Ув. Эсен, даже в случае смены обряда с трупосожжения на трупоположение, должны были сохраниться артефакты, которые относились бы к культурам енисейских кыргызов - керамика, оружие, конское снаряжение и т.д. Этого нет. Движение действительно шло через Алтай, на 11 век самый южный вариант - Текели.
Кыргызы настолько беспокойный и воинственный народ, что они постоянно попадают в поле зрения источников. До монгольского времени и немногим позднее кыргызы на Тянь-Шане не фиксируются.
Далее - язык. Смена языка на кыпчакский "й" язык (айак, кой) с ен. кыргыз. "з" языка (азак, коз). Когда она произошла? Худяков писал что от соседей. Один из кыргыз. журналистов на Фейсбуке писал мне что язык можно поменять на базаре (!) и т.д. Я веду к тому, что на Тянь-Шане кыпчаков не было, чтобы смешаться и поменять язык.
Самое первое упоминание кыргызов, насколько я помню это Самарканди под 1399 годом упоминает кыргызских плениц, которых вместе с кашгарками, яркендками отправил своему деду эмира Темиру его внук Искандер.