Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      9

    • Постов

      56372


  2. Ереке

    Ереке

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      943


  3. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      2

    • Постов

      18953


  4. Nurbek

    Nurbek

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      2021


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 10/28/21 во всех областях

  1. я согласен с первой части цитаты - Джунгария была серьезным соперником империи Цин. а кто кому и за что должен быть благодарен - это всё ерунда и зависит от того, кому эта благодарность выгодна. можно сказать, что Цины уничтожили извечного врага казахов и (по факту) дали возможность вернуть свои территории. или можно сказать, что Абылай помог Цинам одолеть джунгар поддерживая раздов в Джунгарском улусе. или можно сказать, что джунгары ослабили казахские улусы и тем способствовали их переходу в российское подданство.
    1 балл
  2. Интересная статья https://edition.cnn.com/2021/10/27/asia/mummies-tarim-basin-china-scn/index.html
    1 балл
  3. Не верно. Связи есть но всегда надо видеть целую картину родства всех народов а не выдергивать из картины два элемента.
    1 балл
  4. На то он и литературный язык, не может быть несколько литературных.
    1 балл
  5. литературный казахский сформировался на основе северо-восточного диалекта, на котором писали свои произведения Абай Кунанбаев и Ибрай Алтынсарин. Неліктен? - Пысықтауыш, неге?- Толықтауыш.
    1 балл
  6. Каяка , қа яқта? , онаужақа, бунжақа, бунда( здесь), болсай,келсей - южной говор, Вроде слова Нелiктен - это чисто литературный слова, вот например: почему, отчего;- бала неліктен күйгелек болды? отчего ребенок такой раздражительный?;- неліктен бұлай болды почему так случилось?
    1 балл
  7. Печально, что твой менталитет из местечкового не развился до уровня общенационального, до общенациональных интересов. И не надо прикрываться народом, говори за себя. Насчёт у себя всё развалили - ну вообще курам на смех...
    1 балл
  8. Кодекс куманикус - это памятник кыпчакского языка. Единственное там встречается понятие татарча - значит на языке куманов. Относительно "татаро-монглкости" КК - это полный бред.
    1 балл
  9. А чем вам так не нравится название кыпчакский язык? Территория распространения этого языка это Дешт-И-Кипчак, почему же язык должен называться каким-то расплывчатым термином татарский язык? Люди называющие язык Улуса Джучи татарским только создают путаницу, потому что везде, где вместо точного названия народа, племени или языка употребляют слово татар и татарский, создается путаница, которая приводит к неправильному пониманию исторических процессов у простых, далеких от истории людей.
    1 балл
  10. kira'u - қырау - иней Из ЭСТЯ: bulax - бұлақ - ручей из ЭСТЯ:
    1 балл
  11. Все то же самое. Вроде на юге говорят "алдынгы жыл" - что у нас соответствует позапрошлому году, а не прошлому
    1 балл
  12. Любопытно какой найман вам ее подсунул, может халхаский найман? Вроде у них порой встречается там или сям то найман, то хэрэйд, то кипчак. Но ведь настоящие и многочисленные найманы это казахские найманы ВКО РК. Короче фото юрты в студию!
    1 балл
  13. Хе-хе! У вас уважаемый какая-то абракадабра в логике мысли. До 15 века все назывались по родоплеменному самоназванию, потом объединились в ханство, по названию которого и стали казаками. Это все равно что если я выражусь "Халхов не было когда существовали шивэи". Это фольки от академической науки специально кочевья найманов 12-13 веков специально "растягивают" от Чингизских гор (раньше Найман-таг близ Балхаша) и западных отрогов Алтая до западных районов Халхи, чтобы подтянуть за уши миф о "Могулистане в Монголии", в действительности этого не было в природе, на восточную сторону Алтая найманы не переходили. Все письменные источники фиксируют их западнее Алтая. Все остальное политико-исторический фейк! А ойратские племена вышли из лесов и стали переходить к кочевому скотоводству только с 15 века, об этом свидетельствуют китайские хроники. Короче, самым восточным племенем, которое тесно контактировало с торгаутами, олётами и другими ойрдскими племенами, это были и есть керейты, а найманы всегда кочевали дальше в тылу и прямых контактов с халхоязычными не имели.
    1 балл
  14. Не существовало отдельно найманской юрты, это фейк гуляющий по интернету. Что на Итиле, что в Ташкенте, что в Тюмени, что на Алтае, казахские юрты были все однотипны. Чувствую куда вы клоните, но это не правильный ход, потому что найманы никогда не граничили непосредственно с халхами или ойратами. А с торгаутами, олётами и другими ойратами близко граничили кереи, однако керейской юрты не существует.
    1 балл
  15. 1. Казахи исконно степняки кочевники, оседлых или лесных тюрков в их предках не усматривается. Ветер не повлиял на форму и размеры юрты. Юрта идеально приспособлена под сезонный кочевой скотоводческий быт на открытых просторах - в степи, лесостепи, равнинах, горных равнинах. 2. Да, высота гэра не критична, но она не зависит от силы ветра. Имхо, форма, размеры и особенности гэра это результат приспособления тюркской юрты под свои специфические условия. Может быть сравнение будет не точным, но это примерно как базовый "Fiat" (это кигіз үй) и созданная на его базе "Ваз-2101" с дальнейшими модификациями (это гэр).
    1 балл
  16. Касательно эффективности дымоотвода при различном направлении ветра (изменении его направления): У казахов было 2 типа дымоотвода: 1) Юрты (обычные разборные и на телегах) с трубообразным войлочным навершием, наклон которого регулировался при помощи веревок, точно также, как это было у половцев и у татар Чингизхана. 2) Юрты (в основном обычные разборные) с обычным четырехугольным с четырьмя веревками войлочным навершием "тюндюк". Вот как описывает регулирование дымоотвода при таком типе "тюндюка" И.И.Красовский: "… Ночью, когда тюндючная кошма покрывает чагарак, все четыре тесьмы привязаны; днем же, для пропуска света в юрту, или для выпуска из нее очажного дыма, одна из тюндючных тесем, именно та, которая прикреплена к углу тюндюка, обращенному в ту сторону, куда дует ветер, отвязывается, и свободный, через это, угол тюндючной кошмы откидывается при помощи бакана. Изменяется ветер, дым не имеет свободного выхода, юрта начинает наполняться копотью, - тогда откинутый угол тюндючной кошмы затягивается, а новый тем же путем открывается; таким образом, при помощи этого устройства, киргиз всегда имеет возможность управлять тягою, и разложенный в центре кибитки костер никогда не дымит. В случаях же, когда нужно коптить развешиваемое по чагараку и по протянутым через всю юрту веревкам мясо или что другое, поступают наоборот или даже совсем закрывают тюндюк, а для выхода дыма приподнимают дверную кошму."
    1 балл
  17. От ветров перейду к устойчивости юрты казахской и она достигается не приземистостью и крохотностью, а другими способами, которые были выработаны нашими предками на протяжении тысячелетий. Я ранее приводил цитаты из этнографического труда М.И.Красовского "Образ жизни казахов степных округов": https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CBsQFjAA&url=http%3A%2F%2Fbooks.google.com%2Fbooks%2Fabout%2F%25D0%259E%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7_%25D0%25B6%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25BD%25D0%25B8_%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B2_%25D1%2581.html%3Fid%3DEmkjAQAAIAAJ&ei=XpWqU_3ZMYH_ywPs_4CQDg&usg=AFQjCNHWnk6YP-nwX9tu61G9KZscdJhLJA&bvm=bv.69620078,d.bGQ Привожу некоторые из них повторно касательно вопроса об устойчивости казахской юрты к ураганным ветрам и как это достигалось: "... Жилище киргиза, при его теперешней жизни, должно удовлетворять следующим главным условиям: стоит не дорого, дешево ремонтироваться, удобно и скоро собираться, разбираться, навьючиваться на верблюда и, кроме того, обладать незначительным весом, не сноситься ветром, но, в тоже время, для выигрыша времени при складке, оно не должно слишком прочно пригвождаться к земле, вмещать в себе все необходимое для одной семьи имущество, хорошо укрывать людей зимою от стужи, снега и ветров, летом от дождя, зноя и пыли, наконец – доставлять некоторые удобства относительно внутренней меблировки, т.е. возможность удобно размещать в нем необходимую домашнюю утварь, складывать и развешивать платья и прочее. Всем этим условиям как нельзя лучше удовлетворять искони веков употребляемая кочевыми жителями для жилья войлочная палатка, называемая юртою." "… Бакан (АКБ: у халхов - багана) длиною должен, по крайней мере, на ½ аршина, превышать самую высокую юрту; один его конец туп, другой вилообразен; этим последним он подпирает обруч чагарака, а тупым концом упирается в землю со стороны противоположной той, откуда дует ветер. В сильный буран в каждой юрте ставится таких внутренних подпорок по нескольку, иначе кибитку снесет ветром. В тихое время в бакане нет надобности, в больших юртах ими постоянно подпирают с разных сторон чагарак, потому что на вбитых в них колышках удобно развешивать предназначенное к просушке платье и прочие вещи." "… К климатическим особенностям степи жилище приноровлено в совершенстве: сильнейшие ветры не опрокидывают кибитку, а между тем последняя, как бы ни была сложна, не пригвождается к земле, и тем не препятствует скорой сборке и разборке; летом, в дни удушливого зноя, в ней прохладно, а пыли нет; в сильные морозы, при хороших кибиточных покровах, сохраняется достаточно тепла."
    1 балл
  18. По этому поводу у вас кроме слов тоже никаких доказательств. Почему же? Давайте развивать свои позиции. Я вот последовал примеру википедиста алп-бамси и вот что нашел для сравнения (вкратце): Монголия: Наибольшей силы ветры достигают весной, а точнее в мае - июне. Особенно сильны пыльные бури в пустынных районах Гоби, где они достигают силы 15–25 м/с. Именно такой силы ветер может срывать юрты. Такой силы ветропоток характерен лишь для 10% территории страны. Казахстан: На юго-востоке страны у «Джунгарских ворот» и в Илийской долине наблю­даются сильные вет­ры «сайкан», «эби» (о котором писал еще Г.Рубрук), «чилик» и другие, сила которых достигает 50-60 м/с, а ветер «эби», дующий подряд 70-100 дней в году, достигает силы 60-80 м/с, «Кордайский ветер» на юге страны достигает порывов до 40 м/с. Не редки во многих регионах страны присутствуют ураганные ветры скоростью свыше 32 м/с, а ветры скоростью 15-20 м/с бывают частенько. Для степной полосы характерны степные западные ветры, например, в моем регионе (северо-восток и юго-западная Сибирь) сильные ветры (около 15-25 м/с) чаще всего бывают в период с октября вплоть до конца мая. Но все эти данные об "аномалиях" с обеих сторон , в ежедневной же жизни имеют место и в Монголии и в Казахстане практически одинаковой силы ветра, которые колеблятся максимум шкалой "от 0 или полного штиля" до "7 м/с". Для примера вам карта Казахстана со средним распределением силы ветров: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=0CDEQFjAD&url=http%3A%2F%2Fwww.windenergy.kz%2Ffiles%2F1259909339_file.pdf&ei=jouqU4rkHMn8ywP0v4CoDw&usg=AFQjCNHuPT1IjHEyh5yLwDWgkf8A5hjx6A&bvm=bv.69620078,d.bGQ&cad=rjt И для примера данные о средней скорости ветра (м/с) в Монголии с сезонами года и направлениями ветра (карты к сожалению не нашел): Время года С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ Зима 5,0 2,9 3,1 2,6 3,3 3,1 3,1 3,8 Весна 6,1 4,0 4,0 2,8 4,7 5,3 5,3 5,4 Лето 5,0 4,5 4,2 3,5 4,4 3,7 4,6 4,6 Осень 5,6 3,7 6,9 2,9 3,7 3,4 4,1 4,3 https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=0CC0QFjAD&url=http%3A%2F%2Fisu.ru%2Fjournal%2FdownloadArticle%3Farticle%3D_773e845f93914698ba57e683efb843e5%26lang%3Drus&ei=KI2qU9fOO6T_ygPN2ICoDA&usg=AFQjCNHSlpyQP1CgpSHTFKbrjaGLYU-imQ&bvm=bv.69620078,d.bGQ&cad=rjt Так что общая ветровая картина в Монголии и в Казахстане практически одинаковая, а в ряде регионов Казахстана ветра даже сильнее. Однако несмотря на это юрта у нас высококупольная и без подпорок в центре, а у халхасцев юрта приземистая и двумя-четырьмя подпорками.
    1 балл
  19. И все таки, те громадные войлочные юрты с окнами и регулируемыми при движении трубообразными дымовыми отверстиями на вершине, которые воздвигались татарами Чингизхана на телегах для женщин и детей при дальних перекочевках, о которых писали Г.Рубрук, П.Карпини и М.Поло, позже мы встречаем не у современных монголоязычных народов, а у тюркских кочевых народов. Их описывают: Ибн-Батута (14 в.). Шарафуддин Али Иезди (14 в.). Фазлаллах ибн Рузбихан (нач. 16 в.). А.Дженкинсон (16 в.). Шарафуддин Али Иезди (14 в.). и другие. В их устах эта юрта ногаев и казахов именуется «кутарме», а телега «арба». У казахов телега это «арба», а этот вид юрты имеет название "көтерме" (kötörme), букв: «поднятый [вверх] дом», которая сохранились приблизительно до 17-18 вв., они не разбирались и собирались как обычная юрта и ставились на телеги целиком (Ч.Ч.Валиханов).
    1 балл
  20. Ответ прост - войлочная переносная юрта, в том числе на телегах, это исконное жилище скотовода, сезонного кочевника и воина, ареал обитания которого степи, лесостепи, равнины и горные равнины.
    1 балл
  21. Ветра в исторической Монголии (Могулистане Чингизхана), а это казахско-китайское приграничье, в разы превосходят по силе ветра в Халхе. Так что аргументация ветрами тема на форуме давно устаревшая. Значит проиграли в споре. И все-таки ваша шапка без названия?
    1 балл
  22. Дело не в том, нравится мне название "кыпчакский язык" или нет. Я возмущаюсь не против самого названия, а против его неточной передачи его носителей. Казахский и ряд других языков по этой классификации отнесены к "кыпчацким языкам", хотя он образовался в большей мере из татарского языка, языка татарских племен Чингизхана, и в меньшей степени из языка собственно кыпчаков. Чтобы не было путаницы умные люди давно придумали правильное название "татар-монголы". Поэтому тот кодекс вероятно можно подозревать на "татар-монгольскость", а не на "кыпчакскость".
    -1 балл
×
×
  • Создать...