Jump to content
  • Сообщения

    • Уйгурский род Яглякар

      Говоря о политической организации Уйгурского каганата, нельзя не отметить сакральный статус царского рода Яглакар. Подобно тому как правящий род тюрков Ашина имел божественное происхождение, уйгурские каганы считались «неборожденными» (tengride bolmyš). «Я, Неборожденный Элетмиш Бильге-каган, [вместе с] Неборожденной Эльбильге катун, приняв на себя титулы каган и катун, тогда повелел поставить свою ставку… на западной окраине Отюкена», — так начинается повествование в Терхинской надписи. Небесное происхождение кагана обеспечивало благополучие всего народа и эля: «„Сила у обладающего благополучием весь народ делает [благополучным], сила у неблагополучного становится родниковой водой!“ — [так говоря], весь народ провозгласил Турьяна каганом, провозгласил [его] Неборожденным Элетмиш Бильге-каганом, а [супругу] — Эльбильге-катун». 

      Представление о божественном происхождении Яглакаров, имеющих исключительное право на верховную власть, сложилось в Уйгурском каганате не сразу. Вскоре после смерти первого уйгурского кагана, в 747 г. в степи произошло грозное восстание огузских племен, которые отказались признавать власть Яглакаров, поскольку в их глазах она была нелегитимной. Разгром восстания, продолжавшегося более двух лет (вспышки которого отмечены были и позже), способствовал укреплению власти династии Яглакаров и консолидации токуз-огузов в единый союз уйгурских племен. Уже в тексте Тэсинской надписи (761–763) начало правления уйгурских каганов возводится ко времени сотворения мира, когда впервые «уйгурские каганы на царство сели» и «триста лет множеством своих элей они правили». После принятия манихейства в качестве государственной религии (763 г.) власть яглакарских каганов была сакрализована и манихейской церковью, которая возвела в ранг святого покровителя манихейства уйгурского Бёгю-кагана (Элтутмыш Бильге-кагана, 759–779 гг.). Бёгю-каган упоминается в нескольких манихейских текстах из Восточного Туркестана, в которых он называется «божественным уйгурским ханом Бугугом».

       

      Источник: Базаров, В; Крадин, Н. (2019). Кочевые империи Евразии.

       

       

    • Помимо тамги котуза (быка) с Луной на монетах Ябгу Тохаристана, в Бактрии мы находим вариацию "лев с Луной", но уже существенно древнее.

      https://eurasica.ru/forums/topic/7397-чигиль-эзгиль-эскел-асицзе-ишкиль-esegel-izgil-манихейство/?do=findComment&comment=479733

    • 16 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

      Ахаха, мне кажется или чуйские племена (юэбань) оставили нам "лунное" послание?

      1) Убираем из названий Чу:

      Chuyue (月), Chumi (密), Chumukun (木昆), and Chuban (半) 

      2) Записываем вместе оставшиеся иероглифы: 月 密 木昆 半

      3) Перевод: Луна ярко [светит над] Мукунь [в] полночь

      Mukun (處木昆) - это племя или клан на манчжурском https://baike.baidu.com/item/穆昆/1026576#:~:text=穆昆,宗族组织名,的名字及住地命名。

      Мукунь - одно из племен в составе Татабов.

      Заметьте, что я не менял порядок племен.

      Этот "лунный" прикол может говорить нам о том, что в сухом остатке было лишь два племени: Чу и Мукунь.

      Чу - местные, Мукунь - мигрировавшие с востока монголоязычные гунны (часть татабов/кумоси)

      https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Tan_chr_gos_centr_azii/19.htm

      https://eurasica.ru/forums/topic/41-каи/?do=findComment&comment=3455

      ...........................................................................................................................................................................

      В "лунном" свете этих обстоятельств, версия Зуева 處月 Chǔyuè= "обитель Луны" теперь тоже под вопросом.

      В общем, я практически убежден, что ни легендарный первый тюрк Ай Атам, ни загадочное послание чуйских племен "Луна ярко [светит над] Мукунь [в] полночь" (или "Луна священная (скрытая?) племени Мукунь [в] полуфазе") не имеет отношения к манихейству.

      У меня есть куда более интересная версия: чуйское племя Чу (в составе Чумугунь, Юэбань) на самом деле являлось потомками ираноязычных Юэчжи. А Юэчжи (月氏) это буквально "клан Луны" !

      На монетах Сападбиза (правитель западной Бактрии) изображена Луна (богиня NANAIA) и лев. Центром культа Нанайи считается Пенджикент.

      Вспомните, что по некоторым данным лев (Арслан) был тотемом Чигилей. И в конце концов "чи гиль" это иранское словосочетание.

      Coin_of_Sapadbizes.jpg

      YUEZHI._Arseiles._Late_1st_century_BCE.jpg

      image

      • Like 1
  • Родословные легендарных потомков Огуз-кагана по спискам Махмуда Кашгари, Рашид ад-Дина и Абу-л-Гази хана Хивинского


    Rust
    Легендарные огузские племена, потомки Огуз-кагана, по списку Махмуда Кашгари, XI век

    Махмуд Кашгарский. Диван лугат ат-Тюрк. // МИТТ, том I, С.309.

    "Огуз - одно из тюркских племен (кабиле), они же туркмены. Они состоят из 22 родов (боти). У каждого рода их знак и клеймо для животных, по которым они узнают друг друга."

     

    ОГУЗ-КАГАН
    Кынык Афшар
    Кайыг Бектили
    Баюндур Бюгдюз
    Иве (Йиве) Баят
    Салгур Язгыр
    Эймюр Ула-йондулуг
    Кара-бёлюк Тюгер
    Алка-бёлюк Печенег
    Игдер Джувалдар
    Урегир Джебни
    Тутырка Джаруклуг

     

    Легендарные огузские племена, потомки Огуз-кагана по Рашид ад-Дину, XIV век

    Рашид-ад-дин. Сборник летописей. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952 - Т.I - Книга I - С.88

    "От сыновей Огуза произошли двадцать четыре ветви; каждая получила определенное имя и прозвище, как об этом подробно написано в перечне. Все туркмены, которые существуют в мире, происходят от этих упомянутых племен и двадцати четырех сыновей (внуков? -А.Р.) Огуза.
    В древности слова туркмен (туркман) не было; все кочевые племена, по внешнему виду похожие на тюрков, называли обобщено тюрками, но у каждого племени было определенное имя и прозвище. В то время когда эти племена Огуза пришли из своих областей в страны Мавераннахра и в землю Ирана и в этих местах стали плодиться и размножаться, их внешний вид под влиянием воды и воздуха мало-помалу сделался похожим на облик тазиков (таджиков). Но так как они не были настоящими тазиками, то тазикский народ называл их - туркман, что значит "тюркоподобный". По этой причине это имя обобщили со всеми ветвями племен Огуза, и они стали известны под этим именем.
    Из двадцати четырех ветвей сыновей Огуза одна половина относится к правому крылу войска, а одна половина - к левому...
    ... эти сыновья совместно отправились на охоту; нашли там золотой лук и три золотые стрелы; они принесли их к отцу и спросили: "Как бы нам все это поделить?". Отец дал лук трем старшим сыновьям, а три стрелы - трем самым младшим и приказал, чтобы те племена, которые произойдут от сыновей, получивших лук, назвали прозвищем и названием - бозук; значение слова "бозук" - ломать на части. Он положил это слово их прозвищем по той причине, что лук, дабы иметь возможность его разделить, по необходимости нужно сломать, и накзал, чтобы войско правого крыла принадлежало этим трем сыновьям и их потомкам. Прозвание же племен, кои произойдут от тех сыновей, которым он дал стрелы, Огуз обозначил словом учук; оно происходит от "уч ук" - три стрелы; он сказал: "Эти три сына и их потомки ведают войском левого крыла!".
    Цитированы стр: 85-86.

     

    ОГУЗ-КАГАН
    Правое крыло "БУЗУК" Левое крыло "УЧУК"
    КУН-ХАН КЁК-ХАН
    Кайи - "крепкий" Баяндур - "будет (его земля) полна благ"
    Баят - "счастливый, милостивый" Бичине (Бедженэ) - "да сделает доброе дело"
    Ал-караули - "всюду, куда он придет, будет желанным" Джаулдур - "честный, с незапятноной репутацией"
    Кара-уйли - "черный шатер" (его рода) Чибни - "всюду, где увидит врага, вступает с ним в бой"
    АЙ-ХАН ТАК-ХАН
    Язер - "много областей будет на его стороне" Салор (Салыр) - "всюду, куда он придет его меч и булава будут в действии"
    Дукер - "ради собрания" (его рода) Имур - "да будет безгранично добрым и богатым"
    Дордирга - "овладение государствами и установление закона" (его рода) Алаюнтли - "его скот да будет хорош"
    Япарлы Уркиз (Уркюз) - "да делает всегда добрые дела и милости"
    ЮЛДУЗ-ХАН ДЕНГИЗ-ХАН
    Аушар - "проворный, ловкий, к охоте и соколам страстный" Бекдир - "хороший, великий, славный"
    Кызык - "сильный духом и радеющий о законе" Букдуз - "всем да подчиняется и служит"
    Бек-Дели - "да будет почтен, подобно речи великих людей" (его рода) Йива - "его степень да будет превыше всех"
    Каркын - "да будет он великим и насыщающим кушаньем Кынык - "всюду, где он бы не был, он будет почитаем"

     

    Легендарные огузские племена, потомки Огуз-кагана, по списку хивинского хана Абулгази, XVII век

    А.Н. Кононов. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана Хивинского. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958 - С.53-54

    Хан использовал письменные источники, в частности сочинение Рашид ад-Дина, но и привлек устные родословные туркмен.

    ОГУЗ-КАГАН
    Кайы Дудурга
    Байат Дукер
    Алка-ойли Авшар
    Кара-ойли Кызык
    Йазыр Бекдели
    Йасыр Каркын
    Байындыр Ала-йонтлы
    Бечене Урегир
    Чавулдур Игдир
    Чепни Бюкдюз
    Салор Ава
    Имир Кынык

     


    User Feedback

    Recommended Comments

    There are no comments to display.


×
×
  • Create New...