Перейти к содержанию
  • Сообщения

    •   14 часов назад, Rust сказал:

      Ув. Эсен, действительно с алтайцами сложный вопрос. Ответ для меня пока такой: на землях Большого Алтая и Западной Монголии было политическое объединение во главе с кыргызами. С 9 века до ухода кыргызов на Тянь-Шань в 14 веке происходила консолидация племен, "унификация", формирование единой культуры и языка. Была кыргызская группа племен и были подвластные, они себя кыргызами не именовали. Это предки южных алтайцев и телеутов. Возможно это была просто конфедерация племен, где были равные отношения. Т.е. предки южн. алтайцев не были носителями этнонима "кыргыз". Именовали себя как всегда по названиям племен - мундуз, тёёлёс, сары/саруу, кыпчак, найман и т.д. Те племена, кто смешался с кыргызами - стали кыргызами. те кто не смешался, стали предками южн. алтайцев и телеутов. 

      По Ильчигидай-хану. Вот цитата ув. Т.И. Султанова: "Став ханом, Ильчигидай, как и его брат Кебек, не принял ислам, местом своего основного пребывания также избрал Западный Туркестан и продолжил деятельность своего предшественника по благоустройству страны. В частности, преемник Кебека восстановил крепость Хиндуван; по его приказу на юго-западной окраине Балха было построено большое селение, получившее название Ильчигидай, по имени своего основателя; и вообще он, по словам Махмуда ибн Вали, побуждал население «рыть каналы, сажать деревья, увеличивать число пашен и распределять участки по жребию» (Бахр ал-асар. Т.6. Ч.2, л.206).  Вместе с тем Ильчигидай, согласно рассказу того же автора, обеспечивал внутренний порядок в стране и успешную ее защиту от внешних врагов. В частности, он совершил военный поход на северо-восток ханства с целью наказания «военачальников кыргызских племен» (сердаран-и аквам-и киргиз), которые подвергали нападениям окраинные земли Чагатаидов; оттуда Ильчигидай прибыл к берегам Иртыша и переселил тамошних «лесных жителей» (бишенишинан) в центральные районы своей «богохранимой страны» (судя по контексту, в юго-западные пределы Семиречья)".

      Т.е. он напал на кыргызов, по всей видимости в Западной Монголии, потом оттуда ушел к Иртышу (Южный Алтай) и увел тамошних жителей к себе в страну. Потом эти "переселенцы" образуют отдельный улус в государстве эмира Тимура - улус Ильчикдай. Который состоял из 4 племен: дурбат (дорбет/дербет), найман, кыпчак и нукус. Они, вместе с барласами стали опорой Тимура в его властных устремлениях, стали элитой в его государстве. Во вложении прилагаю нашу с Жаксылыком статью про этот улус.

      По Ю.С. Худякову все понятно, он сторонник теории о том, что монголы раскололи ранее единый массив кыргызов Восточного Туркестана и Енисея. Смену языка он объясняет тем, что переняли (!) от соседей. Соседями в это время были уйгурские племена. Почему у нас не уйгурский язык?

      По смешению кимако-кыпчаков и кыргызов на Алтае. Вот цитата из одной моей неопубликованной статьи "В период после 840 года, в период так называемого «киргизского великодержавия», происходит экспансия киргизских племен на территорию Алтайских гор вплоть до верховьев Иртыша. В верхнем Прииртышье обнаружены могильники с погребениями по обряду трупосожжения — с типичными особенностями киргизских погребений IX-X вв. [8, C.243-244]. Множество связанных с киргизами археологических памятников исследованы на Алтае — курганы и могильники Яконур, Акташ, Узунтал-XIII, Бажынты, Кара-Коба-I, Бийке, Кок-Эдиган, Гилево-I–V, XV, Иванов Ключ-I, Коргон-I, Чинета-II. Вещи киргизского типа обнаружены в могильниках Беш-Озек, Чарыш, Сростки-I, погребении у перевала Балтарган, поселении Куях-Танар, городищах Большой Яломан и Кайсын [14, C.9-97]. Более того, на Алтае найдены связанные с киргизами рунические надписи — надпись из Мендур-Соккона с упоминанием этнонима «кыргыз», Бичикту-Бом-I, Ялбак-Таш, Кара-Су, Верхний Сары-Кобы, Текпенек, Маныру-Кобы, Чирик-Таш [14, C.87]. С.Г. Кляшторный и Д.Г. Савинов выделяют отдельные алтайский и восточно-казахстанский локальные варианты культуры енисейских киргизов IX-X вв. [17, С.269-270], при этом на Западном Алтае фиксируется этническое смешение киргизов с местными кимакскими племенами [6, C.191]. Известно, что кимакская знать находилась «под значительным влиянием культуры завоевателей — енисейских киргизов» [5, С.66]. Историком А.М. Мокеевым, на основе сопоставительного анализа сведений восточных источников с данными археологии, этнографии, языкознания, был определена приблизительная хронология и географический ареал алтайского этапа развития киргизского этноса, где происходили интенсивные этнокультурные контакты киргизов с местными алтайско-телесскими племенами [30, С.21]".

      Худяков: "основное население Прииртышья — кипчаки стали переселяться не на Тянь-Шань". А как же сведения очень сведущего в истории тюркских племен и языков Махмуда Кашгари? Он упоминает две группы кыпчаков, причем одна из них вместе с огузами жила именно в Семиречье и на Тянь-Шане, северо-западнее города Кашгара он упоминает селение "Кыпчак".

      Относительно кимакской области Каркар(а)хан. Там жили кимаки, которые были схожи с кыргызами культурой, обычаями. Кашгари вообще не знает кимаков, знает только йемеков. Отсюда родилась версия о тождестве этих терминов благодаря характерному для кыпчакских языков выпаданию инициального "к" - кимак - йемак/имак. Кашгари при этом пишет, что йемаки - это одно из племен кыпчаков. Т.е. мы видим близость кимаков и кыпчаков. И в области Каркар(а)хан, по всей видимости, говорили на кыпчакском языке с архаичным слоем ен. кыргызского :) т.е. на предковом современному кыргызскому.

      Абдуманапов РА_Сабитов ЖМ_Улус Ильчикдай в империи эмира Тимура 2024.pdf 1.47 MB · 0 загрузок

      Показать  

      Получается Рустам байке """Он упоминает две группы кыпчаков, причем одна из них вместе с огузами жила именно в Семиречье и на Тянь-Шане, северо-западнее города Кашгара он упоминает селение "Кыпчак""" при жизни Кашгари в 12 веке на Тянь шане были кипчаки ? Если да то могли  эти кипчаки быть соседями "восточно туркестанских кыргызов" ?? И от которых переняли кипчакский язык ?? 

      Все же как так получилось, что кипчаки поглотив кимаков , не поглотили небольшое население Каркарахана....?

      Вы также задались вопросом ""Почему у нас не уйгурский язык?"".Вы имели в виду про язык древних уйгуров или нынешних ??

       Валиханов же  писал "Язык дикокаменных киргиз есть наречие тюркское, более других близкое к разговорному языку, употребляемому в Малой Бухарии"-  Это же восточно туркестанские уйгуры да ??

      Если опираться на сторонников данной теории ""что монголы раскололи ранее единый массив кыргызов Восточного Туркестана и Енисея"" вроде бы есть письменные источники о кыргызах как о жителях -подчиненных уйгуров "турфанских идыкутов"

      Хагяс(кыргызы)- граждане страны(турфанских идыкутов) служит государству... [S 6551 "Дуньхуанская будийская рукопись",11-вв.]

      Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов

      "Другая группа кыргызов осталась в Восточном Туркестане, населяя северные склоны Восточного Тянь-Шаня.  В Могулистане окрепла этническая группа туркестанских кыргызов, переселившаяся в XV веке на западный Тяньшань"

      Описание западных земель "СИЮЙ ЧЖИ"

      "В середине XV в. какая-то часть кыргызов, «спасаясь от беспорядков, бежала и нашла приют в горах». По-видимому, это самое раннее упоминание в письменном источнике о переселении какой-то группы моголистанских кыргызов на Тянь-Шань, память о котором сохранилась в устной народной традиции до XVIII в".

       

    •   22 часа назад, Jagalbay сказал:

      а то что хакасы себя называют тадар?

      Показать  

      Ув. Jagalbay я думаю вам прекрасно известно события 18 века.

      Хакасы как Вам известно делятся на сагайцев, аринцы, качинцы, кызыльцы. койбалы  т.д. которые отмечены в русских архивных источниках как вассальные племена енисейских кыргызов. Вроде бы в 20 веке по предложению С.Д. Майнагашева абаканские, енисейские тадары приняли хакас как этноним.


    • Ещё одно видео ― на этот раз о кухне Хорезма, снятое в Хиве.

      Шивит-оши - ярко-зелёная лапша из укропного теста, которую подают с мясо-овощной подливой (кайнатма) и кислой заправкой из сузьмы .

      Тухум-барак - традиционное хорезмское блюдо: «вареники» с жидким яйцом внутри. Оно известно и в каракалпакской кухне под названием майек борек.

      В ролике также показана хорезмская рыба - жареный и запеченный сазан - с овощами и специями.

       

       

    • На видео - член Ассоциации поваров Узбекистана Мурод-ака. Уважаемый ошпаз из Ферганской долины готовит классический чайханский плов из Ферганы. Видео начинается с закупки продуктов на дехканском базаре Ферганы - очень колоритном месте.

      В Маргилане, Коканде, Риштане особенно популярен рис сорта Чунгара, а в восточной части долины, ближе к Андижану, популярностью пользуется Узгенский рис.

      Для съёмок выбрали подходящую площадку, где собирается много людей. Тапчаны, дастарханы,  арыки с чистой водой. На тапчанах расстелены курпачи, на дастарханах - скатерти. Пиалы с чаем, ляганы с пловом, салаты, лепёшки, фрукты.

      На 11:40 можно увидеть традиционный узбекский нож примерно восьмидесятилетнего возраста, доставшийся Расулу-ака в наследство от его отца.

      Видео длится 25 минут. Если хотите увидеть готовый плов, перемотайте на 23-ю минуту.

       

       

       

    •   В 22.05.2023 в 04:29, Jagalbay сказал:

      кичкрык у Палласа крик

      кычкырк у башкир

      кычкир - чуваш.

      кычкриш - татар

      кычкырмаш - черемис

      кичкириш - ногай

       

      Показать  

      dUjWCjitKjWP8tWve69UIu744GLp3WfSdV8f3CsY

      у Скалона кычкырык

  • Древние скифы в Сибири делали операции на мозге


    Rust

    Исследователи из Института археологии и этнографии СО РАН обнаружили удивительные факты о медицинских навыках древних обитателей Сибири. Оказалось, что они могли проводить сложные хирургические операции на головном мозге. 

    Согласно сайту VN.RU, в ходе исследования обнаружено, что 25-летней женщине была проведена операция еще при жизни. По состоянию костей ученые смогли установить, что она прожила еще около трех месяцев после вмешательства. Характер операции остается загадкой из-за отсутствия сохранившейся нервной ткани. Однако известно, что операция была проведена в области головного мозга, где нарушения часто связаны с психическими расстройствами. Скорее всего, древние "хирурги" не были осведомлены об этой связи. 

    Ученые также обнаружили, что трепанации проводились с использованием специального ланцетовидного ножа из меди или бронзы. Кроме того, в могильнике были обнаружены другие медицинские инструменты, включая иглы с ложечкой для снадобий. 

    Курган, в котором были найдены эти артефакты, датирован III-I веками до нашей эры. Интересно, что женщина, подвергшаяся операции, представляла собой обычного члена общины, не принадлежавшего к элите. Это свидетельствует о том, что древние "высокотехнологичные" медицинские вмешательства были доступны представителям всех слоев общества.

    • Одобряю 1

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...