Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 04/17/23 во всех областях
-
Валиханов: 14. Галдан спрашивал у Аблая, когда тот был у него в плену: «Какие государи выше других?» «Кондакер, русский белый царь, Ижен-хан, Галдан, после я сам». «Мен, мен!» — говорил Галдан. «Управляешь малым народом, но достоин большого народа», — сказал Аблай.1 балл
-
@Jagalbay Я так и считаю. Вряд ли была опечатка в первоисточнике. Это Амантай Исин начал притягивать, что там ошибка, а затем другие на вроде Н.Атыгаева подхватили это.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1520-1540/Posol_kniga_nog_orda_1533_1538_II/text3.phtml И се грамота от Кошума: /л. 187 об./ Победителя Кошмагмет мирзино слово: Божиею милостию всеа Русии государю великому князю володимерьскому, московскому, ноугородскому, пъсковскому, смоленскому, тверскому, югорьскому, пермьскому, вятцкому, болгарскому и иных, Нижнего Новагорода государю, черниговскому, резанскому, волотцкому, ржевскому, бельскому, ростовскому, ярославскому, белозерскому, удорскому, обдорскому, кондиньскому и иных. Великому князю слово то. ... .... Мы посылаем в Асторахань к Темир Кутлуеву цареву юрту, ко царю, своих послов. И ныне им дают по волу на день корму, опричь конского корму. Да прислали ми сорок тысящ алтын денег из Астарохани, а ваш то казак Казберю видел. А вспросишь своих старых старцов: Нурадын мирзины пошлины не ведают ли с Астархани? И ныне бы ту пошлину мне дали, инако не молвя. И похочешь с нами свое дело делати, и ты б прислал к нам доброго своего боярина, верного человека, и мы с ним переговорим всю свою мысль добрую. Да поверишь Богу, и ты поверь и нашему прямому слову: пришли своего боарина, которой бы, князя Семена взяв, пошел. А яз предних /л. 189 об./ твоих послов, дву день не задержав, отпустил. И ты б свое дело в даль не откладывали, а наших бы еси людей ранее к нам [209] отпущал. Дружбе знамя то: послов не задерживати. Так бы еси ведал: наперед того на Баракове цареве на казацком юрте ходили есмя. А ныне опять на свой юрт пришли есмя, дружбу и недружбу знаем, опричь того у нас иного нет, добра ищем. А лихое бы слово меж нас не прошло — так бы еси ведал. Грамоту послал есми лет девятьсот четыре десять четвертаго; апреля месяца. Да прислал бы еси нам пансырь добр со всем полным доспехом и с шелемом, которой доспех сам на собя кладешь; да трубу ратную, да шатер, опричь наших иных поминков. Да наш паробок, /л. 190/ Кошаев сын Карача, ходил на свое дело, и ваши казаки его взяли да к вам привели. И ты б, брат наш, отдал нам. А попал тодды, коли потоптали Баубека да, Тюнкатаром зовут, — паробок, а ныне во Царевичеве городке, и ты б и того отдал, инако б не учинил1 балл
-
Атыгаев Н.А. УДК 94(574) „14/15“ КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО: ТЕРМИНОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА «edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы №2 Так, например, в 1538 году ногайский Кошмухаммед (Кошум)-мирза сообщал Московскому князю Ивану Васильевичу "...Так бы еси ведал: наперед того на Баракове цареве на Казацком юрте ходили есмя..."1 балл
-
1 балл
-
Обратили внимание, что в этом источнике тоже пишется, что казахская Большая Орда (Ұлы Жүз) была знатнее других? "...Киргис-Кайсаки живут по степям от урала до Иртыша, и разделяются на 3 Орды, из коих в каждой есть особливой Хан с Султанами, и называются оные меншею, среднею и большею Ордою, и в сем порядке от запада к востоку порознь одна за другую и [123] кочуют: однако большая Орда малолюднее прочих; а называется сим именем только по тому, что в давние времена была знатнее, а может быть до покорения их Калмыками и многочисленнее других. Киргис Кайсаки большой Орды почти все живут одним скотоводством..."1 балл
-
https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Agehi1/text4.phtml Абу-л-Гази хан ушел к казахам, к Ишим-хану. Затем он находился в Туркестане при Турсун-хане. После того как Ишим-хан убил Турсун-хана, он пришел на служение к Имамкули-хану. Затем он пришел в Хивак к туркменам и дважды сразился с Асфандийар-ханом. Наконец он заключил мир со старшим братом и находился при нем. В то время непокорные узбеки собрались со всех сторон в местности Арал 77 на побережье [Аральского] моря и поселились там. Асфандийар-хан, заподозрив своего младшего брата, схватил его и отослал в Ирак. В тот год умер Шах Аббас, и его внук Шах Суфи 78 стал государем и находился в [то время в] Хамадане 79. Шах Суфи отослал его в Исфахан 80. Через одиннадцать лет [Абу-л-Гази-хан] бежал из Исфахана и дорогой через Бистам пришел к туркменам, сидевшим в Мейхене, и задержался у них на зиму. Затем он ушел в Балканы и два года жил у теке, после чего ушел на Мангышлак. В то время Мангышлак принадлежал калмыкам. Калмыцкий хан забрал его к себе и оказал ему большой почет и уважение. Через год аральские узбеки привезли калмыцкому хану сорок тюков даров и возвратились, забрав Абу-л-Гази-хана. Это событие произошло в году тысяча пятьдесят втором 81. Через шесть месяцев после этого Асфандийар-хан скончался. В начале года овцы, в тысяча пятьдесят четвертом 82, в вилайете Арал, в возрасте сорока лет Абу-л-Гази-хан воссел на трон правления. Туркмены Хивака не подчинились ему и прочитали хутбу на имя Надир-Мухаммад-хана 83. Абу-л-Гази-хан дважды совершал набеги на Хивак. Надир-Мухаммад-хан послал туркменам помощь. С ними также много сражался. По этой причине Надир-Мухаммад-хан послал с большим войском своего внука по имени Касим-султан. После его прибытия [Абу-л-Гази-]хан также выступил, прибыл в Гандумкан 84 и выслал вперед рейдовый отряд. При нем оставалось двести человек. В это время пришло войско Хивака и на южной стороне арыка Хиваник призошло сражение, [и войско Хивака] от двухсот человек потерпело поражение...1 балл
-
https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1760-1780/Mesjaceslov/izv_buchar_1779.htm Сверьх сего есть еще и такие народы, кои не в городах, но в кибитках живут, и ни кому из Ханов в городах Бухарцами [120] владеющих в подвластны. Знатнейшие из оных суть: 1. Трухменцы, кои живут вдоль по восточному берегу Каспийского моря и почти до Хивы. По происхождению своему оным надлежало б называться Туркоманнами. Их можно почесть остатком Турков, от коих произошли. Они суть дикий и грабительный народ, который хотя земледелие и любит, однакоже не торгует; а при том и в торговле превеликое делает препятствие. Хана никакого у них нет. Владельцы их более от народа, а не народ от них зависит. С ними часто из Астрахани чрез море на Кулалинских островах на мысе Тюк Караганском и при Мангишлакском заливе на северовосточном краю Каспийского моря, торг отправляли; но всегда надлежало брать надежные меры к осторожности, чтоб не ограбили или со всем не убили. Сему народу и Хивинскому ни в чем, что бы ни обещали, верить никак не льзя. Они с Хивинцами [121] обыкновенно живут в согласии и многие из них на жалованье служат Хивинскому Хану. 2. Аральцы, отродье Узбеков живут около Аральского моря. Они прежде с узбеками Хивинскими один народ составляли, да и зависели также от Хивинского Хана. Точно не известно когда, но не очень давно, особливого над собою выбрали Хана; а Ханов принимают они обыкновенно из соседственных народов. Купечества у них нет никакого; а довольствуются только одним земледелием и скотоводством. Ходящие чрез сию землю караваны, чтоб не быть разграбленным, их меньше опасаются, нежели других народов. 3. Каракалпаки (черные шапки). Они в прежние времена больше всех были в худой славе, в рассуждении того, что проезжих грабили, а особливо купеческие караваны: однако их в сем неправедно обвиняют, приписывая им учиненные Киргис-Кайсаками, Узбеками и [122] Трухменцами грабежи. Они живут около устьев обоих Сир-Дарьи рукавов, из коих полуденные Куван Дарья называется, и в верх по самой Сир-Дарье до Туркестана. Живущие ж в нижней стороне по причине утеснения от Киргис-Кайсаков, в первых годах по построении Оренбурга, отдались под российское покровительство. Они живут спокойно одним земледелием и скотоводством. Хотя и есть у них Ханы, однако мало власти над ними имеют, по тому, что народ обыкновенно более почитает произречения некоторых от Махомеда, как сами о себе объявляют, происходящих людей, (Ходгей или Сеитов), нежели повеления Ханские. 4. Киргис-Кайсаки живут по степям от урала до Иртыша, и разделяются на 3 Орды, из коих в каждой есть особливой Хан с Султанами, и называются оные меншею, среднею и большею Ордою, и в сем порядке от запада к востоку порознь одна за другую и [123] кочуют: однако большая Орда малолюднее прочих; а называется сим именем только по тому, что в давние времена была знатнее, а может быть до покорения их Калмыками и многочисленнее других. Киргис Кайсаки большой Орды почти все живут одним скотоводством. Меншая и средняя Орды по построении Оренбурга присягою обязались состоять под властию и покровительством Российским. При том же из меншей Орды в Оренбурге содержатся и Аманаты. Однако не безызвестно, сколь мало Християнам на верность всех Махометанских народов, если они свою пользу предвидят, полагаться можно. Купеческие караваны от них в такой же опасности находятся, как от Трухменцев и Хивинских узбеков. Они ничем не торгуют, кроме что излишний скот в Оренбург на рынок гоняют, и продав закупают нужные себе вещи.1 балл
-
У Бир Бала методика бесхитростная: носители одного и того же названия - это обязат-но один и тот же народ. Плевать на временной период, контекст и т.д.1 балл
-
1 балл