Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 04/23/23 во всех областях
-
У каждого народа есть свои герои, защитившие родную землю, сказители, воспевшие их подвиги, правители, повлиявшие на ход истории. Их имена вписаны в летопись Великой степи, их подвиги потомки должны помнить всегда. Глава государства в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил: «Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое». Традиции и достижения прошлого должны быть обязательно учтены. Одним из славных батыров, оставивших след в веках и сыгравших немаловажную роль в сохранении земель, был Койгельды Сартулы. Его имя стало не только боевым кличем для воинов Старшего жуза, но и практически синонимом храбрости. Его роль в победе казахского народа над джунгарскими захватчиками огромна. Невероятно сильный и телом, и духом, богатырь вселял такой ужас в противника, что во вражеском стане о нем ходили легенды. …Заглянем в XVIII век. Мы видим страдания народа, изнывающего от долгой борьбы с захватчиками, правителей, уставших платить дань чужим на своей земле, батыров, бросающих клич и объединяющих смелых джигитов под свои знамена. В 1730 году под предводительством Койгельды-батыра казахские воины почти 2 месяца сражались с джунгарами на Аныракайской равнине у моря Шубыр (ныне озеро Балхаш). Есть сведения, согласно которым бесстрашный Койгельды-батыр 9 раз выходил биться один на один с противником и ни разу не проиграл. Джунгарское войско потерпело сокрушительное поражение, лишилось ведущих воинов. В знаменитом Аныракайском сражении вместе с Койгельды приняли участие два его младших брата, Кожык и Акша, и сын Карабатыр. В самые решающие моменты Акша бился один на один с вражескими воинами, обеспечивал победы нашим сарбазам. Кожык был знаменосцем войск Старшего жуза. Имя Койгельды тогда уже стало их боевым кличем. Он принимал активное участие в боевых действиях до тех пор, пока жетысуские земли не были освобождены от врага. Много лет назад известный писатель Абиш Кекилбаев, исследуя архивы Оренбурга, нашел 25 страниц текста о Койгельды-батыре. Стало известно, что Койгельды-батыр и его соратники захватили караван, где было оружие, предназначенное джунгарам. Так подвиг батыра изменил ход истории. Хотя казалось, что судьба с рождения готовила его к другой стезе. Детские годы батыра прошли в Бухаре, куда его отдал на учебу отец. Десять лет он постигал премудрости богословской науки и вернулся в родной аул грамотным и думающим человеком. Но, видимо, судьбе было угодно увековечить его имя не в книгах по богословию, а в летописях о славных сражениях. Жизнь отважного воина Койгельды неразрывно связана с именем мудрого бия Толе, уважаемого в народе, славившегося своим ораторским искусством, считавшегося мастером иносказания. После смерти Толе-би он правит Старшим жузом. В 1771 году Койгельды в числе других батыров и султанов участвовал в избрании Абылая ханом и церемонии вознесения его на белой кошме. Умер Койгельды Сартулы в возрасте 93 лет. Его с надлежащими почестями и по традициям того времени похоронили в Туркестане. В 1998 году в Таразе был установлен памятник отважному батыру. Источник: https://www.kazpravda.kz/articles/view/otvagoi-i-doblestu-ostalsya-v-vekah1 балл
-
1 балл
-
скорее с баранами, типа кабаны для русских казаков как бараны для казахов1 балл
-
1 балл
-
Ув. Tima_2109, еще один забытый батыр той войны - бөрі Байдаулет батыр или бөрі Баудаулет сардар. Год рождения ок. 1690 г. В устных народных преданиях казахов Павлодарского Прииртышья, дед ага-султана Казангап бия, отец Сатыбалды - Байдаулет, из рода бөрі (арғын, бәсентиін). Называется близким другом и соратником басентиіна Малайсары батыра или Малайсары тархана. В преданиях Байдаулет именуется сардаром - Байдаулет сардар (фарс: сардар - военачальник, главнокомандующий, предводитель войска). Нашел в архивных документах, где Байдаулет называется батыром: "Байдовлет-батыр (участие в церемонии присяги императрице, 1742 год)" (История Казахстана в русских источниках, Т. 4, стр. 55) В в этих архивных данных Байдаулет посол от всей Казачьей Орды, от хана Каипа: "... 12-13 сентября 1716 года в Тобольск прибыли послы от Каип хана и от всей Казачьей Орды Бекболат Екешев и Байдаулет Буриев с вызволенными из калмыцкого плена русскими посланниками к контайше подполковника Ивана Бухгольца, Меркула Трубникова и писаря, и с посланием хана к генерал-губернатору Сибири князю М.П. Гагарину и к царю Петру I с просьбой о мире и военном союзе против джунгарского хунтайджи, основавшегося в г. Еркенд" (ПСИ-2. Док. № 41. С. 152 - 153; КРО-1. Док. № 15. С. 18. / ИКВРИ. Т. 2, с. 271 - 274) Фамилия Буриев, потому что он из басентиинского рода Бөрі. От него происходят нынешнее поколение людей рода бөрі или апай-бөрі, которых также называют "төменгі бөрілер", имеется в виду по руслу Иртыша ("жоғарғы бөрілер" потомки его брата Жандаулета). Коренные земли(зимовки) потомков Байдаулета это левобережье Иртыша, примерно от г. Аксу (бывшего поселка ГРЭС с северной его части) до Кызыл-жара (Ребровки). То есть это аулы 7 аул, 8 аул, 9 аул, Жолкудук, Балыкшы, Бауртас, а также их бывшие летовки в степи в Калкаман-туз и в окруестностях.1 балл
-
Красивые места ваша родина. На фото горный алтайский пейзаж одноименного сума, только приграничного аймака Ховд: Алтайская снежная вершина Сутай хайрхан: Уже ваш Говь-алтайский Дарви сум с птичьего полета, видна снежная вершина Алтая Цамбагарав хайрхан: И после всех таких фото-доказательств наши огузоведы пытаются доказать всем нам, что путешественники из Китая в страну татар и оттуда на запад, а равно с запада в страну татар, напрямки пересекали эти ледниковые многотысячники. )) И что якобы они скрыли от всех нас такой трудный и губительный переход ни словом не обмолвившись про такое мужество в своих записках. )1 балл
-
Если честно я ни разу не встречал в документах и преданиях прошлого по нашему краю, чтобы русских казаков называли "орыс қазақтар" или просто "қазақ". Хотя их было у нас наверно больше, чем в любом другом казахском регионе. Встречал, например, как называли "мұжық, мұжықтар". А как еще называли надо поискать.1 балл
-
1 балл
-
ну, да. главное ясно о чем речь. Были в древнем советском учебнике данные с именами участников, награжденных за доблесть, но конкретное число участников там не указывалось. Помню что речь шла в основном о добровольцах, либо переселившихся в башкирские кантоны казахах, которые участвовали в составе башкирских полков. Однако можно ли считать их казахами? Это были уже башкиры. Еще читал якобы оренбургский казачий полковник Яков Беляков был из крещеных казахов. А что наше правительство делало какие-то заявления по этому поводу? В любом случае от иррегулярной инородческой конницы в этой войне толку было немного. Я уже скидывал в одной из тем про башкир и тептярей и впечатления от них французов.1 балл
-
Индус - приверженец индуизма. Индиец - житель Индии. так?1 балл
-
Надо просто нормально по человечески писать про национальную историю. Никогда на книги по истории Казахстана не смотрел из-за страшной чуши. Казак - это Хас сак (ну ну как же), Казахи бы сформировались в этнос и без монгол (чего?) Настоящие казахи светловолосые и/или светлоглазые (а остальные 90% теперь что?) Жузы это союзы племен. (абсолютно условное федеративное деление) Попросились в Россию, чтобы те спасли, нас тупых и несчатсных от страшных джунгар / китайцев / узбеков (вообще чушь бредовая) И вот выросшие поколения на этом наркоманском бреду, бредят и дальше, но в другую сторону.1 балл
-
@Zerek Ну так и написали бы, что на индусов, а не на индийцев. Людей в заблуждение ввели.-1 балл
-
как не было, я уже кидал что означает -вар персидское "жан" казахское "жан". персидское "вар" — это суффикс принадлежности. жанавар — "то, что имеет душу". Персидский суффикс "вар" встречается в таких казахских словах, как "қыруар" (много/дохрена), "тілуар" (красноречивый), "пәруар" (покровитель).-1 балл
-
-1 балл
-
@Jagalbay господин АксКерБорж упал об асфальт. Я ему писал, что "Жек пе жек" заимствование, а на тюркском будет бірге бір или күрес.-1 балл
-
-1 балл
-
-1 балл
-
Действительно дохрена вы понаходили фейковых персизмов в казахском языке. Татары Чингизхана: "... Собравшись все вместе, они заготовили в лесу много дров и уголь целыми харварами, зарезали 70 голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и сделали [из них] кузнечные мехи". Потомки татар Чингизхана: "... Казахский язык: қыруар - мера веса около 3-х центнеров, в переносном смысле "масса" или "очень много".-1 балл
-
Уже выясняли же, где вы с Ягалбаем прогуливали форум не знаю. Древний термин для мужского поединка "один на один" это: эрөөлу - кыргызы ирүүл - монголы ереуіл - казахи (предположительно до перехода на жекпе-жек) И перестаньте с Ягалбаем измываться над казахским языком, потому что мы не говорим на поединок "один на один" по вашему "бірге бір төбелесу". Так могут наверно сказать только шала-казахи.-1 балл
-
@АксКерБорж Тот факт, что замещение б>м к данному разговору никак не относится. Понятия не имею зачем вы его приплели. Интересно, если после вашей смерти (Допустим вас зовут Балтабай) о вас будут вспоминать как о Малтабае, и будут писать всюду Малтабай, вам будет обидно? Вы же противитесь всякому литературному. Хотите, чтобы люди писали диалектами, чтобы люди не понимали друг друга. Разве это не вред?-1 балл