Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Kamal

    Kamal

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      7913


  2. Bir bala

    Bir bala

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      3142


  3. Kenan

    Kenan

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      3746


  4. Hakan

    Hakan

    Пользователи


    • Баллы

      106

    • Постов

      288


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 07/28/23 во всех областях

  1. Очередной грустный мамкин нойон прет в интернете на казахов Меньше надо в соц.сетях ругаться. В жизни все равно в глаза казаху не посмотрите.
    1 балл
  2. На каракалпакском "ях" если это отказ от чего-то или неодобрение чего-либо. Например, "ях, сиз надурыс айттыныз" (нет, вы неправильно сказали), "ях, мен дуканга бармайман" (нет, я не пойду в магазин). Если об отсутствии чего-либо, то говорят "жок". Например, "Менин уактым жок" (у меня нет времени).
    1 балл
  3. Есть захоронение некоего Кайнар Кушек Султана. https://azretsultan.kz/rus/sklep-kajnar-kushek-sultana/ СКЛЕП КАЙНАР КУШЕК СУЛТАНА АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ СРЕДНОВЕКОВЬЯ Памятник расположен на восточной стороне мавзолея Ходжи Ахмеда Ясауи. Само расположение этого сооружения (в 5м от внешней стены Большого Аксарая, где похоронены самые знатные люди казахского народа), свидетельствует о том, что погребенный тоже является одним из самых почитаемы представителей народа. Во время земляных работ, проводимых в 1954г. вокруг мавзолея с целью снивелирования грунта, случайно был вскрыт этот склеп. Склеп изначально был построен с расчетом на то, что в будущем не могли построит надземную часть, т.е. мавзолей. По этому, стены склепа тонкие, расчитаны на посадку только купола склепа и не могут служить как цокольная часть для верхнего мавзолея. Склеп был обнаружен и исследован Узбекистанским архитекторам Н.Усманходжаевым в 1954г. В 1997г. археолог Туркестанской археологической экспедиции М.Туякбаев повторно вскрыл и исследовал склеп, а также останки захороненных в нем. Ближе к северо-восточной стене склепа лежит скелет мужчины среднего возраста. Череп из-за подушки из кирпича сырца, отделился от тулова и откатился на 30см к юго-западу. У левого виска черепа имеется круглая дырочка диаметром в 3см, появивщаяся в результате от удара какого-то оружия типа секира. Это рана и мог привести к смерти этого человека. Скелет ориентирован головой на запад, лицом на юго-запад. Ближе к восточному углу обнаружены останки маленького ребенка 3-4 лет. Кости собраны в кучу, видимо, перезахоронение. Дверь-проем расположена на юго-западной стене склепа и замурована кладкой из кирпича сырца. Н.Б.Немцева в своем отчете 1958г. пишет, что сын Ондан султана (старший брат Есим хана) Кайнар Кушек султан был захоронен в Туркестане и имел небольшой мавзолей. В самом деле, над этим подземным семейным склепом, когда-то было сооружение из кирпича-сырца, называемое казахами «төртқұлақ там» — сагана. И по времени, и по местонахождению этот склеп подходит к сказанию и молве, существующему среди населения о султане Кайнар-Кушеке, который погиб при осаде Бухары Тауекел ханом в 1598г. Султан был руководителем авангардной части казахских войск. После смерти, вместе с Тауекел ханом был похоронен в Туркестане, но в отдельном семейном склепе.
    1 балл
  4. Витсен собирал сведения из разных источников, описавших события в диапазоне почти 100 лет. Поэтому, упоминаемый в данной цитате Ишим султан может быть как казахский Ишим султан начала 17 века, так и каракалпакский хан Ишим Шуак (Кучумович, в источниках часто Ишим Чювак) середины 17 века. Но, скорее всего здесь речь о последнем. Упоминаемый в тексте Кучук хан это уже преемник Ишим Шуака. Кстати, здесь и ответ, кто же всё-таки похоронен в этом мавзолее.
    1 балл
  5. @Zake Ну упоминаемые эти токтаулы ни генетический, ни исторический не имеют отношения к племени шекті. Это все равно, что утверждать, что племя "беркутчи" потомки любого другого беркутчи в V-VIII веках. Или вы просто хотели сказать, что этноним шекті этимологический распадается на шек-грань,ті-аффикс прилагательного?
    1 балл
  6. Вы правы, Камал ага. А насчет Таза-канглы нужно привлечь их самих, чтобы точно определить происхождение рода. А тому, что записала Жданко у информаторов слабо верится. Думаю, что они не является родовым обьединением рабов-иранцев. Ну, не может быть, что все они пологовно их потомки. Считаю, что некая часть рабов могла влится в состав канглинцев, но они не могли составить отдельную родовую единицу. А может быть такое, что шежире таза-кангли могли исказить. К примеру, кытаи сами пишут, что русские записали у них неправильное и недостоверное шежире: ... Ата-бабамыздан айтылып келген шежире бойынша алты ул қарақалпақтың бир ели қытай есапланады. Қытайдан тоғыз тайпа тарайды (Бул жерде орыслардың топлаған шала шежирелериниң бизге қызығы да жоқ, қәжети де жоқ!) Қанжарлы-соның биреуи. Қанжарлыдан Теңей, Меңей тарайды. Теңейден Тәңке (Тәңирберген) менен Қудайке (Қудайберген) дөреген. Ертеде шүршит деген журттың шапқынында Қудайке топары қалың елден бөлинип қалған. Олардың урпақлары тууралы басқа мағлыуматлар белгисиз. Тәңкеден негизи сегиз ата болған. Бирақ соның төртеуи қара шаңырақты сақлап қалған. Олар Анна, Қуйын, Айтеке, Шериуши. Мениң ата-бабам Аннаның Қырыққарақлы деген шоғынан шыққан. Тәңке шежиреши, билимдан киси болған. Сол ушын бабамызды «Тәңке шал» деп хүрметлеп, атаған екен. Қарақалпақлар бурын қатықулақ, тақыуа, дилуар адамларды "шал" дейди екен. Оның қазаққа, қазақшаға қатнасы жоқ, ондайды тауып жүргенлер ауыл арасындағы дайылы-жийенлилер. Қарақалпақты таныу ушын қарақалпақтың хәзил-дәлкегинде түсиниу дәркар. Буны шығысы басқалар аңсат аңлай бермейди.
    -1 балл
  7. "Таза канглы" - бывшие иранские рабы, ассимилированные в состав каракалпаков. Ваши предки были с хорошим чувством юмора. Это как негра (афроамериканца) называть "Снежок" или "Аппақ" (беленький).
    -1 балл
×
×
  • Создать...