Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 02/18/22 во всех областях
-
Л. С. ТОЛСТОВА МАТЕРИАЛЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРУППЫ «КАРАКАЛПАК» САМАРКАНДСКОЙ ОБЛАСТИ УЗБЕКСКОЙ ССР За пределами Кара-Калпакской АССР, в некоторых областях Средней Азии и Казахстана, живут небольшие группы каракалпаков. В настоящее время каракалпаки проживают в Хорезмской области Узбекской ССР и Ташаузской области Туркменской С С Р (т. е. в пределах Хорезмского оазиса), в Бухарской, Ферганской и Андижанской областях Узбекской С С Р и в Казахской ССР. Кроме того, в Ташкентской и Самаркандской областях Узбекистана, Южно-Казахстанской ,и Западно - Казахстанской областях К а за х с т а н а имеются небольшие группы каракалпаков, сравнительно недавно утративших свое национальное самосознание. Изучение этих групп каракалпаков представляет значительный интерес. Их этническое развитие идет иным, отличным от основной массы каракалпаков путем. За годы Советской власти в КараКалпакской. АССР сформировалась каракалпакская социалистическая нация. Многие же из малых групп каракалпаков, издавна оторванных от основной массы своего народа, переживают процесс постепенного естественного слияния с окружающими их крупными социалистическими нациями —- узбекской и казахской — и уже утратили значительную часть особенностей национальной культуры и языка, частично и национальное самосознание. Изучение этого процесса очень важно, так как помогает восстановить историю каракалпакского народа и вскрывает конкретные пути развития этнических групп и национальных меньшинств в наше время. Автором в предыдущие годы велась работа по изучению этнической истории каракалпаков Ферганской д о ли н ы 4. Данная статья является результатом полевых этнографических исследований, проводившихся летом 1960 г. Зеравшанским отрядом Кара-Калпакского филиала Академии наук Узбекской ССР среди этнографической группы «каракалпак» в Самаркандской области (Зеравшанская долина) О самаркандской группе каракалпаков имеются немногочисленные сведения в работах дореволюционных авторов и в ряде историко-этноографических и статистических обследований, проводившихся здесь в годы Советской власти '. Прошлое узбек-каракалпаков (условимся так их называть) тесно связано с историей всего каракалпакского народа, от основной м-ассы которого они отделились около 200 лет назад. В их хозяйстве, материальной культуре, пережитках родоплеменной структуры, в фольклоре прослеживается сходство с каракалпакам и Хорезмского оазиса и Ферганской долины. Исторические легенды всех каракалпаков очень близки. В кишлаке Жан-Кораз (колхоз им. Ленина Булунгурского р-на Самаркандской обл.) мы записали легенду об Ормамбет-бие — ногайском мирзе, правившем на Жаике (Урале) в конце XVI в., когда каракалпаки еще не выделились из состава Большой Ногайской о р д ы 8. «Наши предки,— говорится в легенде,— раньше жили в Хорезме. Тогда их главой был Ормам'бет-бий. У Ормамбет-бия сыновей не было, только была дочь. Когда Ормамбет-бий умер, бием стала его дочь. Народ думал: Ормамбет-бий умер, теперь наше дело будет плохо, и решил переселиться. Тогда дочь Ормамбет-бия вышла перед народом и сказала «Агайинлер, укелер, Таныш емес елге бармакызлар Камчи тийер мойньща Кан соргалар койны на, Кайтьщызлар кейинге» После этих слов часть народа осталась, но некоторые уже успели уехать» 9. Вариант легенды об Ормамбет-бие (Урман-бие), в правление дочери кото-рого каракалпаки переселяются с Едиля (Волги) и Жаика (Урала) в сторону Самарканда, Бухары и Ташкента, был записан X. Т. Зарифовым в 1927 г. у каракалпаков Ферганской долины 10. Хорезмские каракалпаки также поют об Ормамбет-бие: «Ормамбет-бий элгенде , Он сан ногай булгенде, Ул калмады кыз калды Каты нлары тул калды». В фольклоре самаркандских каракалпаков мы сталкиваемся с легендарной землей предков каракалпаков — Жидели-Байсун, уже известной нам по легендам хорезмских и ферганских каракалпаков. Однако в 'Самаркандской области упоминание о Жидели-Байсун звучит несколько по-иному. Информаторы рассказывали, что каракалпаки с Едиля переселились в Хорезм и на побережье Аральского моря, а оттуда, вследствие недостатка замель (пашен и пастбищ), одни — в долину Зеравшана (на теририторию современных Митан ского и Булунгурского районов), другие — в Жидели-Байсун, который этой группой каракалпаков четко локализуется в южной части Узбекистана (в Сурхан-Дарьинской области). Между самаркандской группой каракалпаков и теми, которые оказались в районе Сурхан-Дарьи, поддерживались связи. По словам информаторов, их отцы говорили: «Байсунские каракалпаки до сих пор ждут нас туда» Время поселения в долине Зеравш ана узбек-каракалпаки определяют по-разному — от 5 поколений, т. е. 125 лет назад, до 250 л е т 14, т. е. с начала XVIII до второй четверти XIX в., что соответствует и письменным источникам: так, А. Д. Гребенкин писал, что переселение ка ракалпаков в долину Зеравш ана было не единовременным и продолжалось до 40-х гг. XIX в . Основным местом расселения каракалпаков в средней части долины Зеравшана было, пространство к востоку от Самарканда, между горами Гобдун-Тау и Зеравшаном. Об этом писали В. В. Радлов, А. Д. Гребенкин, А. П. Хорошин, это же подтвердилось и нашими обследованиями. Во время переселения в долину Зеравшана значительную роль в хозяйстве каракалпаков, особенно богатых, играло скотоводство. Богатые выпасали свои стада у подножья гор Гобдун-Тау, бедные же поселились в низменных местностях, ближе к З е р а в ш а н у 17. Информатор Якши'муратов из. кишлака Ак-Тепе-Митан (совхоз Булунгу|р-2) сообщил, что во время переселения каракалпаков здесь было очень обводненное место: разливы Зеравшана занимали значительно большую территорию, чем теперь, повсюду были озера, камыши, заросли джынгыла, т. е. условия для земледелия были неблагоприятными. Но постепенно земли были осушены (этому способствовало также уменьшение разливов Зеравшана'), проведены оросительные каналы, и роль земледелия стала возрастать...2 балла
-
Сколько живу я не у одного казаха не слышал , чтоб они говорили , что мы потомки кипчаков , не путайте нас с башкирами , ногайцами , татарами , это они себя считают потомками кипчак Или на севере КЗ , казахи считают себя потомками кипчаков ?1 балл
-
Он не Тоорил, он Тугрул. Они не монголы Чингизхана, они татары Чингизана. Я не потомок Тугрула и тем более не Чингизхана, я потомок кереев, письм. керейт. Чингизхан и его предки вышли из керейтской среды, как минимум из географической и государственной среды. Я не про это поставил вопрос. Я усомнился, чтобы казахи юга до 20 века называли своих соседей "узбеками", лично я такое в в исторических документах не встречал. Никто не отрицает, что в казахском народе есть прямые потомки кыпчаков, каких именно вопрос, южно-русских степей или среднеазиатских. Таких кыпчакских родов в народе на вскидку не более 5-8% от общего числа народа. С учетом канглы, а также инородных вкраплений (каракалпаки, кыргызы, сарты, татары, ногаи, башкиры, ходжи и пр.) чисто средневековый татарский (у вас монгольский) компонент составляет порядка 90% народа, в числе которых надплеменная каста чингизидов, торе. Соответственно, у 90% народа днк, география коренного юрта, язык, этнонимия, культура и пр. логично татарские, только это не те и не там как вы считаете. )))1 балл
-
По всем параметрам - днк, география, язык, этнонимия, культура и пр. все казахи потомки в т.ч.. кыпчаков (не обязательно Котяна, таких ханов было много)1 балл
-
Так вы определитесь: вы потомок кереитов Тоорила или монголов ЧХ? По ДНК, географии, языку, этнониму, культуре я с вами конечно не согласен, вы отлично это знаете, но поднимать этот спор тут конечно не буду1 балл
-
Есть примеры когда казахи себя узбеками называли. Еще есть знаменитое письмо Галдан Церена Абулхаиру: мы де калмыки и кайсаки вдвоем ястребы, а перед оной вороной не станем на колени, ибо де они тележные, а мы узбеки. Узбек этноним в прошлом более широкое. Но казахи наверняка знали что в Ср. Азии часть тюрков так себя называли1 балл
-
Вне всякого сомнения. По всем параметрам - днк, география, язык, этнонимия, культура и пр. А вы, я так думаю, мните себя потомком кипчака Котяна? Кылышбай Котянович? )) О-па! Ягалбай тоже считает себя Котяновичем? Ну и ну, ну и нравы у современных казахов, несмотря на свои очевидные этнические корни считают себя кыпчаками. Это результат пропаганды как и с нынешней обстановкой в СНГ? Думаю да. Чудеса пропаганды безграничны. Кстати у меня по теме еще один вопрос - разве казахи до 20 века знали название "узбек / өзбек"? Сомневаюсь, по ходу узбеков казахи называли в прошлом сартами.1 балл
-
Опять пшик. Той это и монгольское слово означает празднество, свадебное торжества. Приведите ДТС, почему нету. Надо соблюдать формат.-1 балл
-
например, здесь я вижу созвучные слова с современным казахским. были ли это тюркизмы в их языке это неважно. и достаточно много схожих слов у современных казахского и монгольского (тюркизмы, монголизмы и общие слов где непонятно откуда они пришли). несмотря на это казахский язык - потомок кипчакского языка, кодекс куманикус этому доказательство.-1 балл
-
Это самая обыкновенная, не требующая доказательств, тюркская лексика. Как раз таки это очень важно, что это тюркская, но не монгольская лексика. См: выше. Если даже на вскидку сравнить лексику Кодекса Куманикуса и ДТС, или лексику Кодекса и родного, разговорного языка Чингизхана и окружавших его племен (есть такая тема на форме), то современный казахский язык ближе к языку ДТС и к языку Чингизхана, чем к языку Кодекса. Это очевидно.-1 балл