Jump to content
  • Сообщения

    • Два дня назад были в Аркалыке, затем в селе Амангельды, родине знаменитого А. Иманова. Два раза угощали бешбармаком. Картошки и морковки не было. Тесто варят не цельным пластом как омские казахи, а квадратами - уточнял специально.   

    • 1 час назад, Алмас Аманбаев сказал:

      Юань ши называлась Анкэла (Ангара) 

       

      И еще один вопрос ко всем, мог ли в 12-13 веках в устье современных рек Енисея и Ангары существовать всем известный город Кияс, о котором упоминает Рашид ад-Дин?

      Неужели уже тогда были разведаны и хорошо известны такие таежные районы? (нынче это примерно город Лесосибирск в 275 км. севернее Красноярска в Красноярском крае.

      Или все же упоминаемые в источниках реки Км и Алкара/Анкара/Онкара это не Енисей с Ангарой?

       

    • 1 час назад, Rust сказал:

      Так что все там верно в источниках

       

      Конечно в источниках все верно раз это информация от очевидцев и современников.

      Вопросы вызывают не источники, а их современные толкования - попытки отождествления и затем географические локализации на их основе.

       

      57 минут назад, Алмас Аманбаев сказал:

      "Область Кыргыз и Селенга из шестого климата. Его столица Каракорум, которая была построена Угедей-кааном. Климат холодный, вода в изобилии, однако урожай зернового хлеба скудный. Сеют яровую пшеницу. Пастбища хорошие, простираются до реки Онон, где была расположена главная ставка Чингиз-хана"

       

      Скажите пожалуйста как ученый, как историк, правильно ли делать отождествления и затем географические привязки на основе спорных чтений, например: Слнкай = Сэлэнгэ, Кара-Корум = Хархорин, Клрн = Хэрлэн, Анкара/Алкара = Ангара, Он-Оркун = Орхон и др.?

       

      57 минут назад, Алмас Аманбаев сказал:

      Баргуджин токум согласно Юань ши называлась Анкэла (Ангара) и находилась в вассальной зависимости от кыргызов.

       

      Сейчас не о Бургуджин-Тукуме, хотя им по нему не все  очевидно, то Ангара на западе Байкала, то Баргузин на востоке Байкала. ))

       

      57 минут назад, Алмас Аманбаев сказал:

      Длительное присутствие кыргызов в этом регионе нашло отражение в народных преданиях населения Прибайкалья. Так, буряты все курганные насыпи по рекам Онон, Шилка и Аргуни еще в XIX в. называли кыргызгир (кыргызские дома).

       

      Так бывает. Казахи тоже все неизвестные памятники приписывали то мыкам, то калмакам.

       

      22 минуты назад, Алмас Аманбаев сказал:

      Кыргызы долгое время контактировали с Прибайкальскими племенами. Тогда должна быть связь с нынешними бурятами и якутами.

       

      Есть хорошая версия, что родо-племена, позже вошедшие в народ бурят, ранее обитали гораздо западнее и лишь гораздо позже продвинулись восточнее, к Байкалу и за него.

       

      22 минуты назад, Алмас Аманбаев сказал:

      Действительно этнокультурные связи нынешних кыргызов есть с бурятами и якутами.

       

      Когда закончился этногенез нынешних кыргызов, бурятов и якутов?

      Неужели в те далекие века чтобы делать такие выводы типа админского выражения "казахи Чингизхана"? ))

       

      22 минуты назад, Алмас Аманбаев сказал:

      По этому якутский учёный В.Ушницкий написал, цитирую:

       

      Это наш форумчанин, к сожалению покойный.

      Он тоже участвовал в спорах на форуме и конечно тоже мог ошибаться и заблуждаться, как и все мы.

       

      22 минуты назад, Алмас Аманбаев сказал:

      "Булагачи и кэрэмучи поддерживают между собою отношения побратимство(анда-худа). Ныне улус булагачи стал одним из кыргызских племен(товаиф), над прочими туманами упомянутого эля  преобладают".

      Моя мама по происхождению муңгуш-кэрэмучин

       

      Вы этим самым подтверждаете мои слова, что прежняя родина некоторых бурятских и кыргызских родов (и не только их) это смежные районы современных Северо-Западной Монголии, Горного Алтая и Западной Тувы, то есть области средневековых так называемых "лесных племен".

       

    • 3 часа назад, АксКерБорж сказал:

      В каком конкретном месте Енисей соприкасался с рекой Селенгой?

      Кыргызы долгое время контактировали с Прибайкальскими племенами. Тогда должна быть связь с нынешними бурятами и якутами. Действительно этнокультурные связи нынешних кыргызов есть с бурятами и якутами.

      Рашид ад-Дин написал про прибайкальских племён, которые стали основы нынешних бурятов и частично якутов:

      "[Оба] они [булагачины и кэрэмучины] обитали в пределах [той же местности] Баргуджин-Токум и у самого края страны кыргызов. Они близки друг к другу".

      Прошло 400 лет, этих племен среди могулистанских кыргызов нашел историк Аштарханидов Махмуд ибн Вали, когда он посетил Могулистан:

      "Булагачи и кэрэмучи поддерживают между собою отношения побратимство(анда-худа). Ныне улус булагачи стал одним из кыргызских племен(товаиф), над прочими туманами упомянутого эля  преобладают".

      [Махмуд ибн-Вели, Бахр-уль-Асрар. Фотокопия рукописи ЛО MB ЛЯ, РВ-82. л. 4-6 (по переводу Н. Н. Туманович)].


      Моя мама по происхождению муңгуш-кэрэмучин, большая племя, нынешние время основной часть проживает в Карасуйском районе и городе Ош. То есть, часть Прибайкальские племена участвовали этногенеза современных кыргызов.

      По этому якутский учёный В.Ушницкий написал, цитирую:

      "Наличие в составе тянь-шаньских кыргызов племен баргу, тумат, булагачин и даже керемучин (согласно китайского источника 1770-года "Сиюй Чжи", с.206.)свидетельствует о возможности участия лесных народов Баргуджин-Тукума не только в этногенезе бурятов, саха и внутренных монголов, но и кыргызов Средней Азии. Следовательно, это яркое доказательство миграций кыргызов, захвативших с собой подвластные им племена Байкальского региона на Тянь-Шань и Ала-Тоо после XIII в."

      [Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов.Якутский ученый Василий Ушницкий,кандидат исторических наук]

    • 3 часа назад, АксКерБорж сказал:

      Нам с вами лучше не домысливать за автора, а воспринимать его текст буквально.

      Тут речь идёт про границы государства енисейских кыргызов. Если буквально принимаем, тогда сообщение Рашид ад-Дина противоречит географии и другими письменными источниками. Если принимаем, что там речь идёт про границу, тогда потверждает другие писменные источники.

      "Кэм-Кэмджиут большая река, одною стороною она соприкасается с областью монголов (Могулистан) и одна (ее) граница–с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиутов; одна сторона соприкасается с (бассейном) большой реки, которую называют Анкара-Мурэн, доходя до пределов области Ибир-Сибир. Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов". 

      Рашид ад-Дин написал границы найманов:

      "Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях… Обитали в Большом Алтае..." То есть, часть Горный Алтай была кыргызская и там обитали три вассальные племена кыргызов: теленгиты, куштеми и урасуты. То есть указание РаД правильная, западная граница кыргызов соприкасались с землями найманов.

      Ата Мелик Джувейни:

      "Местом обитания татар, их происхождения и рождения была огромная степь, ширина и длина которой таковы, что путь от одного до другого ее края занимает семь или восемь месяцев. На востоке она граничит с землями китаев, на запа де - со страной уйгуров, на севере - с землями киргизов и рекой Селенгей, а на юге - с владениями тангутов и тибетцев".

      Ата Мелик Джувейни, Чингизхан история завоевателя мира.М-2004.

      Присутствие кыргызов в этом регионе потверждает еще другие источники:

      "Область Кыргыз и Селенга из шестого климата. Его столица Каракорум, которая была построена Угедей-кааном. Климат холодный, вода в изобилии, однако урожай зернового хлеба скудный. Сеют яровую пшеницу. Пастбища хорошие, простираются до реки Онон, где была расположена главная ставка Чингиз-хана".

      "Нузхат ал-Кулуб" Мустауфи Казвини, написанной в 1340 г.

      "Селенга–область из шестого климата, в Туране. Как написано в «Китаб ахбар-и киргиз ва Селенга», страна киргизов смежна с нею. Центр этой области–город Каракорум, где когда-то проживал Чингиз-хан. После него Угедей-каан построил там высокие постройки... Словом, климат Селенги холодный, а вода в изобилии. В настоящее время пришла в упадок, но временами там кочуют калмаки"

      «Географии» автора XVIIв. Махмуда ибн Вали.

      Баргуджин токум согласно Юань ши называлась Анкэла (Ангара) и находилась в вассальной зависимости от кыргызов.

      Длительное присутствие кыргызов в этом регионе нашло отражение в народных преданиях населения Прибайкалья. Так, буряты все курганные насыпи по рекам Онон, Шилка и Аргуни еще в XIX в. называли кыргызгир (кыргызские дома).

      Щукин Н.С. Очерк Забайкальской области.

       

       

       

  • Хакасские сеоки XIX века по В.Я. Бутанаеву


    Rust

    Из книги: В.Я. Бутанаев. Этническая история хакасов XVII-XIX вв. М.: Изд-во АН СССР, 1990.

    ХААС

    Хасха

    Хыргыс

     Ах хасха (Белый хасха)

     Ах хыргыс (Белый хыргыс)

     Хара хасха (Черный хасха)

     Хара хыргыс (Черный хыргыс)

     Кёк хасха (Голубой хасха)

     Кёк хыргыс (Голубой хыргыс)

     Малчан хасха (Белолобый хасха)

     Малчан хыргыс (Белолобый хыргыс)

     Тарыг хасха (Гнедой хасха)

     Сарыг хыргыс (Белолобый хыргыс)

     Талчан хасха

     Талчан хыргыс

     Паратан хасха

     Чарба хыргыс

     Ойрат хасха

     Алгай хыргыс

     Силген хасха

     Том хыргыс

     Талгын хасха

     Пилтир хыргыс

     Сабот хасха

     Ойрат хыргыс

    Пюрют

     Туба

     Ах пюрют

     Чода хыргыс

     Хара пюрют

     Хырын хыргыс

     Кёк пюрют

     Паратан хыргыс

     Хасха пюрют

    Соххы

     Малчан пюрют

     Ах сохы

     Чода пюрют

     Хара соххы

     Талчан пюрют

     Кёк соххы

    Ызыр

     Хасха соххы

     Талчан ызыр

     Сартан

    Тиин

    Чарын

     Ах тиин

     Хуу чарын (Белый чарын)

     Хара тиин

    Частых

    Аара

     Азах частых (Нижний частых)

    Чилдег

     Пас частых (Верхний)

    Ханмазы

    Пилтiр

    Аба

     

    ТУБА, ХОЙБАЛ

    Мадор

    Пайгудуг

    Чода

     Улуг пайгудуг

    Хан

     Кiчiг пайгудуг

    Хайдын

    Кёл

    Ынгара

    Пёгеч

    Койге

    Кистим

    Ордыт

    Чарча

    Чонмай

    Урген

    Харнат

    Сый

    Аскачы

     

    САГАЙ

    Тиилек

    Сагай

    Сарыглар

     Ююс сагай

    Хырхыс

     Том сагай

    Пюрют

    Кедегес

     Хасха iргiт

    Кёчингес

    Читi пÿÿр

    Чода

     Ах пÿÿр

    Аба

     Кёк пÿÿр

    Iчеге

     Хара пÿÿр

    Сойыт

     Хуу пÿÿр

    Харга

     Хасха пÿÿр

    Iргiт

    Таг пÿÿр

    Туран

     Суг пÿÿр

     

    ПИЛТIР

    Чыстар

    Пилтiр

     Ах чыстар

     Ах пилтiр

     Хара чыстар

     Хара пилтiр

    Кичiн

    Табан

    Сарыглар

     Ах табан

    Читi пююр

     Хара табан

    Том

    Хахпына

     Том

     Суг хахпына

     Чилей

     Таг хахпына

     Читi пююр

     

    ПŸРŸС

    Суг харгазы

    Таг харгазы

     Сибiчiн

     Туран

     Сайын: Чоон сайын (Большой сайын)

    Хобый

     Сайын: Оох сайын (Мелкий сайын)

    Хый

     Сайын: Табан сайын

     Туйбас

     Сайын: Тиилек сайын

    Хызыл Хая

    Таяс

    Сор

     Таяс: Ах таяс

     Сор: Хара сор

     Таяс: Хара таяс

     Сор: Ах сор

     Читi пÿÿр

     

     Халар

     

    ХЫЗЫЛ

    Ажыг

    Ыгы

     Улуг ажыг

     Улуг ыгы

     Кiчiг ажыг

     Кiчiг ыгы

    Пуга

    Хамнар

     Улуг пуга

     Улуг хамнар

     Кiчiг пуга

     Кiчiг хамнар

    Хыргыс

    Аргын

     Чода хыргыс

     Улуг аргын

     Ызыр хыргыс

     Кiчiг аргын

    Хызыл

    Шуш

    Халмах

    Телеñет

    Тумат

    Нарба (Нарбазан)

    Пÿрÿт

    Пелет

    Тюйзе

     

     


    User Feedback

    Recommended Comments

    There are no comments to display.


×
×
  • Create New...