Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • Ниже представлена более полная картина. Сравнение уйгурских популяций из разных регионов Восточного Туркестана с другими тюркскими группами, а также с хазарейцами и памирскими таджиками.
      Для анализа использованы данные об аутосомном геноме; популяционные различия оценивались по индексу Fst. Kaзахи в этом исследовании не были представлены.

      Размер выборки – 951 человек из 14 регионов.

      Генетическая история уйгуров Синцзянa свидетельствует о многосторонних контактах эпохи бронзы в Евразии.

      Genetic History of Xinjiang’s Uyghurs Suggests Bronze Age Multiple-Way Contacts in Eurasia

      https://academic.oup.com/mbe/article/34/10/2572/3864506

       

      Сортировка по степени генетического сходства популяций.

      -------

      pop.center        pop.X      Fst
             Aksu       Hazara 0.009786
             Aksu       Kyrgyz 0.012686
             Aksu        Uzbek 0.013021
             Aksu      Tubalar 0.015953
             Aksu        Nogai 0.017154
             Aksu      Altaian 0.017883
             Aksu      Turkish 0.018035
             Aksu     Tuvinian 0.018219
             Aksu      Turkmen 0.018272
             Aksu      Chuvash 0.019873
             Aksu        Yakut 0.021001
             Aksu Tajik_Pomiri 0.023099
             Aksu       Balkar 0.024046
             Aksu        Kumyk 0.026097
             Aksu       Dolgan 0.033491
      Bayingolin1       Hazara 0.010765
      Bayingolin1       Kyrgyz 0.013452
      Bayingolin1        Uzbek 0.014000
      Bayingolin1      Tubalar 0.016837
      Bayingolin1      Altaian 0.018175
      Bayingolin1     Tuvinian 0.018358
      Bayingolin1        Nogai 0.018796
      Bayingolin1      Turkmen 0.019828
      Bayingolin1      Turkish 0.020786
      Bayingolin1        Yakut 0.021367
      Bayingolin1      Chuvash 0.021444
      Bayingolin1 Tajik_Pomiri 0.025153
      Bayingolin1       Balkar 0.026187
      Bayingolin1        Kumyk 0.028057
      Bayingolin1       Dolgan 0.033672
      Bayingolin2       Hazara 0.016391
      Bayingolin2        Uzbek 0.017702
      Bayingolin2       Kyrgyz 0.020028
      Bayingolin2        Nogai 0.021213
      Bayingolin2      Turkmen 0.022564
      Bayingolin2      Turkish 0.023660
      Bayingolin2      Chuvash 0.024100
      Bayingolin2      Tubalar 0.024146
      Bayingolin2      Altaian 0.024401
      Bayingolin2     Tuvinian 0.026054
      Bayingolin2 Tajik_Pomiri 0.026355
      Bayingolin2       Balkar 0.027013
      Bayingolin2        Kumyk 0.028822
      Bayingolin2        Yakut 0.031755
      Bayingolin2       Dolgan 0.039586
          Bortala       Hazara 0.016000
          Bortala        Uzbek 0.017110
          Bortala       Kyrgyz 0.020197
          Bortala        Nogai 0.020548
          Bortala      Turkish 0.021718
          Bortala      Turkmen 0.022040
          Bortala      Chuvash 0.023073
          Bortala      Tubalar 0.024083
          Bortala Tajik_Pomiri 0.025004
          Bortala      Altaian 0.025072
          Bortala       Balkar 0.025827
          Bortala     Tuvinian 0.026566
          Bortala        Kumyk 0.027275
          Bortala        Yakut 0.032183
          Bortala       Dolgan 0.040124
          Changji       Hazara 0.016048
          Changji        Uzbek 0.017944
          Changji       Kyrgyz 0.018441
          Changji      Altaian 0.022611
          Changji        Nogai 0.022976
          Changji     Tuvinian 0.023308
          Changji      Tubalar 0.023319
          Changji      Turkmen 0.023744
          Changji      Chuvash 0.025740
          Changji      Turkish 0.027305
          Changji        Yakut 0.028414
          Changji Tajik_Pomiri 0.029425
          Changji       Balkar 0.030167
          Changji        Kumyk 0.031787
          Changji       Dolgan 0.037960
            Hotan       Hazara 0.009988
            Hotan        Uzbek 0.012417
            Hotan       Kyrgyz 0.014029
            Hotan      Turkish 0.014970
            Hotan        Nogai 0.015455
            Hotan      Tubalar 0.016729
            Hotan      Turkmen 0.017047
            Hotan      Chuvash 0.018141
            Hotan      Altaian 0.019436
            Hotan Tajik_Pomiri 0.020287
            Hotan     Tuvinian 0.020645
            Hotan       Balkar 0.021153
            Hotan        Kumyk 0.022917
            Hotan        Yakut 0.023876
            Hotan       Dolgan 0.035298
              Ili       Hazara 0.010222
              Ili        Uzbek 0.012792
              Ili       Kyrgyz 0.013570
              Ili      Tubalar 0.016512
              Ili        Nogai 0.016572
              Ili      Turkish 0.017344
              Ili      Turkmen 0.017847
              Ili      Altaian 0.018590
              Ili      Chuvash 0.019252
              Ili     Tuvinian 0.019319
              Ili Tajik_Pomiri 0.022339
              Ili        Yakut 0.022382
              Ili       Balkar 0.023022
              Ili        Kumyk 0.024869
              Ili       Dolgan 0.034279
           Kaxgar       Hazara 0.009839
           Kaxgar        Uzbek 0.012570
           Kaxgar       Kyrgyz 0.013524
           Kaxgar      Turkish 0.015241
           Kaxgar        Nogai 0.015645
           Kaxgar      Tubalar 0.016412
           Kaxgar      Turkmen 0.017138
           Kaxgar      Chuvash 0.018105
           Kaxgar      Altaian 0.019091
           Kaxgar     Tuvinian 0.020184
           Kaxgar Tajik_Pomiri 0.020465
           Kaxgar       Balkar 0.021360
           Kaxgar        Kumyk 0.023195
           Kaxgar        Yakut 0.023332
           Kaxgar       Dolgan 0.034914
          Kizilsu       Hazara 0.010599
          Kizilsu        Uzbek 0.012541
          Kizilsu       Kyrgyz 0.014802
          Kizilsu      Turkish 0.015149
          Kizilsu        Nogai 0.015690
          Kizilsu      Turkmen 0.017245
          Kizilsu      Tubalar 0.017419
          Kizilsu      Chuvash 0.018166
          Kizilsu      Altaian 0.020111
          Kizilsu Tajik_Pomiri 0.020307
          Kizilsu       Balkar 0.021023
          Kizilsu     Tuvinian 0.021472
          Kizilsu        Kumyk 0.022739
          Kizilsu        Yakut 0.024995
          Kizilsu       Dolgan 0.035976
            Kumul       Hazara 0.014892
            Kumul       Kyrgyz 0.016887
            Kumul        Uzbek 0.018651
            Kumul     Tuvinian 0.020957
            Kumul      Altaian 0.021053
            Kumul      Tubalar 0.021770
            Kumul        Nogai 0.024267
            Kumul        Yakut 0.024559
            Kumul      Turkmen 0.024911
            Kumul      Chuvash 0.027268
            Kumul      Turkish 0.029559
            Kumul Tajik_Pomiri 0.031807
            Kumul       Balkar 0.032813
            Kumul        Kumyk 0.034600
            Kumul       Dolgan 0.035752
       Tarbagatay       Hazara 0.015852
       Tarbagatay        Uzbek 0.017350
       Tarbagatay       Kyrgyz 0.018997
       Tarbagatay        Nogai 0.021113
       Tarbagatay      Turkmen 0.022292
       Tarbagatay      Tubalar 0.023445
       Tarbagatay      Altaian 0.023878
       Tarbagatay      Chuvash 0.023888
       Tarbagatay      Turkish 0.024030
       Tarbagatay     Tuvinian 0.025054
       Tarbagatay Tajik_Pomiri 0.026480
       Tarbagatay       Balkar 0.027229
       Tarbagatay        Kumyk 0.028764
       Tarbagatay        Yakut 0.030430
       Tarbagatay       Dolgan 0.038582
           Turpan       Hazara 0.010933
           Turpan       Kyrgyz 0.013193
           Turpan        Uzbek 0.014573
           Turpan      Tubalar 0.016825
           Turpan     Tuvinian 0.017534
           Turpan      Altaian 0.017807
           Turpan        Nogai 0.020001
           Turpan        Yakut 0.020233
           Turpan      Turkmen 0.020790
           Turpan      Turkish 0.022474
           Turpan      Chuvash 0.022813
           Turpan Tajik_Pomiri 0.026885
           Turpan       Balkar 0.027920
           Turpan        Kumyk 0.029839
           Turpan       Dolgan 0.033303
           Urumqi       Hazara 0.012187
           Urumqi        Uzbek 0.014405
           Urumqi       Kyrgyz 0.015947
           Urumqi        Nogai 0.018302
           Urumqi      Tubalar 0.018942
           Urumqi      Turkmen 0.019407
           Urumqi      Turkish 0.019489
           Urumqi      Altaian 0.020527
           Urumqi      Chuvash 0.020891
           Urumqi     Tuvinian 0.021694
           Urumqi Tajik_Pomiri 0.023603
           Urumqi       Balkar 0.024226
           Urumqi        Yakut 0.025594
           Urumqi        Kumyk 0.025931
           Urumqi       Dolgan 0.036103
      
       
       
       
       
      [11]:
       

       

    • В 22.04.2025 в 19:42, Tima_2109 сказал:

      P. S. Про сына Ишима, отличный пример совы которую натягивают на глобус, если что существуют такие люди, посланники, и ханам было необязательно ехать лично о чем либо договариваться, как раз таки тот факт что Ишим послал своего сына говорит о высоком статусе посланника. За что ему нужно было обезглавить Алима? Он лишь посол и убийство посла всегда считалось плохим деянием. Казахи никогда не казнили послов, ни джунгарских, ни российских, ни каракалпакских. 

      P.S.  Здесь Алим султан не посол, а парламентер, который привез от своего отца Ишим хана ультиматум "или-или". Абулхаир, если был равным к Ишим хану, должен был через Алим султана передать своё решение Ишим хану - быть войне или он соглашается на ультиматум Ишим хана. Абулхаир согласился на ультиматум и выполнил требования Ишим хана.

      Теперь, посмотрите на это с другой стороны, то есть со стороны, как это принято в исторической литературе. А в исторической литературе принято, будто каракалпаки всегда были под властью казахских ханов, в том числе и Абулхаира. А в этом случае Ишим хан предположительно должен был быть ниже по статусу по отношению к Абулхаиру, стало быть Абулхаир и вовсе не обязан был выслушивать никакие претензии со стороны Ишим хана, а принимать ультиматум от его сына это и вовсе нонсенс, этого эпизода никогда и не было бы в истории. 

      Вы понимаете вообще ситуацию - о чем документы свидетельствуют и о чем историки пишут?!

    • В 27.04.2025 в 16:42, АксКерБорж сказал:

      Кстати, по теории Камала двери в них не обязательны, достаточно из куска кошмы навесить на проем полотнище. ))

      Gk-Bt4-C0a-AAMT3-EJ.jpg

      Glf-Hmazbw-AAHq67.jpg

      316825163-10159271912788932-431731610312

      Gdnp-G1e-Wg-AAepwl.jpg

      1111111111111.jpg

      Eah0k4w-U8-AIW6mt.jpg

       

      Ну, если у вас разницы между прошлым, настоящим и будущим не существует, то стоит ли ваше такое, так сказать, самоудовлетворение, какого-то внимания с моей стороны?! Отнюдь. Другие пусть сами думают.

    • Автор видео предлагает ответить ИИ где находился Каракорум  Чингисхана опираясь на ориентиры всех средневековых источников , западные и восточные. ИИ отвечает что это территория современного Казахстана, Семиречье, алматинская область и предлагает вывести обсуждение на мировой уровень.

      https://www.youtube.com/watch?v=koOquWa7KaA

       

    • 48 минут назад, Bir bala сказал:

      @Бозбет Шыны Довольно слабые доводы.

      Я больше вижу более правдоподобную этимологию через Баат- крепкий, сильный, выносливый, ар (эр) - мужчина. То есть Баатар>>>Баатур>>>Батур (Батыр). Институт батыров подразумевал выживаемость после сражений, и только выжившие после похода, сражения мужчина мог заслужить титул "батыр". Их всегда ставили в авангарде войска.

      Это не моя версия. Про институт батыров у гуннов впервые слышу.

       The name  Mo-tun  NMan mòdùn is in MChi ✩m k (Pul. 217–218) -✩ tw n3 (Pul. 84). It has not been identified, but as some have suggested, the Old Chinese pronunciation appears to represent a foreign *baγtur, a relative of the later attested Central Eurasian culture word baγatur ‘hero’. The etymology of the word is unknown, though the first syllable is very likely the Iranian word *baγ ‘god, lord’, an element in many later Central Eurasian titles.  Mo-tun is presented as the founder hero in the story given in the Chinese sources, but he was actually the son of the founder (*Tumen). He was skilled with  horses and the bow, the king (*Tumen) and his favored son attempted to use a stratagem to have him murdered, the prince was warned in time and miraculously escaped, he acquired a personal bodyguard of courageous warriors, and finally he attacked and killed the evil king and established a righ teous and prosperous kingdom

      Beckwith, Christopher I.Empires of the Silk Road: A History of Central Eurasia from the Bronze Age to the Present

  • Ответы на вопросы участников "Евразики" хакасского историка, этнолога В.Я. Бутанаева


    Rust

    Справка сервера: Виктор Яковлевич Бутанаев (12 марта 1946, село Запорожье, Камчатская область, СССР — 5 июня 2023, Абакан) — советский и российский этнограф, доктор исторических наук, профессор. Основатель кафедры археологии, этнографии и исторического краеведения Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова. Действительный член Российской Академии социальных наук. Лауреат международной премии «Тюрксой», заслуженный деятель науки Кыргызской Республики, заслуженный деятель науки Республики Хакасия.

    Анвар:
     Я считаю, что Тимур (Тамерлан, Аксак Темир) сыграл в истории Золотой Орды неблаговидную роль (побил Мамая, Тохтамыша…).
    Тем самым он положил начало трагическим страницам истории Золотой Орды (и ее последующим государственным образованиям тоже) и сыграл на руку восточным славянам. Вопрос: какова Ваша оценка этих событий?

    В.Я.:
    — Золотая Орда. Несомненно, Тамерлан нанес сокрушительный удар Золотой Орде. Однако само золотоордынское государство в это время находилось в периоде политического кризиса и находилось на пороге своего развала.

    Мансур:
     Можете ли Вы поделиться с нами данными: какова численность хакасов в мире, какой процент проживает в Хакасии, и какая доля хакасов за пределами Вашей страны и в каких местах? И второй вопрос – насколько глубоко Вы знаете свою родословную (сколько поколений), насколько распространено знание своей родословной среди хакасов, захоронение какого самого дальнего своего предка Вам известно?

    В.Я.:
    — Хакасы. Всего хакасов на сей день будет около 100 тысяч. В настоящее время численность населения Хакасии составляет 540,8 тыс. человек, в том числе городское - 384 тыс. (71%), сельское – 156,8 тыс. человек (29%). В составе региона 8 административных районов, 5 городов, 12 поселков городского типа, 254 сельских населенных пункта.
     
    Численность хакасов в Хакасии по результатам переписи 2002 г. составила 65,5 тыс. человек, или 12% от общей численности населения Республики. По сравнению с переписью 1989 г. она выросла на 104,1%. Большинство хакасов проживает в сельской местности: 61,7% от их общей численности и 25,3% всего населения Хакасии. Из них в городе проживают 38,3% , что в процентном соотношении ко всему населению республики составляет 6,5%.

    За годы Советской власти численность хакасов возросла с 45870 человек (1926 г.) до 81428 человек (1989 г. по СССР). Однако при общем увеличении хакасского населения происходит процесс уменьшения их удельного веса на своей этнической территории за счет большого притока трудовых ресурсов со стороны в связи с промышленным освоением республики. Так, если в 1910 г. в хакасских ведомствах коренные жители составляли 98%, то в 1989 г. в Хакасии они стали занимать только 12%. Вместе с тем процессы эмиграции возросли. Согласно данным Всесоюзной переписи 1989 г., из 81 тыс. хакасов более 18 тыс., т.е. 22% находились за пределами своей республики. Этот тревожный фактор свидетельствует о нелегком положении хакасов (в основном специалистов) у себя на Родине.

    Небольшие группы хакасов проживают за пределами республики, на территории сопредельных с нею Ужурского и Шарыповского районов Красноярского края и в соседней Туве. В Красноярском крае, по итогам всероссийской переписи населения 2002 г., численность хакасов составляет 4489 человек, в Туве – 1219. Всего на территории Российской Федерации на сегодняшний день проживают 75622 представителя хакасского этноса, что свидетельствует об уменьшении общей численности хакасов в период между переписями 1989 и 2002 гг. на 2878 человек (по переписи 1989 г. – 78500).

    Что касается второго вопроса. Я знаю свою родословную до седьмого колена, до основателя фамилии Бутаная, жившего во второй половине XVIII в. Практически каждый хакас знает свой род и свое родословное древо. Этому способствуют издаваемые мною книги "Происхождение хакасских родов и фамилий" и проведение ежегодных мероприятий, связанных со знанием своего происхождения. В нашем роде Хобый самым почитаемым местом является Ус-Имчек, где находится захоронение предка нашего рода Хобый-Адаса и где совершались периодические жертвоприношения в его честь.

    Oquzer:
     Читал что, Вы имеете свое мнение насчет этнонима "татар". Я же сторонник той версии, что она связано с одной из форм "додурга" из "Огуз-наме" Рашид ад-Дина. Каково Ваше мнение?

    В.Я.:
    — В настоящее время самоназванием хакасов является этноним "тадар", т.е. татары. Наш этнос получил свое имя недавно, после вхождения в состав России, где русские их стали называть татарами (абаканскими, енисейскими). Ни в героических сказаниях, ни в шаманских молитвах этноним "тадар" не встречается, в отличие от исторического имени "хоорай", сохранившегося для обозначения хакасов и Хакасии в исторических преданиях. Сам этноним "татар" очень древний и известен в письменных источниках с древнетюркского времени. Его этимологией не занимался.

    Эркин:
    —  Как Вы относитесь к теории, что киргизы, казахи, алтайцы, хакасы, тувинцы и многие другие тюркоязычные народы кипчакской группы были одним народом в прошлом, и не пробовали Вы близость народов установить через лингвистические особенности языка? В киргизском языке присутствуют монгольские слова, это говорит о том, что мы когда-то соседствовали, а так как могут они присутствовать когда нет даже общих границ?

    В.Я.:
    — Сейчас начал новую для себя тему "Историческая этнолингвистика тюрков Саяно-Алтая". Поэтому надеюсь суметь определить общности и особенности тюркских языков, их происхождение и развитие. Хакасский язык занимает особое положение, обладая характерным признаком "з", отсутствующий ныне в других тюркских языках, что свидетельствует о его отдельном развитии. По поводу монголизмов киргизского языка не стоит драматизировать, ибо монгольская эпоха (XIII-XVII вв.) несомненно оставила свои следы не только в наших языках, но и в русском (ямщик, бурлак, мерин и т.д.).

    Shad:
    — Скажите, пожалуйста, на сколько реален переход письменности всех тюркских народов с кириллицы и латиницы на тюркскую рунику? Я считаю, что данный переход для тюрков был бы одним из толчков для возрождения, поднятия и развития богатой, и не побоюсь этого слова Великой, тюркской культуры, имеющей богатое историческое прошлое.

    В.Я.:
    — Переход письменности тюркских языков на рунику теоретически возможен, но в силу экономических, политических и практических условий не реален. Совершенно согласен с позицией о Великом историческом наследии культуры тюркских народов.

    Урянхаец:
    — Что такое бурханизм? Есть ли у вас свои монографии по фольклору и обычному праву хакасов? Кто такие Хоорайцы? Они буряты-хори? Как вы специализируетесь во всех вопросах этнографии хакасов? Когда успеваете?

    В.Я.:
    — Бурханизм ("ах чайан" - букв. Белая вера) национальная форма монотеистической религии алтайцев и хакасов, возникшая в начале ХХ в. По этому вопросу можно прочитать в моей книге: "Бурханизм тюрков Саяно-Алтая" (Абакан, 2003). Кроме того, у меня вышли следующие монографии: "Хакасский исторический фольклор" (Абакан, 2001), "Степные законы Хонгорая" (Абакан, 2004), "Традиционный шаманизм Хонгорая" (Абакан, 2006), "Мир хонгорского (хакасского) фольклора" (Абакан, 2008), касающиеся религии, фольклора и обычного права хакасов. В течении 30 лет, работая в Хакасском научно-исследовательском ИЯЛИ я занимался сбором полевого материала среди тюрков Саяно-Алтая и поэтому накопил громадные данные по этнографии. Сейчас вроде бы успешно этот материал представляю в своих книгах.
    Что касается Хонгорая или Хоорая. Согласно мнению тюркологов данное название связывается с обозначением горно-степной долины Среднего Енисея и возникло в качестве имени страны енисейских кыргызов в ХIV в., после развала империи Юань. Слово "хонгорай" (хоорай) стало также самоназванием народа, известного по русским документам как "енисейские кыргызы". Хакасы являются потомками енисейских кыргызов и до сих пор сохранили свое старинное историческое название "хоорай".

    Jalantos:
    — Расскажите, пожайлуста, какую роль играет шаманизм в самосознании хакассов в данное время. Какой религии придерживается большая часть людей? Есть ли мусульмане среди хакассов?

    В.Я.:
    — Шаманизм до сих пор не сдал своих окончательных позиций. Сейчас имеются около десятка людей, относящих себя к неошаманам.

    Особая роль в консолидации этноса, возрождении духовной культуры и восстановлении ценностей традиционного мировоззрения хакасов отводится шаманизму и бурханизму. В 1994 г. было зарегистрировано Общество традиционной хакасской религии. Во многих местах Хакасии, в том числе и в Абакане, возрождаются локальные культовые места, появляются практикующие шаманы. Новоявленные шаманы, "способности которых пробудились в достаточной степени случайно", стали объединяться в общества традиционной религии. Так, например, Т.В. Кобежикова является председателем правления организации традиционной религии "Хан Тигир", В. И. Киштеев - председатель "Центра хакасского шаманизма", А.И. Котожеков или, как он себя именует, "Абый Аджа" - председатель местной Религиозной Организации Тенгриан. Проводятся ритуалы по защите родной земли (Ада Чир-Суу), обряды восстановления священной связи с родовыми предками, Небесные жертвоприношения.
     
    Неошаманы не делают отличий культов бурханизма от шаманской веры. Мало того, в основах их вероучения прописано: "В шаманской религии главное – это уверовать в Бога – Творца (Хан Тигир Хайрахан) создателя всего, что есть на небе и на земле, почитать его мыслями, душой и сердцем". Они постулируют: "Шаманство – своеобразная религия, ставящая Небо как высшую реальность, как высшую сущность. Шаманство не простой культ предков и духов местности, философия Неба в основе всего". Даже название своей религиозной организации "Хан Тигир" (букв. царское небо) или "Тенгри" (небо) они связывают с древнетюркским тенгрианством.
     
    Главный их идеолог А. Котожеков пишет: "Тенгрианство как религия имеет разработанную целостную систему мировоззрения и культовую практику, которая является ядром этнической культуры южносибирских тюрков в течение тысячелетий". Громкие заявления А. Котожекова зиждутся на пустом месте, ибо никогда не было разработанной религиозной системы тенгрианства. Во времена Тюркских каганатов небесные моления возглавлялись каганами, а у хакасов на небесных жертвоприношениях, связанных действительно с древним тенгрианством, руководили служители бурханизма. Шаманы к местам проведения небесных молений даже близко не допускались. Получается, что в основе вероучения неошаманов лежат голые умствования, построенные на личных домыслах.

    Пользуясь невежеством людей, плохо знающих традиционную культуру, они выдают себя за истинных служителей духов, устрашая их местью злых сил. Ими придумываются несуразные, небывалые ранее обряды и действия, которые выдаются как народные. Моя особая позиция к шаманам онована на мнении о том, что традиционный шаманизм полностью ушел из жизни Хакасии. Сегодняшних его приверженцев я считаю "новоявленными шаманами" или "неошаманами" и достаточно критично отношусь к их деятельности. В основе вероучений созданных в Хакасии обществ традиционной религии лежит множество культов поклонения различным духам, которых в традиционном шаманизме не существовало. Отмечаются и "новаторские" моменты в обрядовой деятельности современных шаманов, не существовавшие в ритуалах хакасского традиционного шаманизма.

    По моему мнению, национальной религией хакасов следует считать бурханизм (по-хакасски "Ах-Чаян", т.е. Белая вера) с идеей монотеистического божества – Ах-Худая (т.е. Белого творца). Вера в Ах-Худая, по его утверждению, сформировалась на базе древних шаманских культов под влиянием зороастризма, раннего буддизма и позднего христианства. К началу ХХ века сложилась общая система бурханистских культов с их служителями алгысчылами. Об этом сняты хорошие исторические фильмы. После установления Советской власти в результате активной борьбы против религиозных культов основные устои сложившейся "Белой веры" были уничтожены. У меня есть надежда на возрождение бурханистских традиций, и в качестве основы возрождения духовной культуры хакасов будет выступать именно "Ах-Чаян", и это вызывает резкую ответную реакцию со стороны приверженцев шаманистских верований.

    В сложившейся ситуации все более широкое распространение среди хакасов получают мифы о конце христианского мира и возрождении "своей веры" и традиционного миропорядка. Одним из таких мифов является легенда о Тадар-хане, могучем кагане всех тюрков, отдыхающим (спящим) на священном хребте Хан-сын в Саянах. Когда Тадар-хан проснется, то будет властвовать вечно, а его народ станет благоденствовать. Вполне возможно, считают представители хакасской интеллигенции, что Саяны и есть та знаменитая буддийская Шамбала, где белые воины – полубоги заботятся о спасении человечества. На эту мысль наталкивает близкое звучание наименования горной вершины "Самбыл" (Шабина), находящейся в вершинах Хан-Тегира.

    Реальность религиозной ситуации в современной Хакасии оказывается еще более сложной. По опросам 1996 г. 50% хакасов назвали себя православными. Часть их них тяготеет к новохристианским сектам, особенно много хакасов среди иеговистов, баптистов и членов харизматической Церкви Прославления – пятидесятников (от 30 до 50% всех прихожан). Большая доля среди верующих хакасов приходится на "двоеверцев". В ходе социологического опроса 2001 г. 53% сельских учителей-хакасов отнесли себя к тем, кто одновременно придерживается и христианства, и шаманизма.

    Среди верующих хакасов значительное количество относится к христианской церкви православного толка. В лоне этой конфессии действуют 33 местные религиозные организации, относящиеся к Абакано-Кызыльская епархии. Последняя создана в 1995 г. определением Священного Синода РПЦ под руководством Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексея II. Богослужения приверженцев происходят в 38 приходах, из которых 8 – в Абакане.

    Каратун:
    — Какие связи прослеживаются между башкирами Южного Урала и саянскими киргизами? Предпринимаются ли у Вас попытки налаживания связей с башкирскими учеными для изучения башкиро-киргизских отношений?

    В.Я.:
    — В настоящее время активно начинается работа по изучению исторических и этнокультурных связей тюрков Саяно-Алтая и тюрками Урала. В этом плане необходимо отметить деятельность башкирского исследователя З. Аминева.

    Подготовил к публикации: Р. Абдуманапов. Орфография и стилистика авторов сохранена. 2009 год.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...