Перейти к содержанию

Лидеры

  1. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      1

    • Постов

      28584


  2. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      56372


  3. Джагалбайлы

    Джагалбайлы

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      1128


  4. кылышбай

    кылышбай

    Пользователи


    • Баллы

      1201

    • Постов

      11005


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 11/09/21 во всех областях

  1. Э. Р. Усманова, И. И. Дремов, И. П. Панюшкина. МОНГОЛЬСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ КОНЦА XIII – НАЧАЛА XIV ВВ. В УЛЫТАУ Интресная работа. Будет познавательна всем кто интересуется историей ордынского периода. Не зря в Улытау столько памятников, видимо это был один из центров улуса Джучи
    1 балл
  2. Не знаю как у вас у урянхаев или как у бурятов, калмыков, халха. Но у нас такой масти нет, пусть даже если это прописано в онлайн казахском словаре. Поэтому "қоңыр ат" - "коричневая (бурая) лошадь" это самая настоящая "народная этимология". Бурая масть у нас "торы".
    1 балл
  3. https://www.academia.edu/61373057/Сабитов_Ж_М_Рецензия_на_параграф_Ускенбай_К_З_Левое_крыло_улуса_Джучи_в_XIII_начале_XV_века_в_коллективной_монографии_Золотая_орда_в_мировой_истории_Мемлекет_тарихы_2017_1_С_99_109
    1 балл
  4. https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1940213-institut-izucheniya-ulusa-dzhuchi-sozdan-v-kazahstane/ Институт изучения Улуса Джучи создан в Казахстане
    1 балл
  5. Думаю что кыргызский - это очень окипчакизированный (60-80%) язык киргизо-алтайцев. Но сохранили все нюансы из оригинала языка "длинные гласные - аа, оо ... и т.п.", коренные слова и многие монголизмы как совместно редом с монголами народ.
    1 балл
  6. Эта тема восстановлена по просьбе автора - Ашина Шэни. Лично считаю, что она очень важна для понимания истории средних веков, особенно в то время, когда появилось множество ниспровергателей традиционных для ученых - историков и лингвистов - парадигм.
    1 балл
  7. Интересно в казахском так много монголизмов что сами казахи вообще не смысливают. саба - сав (саба так пишется на классик-монгольском) это просто сосуд в монгольском. А почему кожаный сосуд казахи называли по монгольски "саба - сав" вопрос интересный. өндөр - обозначает "высокий" на монгольском, так монголы называли высокий т.е. объемный сосуд для кумыса и пр. жидкостей.
    -1 балл
  8. піспек - бишпек - это не сосуд, а просто мутовка или взбивалка ... по монгольски бүлүүр. Хөхүүр - сосуд большой кожаный ... и внутри как раз бүлүүр - мутовка. А казахи как умудрялись этот сосуд называть простым монгольским словом "сосуд - сав, саба". Вывод: у казахов, т.е. дешт-кипчакских кыпяаков, не было этого типа сосуда для кумыса и приняли монгольское общее слово "сосуд - саба". Или монголы ассимилировавшиеся сохраняли этот слово как наряду такими монголизмами как типа "нагашы, шидер" и пр. бүлүүр (писпек) казахский экспонат из музея Өлгий хот, Монголия. Думаю что казахи на конце сделают металлический украшение что служит с одной стороны как утяжелитель для облегчения взбалтывания.
    -1 балл
  9. Пахталка - русское слово, ну это как по монгольски "хөхүүр и бүлүүр" вместе. Это и есть "пахталка". Вспоминал слово "пахта" - оказывается что русское слово. Так называли молоко оставшееся после выделения сливки. (Ну это где была советская "пахталка" электрическая, большая бочка которая крутится и из одного конца выделил сливки и потом вылил оставшееся "жидкое молоко" чего монголы называли как "пахта") А кожаный сосуд "хөхүүр" - в казахском называется как "саба - сав" так очень просто по монгольски.
    -1 балл
  10. Зато очень интересны формные байки про тюрка Чингис-хана, который жил на Иртыше, рядом с Павлодаром? Про "Реки, ткущие на запад" я вообще промолчу. Назовем это "сомсоведением-чигилеведением-павлодароведением" - и т.д. и т.п.
    -1 балл
  11. Бла-бла. Дайте данные об аргынах в Сев. Казастане до Тауке тогда и продолжим разговор. Я никого никда не прописывваю а лишь привожу по цепочке информацию. По нему пока пробел. Аргыны упоминаются при тимуридах в Ср. Азии, чуть позже в зап. части улуса Джучи. А уже при Казыбеке часть жила на юге. Уверен в ваших краях есть данные из шежире по этому вопросу. Чем писать одно и то же про "временный побег от джунгар" поищите и выложите сюда. Кстати, айдаболы (Аргын-Суюндык) тоже пришли из под Ташкента. Есть предания
    -1 балл
  12. Вашего бреда на форуме итак предостаточно.
    -1 балл
  13. Бред про отсутствие культа ЧХ у монголов до 1990 года. Врете как обычно, не краснея, про отсутствие культа, теперь прицепились к портретам?
    -1 балл
  14. кудука - кундага (хундага) - чаша на монгольском. Имеется легенда о происхождении из золотого сосуда "алтан хундага". Это просто нормальная вещь.
    -1 балл
  15. У монголов довольно чаще бывает легенда о происхождении из "золотой чаши" - "алтан хундага".
    -1 балл
  16. Ну для персидов может быть загадка "горшок" или т.п. , а для монголов "алтан хундага - алтан кудука".
    -1 балл
  17. Монгольское слово "хундага" перевели как "рюмка..." и пр., в монгольском это является "чашой" предназначенной для пополнения кумысом или арахи. Обычно разного размера, и разного вида "алтан" - золотоя или позолоченная, "мөнгөн" - серебреная или посеребренная. "Рюмка" переводится как "хундага" потому что в ней будет "градусная напитка" , и если уточнять то это будет "шилэн хундага" - стеклянная хундага. А если из хрусталя то "болор хундага".
    -1 балл
  18. Это тоже есть, но это не главное. Была статья нурумбетова, журналиста из КК, там упоминается ранняя история каракалпаков. Вся тюркская составляющая в этногенезе каракалпаков связана с древними квргызами в эпоху тюргешского каганата, деление на аккалпаков и каракалпаков. Насколько это верно, пытаюсь разобраться. А потом, не случайна сама попытка создать каракалпакско-каракыргызскую АССР, будто самые образованные лидеры двух народов 1924 года не знали, что между аралом и ыссыккулем существует самая многочисленная нация. В общем в начале КК этногенеза присутствуют древние кыргызы, туркмены и другие ираноязычные народы, а полное формирование как народа завершилось в ногайской орде. К казахам часть КК пришла уже своим современным названием, и одноименных племен у нас фактически нет, даже конраты это не племя, а конфедерация разных родов и племен. Языковая ассимиляция это результат смешения 20 века, литературный принят на основе северо-восточного диалекта, где преимущественно проживали казахские племена. Но, нельзя сказать, что с казахами ничего не связывает, общие древние предки есть, плюс почти 300 летнее совместное проживание на одной территории некоторой части каракалпаков, брачные союзы и т.д.
    -1 балл
  19. Есть же очень прозрачный казахское объяснение "коныр ат" - хонгор морь - каурый лошадь. Куда пропастились это?
    -2 балла
  20. Нет дорогой! Это одно из современной "алтан хундага". А в древнем было большой золотой сосуд-ом.
    -2 балла
  21. А что имеет "писпек" или "горшок" объяснение для "хунгират"-а? Может из этого "горшка" происходит?
    -3 балла
×
×
  • Создать...