЛИКИХ ЭМИРАХ И БАХАДУРАХ ХАЗРАТ ШАЙБАНИ-ХАНА | «…Общество (джама'ат) эмиров, которые во время казачества [Абу-л-Хайра] жертвовали собой, стали причиной могущества хана. Их имена таковы: Йахши-бек-бахадур, Кутлук-Бука-бахадур, Й'акуб и Кара-Кирай [и] Шайх-Суфи-бек; из эля кушчи — 'Али-Хаджи и Даулат-ходжа; из людей [племени] найман — Кара-'Усман, Суфи-бек и Акча-Урус; из людей [племени] уйгур — Ходжа-Лак-бахадур; из людей [племени] курлаут — Йумадук-бахадур, Сабур-Шайх-бахадур и Йадгар-бахадур. Это общество [эмиров Абу-л-Хайр-хан] за благожелательство [их] удостоил назначением на должность даруга вилайета Чинги-Тура. Другие [были] из людей ички — Имин-ходжа и Сафар-ходжа, и из людей дурман — Кирайли-Тирчак-бахадур. Эти сподвижники, о которых упоминалось, во времена казачества [Абу-л-Хайр-хана] проявили верность и завоевали страны… О другом обществе эмиров Хан-и Бузурга, которые пришли со [всех] сторон после завоевания стран. Из людей [племени] кыйат — Бузунджар-бек, 'Али-бек конграт и Мухаммад-бек; из людей [племени] туман — Тангри-Берды-бек; из людей [племени] мангыт Идику-бек и Кази-бек — эти эмиры также проявили соблюдение верности и дважды завоевали трон Саин [-хана]. В их времена жители областей жили весьма благоустроенной, спокойной и свободной от забот жизнью. Другое общество из казаков, [которые] во времена казачества также самоотверженно сражались: из людей ички Йа'куб-ходжа, Йусуф-ходжа, Кырк-Беш-Бахрам-ходжа, Тункачук-и-Тулун-ходжа; из людей [племени] туман — Кылыч-бахадур, Йоджи-Кара и Даулат-ходжа; из людей [племени] уйгур — Йапагу и Бахти-ходжа; из людей [племени] дурман — Инка-ходжа, Йумадук, Дарвиш-бахадур, Шайх-Мухаммад, Караугай и 'Усман-бахадур ; из людей [племени] конграт — Инак-Йаглы-ходжа [и] его брат Урус-бахадур. Некоторые другие эмиры Великого Хана (хан-и бузургвар): Мурад-Суфи-бек, Хаджи-бек, Суфи-бек и Йапагу-бек; из людей [племени] хитай — Шадман-бек и Кирай-ходжа-бек; из людей [племени] найман — Абу Бакр-бек, 'Умар-бек, 'Усман-бек и 'Али-бек ; из людей [племени] танкут — Мурад-Суфи-оглан и Шайх-Суфи-оглан; из людей [племени] чинбай — Хусайн-оглан; из людей [племени] шункарлы — Иди-Суфи-оглан; из людей [племени] шадбаклы — [Балх]-оглан; из людей [племени] иджанлик — Бишкант-оглан и его брат Хизр-Шайх-оглан. Это общество эмиров и бахадуров стало причиной могущества хана…». МАСУД БЕН ОСМАНИ КУХИСТАНИ «ТАРИХИ АБУЛХАИР-ХАНИ» «...Когда содержание их речей дошло до слуха августейшего [Абулхаир-хана] и [у него] укрепилось намерение падишахское, равнозначное судьбе и року, сопутствующему завоеваниям и победам, он приказал, чтобы эмиры славные и багадуры испытанные в боях, такие, как Омар-бий-буркут, Махмуд-бек-конрат, Баглы-ходжа-конрат, Урус-конрат, Суфи-бек-найман, Кара-Гусман-найман, Омар, Абубекр-найман, Кара-Гусман-найман, Тули-ходжа-кушчи, Даулет-ходжа-диван-кушчи, Кунгур-бай-кушчи, Хаким-шейх-багадур, Акча-урус, Сарык-Шиман-мангыт, Ходжа-багазур-барак 33, Ташбект-оглан-ииджан, Шейх-Мухаммед-багадур-уйсун, Кылыч-бай-багадур-уйсун, Хызр-шейх-багадур-ииджан, украсив [своим присутствием] левое крыло войска, направились на битву и сражение. Султан сейидов, источник могущества и счастья, Кыл-Мухаммед-сеид, Кара-сеид, Якуб-дурман, Каракедей-дурман, Дулятак-бий-дурман, Аникей-ходжа-дурман, Кара-тирчик-дурман, Мумын-дервиш-багадур-тубай, Хусейн-оглан-чимбай, Даулет-суфи-оглан-каан-байли, Сабир-шейх-багадур-уйгур, Ядыгар-багадур-уйгур и другие витязи и славные воины, украсив и укрепив [своим присутствием] правое крыло, направили поводья решимости в намерении сразиться с Махмуд-ходжа-ханом, который был одним из выдающихся государей своего времени...»
- Вчера
-
@АксКерБорж Разрекламированное питьё кобыльего парного молока - похоже на новшество. -- Выше я указал ссылку на книгу «Конный мир казахов» (2022). Автор ссылается на первоисточники. Книга в открытом доступе. В этой книге утверждается, что семиреченские казахи и кыргызы смазывали козлятину кумысом. И в других местах упоминается об употреблении козлятины. У автора целая глава, посвящённая кумысу. С фотографиями из музеев. Там также есть глава о конском снаряжении - стременах, седлах и региональных различиях. На первый взгляд хорошая книга. Цитата: "Семиреченские казахи, а также кыргызы имеют обыкновение хранить козлятину, предварительно смазав ее кумысом (CLXI, 386). " Страница 198 386. Никольский Д.П. О спиртных напитках среди наших инородцев // Труды антропологического общества при императорской военно-медицинской Академии. Т. 5. СПб., 1901.
-
Рассадин В.И.: "... Общетюркское слово saγ = "доить" [ЭСТЯ 2003, с.137-140], как и тур.-месх. сағ= и др.-тюрк. saγ= «доить», прослеживается в калм. саа= «доить», ср. староп.-монг. saγa=, х.-монг. саа=, бур. hаа= id.; тур.-месх. сағым, др.-тюрк. saγïm «удой, надой молока» – калм. саам «удой, надой», ср. староп.-монг. saγam, х.-монг. саам «кобылье молоко; удой, надой», бур. hаам «удой, надой». ... Многие названия молочных продуктов, широко распространённые среди монгольских народов, в том числе и калмыков, хорошо этимологизируются на материале тюркских языков". А вот и сам ДТС:
-
@Kirikmiltik Утемиш Хаджи "Чингиз наме". Однако не надо путать Тохтамышевских аргынов с казахскими аргынами, которые находились у других Чингизидов.
-
Просмотрел имеющиеся в своем распоряжении труды по этнографии казахского народа 19 века А. Букейханова, Ш. Ибрагимова, У. Джанибекова - все описывали традиции Степного края. Первые двое упоминают лишь кумыс, а у Джанибекова есть такой эпизод: "... Кобылье молоко шло исключительно на приготовление вкусного, питательного и целебного напитка - кумыса (қымыз), верблюжье - другого подобного кумысу напитка шубат (шұбат) - на западе, кымыран (қымыран) - на юге, туйекымыз (туйе-қымыз) - на востоке Казахстана. В зависимости от времени года, качества поедаемых лошадьми трав кумыс бывал летний, осенний, зимний, значительно отличающийся друг от друга вкусом. Кумыс, как и шубат, различали и в зависимости от выдержанности: Саумал - мало сброженный, смягченный добавлением парного кобыльего молока и хорошо перемешанный. Предназначался, главным образом, для стариков и детей". Из слов этнографа становится ясно, что саумал это не парное кобылье молоко, т.е. не свеже выдоенное кобылье молоко, как нынче стали его понимать и увлекаться им, а это смесь кумыса с парным молоком. И предназначался он для стариков и детей. И понятно почему, потому что им трудно пить крепкий кумыс, у самого в детстве были такие же ощущения от кумыса, от крепости скулы сводило. ) Тем самым, саумал это типа смягченного кумысного коктейля для детей и стариков. В этом плане свидетельства Левшина и Жанибекова совпадают: 1) Саумал это не парное кобылье молоко; 2) Саумал казахи не пили (не считая детей и стариков), а парное молоко не пили тем более. Поэтому, все таки, наверняка, нынешнее увлечение некоторых казахов парным кобыльим молоком якобы в целебных целях, которое они ошибочно называют саумалом, это явление новое, 21 века.
-
Можно увидеть исторические документы, или ссылки подтверждающие что в племенном союзе Тохтамыша были Аргыны.
-
Я просил привести письменные, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. свеже выдоенного кобыльего молока. По ссылке Чокан Валиханов не пишет, что казахи пили саумал. По ссылке есть сноска 13: А. И. Левшин получил не вполне достоверные сведения. "Айран" не вино, а кислое молоко, широко распространенное среди многих тюркоязычных народов, "саумал" - недобродивший кумыс, который, казахи не пили, т. к. он приводил к расстройству желудка.
-
@Kirikmiltik Шамильоглу ссылается хотя бы на племенной состав Тохтамыша, а любитель Нурлан Салтаев написал бред.