Перейти к содержанию

Лидеры

  1. башгирд

    башгирд

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      1206


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      3

    • Постов

      28685


  3. Вахит 999

    Вахит 999

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      208


  4. Polat

    Polat

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      1516


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 06/01/19 во всех областях

  1. Из старых исследований по каракалпакам: П. П. Иванов. Новые данные о каракалпаках. Исторические заметки
    1 балл
  2. Статью не нашел. Джочи привел под власть шибир, кэсдиин, баид, тухас, тэнглэк, тоэлэс, тас, баджигит и лесных народов. баджиги или баджигиты § 262. А Субеетай-Баатура он отправил в поход на север*, повелевая дойти до одиннадцати стран и народов как-то: Канлин, Кибчаут, Бачжигит, Оросут, Мачжарат, Асут, Сасут, Серкесут, Кешимир, Болар, Рарал (Лалат), перейти через многоводные реки Идил и Аях, а также дойти до самого города Кивамен-кермен. С таким повелением он отправил в поход Субеетай-Баатура. * От Ирана, где в это время находилось войско Субэдэя Бачжигит не = баджиги или баджигиты? Или автор применил созвучное, известное ему, название к западным башкирам. Если расшифровать все названия, то половина не к месту или неизвестны. Уже завоеваны 533. Канлин-тюрки канлы. Qanglin ~ Qangli, см.: Cleaves, p. 202; Pelliot. Notes sur l’histoire de la Horde d’Or, p. 128; cp.: Kangitas в НТ. § 20. Это было самое многочисленное и самое привилегированное тюркское племя в Хорезмском государстве. О ранней истории тюрок канлы см.: Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964. С. 163-167, 179; Ср. у Махмуда Кашгарского: «Канглы у кыпчаков-наименование знатного человека» (Махмуд Кашгарский. III, 379). Соответствует цели 534. Кибчаут-кипчаки; Kibca’ud, Kipcaг (= Qipcaг), см.: Cleaves, р. 202; происхождение названия см.: Кляшторный С. Г. Кипчаки в рунических памятниках // Turcologica. Л., 1986. С. 160-162. В персидских словарях Хафчак-«название области тюрков, которые являются жителями степи», см.: Баевский С. И. Географические названия в ранних персидских толковых словарях (XI-XV вв.) // Страны и народы Востока. М., 1980. Вып. XXII. С. 89. ? 535. Ба(ч)жигит-башкиры; Bajigid-*Bajigir, см.: Cleaves, p. 202; Pelliot. Notes sur l’histoire de la Horde d’Or, p. 128. ? Оросу - Оросут Прим. 536. Оросут-монгольская форма этнонима «русские», см.: Палладий. Старинные следы христианства в Китае, по китайским источникам, с прим. В. В. Григорьева // Восточный сборник. СПб., 1877. Т. I. С. 47; Orosut-Orus, см.: Pelliot. Notes sur l’histoire de la Horde d’Or, p. 129. Но в указателе (Юрченко Христианский мир и Великая Монгольская империя): русские (рутены, урусы) §4, 20,42, 101, 108, 130, 133, 192, 230, 234, 237, 238, 243, 256, 259, 262, 320, 324, 327, 329, 331, 333, 336 Ц. де БРИДИА История тартар. Часть третья 51.3. Завоеванные народы в Списке и в 537. Мачжарат-мадьяры (венгры). В биографии Субедея, помещенной в Юань-ши, говорится, что он напал на це-лянъ (*кэрэл)-владыку ма-чжа-р (*маджар), т. е. мадьяр. Слово кэрэл означает «король», см.: Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2, с. 67, прим. 6; Ал-Гарнати (XII в.) сообщает о правителе Венгрии: «Царя башкирд зовут кирали» (ал-Гарнати, с. 41). Соответствует цели 538. Asud-As, ассы, см.: Pelliot, Notes sur l’histoire de la Horde d’Or, p. 129. ? 539. Sasud (*Sas или *Sasun), см.: Cleaves, p. 202. ?, которые? Черкесами называли также черных клобуков 540. Serkesьd, Serkes (= Serkes), см.: Cleaves, p. 202; Об этнониме черкес в описании монгольских походов по Рашид ад-Дину, см.: Менгес К. Г. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве». М., 1979. С. 195-196. ?? 541. Kesimir -вероятно, область Кашмир; по мнению Кливса, идентификация проблематична, см.: Cleaves, p. 202; Pelliot, Notes sur l’histoire de la Horde d’Or, p. 129, n. 22. Скорее всего, Kesimir и Cosmir брата Иоанна означают одну и ту же область-Кашмир. ?? 542. В оригинале Buqar. Кливс соотносит с названием Buqar из § 270, исправленное чтение Bolar, см.: Cleaves, p. 203; возможно, что это область Болор, расположенная на восточной окраине Памира. Ее упоминает Марко Поло (Марко Поло, с. 76, 269). Болор-название, прилагавшееся мусульманскими авторами к горной области Кафиристан в сев.-восточной части современного Афганистана (ныне Нуристан). Интересные сведения об этой области содержатся в «Чудесах мира» (с. 53-54). Однако в древнетюркской надписи в честь Кюль-тегина имеется загадочный термин buqar, означающий какой-то неизвестный народ, см.: Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники, с. 127-129. ? 543. Raral. Идентификация затруднена. Кливс исправляет чтение на Kerel, см.: Cleaves, p. 203; Pelliot. Notes sur l’histoire de la Horde d’Or, p. 121, n. 2 and p. 129, n. 3; cp. Corola у брата Иоанна. ? 544. Kiwa Menkermen. Кива-менкермен; принято считать, что речь идет о Киеве, см. Cleaves, р. 203; ср.: Сборник материалов. Т. II. С. 37. См. также коммент. 37. (37 Matthai Parisiensis, monachi Sancti Albani, Chronica Majora / Ed. H. R. Luard. London, 1877. Vol. IV, p. 599. По Юрченко Христианский мир и Великая Монгольская империя) «Сокровенном сказании» http://www.vostlit.info/Texts/rus17/de_Bridia/frametext1.htm У Юрченко А. Г. «Христианский мир и Великая Монгольская империя» (Критический текст, перевод с латыни «Истории Тартар» брата Ц. де Бридиа С. В. Аксенова и А. Г. Юрченко.) комментарии имеют № 478-489 Вопросов много. Похоже. автор ССМ названия привел по формуле 4С+2П, кроме кипчаков и асов.
    1 балл
  3. Ибрагим или Хазей (возможно от хужа-хозяин или хаджи-совершивший хадж) был сыном каракалпакского Каип--Мухаммет-Бахадир-хана. После завершения башкирского восстания скорее всего вернулся обратно к каракалпакам. Исследований по нему нет, т.к. мало упоминаний в источниках и незначительности роли в восстании.
    1 балл
  4. Именно эту карту я и не смог загрузить в прошлом году, спасибо вам.
    1 балл
  5. Оригинал. Песни легендарного каракалпакского барда Калбая (гитара) Серимбетова.
    1 балл
  6. 1 балл
  7. Ребят когда вы кидаете фото и видео девушек, то не забывайте, что там они почти всегда в боевой раскраске, что значительно скрадывает антропологический тип.
    1 балл
  8. Стоит ещё учитывать психологический момент, я лично вряд ли подойду к незнакомому казаху или к кыргызу на улице и спрошу откуда они. Да и вообще к любому незнакомому человеку. Неэтично.
    1 балл
  9. Я думаю, что дело не совсем. в том что в Татарстане или Башкортостане не знают о казахах.Скорее в этих республиках, казахов воспринимают как своих, даже здесь живя в Башкортостане я знаю нескольких казахов, которые живут здесь. А представляете, что в Азербайджане, вы сразу выделяетесь, чисто внешне на фоне азербайджанцев.
    1 балл
  10. По Сокровенному Сказанию Чингиз § 262. А Субеетай-Баатура он отправил в поход на север*, повелевая дойти до одиннадцати стран и народов как-то: Канлин, Кибчаут, Бачжигит, Оросут, Мачжарат, Асут, Сасут, Серкесут, Кешимир, Болар, Рарал (Лалат), перейти через многоводные реки Идил и Аях, а также дойти до самого города Кивамен-кермен. С таким повелением он отправил в поход Субеетай-Баатура. * От Ирана, где в это время находилось войско Субэдэя § 269. В год Мыши (1228) § 270. …Огодай, по предварительному соглашению со своим старшим братом Чаадаем, отправил Оготура и Мункету в помощь Чормахану, который продолжал военные действия против Халибо-Солтана, не законченные еще при его родителе, Чингис-хане. Точно так же он отправил в поход Бату, Бури, Мунке и многих других царевичей на помощь Субетаю, так как Субетай-Баатур встречал сильное сопротивление со стороны тех народов и городов, завоевание которых ему было поручено еще при Чингис-хане, а именно – народов Канлин, Кибчаут, Бачжигит, Opycyт, Асут, Сесут, Мачжар, Кешимир, Сергесут, Булар, Келет, а также и городов за многоводными реками Адил и Чжаях, как то: Мекетмен, Кермен-кеибе и прочих. При этом на царевича Бури было возложено начальствование над всеми этими царевичами, отправленными в поход, а на Гуюка – начальствование над выступившими в поход частями из Центрального улуса. Козин С.А. Сокровенное Сказание. Монгольская хроника 1240 г. Для полного представления привожу хронологию походов Субэдэя из книги В. А. Злыгостев Субэдэй. Всадник, покорявший вселенную. мелким шрифтом по тексту этой же книги. Хронология 1155 (1162) • Родился Тэмуджин (Чингисхан). 1175 • Родился Чаурхан-Субэдэй. 1178 • На службу к Тэмуджину поступает брат Чаурхан-Субэдэя Джэлмэ. 1189 • Первое упоминание о Чаурхан-Субэдэе в «Сокровенном сказании монголов». • Избрание Тэмуджина ханом с титулом Чингисхан. • Чаурхан-Субэдэй дает клятву на инаугурации Чингисхана. • Начало службы в качестве турхауда кешига (дневной стражи гвардии хана). 1190 • Джамуха наносит поражение Чингисхану у Далан-Балд-жуд. 1190–1194 • Чаурхан-Субэдэй — сотник кешига. • Назначение Чаурхан-Субэдэя «домашним учителем», наставником чингисидов. 1195–1196 • Разгром Чингисханом и Тогорилом татар у р. Ульчжэ. • Чаурхан-Субэдэй отмечен титулом «багатур». 1198 • Разгром обока тункаит. • Победа над меркитами у горы Муручэ. 1199 • Начало войны с найманами, сражение у озера Улунгур (Кызыл-Баш). 1200 • Подчинение тайджуитов. • Битва при Койтэне, Джэбэ приходит на службу к Чингисхану. 1202 • Уничтожение татар. • У Субэдэя родился сын Урянхатай. • Чингисхан терпит поражение от кераитов при Мао-Ундур. • Клятва на берегу озера Балджун. 1203 • Уничтожение Тогорила (Ван-хана). Подчинение кераитов. 1204 • Весна. Курултай в долине Темен-керее, начало крупномасштабной реформы монгольского войска. • 16 июня. Битва у Хангая, разгром найманов. 1205 • Гибель Джамухи. • Поход Субэдэя против меркитов в восточный Дешт-и-Кипчак. • Набег Елюй Ахая на тангутов, начало монгольской экспансии. 1206 • Весна. Курултай у истоков р. Онон. Чингисхан, подтверждая свой титул, провозглашен Великим кааном. • Создание Монгольского государства. • Субэдэй пожалован в тысячники и назван в первой десятке главнейших сподвижников Чингисхана. 1207 • Поход Джучи против «лесных народов». 1208 • Субэдэй уничтожает Тохтоа-беки на р. Бахтурме. 1209 • Субэдэй участвует в походе Чингисхана, направленном против тангутов. 1210 • Субэдэй «приводит к покорности» Хасара. • Расправа над верховным шаманом Тэб Тэнгри. • Субэдэй получает в постоянное ведение тумен. 1211 • Весна. Вторжение в пределы империи Цзинь. • Май — июнь. Битва при Е-ху-лине. • Сентябрь — октябрь. Битва в Сюаньдэфусской долине. 1212 • Субэдэй берет штурмом Хуаньчжоу, первое упоминание о взятии им города. 1212–1215 • Субэдэй находится при Чингисхане. • Монголы выходят к Желтому морю (1213). • Падение Пекина (1215). 1216 • Зима. Субэдэй направлен в глубокий рейд в пределы Дешт-и-Кипчак. • Весна. Субэдэй командует двумя туменами, разгром меркитов у р. Чам. • Лето. Сражение на р. Уюр (Уил), гибель Куду, первое столкновение с кипчаками. • Осень. Прибытие Джучи в Дешт-и-Кипчак, выход к р. Джаих (Урал) и к Каспийскому морю. Поход монгольских войск в Дешт-и-Кипчак и государство Си Ляо (кара-кидани) Субэдэгэй был отправлен Чингисханом вслед за остатками мэргэдов в 1216 году" [14, с. 303]. в 1216 году «монгольский полководец Субэде подчинил земли между Алтаем и Уралом» [35, с. 198]. 1217 • Весна. Битва на Иргизе. • Осень. Джэбэ захватывает государство кара-киданей (Си Ляо). Субэдэй прикрывает его с севера. уничтожению Кучулука и его найманов в Восточном Туркестане» [6, с. 310]. …боевые действия «начались в конце 1217 г.» [6, с. 311]. Успех операции, возложенной на Джэбэ, обеспечивался Субэдэем, прикрывавшим его с севера. весной 1217 года. Битва с хорезмшахом Мухаммедом. Джучи, Субэдэй и Тохучар, а также два тумена, ведомых Джэбэ, который направлялся в страну кара-киданей, где он вскоре одержит победу и уничтожит наконец-то, к радости монгольского владыки, Кучулука — последнего хана найманского и фактического правителя державы Си Ляо. 1218 • «Создание» общей границы с Государством хорезмшахов. Хасар «перекочевал во владения Ала ад-Дина Мухаммеда, который его убил» [33, с. 435]. Это произошло также в 1218 году. Таким образом, хорезмшах запятнал свои руки кровью брата монгольского повелителя. … отныне Чингис и Мухаммед стали кровниками, и по понятиям монгольского общества Чингисхан должен был мстить. 1219 • Начало войны с Мухаммедом. Субэдэй находится при Чингисхане. • Взятие Бухары и Самарканда. 1220 • Весна. Субэдэй, Джэбэ и Тохучар направлены Чингисханом в погоню за хорезмшахом. • Тохучар отстранен от участия в операции. • Весна — зима. «Охота» на хорезмшаха. «Летом 1219 г. в верховьях Иртыша Чингисхан собрал армию численностью более 150 000 человек» [30, С. 61], …впереди всего войска следовали со своими туменами «свирепые псы» Субэдэй-багатур и Джэбэ-нойон. Чингисхан весной 1220 года …отправил в погоню кошун из трех туменов. Авангардом командовал Джэбэ, в центре на месте командующего войском следовал Субэдэй, арьергард был в ведении Тохучара. Тумены двигались друг за другом раздельно, но действия этих орхонов объединял приказ, который «гласил: „Силою Бога Великого, пока не возьмете его (Мухамеда) в руки, не возвращайтесь. В Нишапуре Субэдэй и Джэбэ решили разделить кошун на две части, каждый из них пошел дальше со своим туменом по определенному маршруту с конечным местом встречи. Они запланировали ее в городе Рей. лето 1220 года. Тумен Субэдэя вышел к озеру Радган (Озеро в Иране) Военная кампания, или «великий рейд» [4, с. 158], или «великий набег» [29, с. 208]. …поход длиной в 7500 километров, «длилась до 1223 года и стала одной из самых замечательных военных операций в мировой истории» [4, с. 145–146] и закончилась (началась?) гибелью хорезмшаха Мухаммеда. «§ 262. Субеетай-Баатура он отправил в поход на север, повелевая дойти до одиннадцати стран и народов, как-то: Канлин, Кибчаут, Бачжигит, Оросут, Мачжарат, Асут, Сасут, Саркесут, Кешимир, Болар, Рарал (Лалаг), перейти через многоводные реки Идил и Аях, а также дойти и до самого города Кивамен-кермен. С таким повелением он отправил в поход Субеетай-Баатура» [54][22, § 262]. «Вследствие этого [Субэдэй] повел войска кругом Каспийского моря» [12, с. 228]. Н. А. Мажитов, А. Н. Султанова отмечают, что «30-тысячная передвижная армия под командованием Субэдэя в 1220 г. вторглась на Кавказ, откуда вышла в степи юга Восточной Европы, где в 1223 г. состоялось знаменитое сражение на р. Калка Зимой 1220–1221 года в экспедиционном корпусе Субэдэя, состоявшем из двух туменов, насчитывалось 20 тысяч воинов, 1221 • 11 января — гибель Мухаммеда. • Январь. Субэдэй в ставке Чингисхана. Составление плана предстоящего похода. • Февраль. Начало вторжения в Грузию. • Весна — осень. Субэдэй и Джэбэ «утюжат» Закавказье, Сев. Иран и Сев. Ирак. • Осень. Битва в Котманской долине, уничтожение грузинского войска. в начале 1221 года Субэдэй «… прискакал в Самарканд [53], чтобы обсудить с Чингисом планы очередных кампаний» [29, с. 208–209]. Действия монголов в Закавказье, Азербайджане и Северном Иране (1221–1222 гг.) В конце февраля 1221 года произошло столкновение авангарда монголов «с отрядом грузин численностью 10 000 человек» [6, с. 328]. Осенью 1221 года Субэдэй и Джэбэ в очередной раз, третий по счету в течение года, оказались в Грузии. 1222 • Зимовка в Арране. • Весна. Переход через Кавказские горы. • Разгром алан и горских племен. • Лето. Разгром «предкавказских» и «нижнедонских» половцев. В начале 1222 года Субэдэй и Джэбэ выступили к Дербенту дойдя до Дона, Субэдэй и Джэбэ обрели союзников в лице бродников — этнографической группы непонятного происхождения, которые «населяли пойму Дона и прибрежные террасы, оставив половцам водораздельные степи». К осени 1222 года Субэдэй и Джэбэ, располагаясь на зимовку в Приазовье, между Кубанью и Доном, в январе 1223 года начали движение на запад, передвигаясь по Лукоморью [65] 65 Лукоморье — Северное побережье Азовского моря. 1223 • Зимовка в прикубанских степях. • Весна. Субэдэй в Крыму, взятие Судака. • Середина мая. Начало боев в районе между Днепром и Калкой. • 31 мая. Поражение русских и половцев на Калке. • Лето. Кратковременное вторжение в Южную Русь. • Осень. Рейд через земли финно-угорских племен. Столкновение с булгарами и их союзниками. Отступление в низовья Итиля. Субудай превратил генуэзский Судак в пепелище, предоставил венецианцам монопольное право на черноморскую торговлю» [29, с. 212–213]. ранней весной Субэдэй соединился с Джэбэ, и оба полководца сосредоточили свое внимание на том, что затевалось в это время на Руси, в самом городе Кивамен-Керемене — Киеве. Субэдэй в 1223 году, готовил почву для вторжения в пределы Руси и ее погрома в 1237–1240 годах. Субэдэй, как истинный выученик дипломатической школы своего повелителя, отравил послов в Киев, где в это время на своем съезде русские князья, умоляемые половцами, решили так: «Поможем половцам; если мы им не поможем, то они перейдут на сторону татар, и у тех будет больше силы, и нам хуже будет от них» [41, с. 155]. Эти строки из Тверской летописи являются официальным предлогом начавшейся войны с монголами. (Князья послов убили). Субэдэй послал вторично своих представителей в русско-половецкий стан, когда те и другие остановились на Днепре, не доходя до Олешья (Где-то на берегу р. Рось.) «В 18-м году [правления Чингисхана] (1223 г.) [Субэдэй] отправился в карательный поход усмирять кипчаков. [Он] имел кровопролитнейшее сражение с русскими, со старшим и младшим Мстиславами и покорил их» [12, с. 241–242]. Битва на Калке [46, с. 108] Субэдэй повел свой корпус вверх по Днепру и, перейдя через половецкий вал, вторгся в пределы Руси. Пострадали Переяславское и Новгород-Северское княжества, и до Киева они не дошли, ограничившись Новгородом Святополковым. В конце лета монголы двинулись на северо-восток вдоль границ Руси. По пути они, как и прежде, кровавили свои мечи о половцев, повергнув в хаос их степную столицу Шурукань (Близ нынешнего Харькова) [73]. Ибн ал-Асир торжествует: «Татары направились в Булгар в конце 620 года [75]. Поражение от булгар «войску Субэдэя пришлось отступить, но это не было поражением.» 1224 • Зима. Соединение с туменами Джучи. • Весна. Субэдэй и Джэбэ прибывают в ставку Чингисхана на Иртыше. • Лето — осень. Субэдэй формирует воинские контингент из покоренных народов в Дешт-и-Кипчак. • Зима. Субэдэй подавляет восстание «народа Эмиль Ходжи» в районе оз. Алаколь. • Умирает Джэбэ (по другим сведениям — 1227, 1232). Весной и летом 1224 года в районе верхнего Иртыша Субэдэй и Джэбэ соединились с главными силами орды [78] « разведывательный рейд на запад был более чем успешно завершен» Субэдэй после курултая 1224 года отправился в нынешний Центральный Казахстан, где занялся сведением в единое целое новых тысяч и туменов из вчерашних врагов. осенью — зимой, Чингисхан направил его навести «порядок» «у народа Эмиль Ходжи» [12, с. 228]. Речь тут скорее идет «о каком-то племенном вожде Ходже, чей народ, видимо из канглийских или кипчакских родов, жил у реки Эмиль (Имиль), что на границе пров. Синьцзян и Казахстана» [12, с. 229], в районе озера Алаколь. 1225 • Весна. Субэдэй возвращается в Монголию. • Поздняя осень. Субэдэй во главе авангарда вторгается в страну тангутов (Си Ся). 1226 • Субэдэй действует вместе с Чингисханом. • 23 ноября. Разгром тангутов у г. Линчжоу. 1227 • Зима. Чингисхан и Субэдэй переходят западные границы Цзинь. • Весна. Рейд Субэдэя через горы Люпань и подчинение сары-уйгуров. • Субэдэй занимает несколько главнейших округов Си Ся. • Лето. Чингисхан направляется в Монголию. • 9 сентября Чингисхан умирает. • Начало регентства Толуя. в 1227–1228 годах. «Вполне возможно, что просьба о помощи Аккбуля послужила поводом организации монгольскими военачальниками удара по половцам (1228–1229 гг.)» [8, с. 170]. Источники не сообщают о месте нахождения Субэдэя в конце 1228 — начале 1229 года, но исходя из всех его действий в предыдущие годы можно предположить, что он находился опять в пределах улуса Джучи, и, скорее всего, с новым своим сотоварищем — темником Кукдаем 1 [33, с. 402], которого С. А. Плетнева именует царевичем [8, с. 174]. 1228 • Ранняя весна. Тангуты терпят поражение. Столица Чжунсин пала. • Субэдэй предположительно находится в Дешт-и-Кипчак. 1229 • Субэдэй возвращается в Монголию. • Август. Избрание Угэдэя Великим кааном. • Осень. Субэдэй и Кукдай прибывают в Улус Джучи. Начинается продвижение на запад к Итилю и на северо-запад на Булгар. • Монголы закрепляются в нижнем течении Итиля. В августе 1229 года был созван курултай по избранию нового Великого каана. на том же курултае Угэдэй «…Кокошая и Субэдай-бахадура послал с тридцатью тысячами всадников в сторону Кипчака, Саксина и Булгара» [38, с. 405]. 1230 • Зима. Сражение с ханом Хотосы. • Весна. Укрепление позиций на границе с Волжской Булгарией. • Субэдэй — негласный правитель Улуса Джучи. • В Центральном Китае Дохолху Чэрби терпит поражение от чжурчжэней. • Субэдэй отозван из Дешт-и-Кипчак. Подготовка компании против Цзинь. Разбив кипчаков и покорив Саксин, Субэдай подошел к Булгару. …неудачное вторжение монголов в пределы Волжской Булгарии, осуществленное в 1232 году, когда орда, хотя и зимовала, «не дойдя до великого города Болгарского (Булгар)» [46, с. 112], добиться успеха не смогла. Кукдай с возможно уже появившимся в своих владениях Бату были остановлены булгарами в районе нынешней Бугульмы [25, с. 216], к лету 1230 года повеление Субэдэю помочь Угэдэю на востоке против державы Цзинь, разгромленной в начале 1234 года и далее разгромил союзников- син. 1231 • Зима. Вторжение монгольских армий на территорию Цзинь южнее Хуанхэ, через тангутские земли. • Лето. Субэдэй командует «южным корпусом». Маневренная война, с одновременной осадой нескольких цзиньских городов. Нейтрализация чжурчжэньской 120-тысячной армии в Тунгуани. • Осень. Субэдэй и Толуй вторглись в пределы Сун. • Сражение у горы Юаньшань. 1232 • Февраль — март. Сражение у горы Саньфэншань. • Неудача Бату и Кукдая в Волжской Булгарии. • Апрель — май. Начало осады Кайфына. • Лето. Субэдэй заменяет Толуя на посту главнокомандующего. • Август — сентябрь. Субэдэй разгромил 100-тысячное войско, шедшее на помощь осажденному Кайфыну. • Сентябрь. Толуй скончался, Субэдэй — главнокомандующий всеми монгольскими войсками в Китае. 1233 • Зима. Уничтожение цзиньской армии у хребта Хунлунган. • Июнь. Падение Кайфына. Субэдэй «помиловал» жителей. 1234 • Январь. Взятие Цайджоу — гибель Цзинь. • Добровольное подчинение части Тибета. • Весна. Возвращение в Монголию. • Май — июнь. Курултай в Далан-Даба. При прямом участии Субэдэя происходит очередная реорганизация войска и принятие новой редакции Ясы. 1235 • Весна. Курултай в Каракоруме. Принятие решения о начале Великого западного похода. • Лето. Субэдэй отбывает в Дешт-и-Кипчак в качестве «первого липа» в монгольском войске. Весной 1235 года состоялся курултай, сутью которого было объявление войны… всему миру. Монгольские армии выступили против Кореи и империи Сун, в направлении Багдада и Закавказья, а главное, был объявлен общемонгольский поход на запад… главнокомандующим был Субэдэй-багатур, который отвечал и за войско, и за разведку, и за дипломатию, и за чингисидов. «Направляющим умом этого похода, как и последующего европейского [125], был Субедей» [7, с. 278]. Именно он «разработал план похода на Запад и блестяще реализовал его (1236–1242)» [33, с. 420]… основной задачей Великого западного похода на этом этапе было полное подчинение Дешт-и-Кипчак. (Булгар и Русь – обеспечение флангов). «„Сокровенное сказание“ донесло до нас оригинальное монгольское название похода… в Восточную Европу как „Кипчакский поход“, что указывает на кипчаков как основную цель и основного противника монголов в этом походе» [12, с. 17]. доводы первого полководца были существенны и что силами лишь улуса Джучи «повоевать ханлинцев, кипчаков, бажигидов, русских, асудов, сасудов, мажаров, кэшимирцев, сэркэсцев» [14, с. 218–219] и прочих невозможно. Субэдэй-багатур, великий да-цзян, прекрасно осведомленный о физической географии всей Европы, имевший под рукой ее тогдашнюю политическую карту. 1236 • Зима — весна. Начало сосредоточения армий вторжения на западных рубежах. Переговоры с частью башкирских племен и их привлечение к союзу с монголами. • Лето. Концентрация войск на исходных рубежах. • Осень. Начало крупномасштабного вторжения в Восточную Европу. Главный удар по булгарам. Осенью 1236 года началось массовое вторжение монголов на правобережье Итиля и в пределы Волжской Булгарии… войск южного фланга, находившихся под началом Гуюка и Мункэ, было проникновение вглубь половецких степей — в сторону Дона, Прикаспия и областей северного Кавказа. Субэдэй …до поры до времени оставался в тени Бату и прочих царевичей, выполняя роль «начальника штаба» После «доклада» Бату Великому каану, с просьбой назначить Субэдэя руководить сражением и приказа Угэдэя: «[Субэдэю]… командовать главной армией» [12, с. 230] Из «Юань Ши» (цзюань 2): «Весной в начальной луне года биньшэнь (9 февраля — 8 марта 1236 г.). Был дан высочайший указ напечатать бумажные ассигнации („цзяо-чао“) и пустить их в обращение» [12, с. 171]. Остается только развести руками: получается, что на одной стороне континента подданные Угэдэя ходят по локоть в крови, а на другой совершается экономическая реформа [130], о которой в Европе задумаются лишь через века [131]. В. А. Злыгостев Субэдэй. Всадник, покорявший вселенную Часть пятая. Глава третья. Гроза с востока Первые в мире бумажные деньги появились в 812 году в Китае. В Европе – только в XVII веке. 1237 • Зима. Разгром Волжской Булгарии. • Весна — лето. Начало крупномасштабной войны на правобережье Итиля и на Сев. Кавказе. • Осень. Курултай в нижнем течении Дона, решение о нашествии на Северо-Восточную Русь. • Поздняя осень. Монголы вторглись в пределы Руси. Первая жертва — Рязань. 1238 • 10–12 января. Сражение у Коломны. • Зима — весна. «Батыев погром». Доклад Бату Великому каану с просьбой назначить Субэдэя командовать «главной армией». • Лето — осень. Уничтожение последних крупных очагов сопротивления половцев. Гибель Бачмана. 1239 • Зима — весна — лето. Подавление восстаний в Поволжье. Непрекращающиеся рейды на Русь. • Осень — зима. Боевые действия на Сев. Кавказе и в прикавказских степях. Субэдэй формирует воинские подразделения из народов, признавших монгольское владычество. в 1239 году половецкое сопротивление от Днепра до Итиля было сломлено, а лукоморские и дунайско-бужские их объединения были деморализованы известиями с восточных пределов и уходили вслед за Котяном либо готовы были стать „конюхами“ новых хозяев и служить им». Центр боевых действий весной того года переместился на северо-восток, где в Поволжье восстали местные народы — мордва, мокша и какая-то часть булгар, населявших правобережье Итиля. …военные действия пришлось возглавить лично Субэдэй-багатуру, свидетельствует о серьезной опасности, исходившей от мятежников» [47, с. 129]. При пристальном рассмотрении действий монголов становится очевидным, что их агрессивные устремления весной 1239 года в лесостепном порубежье ставили главной целью напомнить всем о том, кто отныне является истинным хозяином в регионе, и обезопасить тылы, а главное — добить половцев и всех тех, кто пытался укрыться в глуби русских земель. 1240 • Конец лета. Начало вторжения в Южную Русь. • Октябрь — ноябрь. Взятие Киева. Очередной «Батыев погром». 1241 • Январь. Выход к границам Центральной Европы. • Февраль — март. Вторжение пятью колоннами. На острие ударов Польша и Венгрия. • Начало апреля. Битва у г. Лигницы. • 10–11 апреля. Битва у р. Шайо. • Лето. Монголы прочно укрепились в Центральной Европе. Субэдэй начинает вникать в дела по ее управлению. • Декабрь. Начало дальнейшего продвижения на Запад. • 31 декабря. Смерть Угэдэя. весной 1241 года Субэдэй покорил весь Дешт-и-Кипчак. В 1205 и 1208 годах Субэдэй, преследуя Тохтоа-беки, постучался в двери кипчакских пределов, а затем в 1216 году пронзил степь, проведя свой кошун от озера Зайсан до Джаиха. В 1222 году вместе с Джэбэ, как снег на голову, пал на Причерноморье, заставив в скором времени после триумфа монгольского оружия на Калке, взяться за перо неизвестного автора для написания «Слова о погибели Русской земли». В 1229 году достиг нижнего и среднего течения Итиля. «Венгерский поход монголов являлся едва ли не самой блестящей военной операцией Субутая. Изумительна отчетливость маневрирования всех отрядов монгольской армии, так же как и необыкновенная точность и осведомленность разведки» [58, с. 92]. Э. Хара-Даван придерживался такой же точки зрения, говоря о том, что кампания в Европе «справедливо может быть отнесена к одной из самых блестящих страниц в истории монгольских завоеваний. Главные операции ею были закончены в каких-нибудь 4–5 месяцев, считая от перехода Батыя через Карпаты до победы на р. Сайо. В этот короткий срок были уничтожены вооруженные силы двух сильных европейских держав, Польши и Венгрии, и парализована армия третьей державы — Чехии, не считая второстепенных противников. согласно плану Субэдэя выступили в Центральную и Западную Европу в феврале — марте 1241 года пятью колоннами, об этом говорится и в «Юань Ши» [12, с. 232], и в «Сборнике летописей Рашид-ад-Дина» [38, с. 408]. Победа в долине Мохи у реки Шайо была высшим достижением Субэдэя во время Великого западного похода, он подтвердил звание да-цзяна, в течение лета 1241 года, продолжал готовить войско к вторжению в Италию, Францию и земли, находящиеся в юрисдикции Фридриха II. В декабре 1241 г. умер Великий каан Угэдэй, известие об этом достигло ставки Бату не менее чем через десять недель [29, с. 309], по закону это обязывало всех чингисидов явиться в Коренной улус для участия в курултае, где должны были провозгласить нового повелителя. Субэдэй являлся одним из самых главных хранителей и апологетов Великой Ясы, поэтому приходилось поворачивать коней на восток. 1242 • Зима — весна. Монголы, дойдя до Чехии, Италии и выйдя к Адриатическому морю, получив сообщение о смерти Угэдэя, возвращаются через Сербию и Болгарию (Дунайскую) в половецкие степи. • Лето — осень — зима. Субэдэй находится в Дешт-и-Кипчак. • Зима. Смерть Чагатая. Наступление межцарствия. корпуса Кадана в апреле 1242 года достигли Адриатического моря в районе Сплита. 1243 к 1243 году в результате нескольких десятилетий неослабевающей монгольской экспансии, которой на всех этапах руководил Субэдэй-багатур, был окончательно сформирован в своих размерах Улус Джучи, охватывающий территории от верховий Иртыша до низовий Дуная, от северного Урала до Туранской низменности на юге. • Весна — лето. Субэдэй возвращается в Монголию, становится негласным лидером оппозиции угэдэидам. 1244 • Очередной курултай на р. Еджир, Великий каан не избран. весной 1244 года Туракина и угэдэиды собрали курултай, «был сбор на реке Еджир» [165][Л 12, с. 233], однако выборы каана не состоялись, выражаясь современным языком, не собралось необходимого кворума. И немудрено — Бату отсутствовал, Тэмугэ-отчигин мутил воду, а Соркуктани и Субэдэй сделали все для того, чтобы оттянуть утверждение Гуюка. Субэдэй-багатуру было предписано отправиться в Китай для того, чтобы активизировать военные действия против империи Сун. 1245 • Bесна. Субэдэй получает «назначение» в Китай. • Лето — осень, Крупнейший за последние годы рейд против Сун. • Зима. Возвращение в Монголию. Субэдэй, прибывший весной — летом 1245 года в Китай, осенью — зимой того же года направился в Монголию 1246 • Август. Курултай в Каракоруме, избрание Великим кааном Гуюка. Субэдэй находится при дворе. В августе 1246 года Туракина нацепила на голову Гуюка тиару Чингисхана «сразу после курултая [Субэдэй] вернулся домой в верховья реки Тола» [12, с. 233] 1247 • Субэдэй «вернулся домой в верховья реки Тола». «До конца своей жизни он тесно связан с Мэнгу-кааном (Мункэ. — В. 3.), особенно в его войнах в Китае» [12, с. 288] 1248 • Зима. «Загадочная» смерть Гуюка. • Монголию постигло стихийное бедствие — небывалая засуха. 1249 • 15 января Субэдэй-багатур умер (крайняя дата). Гуюк, который зимой 1248 года решился на открытую конфронтацию с Бату. Во главе очень значительных сил он направился на запад и уже вступил в земли Чагатаева улуса, как вдруг в марте — апреле 1248 года «…почил в местности Конхан-Ир [174]» «[В год] у-шень… [Субэдэй] умер, [было ему] лет — 73» [18, с. 233]. Крайним числом в «Юань Ши» смерть Субэдэя обозначена 15 января 1249 года [18, с. 233] 1251 • Избрание Великим кааном Мункэ. 1258 • Сын Субэдэя Урянхатай пожалован званием «даю-аньшуая» — генералиссимуса. 1259 • Смерть Мункэ, начало междоусобицы в Улусе Великого каана. 1262 • Полномасштабная война между джучидами и толуидами — Берке и Хулагу. 1268 • Новый хан Улуса Джучи — Менгу-Тимур начинает чеканить монету, наделяет себя титулом «правосудного великого хана», то есть объявляет себя Великим кааном. Единое государство, созданное Чингисханом, Субэдэем и другими «людьми длинной воли», прекратило свое существование.
    1 балл
  11. Серия научно-популярных статей к.и.н. Салавата Хамидуллина о башкирских восстаниях 1 пол. 18 века. «Алдаровщина»: как башкиры планировали создать чингизидское ханство на Урале и в Сибири. «Алдаровщина»: как башкирский «святой султан» устроил военный джихад на Кавказе «Алдаровщина»: как башкиры подняли восстание в Зауралье и добились независимости от Петра I «Алдаровщина»: как царские чиновники планировали сократить численность башкир «Алдаровщина»: как казахи дали добро на Оренбургский проект, а башкиры подняли новое восстание «Алдаровщина»: как башкиры пытались создать свое ханство под русским протекторатом
    1 балл
  12. О роли Субэдэя По этому поводу читаем у Э. Хара-Давана: «Если сопоставить великий заход в глубь неприятельского расположения армий Наполеона и армий не менее великого полководца Субедея, — пишет г. Анисимов, — то мы должны признать за последним значительно большую проницательность и больший руководительский гений. И тот и другой, ведя в разное время свои армии, были поставлены перед правильным разрешением вопросов тыла, связи и снабжения своих полчищ. Но только Наполеон не сумел справиться с этой задачей и погиб в снегах России, а Субедей разрешал ее во всех случаях оторванности на тысячу верст от сердцевины тыла» и далее Не стоит никому доказывать, что мероприятия, разработанные монгольскими полководцами и политиками на грани XII–XIII веков и относящиеся к приемам ведения войны в высшем их понимании, будь то: 1) разведка и тщательное планирование предстоящих операций; 2) бесперебойная и четко действующая система связи; 3) непосредственное устройство войска, десяток — сотня — тысяча — тумен, основанное на единоначалии и строжайшей дисциплине; 4) постоянное усовершенствование технической части, перевооружение и накопление арсеналов; 5) поощрение нестандартных эффективных решений командиров; 6) постоянное нахождение в боевой готовности и непрекращающиеся маневры-учения, остались актуальными для любой из нынешних армий. Соблюдая эти непреложные истины, которые, без сомнения, и Субэдэем, и Чингисханом заимствованы у их более ранних предшественников и противников, но доведенные до совершенства, современные армии всегда будут боеспособны и, как надеется автор, употребят это во благо всеобщей безопасности. В. А. Злыгостев Субэдэй. Всадник, покорявший вселенную
    1 балл
  13. Вы путаете понятия, совершенно различные по значениям. Все тюрки называли киданей - "кытай", не могли казахи называть себя кидан, это китайский термин китан, цитан.
    1 балл
  14. 1 балл
  15. Если негритянка выйдет замуж за скандинава, ее потомки продолжут эту привычку, то через 4-5 поколении потомки будут совсем не негроидами. Так что прапрабабушка не аргумент, тем более, если нет изначально такой большой разницы в расах))
    1 балл
  16. Теперь докажи с ссылками на источники, что средневековые "татары" пасли свиней? ))
    1 балл
  17. ULLI TAW ! Qulaq salin', doslarim, Qapilg'an bul zamanda, Qayg'i-ha'sret qapladi, Qaraqalpaq bu'lgen el, Ten'lik tappay xanlardan, Posiwg'a belin bayladi, O'zlerin jolg'a sayladi, Pospay olar ne qilsin, Kim ko'ringen asilip, Pu'tin bolmay jag'asi, Xan, Sultanlar ku'n bermey, Elimdi qoyday jalmadi, Qutila almay nasaqtan, Jabilip jala nahaqtan, Zorliq ko'rip sultannan, Bu'linbey elim qalmadi, Qaraqalpaq eline, Sultan qisim jasadi, Ulli taw degen jerlerde, Tum-tusinnan qamadi, Qarsilasqan biyine, Zulimlig'i asadi, Qin'irshiliq qilg'anin, Bekkem etip tusadi, Qaraqalpaq biyleri, Qara qanlar qusadi, Ku'nnin' ju'zin ko'realmay, Aqilinan sasadi, Xannin' eser batiri, On bes jasar qizlardi, Taqimina basadi, Arza aytqan adamdi, Eriksiz darg'a asadi, At oynatip beglerdi, Asa mirza bas bolip, Qaraqalpaqti jawladi, Shibin yan'li g'awladi, Jeti jaqtan qamalap, Sonar kibi awladi, Qaraqalpaq elinin', Malinda erk bolmadi, Qamap alip jan-jaqtan, To'beden jasil tasladi, Qa'harlenip Arslanbek, Jawg'an bulttay qursandi, Jas ballardi jilatip, Qulag'inan tawladi, Qastin tigip zalimlar, Narttan beter putadi, Nege shiqtin' du'nyag'a dep, Qaraqalpaq a'wladi, U'n qosisip jiladi, Qayda barsa ashiq joq, Aldi kesi oraldi, Adamzattin' zarinan, Mezgilsiz kar boladi, Asti-u'stin ko'rindi, Buwdirshanin tawlari, Terip alip zalimlar, Ne batir g'oshshaqti, Jon'ishqa kibi bawladi, Jiziya berip jalinsa, So'zine qulaq salmadi, Shorban ka'l degen zalim, Eki iynin jalmadi, Keshe-ku'ndiz atshawip, Arip-sharshap talmadi, Jalinsan'da jalbarip, Izin'nen ha'rgiz qalmadi, Qaraqalpaqqa tuwdirdi, Ja'njel menen g'awg'ani, Jesir qatin, jetim ul, Shiqti sonda oyrani, Shaq kele almay tozadi, Qaraqalpaq a'wladi, Qa'ha'rinen alisti, Jerlerdin' qalin' g'awdani, Batil bolip kewildin' shadi, Pitpedi maqset-muradi, Neshe erdin' o'shti ati, Jetpedi jawlarg'a dadi, Qarsilasip u'sh ku'n udayi, Zalimg'a shaq kele almadi, Xannin' eser batiri, Ayanbay atlar saladi, Qaraqalpaq biylerin, Qirqiratip shaladi, Jeti jasar balalarin, Jang'an otqa saladi, Ulli-shuw bolg'an mun'li ses, Ata menen ananin', Za'rresin qatti aladi, Biygu'nadan qirilip, Bo'lingen qoyday shuwladi, Neshe qatindi jiynap, Miyrimi joq zalimlar, Bir neshewin qarnadi, Qaraqalpaq elinde, Aqirzaman boladi, Song'ilarg'a jir qilip, Jiyen jiraw jirladi, Quwrag'an quw qobizin, Qolg'a alip tolg'adi, Qastin tigip Shorban ka'l, Qatti qirin qaradi, Aytqan zarin tin'lamay, Jas qizlarin tonadi, Qarsilasqan neshewinin', Shashlarinan buradi, Ju'rekleri jarilip, Qatin-bala shuwladi, Zalimlig'in ko'rgennin', Ju'rekleri suwladi, Qaraqalpaq xaliqina, Ne bilgenin qiladi, Qalip ayaq astinda, Na'rseteler jiladi, Jeti ku'n tinbay at salip, Qaraqalpaq a'wladin, Tuqim qurt etip sapladi, El baslag'an biyleri, Mina bolg'an islerdin', Saldari jaman basadi, Shet-shebirde qalg'ani, Ishi da'rtke tolg'ani, Qatin menen jas janlar, Ata menen analar, Bawirinan ayrilg'anlar, Pishaq alip qolina, Qaytpay qarsilasadi, Biygu'na o'lgen jan ushin, Ayanbay qanin shashadi, Dushpanlardin' batirin, Qoyanday tu'yrep shanshadi, Arislanday batiri, On bes jasar qizlardi, Ko'kmar qilip qashadi, Ilayiq tappay turisti, Qarsilasip zalim menen, Bu'lingen eldin' qatinlari, Olarda saldi uristi, Nebir arli jawanlar, Urip jiqti u'sh to'rtti, Qoli pa'tli jas ballar, Iyni kelgen jerinde, Ayanbay tartti qilishti, Shig'arip belde g'ayratin, Bwudirshannin' tawinda, Qaytpay saldi uristi, Nabit bolip qiz-juwanlar, A'rmanda shirag'i o'shti, Jesir menen jetimnin', G'a'rip penen qa'serdin', Basina qiyin is tu'sti, Ulli-shuw bolip zar jilap, Ata jurtinan ayrilip, Tim-tiraqay posti, Kim botadan ayrilip, Qanatinan qayrilip, Zamanasi tarilip, Ata-ana dep zar jilap, Tumli-tusqa tozadi, O'kpesi a'bden osildi, Jol ha'r jerden tosildi, Posqinshi bolg'an xaliqqa, Ha'r jerden kelip qosildi, Bulg'ay menen ala shan', Atpag'an sira jariq tan', Qirg'in saldi xaliqqa, Qazaq xani zuli xan, Jeti ku'nnin' ishinde, Hayrani shiqti oni-san, Qaraqalpaq xalqina, Tiri qalg'an boldi tan', Kim atadan ayrilg'an, Kim botadan ayrilg'an, Jolg'a rawan boladi, Jesir-jetim ko'p adam, Ko'kreklerin basadi, Ulli tawdan qaship posadi, Barar belli ma'kan joq, Posqinshi bolg'an elimde, Hayranliq zilli basadi, Izin quwip elimnin', Topar-topar posqinshi, Atraw degen jerlerde, Bes min'i basin qosadi, Bararina jeri joq, Batarina qoli joq, Ishleri a'bden ash bolip, A'rmanda ko'zi jas bolip, Posqinshi besmin' xaliqqa, Bay menen biyler bas bolip, Soqpaq tappay belgili, Qiyaq taslar basadi, Kimi tawdan asadi, Zar en'regen balasi, Ayra tu'sken ata-anasi, Ulli-shuw bolg'an dawisqa, Gu'n'irendi sho'p dalasi, Tilek tilep g'arri-jasi, Jan'latadi sho'llerdi, Na'restelerdin' nalasi, Hesh bende na'zer salmaydi, Bir-birinen qalmaydi, O'lip atir birazi, Ku'shiktey qa'diri bolmaydi, Tabilsa sasiq o'limtik, Ashtan talg'an ko'p xaliq, Tiriley jutip jalmaydi, Bir nesheler ah urip, Qulinim dep zarlaydi, Bir jutimnin' g'ami ushin, Tum-tusti qarmaydi, Ash xaliqtin' sestine, Qiya sho'ller jan'laydi, A'rmanlinin' dibisin, Qara jerler an'laydi, Alip shiqqan aziq joq, Erteli-kesh maydannan, Ne tapsada awlaydi, Bir birine ko'z salip, Kimisi o'lip, kim talip, Kim juwirip, kim qalip, Jerge-ko'kke siymaydi, Arqalang'an ash xaliq, Segbir tartip kiyatir, Sho'listandi qaq jarip, Bu'lingen bul elimnin', Neden boldi jazig'i, Julinip tutqa qazig'i, Tabila g'oysa, doslarim, Ko'sik penen su'tilmek, Ko'binese azig'i, Bari joqti umitip, Tirilikti oylaydi, Ma'rtlikke bel baylaydi, Tintip qumdi, tawlardi, Ko'sik bolsa qarmandi, Bir jutimnin' g'ami ushin, Jeter jerdi qoymadi, Solay etip doslarim, Ju'reklerin jalg'adi, Neshesi jutpay bir jutim, Ju'rekler sazadi, Aqilin alip bul ashliq, Aqildan ashiw ozadi, Tabilsa kesik ha'm gewrik, Paldan beter mazali, Paymanasi tolmadi, Qizil ju'zi solmadi, Segbir tartip neshe ku'n, Etpegen ka'ri qalmadi, Bir-birine eredi, Suw ko'rse awin ko'redi, Baliq-shabaq ilinse, Janina da'rman enedi, Bir tislemnen bo'ledi, Arqalang'an ash xaliq, Tawdan gewrek teredi, Aldi-artin barlap boljali, Tiriligi oljadi, Birewge birew qol berip, Ta'wir-aq da'rman boladi, Eli-xalqim jubanip, Bel buwg'anday boladi, Sabir qilip ba'lege, Na'siyatlag'an adamg'a, Tu'rli alg'is aytadi, Arqadan esti issi jel, Qirg'in salg'an Shorban ka'l, Jan'a da'rya Tu'rkistan, Piyadag'a u'sh ay jol, Kiyatir sho'lde qan'g'alap, Tawsilmadi qiya sho'l, O'zegi talip gey jerde, Ne bir aqil danalar, Aqilinan sasadi, Tabaninan tas qag'ip, Ayag'in zorg'a basadi, Esap etip qaradi, Tu'rkistannan posqali, Bir yarim ay toladi, O'tip dushpan hazari, Kimler mun'li, kim zarli, Qabil bolmay ko'z jasi, Bara bersin barlig'i, Shibin jan eken mazali, Nan a'wladi sira joq, Jarmag'a tu'spey na'zeri, Gewil menen gewrek jep, Tamag'inan o'tse esap, O'zine hadal-harami, Jollarda qaldi san-min' jan, Buyirmay kepin-mazari, Eki ju'rip jetedi, Qirqiya menen Qazali, Eki aydin' ju'zi tolg'anda, Quwan' da'rya sayina, Basti kelip qazani, Artiwdan bosqan el edi, Kim o'lip, kim qalip, Segbir tartip keledi, Kimi ju'rip, kim jatti, Er tura tan' atti, Quwan' da'rya boyinda, San-min'lag'an qaladi, Basqalari jol tartip, Adim urip udayi, Jetpis ku'nde qulapti, Jan'a da'rya boyina. Jiyen Jiraw Tag'ay uli.
    1 балл
  18. Часть первая ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ 1. СИЛА СЛУХОВ Бог один ведает, кто они и откуда пришли. Новгородская летопись. 1223 г. В христианском мире один из первых слухов о монголах передает армянский историк Киракос Гандзакеци: в 1220г. «нежданно-негаданно появилось огромное множество войск в полном снаряжении и, пройдя быстрым ходом через Дербентские ворота, пришло в Агванк, чтобы оттуда проникнуть в Армению и Грузию. И все, что встречалось им в пути, - людей, скот и вплоть до собак даже - они предавали мечу. <...> И распространилась о них ложная молва, будто они - моги и христиане по вере, [будто] творят чудеса и пришли отомстить мусульманам за притеснение христиан; говорили, будто есть у них церковь походная и крест чудотворный; и, принеся меру ячменя, они бросают ее перед крестом, [затем] оттуда все войско берет [корм] для лошадей своих, и [ячмень] не убавляется; а когда все кончают брать, там остается ровно столько же. Точно так же и с продовольствием для людей. И эта ложная молва заполнила страну» (Киракос Гандзакеци. 11)1. Стремительное вторжение на Кавказ было лишь разведывательным рейдом двух отрядов под руководством прославленных полководцев Чингис-хана - Субедея и Джебе. Киракос Гандзакеци был не единственным автором, кто критически отнесся к первым известиям о монголах. Многие современники событий оценивали слухи о монголах как ложные. Арабский историк Ибн аль-Асир, писавший со слов очевидцев о монгольском нашествии на государство хорезмшаха, свидетельствует: «Рассказывали мне про них такие вещи, которые едва можно слушать: они ложны вследствие страха, который Аллах вселил в сердца людей» (Ибн аль-Асир, с. 42). Личный секретарь хорезмского султана Джелал ад-Дина ан-Насави передает один из таких слухов: тюрки в войске султана «считают, что татары не из рода людского, не знают страха, нет на них следа мечей и не уходят они, ибо на них не действуют копья» (ан-Насави. 36). Сообщение русских послов о первом появлении неизвестного азиатского народа на границах Руси в 1223 г. облетело все русские княжества и в том же году достигло западноевропейских стран. «Том же лете, по грехом нашим, придоша языци незнаеми, их же добре никто же не весть, кто суть и отколе изидоша, и что язык их, и котораго племене суть, и что вера их <...>»; «Бог един весть, кто суть и отколе изидоша <...>: мы же их не вемы, кто суть <.„>»; «<...> и не сведаем, откуду суть пришла, и где ся деша опять; бог весть, отколе приде на нас, за грехы наша» (НПЛ, с. 43). Это известие отразилось в западных хрониках в почти дословной передаче. Цезарий Гестербахский в 47-й главе X книги своей хроники пишет о битве на реке Калке: «В прошедшем году еще какой-то народ вошел во владения Руссов и истребил там весь народ унамский: нам неизвестно, что это за народ, откуда идет и куда стремится»2. В тексте - ипат, возможно, речь о кунах, одном из кипчакских племен. Тех кипчаков, которые ушли на Дунай, венгры называли их именем - кунами, но одновременно появилось другое их название - команы, как полагают, по имени одного из их вождей3. В «Истории французского королевства» при описании событий 1236 г. говорится о страхе, вызванном во Франции известиями о татарах (HRF. Т. XXVI. Р. 604-605). В той же хронике приводится обращение к Людовику IX магистра тамплиеров Понса де Обон, указывающего, что, если татары не будут сокрушены, ничто их не остановит на пути к Франции (Понс де Обон, с. 7). «<...> Тут впервые прошел слух по земле нашей, что нечестивое полчище тартарейское многие земли разорило; истинно ли это, будущее покажет» (Английские источники, с. 98). Эта весть занесена в анналы Мельрозского монастыря в Южной Шотландии в 1238 г. Хроника бенедиктинского монастыря Святого Эдмунда содержит сообщение, датируемое 1239 г.: «Племя нечестивое, тартаринс называемое, которое недавно нахлынув с островов, наводнило собою поверхность земли, опустошило Венгрию с прилежащими к ней областями» (Английские источники, с. 101). Таковы были самые ранние слухи о монгольском нашествии на Восточную Европу, докатившиеся до крайних пределов Запада - Британских островов. Авторы этих хроник не только не представляют масштабов азиатского вторжения, они не знают ни точного имени завоевателей, ни откуда те пришли. Согласно хронике города Сплита, в 1239 г. появилась звезда с ярким хвостом, которая зависла на севере, оставаясь неподвижной много дней над Венгерским королевством, и казалась знамением предстоящего великого события. В эти самые дни, по словам очевидца, всеобщим достоянием стала печальная весть о том, что несущее погибель племя тартар обрушилось на христианские пределы, напав на русские земли, но многие считали это сообщение вздорным (см.: Фома Сплитский. XXXIII). Что же показало будущее? Не прошло и трех лет, как в 1241 г. «полчища тартареев» разгромили рыцарские армии Польши, Германии и Венгрии и, сея панику в Европе, стремительно продвинулись к берегам Адриатического моря. Вспоминая события этих лет, сплитский архидьякон Фома писал: «На пятый год царствования Белы, сына короля Венгрии Андрея, и на второй год правления Гаргана губительный народ тартар приблизился к землям Венгрии. А ведь тому уже было много лет, как слух об этом народе и ужас перед ним распространились по всему свету. Они прошли от восточных стран до границ рутенов, разоряя земли, которые они пересекали» (Фома Сплитский. XXXVI). Во время западного похода, когда монголы во главе с Каданом подошли к городу Сплиту, среди горожан, по словам Фомы Сплитского, стали распускаться нелепые слухи: одни утверждали, что монголы сооружают громадные машины и множество военных орудий, с помощью которых будут разрушать города; другие уверяли, что они собирают в кучи землю и камни наподобие гор и, оказываясь таким образом выше городов, легко ими завладевают (Фома Сплитский. XXXIX). На самом деле «нелепые слухи» не являются таковыми. Монголы действительно обладали невероятными возможностями для взятия самых неприступных городов. Вот, например, тактика осады неприступной крепости Мансуркух в Хорасане. По словам Ибн аль-Асира, монголы осаждали крепость шесть месяцев и было убито множество их воинов. «Видя это, царь их приказал собрать, сколько можно было, мелкого и крупного леса. Сделав это, они стали класть слой дерева, а поверх его слой земли, и не переставали [делать] это до тех пор, пока образовался высокий холм напротив крепости» (Ибн аль-Асир, с. 29). Возникает вопрос о путях распространения подобных слухов в пространстве Евразии. Южносунский дипломат Чжао Хун писал в 1221 г. о том, как монголы с помощью пленного населения засыпают рвы (см. коммент. 33.2). Дело, разумеется, не в сооружении каких-то мифических гор напротив осаждаемых городов и не в обыденной практике осадных работ. Монгольские армии имели на вооружении специальные катапульты и прочие механизмы, поражающие своими размерами. Совершенной новостью было использование ими пороховых зарядов. Особенностью монгольской тактики было массовое привлечение пленных при организации осад городов. «[Некоторых] используют для обслуживания [колесниц, напоминающих] гусей, куполов для штурма, катапультных установок и других [работ]. [При этом татары] не щадят даже десятки тысяч человек. Поэтому при штурме городов и крепостей [они] все без исключения бывают взяты» (Мэн-да бэй-лу, с. 67). Чжао Хун в своем описании указывает на использование монголами китайских специалистов, обслуживавших механизмы при осаде городов: колесниц с возвышением для доставки штурмующих на городские стены, куполов для штурма и камнеметных машин. Ан-Насави пишет, что при осаде городов монголы использовали защитные стены (матарис),подвижные башни (даббаба), катапульты и тараны. При осаде Нишапура в 1222 г. монголы установили 200 катапульт (ан-Насави. 23)4. Вернемся к событиям в Европе, правители которой имели, видимо, смутные представления о том, какие битвы разворачивались в пространстве Евразии. К этому времени монголы покорили половину континента и слухи о них распространялись, как эпидемия, один мрачнее другого. «Явился некий народ, называемый тартарами, сыны Измайловы, вышедшие из пещер числом до 30 миллионов и более» - эти малодостоверные сведения анналов Тьюксберийского монастыря относятся к 1240 г. (Английские источники, с. 106). Под тем же годом известие о монголах значится в английском средневековом сочинении «Деяния королей»: «Бесчисленное множество варваров, нахлынув с востока, все королевства, вплоть до Венгрии и Руси, невзирая ни на образ жизни, ни на вероисповедание, без различия уничтожило. Они зовутся тартарами» (Английские источники, с. 104). Какими были реальные масштабы разорения, установить почти невозможно, ведь большинство свидетельств современников написаны рукою страха. Византийский историк Георгий Пахимер вспоминает случай, породивший необычную панику в городе Никее: вынесена была для поклонения икона Божией Матери, за нею шло множество женщин, возглашавших молитву о заступлении от персов и монголов; окружающие приняли их возгласы за свидетельство о вторжении врагов, и город охватила паника (Георгий Пахимер, с. 228). «Некогда Иоанн Дука, только еще прослышав о славе их, - пишет Георгий Пахимер, - велел снабжать крепости съестными припасами <...>. А жертвователям приказал, - после святых икон вписывать в книгу пожертвований и оружие; ибо нельзя знать, когда двинется из своих ущелий этот народ и с каким расположением, - мир ли принесет он или войну. Эти люди до такой степени были тогда неизвестны, что многие представляли их с собачьими головами; рассказывали, что они питаются отвратительною пищей и даже едят человеческую плоть» (Георгий Пахимер, с. 123). Минуло более семи столетий, но до сих пор между исследователями не утихают споры о смысле и значении монгольского вторжения. Каждое столетие устами историков дает свой ответ на этот непростой вопрос. Сегодня необычайно трудно разобраться, что было ложным, а что истинным в рассказах об азиатских кочевниках5. Не исключено, что слухи о непобедимости армий Чингис-хана были умело созданы самими монголами. Так или иначе, эффект превзошел все ожидания. Вспоминается древнее изречение: «Миром правят слухи». В Армении в городе Харберте в 1236 г. неизвестный инок сделал памятную запись на полях Евангелия: «Нас постиг страшный божий гнев, появились с востока дикообразные, жестокие и кровожадные люди <...>. Их отношение к людям было беспощадней, чем у зверей, и их настоящее имя было Харататар» (Армянские источники, с. 44). В 1238 г. ко двору французского короля Людовика IX прибыло мусульманское посольство с сообщением о том, «что с северных гор устремилось некое племя человеческое, чудовищное и бесчеловечное, и заняло обширные и плодородные земли Востока, опустошило Великую Венгрию и с грозными посольствами разослало устрашающие послания» (Английские источники, с. 135). Вызывавшие панику военные поражения и слухи были страшны, как предвестники конца света. Ужас, охвативший средневековую Европу, не поддается описанию. Казалось, что сбылось мрачное предсказание Апокалипсиса о пришествии сатанинских полчищ и начале «страшного суда». Как смерч из глубин Азии вырвался неизвестный воинственный народ - «тартареи». Этим именем средневековые писатели называли монголов. И первые известия о них внушали европейцам немалые опасения. Видимо, на воображение ученых монахов произвела сильное впечатление случайная игра слов: «тартары» и «Тартар»6. В послании папы Иннокентия IV патриарху Аквилеи (от 21 июля 1243 г.) содержится просьба побудить христиан Тевтонии к тому, чтобы они «подняли знамя креста против посланников Сатаны и служителей Тартара» (RPR. № 11096). Согласно Исидору Севильскому, автору первой средневековой энциклопедии (VI в.), Тартар был местом вечного холода и оцепенения, в темноту которого не проникает даже свет солнца. Там не дуют ветры и не возникают под воздействием лучей испарения. Одно напоминание об этом слове вызывало боязнь, ужас и слезы. В античной традиции «Тартар» описывался как пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида - царства мертвых; Тартар отгорожен медной стеной и ночь окружает его в три ряда. Бездны Тартара страшатся даже боги7. С нарастанием монгольского натиска невероятные слухи множатся и достигают своего апогея к 1241 г. Короли, герцоги и архиепископы обмениваются тревожными посланиями, содержание которых проливает свет на состояние умов христианских правителей. Обратимся к некоторым письменным свидетельствам. Одно из первых в западной традиции подробных описаний монголов сохранилось в «Великой хронике» Матфея Парижского. Осведомленность Матфея, монаха бенедиктинского монастыря в Сент-Олбансе, неудивительна, ибо он имел доступ к архиву короля Англии Генриха III. В одном из писем, адресованных королю, о монголах утверждалось, что «головы у них слишком большие и совсем несоразмерные туловищам. Питаются они сырым мясом, также и человеческим. Они отличные лучники. Через реки они переправляются в любом месте на переносных, сделанных из кожи лодках. Они сильны телом, коренасты, безбожны, безжалостны. Язык их неведом ни одному из известных нам народов. Они владеют множеством крупного и мелкого скота и табунов коней. А кони у них чрезвычайно быстрые и могут трехдневный путь совершить за один день. Дабы не обращаться в бегство, они хорошо защищены доспехами спереди, а не сзади. <...> В войне они непобедимы, в сражениях неутомимы <...>. Пролитую кровь своих животных они пьют, как изысканный напиток. Когда нет крови, они жадно пьют мутную и даже грязную воду <...>. Они ведут с собой стада свои и жен своих, которые обучены военному искусству, как и мужчины. Стремительные, как молния, достигли они самых пределов христианских и, учиня великое разорение и гибель, вселили во всех невыразимый страх и ужас. Вот почему сарацины возжелали заключить союз с христианами и обратились к ним, чтобы объединенными силами они смогли противостоять этим чудовищным людям. Полагают, что эти тартары, одно упоминание которых омерзительно, происходят от девяти племен, которые последовали, отвергнув закон Моисеев, за золотыми тельцами и которых сначала Александр Македонский пытался заточить среди крутых Каспийских гор смоляными камнями. Когда же он увидел, что это дело свыше человеческих сил, то призвал на помощь бога Израиля, и сошлись вершины гор друг с другом и образовалось место, неприступное и непроходимое <...>. Однако, как написано в «Ученой истории»8, они выйдут незадолго до конца света, чтобы принести людям великие бедствия» (Английские истопники, с. 138). Итак, какие бы деяния ни совершали монголы, они будут восприниматься на Западе через призму апокалиптической «теории катастроф», в ожидании вселенской битвы Христа с Антихристом и конца земной истории9. Любопытно, однако, что многие подробности этого описания окажутся достоверными. Сила слухов, подкрепленная библейской традицией описания стихийных бедствий, была такова, что в некоторых деталях они закрепились в сознании европейских ученых до наших дней. Апокалиптический сценарий нашествия, созданный интеллектуалами XIII в., преследовал единственную цель - найти место монголам в христианской картине мира. И в результате проявление неизвестной и враждебной силы получило не только объяснение, но и оправдание. С этой точки зрения, активное и, как правило, неосознанное использование современными исследователями литературных формул XIII в. для воссоздания «исторических» описаний встречи двух культур выглядит более чем странно. Какие у нас есть основания, чтобы придать сакральной хронике событий, реализующей ментальные установки исчезнувшей эпохи, статус достоверных сообщений? Кризисная ситуация, охватившая христианский мир в середине XIII в., почти мгновенно достигла пикового развития и столь же быстро потеряла напряжение. Кризис имел глубокую ментальную составляющую; амплитуда страха зависела не от реальных факторов, а определялась апокалиптическим видением мира. Разрыв традиционных торговых связей между Востоком и Западом, непобедимость монголов и, казалось, сбывшиеся пророчества о конце света вселяли ужас в сердца европейской элиты. Возможно, стремление справиться каким-то образом с волной страха объяснит нам скрытые причины первых дипломатических посольств из Европы к великому хану монголов. Впервые Евразийский континент ощутил себя единой целостностью и для Запада стало жизненно важной потребностью узнать реальности мифического Востока. Из лабиринта слухов был только один выход - отправить представителей нищенствующих орденов в самое сердце Азии для диалога с предводителем кочевых полчищ. И такая встреча состоялась. Миссией, открывшей Азию Европе, стало посольство, направленное к монголам папой Иннокентием IV в 1245 г. Посол папы францисканец Иоанн де Плано Карпини и его спутник брат Бенедикт Поляк достигли монгольской кочевой столицы Сира Орда, близ Каракорума, южнее озера Байкал, и по возвращении описали свое путешествие. Сочинение брата Иоанна было название им «Книга о Тартарах». Это повествование сохранилось до наших дней в двенадцати рукописях XIII и XIV вв. и представляет уникальное свидетельство европейца о культуре и обычаях монголов и иных азиатских народов. Отчет брата Бенедикта лег в основу «Истории Тартар» брата Ц. де Бридиа (сохранился в рукописи XV в.). Истинной целью их странствия был сбор достоверных сведений. Столь же важной для францисканцев была проповедь Евангелия среди племен, которые, по их мнению, никогда не слышали слова Божьего. Как уже сказано, путешествие западной миссии к границам познанного мира призвано было снять напряжение ожидаемой вселенской катастрофы. В мифологических представлениях средневековых европейцев Азия была тем пространством, откуда в Судный день появятся дикие орды, несущие гибель миру. Миссия выполнила свою «терапевтическую» роль. В год возвращения миссии европейцы открыли для себя новый неизведанный континент и множество новых народов - китайцев, тибетцев, уйгуров, киргизов, найманов. Благодаря свежим известиям францисканцев монголы будут вписаны в круг культурных народов, с которыми возможно не только общение, но и заимствование множества их достижений. Потрясение, вызванное вторжением монголов, сменится пристальным интересом к истории степной азиатской империи, и папская курия начнет скрупулезный сбор сведений, чтобы следить за малейшими нюансами политики новых властелинов мира. Аналогичная работа по сбору всевозможных сведений о европейцах велась и в канцелярии великого хана монголов. Это одна из самых неизвестных страниц в истории контактов Востока и Запада в Средние века. «Книга о Тартарах» и «История Тартар», рожденные как ответ на таинственную игру мировых слухов, явятся опровержением этих слухов. Именно поэтому они тщательно копируются в десятках монастырских библиотек Запада. В середине XIII в. сочинение брата Иоанна почти целиком включается в знаменитую историческую энциклопедию Винцента из Бове10; нунций апостольского престола к «тартарам и другим народам Востока» приковывает к себе внимание всего образованного христианского мира. Армянский дипломат Смбат Спарапет в письме кипрскому королю Генриху Лузиньяну, написанном им в 1247 г. по пути в Каракорум, сообщаете целях папской миссии и ответе хана (см. коммент. 55). Сочинения францисканцев самим фактом своего появления представляют загадку столетия катастроф. Обстоятельствам рождения этих книг и будет посвящено дальнейшее исследование. В занимательных записках наблюдательных путешественников, насыщенных удивительными подробностями быта и привычек кочевников, нет страха перед монголами. Европейцы, посланные в Тартар, вернулись оттуда живыми. Начиная с XIII в., Европа каждое столетие посылала своих гонцов в глубины Азии, и эта традиция не утратила своего значения до Нового времени. Средневековые сообщества периодически испытывали потребность знать, что творится за гранью освоенного ими пространства. Ведь, к примеру, социальный стереотип о средневековых монголах, доживший до наших дней, связан с впечатлением о крайней жестокости последних, тогда как в реальности они очень часто проявляли себя вполне терпимыми по отношению к чужеземцам и их вере и были довольно восприимчивыми к влияниям извне.
    1 балл
  19. Алишер Маубеков "Омир суремен" (живу).
    1 балл
  20. Тоже мне опровержитель фольков нашелся. Я ни одного твоего поста, написанного на историческую тему в глаза еще не видел. Один сплошной холивар и как любит по колхозному выражаться твой приятель s_kair - срач.
    -1 балл
  21. Я вас понимаю, друзья, это скорее всего признаки истерики (я про mechenos'ца). Это нормальное состояние когда рушатся привычные и приятные картины в результате приводимых ссылок. Но хотелось бы услышать в ответ на приведенные факты не истерику как у Володьки mechenos'ца, а серьезные опровержения, если они у вас конечно есть. Ведь в приведенных цитатах из источников и старинной казахской легенды черным по белому написано, что нируны, дарлекины, кияты, Борте-чино, Алан-гоа, Чингизхан и прочие - все тюрки, все тюрки-татары!
    -1 балл
×
×
  • Создать...