Zake Опубликовано 17 декабря, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2022 11 минут назад, АксКерБорж сказал: Я просто никак не могу понять, почему другие числительные у найманов были вроде как тюркские, например известен полководец с титулом Еди-туклук (букв: ведающий семью знаменами), а числительное восемь у них было не секиз, а найман. Перевели на монгольский и все. Тюркское сегиз/сагиз и найман могли вначале использовать параллельно, а потом оставить монг. вариант. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 декабря, 2022 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2022 9 минут назад, Zake сказал: Перевели на монгольский и все. Тюркское сегиз/сагиз и найман могли вначале использовать параллелно, а потом оставить монг. вариант. Это все равно что мы в советское время стали бы вместо "сегіз" использовать "восемь", сперва параллельно, а потом оставили бы русский вариант. бір, екі, үш, төрт, бес, алты, жеті, восемь, тоғыз, он Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 декабря, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2022 1 минуту назад, АксКерБорж сказал: Это все равно что мы в советское время стали бы вместо "сегіз" использовать "восемь", сперва параллельно, а потом оставили бы русский вариант. бір, екі, үш, төрт, бес, алты, жеті, восемь, тоғыз, он Не согласен. Там же идет речь о конкретном названии. Название может остаться хоть арабское или персидское. Со временем носители, конечно, забыли значение найман. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 декабря, 2022 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2022 9 минут назад, Zake сказал: Не согласен. Это шутка с долей правды. )) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 декабря, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2022 Много раз писали о связи найманов и уйгуров. Они вышли из одной общности тогуз-огузских племен. Это в том числе можно понять исходя из анализа текстов Рашид ад Дина и Джувейни. Своё происхождение и найманы и уйгуры связывали с Буку-ханом, который родился от дерева. https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext3.html Рашид ад Дин: ...Царя найманов, бывшего у них до вражды Чингиз-хана с найманами, называли Инанч-Билгэ 678 Буку-хан. Значение слова инанч – верить; билгэ – прозвище, [означающее] «великий». Буку-хан в древние времена был великим государем, [к памяти] которого уйгуры и много [других] племен относятся с полным уважением и рассказывают, что он родился от одного дерева. Этот же Буку-хан, который родился от дерева был родоначальником уйгуров у Джувейни http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Juweini_3/frametext11.htm ...Уйгуры считают, что их род появился и умножился на берегах реки Оркон 117, берущей свое начало на горе Каракорум 118; город, построенный Кааном в нынешнем веке, также назван в честь этой горы. Тридцать рек берут на ней свое начало; на каждой реке жил особый народ; уйгуры на Орконе составляли две группы. Когда их число увеличилось, они по примеру /40/ других народов выбрали из своего числа вождя и стали ему подчиняться. Итак продолжалось в течение пятисот лет, до появления Буку-хана 119. И говорят, что Буку-хан был Афрасиаб... ... В то время две реки Каракорума, одна из которых называлась Туула 126, а другая- Селенга, сливаясь, протекали вместе по местности, называемой Камланчу 127; и между теми двумя реками близко друг к другу стояли два дерева; одно из них, по форме похожее на сосну (назб), называется кушук 128, и крона его зимой сходна с кроной кипариса, а плоды его по форме и вкусу напоминают кедровые орехи (chilgūza); другое же называется тоз 129 Между двумя деревьями вырос огромный холм, и на него сходил свет 130 с небес; и с каждым днем холм становился все больше. Увидев сие зрелище, уйгурские племена изумились; и, почтительно и со смирением приблизившись к холму, услышали сладкие и приятные звуки, похожие на пение. И каждую ночь [37] этот свет освещал все вокруг на тридцать шагов, и, как беременной женщине приходит срок рожать, так и в нем открылась дверь, и за ней было пять отдельных помещений, похожих на юрты, /41/ в каждой из которых сидел младенец мужского пола; против рта каждого младенца висела трубочка, из которой он мог сосать молоко; а над юртой была натянута серебряная сеть... ... Наконец они вышли из юрт и были вверены попечению кормилиц, и люди почитали их и служили им. Как только они были отняты от груди и научились говорить, они спросили, кто их родители, и люди указали на те два дерева. Они подошли к тем деревьям и поклонились им так почтительно, как послушные дети кланяются своим родителям; они также выказали знаки уважения и почтения к земле, на которой росли деревья. Тогда деревья заговорили и сказали следующее: «Хорошие дети, наделенные благородными качествами, всегда следуют этой тропой, исполняя свой долг перед родителями. Да будет долгой ваша жизнь, а ваши имена сохранятся навеки!» 131 Все племена этого края пришли посмотреть на детей и оказали им почести, подобающие царским сыновьям; и, уходя, они дали имя каждому из них: старшего они назвали Сонкур-тегин, следующего за ним-Котур-тегин, третьего- Тюкель-тегин, четвертого Ор-тегин и пятого-Буку-тегин 132. ... Они нашли, что Буку-хан превосходил остальных красотой своих черт и силой своего ума и рассудительностью; кроме того, он знал все языки и письменность других народов. Поэтому все были единодушны в решении сделать его ханом; и они собрались вместе, устроили пир и посадили его на ханский трон... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 декабря, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2022 Марко Поло, Юань Ши тоже связывают рождение/происхождение государя уйгуров с деревом: Cp. с упоминанием Рашид ад-Дином Бугу-хана (см. прим. 119 к [VII]), «который был великим правителем в древние времена, весьма почитаемым уйгурами и многими [другими] племенами, которые рассказывают о нем, что он был рожден от дерева» (Хетагуров, 139). Эта легенда была известна Марко Поло: «Они [т. е. уйгуры] говорят, что король, который первый правил ими, был рожден не от людей, а от одного из тех наростов, что образуются от сока на коре деревьев и которые мы называем esca» (Benedetto, 73). Китайскую версию, изложенную в Юань-ши (которая поразительно близка к версии Джувейни), см. в: Bretschneider, I, 247. Данные из стеллы гаочанских идикутов (датируется 1334 г.) , где также описывается рождение найманского, уйгурского Буку-хана от нароста на дереве https://www.synologia.ru/a/К_вопросу_о_Каракоруме#cite_note-23 ;...В землях уйгуров есть горы Хэлинь, [из которой] вытекают две реки, [одна] называется Ту-ху-ла, [вторая] называется Сюэ-лин-гэ. Однажды ночью небесный свет снизошёл на дерево между двумя реками. Люди пошли туда и осмотрели его. Дерево породило нарост, подобный беременному человеческому телу, и оттуда был постоянно виден свет. По прошествии девяти месяцев и десяти дней нарост разодрался, были обретены пять младенцев, [люди] взяли их выкармливать, тот, который был самым младшим [из них][75], звался Удань Буку-каган 兀單卜古可罕[76]. Так как он был силён, то сумел завладеть людьми, землями и полями своего народа и стал их правителем Этот наймано-уйгурский Буку-хан скорее всего и есть тот самый древнеуйгурский каган Bögü Qaghan https://en.m.wikipedia.org/wiki/Bögü_Qaghan Его также звали Идигянь, который в свою очередь был сын Моянчора-Байинчура-Бодончара или Керей-кагана. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 декабря, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2022 @АксКерБорж не помню, обращали ли вы внимание на это: почему то слово "сахранишн" ("сахри" -"степь") как характеристика мест обитания найманов перевели как "кочевые", ссылаясь на живой говор таджиков. Хотя по контексту понятно, что речь идет о "степняках" найманах, которые обитали и в степях и в сильно гористых местах. (Напомню, Карпини писал о найманах, обитающих в гористых местах). Такое ощущение что "сахранишн" не перевели как "степняки", чтобы акцентировать внимание читателей на обитание найманов в горах. https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext3.html Эти племена [найманов] были кочевыми 650, некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые – в равнинах. Места, на которых они сидели, как упомянуто [?], таковы: Большой [Екэ] Алтай, Каракорум, где Угедей-каан, в тамошней равнине, построил величественный дворец, [137] горы: Элуй 651-Сирас и Кок-Ирдыш [Синий Иртыш], – в этих пределах обитало также племя канлы, – Ирдыш-мурэн, который есть река Иртыш, горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана, до области, в которой живал Он-хан, – по этой причине у найманов с Он-ханом постоянно была распря и вражда, – до области киргизов и до границ пустынь, соприкасающихся со страной уйгуров. Эти племена найманов и их государи были уважаемыми и сильными; они имели большое и хорошее войско; их обычаи и привычки были подобны монгольским. 650. В тексте сахранишин, что проф. Березин переводил как степное племя; между тем в живом таджикском языке термин сахранишин или, в просторечии, сарашин означает кочевника, в противоположность названию шахрнишин или шахршин, – «оседлый житель», безразлично – горожанин или сельчанин. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 декабря, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2022 О поклонении сибирских тюрков деревьям https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-kulta-dereva-v-traditsionnom-mirovozzrenii-tyurkov-sayano-altaya "... Полевые материалы, этнографические записи, фольклорные тексты исследователей свидетельствуют, что в настоящее время достаточно полными остаются знания о родовом характере почитания деревьев. Согласно сообщениям информантов, каждый алтайский род (сӧӧк) считал определенную породу деревьев священной, а род имел тотемное дерево. Еще в XIX в. исследователями Горного Алтая зафиксировано, что каждый из алтайских родов ведет свою генеалогию от определенных пород деревьев: «Иркит происходит от дерева «ргай – ыргай» (жимо- лость). Другие говорят: «у иркитов отец – “ргай”, мать – береза… Иркит и Сойон два брата (отец – “ргай”, мать – береза)... ...Деревья в хакасской культуре являлись хранителями родовых душ: «Дерево – это дом человеческой души», гласит поверье. Каждый род имел свою породу деревьев, которые назывались «сёёк чулазы» (родовая душа) или «агас сёёги» (древесный род). Как отмечают исследователи, у сеока сайын и черных бельтыров родовым деревом была лиственница, у сеока хобый – кедр, у сеока туран и белых бельтыров – береза, у сарыгларов – желтый тальник..." У алтайцев деревья, имеющие "странную форму" и нарост, считались почитаемыми и "шаманскими". "...Почитались некоторые деревья за их «странную форму», за то, что в них обитает какая-то сила, какой-то дух. В этой связи весьма интересны представления алтайцев о лиственнице – «тыт». В народе почитание этого дерева связывали с деятельностью шаманов. Согласно шаманским представлениям, это дерево у Кудая будто бы некогда выпросил для себя кам. Даже в речи современного алтайца часто можно услышать «кам-тыт» (букв. «лиственница кам», здесь «шаман-лиственница»). Не все лиственницы относились к этой категории, а конкретное дерево с определенными признаками: дерево с особенно пышной переплетенной кроной. Своеобразный шарообразный нарост находился на верхушке или середине лиственницы. Считая, что это дерево принадлежит шаману, алтайцы не подходили к «кам-тыт» [9. С. 132]. Информанты сообщили, что дух-хозяин этого дерева покровительствует шаману и поэтому может отрицательно подействовать на простого человека. Нельзя было приближаться к такому дереву..." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 декабря, 2022 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2022 15 часов назад, Zake сказал: Этот наймано-уйгурский Буку-хан скорее всего и есть тот самый древнеуйгурский каган Bögü Qaghan https://en.m.wikipedia.org/wiki/Bögü_Qaghan Его также звали Идигянь, который в свою очередь был сын Моянчора-Байинчура-Бодончара или Керей-кагана. Выходит, что предки найманских ханов, керейтских ханов и предков Чингизхана одни? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 декабря, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2022 После анализа сведений касательно происхождения/рождения найманского, уйгурского Буку-хана от дерева (причем Марко Поло конкретно связывает рождение Буку-хана с наростом от сока на дереве), то прихожу к следующему выводу: название САГИЗ изначально не имело отношение к цифре "8", а имело отношение к жевательной древесной смоле, камеди, т.е. смолистому наросту от сока на дереве. Этимологически (изначально) САГИЗ было связано с древесной смолой/камедью/живицей, но при этом было близким к САКИЗ/СЕКИЗ (лексическое значение "8"), монгольский эквивалент которого (найман) и использовался в дальнейшем. Таким образом, название САГИЗ-САКИЗ отражало древнетюркский анимистический либо "манихейский" взгляд на обстоятельства рождения найманского или уйгурского Буку-хана (связь с деревом, древесной смолой, камедью, смолистым наростом, живицей). P.s. На нынешнем казахском это шайыр или сағыз https://kk.m.wikipedia.org/wiki/Шайыр 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 декабря, 2022 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2022 То редкое стечение обстоятельств, когда на найманах сошлись разные объяснения - сакиз (древесная жевательная смола), секиз (числительное восемь), семиз-секиз (благополучный тучный скот), найман (числительное восемь), майман-найма (торгаш, предприимчивый человек). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 18 декабря, 2022 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2022 Я считаю,что Секиз муран это нынышный Эгийн гол. Эгийн-Гол, Эг (Эг-Гол, монг. Эгийн гол, Эг гол) — река на севере Монголии. Левый приток Селенги. Длина реки составляет около 475 км. Вытекает из озера Хубсугул. Высота истока — 1645,2 м над уровнем моря (высота уреза воды озера Хубсугул)[1]. Высота устья — 829 м над уровнем моря[2]. С октября—ноября до середины—конца апреля река замерзает. Берега реки в верховьях лесисты. В среднем течении Эгийн-Гол дробится на множество рукавов, образуя острова, сильно заросшие ивняком. Из рыб в реке водятся хариус, таймень, ленок и другие. Самый крупный приток — Уурэ-Гол (левый). Правительство Монголии планирует построить гидроэлектростанцию на реке Эгийн-Гол мощностью 315 мегаватт, на что китайский Эксимбанк в 2015 году выделил льготный заём в 1 млрд долларов[3][4]. По оценкам экологов, это может привести к изменению климатических, биологических и гидрологических процессов в экосистеме Селенги и озера Байкал, для которого Селенга является основным источником воды[5]. Планы монгольской стороны вызывают обоснованные протесты жителей российских регионов Прибайкалья[6]. В мае 2017 года, по сообщениям СМИ, проект строительства ГЭС на реке Эгийн-Гол был исключён Китаем из программы «Один пояс и один путь»[3]. В районе строительства будущей ГЭС на реке Эгийн-Гол во время сплошного исследования предполагаемой зоны затопления найдены самые древние из известных в Азии каменных курганов эпохи неолита, датируемые 7-м тысячелетием до нашей эры[7]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эгийн-Гол Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 18 декабря, 2022 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2022 Эгийн гол и Сэлэнгэ мөрөн. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 декабря, 2022 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2022 3 минуты назад, Steppe Man сказал: Я считаю,что Секиз муран это нынышный Эгийн гол. Где пропадали, Аза? С Женко воевали? )) 16 минут назад, Zake сказал: Ну кто будет усложнять себя поиском киданьского/монгольского варианта древесного сока/смолы Монг: древесная смола - давирхай. Кушлук ас-Давирхай. )) Вот вам и найманы монголы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 18 декабря, 2022 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2022 http://isee.mn/uploads/news/4x3/2021/08/25/iuyt.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 18 декабря, 2022 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2022 1 hour ago, Zake said: «Иркит происходит от дерева «ргай – ыргай» (жимо- лость). Другие говорят: «у иркитов отец – “ргай”, мать – береза… Иркит и Сойон два брата (отец – “ргай”, мать – береза)... " Яргай мод. Яргай ташуур https://toli.query.mn/dictionary_items/1834 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 18 декабря, 2022 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2022 5 часов назад, Zake сказал: В общем, после анализа сведений касательно происхождения найманского, уйгурского Буку-хана от дерева (причем Марко Поло прямо связал происхождение Буку-хана с соком от нароста на дереве), то прихожу к следующему выводу: название САКИЗ изначально не имело отношение к цифре "8", а имело отношение к жевательной древесной смоле, камеди, соку от наростов на дереве. Это банальные омонимы. Таким образом, этимологически (изначально) САКИЗ было связано с древесной смолой/соком, но при этом также имело лексическое значение "8", монгольский эквивалент которого (найман) и использовался в дальнейшем. Это может говорит о том что изначально найманы были монголоязычны Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 21 декабря, 2022 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2022 ойгор.ой -лес ? Отюкен -Ойтуган? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 21 декабря, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2022 Если по легенде Буку-хана и пр. родило дерево, значит они на начальном этапе питался "продуктами" родителя-дерева, т.е. древесным соком/смолой. Это следует логике легенды и самим текстам. Оказывается сюжет с люлькой, двумя деревьями и протянутой трубкой для кормления младенца древесным соком являлся достаточно распространенным в древнетюркских памятниках. Об этом пишется в статье Зуева Ю.А. "Манихейство и Талас". Автор пишет о березе и березовом соке, я же думаю, что это касается и других видов древесного сока. Зуев Ю.А. приводит параллели с алтайским эпосом. Кроме того, он считает что манихейство пришло еще до Буку-хана (подробнее можно прочитать в его статье). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 21 декабря, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2022 29 минут назад, Steppe Man сказал: ойгор.ой -лес ? Отюкен -Ойтуган? Я эти ваши хихиканья по поводу леса не понимаю. Посмотрите, все эти параллели ( рождением от дерева и т.д. ) древних уйгуров можно найти именно у (лесных) сибирских тюрков. И следы манихейства тоже у них. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 21 декабря, 2022 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2022 4 minutes ago, Zake said: Я эти ваши хихиканья по поводу леса не понимаю. Посмотрите, все эти параллели ( рождением от дерева и т.д. ) древних уйгуров можно найти именно у (лесных) сибирских тюрков. И следы манихейства тоже у них. Ойрат в монгольском Ойгур в тюркском.Это мое мнение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 21 декабря, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2022 В 18.12.2022 в 15:32, Zake сказал: В общем, после анализа сведений касательно происхождения найманского, уйгурского Буку-хана от дерева (причем Марко Поло конкретно связывает рождение Буку-хана с наростом от сока на дереве), то прихожу к следующему выводу: название САКИЗ изначально не имело отношение к цифре "8", а имело отношение к жевательной древесной смоле, камеди, т.е. смолистому наросту от сока на дереве. Это банальные омонимы. Этимологически (изначально) САКИЗ было связано с древесной смолой/камедью/живицей, но при этом также имело лексическое значение "8", монгольский эквивалент которого (найман) и использовался в дальнейшем. Таким образом, название САКИЗ отражало древнетюркский анимистический взгляд на обстоятельства рождения найманского или уйгурского Буку-хана (связь с деревом, древесной смолой, камедью, смолистым наростом, живицей). P.s. На нынешнем казахском это шайыр или сағыз https://kk.m.wikipedia.org/wiki/Шайыр Продолжу развитие мысли касательно связи найманского, уйгурского Буку-хана с древесным соком/смолой. (Тот кто хочет комментировать пусть вначале прочитает как я пришел к такому выводу, без чтения лонгридов никак) Я уже писал, что судя по текстам и данным из памятников, рожденный деревом Буку-хан на начальном этапе как раз питался "продуктом" дерева, т.е. древесной смолой/соком, живицей, т.е. САГИЗ. Марко Поло напрямую связывал рождение Буку-хана с наростом от древесного сока, т.е. с самой древесной смолой, камедью, живицей. Т.е. в связи с Буку ханом САГИЗ - это и есть "древесное" молозиво или молозиво как субстанция, которая его породило. Здесь я вижу параллели с Огуз-ханом, имя которого тоже можно связывать с молозивом (первым молоком). https://forum-eurasica.ru/topic/6369-огуз-уыз-ууз/?do=findComment&comment=414196 Таким образом, "древесное" молозиво САГИЗ=женское молозиво УЫЗ/УКУЗ. Ранее писал, что прототипом Огуз-хана являлся караханидский Сатук Богра хан. Теперь опираясь на свидетельства рождения Буку-хана полагаю, что ранним прототипом был уйгурский, найманский Буку-хан (Идигянь) и со временем эта легенда обрастала новыми подробностями. Кроме того, сам Джувейни связывал Буку-хана с Афрасиабом, а караханиды своё государство называли "домом Афрасиаба". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 декабря, 2022 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2022 Отлично. Прошу прощения за небольшой оффтоп, мне приходилось видеть как собирают живицу с хвойных пород и пообщаться с собирателем. Но это не был Буку-хан, а был зк. ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 21 декабря, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2022 11 минут назад, АксКерБорж сказал: Отлично. Прошу прощения за небольшой оффтоп, мне приходилось видеть как собирают живицу с хвойных пород и пообщаться с собирателем. Но это не был Буку-хан, а был зк. ) Так Буку-хан не был собирателем живицы. Его самого дерево породило, по сведениям Марко Пало Буку-хан вышел из смолистого нароста на дереве, образованого древесным соком. Согласно стелле гаочанских уйгуров Буку-хан вышел из нароста на дереве. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 декабря, 2022 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2022 11 минут назад, АксКерБорж сказал: Но это не был Буку-хан, а был зк. ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться