Перейти к содержанию

Rust

Admin
  • Постов

    19192
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Победитель дней

    372

Rust стал победителем дня 6 мая

Rust имел наиболее популярный контент!

9 Подписчиков

Информация о Rust

  • День рождения 05/29/1968

Старые поля

  • Страна
    Russia

Контакты

  • Сайт
    http://www.eurasica.ru

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Tomsk

Посетители профиля

99110 просмотров профиля

Достижения Rust

Супераксакал

Супераксакал (5/5)

2.1 тыс

Репутация

  1. Термин "Ма-а" переводят как "чалма".
  2. 1. Уважаемый Эсен, моя версия тождественна идеям ув.А. Мокеева. К одной версии мы пришли вне зависимости друг от друга. 2. По РАду непонятно, локализация этих княжеств приблизительная. 3. По МАТ Манас кыргыз из каркаринских кыпчаков. Судя по сюжету эпоса Манас и структуре кыргызских племен, информаторы у Ахсикенти были хорошие. Задолго до времени Ахсикенти кыпчаки уже были частью кыргызов. 4. Я изучил данные Валиханова. Он ссылается на сюжет о путешествии Чан Дэ на запад: Страна Ма-а по предположению переводчиков, это "страна мусульман". Однако опять нестыковка в виде употребления собак для саней кыргызами. Это явно указание на какие-то северные народы. Сама фраза не совсем понятно, то ли это кыргызы, которые используют ездовых собак живущие в этом регионе, либо просто упоминание не связанное с местными народами. Т.е. он пишет про сани и вдруг вспоминает кыргызов, которые используют собак для саней?
  3. 1. Относительно поглощения. Как раз кипчаки поглотили кимакское население области Каркар(а)хан, оттуда батыр Манас и его дружина каркаринских кыпчаков. В этой области проживало смешанное кимако-кыргызское население, к ним добавились кыпчаки. Получился такой кимако-кыргызско-кыпчакский микс. Судя по всему, еще во времена Кимакского каганата, в эту область проникло большое количество ен. кыргызов. Ядро этой области - именно кипчакизированные/кимакизированные кыргызы, т.е. наши предки. Эта область располагается историками (Кумеков и др.) в районе совр. города Каркаралинска в Казахстане. Однако топонимов с основой "каркар" множество, например река Кур-кара-усу рядом с городом Манас в Синьцзяне, есть такая же река в Монголии. Видимо область была обширной от Каркаралинска до г. Манас. Сам топоним - река Манас упоминается в 13 веке(!). В этой области, возможно, происходило формирование ядра наших предков, генетически примерно 50 R1a (ен. кыргызы) на 30 % C3 (кимако-кыпчаки, моголы и др.). Несмотря на то, что сочинения "МаТ" полулегендарное, а также имеет множество анахронизмов, тем не менее: 1. в этом сочинении начала 16 века впервые упоминается Манас и его дружина. 2. в этом сочинении впервые упоминается список кыргызских племен - каркаринский кыпчак Манас с дружиной, группа кыпчаков джетти-кашка во главе с Ак-Тимур-кыпчаком, Тагай с сыновьями, Адигине с сыновьями и Салус-бек Булгачи как предок племен ичкилик. Этот список практически тождественен современным спискам. Уже это говорит о чрезвычайно важности сочинения "МаТ" для кыргызоведения. В настоящее время нет даже нормального перевода этого сочинения. Есть непрофессиональный перевод на кыргызский язык (уже 2 издания), и перевод на русский с кыргызского перевода (!) с ошибками. Например местность Шамал Джете - Северный Моголистан (Джете) переведена как личность Нужен хороший перевод, и надеюсь, усилиями наших казахских братьев (в сочинении много информации по Золотой орде) будет сделан хороший перевод. Кыргызы и в 12 веке были очень беспокойными И в монгольское время тоже. При воцарении Мунке, когда толуиды сносили угедеидов, одна монгольская армия выдвинулась к Каракоруму, другая продвинулась в Кыргыз и Кем-Кемджиут. Позднее, кыргызы стали военной силой Юань и нападали уже на Чагатайское ханство, во времена сыновей Хайду и Дувы-хана. Т.е. постоянно атаковали Восточный Тянь-Шань. Они так и пишут, что "кыргызы и китайцы (т.е. юаньцы)" постоянно нападают и разрушают владения чагатаидов. В тимуридских источниках до Бабура хорошо описываются племена, которые они покоряли в Моголистане - дуглаты, баарины, булгачи и т.д. Кыргызов увы нет. Уже при Бабуре кыргызы дошли до Каратегина, где упоминаются "Кыргызские горы". Южный алтайцы все же частично автохтоны Горного Алтая, теленгеты, Телецкое озера и т.д. упоминаются в монг. источниках. Не могли они утерять этноним, наоборот, они пишут о том, что с Алтая ушла часть народа на юг. Это как раз кыргызы. У РаДа кыргызы, Урус-инал и т.д. это кыргызы как Енисея, так и Алтая.
  4. Ув. Эсен посмотрите на карту, туда где находится Кашгар. Повторюсь в который раз - у меня нет подтвержденных данных упоминания кыргызов на Тянь-Шане ранее начала 15 века. Язык этих кыпчаков по Кашгари, если не ошибаюсь был более огузированный - "бан" вместо "мен". Не могли в 11 веке в регионе Кашгара смешаться кыргызы и кыпчаки, потому-что кыргызов там не было в тот период. Кыргызы настолько беспокойный народ, что их концентрация на Тянь-Шане в могольское время сразу же привела к войнам с соседями. Относительно поглощения кыпчаками области Каркар-хан немного не понимаю о чем Вы хотите сказать Это кимакская область. Оттуда вышли кыпчаки, в "Маджму ат-таварих" Манас из каркаринских кыпчаков, плюс Каракар(а)хан его родной дед. Значит таки поглотили смешавшись с кыргызами. Относительно Турфана. Это восточный Тянь-Шань, расположенный ближе к Алтаю, чем к Ала-Тоо, поэтому неудивительно нахождение там каких-то групп кыргызов. Однако все же нужно смотреть пруф. По ссылке анонимного пользователя ВК нет пруфов. От "северных склоны Восточного Тянь-Шаня" до южных склонов Алтая всего 170 км Это и есть указание на заселение Тянь-Шаня кыргызами в середине 15 века.
  5. Ув. Эсен, действительно с алтайцами сложный вопрос. Ответ для меня пока такой: на землях Большого Алтая и Западной Монголии было политическое объединение во главе с кыргызами. С 9 века до ухода кыргызов на Тянь-Шань в 14 веке происходила консолидация племен, "унификация", формирование единой культуры и языка. Была кыргызская группа племен и были подвластные, они себя кыргызами не именовали. Это предки южных алтайцев и телеутов. Возможно это была просто конфедерация племен, где были равные отношения. Т.е. предки южн. алтайцев не были носителями этнонима "кыргыз". Именовали себя как всегда по названиям племен - мундуз, тёёлёс, сары/саруу, кыпчак, найман и т.д. Те племена, кто смешался с кыргызами - стали кыргызами. те кто не смешался, стали предками южн. алтайцев и телеутов. По Ильчигидай-хану. Вот цитата ув. Т.И. Султанова: "Став ханом, Ильчигидай, как и его брат Кебек, не принял ислам, местом своего основного пребывания также избрал Западный Туркестан и продолжил деятельность своего предшественника по благоустройству страны. В частности, преемник Кебека восстановил крепость Хиндуван; по его приказу на юго-западной окраине Балха было построено большое селение, получившее название Ильчигидай, по имени своего основателя; и вообще он, по словам Махмуда ибн Вали, побуждал население «рыть каналы, сажать деревья, увеличивать число пашен и распределять участки по жребию» (Бахр ал-асар. Т.6. Ч.2, л.206). Вместе с тем Ильчигидай, согласно рассказу того же автора, обеспечивал внутренний порядок в стране и успешную ее защиту от внешних врагов. В частности, он совершил военный поход на северо-восток ханства с целью наказания «военачальников кыргызских племен» (сердаран-и аквам-и киргиз), которые подвергали нападениям окраинные земли Чагатаидов; оттуда Ильчигидай прибыл к берегам Иртыша и переселил тамошних «лесных жителей» (бишенишинан) в центральные районы своей «богохранимой страны» (судя по контексту, в юго-западные пределы Семиречья)". Т.е. он напал на кыргызов, по всей видимости в Западной Монголии, потом оттуда ушел к Иртышу (Южный Алтай) и увел тамошних жителей к себе в страну. Потом эти "переселенцы" образуют отдельный улус в государстве эмира Тимура - улус Ильчикдай. Который состоял из 4 племен: дурбат (дорбет/дербет), найман, кыпчак и нукус. Они, вместе с барласами стали опорой Тимура в его властных устремлениях, стали элитой в его государстве. Во вложении прилагаю нашу с Жаксылыком статью про этот улус. По Ю.С. Худякову все понятно, он сторонник теории о том, что монголы раскололи ранее единый массив кыргызов Восточного Туркестана и Енисея. Смену языка он объясняет тем, что переняли (!) от соседей. Соседями в это время были уйгурские племена. Почему у нас не уйгурский язык? По смешению кимако-кыпчаков и кыргызов на Алтае. Вот цитата из одной моей неопубликованной статьи "В период после 840 года, в период так называемого «киргизского великодержавия», происходит экспансия киргизских племен на территорию Алтайских гор вплоть до верховьев Иртыша. В верхнем Прииртышье обнаружены могильники с погребениями по обряду трупосожжения — с типичными особенностями киргизских погребений IX-X вв. [8, C.243-244]. Множество связанных с киргизами археологических памятников исследованы на Алтае — курганы и могильники Яконур, Акташ, Узунтал-XIII, Бажынты, Кара-Коба-I, Бийке, Кок-Эдиган, Гилево-I–V, XV, Иванов Ключ-I, Коргон-I, Чинета-II. Вещи киргизского типа обнаружены в могильниках Беш-Озек, Чарыш, Сростки-I, погребении у перевала Балтарган, поселении Куях-Танар, городищах Большой Яломан и Кайсын [14, C.9-97]. Более того, на Алтае найдены связанные с киргизами рунические надписи — надпись из Мендур-Соккона с упоминанием этнонима «кыргыз», Бичикту-Бом-I, Ялбак-Таш, Кара-Су, Верхний Сары-Кобы, Текпенек, Маныру-Кобы, Чирик-Таш [14, C.87]. С.Г. Кляшторный и Д.Г. Савинов выделяют отдельные алтайский и восточно-казахстанский локальные варианты культуры енисейских киргизов IX-X вв. [17, С.269-270], при этом на Западном Алтае фиксируется этническое смешение киргизов с местными кимакскими племенами [6, C.191]. Известно, что кимакская знать находилась «под значительным влиянием культуры завоевателей — енисейских киргизов» [5, С.66]. Историком А.М. Мокеевым, на основе сопоставительного анализа сведений восточных источников с данными археологии, этнографии, языкознания, был определена приблизительная хронология и географический ареал алтайского этапа развития киргизского этноса, где происходили интенсивные этнокультурные контакты киргизов с местными алтайско-телесскими племенами [30, С.21]". Худяков: "основное население Прииртышья — кипчаки стали переселяться не на Тянь-Шань". А как же сведения очень сведущего в истории тюркских племен и языков Махмуда Кашгари? Он упоминает две группы кыпчаков, причем одна из них вместе с огузами жила именно в Семиречье и на Тянь-Шане, северо-западнее города Кашгара он упоминает селение "Кыпчак". Относительно кимакской области Каркар(а)хан. Там жили кимаки, которые были схожи с кыргызами культурой, обычаями. Кашгари вообще не знает кимаков, знает только йемеков. Отсюда родилась версия о тождестве этих терминов благодаря характерному для кыпчакских языков выпаданию инициального "к" - кимак - йемак/имак. Кашгари при этом пишет, что йемаки - это одно из племен кыпчаков. Т.е. мы видим близость кимаков и кыпчаков. И в области Каркар(а)хан, по всей видимости, говорили на кыпчакском языке с архаичным слоем ен. кыргызского т.е. на предковом современному кыргызскому. Абдуманапов РА_Сабитов ЖМ_Улус Ильчикдай в империи эмира Тимура 2024.pdf
  6. Кыргыз - это и есть политоним. Абулгази хорошо описал это, что нынешние кыргызы это условно не настоящие кыргызы, а монголы и другие народы, которые приняли имя кыргыз. Здесь он фиксирует процесс формирования современных кыргызов на Тянь-Шане, когда смешалось несколько этн. компонентов — кыргызский "алтайский", могольский, карлуко-огузский и другие. В Кимакском каганате было 11 областей, которые управлялись "амилями", это типа сборщика налогов. Одна из этих областей кимакская область Каркар(а)хан, т.е. область где живут кимаки (не кыргызы), которые уже смешались с частью кыргызов, откуда пошли их кыргызские обычаи и культура. Относительно койбалов (которые уже исчезли) качинцев и сагайцев, которые не стали кыргызами. История не является линейным явлением, которое можно объяснить на основе нескольких правил. Т.е. история Минусы и история Алтая не могут быть одинаковыми. В Минусе сформировалась стройная эко-система, где каждый из народов занимал свою нишу. Кыргызы - были воинами, причем еще с домонгольского времени они похоже часто выступали в качестве наемных охранных дружин для караванов или целых городов. Например кыргызский отряд защищал от монголов Золотаревское городище. Вспомните кыргызов в Изнике, тоже какой-то отряд дошел до Анатолии. К монгольскому времени было несколько групп кыргызов. Одна - сибирская, т.е. минусинская или енисейская, это предки средневековых ен. кыргызов - тубинцев, алтысарцев и т.д. - "з" язык. Вторая алтайско-прииртышская - это уже смешавшиеся с кимако-кыпчаками кыргызы, говорившие на "й" языке, наши предки. Третья - башкирская группа, т.е. группа "кыргыз" у башкир. Четвертая группа дошла до Крыма, где было зафиксированы топонимы с основой "кыргыз". Пятая - монгольская группа, вошла в состав монголов. Шестая - ойратская группа, кыргызы среди ойратов, вошедшие и в состав калмыков. Седьмая группа - это часть кыргызов, возможно вошедшая в состав чулымских тюрков. Есть кыргызы и среди бурят. Я к тому, что кыргызы развеялись по многим землям. И здесь главный момент, который не может быть обойден сторонниками переселения кыргызов на Тянь-Шань в домонгольские времена - язык. Почему он стал кыпчакским, при этом сохранив древний сибирский слой? По моему мнению, и мнению Мокеева, смешение могло произойти в контактной зоне ен. кыргызов и кимако-кыпчаков. Это могло быть на границах Кыргызского и Кимакского каганатов.
  7. Здесь мы можем оперировать только фактами. Главный факт - современный кыргызский язык является кыпчакским языком с древним архаичным слоем языка ен. кыргызов. О чем это говорит? О том, что действительно было смешение, пусть даже отцов - ен. кыргызов и кимако-кыпч. матерей. Принятие нового языка это процесс непростой, тут мне на фейсбуке некоторые объясняли, что типа на базаре общались и поменяли. Это неправильное мнение. Процесс этот проходил не 80 лет. С момента усиления кыргызов в 840 году, до формирования орды предков современных кыргызов прошло немалое время, возможно эти процессы начинались ранее. В Кимакском каганате фиксируется область Каркар(а)хан, жители которой по обычаям и одежде схожи с кыргызами. Это фиксация процессов смешения. В "Маджму ат-Таварих" Каркара-хан это родной дед батыра Манаса, сын Джакыпа. Есть множество кыргызских захоронений в кимакских землях на Алтае. Даже выделяются элементы того, что эти кыргызские захоронения обладали признаками престижности. Т.е. быть кыргызом здесь было престижно. Даже рунические надписи с упоминанием термина "кыргыз" найдены именно на Алтае - надпись из Мёндур Соккон (чистый кырг. термин :). Это и неудивительно, на Енисее писать, что ты кыргыз незачем. А на периферии надо это подчеркнуть. Есть такое правило, что этнонимы встречаются именно на периферии. Поэтому А. Мокеев прав в том, что он выделяет отдельный Алтайский этап истории кыргызов. До заселения Тянь-Шаня в послетимуровое время, кыргызы жили на Южной Алтае в регионе именуемом Северным Джете, т.е. Северным Моголистаном. Именно в Моглистане происходил процесс формирования современных кыргызов на основе пришлых уже кыпчакоязычных кыргызов Алтая, и местных племен - карлукских, огузских, тюркских и монгольских, собственно моголов. Могольский компонент у кыргызов тоже немаленький. Об этом хорошо говорит генетика - 42% R1a и 33% C3. Т.е. формирование кыргызов, как единого этнического коллектива с единым языком, культурой, обычаями, стройной племенной системой с декларированием родства и происхождения от единого предка - все это происходило, имхо, в Моголистане. По языку академик Юнусалиев хорошо поясняет, что заселение Тянь-Шаня происходило в относительно недавние времена, иначе язык кыргызов, разделенных на юге и север практически непроходимыми горами, разделился бы на далекие друг от друга диалекты. Этого не произошло.
  8. Это форум не для обсуждения религиозных вопросов. Давайте уважать всех и в том числе язычников, атеистов и т.д. Сообщение юзера Clownman удалено.
  9. Знаю одного хакасского историка, кто исследовал исламские термины у хакасов. Их немного, с учетом повального крещения хакасов росс. империей. Может кто-то и принимал ислам, так как с сибирскими татарами общались очень плотно. Но это, скорее всего, были единицы.
  10. Первое упоминание имени "кыргыз" это 201 г. до н.э. Совсем не средневековье.
  11. Ув. Эсен, здесь сказать сложно. Однако предположу, что это связано с уходом кыргызов на юг на Тянь-Шань. Угон ен. кыргызов это недалекое прошлое, его хорошо помнили как например гибель князя Эренака на Алтае. Апелляция к растущим деревьям это, по-моему, отсыл к очень древним "доисторическим" временам.
  12. В эпосе "Манас" множество героев из ногайско-казахских эпосов - Кошой / Косай, Кёкче, Эр Туштук и т.д.
  13. Об этом нет фактов, это только предположение, связанное с внешним обликом и обычаями ен. кыргызов. И их генетикой.
×
×
  • Создать...