Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 1 час назад, Лимфоцит сказал:

      Мохэ , Соге , Чебиши черные 

       

      А согласно Старку (выше цитировал) Йузлик aka Мохэ Тархан https://en.wikipedia.org/wiki/Üç_Elig_Khagan был из желтых тюргешей.

      Я так понял Зуев считал черных тюргешей Азами, а желтых - Тухси.

      Тухси он интерпретирует как Tuhusu, т.е. Тохары. А Азы наверно были тогда пришлые из Восточно-Тюркского Каганата/ Саяно-Алтая.

      Более продвинутые версии о происхождении Тухси https://en.wikipedia.org/wiki/Tuhsi на сегодняшний день:

      1) Нурлан Кенжеахмет реконстуировал этноним  觸木昆 из Тонгдианы как Чумугунь Chùmùkūn

      2)Тухси может быть связан с куманским кланом Токсоба, если Токсоба не происходит от общетюркского toquz «девять» и oba «клан».

      3) Венгерский востоковед Карой Чегледи сравнивает название Тухси с названием средневекового восточноираноязычного племени алано-ас, обнаруженного на Северном Кавказе ибн Русте, и предполагает, что Тухси имели ираноязычное происхождение из племени ас.

      Версия Нурлана Кенжеахмета мне кажется логичнее остальных, но не протеворечит им явно. Таким образом, Чумугунь/Тухси/Желтые Тюргешы были местными обитателями Западного Тюркского каганата и вероятно имели статус выше, чем пришлые Азы/Черные Тюргешы из Саяно-Алтая/Восточного ТК. Междоусобица между этими двумя частями Тюргешского каганата (желтые против черных, юг против севера) могла быть отчасти обусловлена их этническими и культурными различиями.

      "Стороны света в тюркском мировоззрении отмечались различными цветами и обозначали . Север – черный (ночь, зима), юг – красный (день, лето), восток – көк/синий/зеленый (утро, весна), запад – белый (вечер, осень). Центр, а точнее зенит, отмечался желтым, золотым цветом."

    • 46 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

      Я так и не понял, они из черных или желтых тюргешей?

      Мохэ , Соге , Чебиши черные 

       

    • 15 минут назад, Лимфоцит сказал:

      Гумилев считал  их аристократическим родом  у тюргешей , с бахринаии отожедствовал , у Рада они не монголы и не уйгуры , хорошие ходоки по горам  , это войско составляло одну войсковую тысячу , хазаре

      Я так и не понял, они из черных или желтых тюргешей?

    • 9 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

      Имхо Мохэ это тюркское Бага, т.е. чье-то имя собственное. Но Гумилев с этим не согласен, подразумевая здесь ветвь тунгосо-манчужрского племени Мукрин. В общем, однозначного ответа пока нет.

      У Атвуда не нашел про Мохэ. И в целом в западной литературе версия Гумилева не пользуется популярностью.

      Гумилев считал  их аристократическим родом  у тюргешей , с бахринаии отожедствовал , у Рада они не монголы и не уйгуры , хорошие ходоки по горам  , это войско составляло одну войсковую тысячу , хазаре

    • В 25.12.2024 в 17:12, Бозбет Шыны сказал:

      Синее/индиго стекло боли поставлялось в Тан из двух мест: Фергана (индиго) и Тохаристан (синее и розовое). Краска индиго "Синий коль" была известна в танском Китае как продукт Кабудана и Ферганы.

      Задокументированные случаи получения этих даров Танской империей из книги Э.Шефера "Золотые персики Самарканда":

      1) Боли индиго из Ферганы (675 год)

      2) Краска индиго от правителей Самарканда (717 год) 

      3) Сердолик и боли (синее и розовое) из Тохаристана (730 год)

      4)Сердолик и боли (синее и розовое) из Тохаристана (741 год)

      5) "Змеиная желтизна" и боли цвета индиго из Ферганы (761 год)

      Фергана попадает в сферу влияния арабов в конце 8го-начале 9го века , а Тохаристан - и того раньше.

      ------------------------------------------------------------------------------------------------------

      На знаменитой несторианской стеле, воздвигнутой в танском Китае в 781 году, несторианский монах Адам упоминает своего деда, миссионера из Балха (Тохаристан):

      Отцом Адама был монах родом также из Балха и звали его иранским именем Язедбозид (Yazedbozid). Согласно латинскому переводу стелы, император подарил ему пурпурный палантин (kāṣāya), который могли носить лишь монахи высшего статуса. Уже будучи в Китае монах Язедбозид пожертвовал церкви различные драгоценности, включая стеклянные изделия боли (возможно привёз с собой из Тохаристана)  

      Источник: The Latin Translation of the Xi’an Stele by the Franciscan Carlo da Castorano (1741)

      ---------------------------------------------------------------------------------------------------

      Современные носители G1b, наша развилка с которыми возможно произошла в период арабской экспансии, если не раньше :

      Из словаря согдийского:

      ’γs’yn'y (axšēnē) - зеленоватый

      zrγwny или ’γs’ynh - зеленый

      ''pkyny - сделанный из хрусталя или стекла

      wšyny - сделанный из хлопка, хлопчатая одежда

      'spnyny - сделанный из железа

      zym’yny, zyrnyny - сделанный из золота, золотой

      n'ktyny - сделанный из серебра

      nwšyny - сделанный из амброзии

      ptyny - сделанный из плоти

      ßjyrny - сделанный из алмазов

      Источник 1: DICTIONARY OF MANICHAEAN TEXTS Vol. Ill Texts from Central Asia and China Nicholas Sims-Williams and Desmond Durkin-Meisterernst

      Источник 2: Gharib B. Sogdian dictionary. Sogdian-Persian-English

      Стекло "по умолчанию" имеет зеленоватый оттенок ввиду примесей оксида железа в песке.

      main-image

      Bottle with Twisted Ribbing made in Central Asia (10th–11th century)

  • Угол зрения

    4 записи в этой категории

×
×
  • Создать...