Steppe Man Опубликовано 12 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 12 августа, 2022 3 minutes ago, Samatq said: Алшыны, какая-та часть аргынов, шеркеш, саяки кстати @Zake внутри аргынов вроде есть кабай. Каба саяк — название крупнейшей ветви саяков. Про жогары шекти = өйдө чекти я писал уже. Есть доказательства? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 12 августа, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 12 августа, 2022 8 минут назад, Steppe Man сказал: Есть доказательства? Конечно есть Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 12 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 12 августа, 2022 1 minute ago, Samatq said: Конечно есть Покажте. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 12 августа, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 12 августа, 2022 Только что, Steppe Man сказал: Покажте. Читайте в Связь образования казахских жузов с Могулистаном и Алача-ханом. Связь с кара-татарами из Рума, которых переселил Тимур в Могулистан все ссылки даны Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 12 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 12 августа, 2022 Где родоплеменный состав карататаров? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Koshoj Опубликовано 12 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 12 августа, 2022 7 hours ago, Нурбол said: Из какого источника? Маджму-ат-таварих: https://www.vostlit.info/Texts/rus4/Ahsikendi/frametext.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 12 августа, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 12 августа, 2022 В 09.02.2022 в 14:54, Чурас-алын сказал: Да. Важно отметить, что, возможно, это диалектное слово. По крайней мере в словаре я пока не могу найти его Хочу провести некоторый опрос с целью выявить, знакомо ли еще кому из других районов республики данное слово Ажа (встречено только в одной поговорке; ср. то же слово у алтайцев, тувинцев и др.) старшой; ай! деген (или дээр) ажа жок, кой! деген (или дээр) кожо (или ага) жок погов. нет старшого, который бы сказал эй!, нет ходжи, который бы сказал оставь!; некому унять прикрикнуть, навести порядок. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 29 ноября, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2022 Аристов, Труды по истории и этническому составу тюркских племен, 1896 год Ураны и тамги кара-киргизских родов По словам Загряжского, у кара-киргизов нет общего боевого крика, как в большой орде, где общий уран Аблай; у кара-киргизов гораздо более пестроты; так, тынаи кричат Атаке, отделение исангул кричит Исангул; каждый род имеет несколько своих криков. По заявлениям аулиеатинских кара-киргизов, по одним - общий боевой клич кыргызов Кокы, по другим - Куйтенбий, по третьим - Каратал, у отделения куркерау - Каратал, у алакчин - Мурадали, у солто - Булекбай, у сарыбагышей - Кулпаш, у бишперен - Береп, у багышей - Джанкураз. Вообще, значит, уранами у кара-киргизов служат имена вождей и знаменитых манапов. Имя Кокы, о котором я ничего не знаю, напоминает озеро Кокый-куль оренбургских сведений, которыми пользовался Н.А. Середа в статье «Бунт султана Кенисары Касимова»; это озеро будто бы находилось в китайских пределах и в окрестностях. Если Кокы есть славный кара-киргизский батыр, имя которого служит ураном для всего народа, то Кокый-куль должен бы быть Иссыккулем. Көкө баатыр или Кокум-бий? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 1 декабря, 2022 Admin Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2022 В 29.11.2022 в 17:54, Samatq сказал: Аристов, Труды по истории и этническому составу тюркских племен, 1896 год Ураны и тамги кара-киргизских родов По словам Загряжского, у кара-киргизов нет общего боевого крика, как в большой орде, где общий уран Аблай; у кара-киргизов гораздо более пестроты; так, тынаи кричат Атаке, отделение исангул кричит Исангул; каждый род имеет несколько своих криков. По заявлениям аулиеатинских кара-киргизов, по одним - общий боевой клич кыргызов Кокы, по другим - Куйтенбий, по третьим - Каратал, у отделения куркерау - Каратал, у алакчин - Мурадали, у солто - Булекбай, у сарыбагышей - Кулпаш, у бишперен - Береп, у багышей - Джанкураз. Вообще, значит, уранами у кара-киргизов служат имена вождей и знаменитых манапов. Имя Кокы, о котором я ничего не знаю, напоминает озеро Кокый-куль оренбургских сведений, которыми пользовался Н.А. Середа в статье «Бунт султана Кенисары Касимова»; это озеро будто бы находилось в китайских пределах и в окрестностях. Если Кокы есть славный кара-киргизский батыр, имя которого служит ураном для всего народа, то Кокый-куль должен бы быть Иссыккулем. Көкө баатыр или Кокум-бий? Думаю, что это Кёкё-батыр, другим именем которого было Мухаммед-кыргыз Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Leshrak01 Опубликовано 2 июля, 2023 Поделиться Опубликовано 2 июля, 2023 В 09.02.2022 в 11:00, Samatq сказал: Недавно в тиктоке случайно наткнулся на вайн про происхождение кыргызов от бога-громовержца. Улыбнуло, но потом задумался)) 1) На кыргызском гроза — күркүрөө. доол — град, а на якутском будет толон. Долон-бий. 2) История династии Вэй о динлинах: «Любят удары грома. При каждом ударе грома кричат и стреляют в небо, а затем покидают это место и переходят в другое». 3) Китайская транскрипция цзе-гу позволяет восстановить звучание этнонима кир-кур. Упоминания киркор - «сорока татаров» в русских летописях, разобранные Т. Ковальским [T. Kowalsky. Zur Erklarung des Namens Kirgis. Фотооттиск из Korosi Czoma Archivum.], ставят это предположение на реальную основу…. Классная теория) Громовержцы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 3 июля, 2023 Поделиться Опубликовано 3 июля, 2023 В 09.02.2022 в 11:00, Samatq сказал: Недавно в тиктоке случайно наткнулся на вайн про происхождение кыргызов от бога-громовержца. Улыбнуло, но потом задумался)) 1) На кыргызском гроза — күркүрөө. доол — град, а на якутском будет толон. Долон-бий. 2) История династии Вэй о динлинах: «Любят удары грома. При каждом ударе грома кричат и стреляют в небо, а затем покидают это место и переходят в другое». 3) Китайская транскрипция цзе-гу позволяет восстановить звучание этнонима кир-кур. Упоминания киркор - «сорока татаров» в русских летописях, разобранные Т. Ковальским [T. Kowalsky. Zur Erklarung des Namens Kirgis. Фотооттиск из Korosi Czoma Archivum.], ставят это предположение на реальную основу…. Ну у этой теории есть несколько слабых мест: Слово күркүр есть не только в кыргызском, но и почти во всех тюркских языках Слово күркүр это просто звукоподражание Ну и там скорее всего будет несовпадение по сингармонизму со словом кир-кур. Кир-кур я так понимаю должно произноситься как қыр-құр. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 12 июля, 2024 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2024 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 18 января Поделиться Опубликовано 18 января В 14.03.2021 в 06:47, Samatq сказал: В Маджму ат-Таварих, в разделе где приводится генеалогия моголов (должно быть моңолдор) это полностью санжыра Моңолдор. Уточнился с человеком, который собирает списки “жети ата”. Жирным отмечены совр. названия и родоначальников подродов. «Ана-л-Хакктан Лур-хан, андан Огуз-хан, андан Арслан-бий, андан Ахмад-бек, андан Кули-бий, андан Турду-бий, андан Ак-Туг (Оң-хан), андан Мары-бий, андан Доуле-бий, андан Атан-бий, андан Кулжыгач-төрө, андан Анка-төрө. Анка-төрөнүн Ахмед-бек жана Мухаммед-бек (Көк Бука) деген уулдары болгон, Ахмед-бектен Лаклак-бий, Көк Букадан Мирак. Мирактан Кожомурат-ата, андан Атамтай, андан Кабай, андан Коңкош, андан Накаш, андан Төбөй-бий, андан Куусөөк, андан Сейитказы. Сейитказыдан Бакы-бий, Чолок Туума. Бакы-бийден Кыйра. Атан-бийден Бай Моңол, Согу тарайт. Лаклак-бийден Бука-бий, андан Келегей, Сүйрүбаш, Олжобай» Я думаю Анка-торе был из кереитов судя по Он-хану в генеалогии. Арканут, Ирканут (по Зафар-наме) мог быть подродом кереитов — на монг. эркх = право, на тюрк. эрк = воля. Эркенут — обладающие правами. У калмыков есть субгруппа которая относит себя к кереитам — Эрхтэн (могущественные, властные). В МаТ кереиты и есть кыргызы. Ваша точка зрения, что Арканут это некий подрод Кереитов кажется мне возможной, особенно в свете след. ифнормации: Цитата Пользуясь анархией в Мавераннахре, в 1360 году Туглук Тимур отправил в поход на чагатаев — Хаджи-бека арканута, Улуг-Тиктимура кереита и Бекчика канглы. Сам Хаджи-бек арканут являлся соратником Туглук Тимура[7]. https://eurasica.ru/forums/topic/55-жалаиры-джалаиры-jalair/?do=findComment&comment=99190 https://eurasica.ru/forums/topic/6433-кыргызы-монолдор/?do=findComment&comment=409850 Ж.Сабитов и Т.Акеров однако не согласны с этой точкой зрения: Цитата Генеалогия Анга торе представлена в Маджму ат-Таварих. Он является потомков в пятом поколении некоего Онг-хана, который также имеет прозвище Актуг (Белый флаг). По нашему мнению он не идентичен Он-хану из племени кереит. Вполне возможно, Онг-хан вообще был титулом, а родоначальника звали Актуг и был он из енисейских кыргызов. Источник: https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:10292 Цитата Здесь возможны два варианта: 1. Судя по именам из его генеалогий, данного Онг-хана можно связать с Он-ханом, отцом Тайбуги Сибирского. Присутствующий в генеалогии Инга-торе его предок по имени Мары-бий мог носить имя Умар, по аналогии с другим Тайбугидом Умар-бием буркутом (Мар, сын Ходжи), который считался потомком Тайбуги Сибирского. Таким образом, могулистанский эмир Инга-торе мог быть Тайбугидом, точнее потомком его брата Мары-бия (Умар), если генеалогия из «Маджму ат-Таварих» верна. Версия о том, что Инга-торе – из рода кереит (то есть потомок Ван-хана кереитского), мало обоснована в силу того, что они нигде не названы кереитами, более того, Хаджи-бек указывался в источниках как «из рода аркинут», а рядом с ним указывались эмиры из рода кереит (Улуг Тимур кереит) [12, с. 20]. Если бы Хаджи-бек или Инга-торе были действительно потомками Ван-хана, то этот факт был бы указан в источниках либо прямо либо косвенно (племенная принадлежность кереит). 2. Ак-туг по прозвищу Онг-хан это другой Онг-хан, не имеющий ничего общего с кереитским и тайбугидским Онг-ханами. Вполне возможно, он происходил из кыргызов, так как его генеалогия совпадает с генеалогиями Адигине, Тагая и других кыргызов из «Маджму ат-Таварих». Таким образом, в любом случае Инга-торе не мог быть кузеном Токтамышу. Данный домысел возник у автора «Маджму ат-Таварих» из-за совпадения прозвищ отца Токтамыша и предка Инга-торе, а также из-за их союзнических отношений друг с другом. Источник: "«Маджму ат-Таварих» как источник по истории Улуса Джучи" Ж.Сабитов А что известно о вере Анга-торе? Он был мусульманином? Если да, то с какого момента? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 января Поделиться Опубликовано 18 января Соратник кереита не обязательно должен быть сам кереитом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться