Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Kenan

    Kenan

    Пользователи


    • Баллы

      5

    • Постов

      3744


  2. boranbai_bi

    boranbai_bi

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      1411


  3. Tima_2109

    Tima_2109

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      1263


  4. Nurbek

    Nurbek

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      2021


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 07/30/22 во всех областях

  1. Сами казахи не считали что их история начинается с обособления Керея и Жанибека от шейбанида Абулхаир хана. Это современный условный тезис. Казахи при этом считали себя узбеками, просто подчинялись другой ветви джучидов. Никак понять не могу в чем логика считать некое Узбекское ханство Абулхаира точкой отсчета для казахов, как отщепенцев от великой цивилизации. Абулхаир хан это всего лишь один из многих ханов. Тука-тимуриды не менее, а может и более легитимные наследники власти в Орде и пост-ордынских ханствах чем шейбаниды. ___________________________________________________________ Узбеки до 20 века это только кочевой народ почти идентичный казахам в культуре и быту. Остальное население Мавераннахра это таджики, оседлые чагатайцы и др. Не понял вашу мысль про Есима-узбека, т.к. жалаиры были таким же кочевым племенем как найманы, уйсыны и др. Отдельные представители кочевых племен, сыновья знати могли жить в городах и постигать науки, заниматься историей и т.д. Одним из таких видимо был Кадыргали Джалаири. 1. На карлукском диалекте разве говорили казахи? Впервые слышу об этом. 2. Казахский письменный язык может и существовал, но в обиходе не использовался так широко как чагатайский. Поэтому делопроизводство велось на чагатайском. Отсюда вывод что нельзя каждую историческую личность знавшую чагатайский язык представлять в образе современного узбека. 3. Писарем мог быть любой владевший письменностью. Я думаю несмотря на кочевой образ жизни казахам умение писать не было чуждым для казахской знати. Никогда не интересовался глубоко корнями К.Джалаири, но если он служил шейбаниду Кучуму и знал чагатайский, это все указывает на его условно узбекские корни. "Узбекскость" и "казахскость" это не более чем принадлежность к власти шейбанидов или урусидов в то время, а прежде всего К.Джалаири был джалаиром. Можно грубо сказать что К.Джалаири родился узбеком, стал сибирским татарином, затем касимовским татарином стал.
    2 балла
  2. Тогда у казахов род имел больше значения, тогда по составу родов казахи, узбеки (которые в тот момент были именно кочевниками), ногайцы и остальные бывшие ордынцы вообще не отличались. Условный ногаец признав своим правителем Казахского хана Касыма становился казахом так и наоборот. Алимулы род живший одновременно на землях Казахского ханства так и Бухарского ханства но постепенно они перекочевали к своим казахским собратьям. Вон был Жалантос бахадур эмир наместник Бухарских ханов и Айтеке би был бием Младшего жуза, внук Акша Сейткулы кокандского хана родного брата Жалантос батыра. Но вы же не скажите что Айтике би был узбеком.
    1 балл
  3. Рукопись жены Касым хана на кипчакском. https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=1008812286341343&id=100016377433352
    1 балл
  4. Саруу действительно могут быть потомками ен. кыргызов.
    1 балл
  5. стопроцентно согласен я думал, что вы имеете в виду под условными узбеками сартов. тогда при таком раскладе всех казахов, шейбанидских узбеков и ногайцев можно считать условными узбеками примерно до 17-18 веков. это просто вариант из всех возможных. скорее всего такого не было. 100%. ну так он же говорит, что служил казахской знати т.е. корни из Жетысу или рядом. я не в том смысле, что хочу присвоить его как то к казахам, пусть будет татарином, узбеком, не в этом суть. я к тому, что пост-ордынские кочевники были одним этносом и разделились уже позже на отдельные этносы как казахи, узбеки, каракалпаки, ногайцы итд.
    1 балл
  6. Примеры из казахского: -ШАҚ құлыншақ - жеребенок қуыршақ - куколка жарықшақ - трещинка қабыршақ - корочка -ШЫҚ ұшық - прыщ бұлшық - мускула шиыршық - завиток қарашық - зрачок қиыршық - галька -ШЕК келіншек - молодая жена інішек - братишка бөлшек - частичка түіншек - узелок -ШІК үйшік - домик көлшік - небольшое озеро төбешік - бугорок түйіршік - крупинка Прилагательные: ұмытшақ - забывчивый ұялшақ - застенчивый тартыншақ - нерешительный қызғаншақ - завистливый мақтаншақ - хвастливый еріншек - ленивый
    1 балл
  7. в одном из подкастов Радик Темиргалиев говорит, что Есим хан называл себя "Жалаири", т.е. представлял себя чингизидом-главой рода жалаиров. был ли Есим хан условным "узбеком"? получается тут вариантов несколько: 1. Казахи и предки казахов говорили на "кыпчакском" и на "карлукском" диалектах. По каким-то причинам "карлукский" диалект и в целом йокание вымерло и остался только жокающий "кыпчакский" диалект. 2. Писать письма на чагатайском было нормой делопроизводства, т.е. образованные казахи говорили на казахском, но писали на чагатайском, но почему-то это поменялось в 19 веке (Абай, Машхур Жусуп...) 3. Писари были только из сартов (условных узбеков), им диктовали письма на казахском, но они писали на чагатайском. P.S. я всё таки считаю, что это второй вариант и Кадыргали Жалаири был казахом
    1 балл
  8. 1. В работах Ж. Сабитова есть инфа по таким перемещениям подробная. В пост-ордынских кочевниках культурных отличий было минимум, поэтому в зависимости от своих интересов племена легко переходили от власти шейбанидов к тукатимуридам или к ногайским мурзам и наоборот. Собственно так появились казахи, ногайцы, узбеки и каракалпаки. Пример - узбеки Ялангтуш бахадура алшины-алимулы, которые позднее частично или полностью вошли в состав казахов, из их них Айтеке бий Мл. жуза, потомки Ялангтуша, и до 10% казахов современных. От казахов ушли катаганы к узбекам, к нам приходили ногайские племена, каракалпакские, кыргызские и даже татарские (племя тама из которых был татарский батыр Чура Нарыков). 2. Татары современники К. Джалаири были оседлые потомки автохтонного населения и кочевые татары ордынского происхождения. Если он владел чагатайским языком и служил шейбаниду Кучуму, то скорее был представителем мавераннахрской культуры т.е. условно "узбеком" по происхождению.
    1 балл
  9. Вы суть не поняли, знание того или иного языка не выдворяет человека из его нации. Что касается принадлежности К. Джалаири к той или иной нации, то важно учесть раз и навсегда факт - современное понятие "нация" изобретение относительно новое, в прошлых веках можно было проснуться казахом, а к вечеру стать татарином. Есть факты что сами казахи в разные исторические этапы становились узбеками, ногайцами и каракалпаками, затем обратно казахами. По факту Джалаири ни казах, ни татарин, ни узбек.
    1 балл
  10. буркуты, мангыты, нукусы и другие, но жалаиров там нет. Абылай писал на ойратском, Абулхаир (18 век) писал на чагатайском, Чокан Валиханов писал на русском... кстати, а есть письменные примеры казахского языка в 16 начала 17 века? мне было бы интересно почитать
    1 балл
  11. 1. Кочевые ордынские племена у предков татар составляли минимум и растворились. Большинство татар это потомки волжских булгар, но никак не кочевых ордынцев. На это указывает все, от внешности до культуры. 2. В те века не было четкого разделения на татар, узбеков или казахов. Сегодня узбек, завтра казах, потом и вовсе татарин. Не знаю кем был К. Джалаири, но владение тем или иным языком не сделает из узбека казаха или из казаха татарина и т.д. Это как вычеркивать казаха из казахской нации потому что он готовит плов с изюмом помимо бешбармака.
    1 балл
  12. И что с этого? Плохое прочтение источника дает основания называть Томь Кемом? Посмотрите китайские источники - там все четко прописано. Это как в случае с Селенгой, Толой и Орхоном найденным в Павлодарской области.
    -1 балл
×
×
  • Создать...