Перейти к содержанию

Rust

Admin
  • Постов

    19046
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Победитель дней

    353

Rust стал победителем дня 20 января

Rust имел наиболее популярный контент!

9 Подписчиков

Информация о Rust

  • День рождения 05/29/1968

Старые поля

  • Страна
    Russia

Контакты

  • Сайт
    http://www.eurasica.ru

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Tomsk

Посетители профиля

96248 просмотров профиля

Достижения Rust

Супераксакал

Супераксакал (5/5)

2.1 тыс

Репутация

  1. Нет. Безголовый будет "башсыз". @Cuckinator посмотрите книгу А.Мокеева "Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане". Бишкек, 2010. с. 70, там он связывает басызов с басмылами. В моей копии книги почему то не 70 страницы
  2. Вот автоперевод из статьи Мамбета Турду и Салк: Язык фуйюских кыргызов тождественен хакасскому (статья О. Каратаева): типичный "з"-язык.
  3. Нет, китайцы совсем не глупые. Только до 1945 года фуюйских кыргызов неглупые китайцы причисляли к олетам, т.е. джунгарам, несмотря на их тюркский язык. По сути у них даже не спрашивали, их там очень немного относительно более многочисленных олетов/джунгар, с кем их туда переселили маньчжуры. Только в 1945 году их стали именовать официально кыргызами, так же как и синьцзянских кыргызов. Получается для китайцев теперь это один народ. Относительно калпаков. Вот данные, которые были получены по их одежде в статье О. Каратаева: Что за белый материал? Почему не указан войлок? К ним для исследования в 90-х годах ездил синьцзянский кыргыз Мамбет Турду вместе с польским исследователем Гундулой Сарк. Неужели они бы не отметили факт использования войлочных калпаков, идентичным кыргызским? Такие факты являются очень существенными для исследователей. Относительно близости к хакасам - это доказал В.Я. Бутанаев, сравнив их родовые группы/фамилии с хакасскими родами - табын, бельтыр, сайын, бури и т.д.
  4. У О.Каратаева есть информация по басызам: "Басыз - сол канаттагы ири уруулардын бири (Абрамзон, 110). Уруунун аскердик урааны “Акбуура” деп чакырылганы маалым (Абрамзон, Т.IV, C.79.). Басыз - кыргыз, мундуз, дөөлөс ж. б. этнонимдери сыяктуу эң байыркы этникалык аталыш катары кароого болот. Басыз: -з мүчөсү байыркы түрк доорунан көптүк маанини аныктаган сөз жасоочу мүчө катары белгилүү (Серебренников, Гаджиева 1979, 88). Сейф ад-Дин Аксыкендинин “Мажму ат-Таварихинде” (XVI к.) жазылган генеалогиялык баяндар боюнча басыз уруусу кыргыздардын сол канатына кирери айтылат (МИКК, 208). ХУШ к. кытай булагы “Сиюй тучжи” басыз уруусу “батыш кыргыз ордосунун” курамында экендигин баяндайт (Абрамзон С.М. Т.IV. С.80). Этнонимдин параллели Афганистандын түндүк-чыгыш аймагын байырлаган катагандардын курамында да бар экендиги аныкталган. Бул ири этнографиялык топтун этностук тегинин кыргыздарга өтө жакындыгы абройлуу изилдөөчүлөрдүн эмгектеринде далилденген. Д.Лорддун берген маалыматтарында басыздар өзбеккатагандардын (эскертүү: илимге өзбек-катаган деген ат менен кирип калган бул этностук топтун өкүлдөрү өздөрүн “өзбек” деп аташпайт - О.К.) он алты уругунун бири болгондугу чагылдырылат (Кармышева 1976, 105, 244-245; Молдобаев 1995, 149-150). Бул басыздардын катагандар менен этникалык байланышын тастыктары бышык. Санжыралык маалыматтарда басыз уруусунун түпкү атасы Аксуулук Түгөл деп аталат. С.М. Абрамзон бул топонимди Чыгыш Түркстандагы Ак Суу менен байланышта карайт (Абрамзон 1990, 68). Ч.Валиханов, П.П. Семенов Тянь-Шаньский, Н.А. Аристовдор өз эмгектеринде басыздарды оң канат кыргыздар экендигин баса белгилешет. Болжолу, бул пикирлер басыздардын оң канаттагы кыргыз уруулары менен бирге көчүп - конуп жүргөнүнөн болуусу мүмкүн. XVIII к. кытай жазма булагында (“Сиюй Тучжи”) басыздар (кыт. ба-се-цзы) батыш кыргыз ордосунун курамына киришери баяндалат (Абрамзон С.М, 1960, Т.IV, 79-80)". Т.о. фиксируется связь басызов с катаганами.
  5. Rust

    Уйгуры

    Древние хакасы этот народ, придуманный Кызласовыми. От хягяньсы, т.е. "кыргыз". Был типа народ хакас и у них был знатный род кыргыз.
  6. Фуюйские кыргызы очень близки хакасам, по языку и культуре. Однако в официальном китайском списке национальностей фуюйские и синьцзянские кыргызы - считаются одним народом. Где-то читал, что из-за этого им привезли традиционные кыргызские калпаки. Сами они как я понял калпак не носили.
  7. Изображения сельджуков у правого виден крест на груди. Сыновья Сельджука - Микаил, Юнус (Иона), Муса (Моисей) и Исраил.
  8. Предположу, что в "Танхуйяо" представлены данные по древнему государству Кангюй/Канцзюй, при этом его лошади связываются с известными ферганскими скакунами (до н.э.). В то же время даются данные по племени кангарлыг/кангар, которое впоследствии кыпчакизировалось в канглы/канлы. Вот собственно текст Юдина по "Танхуйяо" - Тамги лошадей из вассальных княжеств: Как мы видим - сравнение государства Кан - Самарканда с Кангюй - неправильно - выделил выше. Это значит, что информация автора текста в Вики - не совсем верна.
  9. Надо смотреть саму статью.
  10. Это действительно так. Яркий пример ассимиляции - это этническая общность караунасов, т.е. смесь монголов с местными народами (иранцы, индийцы) в Хорасане и Афганистане. Эти караунасы, точнее их предводитель эмир Казаган, убивший последнего реально правящего чагатайского хана Казана, потом его внук Хусейн (соратник эмира Тимура) - играли существенную роль в Чагатайском улусе..
×
×
  • Создать...