Перейти к содержанию
АксКерБорж

Уранкай-Урянкай-Урянкат-Урянхай - следы племени в разных народах

Рекомендуемые сообщения

07.04.2021 в 19:05, enhd сказал:

Просто любопытство и для знания. Слово "cөгіс" - это означает "проклинание" в казахском?

Спрашивал потому что на тувинском имеет такой смысл, просто для любопытства для себя.

на тувинском сөглээр - проклинать.

 

Зачем мне вас проклинать, дорогой маньчжуровед-сарлаговед?

По-казахски "сөгіс" - это признак недовольства, неодобрения.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 30.10.2020 в 09:02, АксКерБорж сказал:

 

Старая карта Западной Монголии.

Как видим, урянхаи - это всегда Алтай.

ElbNURiU4AAdlZ6?format=jpg&name=large

Уважаемый АксКерБорж! Можете дать ссылку на полный вариант карты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 27.12.2021 в 13:04, Теңгис сказал:

Уважаемый АксКерБорж! Можете дать ссылку на полный вариант карты?

 

К сожалению, нет, ув. Туңгис.

Случайно нткнулся на нее в монголоязычном сегменте Твиттера.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.11.2020 в 02:55, buba-suba сказал:

Баргас - это баргуты из основной ветви.

Баргу-буряты (багуды) - это буряты как составная часть баргутов, одна из веточек, до конца еще не отделившиеся, действующие с основным племенем. 

Олеты - давно отделившаяся ветвь баргутов.

Баргас, багуды - это и есть баргуты по вашему? 

Почему в случае с барга[с]  применили аффикс множ. числа [с]? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Zake сказал:

Баргас, багуды - это и есть баргуты по вашему? 

Почему в случае с барга[с]  применили аффикс множ. числа [с]? 

-с - это монгольский, -уд, -ут - бурятский/баргутский аффикс.

Сравните: хоритуматский род Хорилар должен был стать племенем хориларууд/ут, ушел в монголию - стал корилас. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

58 минут назад, buba-suba сказал:

-с - это монгольский, -уд, -ут - бурятский/баргутский аффикс.

Сравните: хоритуматский род Хорилар должен был стать племенем хориларууд/ут, ушел в монголию - стал корилас. 

Запутали меня "баргутскими" аффиксами)

Таким образом баргу[т]=барга[с] в монголосфере?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, buba-suba сказал:

да

 

Непременно нужны примеры, что мол были кураласы и куралаты, урянкаты и урянкасы, керейты и керейсы, буряты и бурясы. )) Шутка, но конкретные примеры в обоснование нужны.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 31.10.2020 в 16:00, АксКерБорж сказал:

Традиции за 800 лет нисколько не изменились! 

Рашид ад-Дин описывает это племя как самых нирунистых, самых "монголистых", участвовавших в событиях еще на Ергене-Коне.

Но увы, это племя и народ (урянхаи)  - давно тюрки. ;)

 

Рашид ад-Дин:

 

"... Так как в их стране очень много гор и лесов, а снег выпадает в большом количестве, то зимой по снежному покрову они бьют массу дичи. Они делают особые доски, которые называют чанэ (АКБ: тюрк. лыжи), и на них становятся; сделавши из ремня поводья, прикрепляют их к передним концам досок, берут в руки палку и, скользя по снежному покрову, упираются той палкой в землю, подобно тому как гонят по воде судно. Они так гоняются на лыжах [чанэ] по степи и равнине, по спускам и подъемам, что настигают горного быка и других животных и убивают их":

001ec9790963161acd9804.jpg

11aad10b0245.jpg

251308641.jpg

"... Это племя не принадлежит к другим урянкатам: они получили это имя потому, что их юрты были в лесах. Они никогда не имели ни палаток, ни шатров; их одежда была из кожи животных; у них не было быков и баранов; вместо них они выращивали горных быков, горных баранов и джур, который похож на горную овцу; они ловили их [и приручали], доили молоко и ели":

3.jpg

1.jpg

 

 

Fkuf8EZagAAeBf8?format=jpg&name=900x900

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Настоящие уранхайцы оседлые монголоязычные скотоводы. Так называемые лесные (урянхайцы) племена кори, киргиз, урасут, теленгут и тумат - тюрки  действительно кочевали и кочуют поныне, вдоль гор и хребтов вслед за стадами оленей.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.12.2022 в 05:14, Uran55 сказал:

Настоящие уранхайцы оседлые монголоязычные скотоводы. Так называемые лесные (урянхайцы) племена кори, киргиз, урасут, теленгут и тумат - тюрки  действительно кочевали и кочуют поныне, вдоль гор и хребтов вслед за стадами оленей.

Оседлые монголоязычные скотоводы? :lol:

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Скриптонит сказал:

Оседлые монголоязычные скотоводы?

Монголы проживали на средней Лене (Якутия) задолго до прибытия их тюркоязычных предков.

В якутском языке обнаружено 2500 слов монгольского происхождения, которые не могут быть объяснены из лексики одного отдельного монгольского языка. Среди них довольно большое число слов, обозначавших разные реалии местного ландшафта, природных явлений и фауны, термины, связанные с сенокошением и стойловым содержанием скота. Эти и другие лексические материалы показывают, что первыми оседлыми скотоводами на севере, передававшими эти термины якутам, были монголоязычные племена. Переселившиеся позднее тюркоязычные племена переняли от них также типы жилищ, наиболее приспособленные к местным природным условиям (Антонов, 1971, с. 25, 93 — 94).

№ 4. Бегство Эр-Соготох-Эллэя

«Поставь-ка здесь шалаш!»

Тут они прожили целый месяц. Эллэй охотился на зверей. Ни одно животное, имеющее быстрые ноги, не ускользнуло от него. На исходе месяца старик отец, собираясь умирать, сказал свое заветное последнее слово:

«Вот через три дня я расстанусь с этим средним раем и пе­рейду к своему вечному существованию. После смерти я должен пролежать три дня. За это время ты сруби амбар, в котором будут похоронены мои кости. Через сорок дней моя чистая, светлая душа отлетит на небо... Ты сделай вот что: со всякой дичи, кото­рую застрелишь, с каждого зверя, которого убьешь, перья и шерсть спускай в эту речку, пускай по ней и все щепы при рубке деревьев. В низовьях этой речки живут дикие якуты («ураангхай-саха»), тоже люди, имеющие дыхание и душу. Они, глядя на приплывающие сверху щепы и перья, подумают, что в верховьях ихней реки живет богатырь и поникнут духом. Когда прибудешь ты, будут смотреть на тебя, как на своего повелителя и началь­ство. Потому-то я и велю тебе бросать в воду щепы и перья. Вместе со мной похорони коня, на котором я ездил верхом. За­тем плыви вниз по этой речке, пока не найдешь своих диких собратьев. Наверное, найдешь урангхаев...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Uran55 сказал:

Потому-то я и велю тебе бросать в воду щепы и перья. Вместе со мной похорони коня, на котором я ездил верхом. За­тем плыви вниз по этой речке, пока не найдешь своих диких собратьев. Наверное, найдешь урангхаев...

Прямую кальку можно прочитать в главной книге монголов...Потомок хоро-туматки и уранхай баяута, по имени Бодончар он же соколиный охотник.

§ 31. Люди те отвечали: 'Тут есть и человек и конь, как раз такие, как ты спрашиваешь. Он соколиный охотник. Каждый день заходит к нам:

угостится кумысом и уходит. А ночами где-то ночует. При северо-западном ветре летят сюда, словно снежные хлопья по ветру, пух и перья гусей и уток, пойманных соколом.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Само имя главного якутского охотника Элэйя  не известно. Свое новое имя он получил от местных монголоязычных скотоводов ...сарт.-калм. элэ 'коршун', калм. элэ, олёт. элэ;

№ 8. Прибытие Эллэя

 

В одно время стали приплывать по реке сверху утиные перья и щепки, рубленные пальмой. Работники, заметив это, сообщили своему хозяину. Омогой сказал им:

«Идите и узнайте, что за канальский сын поселился там и питается птицей? Схватите и приведите его ко мне. Кто разрешил ему охотиться там?»

Семь человек из его работников собрались и пошли. В десяти верстах ниже теперешнего Покровского селения, на берегу Лены, они набрели на человека, который полулежал около костра. На вертеле жарилась утка. Оказывается, это он, общипывая застре­ленных уток, бросал перья и щепки в реку, чтобы этим привлечь к себе внимание туземных жителей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.12.2022 в 05:14, Uran55 сказал:

Настоящие уранхайцы оседлые монголоязычные скотоводы. 

 

Очевидец и исследователь М.В. Певцов (19 век) описывает две группы урянхаев:

- тюрков бассейна Верхнего Енисея, хребта Танну-ола и Кобды.

- и омонголенных урянхаев Алтая.

И что первые большей частью язычники, а вторые - буддисты.

Об этом же емнип писали Потанин и др.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.12.2022 в 10:48, Uran55 сказал:

Монголы проживали на средней Лене (Якутия) задолго до прибытия их тюркоязычных предков.

В якутском языке обнаружено 2500 слов монгольского происхождения, которые не могут быть объяснены из лексики одного отдельного монгольского языка. Среди них довольно большое число слов, обозначавших разные реалии местного ландшафта, природных явлений и фауны, термины, связанные с сенокошением и стойловым содержанием скота. Эти и другие лексические материалы показывают, что первыми оседлыми скотоводами на севере, передававшими эти термины якутам, были монголоязычные племена. Переселившиеся позднее тюркоязычные племена переняли от них также типы жилищ, наиболее приспособленные к местным природным условиям (Антонов, 1971, с. 25, 93 — 94).

№ 4. Бегство Эр-Соготох-Эллэя

«Поставь-ка здесь шалаш!»

Тут они прожили целый месяц. Эллэй охотился на зверей. Ни одно животное, имеющее быстрые ноги, не ускользнуло от него. На исходе месяца старик отец, собираясь умирать, сказал свое заветное последнее слово:

«Вот через три дня я расстанусь с этим средним раем и пе­рейду к своему вечному существованию. После смерти я должен пролежать три дня. За это время ты сруби амбар, в котором будут похоронены мои кости. Через сорок дней моя чистая, светлая душа отлетит на небо... Ты сделай вот что: со всякой дичи, кото­рую застрелишь, с каждого зверя, которого убьешь, перья и шерсть спускай в эту речку, пускай по ней и все щепы при рубке деревьев. В низовьях этой речки живут дикие якуты («ураангхай-саха»), тоже люди, имеющие дыхание и душу. Они, глядя на приплывающие сверху щепы и перья, подумают, что в верховьях ихней реки живет богатырь и поникнут духом. Когда прибудешь ты, будут смотреть на тебя, как на своего повелителя и началь­ство. Потому-то я и велю тебе бросать в воду щепы и перья. Вместе со мной похорони коня, на котором я ездил верхом. За­тем плыви вниз по этой речке, пока не найдешь своих диких собратьев. Наверное, найдешь урангхаев...

 

Вы кажется путаете. Монголы - скотоводы кочевники живущие в юртах называемых 'ГЭР'.

Разве в Якутии кто-то живет в юртах? Мне кажется там у вас погода не подходит для юрт. Единственный сибирьский народ живущий в юртах - Тувинцы.

А касаемо монгольских слов в якутском это когда предки якутов жили южнее и соседствовали с монголоязычными народи как буряты, баргуты и т.д.

new_689502771bc7048c405a959dbefe708f7f13

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 27.12.2022 в 01:51, Uran55 сказал:

Само имя главного якутского охотника Элэйя  не известно. Свое новое имя он получил от местных монголоязычных скотоводов ...сарт.-калм. элэ 'коршун', калм. элэ, олёт. элэ;

№ 8. Прибытие Эллэя

 

В одно время стали приплывать по реке сверху утиные перья и щепки, рубленные пальмой. Работники, заметив это, сообщили своему хозяину. Омогой сказал им:

«Идите и узнайте, что за канальский сын поселился там и питается птицей? Схватите и приведите его ко мне. Кто разрешил ему охотиться там?»

Семь человек из его работников собрались и пошли. В десяти верстах ниже теперешнего Покровского селения, на берегу Лены, они набрели на человека, который полулежал около костра. На вертеле жарилась утка. Оказывается, это он, общипывая застре­ленных уток, бросал перья и щепки в реку, чтобы этим привлечь к себе внимание туземных жителей.

Если он основатель народа, то скорее всего его имя связано с тюркским словом Ел. У казахов есть имя Елтай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Скриптонит сказал:

Единственный сибирьский народ живущий в юртах - Тувинцы.

 

Это смотря что ты вкладываешь в понятие Сибирь.

Изначально, исторически, Ибир-Сибир это сугубо конкретный регион. Это позднее с приходом русских название стали применять и на другие регионы, в результате чего Сибирь разрослась чуть ли не на пол Евразийского континента. )

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Это смотря что ты вкладываешь в понятие Сибирь.

Изначально, исторически, Ибир-Сибир это сугубо конкретный регион. Это позднее с приходом русских название стали применять и на другие регионы, в результате чего Сибирь разрослась чуть ли не на пол Евразийского континента. )

 

Ибир-Сибир забайкалье?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Bas1 сказал:

Ибир-Сибир забайкалье?

 

Я думаю изначально это была примерно Юго-Западная Сибирь.

Примерно от Уральского хребта до Енисея.

%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Bas1 сказал:

Если он основатель народа, то скорее всего его имя

Оногоя и Э л л е я  близки к местным названиям в верховьях Амура: на истоке Малаго Агуза (бассейна р. Ингоды) есть «скалистая вер­шина, называемая Еллоо», на которой вьют свои гнезда коршуны-бородача (по монгольски О л о о ) , а на р. Аргунь есть деревня О н о х ой (см. русский перевод
«Землеведения Азии» Риттера, «Восточная Сибирь», вып. I, 1879 г., стр. 310, 340 н 361)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Uran55 сказал:

Оногоя

есть деревня О н о х ой 

 

Но ведь родоначальник сахалар Омоҕой бай, а не Оногой.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 28.12.2022 в 08:03, Скриптонит сказал:

А касаемо монгольских слов в якутском это когда предки якутов

В Якутии всем хорошо известно, что первыми оседлыми скотоводами были монголоязычные племена или попросту...монголы. Генетики тоже подтверждают эту непреложную истину. Монголы освоили Якутию гораздо раньше тюрков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

Но ведь родоначальник сахалар Омоҕой бай, а не Оногой.

№ 5. Эллэй и Оногой-Баай

 

Наконец он увидел тропы, протоптанные скотом, признаки близости человеческого жилья. Вот показались две конические урасы. Старинные люди отличались простотой и скромностью... Поэтому и Эллэй сам не захотел войти в урасу, а остался поджи­дать, пока выйдет кто-либо. Наконец вышла старуха. Эллэй по обычаю того времени приветствовал ее, став на левое колено и подперев левой рукой щеку...,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...