Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • В 10.06.2025 в 08:01, Rust сказал:

      Потерпев поражение от найманского государственного объединения, часть киргизов наряду с населением Алтая подчинилась найманским правителям.

      На верно личное предположение историка.

      Рашид ад-Дин, цитирую:"...горы: Элуй-Сирак и Кок-Ирдыш (Синий Иртыш), – в этих пределах обитало также племя канглы, – Иртыш-мурен, который есть река Иртыш, горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана (Монголии)".

      То есть, Прииртышьские и Алтайские  кипчаки обитали между Иртышом и Монгольским Алтаем., енисейские кыргызы были всего соседями.
      Юань ши их называют кыпчаки и канглы, локализация те же Иртыша.

      Юань-Ши:

      "...Получив сведения о победе Тутуха, он [Хубилай] приказал ему спуститься вниз по течению реки вместе с его сподвижниками. В пути Тутуха встретил армию мятежника вана Тегэ численностью в 10 тыс. всадников и внезапным ударом рассеял ее, захватив много коней и взяв при этом в плен мятежного вана Харлу. Он доставил пленных в ставку Хубилая, где они были казнены. Все мятежники из кыпчаков и канглы, сдавшиеся добровольно, были отданы Тутуха. Был учрежден департамент Халачу из 10 тыс. дворов. Все разбросанные в разных местах кыпчакские кочевья, все племена и все ваны Аньси попали под управление Тутуха".

      (Примечания: Отец Тутуха (Баньдуча) «находился в свите Хубилая и ведал отличными лошадьми. Ежегодно он поставлял [двору] кумыс. Этот кумыс был голубоватого цвета и исключительно приятным на вкус. Его называли кумысом от черных кобылиц, так как глаза этих кобылиц звались "халачу")

      (Е.И. Кычанов. Сведения в "Юань-ши" о переселениях кыргызов в XIII в.)

      В составе найманов не упоминается енисейские кыргызы, а писменные источники указывает как соседи:
      1. Джувейни
      2. Карпини
      3. Рубрук
      4. Рашид ад-Дин
      5. Юань Ши
      Енисейских кыргызов разбили найманы на севере Турфана. Но не смогли их подчинить. Енисейские кыргызы уши на север. Если бы они приняли подданство, писменные источники енисейских кыргызов упоминали бы в составе найманов. Нету такое.

      Локализация княжество Кыргыз на Алтае и Прииртышье неправомерно. Согласно концепции А. Мокеева, Алтайско-прииртышские кыпчаки и кимаки(еще он добавил уйгуров) должны были ассимилировать енисейских кыргызов до начала 13 в. и Алтай и Прииртышье должна была называться "Кыргыз".К сожелению его концепция противоречит письменных источников.

      Найденные палеоДНК кимако-кипчакских и уйгурских захоронениях отличается от ДНК нынешних кыргызов. Прямые потомки кипчаков и уйгуров это казахские кипчаки и уйгуру провинции Ганьсу, у них ДНК  совершенно отличается от ДНК нынешних кыргызов. Многие пишут, что южные алтайцы и Тянь-Шанские кыргызы когда то были одним народом. Но не потверждает молекулярная генетика. По отцовской линии отличается, и никогда не были оба народа когда то одним народом. Алтайцы никогда себя не называли кыргызами.Основной ДНК нынешних кыргызов получается родственниками Карасукской, Тагарской и Таштыкской культурой. Все эти культуры генетически преемственная, еще именно эти культуры были представителями европеоидной расы.То же подтвердили генетики.

      Рассматривая проблему происхождения енисейских кыргызов,хакасский профессор В. Я. Бутанаев, опираясь на китайские хроники 5 в. н. э., сделал вывод, что первоначальной обителью предков енисейских кыргызов была Минусинская котловина. Согласно летописи кыргызы сами рассказывают о происхождении своего предка, как в глубокой древности, ниспосланный сверху дух спарился с коровой в этой пещере. В. Я. Бутанаев отмечает, что первопредок, не имеющий отца и матери сам зародился в недрах данной земли, а значит его представители (кыргызы) являются самыми древними насельниками данной территории, соответственно их формирование происходило именно здесь.Профессор потверждает автохтонного происхождения енисейских кыргызов.

      Согласно  Юаньши, все владения императоров монгольской династии для удобства администрации были разделены на 12 провинций,  современная Монголия, включая и Саяно-Алтайское нагорье, входила в провинцию Лин-бэй с центром в г. Каракоруме.

      Провинция Лин бэй  поручено старшему брату императора Камале[РаД].
      В 1309 г. наместник Лин-бея предлагал императору на  стороне Алтая устроить военнопахотные поселения[Потапов].

      Это косвенная  указания,по этому предполагаю, что на Алтае военные поселенцы были сами монголы, енисейские кыргызы и лесные племена, ранее входивший в состав енисейских кыргызов .
      Когда джунгары 1703 г. енисейских кыргызов переселяли в Джунгарию, половины были кыштымы. Это доказывает родовой состав Фуюйских кыргызов, там сагайские и бельтирские роды много.
      Нынешними кыргызами то же самое была. Нынешних кыргызов много потомки лесных племён: кэрэмучин, булагачин, байт, тас, теелес, баргут, сибирги и.т. Все эти лесные племена были в государстве енисейских кыргызов. Южные соседи кыргызов были кыпчаки-канглы. Если они согласно Юань-ши были 10 тысяч кибитков, получается 50-60 тысяч. Вот, под влиянием канглы-кыпчаков более малочисленные енисейские кыргызы поселенцы перешли от "З" языка на "Й" язык. Академик В. Бортольд то же самое написал.

      Например, под влиянием узбеков южные кыргызы, особенно араванские и карасуйские до 2000 х годов говорили на "йоканием".

      Согласно Э. Тенишева, распад язык нынешних кыргызов от енисейских кыргызов 13-14 век.Датировка кыргызского ДНК от китайских генетиков то же потверждает Э. Тенишева:

      "Примечательно, что внутри гаплогруппы C2b1a3a1-F3796 кыргызы северо-западного Китая и представители не-жалайырского клана уйсун имеют близкие генетические связи по отцовской линии, формируя кластер происхождения, датируемый 696–736 годами назад.
      Для гаплогруппы R1a1a1b2a2a-Z2125 время до последнего общего предка (TMRCA) для «кыргызского» кластера оценивается в 628–721 год назад. Близкое совпадение возраста этих двух кластеров указывает на быстрое увеличение численности кыргызов северо-западного Китая в XIII–XIV веках, что совпадает с периодом расширения Монгольской империи". 

      ***

      У нас 2 концепции происхождения кыргызов официально существует:

      1. Караева, Худякова, Чороева и Кожобекова-Восточнотуркестанский  этногенез.

      2. Кляшторный, Плоских, Мокрынина и Мокеева-Алтайский этногенез. 

      Оба концепции уже устаревшая, нужна новая концепция.

       

    • Всегда ощущалось что мир недооценивает влияние енисейских языков и в целом потомков окуневской культуры на картину языков и народов Азии

    • В 18.06.2025 в 07:43, Koshoj сказал:

      ранняя форма аринского языка

      В хакасском фольклоре отмечается, что в древности они были сильными и могучими, подобно тому, как рой ос преследует стадо, жалит и гонит, они также гнали, кололи и убивали многие народы. По хакасской мифологии, аринцы в древности были многочисленны и высокомерно относились к окружающим народам. На их прародине, около горы Кум-Тигей, обитало несметное количество змей[источник не указан 2681 день]. Аринцы, не пропуская ни одной, рубили их саблями. Змеиный царь (хак. — Чылан-хан) объявил аринцам войну, в ходе которой аринцы были практически истреблены. Подобный[источник не указан 3681 день] мифический сюжет о борьбе скифов со змеями и их гибели зафиксирован в истории Геродота.

    • 6 часов назад, olley сказал:

      Овцы породы Меринос на выставке в нашем городе. Красивые? По-моему, красивые. 

       

      Да, красивые. При совке у нас были такие же. Правда кошкары мериносов были еще крупнее с мощными рогами, чем кошкары на видео, стричь их шеи было трудно, шея была вся свисающей гармошкой, мне приходилось силой отгинать головы назад к спине тем самым разглаживая складки на шее и состригая с них шерсть.

      На мясо они у наших местных казахов не ценились, у нас их называют "Шүленкі", они без курдюка, а вот шерсть у них была отменная, состригалась цельным руном, толстой шубой.

       

    • 6 часов назад, olley сказал:

      Тогда подросткам платили совсем мало в сельском хозяйстве.

       

      У нас было трудно устроиться детям летом на стрижку, устраивались обычно у кого были связи. Стрижка длилась около 1-1,5 мес. 

      Мальчики работали подавая стригалям на стол баранов из загонов, девочки - носильщицами состриженной шерсти на весы.

      Мне довелось проработать 1 сезон стригалем после армии. Количество стриженных мериносов напрямую зависело от работы машинки, у опытных взрослых они работали почему-то без перебоя, моя часто ломалась или тупились ножи и я терял драгоценное время. Мой "рекорд" был 28 мериносов за рабочий день. Самые шустрые стригали, которые работали более 10 сезонов, стригли в день до 70-90 баранов.

       

      6 часов назад, olley сказал:

      Когда мне было пятднадцать отец устроил меня на летнюю работу - смазывать раны овцам, которых стригали порезали во время стрижки.

      Я был не единственным подростком с банкой раствора. Мы смазывали раны овцам, а стригали ранили овец . И овец и другие болячки под шерстью были.

       

      У нас тоже ранили овец, тем более у мериносов под толстым руном почти ничего не видно, часто резали машинкой делая ранки и раны, бывало даже нечаянно срезали секам причинное место. ))

      Из-за сильной жары раны сразу же смазывали Каролином (советским чудо-бараньим снадобьем со специфическим запахом, не допускавшего загноения или личинок мух в ране)).

      Но крупная компания по обработке всех ран, полученных как при стрижке, так и до нее, у нас называлась купка, которая следовала сразу после стрижки.

      Каждую отару, прошедшую стрижку, пропускали по одному через глубокую траншею шир. ок. 1 м., длиной ок. 5 м., наполненную водой, смешанную с упомянутым Каролином и еще наверно с чем-то, ветврачам было виднее. Баранам не оставалось ничего как нырять с головой в воду, выныривать и быстрее плыть к вожделенному финишу. )) По выходу из траншеи они чистенькие размахивали ушами, в которые попала вода. Кстати, упирающихся насильно толкали шестами сталкивая в траншею. После стрижки и купки для овец наступал настоящий кайф - они облегчались в сильную жару от толстого руна шерсти, охлаждались в воде и вылечивали все свои раны. 

       

  • Список 92 узбек-казахских племен


    Rust

    К концу XIV века на территории восточного Дешт-и Кыпчака, в так называемом улусе Шейбана образуется союз кочевых тюркских племен, называемый узбеками или узбек-казахами. Впервые о нем упоминается в персидских источниках в связи с описанием борьбы между Урус-ханом (1361-1375)и его противником Тохтамышем. В 1428 году знать этих племен выбирает ханом чингизида Абулхайра (внук Шейбана). Традиционная церемония "поднятия хана на белой кошме" проводится в местности или городище Тюмень в Западной Сибири. Стоит упомянуть то, что во главе отдельных племен стояли также султаны-чингизиды. Это способствовало частым проявлениям центробежных сил, так при помощи тимурида Улугбека, власть в орде временно захватывал Бурак-хан, будущий правитель и родоначальник казахских ханов. Границы государства кочевых узбек-казахов простирались на севере до Туры, на юге до Аральского моря и низовьев Сырдарьи, включая и западную часть Хорезма. Восточная граница его проходила в Сауране, а на западе по реке Яик (Урал), т.е. в это государство входила большая часть современного Казахстана, Западной Сибири и Юго-западного Хорезма. При Абулхайре, из-за противоречий аргынов и кара-кыпчаков (кара-кыпчак Кобланды-батыр убивает аргына Даир-ходжу), от орды отделяются племена, положившие начало казахскому народу. По версии Закира Чормошева, записаной С.М. Абрамзоном,

    "около 582 года хиджры (1186-1187г.) была война, закончившаяся победой пророка Мухаммада. Ему помогли одержать ее прибывшие к нему люди, которых он назвал узбеками, а до того они не знали своего имени, у них не было хана, и каждый из них был самостоятелен. Их было 92 человека. Все они называли себя потомками Абубакыр Садыка, а их чон-ата (предок, дед) - Кыпчак"

    Потомки Абубакыр Садыка:

     

    Мухаммад
    Суля Уалят
    Сумбан Кайнар
    Абдыкайыр
    Султан Сапаа
    Султан Джалал ад-Дин
    Султан Махмуд
    Талаш Бува
    Салиакпа

    У Салиакпа было 13 жен, а от них 92 сына, которые всегда жили вместе и занимались скотоводством, причем скот у них был общий. Однажды они устроили совет и решили разделить скот и наложить каждому свою тамгу. По приказу пророка Мухаммада (да благославит его Аллах)они взяли себе имена. Эти имена были записаны у Закира Чормошева в старинных родословных списках. Их перечень дан ниже в таблице.
    Историки отмечают явный анахронизм этой даты, другие народные предания приурочивают время складывания киргизского народа в "Узгендских и Ходжендских горах" к XI-XII векам.
    Интересен факт происхождения этих племен от 13 жен. Сразу напрашиваются аналогии с уделами Кимакского каганата, которых было 12. Упоминания представителей династии Ануштегинидов (Хорезмшахов) - султана Джалал ад-Дина и Мухаммада, которые, как известно, были в прямом родстве с некоторыми кыпчакскими племенами, позволяет предположить, что 92 узбек-казахских племени по происхождения делились на отделы согласно удельной системы Кимакского каганата. Последующие миграции кимакско-кыпчакских и других племен, а также монгольская экспансия не смогли полностью "уничтожить" традиции кыпчакско-кимакских племен, тем более, что монголы и другие пришлые племена и роды были ассимилированны в основном кыпчаками и родственными им племенами.

    Списки 92 узбекских племени "илатийа"

     

    Маджму ат-Таварих"
    "Тухфат ат-таварих-и хани"
    Рукопись 4330.0 из собрания Института востоковедения УзССР
     
    Список племен по Закиру Чормошеву (кыргыз племи Адыгине)
     
    минг
    минг
    минг
    катаган
    юз
    кыргыз
    юз
    джуз(юз)
    кырк
    юз
    кырк
    минг
    джалаир
    кырк
    онг
    кырк
    сарай
    онг
    онгачит
    онгкой
    конгурат
    онгачит
    джалаир
    чит
    алчин
    джалаир
    сарай
    джалаир
    аргун
    конгурат
    хытай
    сарай
    найман
    алчин
    кипчак
    конгурат
    кыпчак
    аргын
    найман
    алчын
    калмак
    сарай
    чакмак
    аргын
    чакмак
    найман
    урмак
    айман(найман?)
    кыргыз
    кипчак
    тувадак
    кыпчак
    кырлык
    чакмак
    бостон
    чакмак
    тюрк
    бурлат
    сымырчик
    адак(азак)
    туркмен
    сымырчик
    каламак
    калдык
    байаут
    булат
    карлук
    тоодак
    бурлан
    каттаган
    каттаган
    буллак
    шымырчик
    килечи
    арлат
    шымырчик
    кабаша
    кинегес
    аргун
    катаган
    нуджин
    буйурук
    барлас
    калтабий
    килечи
    уйрасут
    буйтай
    кунакаш
    килекеш
    кыят
    кенегес
    бойрок
    бурят
    хытай
    килечи
    ойрот
    убрят
    канглы
    буйурак
    курлас
    кыят
    авар
    ойрат
    кыят
    хытай
    джубаладжи
    кыят
    кытай
    канглы
    туйчи
    кунграт
    кангелди
    урйуз
    буйут
    канглы
    чоплачи
    джуналахи
    джыйыт
    уз
    кошчу(кушчу)
    куджи, кучи
    джилджиут
    джуладжи
    буланчи
    утарчи
    буйат
    джусуладжи
    чувут
    пуладчи
    уймаут
    кучи
    джыйыл
    джыйыт
    арлай
    утарчи
    буят
    джуйут
    кераит
    пуладчи
    уят
    джулджут
    онгут
    джуйут
    арлай(адылай)
    турмаут
    тангут
    джыйыт
    кыйрат
    уймаут
    мангыт
    джалджут
    онгкот
    арлат
    джалджаут
    буйазут
    тангут
    кереит
    масит
    уймаут
    мангыт
    онгут
    меркит
    кераит
    чарчут(чалчут)
    тангут
    буркут
    баган
    мит
    мангут
    кият
    онгут
    меркит
    джалаут
    куралас
    тангут
    буркут
    мамасит
    оглен
    мангыт
    кият
    меркит
    кары
    меркит
    окулат
    буркут
    араб
    буркут
    кыдый
    кият
    илачи
    масид
    арап(араб)
    куралаш
    джубурган
    кият
    ылаачи
    оглен
    кышлык
    оглен
    чубурган
    кары
    гирей
    алчин
    кыштык
    араб
    туркмен
    кары
    кийрат(килят)
    илачи
    дурман
    гариб
    туркмен
    джубурган
    табын
    шубурган
    дурман
    кышлык
    тама
    кышлык
    табан
    гирей
    рамадан
    туркмен
    там(тама?)
    дурмен
    митан
    дурмен
    рамлам(рамнан)
    табын
    уйшун
    табын
    мойтон
    тама
    бурия
    там
    ойшон
    рамадан
    хафиз
    рамадан
    бирия
    уйшун
    уйурджи
    митан
    апыз(апыл)
    бадай
    джуйрасут
    уйшун
    казак
    хафиз
    будай
    бусе
    кыргыз
    уйурджи
    банаш
    хафиз
    мундуз
    джурат
    татар
    кыргыз
    кутчу
    татар
    б.дж.к.р.
    татар
    ойчу
    юрга
    сулдуз
    йадж.к.р.
    джуурат
    баташ
    азак
    сулдуз
    бадай
    баташ
    калмак
    калывай
    татар
    каучин
    каракалпак
    дуджир
    табаш
    тубай
    санвадан
    джурат
    чыкыр
    тилау
    тубай
    будай
    сулдуз
    кардари
    тилау
    оглан
    тубай
    санхиян
    киради
    курлаут
    кылдый
    кыргын
    сактиян
    чимбай
    кирдираи(кылдырай)
    ширин
    кыркын
    махди
    сактан
    оглан
    ширин
    чилкас
    кыргын(кырчин)
    чимбай
    оглан
    угур
    ширин
    чаркас
    курлат
    агар
    углам(оглан)
    уйгур
    баглан
    кур
    куулат(курлат)
    анмар
    чимбай
    никуз
    джыглак
    ябу
    чилкас
    кара
    чынабай
    таргыл
    уйгур
    тушлуб
    чилкас
    тургак, турган
    арнамар
    ябу
    уйгур
    теит
    ябу
    таргыл
    ачар(агар)
    кохат
    таргыл
    кохат
    таргыл
    фахыр
    турган
    шуран
    турукай
    куджалык
    кохат
    ширин
    кычит
    шуран
    маджар
    тама
    маджар
    дераджат
    куджалык
    бахрин
    коджолук
    кимат
    суран
    гирей
    сооран
    шуджа-ат
    бахрин
    сахтиян
     
    авган
       

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...