Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 11/25/17 во всех областях
-
Камал, что то вас понесло. С вами все в порядке? Когда же это казахи были просто-напросто отдельной бандитской группировкой в составе древних каракалпаков? Обосновать сможете? Тем более если казахи как и любой другой этнос является сложносоставным, состоящим из множества бывших кочевых племен.2 балла
-
а вы станьте его оппонентом , сразу воидете, в орбиту его ,, генетических интересов,,1 балл
-
1 балл
-
Очередной раз убеждаюсь, что вы ведете себя как школьник! Какое позднее время? Речь идет о 18-19 вв, я вам привел доказательства, что и северяне были диканшы. А нет, вы теперь мои явные источники не принимаете. Можете хоть южных казахов марсианами записать, вашим словам уже никто не поверит! Жетер енди, жат журтка абден мазак еттиниз!1 балл
-
1. АКБ, давайте не уходить от темы. М.Х.Дулати был моголом, жил в городе как и большинство моголов к середине 16 в. он и писал про казакование, про казак-узбеков (казахов) 2. вы опять политизируете вопрос. патриотизм конечно хорошо и я интересуюсь историей только из-за своего казахского национализма (в хор. смысле). а вопросы простые: есть ли у казахов слово казак, казакшылык и т.д., НЕ СВЯЗАННОЕ С ЭТНОНИМОМ КАЗАХ? 3. я один раз спец. уточнил "не связанное с этнонимом казах". допускаю что из-за такого объема инф. вы просто не заметили. бывает главное вы все же в итоге поняли 4. вас напрягает что я упомянул г. Павлодар? ок. больше не буду. 5. к сожалению есть люди, кот. не так грамотны и толерантны как вы. часто слышу как оралманов из Монголии или Узбекистана называют монголами и узбеками. но это уже оффтоп 6. также и с дыней на юге. я б просто хотел чтобы вы отбросив все стереотипы и возможно личную неприязнь к нек. южанам из-за нек. южан и просто подробнее изучили вопрос про оседание казахов на юге, про пост. переход к земледелию, про наличие полукочевого скотоводства там. я например знаю и понимаю что картошка и пшеница на севере появилась отн. недавно. подробно расспросив старших земяков недавно (с нек. удивлением) узнал что даже в послевоенной время у нас в ауле, кот. находится под Ташкентом, казахи не умели выращивать культуры кроме клевера, в осн. занимались отгонным скотоводством, а до 80-х годов - были даже верблюды (я уже писал про это все уже). я знаю что вы очень эрудированы на тематику каз. культуры поэтому хотел б норм. дискутировать с вами и узнавать что то новое, а не начинать эти межрег. разборки, кот. не сколько злят а сколько огорчают (по понятным ист. причинам, имевшим место в 18 в.)1 балл
-
В приведённом вами отрывке источник пишет: - "Давным-давно у племени монгол случилась распря с другими тюркскими племенами." Если бы источник чётко разделял монголоязычных монголов и тюрков, то просто бы и написал - " у племени монгол распря с тюркскими племенами". Но у него "монголы воюют с другими тюрками". Я это понимаю как " с такими же тюрками".1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
Люди в Казахстане не испытывают неприязнь в отношении к России! Не нужно тут добавлять приправу для вкуса, я заметил с вашей стороны больше неприязни к Казахстану. Как говорится - в своем глазу бревна... Пишите по делу на этой ветке...1 балл
-
Из этого же сочинения Цидань го чжи, "Описание государства киданей" Е Лунь-Ли, 1179 "При конце династии Цзинь (т.е. Ши-цзинь, во время У-дай), войско, принадлежащее киданьскому государю называлось "войском имеющим кожаные комнаты при большой палатке" (да чжан ю пи ши бин, т.е. гвардия). Оно состояло из 30,000 конницы; это все были отборные воины, составлявшие основание (букв. "кости и зубы") всей силы. Bойска в ведомстве матери отечества Шу-люй назывались "поднавесными" (шу-пын) и состояли из 20,000; это были полуустаревшие, прежние ратники Абао-цзи. Всякий раз, когда отправлялись против юга, из них выбиралось по 5000 всадников; но при Шу-люй постоянно оставлялось несколько сот (?) войска для резерва и охранения дома. Главные старейшины, как например Юн-кан (тай-цзи, "наследный принц") и старшие князья Чжао-ма, Дау-цзя, дети северногo и южного каязей, и другие, одни имели по 1000, а иные по нескольку сот всадников, которые составляли их частные отряды. Из других племен было превосходное войско из Kумохи и Си, состоявшее из тысячи c лишком человек; при малолюдии оно имело множество лошадей. Еще был предводитель бохайский Да-шэли (и) Гао-мо. Китайцев в пехоте и коннице было болеe 10,000 с лишком человек; все они ходили на киданьский манер с бритыми волосами, в кафтанах, застегиваемых на левую полу. Пограничные Татары, Юй-цюэ-ли, Шивэй, Нючжисцы и Тангуты (Дан-сян) также поступали на службу; но из каждого рода было не более 1000 человек". [В.П. Васильев, История и древности восточной части Средней Азии от X до XIII века, с приложением перевода китайских известий о Киданях, Джурджитах и Монголо-Татарах, — ТВОРАО, Часть четвертая, СПб., 1859 - с.179]1 балл
-
Казахский язык богатый, можно сказать как угодно. Я уже огласил свои варианты, но можно и так: «Objection!» — «Протестую!» - Олай болмайды! «Hold it!» — «Постойте!» - Доғарыңыз! «Take that!» — «Получай!» - Ал керек болса! или Мә саған тілеп алсаң!1 балл
-
Честно говоря мне не интересно, думаю они ассимилированные ногайцы, хотя попадись я им, мне бы не поздоровилось за такие слова . Посмотрите гапло ногаев ,думаю то же самое будет.1 балл
-
1 балл
-
1. Т.е. предания самих сибирских татар о себе не интересны, а вот "письменное" казахское предание о том, что кереи жили 500 лет назад в Сибири (так и написано в Сибири?) это 100% аутентичная информация? 2. Другие причины как голод, экономические катаклизмы, связанные с оседанием на землю, и как следствие выдавливание на север, значит не рассматриваются? Ого Сибирь это теперь уже исконно керейские земли? Куда денем тогда татар, алтайцев?1 балл
-
Так называемые алтайские дыва (это их автоэтноним) — их именовали также урянхайцами, алтайскими урянхайцами, кокчулутунами, мончаками, сойонами, алтайскими тувинцами, кобдинскими тувинцами, кобдинскими урянхайцами — делятся на (алдай джюктюнг дывазы), живущих южнее Алтайского хребта, на территории КНР (провинция А-Шань с центром А-эртай = Алтай) и на "хомду джюктюнг дывазы" , т.е. "тувинцев хомудского направления", живущих севернее Алтайского хребта, в верховьях реки Хомду, на монгольской территории. Это пишет Эрика Таубе, лично изучавшая их и записавшая их сказки. И где здесь "западные отроги Алтая"?1 балл
-
То что мы ПОКА не увидели или не увидим в источниках именно как кереев вовсе не говорит о том, что кереев там не было. Допустим те же аргыны как-то ВНЕЗАПНО появляются начиная только с 14 века! Причем сразу же начали "следить" от Крыма до Ирана с Пакистаном! Но так же не бывает чтобы на ровном месте? Никто же не верит в чудеса, чтобы от одного миллион уродился или они с другой планеты десантировались? Значит эти племена были и в прошлом влиятельными и многолюдными!1 балл
-
Я понимаю что вас задели за живое, но давайте не устраивать здесь провокации, тот человек под 1000 долларов потратил на тестирование себя и некоторых родственников, а такое и в Казахстане не часто встретишь. Так что если он просит помощь (тем более оплату не его близких родственников а просто российских казахов с его региона), я ему лично могу помочь, я бы и ваш тест бы оплатил бы с радостью на 12 маркеров, но я думаю вы сдавать его не будете.1 балл
-
Вся ваша ошибка, уважаемые господа ученые*, состоит в том, что вы постоянно вырываете цитаты из контекста источников (обвиняя в этом меня) не пытаясь прибегнуть даже к элементарному анализу и сравнению различных источников! Даже самый шапочный анализ показывает, что горное ущелье или равнина Циняньгу, в котором похоронены все первые великие ханы (Чингизхан, Джучи, Угетай, Тули, Куюк, Монке, Кубилай, Арик-Бука) или у Рашид ад-Дина "Буркан-калдун (Буркаду)", находится в верховьях Иртыша на западных склонах Алтая! Сравниваем: "Юань ши" (пер. Р. П. Храпачевского): http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIV/1360-1380/Yuan_si_II/frametext2.htm "... [Угэдэй] был погребен в ущелье Циняньгу." ... [Гуюк] был погребен в ущелье Циняньгу." У Рашид ад-Дина находим расшифровку что кроется под китайскими иероглифами 起輦谷 Циняньгу: "... Место погребения Угедея было на высокой горе в 2 днях пути от Иртыша, откуда вытекал один из притоков этой реки." Поэтому сказки про Хэнтэй оставьте себе для чтения детям перед сном. Никакого Хэнтэя не знает ни один источник!!! Поэтому к вам просьба - не запутывайте и не искажайте и без того и без вас запутанную историю! * Горячие поклонники переселения родины Чингизхана с его истинного местонахождения на западной стороне Алтая на 2000 км. на восточную сторону Алтая, произошедшего в книжках в 19 веке, по совместительству тёзковеды, потому что любое искусственное (книжное) переселение грешит существованием массы тёзок в местах истинного нахождения и в местах книжного переселения (в книжках, но не в реальности!), от них никуда не деться.1 балл
-
Ни разу не встречал казахов дворников, и даже на стройках. Больше попадаются казахи на дорогих иномарках .1 балл
-
Неужели у жителя такой богатой страны, куда стремятся казахи "подворничать" такая маленькая зарплата, что приходится у жителя страны поставщика дворников просить деньги?1 балл
-
В отличии от Вас побывавшего только лишь раз в приграничном селе Казахстана, я объездил по работе практически всю европейскую часть России и часть ее азиатской стороны до Челябинска, так вот никакой разницы между Русь матушкой и Казахстаном я не заметил. И Вы не правы говоря о двух соседях Казахстана, мы "поднялись" так же как и Россия только лишь благодаря нефти и газу, хотя наличие больших соседей тоже повлияло на экономику так же как и на российскую наличие больших соседей в лице ЕС и Китая. Не будь ЕС и Китая Русь матушка так же была бы в большой заднице какого ни будь жителя ЦАР. П.С. Вы лучше по меньше рассуждайте о той стране которую Вы практически не видели, пишите про Россию, кому ни будь наверняка это будет интересней! П.П.С. Господин образованный интеллигент, представляю какие "сновидения" кружатся у Вас в голове про другие среднеазиатские республики, не лучшая часть которых по Вашим словам заполонила Москву.1 балл
-
не близки они уйсынам , далекое родство, посмотрите гаплотипы их , тут без биг у ясно емнип вы когда отвечаете мне , отвечаите лично на мое сообщение , что за манера такая, непонятная, все в кучу1 балл
-
1 балл
-
давайте попробуем разобраться где же все таки находится гора Бурхан-Калдун по РАДу: 1. Впоследствии его вместе с его тысячей назначили охранять великий гурук Чингиз-хана, который [находится] в местности Буркан-Калдун 2. Точно так же народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степных пространствах, в горах и лесах областей Дешт-и Кипчака, русов, черкесов, башкиров, Таласа и Сайрама 208, Ибира и Сибира 209, Булара и реки Анкары 210, в пределах областей, которые известны [под названиями] Туркестана и Уйгуристана; по рекам и горам в [областях] народа найман, как, например, Кок-Ирдыш [Синий Иртыш], Ирдыш 211, [гора] Каракорум 212, горы Алтая, [74] река Орган 213, в области киргизов и кэм-кэмджиутов 214, в местностях с многочисленными летовками и зимовками, известных под именем Могулистана [т.е. страны монголов, – А.С.] и принадлежащих народу кераит, как то: [по рекам и озерам] Онон, Кэлурэн, Талан-Балджиус, Буркан-Калдун, Кукана-наур, Буир-наур, Каркаб, Куйин, Эргунэ-кун, Калайр, Селенга, Баргуджин-Токум, Калаалджин-Элэт и Уткух 215, кои смежны с Китайской стеной. [Все народности] по настоящее время сидят и сидели [на всех этих местах] по [искони] обусловленному [древним обычаем] постановлению. Комментарий: Упоминаемые здесь реки и озера: р. Онон – правый приток р. Шилки, из слияния которой с р. Аргун образуется р. Амур; р. Керулен (в рукописях – Калуран) – берущая начало в горах Кентей, протекает в равнинной Монголии и впадает в озеро Далай-нор, или Хулунь; Талат-Балджиус (в ркп. С, L, I и у проф. Березина – Талан, второе слово в L стоит особо, отделяясь от первого союзом и (ва), в ркп. A, S, С и L читается как Балджиус или Балджиус; в ркп. В – Балхус; у Березина – Балджиуш) – повидимому, современный Долон, гористая местность к юго-западу от Урги, второе название затрудняюсь определить; Буркан-Калдун – возможно, современный горный узел Кентей (Гентей) – «древняя Бурхан-ола» (где есть р. Бурха – правый приток Онона, последняя горной цепью отделяется от р. Куйтун); такое же название носит и незначительная река – по-монгольски Хуйтун, – сливающаяся с Шара-гол, правым притоком Орхона, так что возможно, что приводимый здесь географический термин обозначает Бурхан-Куйтун; Кукана-нор (в ркп. С, L, I – Кука-наур; в ркп. В и у Березина – Кукэ-наур); Буир-нор – озеро к югу от вышеназванного озера Далай-нор; эти два озера соединяет р. Оршун, вытекающая из северной части Буир-нора и впадающая в Далай-нор. Каркаб (в ркп. В – Каркат; L, S, С, I – Каркат; у Березина – Кулукат) – может быть, соответствует урочищу Хара-хаба в Северной Монголии; Куйин (в ркп. В – Кун?н) – вероятно, соответствует долине р. Куин-гол, правого притока р. Толы, на которой когда-то находилась первая почтовая станция в направлении от Урги к Кяхте, но с другой стороны имеется р. Хойн-гол (Куй-гол), левый приток р. Имин-гол в Барге; Эргунэ (в ркп. С, L – с добавлением Азгунэ-кур; в ркп. I – Азгунэ-кун; у Березина – Аргунэ) – вероятно, р. Аргун (Аргунь), вытекающая из оз. Далай-нор (Хулун) и на севере сливающаяся с Шилкой; Калайр (в ркп. В – Калад; у Березина – Калаири) – быть может, современная долина р. Хайлар; Селенга, река, впадающая в оз. Байкал; Баркуджим-Тукум (в ркп. В – Ииркуджин-Тук?р?м; у Березина – Баркуджин-Тукум, или Баргучин-Тукум, как дальше в тексте) – возможно, современный Баргузин – один из главных притоков Байкала с известной Баргузинской степью; Калалчин-Aлаm (в ркп. I – Каладжин; в ркп. В – Калах?н; у Березина – с добавлением – Калахин-Алат) – неизвестная мне местность (быть может, второе слово следует читать олот, ибо арабское начертание допускает такое чтение), и Уткух (в ркп. В и у Березина – Унгух, что Березин читал как «Унгу») – обычно: районы Великой Китайской стены. [См. указания на все это у арх. Палладия: Дорожные зам. на пути по Монголии в 1847 и 1859 гг. С введ. д-ра Е. Бретшнейдера и замеч. проф. А.М. Позднеева. СПб., 1892. Также: Е. Bretschneider. Med. Researches, vols I–II (особенно карты при обоих этих трудах). А в отношении названия Уткух см. дальше, стр. 161 с прим. 806]. 3. В Монголии есть большая гора, которую называют Буркан-Калдун. С одного склона этой горы стекает множество рек. По тем рекам – бесчисленное количество деревьев и много леса. В тех лесах живут племена тайджиутов. Чингиз-хан [сам] выбрал там место для своего погребения и повелел: «Наше место погребения и нашего уруга будет здесь!». Летние и зимние кочевья Чингиз-хана находились в тех [234] [же] пределах, а родился он в местности Булук-булдак, 1454 в низовьях реки Онона, оттуда до горы Буркан-Калдун будет шесть дней пути. Там живет одна тысяча ойратов из рода Укай-Караджу 1455 и охраняет ту землю. Подробное перечисление тех рек, [что стекают со склона горы Буркан-Калдун], такое: с южной стороны, в центре – Кэлурэн, с востока – Онон, с большого северо-востока – Кирэкту, с большого севера – Киркачу, с большого севера – Чику, с большого северо-запада – Калаку, с среднего юго-запада – Кара, со среднего юго-запада – Бурачиту, с большого юго-запада – Дулэ. 1456 вопросы: 1. куда мы денем Орган, Селенгу, Эргунэ, Калуран, озера-науры и Китайскую стену? 2. АКБ постоянно апелирует на искажения комментаторов. но предвзятость переводчиков это не аргумент ибо в оригинале рукописи написано четко Онон и Калуран. что касается единственной реальной реки, кот. нет в Монголии но есть в "Мунгалистане" - Бухтармы - то там у вас аргумент: 726. В ркп. С, I – буктр; В – ?уктр; L – ?ук?р; у Березина – ?ук?р. как это может быть Бухтарма если ни в одной из версии рукописей нет и близко Бухтармы. где там окончание -ма? как можно такую "сову" сравнивать с Ононом и Калураном?1 балл
-
АКБ как то предлагал обсуждать не стыковки по пунктам, вроде даже начали это делать - Ермолаев вроде включался. Но как то всё быстро свернулось. АКБ один выступает против полчища юзеров, может всё таки начнёте - пусть АКБ даёт свой вариант а вы все скопом разбирать слово в слово, по слогам. Тем на форуме десятки, и в каждой теме жаркие споры - одни и те же. Предлагаю начинать АКБ потому как он один. Пример: АКБ говорит что согласно источника все реки текут с востока на запад, а вместо того что бы разобрать это вы тычите пайцзами с уйгурским (монгольским) письмом. Я как то предложил это админу Рустаму, но админ сказал что встреча уже состоялась ранее и прошла на УРА за бесбармаком и шашлыком. Каждый конечно останется при своём мнении, но многие вопросы думаю отпадут сами собой.1 балл
-
Как вы правы, уважаемый АКБ, что ваши земляки были диканшы. И не отставали от южных "дехкан". Привожу заметки на сеи факт. Так что не нужно бояться правды Думаю теперь прекратите Ваш неуместный и мальчишеский спор? Кочевые народы всегда сочетали скотоводство с земледелием, хотя последнее и носило при этом подсобный характер. Вещественными памятниками старинного земледелия являются сухие русла некогда орошавших поля арыков, выведенные из рр. Ата-Уил и Кара-Тургай. Эти следы древнего земледелия наблюдал капитан Н.Г.Рычков во время своего путешествия по Казахской степи в 1771 г. Проезжавший в районе р. Нуры в начале XIX в. коллежский советник Демидов писал Александру I в 1825 г., что «не в дальнем расстоянии от горько-соленого озера Кургаль-Джин видны обширные поля древних пашен, свидетельствующие о плодородии страны сей»2. Капитан Андреев, основываясь на Сибирском летописце, сообщает о земледелии в районе Семипалатинской крепости. Там сеяли ячмень, пшеницу, просо и горох. Даже в годы джунгарских вторжений казахское земледелие продолжало существовать, сохраняясь или возрождаясь заново в местах локализации наиболее древних очагов казахских поселений4. Более благоприятные условия для развития сенокошения и земледелия у казахов складывались в районах, близких к поселениям прилинейного казачества и русских крестьян: в северных и северо-восточных районах Казахстана, в частности, в бассейне Ишима и Тобола, где вдоль кочевий казахов Среднего жуза простиралась территория Тобольского земледельческого района и крестьянской колонизации. Интенсивнее развивалось сенокошение и земледелие в северных районах Среднего жуза: в районе Ишима казахи научились сенокошению и пашенному земледелию у русских крестьян, сельскохозяйственный опыт которых постепенно осваивался казахами и в других районах. С каждым годом возрастали потребности казахского населения в хлебе: об этом свидетельствует тяготение их к хлебному торгу на Уйской линии и переписка феодальной знати с царской администрацией 60–70-х годов XVIII в., в которой многократно повторяются требования ханов и султанов о выдаче хлебного жалованья. Во второй половине XVIII – начале XIX вв. в Казахстане создавались и другие очаги земледелия. Их возникновение связывается также с временным упадком кочевого скотоводства в результате джутов. В специфических условиях Казахстана, где джуты и массовые падежи скота были обычным явлением, пионерами земледелия нередко были джатаки (бедняки), не имевшие скота; они создавали очаги оседлости. Однако примитивное земледелие джатаков было неустойчивым. При первой возможности они стремились вернуться к кочевому скотоводству. На территории Среднего жуза земледелие прививалось и другим путем. В некоторых случаях оно являлось предпринимательством, в частности, хозяйство Сейткула, образовавшееся в районе Тургая в начале XIX в. (основными производителями его были джатаки, работавшие на кабальных условиях издольщины)5. Прогрессивные изменения в казахском хозяйстве стимулировались некоторыми мероприятиями русского правительства. Развитие сенокошения, земледелия и оседлости в Казахстане рассматривалось русским правительством как путь хозяйственного освоения края и усиления в нем политического влияния России. В XVIII – начале XIX вв. земледелие казахов еще не выделилось в самостоятельную отрасль хозяйства; оно было тесно связано с кочевым и полукочевым скотоводством. Об этом свидетельствует тот факт, что пашни казахов обычно располагались около зимовок, по берегам рек и озер, а также в предгорьях. На территории Прииртышья и в смежных районах устанавливаются следующие очаги казахского земледелия: междуречье Ишима и Тобола, Атбасарская степь и бассейн Тургая, на востоке — среднее течение Иртыша и на юго-востоке — верховья левобережья Иртыша. В названных районах размещались посевы пшеницы, проса и ячменя6. Возникновение посевов пшеницы в Казахстане не было одновременным. В верховьях Иртыша сеяли пшеницу бухарцы уже в XVII в.7, казахи, по-видимому, — в середине XVIII в. Прямые указания источников о возделывании казахами пшеницы в этом районе относятся к 30-м годам XIX в. В районе Тургая сеяли главным образом просо и яровую пшеницу (бидай). К сожалению, мы не имеем точных сведений о том, когда на территории Казахстана появилась яровая и озимая пшеница. «На протяжении ряда веков пшеница в Казахстане по удельному весу уступала просу и ячменю»8. Этот вывод распространяется и на земледелие казахов Прииртышья в XVIII в. Посевы проса были распространены повсеместно в районах, где казахи занимались земледелием, так как при посевах проса можно было обойтись без сохи, которая являлась дефицитным сельскохозяйственным орудием, особенно в хозяйстве джатаков. В источниках нет сведений о размерах всей посевной площади, образовавшейся в XVIII в. в Северо-Восточном Казахстане. Отрывочны данные о количестве посевов в хозяйствах различных социальных групп и отдельных лиц, начавших заниматься земледелием. Джатаки, не имевшие рабочего скота, сеяли просо на небольших призимовочных участках или на побережьях рек и озер. Парцеллярное земледелие (на небольших участках земли), несмотря на трудоемкость его процессов (постройка водоподъемных сооружений — чигирей, рытье и очистка каналов, полив посевов) считалось более выгодным в южных районах Казахстана (в частности в бассейне Сыр-Дарьи), так как оно давало возможность собирать урожай два-три раза в год. Земледелие по Тоболу, Ишиму и притокам этих рек могло развиваться без полива, что давало возможность расширять площадь посевов. Здесь казахам была известна залежная система земледелия, которая была обусловлена не только особыми почвенными условиями (засолонение почвы), но и специфическими условиями орошения (высокий уровень паводковых и грунтовых вод в летнее время). С чередованием зерновых культур (трехпольем) на Ишиме казахи познакомились с помощью русских крестьян, посланных сюда по просьбе султана Аблая с сельскохозяйственными орудиями. Но трехполье требовало обширной площади пахотной земли. Со второй половины XVIII в. происходит заметный подъем культуры земледелия на всей территории Казахстана. Это обстоятельство находит свое отражение в восстановлении ряда старых и постройке новых крупных ирригационных систем, в расширении площади орошаемых земель, в переходе значительной части населения к относительно устойчивому занятию земледелием9. Источники отмечают значительно возросшую потребность казахов в земледельческой продукции и их стремление к занятию земледелием. Казахи, свидетельствуют М. Тевкелев и Рычков, «…к пище хлебной нарочито уже привыкли, и на каждую зиму оную запасать стали»10. Один из примеров перехода к земледелию казахов находим у К.Риттера. Он описал ближайший приток Иртыша, далее к северу текущий с восточной стороны — Нарым — (На-лин-гол у китайцев. — И.П.) который как пограничная река разделял в то время Россию и Китай. До этой реки при подножии Курчумских гор, доходили кочевья казахов, которые здесь начинали заниматься земледелием. Они взрывали землю самою простою сохою. Это уже достаточно для засева; боронование они совершали посредством пучков таволжного кустарника. Несмотря на это, жатвы обильны, потому что казахи, подобно крымским татарам, мастера в искусстве орошения, к чему необходимую воду доставляют многочисленные небольшие горные ручьи ближних, обильных снегом Курчумских гор. Казахи сеют только просо и ячмень, замечает Риттер в конце XVIII в.11. Если в период средневековья основную массу земледельцев составляли джатаки, то в дальнейшем земледелием стали заниматься знатные люди12. Султан Аблай одним из первых понял исключительно важное значение земледелия для казахов. В 1763 г. он предпринимает попытку «завести хлебопашество» среди казахов подвластной ему территории Среднего жуза. В письмах к различным представителям царской администрации он сообщал о своем намерении «завести» пашню «при речке.... Колчалке» (близ Петропавловска), где и сам хотел, по его словам, «остаться безотлучно...» Аблай сообщал также, что «на первый случай» «у него есть из киргизов два человека — несколько уже в хлебопашестве знающие». Посланные вскоре к Аблаю «для разведывания о киргиз-кайсацких делах» башкирские старшины подтвердили действительность намерений султана и сообщили к тому же, что летом 1764 г. «он Аблай и просу сеял»13. Аблай располагал большим количеством рабочих рук: в его аулах насчитывалось до 5 тысяч хозяйств туленгутов и большое количество пленных, превращенных в рабов (кулов). Но эти работники не имели опыта в земледелии. Поэтому весной 1765 г. Аблай отправил группу казахов на линию для обучения их хлебопашеству, а также просил прислать русских крестьян на Ишим, чтобы обучать казахов земледелию. Просьба Аблая была удовлетворена. Более того, на Ишим посылались семена пшеницы и ячменя, сошники и железо (уклад) на изготовление сошников, мотыг и топоров14. Земледелие в хозяйствах знати на Ишиме, в Прииртышье развивалось на призимовочных участках и поэтому было связано с устройством оседлого жилья (деревянных домов — «хоромов» и хлевов для мелкого скота). В восточных районах Среднего жуза в 60-е годы XVIII в. инициатором земледелия среди казахов стал правитель найманского племени Абулфеиз султан. В этой связи один из командиров Сибирской линии — генерал-поручик Шпрингер докладывал Коллегии иностранных дел, что подданные Абулфеиза принимают к себе пленных и селят ради производства хлебопашества на территории, занятой ранее джунгарами15. Указания мест казахского земледелия на Северо-Востоке дает Левшин в своем «Описании». На обширном пространстве Прииртышья территорию хлебопахотных угодий, простиравшуюся на юго-восток до озера Нор-Зайсан, он ограничил 48 градусом северной широты, наиболее плодородные угодья отметил в предгорьях (Ку-Казлык, Кено-Казлык) и в оазисах горных рек; здесь удобные для хлебопашества долины орошаются выходящими из гор ключами. Места, удобные для хлебопашества, находятся на Тоболе, Тургае, Ишиме, в горах Каркаралы. Шангин упоминает «о пашнях киргизских по очищенным от камыша берегам озера Кургальджина и Нуры»16.Источник: http://e-history.kz/ru/contents/view/413© e-history.kz0 баллов
-
Я считаю, что Ваш фольк-хисторизм позорит ваш народ, когда вместо настоящих научных подходов, в ходу лишь разглагольствования о великих предках.0 баллов
-
-1 балл
-
Да, представляла бы интерес, если бы существовал аутентичный рукописный текст, а не русскоязычный на тетрадных листах.-1 балл
-
-1 балл
-
-1 балл
-
-1 балл
-
не понял что за наезды на mechenosec? в чем он не прав? в том, что Тогрул получил титул Вана от джурдженей, в том что он был ханом со своим, соответственно, ханством?-1 балл
-
Респект, что не отказываетесь от предков в отличии от некоторых типа АКБ ,которые на ходу переобулись и претендуют на чужую историю, вроде ведь совсем недавно снимали фильм про героическую оборону Отрара ,а вот поди ж ты ,и ведь являются по факту кыпчаками как и другие тюркские народы , по языку .Не спорю у некоторых есть предки монголы, но свадьба их дедушки , это не их свадьба ,дедушки монголы были в явном меньшинстве если перешли на другой язык, получается они ориентируются на историю меньшинства своих предков ? Это просто смешно. Это как если бы калмыки ориентировались на мизерную часть своих тюркских, славянских, кавказских предков ,и забыли свою монгольскую историю .-1 балл
-
Вы узко мыслите, логичный наш Кылышбай. Я не писал о казахах, я писал о кочевой степной вольнице удальцов. Ваши моголы явление гораздо позднее. Почитайте Карамзина (кн. 2, т. 5, гл. 4, стр. 23), что название козак/казак, "вероятно, оно в России древнее Батыева" (кн.2. т.5, гл.4, С.230). При этом он делит тюркских казаков на Ордынских, Азовских, Ногайских и прочих степных: "... сие имя означало тогда ВОЛЬНИЦУ, НАЕЗДНИКОВ, УДАЛЬЦОВ". У него же: "... Заметим, что летописи времен Василия Темного в 1444 году упоминают о них как об особенном легком войске, славном в новейшие времена." Вы трезвый? Что вы несете? Очнитесь! Историческая правда это не обзывание. То, что казахи южных регионов были оседлыми и полуседлыми, в том числе частично дехканам, это историческая реальность и не я это придумал. Вы в этом споре напоминаете мне монголоязычных юзеров, которые тоже совершенно не хотят слышать о своем лесном и Приамурском историческом прошлом. И вам и им подавай только степную кочевую скотоводческую и всадническую удаль.-1 балл
-
А я, к примеру, считаю вас фольк-хисториком, потому что ваши тезисы, связанные с локализацией и отождествлением татар Чингизхана и их улуса, лженаучны. Но кыргызский народ тут ни причем. Думаю и казахский народ никак не связан с моими взглядами на историческое прошлое.-1 балл
-
Нет, вот теперь я не прекращу. Раз вы не захотели как я предлагал быть степняками кочевыми скотоводами, то теперь все возвращаем на свои места, теперь мы степняки скотоводы. А приведенный вами обширный чей-то текст это, во-первых, позднее явление, во-вторых оседали джатаки, потерявшие скот, которые хотели бы, да не могли уже кочевать. То есть это единичные случаи, исключение из общего правила.-1 балл
-
Вопрос о происхождении кереев можно считать закрытым) Видимо кереи это одно из племен кереитов, но затем их пути разошлись. Т.е. в целом, это не делает кереев кереитами.-2 балла