Jump to content
Samatq

Кыргызы-Монолдор

Recommended Posts

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Не забывайте про коррекции списка слов и переводов советским монголоведом Г.Д. Санжеевым.

 

Это все отмазки с вашей стороны, не понимаю как можно скорректировать самые простые слова типа: аман - рот, или чикн-уши, наран-солнце, сар- луна? Никакой ведь монголовед не будет так подставлять себя, не будет ведь он выставлять себя на посмешище, как это регулярно делаете вы :)

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Steppe Man сказал:

Язык татаро-монголов Чингисхана..Чисто халха-монгольский язык..

:D

 

Армянский историк 13 в. Киракос Гандзакеци пишет, приводя примеры монгольских слов:

"Язык их дик и непонятен нам, ибо бога они называют тангри, человека — эрэ, аран, женщину — эме, апджи, отца называют эчка, мать — ака, брата — ага, сестру — акатчи, голову — тирон, глаза — нигун, уши — чикин, бороду — сахал, лицо — йюз, ниур, рот — аман, зуб — схур, сидун, хлеб — отмак, быка — окар, корову — унэн, барана — гойна, ягненка — гурган, козу — иман, лошадь — мори, мула — лоса, верблюда — таман, собаку — нохай, волка — чина, медведя — айтку, лису — хонкан, зайца — таблга, тула, курицу — тахеа, голубя — кокучин, орла — буркуи-гуш, воду — усун, вино — тарасун, море — наур-тангыз, реку — моран-улансу, меч — иолту, лук — ныму, стрелу — сыму, царя — мелик, патрона — ноин, великого патрона — екка ноин, страну — эл, иркан, небо — гога, солнце — наран, луну — сара, звезды — сарга, хутут, свет — отур, ночь — сойни, писца — битикчи, сатану — барахур, элэп и тому подобные варварские названия, которые в течение многих лет были нам неизвестны, а теперь поневоле стали известны".

 у российских татаров мелодии песен очень похожи на монгольские, а танцы на калмыцкие. Видимо когда-то эти два народа были очень близки. Все больше склоняюсь к тому что современные татары и монголы есть потомки древних монголо-татар. 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
29 минут назад, bektemir2 сказал:

 у российских татаров мелодии песен очень похожи на монгольские, а танцы на калмыцкие. Видимо когда-то эти два народа были очень близки. Все больше склоняюсь к тому что современные татары и монголы есть потомки древних монголо-татар. 

Мне больше напоминают что-то китайское.

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Rust сказал:

Мне больше напоминают что-то китайское.

 

Да, мне тоже кажется, что монгольские напевы и мелодии очень похожи на китайские.

 

Link to comment
Share on other sites

Аттокуров выводит генеалогию родоначальника Моңолдор Көк Буки от Султан Махмуд-хана (Клыч-хана) сына Зийа ад-Дин Ахмад-султана сына Шуджа ад-Дин Ахмад-хана сына Мухаммад-хана на основе сведений Махмуда Чураса. 

Из Хроники Махмуда Чураса

Цитата

Рассказ об убиении эмиров и исходе дела Тимур-султана сына Шуджа' ад-Дина Ахмад-хана

Вместе с тем Тимур-султан [Зийа ад-Дин Ахмад-султан] был по своей природе деспотом и пьяницей. Его жена приходилась сестрою [по матери] Турды бакавулу и Фирузу киракйарагу. Она родила двух сыновей: старший сын Тимур-султана — это Султан-Ахмад-хан, известный как Фулад-хан, а младший — Султан-Махмуд-хан, известный как Клыч-хан

Еще

Цитата

Рассказывают, что Султан-Ахмад-хан, что известен как Фулад-хан, разбитый 'Абдаллах-ханом, пришел к своему брату Султан-Махмуд-хану, известному как Клыч-хан. Клыч-хан — царевич смелый и отважный — собрал многочисленное войско, с тем чтобы пойти (походом) на Аксу против 'Абдаллах-хана, да освятится могила его. Но некоторые из деяний и поступков Клыч-хана оказались несовместимыми с благородным шариатом, посему Ходжа Шади повелел Хафизу Насир-халифе, что имел почетным прозванием Фуньги-халифа, и мирзе Мазид-беку, который был известен как Халифа-бек: „Великие от веры устранили из [сего] мира Клыч-хана и посадили вместо него Фулад-хана. Вы же отправляйтесь и возведите на престол Фулад-хана". Фуньги-Суфи и Халифа-бек прибыли к Фулад-хану, который обитал в Шамал-Баге, Клыч-хан же располагался в крепости (арк) Аба Бакр-мирзы. Фуньги-халифа и Халифа-бек, усадив Фулад-хана на возвышенное место, объявили ханом. Не прошел и час после этих дел, как (л. 100а) пришел повидать своего старшего брата Клыч-хан. Оба брата расположились на одном ковре и, обговорив разные дела, поднялись и распрощались, пожелав друг другу всего доброго. Так как Клыч-хану захотелось выпить немного араки, он пошел во дворец. Люди Фулад-хана сильно перетрусили — дескать, Фуньги-халифа и мирза Мазид-бек, что известен как Халифа-бек, назвав себя уполномоченными и сказав, что 'азизаны прокляли Клыч-хана, посадили на трон Фулад-хана, но вот-вот появится Клыч-хан и, узнав об этом, завтра же их перебьет. Фуньги-халифа и Халифа-бек ответили; „Мы совершили это не просто так, а взялись за дело по повелению Ходжи Шади. Не пугайтесь и приободритесь". Той же ночью, когда Клыч-хан прибыл в ставку, желчь у него разлилась в крови, и он умер. Наутро эмиры и вельможи прибыли к Ходже Шади и доложили о смерти Султан-Махмуд-хана. Ходжа вместе с эмирами и везирами, великими и малыми направился в Шамал-Баг, привел Султан-Ахмад-хана в ставку, и они объявили его ханом” (Анис ат-талибин, лл. 99б—100а, ср. также: “Хроника”, л. 68а)

 Выдержка из книги Аттокурова. 

Цитата

Сведения из данного письменного источника совпадают с устным преданием. В борьбе за трон Кылыч-хан погибает от отравления. Его жена, из племени кушчу и дочь правителя кашгарских кыргызов Сокур бий, вынуждена была бежать с двумя сыновьями. Сокур бий испугался нового хана и убежал в Ала-Тоо. Это было в 1636 году. По легенде, они пришли в Тагай бию. Но Тагай умер 200 лет назад. Тогда Маматкул был манапом сарыбагышев. Это доказывает то, что, как правильно сказал Ч. Ч. Валиханов, «это одна из сказок Востока». Истина где-то посередине. Монолдор появились в кыргызской среде в начале падения государства моголов. Монолдор - одно из «новых» племен. Неслучайно Махмуд Чурас выводит Монолдор от Мухаммеда хана. Это можно считать фактом. Они не был частью древнего кыргызского этноса. Несмотря на то, что один из их предков был кыргызом, позже они смешались с могольскими правящими кругами, а затем женились и выдавали замуж дочерей. Поэтому, когда Моголистан рухнул, они вернулись к своим родичам по материнской линии.

Элдик ооз-эки санжыра менен бул чыгарма ушул жерден бири бири менен айкашат. Так үчүн болгон күрөштө Кылыч хан уулануудан өлөт. Анын аялы Кушчу уруусунун жана Кашкар кыргыздарынын бийи Сокур бийдин кызы эки эркек баласы менен качып кетет. Сокур бий хандан коркуп аларды Ала-Тоого качырат. Бул 1636-ж. болгон окуя. Ал эми жогорудагы уламыш боюнча алар Тагай бийге келген имиш. Тагай бий мындан 200 жыл мурда өлгөн. Анда Сарбагыштардын манабы Маматкул болгон. Мунун өзү Ч.Ч.Валихановдун так айтуусундай «Чыгыштын жомогунун бири» экенин айгинелейт. Чындык ортодо жатат. Моңолдор уруусу могол империясы кулай баштаган мезгилде кыргыз чөйрөсүндө пайда болгон. Экинчиси «жаңы» уруулардын бири. Махмуд Чурас моңолдорду түз эле Кыргыз Мухаммеддин небереси катары берип отурганы бекеринен эмес. Муну чындык катары кароого болот. Ал байыркы кыргыз этносунун курамасында болгон эмес. Алардын түпкү аталарынын бири кыргыз болгонуна карабастан кийин моңголдун бийлик кылуучу чөйрөлөрү менен аралашып, анан кыз алып, кыз берүү жолу менен кыргыздар менен куда сөөк болуп кетишкен. Ошол себептүү Моголстан кыйраганда алар таякелерине, түпкү тегине келип баш калкалашы мүмкүн.

Всем известная выдержка из МаТ

Цитата

У Инга-тюри были [два сына]: Ахмад-бек и Мухаммад-бек (по прозванию Кок-Буга)

Устное предание

Цитата

У Кылыч-хана сына Болот-хана, правителя нойгутов (в некоторых версиях тору кыпчаков) было два сына Көкө-баатыр (Көк Бука) и Тахир (Дайыр), которые волею судьбы скрывались у легендарных родоначальников кыргызов — Тагая и Адигине. Көкө-батыр женился на Наалы-эже (в некоторых версиях женился Дайыр), старшей сестре Тагая и Адигине. Наалы-эже родила ему сына, которого назвали Моңол. От сына Көкө-баатыра и Наалы-эже произошли Монолдор. Тахир, обидевшись на своего брата, ушел к казахам-жалаирам (в некоторых версиях коныратам или аргынам).

 

Link to comment
Share on other sites

Версия санжыра Моңолдор Муса Байгара уулу

В древности на Кашгарской стороне жил хан нойгутов по имени Болот. У него был сын Кылыч. От первой жены Кылыч-хана было два сына, Дайыр и Көкө. Когда дети выросли, их мать умерла. Из-за козней второй жены хана, мальчикам пришлось бежать в Ат-Башы, к Адыгине и Тагаю. Кыргызские бии позволили им остаться.

Однажды живший бок о бок с кыргызами калмакский хан Корун объявил турнир по борьбе. Пообещал, что если кыргызский борец победит, то калмаки уйдут из своих земель, если борец проиграет, кыргызы  должны будут оставить Улуу Тоо, Керме Тоо. Адыгине и Тагай, посоветовавшись с вождями кыргызских племен, не могут определить достойного соперника среди кыргызов, который мог бы сравниться с великим калмакским борцом. И тут Көкө вызвался выйти на поединок. Көкө побеждает калмакского борца. Как и было обещано, калмаки оставили кочевья. Адыгине и Тагай, в благодарность выдают свою старшую сестру Наалы замуж за Көкө. У них родился сын Моңол. От калмакской токол Көкө родился Дор. Потомки Монола и Дора, позже образовали племя Моңолдор. Что касается брата Көкө Дайыра, он обидевшись на то, что Наалы выдали замуж за его младшего брата, ушел к казахам. Жалаиры произошли от него. 

Көкө завоевав авторитет среди кыргызов, собрал войско и решил отомстить родному отцу за попытку умертвить Көкө и Дайыра из-за козней жены. Услышав эту новость, все нойгуты спешно бежали. В ставке Кылыч-хана, Көкө нашел мальчика в красивой расписной колыбели. Он был сыном токол Кылыч-хана. Көкө принес его и передал Наалы. Он назвал мальчика Чериком, сказав, что его нашел во время военного похода (от слова черүү = войско, поход). Его потомки - племя Черик. Этим объясняется близость Монолдор и Черик.

Интерпретация:

1) Предание не противоречит сведениям Маджму ат-Таварих. У Анка-торе была два сына — Мухаммед Бек (Көк Бука) и Ахмед Бек. Сыновья Анка-торе являются родоначальниками Монолдор и Черик. Версия прямо указывает на родственную связь монолдор с чериками, что подтверждается предварительными результатами генетических исследований (С2 старкластер).

2) В сюжете про калмаков, указано что кыргызы мирно проживали (и возможно прибыли) с ойратами на Тянь Шань.

3) Брак с Наалы и рождение общих детей это формальное оформление вхождения моголов в кыргызский эл. Вероятно для придания легитимности, предков Көкө нарочно называют нойгутами или кыпчаками. Как известно, нойгуты и кыпчаки, считаются кыргызами, но они не входят в Он и Сол канат, и идут отдельно от потомков Тагая и Адигине.

4) Көкө (а не Тагай) главный персонаж который борется с кашгарскими ханами-родичами. Совпадает с деятельностью Мухаммеда Кыргыза.

5) Включение Дайыра в сюжет отражает совместные усилия казахов и кыргызов против кашгарских ханов при Тахир-хане. Уход к казахам-жалаирам — намек на то, что он имеет отношение к казахам.

Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, Samatq сказал:

Версия санжыра Моңолдор Муса Байгара уулу

В древности на Кашгарской стороне жил хан нойгутов по имени Болот. У него был сын Кылыч. У первой жены Кылыч-хана было два сына, Дайыр и Көкө. Когда дети выросли, их мать умерла. Из-за козней новой жены хана, мальчикам пришлось сбежать в Ат-Башы, к Адыгине и Тагаю. Кыргызские бии позволили им остаться.

Однажды живший бок о бок с кыргызами калмакский хан Корун объявил турнир по борьбе. Пообещал, что если кыргызский борец победит, калмаки уйдут из своих земель, если борец проиграет, кыргызы оставят Улуу Тоо, Керме Тоо. Тагай, посоветовавшись с вождями кыргызских племен, не могут достойного соперника среди кыргызов, который мог бы сравниться с великим калмакским борцом. И тут Көкө вызвался выйти на поединок. Көкө побеждает калмакского борца. Как и было обещано, калмаки оставили кочевья. Адыгине и Тагай, в благодарность выдают свою старшую сестру Наалы замуж за Көкө. У них родился сын Моңол. От калмакской токол Көкө родился Дор. Потомки Монола и Дора, позже образовали племя Моңолдор. Что касается брата Көкө Дайыра, он обиделся, что выдали замуж за младшего брата и ушел к казахам. Жалаиры произошли от него. 

Көкө завоевав авторитет среди кыргызов, собрал войско и решил отомстить родному отцу за попытку умертвить Көкө и Дайыра из-за козней жены. Услышав эту новость, все нойгуты спешно бежали. В ставке Кылыч-хана, Көкө нашел мальчика в красивой расписной колыбели. Он был сыном токол Кылыч-хана. Көкө принес его и передал Наалы. Он назвал мальчика Чериком, сказав, что его нашел во время военного похода (от слова черүү = войско, поход). Его потомки - племя Черик. Этим объясняется близость Монолдор и Черик.

К Сожелению  Казахские Жалайыры не произошли от Дайыра! Они образовались как племя в сов.тер.Монголий и в другом веке. Может быть Дайыр ушел к Жалайырам? 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

12 минут назад, Ереке сказал:

К Сожелению  Казахские Жалайыры не произошли от Дайыра! Они образовались как племя в сов.тер.Монголий и в другом веке. Может быть Дайыр ушел к Жалайырам? 

В других версиях он ушел к жалаирам.

Link to comment
Share on other sites

23 часа назад, Ереке сказал:

Казахские Жалайыры не произошли от Дайыра! Они образовались как племя в сов.тер.Монголий 

 

Не подскажете в каком аймаке произошли на свет наши жалаиры? :)

 

Link to comment
Share on other sites

Думаю, надо разделять понятия «моголы», «могольские племена» и «население Моголистана».

Моголы — их прямые потомки это моңолдор. Они 100% монголы.

Могольские племена — кочевые, тюрко-монгольские, [будущие кыргызские] рода и племена, которые не восходят к Тагаю и Адигине, плюс племена которые растворились или исчезли. Они и стали называться кыргызами — например черик, баргы, нойгут, кушчу. Как и говорил Абулгази про кыргызов.

Население Моголистана — все народы тюрко-, ирано-, монголоязычного происхождения проживавшие в Моголистане, в том числе прибывшие восточно-тяньшанские кыргызы.

Население Моголистана дало начало современным кыргызам и уйгурам. 

Карта расселения Моңолдор:

large.140644060_1086956495062220_7152561201929894056_n.jpg.3cd524fd3f36a5bdfec0f8a5ba465a14.jpg

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

13 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Не подскажете в каком аймаке произошли на свет наши жалаиры? :)

 

На этот вапрос вы лучше знаете чем я. Ясно,что не в Семиречье :D

Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, Ереке сказал:

Ясно,что не в Семиречье :D

 

Кому ясно, что не в Семиречье, вам?

А аймак вам назвать все же надо, а то будет похоже на выдумку.

 

Link to comment
Share on other sites

Только что, АксКерБорж сказал:

 

Кому ясно, что не в Семиречье, вам?

А аймак вам назвать все же надо, а то будет похоже на выдумку.

 

ДНК Джалайыров никак не местный автохтоный как и ваш гаплотип ! Ваше предки мигрировали из терреторий сов.Монголий, центр,Юг,Восток,Запад не важно, ваше предки по мужской линии не жили в Дешт-и-Кипчаке до 12-13 в, явно пришли с Чх или Джучи и Кайрат ага вам признаться очень трудно на очевидные факты. У вас Старкластер?!  - и он связана с Территории сов.Монголий и Оз.Байкал.

Link to comment
Share on other sites

21 час назад, Ереке сказал:

ДНК Джалайыров никак не местный автохтоный как и ваш гаплотип ! Ваше предки мигрировали из терреторий сов.Монголий

У вас Старкластер?!  - и он связана с Территории сов.Монголий и Оз.Байкал.

 

Ерунда все это, что-то вроде из Кыпшаковедения.

Всем нам по тем же письменным источникам прекрасно известны исторические области обитания основных татарских племен - когда, где, кто и куда потом мигрировал.

Территория современной Монголии задействована лишь частично и не по всем тем племенам.

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Ерунда все это, что-то вроде из Кыпшаковедения.

Всем нам по тем же письменным источникам прекрасно известны исторические области обитания основных татарских племен - когда, где, кто и куда потом мигрировал.

Территория современной Монголии задействована лишь частично и не по всем тем племенам.

 

Пока не найдено ни одного древнего Старкластера и C2 M-48 в сов.тер.Казахстана, всем известно возраст Казахских старкластера,это точно недавние миграция генов. 

Link to comment
Share on other sites

13 часов назад, Ереке сказал:

Пока не найдено ни одного древнего Старкластера и C2 M-48 в сов.тер.Казахстана, всем известно возраст Казахских старкластера,это точно недавние миграция генов. 

 

Ереке, в вопросах истории надо забыть про современные границы Казахстана, а вы по ходу видите перед собой только их.

Берите шире на восток и юго-восток, берите все те территории, на которых существовали племена, позднее вошедшие в Казахское ханство образовав казахский народ.

Современные границы Казахстана это лишь то, что осталось от былой роскоши, после отсечения разных частей в пользу России, Китая, Узбекистана.

Если грубо, то очаг старкластера это область, половина которого сейчас в Казахстане, другая половина в Китае.

 

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Ереке, в вопросах истории надо забыть про современные границы Казахстана, а вы по ходу видите перед собой только их.

Берите шире на восток и юго-восток, берите все те территории, на которых существовали племена, позднее вошедшие в Казахское ханство образовав казахский народ.

Современные границы Казахстана это лишь то, что осталось от былой роскоши, после отсечения разных частей в пользу России, Китая, Узбекистана.

Если грубо, то очаг старкластера это область, половина которого сейчас в Казахстане, другая половина в Китае.

 

Ув.Акб это лишь распространение СК, вапрос Откуда СК появились ? Ген связано с ранними Монголами, СК сов.тер.Казахстана тем более Повладар и Иртыш здесь ни при чем, я про миграцию народов, который фольки твёрдо отрицает.

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

22.11.2020 в 14:55, bektemir2 сказал:

 у российских татаров мелодии песен очень похожи на монгольские, а танцы на калмыцкие. Видимо когда-то эти два народа были очень близки. Все больше склоняюсь к тому что современные татары и монголы есть потомки древних монголо-татар. 

калмыки считают, что на их современные танцы повлиял Кавказ. Старинные варианты больше напоминают традиционные монгольские.

 

 

Link to comment
Share on other sites

территория Могулистана (не государства Могулистан) по Мухамад Хайдару:

Его восточная граница примыкает к земле калмаков — Барс-Кул 36, Эмиль 37 и Иртиш 38 (Приведено по Л2 196а (в Т написание искажено)). На севере он примышает к Кукча-Тенгизу 39, Бум Лишу и Караталу 40 (Приведено по Л2 196а; (в Т и Л1 165б — Карабал)), на западе граничит с Туркестаном и Ташкентом, на юге с Ферганой, Кашгаром, Аксу, Чалишем и Турфаном

Географически это территория современного Кыргызстана с прилегающей территорией.

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, bektemir2 сказал:

территория Могулистана (не государства Могулистан) по Мухамад Хайдару:

Его восточная граница примыкает к земле калмаков — Барс-Кул 36, Эмиль 37 и Иртиш 38 (Приведено по Л2 196а (в Т написание искажено)). На севере он примышает к Кукча-Тенгизу 39, Бум Лишу и Караталу 40 (Приведено по Л2 196а; (в Т и Л1 165б — Карабал)), на западе граничит с Туркестаном и Ташкентом, на юге с Ферганой, Кашгаром, Аксу, Чалишем и Турфаном

Географически это территория современного Кыргызстана с прилегающей территорией.

 

Убили своей формулировкой)

Как это Иртыш и т.д. прилегает к тер-рии современного Кыргызстана? 

Link to comment
Share on other sites

Мухамад Хайдар книга 2 гл57  был знаком с книгой Аксикенти :

В “Маджма' ат-таварих” (“Собрание историй”) сказано: “Баласагун до карахитаев находился под властью <отпрысков и потомков (Добавлено по R 363) Афрасийаба, карахитай Гурхан отнял Баласагун у Илек хана, который принадлежал к роду Афрасийаба, и сделал его своей столицей. В течение девяноста пяти лет Баласагун был столицей карахитаев, и все страны на этой стороне Джейхуна, расположенные к востоку от него, доставляли сюда харадж

Link to comment
Share on other sites

12.02.2021 в 11:13, Ереке сказал:

тем более Повладар и Иртыш здесь ни при чем

 

Павлодарда жұмысың қанша, ереке?

Не мудри, тебе же ясно сказано, что историческая область старкластера это приблизительно смежные  области, половина которой сейчас в Казахстане (Алматинская область и часть ВКО), другая половина в Китае (Или-Казахский автономный округ).

Иртыш именно при чем в китайской части этой области!

 

12.02.2021 в 11:13, Ереке сказал:

вапрос Откуда СК появились ? Ген связано с ранними Монголами,

я про миграцию народов, который фольки твёрдо отрицает.

 

Так читай источники, там все предельно ясно написано откуда шла миграция племен, это Чин, Син, Хитай или Верхний Китай. 

А не Монголия как думают по прочитанным книжкам кыпшаковеды и которые просто зациклились на современной Монголии и Забайкалье.

Поэтому вынужден повториться, что в вопросах истории надо забыть про современные границы Казахстана (или теперь Монголии), а вы по ходу видите перед собой только их.

 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, bektemir2 сказал:

Мухамад Хайдар книга 2 гл57  был знаком с книгой Аксикенти :

В “Маджма' ат-таварих” (“Собрание историй”) сказано: “Баласагун до карахитаев находился под властью <отпрысков и потомков (Добавлено по R 363) Афрасийаба, карахитай Гурхан отнял Баласагун у Илек хана, который принадлежал к роду Афрасийаба, и сделал его своей столицей. В течение девяноста пяти лет Баласагун был столицей карахитаев, и все страны на этой стороне Джейхуна, расположенные к востоку от него, доставляли сюда харадж

по Аристову войско   Елюй -Даши составляли в основном тюрки:

 

По китайским известиям2 Елюй-Даши, потомок в восьмом поколении Абарки,
первого киданьского императора, после бесплодных попыток поддержать падавшую

под ударами чжурчженей киданьскую империю, опасаясь мщения последнего импе-
ратора своей династии Тянь-цзо, которого он покушался низвергнуть с престола, в 9-
й луне 1123 (по предположению Бретшнейдера 1120) года, бежал, во главе 200 всад-
ников, на северо-запад провинции Шаньси и собрал начальников, признававших
власть киданей семи областей и восемнадцати родов, которых имена приведены вы-
ше, и которые, по-видимому, все принадлежали к тюркскому племени. Вняв речам
Елюй-Даши, просившего о помощи, собрание снабдило его войском из отборных
всадников, в числе более 10 т. человек. Снабдив это войско оружием, дав ему офице-
ров и организовав его, Елюй-Даши, во «2-й луне 1124 (по догадкам Бретшнейдера
1121) года, отправился далее на запад через владения хойху, владевших восточным
Тяньшанем. Идикут уйгуров Биликэ (
Pi-li-ko) снабдил его значительным количеством
скота, признал себя его вассалом и сопровождал через свои земли. Следуя далее на
запад, Елюй-Даши поражал всех, кто оказывал сопротивление, и облагал данью поко-
рявшихся добровольно, наделяя свое войско богатой добычей и увеличивая его чис-
ленность. Так он добрался до Сун-сы-кан (Самарканд), разбил за этим городом вы-
ставленную против него мусульманами армию в 100 т. человек и принял затем по-
корность всех местных владельцев. В 5-й день второй луны 1125 года, в Кермане,
армия провозгласила его императором; вместе с тем, имевший в то время 38 лет от
роду, Елюй-Даши принял «татарский» титул гурхана1

Link to comment
Share on other sites

Там же у Аристова находим другие свидетельства:

По Джувейни2, кара-киданьский гурхан, «на пути своем из Китая, в сопровожде-
нии, по одним - 70 человек, по другим - весьма многочисленной толпы3, прибыл
сначала к пределам страны кэргизов, но видя, что они собираются противостоять ему,
повернул к земле Имильской, где и основал город, развалины которого - замечает
Джувейни - существуют и доселе4. Когда приняли его сторону разные тюркские ко-
лена, и увидел себя гурхан во главе 40000 кибиток, направился он к Бала-сагуну, го-
роду, который монголы, опять по замечанию Джувейни, зовут Гу-балык5. Владелец
этой страны, выдававший себя за потомка Афрасиабова, был далеко не силен; не
только не простиралась уже власть его на роды карлыков и канглы, но они даже гра-
били его владения. Не будучи в состоянии защищаться, владелец этот отправил по-
слов к приближавшемуся с войском своим киданьскому князю, прося его пожаловать
к нему в столицу, и принять там власть, от которой он добровольно отказывается.
Утвердившись таким образом в Баласагуне, гурхан прежнему его владельцу предос-
тавил титул ильк-тюркана, и разослал от себя правителей во все области, от Кум-
кичика до Барсаджара, и от Тараза до Тамтаджа. Через несколько времени покорил
он канглы, одна часть его войск завоевала Кашгар и Хотан, другая подчинила ему
кэргызов6.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...