Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 3 часа назад, АксКерБорж сказал:

       

      Вспомнился исторический факт, против которого современная мода на саумал ничто. ))

      Чокан привез с собой в родные кочевья на Сырымбете своего приятеля из Санкт-Петербурга, болеющего чахоткой, который был худ, бледен и по всему ему оставалось жить совсем недолго. За лето, проведенное в Сырымбете, русский постоянно пил в лечебных целях кумыс и к осени посвежев, порозовев бодреньким и веселым уехал обратно в Санкт-Петербург. О питье саумала там не говорится ни слова, а ведь тогда еще кочевые казахи скотоводы Степного края знали толк что от чего полезно и что следует пить.

      В наших краях так же до сих пор кумыс считается полезным для лечения болезней дыхательной системы, легких и бронхов. Помнится наш краевед, маркум Женис Марданов, который самым первым в нашем крае издал многотомник родословных племен (шежыре) нашего края, тоже в одно лето начала 90-х годов побывал в Баянауле все лето для лечения кумысом, о чем мне сам поведал потом.

       


      Я не медик и не хочу казаться 'специалистом из интернета', но, похоже, санаторное лечение - сухой климат, свежий воздух, вкусный кумыс - можно считать паллиативной терапией. То есть болезнь не излечивали, а облегчали страдания и улучшали самочувствие больного. Сегодня паллиативных клиник и санаториев достаточно.

      Старое название чахотке - туберкулёз, который в то время вылечить было невозможно. Настоящее эффективное лечение туберкулеза стало возможным после открытия антибиотиков - в 1940–1950-е годы.

      В 19 и начале 20 века больным чахоткой (туберкулезом) в условиях сырого северного климата почти некуда было ехать лечиться, кроме как на юг - в киргизские степи. То есть в более тёплый и сухой климат. Опять же вкусный кумыс.

       

    • 23 минуты назад, АксКерБорж сказал:

      Вспомнился исторический факт, против которого современная мода на саумал ничто. ))

      Чокан привез с собой в родные кочевья на Сырымбете своего приятеля из Санкт-Петербурга, болеющего чахоткой, который был худ, бледен и по всему ему оставалось жить совсем недолго. За лето, проведенное в Сырымбете, русский постоянно пил в лечебных целях кумыс и к осени посвежев, порозовев бодреньким и веселым уехал обратно в Санкт-Петербург. О питье саумала там не говорится ни слова, а ведь тогда еще кочевые казахи скотоводы Степного края знали толк что от чего полезно и что следует пить.

      В наших краях так же до сих пор кумыс считается полезным для лечения болезней дыхательной системы, легких и бронхов. Помнится наш краевед, маркум Женис Марданов, который самым первым в нашем крае издал многотомник родословных племен (шежыре) нашего края, тоже в одно лето начала 90-х годов побывал в Баянауле все лето для лечения кумысом, о чем мне сам поведал потом.

       

      Ни в одном из источников о татарах-монголах Чингизхана не встречал упоминания употребления ими парного кобыльего молока, везде говорится об употреблении именно кумыса, причем у них особо ценился кара-космос, более настоявшийся (искажение латинянина, которое все мы, вероятно, ошибочно воспринимаем как "черный кумыс")).

      У казахов он тоже особо ценился, его пили в прошлом богатые скотоводы, назывался он кәрі-қымыз (букв. старый кумыс), вероятно, это то же название, которое хотел передать латинянин. 

      Такой кумыс упоминается в стихах Джамбула. 

      Он не писал, что богатые ценят саумал.

       

    • В 16.08.2025 в 00:50, АксКерБорж сказал:

       

      Рандомный самогонный аппарат. )

       

       

      Пишут, что по-арабски "арак" - "пот".

      А может быть этимология связана с тюркским "айрак" - "перегонка"?

      Может быть из одного семантического ряда с "айран"?

       

      У нас самогонку не знают, не пьют и не производят. У вас наверно мастера на это дело.

    • А саумал кажется мне монгольским словом. В монгольском доить - саах. Выдоенное молоко соответственно на монгольском - саамал сүү.
      Кобылье молоко на монгольском называется -саам. И нас тоже пьют саам но только белых кобылиц в лечебных целях, говорят полезен для почек печени. По моему опыту саам хорош для экстренной очистки желудок ).

    • В 19.08.2025 в 10:23, olley сказал:

      В лечебницах, практикующем кумысолечение в горах Кыргызстана, предлагают кумыс, и парное кобылье молоко. По видео ниже приводят список болезней, от которых кумыс и парное молоко вылечивают.

       

      Вспомнился исторический факт, против которого современная мода на саумал ничто. ))

      Чокан привез с собой в родные кочевья на Сырымбете своего приятеля из Санкт-Петербурга, болеющего чахоткой, который был худ, бледен и по всему ему оставалось жить совсем недолго. За лето, проведенное в Сырымбете, русский постоянно пил в лечебных целях кумыс и к осени посвежев, порозовев бодреньким и веселым уехал обратно в Санкт-Петербург. О питье саумала там не говорится ни слова, а ведь тогда еще кочевые казахи скотоводы Степного края знали толк что от чего полезно и что следует пить.

      В наших краях так же до сих пор кумыс считается полезным для лечения болезней дыхательной системы, легких и бронхов. Помнится наш краевед, маркум Женис Марданов, который самым первым в нашем крае издал многотомник родословных племен (шежыре) нашего края, тоже в одно лето начала 90-х годов побывал в Баянауле все лето для лечения кумысом, о чем мне сам поведал потом.

       

  • Подкатегории

    Хакасы

    История и этнология хакасов
    12
    записи

    Алтайцы

    История и этнография алтайцев
    11
    записи

    Чулымские тюрки

    История и этнография чулымцев
    2
    записи
×
×
  • Создать...