АксКерБорж Опубликовано 27 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 27 августа, 2021 25.08.2021 в 18:38, RedTriangle сказал: это да, -ыс это полюбому аффикс Да, "ыс" это вероятно аффикс. Но между "қуыс" и "қу" есть, по моему, семантическое различие. "қу" - это предмет, в нашем случае древесина, сухая, гнилая и полая. а "қуыс" - это уже сама пустота, полость внутри чего-либо, в нашем случае внутри древесины. Вы согласны со мной? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 27 августа, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 27 августа, 2021 В этой теме не учитывается версия о том, что термин "кимак" является идентичным термину "йемак/йимек" из-за характерного для тюркских языков выпадания инициального "к" (Халаши Кун). У Махмуда Кашгари нет кимаков, есть только могущественные йемеки, которые постоянно нападают на его страну. Русские летописи знали половцев-йемяков в районе реки Камы. [ПСРЛ. - т.I] 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 27 августа, 2021 23.08.2021 в 17:29, АксКерБорж сказал: Эти конкретные 3 названия, имхо, тоже укладываются в тюркские правила словообразования, например, как со словом "құлан" (масть құла + н) или "қатаң" (қатты + ң), думаю есть и другие примеры. Но это чисто мое субъективное предположение. Ув. Zake, вот еще несколько примеров чисто тюркского словообразования с аффиксом "н" (не монгольские ), только те, что пришли на память, их очень и очень много: "ертен" (завтра) - ерте (рано, утро) + ң "ортан" (средний) - орта (середина, средний) + н "боран" (буран, снежная метель) - бора (вьюжить, мести) + н "көтөн" (попочка) - көт (попа) + н "ұран" (боевой клич, призыв, пароль) - ұр (бить, нападать, сражаться) + н Выходит, что "құбан" или "қуман" это не монгольские словообразования? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 27 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 27 августа, 2021 3 часа назад, АксКерБорж сказал: Ув. Zake, вот еще несколько примеров чисто тюркского словообразования с аффиксом "н" (не монгольские ), только те, что пришли на память, их очень и очень много: "ертен" (завтра) - ерте (рано, утро) + ң "ортан" (средний) - орта (середина, средний) + н "боран" (буран, снежная метель) - бора (вьюжить, мести) + н "көтөн" (попочка) - көт (попа) + н "ұран" (боевой клич, призыв, пароль) - ұр (бить, нападать, сражаться) + н Выходит, что "құбан" или "қуман" это не монгольские словообразования? Ув Акб. Я вам уже 3 раза написал что я имел в виду. А имел в виду я конкретные 5 названий. Конечно есть в тюркских языках аффикс "н". Кто спорит с этим? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 27 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 27 августа, 2021 9 часов назад, Rust сказал: В этой теме не учитывается версия о том, что термин "кимак" является идентичным термину "йемак/йимек" из-за характерного для тюркских языков выпадания инициального "к" (Халаши Кун). У Махмуда Кашгари нет кимаков, есть только могущественные йемеки, которые постоянно нападают на его страну. Русские летописи знали половцев-йемяков в районе реки Камы. [ПСРЛ. - т.I] Мы с самого начала темы обсуждали этот вариант выпадания. И его нельзя исключать. РАД объясняет этимологию "Кипчак" как "дупло" , "выдолбленное изнутри" полость, ниша т.е. кобук-ковук-комук. "Дуплистость", "пустотность", "никчемность", "злосчастность" - всё это как раз касается терминов "кобук-ковук-комук" и "кипчак". Основа терминов - QU-QUV. С учетом такого варианта этимологии кипчаки - это малые "дуплистые", т.е. "малые" кимаки (так как используется тюркский уменьшительный аффикс čaq) Так как РАД пишет о "дупле", "выдолбленной изнутри" полости или нише, то, соответственно появилась и версия с oyuk-oymak как базовом синониме ковук-кобук-комук. Поэтому да, кимак идентичен йемек, но в моей гипотезе кимек (ковук-кобук-комук) и йемек (оймак) - дублирующие синонимы. Но всё это всего лишь различные версии. Дублирующие названия использовались. Например: кун и коман, или туткалиут-татары и тутаут-татары. Почему не знаю. Кстати у Гардизи и имек и кимак есть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 27 августа, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 27 августа, 2021 Причем "оймак" (oyuk-oymak), т.е. "выдолбленное изнутри" полость или ниша как синоним "ковук" (комук) настойчиво предлагают сами же словари. Средневековые и современные. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 29 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2021 27.08.2021 в 10:36, Zake сказал: Причем "оймак" (oyuk-oymak), т.е. "выдолбленное изнутри" полость или ниша как синоним "ковук" (комук) настойчиво предлагают сами же словари. Средневековые и современные. Кстати oymak на турецком - племя, клан. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Niki Опубликовано 19 сентября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 сентября, 2021 Айма́к[1] (монг. аймаг, ст.-монг. ᠠᠶᠢᠮᠠᠭ, кирг. аймак) — монгольское и тюркское родоплеменное образование, современная административная единица в Монголии, ряде регионов России, автономном районе Внутренняя Монголия в КНР, в Киргизии. А в знаменитом произведении В. И. Даля указано, что слово это мужского рода, и обозначает у монгольских и сродных им племен: поколение, племя, колено, община однородцев, под одним родоначальником[1]. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Аймак Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 23 сентября, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2021 24.08.2021 в 18:17, Zake сказал: С учетом того, что в Кодекс Куманикус и в словаре Clauson, Gerard (1972). An Etymological Dictionary of Pre-13th Century Turkish. Oxford University Press. p. 581. kuv ağaç переводится как дуплистое, полое, пустое дерево то предполагаю, что упомянутое QUV, а также QOBI (Дтс, стр 451) или QOVI (ДТС стр. 461) - всё это вариации основы QUV/QUB Отсюда и выходит что: quv/qub+čaq= quvčaq/qubčaq=qbčaq. quv/qub →qobi/govi= qovuq/qobuq/qumuk=qmq Т.е. по смыслу уменьшит. аффикса čaq кипчак - это малые кимаки, т.е. малые "дуплистые" или малые "злосчастные". Но и понятно что quv/qub имеет отношение к цвету. qabučaq - дупло ДТС, стр 399. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 23 сентября, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2021 Т.е. qobuk-комук-кимак означает "дупло". Также и qоbučaq - "кипчак" означает "дупло" (за счет уменьшит.-ласкательного афф. čaq). Всё по тексту РАДа: qobuk →qоbučaq Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 4 декабря, 2021 Поделиться Опубликовано 4 декабря, 2021 https://www.academia.edu/63173647/О_происхождении_Кимаков_короткие_заметки Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 6 декабря, 2021 Поделиться Опубликовано 6 декабря, 2021 В 05.12.2021 в 02:51, asan-kaygy сказал: https://www.academia.edu/63173647/О_происхождении_Кимаков_короткие_заметки "2) его построили прото-монгольские языковые группы, проникшие в тюркскую среду. Во втором случае имя Kimäk понимается как аббревиатура от тюркского iki Imäk «два [племени] имеков»,т.е. от Imi и Imäk (Маркварт, Менгес), или как тюркский эквивалент монг. * Qu [o] māγ <* quo«Желтоватый, бледный», соотв. <* qumaġ «мелкий песок» [также как цветовой оттенок?],который встречается у кит. Ку-мо [Си], а формы Imäk и Yemäk объясняются выпаданием начального k- (Прицак, Голден). Отождествление Imi с Imür (* Eymür) оставляет только второе племя у Гардизи (Imak / Imäk) в качестве носителя этнонима, и это делает объяснение имени Кимак сказал «iki Imäk» неприемлемым." В случае 2) утверждая о протомонгольской группе языков не проще ли использовать не тюркское "iki" «два [племени] имеков» а монгольское "eke" - "ехэ/йэкэ" - "старший, большой, великий и т.п." Imäk? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 24 июля, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 24 июля, 2022 В 19.07.2020 в 16:13, Zake сказал: Рашид ад Дин описывая уйгуров: http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext3.html На первых трех реках обитали девять племен, на [следующих] четырех – пять племен; [племена], обитавшие по Камланджу, которая есть девятая, называют народом лун 732; тех же, которые [жили] по [реке] Утикан, десятой [по счету], называли народом кумук 733-атыкуз 734. Пишет о неком народе кумук-атыкуз. Речь скорее всего идет о кимаках. --------------------------------- Племена бывшего Уйгурского каганата ( в том числе и татары - как часть тогузогузов по КИТАБ ХУДУД АЛ-'АЛАМ http://vostlit.narod.ru/Texts/rus4/Hudud/text12.htm ) не просто территориально соседствовали с кимакским союзом племен. Их объединяло в том числе общее телесское происхождение. Имхо ч кимакский союз образовался после свержения династии яглакаров в Уйгурском каганате. Как известно, представитель яглакаров Коллюг-бильге каган был убит младшим братом во время мятежа. В результате к власти Уйгурского каганата пришли эдизы. http://kronk.spb.ru/library/klashtorny-savinov-1994-10.htm "...Колюг-бильге-каган в смутной обстановке был убит своим младшим братом, который и сам погиб в ходе мятежа. Продолжалась тяжёлая война с тибетцами и карлуками, ход которой неясен. Уйгуры известили танский двор о своей победе под стенами Бешбалыка (осень 791 г.), но правдивость этого сообщения сомнительна. В 795 г. к власти в Ордубалыке пришла новая династия из племени эдизов. .." http://www.otval.spb.ru/library/savinov-dg-1994a-1.htm "...В 795 г. прекратила своё существование уйгурская правящая династия Яглакар, и в Уйгурском каганате наступила пора междоусобиц. «Поразительный факт в истории дома хойху (уйгуров — Д.С.), — отмечал Д. Позднеев, — заключается в том, что по прекращении на его троне дома Иологэ (Яглакар — Д.С.) в 795 г. почти ни один хан не правил больше 3-4 лет» [Позднеев, 1899, с. 95].." ---------------------------------- Легенда Гардизи напоминает реальные события в Уйгурском каганате (ориентировочно 791 -795 гг), связанные с убийством яглакара Колюг-бильге-кагана родным младшим братом-шадом и последующим (через несколько лет) прекращением власти дома Яглакаров, междоусобицами, войнами и т.д. В легенде Гардизи упоминается и "шад" - как основатель кимаков: http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Gardizi/frametext_1.htm "...Происхождение кимаков таково. Начальник татар умер и оставил двоих сыновей; старший сын овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад 22. .." Мы знаем, что означал тюркский титул шад ("принц крови"). В составе джалаиров Рада мы видим ту же ветвь джат=шад: Это племя джалаир состоит из десяти больших ветвей, из которых каждая в отдельности стала многочисленным народом; они следуют в таком распределении и порядке: джат, тукараун 312, кунксаут 313, кумсаут 314, уят, нилкан 315, куркин 316, тулангит, тури 317, шанкут 318. Таким образом, скорее всего именно свергнутая верхушка Уйгурского каганата - яглакары (джалаиры) с союзными им племенами стояли у основания кимакского союза. И это было ДО разрушения Уйгурского каганата кыргызами. Пэн Да-я и Сюй Тин, «Хэй-да ши-люэ» "Они [черные татары] очень жестоко обращаются со всеми государствами! Те [из них], которые уже разгромлены и не сопротивляются, имеют [следующие] названия: - на юго-востоке - это белые татары (бай да 白韃) и цзиньские инородцы (нюйчжэни 女真); - на северо-западе - это наймани (или еще [они] зовутся наймань 乃滿), уюй 烏鵒, сули 速里, салита 撒里韃 и канли 杌里 ([это] названия мусульманских государств); - строго на севере - это тата 達塔 (то есть род улусу 元魯速) и мелици 蔑里乞; - строго на юге - это Си Ся 西夏. Те [государства], которые еще сопротивляются и [покорение которых] не завершено, имеют [следующие] названия: - на востоке - это Корея и [государство Пусянь] Ваньну 萬奴 (то есть чжурчжэньское государство Дачжэнь), его министру Ван Сянь-цзо 王賢佐девяносто с лишним лет и [он] владеет знанием грядущего - на северо-востоке - это нишу 妮叔 и нахай-илюйюй 那海益律于 ("Собачье государство" 狗國). [У его] мужчин квадратные физиономии и кулаки, при том на сосках имеется шерсть. Ходят [они так быстро], что могут нагнать бегущую лошадь. Их девочки красивы и изящны. Татары нападают на них, но не в состоянии победить); - на юго-западе - это хусу-илюйюй 斛速益律于 (водяные татары 水韃靼) и мубо 木波 (племя на западных окраинах [Китая], управляется вождями и не имеет правителей на троне); - на северо-западе - это кэбишао 克鼻梢 (мусульманское государство 回回國, [они] являются видом уйгур 回訖), вначале [они] подчинились, а потом взбунтовались, бежали в теснины и за реки, чтобы там сопротивляться". комментарий Ван Го-Вэя: Среди всех государств северо-запада «наймань» - это найманы, «уюй» - это уйгуры; "салита" - мусульмане; "канли" - канглы; только "сули" пока не разъяснены. «Строго на севере - это тата» - относятся к тем татарам, что «то есть род улусу». «Улусу» называются в [Юань-чао] биши как ‘урсут’ (兀兒速惕), а в «[Шэн-у] цинь-чжэн лу» - как ‘усы’ (烏思) В "Основных записях" Цзинь ши, относящихся к Сюань-цзуну, говорится: "В день цзя-у 10-ой луны [девиза правления] Чжэнь-ю (4 ноября 1214 г.) издан указ [императора] направить чиновников покупать лошадей у мубо западных цянов". Кроме того, [там же] говорится: "В день у-шэнь 8-ой луны начального года [девиза правления] Син-дин (17 сентября 1217 г.) губернатор Шэньси доложил, что разбойники мубо вторглись в Таочжоу, были полностью разбиты и бежали прочь". Господин Шэнь [И-ань] совершенно прав в том, что "илюйюй" является опиской [в слове] "илюйгань" 益律干. В [Юань-чао] би-ши [слово "иргэн"] записано как "ирцзянь" 亦兒堅, а в [Шэн-у] цинь-чжэн лу - как "иргань" 亦兒干. В монгольском языке оно имеет значение "народ". [Таким образом] "нахай-илюйюй" и "хусу-илюйюй" означают "собачий народ" и "водяной народ"". "Кэбишао" в "Си-ю лу" Елюй Чуцая называются как "кэфуча", оба названия соответствуют произношению "кибчак", в общепризнанном написании - "кипчак". [Храпачевский, Р.П. Золотая Орда в источниках. Том III. Китайские и монгольские источники. Москва, 2009 - с.77] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 24 июля, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 24 июля, 2022 В 23.09.2021 в 21:18, Zake сказал: Т.е. qobuk-комук-кимак означает "дупло". Также и qоbučaq - "кипчак" означает "дупло" (за счет уменьшит.-ласкательного афф. čaq). Всё по тексту РАДа: qobuk →qоbučaq Обратил внимание на фонетическое соответствие названия народа "къумукъ"/ qumuq и qobuk-qoмuk (дупло). Имхо кумыки получили своё название от исторических кимаков (правильнее qomuk-ов) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 24 июля, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 24 июля, 2022 В 24.08.2021 в 19:48, Zake сказал: Понятно, что рождение в "дупле", "пустоте" - это аллегория/иносказание. Второе значение QUV-QOVI-QOBI в древн. тюркс. словарях- это именно "злосчастность". Цветовая окраска и т.д. - это уже следующие значения. Надо рассматривать версии почему их прозвали "злосчастными" и т.д. С учетом того, что согласно моему варианту этимологии кипчаки - это малые "дуплистые", т.е. малые кимаки (уменьшит. аффикс čaq), то ответ лежит в политической истории самих кимаков. Кимаки-кипчаки (кипчак/кимчак - это "малые кимаки" ) - это часть племен Уйгурского каганата, которые ПОЛИТИЧЕСКИ обособились из-за хаоса, полит. перетурбаций и свержения имперской династии яглакаров (791 -795 г.г.). Конечно, связь названий с деревом (дуплистым) можно обьяснить и влиянием манихейства, которые пытались включить религиозную манихейскую коннотацию везде где возможно. Я считаю, что своё название они оправданно получили в результате политического кризиса Уйгурского каганата. К власти пришел новый клан - эдизы, которые тоже стали именоваться яглакарами. Кимако-кипчаки были действительно "лузерами", "проигравшими" или "злосчастными" (согласно ДТС). Так как это было название политических аутсайдеров, то понятно что речь шла скорее всего о едином языке (плюс минус диалекты). Даже через пару столетий Кашгари на конкретных примерах подчеркивал близость "наречия" кипчаков и огузов. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 26 июля, 2022 Поделиться Опубликовано 26 июля, 2022 кипчак/кимчак - это "малые кимаки" +1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 26 июля, 2022 Поделиться Опубликовано 26 июля, 2022 On 7/24/2022 at 12:28 AM, Zake said: Обратил внимание на фонетическое соответствие названия народа "къумукъ"/ qumuq и qobuk-qoмuk (дупло). Вполне возможно, что кумыки получили своё название от исторических кимаков (правильнее qomuk-ов) точно. кумык - видимо тоже самое что и кыпчак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 27 июля, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 27 июля, 2022 Касательно кипчаков/кимчаков в монг. источниках . Из-за взаимозаменяемости "б" - "м" в тюрко-монг. языках в ССМ они известны, в том числе, под названием Кимчауд (читайте SHM/Ligeti, стр 163). Посмотрим Джувейни: https://www.vostlit.info/Texts/rus3/Juweini_3/frametext31.htm ...А Йеке-нойон с двумя туменами был послан в страну киргизов и кемчиудов 1586... 1586. KM JHWD, т. е. кем-кемчиут, страна (строго говоря, народ) между Кемом (т. е. верхним Енисеем) и его левым притоком Кемчиком. См. Pelliot-Hambis, op. cit., 317. Другой вариант формы, кам-кемчик, см. прим. 166 к [VIII] ч. 1). В тексте Джувейни KM JHWD , т.е. вариант Кмчхуд, почти также как в ССМ (Кимчауд), т.е. кипчаки/кимчаки, но переводчики необоснованно соотнесли все это с каким-то непонятным народом/страной на Енисее. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 27 июля, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 27 июля, 2022 Ведь понятно же, что множествен-собират. на среднемонг. языке названия "кипчак" будет кипчак[уд] (кмчх[уд] у Джувейни или кимча[уд] в ССМ). Вообще при чем тут Енисей, если речь в тексте Джувейни идет о кыргызах и кипчаках? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 28 июля, 2022 Admin Поделиться Опубликовано 28 июля, 2022 Кемджиуты отдельно от кибчаутов или "токмаков" упоминаются в середине 15 века. Цитата В год черной обезьяны (1452) из минского Китая от императора Чжин-Тунга прибыл посол и привез богатые подарки: золото, серебро, шелка и много других товаров. По этому поводу хаган [Эсэн] устроил совет, на который были приглашены чиновники. Кэмджиутский Тандар-Тайбу тогда сказал: «От этого правителя нам добра ждать нечего. С этим государством нам рано или поздно придется воевать, и мы должны заблаговременно готовить свои войска, чтобы проникнуть туда несколькими путями. Его правителя мы должны захватить в плен». История монгольского государства, именуемая «Болор эрихэ» — «Хрустальные четки» 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 28 июля, 2022 Admin Поделиться Опубликовано 28 июля, 2022 Цитата Сына Дайсун-хагана и внука Цэбдэна, Молона, поручено было хи-кэмджиутскому Дагадури-Тайбу и горлоскому Мулатаю доставить на границу государства к Мухулихай-онгу, который был потомком Букэ-Бэльгэтэя. Хи-Кэмджиуты - кем-кемджиуты? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 28 июля, 2022 Admin Поделиться Опубликовано 28 июля, 2022 Цитата Молон-тайджи, внука Цэбдэна, кэмджиутский Татар-Дайбу и горлоский Моолодай доставили к Махулихай-вану. Тогда онгнигудские сайды сказали Махулихай-вану: «Ты теперь держи власть и правь великим народом, стань хаганом». Тот рассердился и ответил: «Пока есть потомок Богдо, я не могу стать хаганом. Если я стану хаганом, то как же мои дети, подойдет ли эта им?» Моолодай был очень обижен и ушел. ...В середине февраля в год белого коня Молон-хаган был возведен на престол и стал править монголами и ойратами. Народ в его правление благоденствовал Тот же источник. Цитата [Поход Даян-хагана на ойратского правителя Исмал-тайшу и освобождение Шихир-дайху] ...Затем выступил походом на ойгудского Самалу ...Вперед были направлены с войском горлоский Тогуши-Шигуши, хучитские Эсэн-Тугэл, Цаган-Аман, Чубонбагатур, мангудский Арлун-Молон, кэшиктэнские Барчи и Шара-Батулад, кэмджиутский Хори-Баясху, горлоский Бабахай-урлюк, таратчинский Багасугай, ХуурХабтагай, барбагагунский Мункэ, Болху-Тучигэн, Бэхи-Угэдэй, Аха-Тэмур-Шигуши, Мингату, саргутский Эсэтэй [3, с. 92]. (Те же сведения см. [11, с. 281].) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 28 июля, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 28 июля, 2022 В 28.07.2022 в 12:19, Rust сказал: Кемджиуты отдельно от кибчаутов или "токмаков" упоминаются в середине 15 века. Когда жил Джувейни? Причем тут 15 век? Конечно такое возможно и даже логично, что будут упоминаться отдельно. Сами кипчаки еще до монг. завоеваний разбрелись вплоть до Вост.Европы и Кавказа, но какая-та часть кипчаков всё же оставались на Родине (в том самом эпицентре кипчако-кыргызского взаимодействия), т.е. в степных/лесостепных районах Алтая, Прииртышья и т.д. (ориентировочно район Приобского плато, Кулундинской равнины, Барабинской равнины и т..д.). А что тогда говорить про 15 век? Все племена разбросало по осколкам по всей номадической Евразии. Давайте остановимся на 13 веке и посмотрим конкретно тексты Джувейни. Тем более у нас есть данные из ССМ, где монголы кипчаков называли в том числе и кимчаут (кипчаут=кимчаут). До эпохи Чингисхана множество источников свидетельствуют о соседстве кимаков-кипчаков (кимчаков) и кыргызов. Вы же сами писали, что кыргызы обитали от Иртыша до Енисея и с этим трудно не согласиться. Почему же тогда в эпоху Чх вы стараютесь группировать их (кыргызов) только в районе Енисея? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 28 июля, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 28 июля, 2022 Среди желтых уйгуров есть комджук. Тюркские уменьшит. ласкательные аффиксы имеют разные вариации и "чук" и "чак" и т.д.. Например, каз. моншақ (бусы) - древнетюрк. mončuk, древнетюрк. baqačuq «лягушонок» < baqa «лягушка», oγlančїq букв. «мальчонка, маленький мальчик», qapčuq «мешок" . Т.е. в сарыуйгурском ком[джук] мы видим аффикс čuq. Если использовать вариант аффикса čаq то получим ком[джук] →комчак→кобчак. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Жёлтые_уйгуры Комджук. По одной из версий, имеют кыргызское происхождение. Имя рода, предположительно, связано с р. Кемчик и племенем кэм-кэмджиут[2]. Исследователи считают возможным отождествление кэм-кэмджиутов с татарским родом камаши (камачи)[3]. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 28 июля, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 28 июля, 2022 Кстати, салджук - "лодочка" по данным О.И. Сенковского. Хотя правильнее, наверное, "плотик". Т.е. в сарыуйгурском комджук невооруженным взглядом виден уменьшит.-ласкат. аффикс čuq При другом другом варианте уменьшит. аффикса čаq сарыуйгурский комджук - кобджук можно представить в виде комчак-кобчак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться