Jump to content
Guest Artak

Казахи

Recommended Posts

Среди халха-монголов не балгаш,а балигч. Балыкчи,кажется крупное племя Моголистана.

§ 109. Они выступили из Ботоган-боорчжи и достигли реки Килхо. На связанных плотах переправились через реку, и в степи Буура-кеере ударили на Тохтоа-беки.

Бурей внезапной нагрянули.

Разом заставу почетную сбили,

Жен и детей у него полонили.

Разом святую заставу смели, -

Для Тохтоа будет много ли, мало ли-

Целый народ мы в полон уведи.

[Вторгнувшись через дымник (как снег на голову) и сокрушив главные ворота (запоры, заставы), жен и детей до последнего полонили. Священные врата (запоры, заставы) у него прочь мы снесли, весь улус его дочиста (досуха) полонили.]

Оказалось, что Тохтоа-беки мог быть захвачен во время сна, но его успели предупредить о приближении неприятеля. Предупредили же его, проскакав всю ночь напролет, находившиеся на работе его люди, которые занимались кто рыбной ловлей в реке Килхо, кто ловлей соболей или звериной охотой.

Сокровенное сказание монголов

Link to comment
Share on other sites

Guest Арсен

Нет. Кийиков указал их как Ирякте, они все знали, что из одного рода, но родоначальника не помнили.

IV ПЛЕМЯ БАЛЫКСЫ

Родовые подразделения: атналы, калмак, кулсыкай, сыскан, тюлькэ, тюркэй.

http://www.newchron....hkort/plem.html

Вы на годы опередили меня в поиске, знаете о трёх шежере Ирякте, а я почти год искал эту книгу и не нашел.

Кара-Табына увидел, только в Иряктинском шежере.

Один парень, переснял его в районной библиотеке и поделился.

В нашей татаро-башкирской библиотеке есть. Конечно в первом издании шежере Кузеева Ирякте нету, зато в издании 2002 их три насколько я помню. Вроде книжка вышла не так давно, странно что она представляет собой редкость. Шежере Ирякте входит в круг моих первостепенных научных интересов.

Link to comment
Share on other sites

Казахский кириллический алфавит — официально используется в Республике Казахстан и аймаке Баян-Улгий Монголии. Также используется казахским населением прилегающих к Казахстану районов Киргизии, России, Туркмении и Узбекистана, диаспорой в других странах бывшего СССР.

Арабский алфавит — официально используется в Китайской Народной Республике на территории Алтайского и Тарбагатайского аймаков Или-Казахского автономного округа Синьцзян-Уйгурского автономного района. Также используется казахской диаспорой в Афганистане, Иране и Пакистане.

Латинский алфавит — на базе турецкого алфавита, неофициально используется казахской диаспорой в Турции. Также казахской диаспорой применяются суррогатные латиницы в Германии, США и других западных странах.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы

Интересное про казахов в Китае

Это уже казахский колхоз. Слева – хозяин дома, рядом – председатель.

( фото )

Казахский колхоз называется Жана-Жер – «Новая земля». Не то, чтобы здесь сильно любят Брежнева, просто так получилось.

s-60.JPG

В семьях здесь – по четыре-пять детей. Один-два становятся ренегатами и подаются в город. Остальные остаются на земле, так что традиции и уклад жизни сохраняются. На равнине скотоводство не отгонное, так что максимум движняков – это отвезти молоко и мясо на приёмный пункт. Плана нет, но чем больше, тем лучше для фермера – государство скупит всё. Как оно поступит с молоком и мясом дальше – это уже его проблемы.

Традиции, повторюсь, остаются в силе. Местные скотоводы по праздникам выдвигаются в ближайшие горы, ставят юрты и пируют несколько дней. Национальная культура – безупречна. Мои спутники-казахи хватались за головы, сравнивая состояние казахстанских традиций и здешних. При этом все нацменьшинства говорят на хань. Языковой и религиозной проблем не существует. Рассказывали здешним казахам про хиджабы – они ничего не поняли.

В каждом колхозе – детский сад, школа и больница. В Жана-Жер – ещё и ПТУ, клепает строителей. Кстати, новые дома строят строго местные артели. Дипломированный строитель имеет ставку от 3 000 юаней.

Детей разительно больше, чем стариков. На этой фотографии они кагбэ гармонично соседствуют, что редкость.

( фото )

Площадь перед филиалом одной из крупнейших в Китае корпораций (по-моему, что-то вроде «Цзюньхуа» она называется). Здания слева и справа, похожие на библиотеки или университеты – на самом деле общаги для работников.

( фото )

Корпорация занимается производством метана из коксового угля. Уголь добывается тут же. Сейчас переходят на производство метанола, из которого можно делать всё, кроме еды. Основной прицел – на углеродное волокно, его будут производить миллионами тонн в год. Производство безотходное.

Где-то через год запустят новые мощности по производству метана, после чего, в принципе, туркменский газ, закачиваемый сегодня во Внутренний Китай посредством казахстанского газопровода всем тут станет до звезды (как и казахстанский газопровод, кстати).

Половину своих прибылей корпорация (только частный капитал и при том ни капли иностранного) обязана вкладывать в развитие региона. Плюс к тому, что должна брать на работу только местных (не обладающих необходимыми знаниями и навыками она обязана привести в кондицию). Когда под одной деревней обнаружились залежи угля, корпорация отстроила новую деревню в соседней долине и всех жителей старой переселила туда.

Общага:

s-63.JPG

Агашка из уезда Тыгыс. Обратите внимание на ичиги и калоши – в Казахстане так уже не носят.

s-64.JPG

( Read more... )( Read more... )

s-74.JPG

Дом казахского типа, построен на месте старого саманного зимовья. В хозяйстве – 30 коров, десяток лошадей и сколько-то там баранов, около семидесяти (баранов разводят не для государства, а для себя, поэтому не особо считают). Всего в колхозе 20 000 голов скота. Подсчитанных для государства или вообще, на глазок – я так и не понял. Они там не заморачиваются с такой статистикой.

Летом хозяин с мужиками откочёвывает на жайляу, жена и дети остаются тут. Водопровода пока нет, есть электричество и спутниковая тарелка. Коммуняки обещают вскоре организовать интернет. И ведь дотянутся, проклятые. Пока что осилили только школу. У сельских учителей какие-то нереальные подъёмные, я даже говорить о них не буду, потому что мне кажется, что перевели неправильно. При посёлке действует свой медпункт, плюс к тому отдельный медик приписан к каждому летнему кочевью.

Для зимнего периода у хозяина есть 160 гектар земли, арендуемой у государства по пол-юаня за гектар в год. И снова я что-то не догоняю: если хозяин блюдёт экологию, то государство выплачивает ему ежегодную премию в размере 60 юаней за гектар. Если не соблюдает – то его жёстко наказывают посредством адского штрафа. Я спросил: а как хозяин может нарушить экологию? Он подзавис, а потом признался, что такие способы ему не известны. Но может узнать у соседей, хотя и они вряд ли слышали о подобных прецедентах.

Теоретически, хозяин может в старости сойти с ума, и с сатанинским хохотом вылить на поле канистру соляры. Но, во-первых, я сомневаюсь, что с возрастом он настолько тронется рассудком, а во-вторых – у него нет соляры. Его транспорт – это лошадь, он ведь казах. Признаться, выбираясь в эту пердь, я полагал, что наконец-то увижу китайский колхоз, в котором улицы не заасфальтированы – ну хотя бы ради сбережения лошадиных копыт. Нет. Асфальт был и тут. В коровьих лепёшках весь – но асфальт. При этом лошади казались вполне себе с копытами.

Безлесые горы под линеечку засаживаются елями.

Взято тут, там есть еще про уйгуров, собственно ханьцев. Маты мной вырезались.

Страшный оскал китайского колониализма.

По ссылке - есть еще про уйгуров. Мужчина в колпаке - кыргыз?

Link to comment
Share on other sites

Интересное про казахов в Китае

Обратите внимание на ичиги и калоши – в Казахстане так уже не носят.

Носят люди начиная с пожилого возраста, и мужчины, и женщины: ичиги - это мәсі, галоши - кәлөш. :)

Link to comment
Share on other sites

Шежере Ирякте входит в круг моих первостепенных научных интересов.

Год назад, в начале поиска, находил шежере вашего Байбакты в файле «Excel».

По годам жизни подходящего Байбакты-бию 1600г +/-, из шежере названных иряктинскими.

Ведомое Абульхасан-хаджжи, которое прерывается на его отце Байтеряке.

Интересно, это не может быть, один и тот же человек?

Edited by Балыкчи
Link to comment
Share on other sites

...Жана-Жер – «Новая земля». Не то, чтобы здесь сильно любят Брежнева, просто так получилось

У Брежнева, как бы, не "Новая земля", а "Малая земля".

Агашка из уезда Тыгыс.

Они больше на кыргызов похожи.

Мэсi, кэлjош у нас, видимо, перестали носить лет 20 назад. Прежде всего, по причине износа старых калошей и отсутствия новых. Из-за исчезновения Райбыткомбинатов и, соответственно, оттока армянских производителей мэсi. Союз почил в бозе. Нынче и стар и млад одеваются одинаково, с рынка. За некоторыми нюансами.

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы
Продолжение путевых заметок П. И. Пашино (Туркестанский край в 1866 году. СПб., 1868). Предыдущие части: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7].( ... ) Порешив, что я поеду завтра, я отправился домой. Самовар шипел уже, и вестовой, приставленный к этой квартире, распоряжался моим погребцом как хозяин. Напившись чаю, я прилег заснуть и проспал спокойно безмятежным сном часов до девяти утра, когда проснулся, разбуженный чьей–то болтовней под окнами.

000zq7d2

Чимкент. Литография с картины, принадл. А. К. Гейнсу (илл. из книги П. И. Пашино).<a name="cutid1-end">Зачем мне было здесь оставаться, — следовало стремиться к цели, к Ташкенту. Я так и просил вчера сделать распоряжение, чтобы лошади были готовы к полудню, потому что мне нужно было зайти здесь к одной госпоже и вручить ей письмо от брата. ( ... ) Комнатка, которую она занимала, была невелика и, при всей своей миниатюрности, была завалена вещами ее мужа [Н. А. Северцов, известный зоолог и путешественник — rus_turk], отправившегося в отряд. Он занимался зоологическими исследованиями страны и имел богатые коллекции звериных и птичьих шкурок. При этом же, еще был разложен особый стол с разными куличами, пасхами, окороком ветчины и телячьим филе. Несмотря на тесноту квартиры, в ней появились еще комендант и начальник населения; когда вошли они, письмо было уже прочитано, и мы разговаривали. Комендант сообщил свой вчерашний переполох, по случаю выстрела в еврея, и закончил рассказ тем, что эта история совершенно выдуманная.

Долгом считаю заметить, что чимкентское начальство вообразило, будто народ думает отмстить за штурм и затевает это предприятие в день пасхи; оно уже приглашало дам переселиться в цитадель, но, так как им было трудно это сделать, они и остались в городе. Начальник населения жил также в городе на наемной квартире, хотя бы ему следовало первому перебраться в цитадель, потому что его первого ожидала пуля; ( Дальше )

Я был чрезвычайно доволен участием начальника населения и коменданта, которое они принимали во мне. Нужно знать положение человека, проезжающего в Ташкент во время военных действий, когда две станции между Чимкентом и Ташкентом сняты, когда киргизы шалят: можно попасть в плен, а там, пожалуй, пятки срежут да конских рубленных волос подложат; ( Дальше )

000zp70c

Чимкент. Цитадель. С натуры рисов. Д. В. Вележев (илл. из книги П. И. Пашино).Чимкент стал русским 20 сентября 1864 года, благодаря штурму, произведенному генералом Черняевым. Резня была жестокая; солдаты, разграбивши базар, врывались в дома жителей и душили их; пострадали также многие женщины и дети. Годовщину этого штурма туземцы сопровождают повсеместным плачем, и, пожалуй, действительно готовы бы были отомстить кяфирам за это, но не хватает средств. Между тем комендант и некоторые подчиненные его ждали в настоящем году резни в страстную субботу, упуская из вида то обстоятельство, что чимкентцам драться нечем: оружие у них отобрано — не с кухонными же ножами полезут они на крепость, которая в наших руках. Совершись убийство в этот день, и я полагаю, что панический страх до того был бы велик, что, чего мудреного, убийца успел бы спастись. ( Дальше )

Должно быть, караван был велик, потому что масса народа сопровождала его; местами раздавалась киргизская песня; подъезжая к главному костру, мой хэтай–кыпчак поздоровался с ними, добавив: «Кая барасызлар?» (куда едете?)

— Семигя (в Семапалатинск), — отвечали ему многие голоса. Здешние жители не задумываются Семипалатинск переделать в Семи, а Орск в Яман–Кала. Быть может, еще последнее имеет какое–нибудь историческое происхождение, а переделка Семипалатинска не имеет никакого смысла, так как Семи ничего на значит, а Яман–Кала значит «худой город». ( Дальше )

Отсебятина: а кто такие хытай-кипчаки?

Link to comment
Share on other sites

Отсебятина: а кто такие хытай-кипчаки?

Хытаи дали свое имя самому многочисленному народу в мире, Кипчаки самой большой степи в мире!

Link to comment
Share on other sites

Guest Арсен

Меня не это интересует.

Китай-Кичпчак

К Хакназару:

что за ссылка? Кто автор (где то это я уже читал).

Это кстати из той же оперы. что и талаские кыргызы - это казахи :blink:

На самом деле ферганские кыпчаки, в своей основе пришли туда во времена Шейбани-хана, хотя еще во времена Тимура в Средней Азии кыпчаки составляли один из его народов-войск. Кстати, эти кыпчаки могли жить там со времен державы хорезмшахов.

Известно, что кыпчакский эмир Сары-буга поднял мятеж против Тимура, откочевывал в Синюю Орду, потом вернулся и был прощен. На мой взгляд, кыпчаки Сары-буги и послелились в Зарафшане, чересполосно с кытаями (к тому времени уже ставшими полностью тюркоязычными). Это соседство и привело к образованию так называемой тупэ - "двойки" ктай-кыпчак. Они действительно поднимали большое восстание против мангытской династии, но неудачное.

В Фергане курама ("лоскутные") - объединение различных кочевых узбекских, казахских, кара-калпакских и отчасти кыргызских родов отличались от собственно кыпчаков.

Последние состояли из множества родов, исследователи называют 9 крупных племен (занимательно, что в Венгрии кыпчаки состояли из 9 родов, такая же ситуация и в Кыргызстане). Язык этих кыпчаков, согласно полевым исследованиям Е.Д. Поливанова (расстрелян в 39 году), был очень близок к кыргызскому. Этот лингвист предположил, что был единый восточно-кыпчакский язык, потом из него выделился алтайский, потом выделился язык кыпчаков Ферганы, затем из него образовался кыргызский язык.

Наряду с кыпчаками, в Фергане кочевали и кыргыз-кыпчаки. Например в Кокандском ханстве аталыками (регентами) были кулан-кыпчак Мусульманкул и позже кыргыз-кыпчак Алымкул. Эти кыргыз-кыпчаки по преданиям прибыли в Фергану из Восточного Туркестана и впервые упоминаются в южном Кыргызстане (т.е. в Ферганской долине) в 17 веке.

Мой кыргыз-кыпчакский род кожом-шукур, по преданиям прибыл в Фергану вместе с кочевниками Шейбани-хана. Остальные кыргыз-кыпчаки - роды омонок, ахтачи, таз, торы-айгыр, кызыл-аяки и т.д. прибыли как я уже писал в Фергану из Восточного Туркестана.

Link to comment
Share on other sites

Мне кажется, они представители кытаев(кидани) ранее входившие в состав кыпчаков.

Кто-нибудь знает о киданьских родах,кланах во время правления императора Ельюй Даши? Аргын это киданьский род?

Link to comment
Share on other sites

При том, что полковник гоминданской армии Далелхан (не Сугирбаев, а другой), после прибытия в Турцию затребовал от правительства Тайваня компенсацию за то, что казахи участвуюя в боевых действиях против коммунистов были вынуждены покинуть Китайскую Республику, гражданами которой они являлись. Мало того, он стал депутатом парламента Тайваня. В середине 60-х китайские казахи обучали своих детей в Тайване, Корее и Японии. В том числе и всем известный Мустафа Озтюрк. Сумма, которую они получили покрыта мраком. Возможно, до сих пор что-то получают. Но это трудно узнать. Через 15-16 лет после прибытия казахи начали открывать предприятия и мелкие фабрики. В середине 70-х открыли крупный завод по производству пластика. Сейчас этот завод является первым или вторым по производству. Но никак не третьим.

В Турции умер бывший полковник гоминьдановской армии Далелхан Жанымхан улы, больше известный в эмиграции под именем Далелхан Жаналтай. Бывший депутат парламента Китайской Республики, бывший депутат парламента республики Тайвань. Человек принимавший активное участие в жизни казахской диаспоры в Европе и Турции. Благодаря ему очень много казахской молодежи из Турции в тяжелое для них время (60-ые г) могли получить образования в Южной Корее и Японии. Не стало еще одного участника трагических событии, исхода казахов из Китая.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Урянхаец — я скрыл Ваш пост, так как он однозначно вызовет холивар среди участников форума. Этот пост можно воспринимать как троллинг или явную провокацию. Далее попрошу Вас избегать подобных вопросов.

Link to comment
Share on other sites

Мне кажется, они представители кытаев(кидани) ранее входившие в состав кыпчаков.

Кто-нибудь знает о киданьских родах,кланах во время правления императора Ельюй Даши? Аргын это киданьский род?

не думаю, гаплогруппы G1 и R1a

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы

Н. А. Северцов. Месяц плена у коканцев. — СПб., 1860. Начало здесь.00144tpq

Молодой киргиз казах

( Читать ) всадник на вид не уступал коню, стройный, с правильным выразительным лицом, с радостью удачного набега во взгляде быстрых черных глаз, и в платье, не портившем его наружности, а щеголевато скроенном по росту и стану, что у киргизов и коканцев величайшая редкость: только на Дащане и видел. Подтянутый шелковым поясом, коричневый из тонкого сукна халат не был засален, а только в пыли, хотя и поношенный; даже видневшаяся из-под него рубашка почти чистая!!

И откуда взялась такая опрятность у киргиза?!

Я представлял печальный контраст с этим красивым наездником и ехал едва держась на седле от усталости, весь покрытый запекшейся кровью с пылью: и лицо, и платье, и шляпа. Но я чувствовал только усталость, а не стыд быть трофеем разбойника; мои раны, из которых кровь еще сочилась, хотя и не капала уже на дорогу, объясняли и оправдывали плен. ( Дальше )

( ... ) к нам двум присоединилась еще спутница, жена Дащана, красивая молодая женщина и, судя по взглядам и ужимкам, кокетка порядочная. Она была бела и румяна, с черными быстрыми глазами, правильными чертами и европейским окладом лица; на ее костюм я не обратил особенного внимания; кажется, женский общекиргизский, т. е. халат и шаровары, как у мужчин, и только на голове женский убор, белый платок, намотанный в виде высокого цилиндра. Волос однако она не прятала, как вообще делают киргизки, и они выказывались из–под головного убора, черные, густые, шелковистые, старательно причесанные. Несмотря на неизящность киргизского женского наряда, видно было, что эта женщина занимается своей наружностью. Верхом ехала очень ловко, но по–мужски, как все киргизки, то рядом с нами, то пускалась вперед и потом опять поджидала. Подъезжала более ко мне, заговаривала, по–киргизски, с немногими русскими словами; помню, что она мне сказывала, что у них весело, женщин много, особенно в Туркестане, что женщины хороши (джаксы), при чем она кивала головой и лукаво улыбалась, придавая этим двусмысленное выражение похвале своих землячек, а ехавший с нами старик хмурился. ( Дальше )

Link to comment
Share on other sites

http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=7693&Itemid=5

Так, некоторых в обществе услаждает слава Чингисхана. Они не хотят понимать, что если вещи называть своими именами, то слава Чингисхана – геростратова слава, более того – кровавая слава. Известно, что он установил жесточайшие порядки в войсках. Его воины были лишены чувства жалости и являлись своеобразными манкуртами. Они зверски расправлялись с мирными людьми, грабили, сжигали города, оставляя после себя на огромном евразийском пространстве только пепел. Порабощение монголами отбросило Казахстан в развитии на много веков назад. До монгольского нашествия в Казахстане процветали более 130 городов, где шла мирная созидательная жизнь, совершенствовались ремесла, росли книгохранилища, развивалась наука.

Тем не менее в Казахстане некоторым, даже известным ученым, так и хочется примазаться к его кровавой славе. Как можно было допустить, чтобы казахи, будучи жестоко порабощенными монгольскими войсками Чингисхана, а позднее его сыновьями и затем родственными ему племенами джунгар (калмыков), ничего лучше не могли придумать, как организовать 28 июня этого года в честь 20-летия независимости Республики Казахстан «один из самых масштабных проектов в истории Казахстана «По пути Чингисхана»? Когда девятнадцать участников за 16 дней «славно» преодолели на машинах более 4000 километров от Алматы до Улан-Батора (Монголия)? Что за неуемное чувство благодарности к жестоким поработителям взыграло в сердцах порабощенных?! Получается, что по истечении многих веков мы так и не смогли выдавить из себя рабскую психологию манкурта. Куда делась гордость казахов, куда делся казахстанский патриотизм? Трудно представить, чтобы на подобные мероприятия решились, например, «благодарные» россияне, обозначив маршрут «По пути Наполеона» или «По пути Гитлера».

Link to comment
Share on other sites

вчера разговаривал с одним кыргызом о казахах :asker13mt: глупец пытался мне внушить что де казахи - это калмыки, а ведь не знает он неуч, что казахи уже сами доказали не состоятельность подобного утверждения. респект и уважуха баурларга! :asker28it:

Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.


×
×
  • Create New...