Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      10

    • Постов

      56372


  2. s_kair

    s_kair

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      851


  3. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      17677


  4. boranbai_bi

    boranbai_bi

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      1411


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 10/25/21 во всех областях

  1. Ну на наш взгляд мы не видим особой разницы, а в антропологии видят)) "Однако и другие расовые особенности не вполне одинаковы у разных полов. Так, например, у женщин монгольской расы в среднем, как правило, более низкое переносье, более развитая монгольская складка верхнего века (эпикантус), менее густые брови и тд." - 127стр, Антропология: учебное пособие. Ванесян А.С. 2015г. "Эпикантус у женщин встречается гораздо чаще, чем у мужчин." - https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-identifikatsionnyh-priznakov-lits-mongoloidnogo-antropologicheskogo-tipa/viewer
    2 балла
  2. думаю скорее дело в бороде мужчин и в большей выраженности эпикантуса у женщин как отметили Zake и s.kair
    1 балл
  3. Тут дело не в биологии. Это субъективный взгляд сторонних наблюдателей. Возможно в 19 веке казахи-мужчины, будучи небритыми, выглядели менее монголоидными.
    1 балл
  4. Стас, может вы все таки сможете изложить подробности о киданьской и монгольской юрте? Это же ваша гипотеза, что киданьская юрта - это первоюрта человечества. Ведь действительно нужны факты, а не пустомельство. Я ход сделал еще 11 дней назад, теперь ход за вами.
    1 балл
  5. Лучше бы не писали, а то постоянно приводите заимствования из тюркских, которые легко опознать по таким специфическим изменениям в монгольских языках, как укорачивание, съедание окончаний слов и оканье (только касательно юрты): Босго - это Босаға Тотго - это Тұтқа Эргин - это Ергенек Гер - это Кереге Хана - это Қанат Өргөө - это Ірге Цагирах - это Шаңғырақ Жолом - это Жолым Тооно - это Тоғын Туурга - это Туурлық Заваг - это Жабық Багана - это Бақан Эсгий - это Езгі
    1 балл
  6. Знакомые, кто участвует на других форумах (Туран-инфо, Калмыкия.орг, Бурятия и др.) говорят, что наш Enhd известный в соцсетях тролль и флудер с большим стажем и опытом, так что это яркий пример этому. Его отличительный признак это ничем не обосновываемые эпитеты типа: "это чистый монголизм", "казахи окипчакизированные халхасцы", "казахский язык окипчакизированный халхаский язык" и другой бред.
    1 балл
  7. Вспомнилось широко распространенное у казахов пожелание "Шаңырағың биік болсын, босағаң берік болсын, керегең кең болсын" (Пусть купол твоей юрты будет высоким, дверной косяк, рама крепким, а стены широкими и просторными), которое в точности подтверждает мою этимологию "босаға".
    1 балл
  8. Мой ответ Enhd'у и Стасу: Во-первых, слово «босго» (порог юрты) в монгольских языках это очевидное и вполне прозрачное заимствование из тюркских языков. Во-вторых, в тюркских языках, в частности в казахском языке, в слове «босаға» (с несколькими значениями, см: ниже) словообразовательный корень не «бас/басу» (давить, нажимать, прессовать, ступать, наступать), а "бос"!!! Как всегда наш Enhd все напутал. Начал что-то объяснять нам про какой-то "басумак", причем здесь это слово? Лучше бы вспомнил с этим корнем «бас-басу» (притеснять, прессовать, давить, наступать, топтать) другое тюркское слово из языка средневековых татар-мугулов - «баскак» (каз. язык: басқақ – притеснитель, то есть наместник, сборщик налогов с подвластного населения). Теперь об этимологии якобы монгольского слова «босго» (каз. босага) на основе казахского языка: Корень «бос» (кроме значений в переносном смысле) – пустой, порожний, свободный, открытый, незапертый, незавязанный, незашитый. «Босаға» – 1) боковая стойка дверной рамы; 2) место около двери; 3) порог. Например, «босағаға отыра кет» – посиди недалеко от входа, у двери, у порога; 4) перен. семья, хозяйство. Например, «келіннің біздің босағаға келгеніне үш жыл болды» – вот уже три года, как невестка вошла в наш дом или «босаға аттау» – перешагнуть порог, то есть войти в дом, влиться в семью или «босағада жүр» – ходит в прислугах в чужих домах или «босаға аттар» – название традиции и связанного с ней традиционного подарка, который берется с жениха, приехавшего за невестой в ее отчий дом. Или вот еще один хороший пример, «Enhd-тың босағасын енді аттаймаймын» – впредь никогда не войду в дом Enhd’а, то есть не переступлю его порога, то есть порву с ним всякие отношения. Или выражение «босағалас» – соседи, то есть живущие так близко, что двери юрт стоят близко напротив друг другу, дверь к двери. Таким образом, «босаға» (боковые стойки дверной рамы и порог) образовано от корня «бос» с конкретным значением «свободный, открытый, незапертый», то есть это дверной проем без самой двери (есік), это дверная рама! Состоящая из отдельных частей: "ергенек" (боковые стойки), "маңдайша" (верхняя перекладина) и "табалдырық" (нижняя, т.е. порог). Так как «есік» это не все дверное сооружение в комплекте, в совокупности, как ныне многие считают, а «есік» (или "сықырлауық") это всего лишь сама дверца/дверцы, прикрывающая/щие пустой проем окаймленный рамой. Например, существует традиция «есік ашар» - первый официальный визит жениха в отчий дом невесты. Или выражение «есікпе-есік» сродни выражению приведенному выше)– соседи, то есть живущие вблизи, дверь к двери. Или выражение «есік-тесік», где «тесік» это дырка, отверстие, из данного выражения видно, что «есік» это то, что закрывает открытый проем, открытый вход, пустое отверстие или "босағу". «-Қа» или «-ға» – это один из видов окончаний образования имен существительных (примеры: омыртқа, қосалқа, сыбаға и т.д.). Гласная «а» между корнем «бос» и окончанием «-ға» есть яркое проявление правила гармонии гласных тюркских языков, тогда как в монгольских языках заметно отсутствие данной гласной в середине слова как признак не придерживания данного правила. Просьба к ув. Рустаму понаблюдать как отреагируют Enhd и Стасу, прислушаются ли к словам админа, будут ли ссылки на источники и нормальное обоснование или будет как всегда флуд?
    1 балл
  9. Уникальной в художественном отношении была юрта, выполненная по заказу хана Внутренней Орды Джангира и преподнесенная им русскому царю Николаю I во время коронации. Это юрта средней величины, блиставшая своим убранством и тонкой отделкой. Мастера работали над этой юртой около двух лет. Описание ее сохранилось в Оренбургском архиве и опубликовано П.Столпянским в «Тургайской газете» [Столпянский П. Киргизская кибитка при высочайшем дворе Николая I. Тургайская газета. 1903. № 25]. Из парадных юрт, изготовленных для международных выставок, следует отметить юрту Алмаза, отправленную на Парижскую выставку 1861 года, юрту Мейрама Жанайдарова, доставленную в Петербург на выставку Третьего конгресса ориенталистов в 1876 году и хранящуюся в Государственном музее этнографии в Ленинграде, юрты Кодая и Сагная, выполненные по случаю приезда в Западную Сибирь великого князя Владимира и показанные на выставке в Омске, юрту Ибрагима Адилева, сделанную для выставки в Казани в 1890 году. К парадным юртам относятся юрты, сделанные специально для гостей, конак-уй. Таким передвижным жилищем в прошлом веке и в начале нашего, пользовались молодые казахи, воспитанники кадетских корпусов, приезжавшие на летние каникулы в аул и кочевавшие вместе со своими родителями. Нарядные юрты для гостей имели все более или менее зажиточные семьи. Сохранилось описание юрты, сделанной специально для Чокана Валиханова по заказу его отца (АКБ: чингизида Чингиза). В этой юрте Чокан жил после окончания кадетского корпуса и возвращения из Петербурга (1861 – 1863 гг.). Впоследствии в этой юрте останавливались А.К.Гейнс – член Степной комиссии (1865 г.) и Г.Н.Потанин (1895 г.). Вот как описывает Гейнс эту юрту: «За могилой какого-то сына Аблай-хана стала видна белая как снег большая юрта… Это аул Чингиза. Она десятиканатная. Кереге красиво изогнуто и не крашено. Деревянный остов юрты так красив, что его оставляют в естественном виде без росписи, тщательно отполированными». Гостевые юрты в большом количестве устанавливались по случаю устройства годовых поминок – ас. Однако наиболее богатыми и роскошными были свадебные юрты – отау. У казахов издавна были известны два вида свадебных жилищ: отау – юрта для молодых и кюйме – повозка на колесах. Казахское кюйме 18 века воспроизведено на рисунках М.С.Маршала. Во время перекочевок в кюйме жили только девушки и дети. Рубрук писал: «Женщины устраивают себе очень красивые повозки, которые я не могу вам описать иначе как живописью. Они служат как бы комнатами, в которых живут девушки». Рисунки кок-кюйме, выполненные художником Гейслером акварельными красками, хранятся в Государственном историческом музее. Достаточно точное и подробное описание конструкции казахской юрты сделано Ч.Ч.Валихановым, В.В.Лотиным, П.Е.Маковецким и другими. Каждая решетка кереге – канат состоит из 36-ти планок – сағанақ, имеющих длину до 220 см. и ширину 4-6 см. Саганак имеет изогнутую посередине форму. Саганак окрашивается в коричневый, темно-каштановый или бордовый цвет. Решетки бывают 2-х типов: из массивных саганак, образующих мелкую сетку, этот тип называется тор көз; из более тонких саганак, образующих крупную сетку, и называется - жел көз. Длина уыков (купольных реек) – от 2,5 до 5 метров в зависисомти от величины юрты. Диаметр шангырака (купола) – 3-5 метров, что составляет примерно 1/3 диаметра основания юрты. Верхний полушар шангырака – кульдреуыш сделан из взаимопересекающихся под прямым углом 16-ти деревянных реек. По бокам кульдреуыш закреплен поперечными планками – бакалак. Все это образует красивый силуэт юрты. Вход в юрту имеет форму прямоугольного проема высотой до 2-х метров, шириной 80 см. Перед входом стелили коврик – енсе. В юртах знати двери – сыкырлауык были 2-створчатые и филенчатые, часто с балясинами. Верхняя перекладина двери – мандайша, порог – табалдырык, внутренние стороны боковых косяков – ергенек (АКБ: Эргунэ-кон)))) или босага отделывались тонкой резьбой, иногда инкрустировались костью или покрывались росписью. Уникальные образцы дверей, представляющих большую художественную ценность, хранятся в наших музеях. На ночь дверь прикрывалась войлочной завесой, расшитой разноцветнымишерстяными нитками или украшенной апликацией. Решетки каркаса юрты снаружи покрывались циновками – шим ши, размерами их не менее 2 х 3 метра. Поверх циновок каркас юрты покрывался в 2 слоя войлоком: Нижний слой большие полотнища из плотно скатанного войлока длиной 5-6 метров, шириной до 3-х метров, покрывающие юрту от середины свода до земли – туырлык. Верхний слой войлочного покрытия юрты состоит из 2-х полотнищ – узук, покрывающих юрту от шангырака. Туырлык и узук по основани свода украшались войлочной лентой, расшитой апликацией из красного сукна в форме квадратов или ромбов, или традиционного орнамента додеге, напоминающих фризы архитектурных сооружений. Подобные пояса, обрамляющие основание свода внутри юрты, называются туырлык кас и узук жапкы. Расшитый золотом узук жапкы хранится в фондах Эрмитажа. Войлочные покрытия юрты скреплялись с корпусом шнурами и узорчатыми лентами - бельбеу. Украшением свода юрты были широкие ковровые (ворсовые и безворсовые) дорожки – баскур, белые, зеленые и желтые ленты, расшитые робами, треугольниками, растительным узором, традиционным орнаментом, с кистями из разноцветных шерстяных нитей. Подвешанные к обручу шангырака такие ленты называются жел бау, к купольным рейкам – уык бау. Коллекции баскур и бау хранятся в музеях Ленинграда – МАЭ и ГМЭ, а также в музеях Ташкента, Алматы и др. Рисунки баскур, сделанные в середине 19 века адмиралом А.Н.Бутаковым, хранятся в Государственной публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, в архиве В.В.Стасова. Многие исследователи отмечают, что в казахской юрте соединено 2 начала – утилитарность и художественность. Архитектура юрты, обстановка, утварь, образуют гармоничное целое. Неотъемлемым элементом мира казаха является орнамент. Нет предмета домашнего обихода, который не был бы украшен орнаментом: посуда, оружие, сбруя, одежда, постельные принадлежности, сумы и чехлы для сундуков и др., выполненные техникой резьбы, тиснения, инкрустации, аппликации и др.
    1 балл
  10. К чему все попытки Стаса, который тщетно пытается доказать происхождение тюркской юрты от киданьской (каракиданьской) юрты - предков современных халхов, бурятов, ойратов и калмыков и попытка удревнить монгольскую юрту, по сути заимствованную у тюрков? К чему все фоторепортажи Азы-Хукера-Монгола о чумах, шалашах и шошалах? Если есть не изданный ранее замечательный труд академика А.Х.Маргулана со ссылками на источники и литературу?! А.Х.Маргулан. Мир казаха. Алматы, 1997 г. Сборник не опубликованных ранее работ Алькея Хакановича Маргулана, посвященных истории казахов. Адресуется научным сотрудникам, студентам, широкому кругу читателей. В сборник вошли статьи: - Петроглифы с тотемом волка. Тотем племени шапырашты. - Древние караванные пути через пустыню Бетпак-дала. - О значении эпиграфических памятников Казахстана. - О происхождении племени канглы. - Казахская юрта и ее убранство. Цитаты из статьи «Казахская юрта и ее убранство»: Юрта – один из древнейших типов жилища, приспособленный к кочевому образу жизни. Древнейший прототип юрты сохранился в росписи склепа Анфестерия в Крыму и на некоторых наскальных рисунках Казахстана и Сибири. Остатки древней кочевой юрты обнаружены при раскопках Пазырыкских курганов на Алтае и Ноин-улинских в Монголии. Войлочные ковры из больших Пазырыкских курганов по технике изготовления и орнаментации удивительно похожи на современные казахские. О существовании у древних народов передвижных жилищ сообщают античные и средневековые мусульманские письменные источники. Усуньский гуньмо (хан) имел «круглую кибитку, обтянутую войлоком». Помимо войлочной юрты, отмечается существование «войлочных тюркских повозок», яркую характеристику которых мы встречаем еще в записках Земарха. Характерно, что термин «кангка», означающий по древне-тюркски повозку, высокую колесницу, сохранился до наших дней у казахов в названии «үйдің қанқасы», которым обозначают остов войлочной юрты. В работах арабских ученых Ал-Якуби (9 век), Ибн-Фадлана (10 век) мы находим упоминание о юрте. Так, Ибн-Фадлан, путешествовавший по берегам реки Эмбы, писал: «Я находился целые дни в куполовидной тюркской юрте из войлока» [Ибн-Фадлан. Извлечение из «Записки». Материалы по истории туркмен и Туркмении (МИТТ). Т.1. М.-Л., 1939]. Ал-Якуби отмечает, что «тюркские ребристые шатры покрыты войлоком» [Ал-Якуби. Китаб ал-Булдан. МИТТ, Т.1, 1939]. Юрты из Дешт-и-Кыпчака в начале 16 века описал Ф.рузбихан: «… некоторые юрты с окошками и разноцветными войлоками были установлены прямо на арбах… юрты делали продолговатой формы с полным мастерством и изяществом. Спереди и сзади этих домов делали оконца, чтобы обитатели их могли выглядывать… Степень достоинства жилища доводили до терема небес. Какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса!» [Ибн Рузбихан. Воспоминание участников о походе Шейбани хана в Туркестан. В Кн. «Прошлое Казахстана в источниках и материалах». Сб.1. С.110]. Великолепное описание юрты мы находим в древних эпических поэмах: «Огуз-наме», «Китаби-Коркут», «Манас», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Кыз-Жибек». Значение юрты, ее устройство описаны ярко описаны в трудах известных географов Оскара Пешеля [O.Peschel. Volkerkunde 6-te Auflage, Leipzig, 1885] и Бронислава Залесского [b.Zalesski. La vie des Steppes Kirghises descriptions, recits et contes, Paris, 1865]. [][][][][] В.Рубрук пишет, что кыпчаки и канглы покрывали свой дом только белым войлоком, и, чтобы войлок сверкал ярче, его пропитывали известью, белой глиной и порошком изкостей (АКБ: в точности как казахи в 16-20 веках). В зависимости от климатических условий районов обитания, зимние и летние жилища казахов были разными. В летнее время они жили в юртах, а зимой – в постоянных теплых помещениях, которые именовались по-разному, в зависимости от того, из какого материала были построены (кепе, жер-уй, кара-там, там-уй, агаш-уй и т.д.). Многие из них сохранили форму юрты. АКБ: в отличие от монголоязычных народов, которые кочевали и ставили юрты небольшими группами (10-15 юрт), казахи кочевали многолюдно, например, подобно средневековым кереитам: Великое множество юрт напоминало город. По описанию И.Георги, станы казахов «по-елику аймаки охотно пребывают в союзе, довольно заключают в себе юрт и очень обширны» или «около ханского стана наберется юрт до тысячи» [И.Георги. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб, 1799]. В августе 1816 года горный инженер И.Шангин в долине реки Нура насчитал до 4000 кибиток [Шангин И. Извлечение из описания экспедиции, бывшей в Киргиз-Кайсацкой степи в 1816 г. Сибирский вестник, 1820]. Известный польский писатель А.Янушкевич, находясь в ссылке в каркаралинском округе, объехал тысячи юрт, стоявших в горных и речных долинах Центрального Казахстана [Жизнь А.Янушкевича по его письмам из Киргизской степи. Берлин, 1875]. По своему назначению казахские юрты делились на три основных типа: юрты, служившие жилищем, юрты парадные, предназначенные для торжественных случаев, к ним относятся юрты знати и гостевые, и юрты походные. Кроме этих основных типов, были юрты, где готовилась пища, и юрты, служившие в качестве складов. Походные юрты отличались небольшими размерами, они предназначались для военно-походных целей и для пастухов-табунщиков. Походные юрты были двух видов: более просторные назывались аблайша, поменьше – жолым уй, дорожный дом. Они состояли из трех кереге с короткими рейками – уык и миниатюрного шанырака. Тоже для Стаса, который привел пример с использованием на украинском майдане монгольских конусных юрт. Ответ – майданщики не знакомы с историей русской армии и с трудами своих соотечественников. )))) В 19 веке среди русских путешественников и военных эти юрты были признаны лучшей защитой от непогоды, более удобными, чем брезентовые палатки. Их охотно применяли в военно-лагерной службе русской армии в Оренбургском, Сибирском и туркестанском военных округах. Существует специальная литература о применении юрты в военно-лагерной службе. Об использовании юрты в полевых условиях писал профессор Харьковского университета А.И.Якоби: «Юрта чрезвычайно хороша для лагерной цели, особенно летом она положительно удовлетворяет всем главным условиям летучего военного госпиталя» [А.И.Якоби. Поездка в Киргизскую степь Западной Сибири. Сборник судебной медицины. 1874]. По художественной отделке и убранству наибольший интерес представляют парадные юрты, носящие у казахов названия: ак-уй, ак-орда, боз-уй, отау-уй. Под термином ак-орда известны юрты – ставки казахских феодальных владетелей, сделанные народными мастерами и описанные многими путешественниками. Наружный вид и интерьер султанской юрты неоднократно зарисовывался художниками 18 – 19 веков. Эти рисунки хранятся в музеях Ленинграда. Интересные описания юрт-ставок мы находим в трудах ученых и путешественников 16 – 18 вв.: бухарского ученого Рузбехана, позднее – участников академических экспедиций – И.Фалька, Х.Барданеса, Г.Георги, П.С.Палласа, П.И.Рычкова и др. Помимо обычных предметов обихода, типичных для кочевой юрты, путешественники отмечают наличие в интерьере султанской юрты редких и любопытных предметов. В центре огромной по размеру юрте султана Среднего жуза Мамета висел большой котел, имевший декоративное значение. Особый интерес для них представляло богато орнаментированное султанское кресло. Аткинсон описывая обряд погребения представителя знати у казахов, отмечает: «У палатки (юрты), где лежал покойник, стояло воткнутое в землю высокое копье с черным флагом. Султан лежал у самого входа. В головах стояло его султанское кресло, как знак высокого его звания, а по бокам кресла лежали седла, конская сбруя, оружие и одежда» [Погребение у казахов. Иллюстрированная газета. 1864, № 15]. Юрты-ставки отличались от других и своими размерами. Такая юрта состояла минимум из двенадцати, в среднем из восемнадцати, а самая большая из тридцати отдельных решеток. АКБ: то есть, соответственно, 12-ти, 18-ти и 30-ти канатные юрты! Проложение выложу позднее.
    1 балл
  11. Не валяйте дурака, войлочными были только юрты. Да и вообще о чем спор, если Чингизхан и его народ использовали тюркские названия юрты - йурт, орда, иб и др. Если вы Стас, или кто-то другой участвующий в споре сможет привести мне хоть один письменный источник, где юрта татар-монголов называется "гэр", то я буду считать себя проигравшим. А если не сможете, то все с вами ясно, вы будет проигравшими.
    1 балл
  12. Строка из ССМ (§ 202) свидетельствует, что те, про кого написано это сказание, называло юрту описательно «войлочный дом» или "войлочные стены", а не специальным термином "гэр": «Когда он (Чингис-хан) направил на путь истинный народы, живущие за войлочными стенами.» Значит в ССМ описывается совершенно иной народ, чем современные монголоязычные народы, вероятно, тюрки.
    1 балл
  13. Даже дураку видно, что это не жилище, а временное укрытие от солнца, тем более весьма современных времен, когда уже осели на землю. Казахи ведь не халхи, бревна с собой при кочевках не возили. С таким же успехом Хукер-Аза-Монгол можете запостить фотку комнаты студенческой общаги как жилище казахов.
    1 балл
×
×
  • Создать...