-
Сообщения
-
olley 85
3 часа назад, АксКерБорж сказал:Вспомнился исторический факт, против которого современная мода на саумал ничто. ))
Чокан привез с собой в родные кочевья на Сырымбете своего приятеля из Санкт-Петербурга, болеющего чахоткой, который был худ, бледен и по всему ему оставалось жить совсем недолго. За лето, проведенное в Сырымбете, русский постоянно пил в лечебных целях кумыс и к осени посвежев, порозовев бодреньким и веселым уехал обратно в Санкт-Петербург. О питье саумала там не говорится ни слова, а ведь тогда еще кочевые казахи скотоводы Степного края знали толк что от чего полезно и что следует пить.
В наших краях так же до сих пор кумыс считается полезным для лечения болезней дыхательной системы, легких и бронхов. Помнится наш краевед, маркум Женис Марданов, который самым первым в нашем крае издал многотомник родословных племен (шежыре) нашего края, тоже в одно лето начала 90-х годов побывал в Баянауле все лето для лечения кумысом, о чем мне сам поведал потом.
Я не медик и не хочу казаться 'специалистом из интернета', но, похоже, санаторное лечение - сухой климат, свежий воздух, вкусный кумыс - можно считать паллиативной терапией. То есть болезнь не излечивали, а облегчали страдания и улучшали самочувствие больного. Сегодня паллиативных клиник и санаториев достаточно.Старое название чахотке - туберкулёз, который в то время вылечить было невозможно. Настоящее эффективное лечение туберкулеза стало возможным после открытия антибиотиков - в 1940–1950-е годы.
В 19 и начале 20 века больным чахоткой (туберкулезом) в условиях сырого северного климата почти некуда было ехать лечиться, кроме как на юг - в киргизские степи. То есть в более тёплый и сухой климат. Опять же вкусный кумыс.
-
АксКерБорж 1064
23 минуты назад, АксКерБорж сказал:Вспомнился исторический факт, против которого современная мода на саумал ничто. ))
Чокан привез с собой в родные кочевья на Сырымбете своего приятеля из Санкт-Петербурга, болеющего чахоткой, который был худ, бледен и по всему ему оставалось жить совсем недолго. За лето, проведенное в Сырымбете, русский постоянно пил в лечебных целях кумыс и к осени посвежев, порозовев бодреньким и веселым уехал обратно в Санкт-Петербург. О питье саумала там не говорится ни слова, а ведь тогда еще кочевые казахи скотоводы Степного края знали толк что от чего полезно и что следует пить.
В наших краях так же до сих пор кумыс считается полезным для лечения болезней дыхательной системы, легких и бронхов. Помнится наш краевед, маркум Женис Марданов, который самым первым в нашем крае издал многотомник родословных племен (шежыре) нашего края, тоже в одно лето начала 90-х годов побывал в Баянауле все лето для лечения кумысом, о чем мне сам поведал потом.
Ни в одном из источников о татарах-монголах Чингизхана не встречал упоминания употребления ими парного кобыльего молока, везде говорится об употреблении именно кумыса, причем у них особо ценился кара-космос, более настоявшийся (искажение латинянина, которое все мы, вероятно, ошибочно воспринимаем как "черный кумыс")).
У казахов он тоже особо ценился, его пили в прошлом богатые скотоводы, назывался он кәрі-қымыз (букв. старый кумыс), вероятно, это то же название, которое хотел передать латинянин.
Такой кумыс упоминается в стихах Джамбула.
Он не писал, что богатые ценят саумал.
-
Boroldoi 117
В 16.08.2025 в 00:50, АксКерБорж сказал:Рандомный самогонный аппарат. )
Пишут, что по-арабски "арак" - "пот".
А может быть этимология связана с тюркским "айрак" - "перегонка"?
Может быть из одного семантического ряда с "айран"?
У нас самогонку не знают, не пьют и не производят. У вас наверно мастера на это дело.
-
Boroldoi 117
А саумал кажется мне монгольским словом. В монгольском доить - саах. Выдоенное молоко соответственно на монгольском - саамал сүү.
Кобылье молоко на монгольском называется -саам. И нас тоже пьют саам но только белых кобылиц в лечебных целях, говорят полезен для почек печени. По моему опыту саам хорош для экстренной очистки желудок ). -
АксКерБорж 1064
В 19.08.2025 в 10:23, olley сказал:В лечебницах, практикующем кумысолечение в горах Кыргызстана, предлагают кумыс, и парное кобылье молоко. По видео ниже приводят список болезней, от которых кумыс и парное молоко вылечивают.
Вспомнился исторический факт, против которого современная мода на саумал ничто. ))
Чокан привез с собой в родные кочевья на Сырымбете своего приятеля из Санкт-Петербурга, болеющего чахоткой, который был худ, бледен и по всему ему оставалось жить совсем недолго. За лето, проведенное в Сырымбете, русский постоянно пил в лечебных целях кумыс и к осени посвежев, порозовев бодреньким и веселым уехал обратно в Санкт-Петербург. О питье саумала там не говорится ни слова, а ведь тогда еще кочевые казахи скотоводы Степного края знали толк что от чего полезно и что следует пить.
В наших краях так же до сих пор кумыс считается полезным для лечения болезней дыхательной системы, легких и бронхов. Помнится наш краевед, маркум Женис Марданов, который самым первым в нашем крае издал многотомник родословных племен (шежыре) нашего края, тоже в одно лето начала 90-х годов побывал в Баянауле все лето для лечения кумысом, о чем мне сам поведал потом.
-
-
Подкатегории