Zake Опубликовано 13 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2018 46 минут назад кылышбай написал: но только племя карлук есть в наличии у узбеков. причем одно из самых многочисленных и самобытных Интересно насчет титула джагбу/ягбу - жабагы: По арабским источникам верховный правитель карлуков назывался джабгуй, в орхонских надписях — ябагу. Племенное название ябагу встречается у Гардизи, жившего в 11 в. Он приводит традиционную для Востока легенду о происхождении карлуков. Это история мальчика, единственно уцелевшего представителя племени, истребленного врагом. По легенде маленький карлук, прикрытый двумя кусками войлока жабагу (отчего происходит название ябагу) был найден в местности с суровым климатом. Слово ябагу в форме жабагы сохранилось в казахском языке до наших дней, так называется шерсть барана, выстриженная весной. По качеству она напоминает тонкий войлок с одной стороны с ворсом, другая сторона его гладкая. Ребенок, завернутый в жабагы, защищен от холода. Жабагы, как надежный защитник младенца, почитаем в народе. Сложилось представление, что ребенок, выросший в жабагы, становится неуязвимым. Эпоним жабагы стал символом мужества, в последующем это слово стало обозначать титул племенных вождей карлуков, огузов и других народов. Понятие жабагы широко распространено среди казахов и находится в одном ряду с такими, как бек, султан, даркан. http://www.kazportal.kz/istoriya-karlukov-karluki/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 13 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2018 Yabaqu согласно Кашгари, iii, 37, означает "шерсть спрессованная в войлок" (al-qarada min al-suf). Теперь перевод с казахского: жабағы I. жеребенок-сосунок в возрасте от пяти-шести месяцев до года II. спутанная, грубая овечья или верблюжья шерсть весенней стрижки жабағы жүн → спутанная шерсть; свалявшаяся шерсть жабағы күпі → зимняя верхняя одежда, подбитая шерстью весенней стрижки жабағы қырқу → снять спутанную, свалявшуюся за зиму шерсть с животного (весной) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 13 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2018 Жабагы - купный род казахского племени кердери (поколение жетыру). По всей вероятности, является осколком одного из древнейших тюркских родов Центральной Азии. Этноним жабагы большинство исследователей связывают с наименованием средневековых правителей огузов, носивших титул «ябгу» («жабгу») и со средневековым же народом ябаку. Основанием для этой гипотезы послужила известная легенда, приведенная в труде Гардизи. Согласно ей, некий слуга тюркского вождя Халлуха, совершив проступок и боясь возмездия, бежал в страну тогуз-огузов. Там его прозвали Ябагу («обросший шерстью») и сделали начальником над всеми людьми Халлуха. Созданное таким образом племя было названо «ябагу-халлух». О народе ябагу, жившем в его время (в XI в.) западнее киргизов, упоминает и Махмуд Кашгари. Интересно в этой связи высказывание В. Бартольда, что «царь, т. е. ябгу, огузов жил или, по крайней мере, проводил зиму в местности по нижнему течению Сыр-Дарьи», и далее: «главным ... из городов X в. в стране гузов был город, получивший название «Новое селение» … впоследствии Янги-Кент … месторасположение его до сих пор определяется развалинами Джанкента» Кердере – местности в области Хорезма или на границе ее с областью тюрок». Это подтверждается и данными арабского историка Масуди о борьбе огузов с четырьмя тюркскими племенами, в числе которых значится племя наукерде (от иранского «нау» – «новый», «керд» – город). В Х в. Аральское море называлось Кердерийским. Правобережная часть Хорезма также называлась Кердерийской. Именно здесь археологами был раскопан город, называвшийся Янгыкент («новый город»). http://kazahskieroda.kz/mladshij-zhuz/zhetyru/kerderi.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 13 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2018 Теперь сам источник касательно ябагу-халлух, т.е. жабагы -карлык. http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Gardizi/frametext_1.htm [Эти тюрки] переходили с места на место; мать Халлуха сидела на лошади. Место было пустынным; один из слуг Халлуха подошел к матери Халлуха, хотел овладеть ею и схватил ее; женщина его прогнала с угрозами; известно, что тюркские женщины очень нравственны. Увидя это, слуга испугался, убежал и пришел в страну тугузгузов, во владения хакана. Один из людей хакана нашел его в месте охоты, в суровой местности, прикрытого двумя кусками войлока; он дал ему имя Ябагу 17. Потом он привел его к хакану; хакан, узнав о его приключении, собрал всех людей Халлуха, бывших в его владениях, и тотчас [43] назначил этого Ябагу начальником над ними; тому племени он дал название ябагу-халлух. После этого к племени тугузгузов пришел один человек из Туркестана 18, влюбился в одну служанку 19 из племени Ябагу, похитил ее и увез в Туркестан. Туркестанский хан отнял у него ту служанку, взял ее к себе, хорошо обращался с ней, написал письмо ее родным, известил их о ее положении и призвал их к себе. Когда они пришли, он всем отвел участки обработанной земли и призвал к себе остальную часть племени. Когда эта весть дошла до остальной части племени, все племя отправилось туда. Когда их собралось много, царь поселил их, в качестве иностранцев, в своих владениях и дал им... 20. В таком положении они все находились до тех пор, пока туркестанцы не произвели нападения на народ Хакана; они убили 12 пользовавшихся известностью начальников этого народа, пустили в ход мечи и перебили всех хаканийцев; все царство хаканийцев осталось в руках рода Чунпан (?) из халлухов. Последним из хаканийцев был убит Хутуглан 21-хакан; первым из халлухов сел на престол Илмалмасын(?)-джабгуе. Власть осталась в руках халлухов. В Туркестане много племен, происходящих от этого племени ябагу-халлух, но подробности о них не стали известными. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Идикут Опубликовано 13 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2018 On 4/1/2017 at 4:22 AM, Uighur said: Ягма, карлуки и чигили отделились условно. Так то и басмилы являются прямыми родственниками орхонских уйгур. Чтобы яснее выразить позицию: ягма - судя по вашему источнику - это суть токузгузы (орхонские уйгуры), а не уч огузы (карлуки). Хотя и те и другое очень близкородственные племена. Помните Махмуда Кашгари? Карлукские племена чигили и прочие говорят на чистом языке. Равно как и уйгуры-ыдыкуты. Чистый язык надо понимать как довольно-таки близкий к орхоно-енисейскому. Морфологически так и является по сей день. Эти народы фактически тогда говорили на одном языке, с поправкой на наречия. У них попросту один корень происхождения. Племя Ягма имеет токуз огузкое происхождение или тесно с ними связаны. Это превалирующая позиция тюркологов. Именно Ягма заселили южные части восточного туркестана в частности Кашгар и Яркенд. Таким образом все сегодняшние уйгуры кроме оседлых саков Хотана имеют отношение к орхонским уйгурам/токуз огузам в той или иной степени. Далее в персидской работе Mujmal al-Tawarikh wa-'l-Qisas титул правителя Ягмы - Богра Хан, что приводит некоторых историков (включая Бартольда) к заключению о том что именно Ягма основали караханидское государство. В. В. Бартольд. Сочинения. Т.II. Часть I. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. страница 41 Я не понимаю почему Бахтияр пытается принизить роль идикутов в этногенезе уйгуров. Это было большое государство и по Худуд аль-аламу - самое многочисленное тюркское оброзование: "Слово об области тогузгузов и ее городах: На востоке от нее — страна Чин, с юга — частью Тибет и частью халлухи, на запад от нее — некоторая часть хырхызов и на север — также хырхызы, [они] селятся вдоль всех ее границ. Эта область больше всех других областей тюрков, и там, без сомнения, больше всего населения. И цари всего Туркестана в древние времена были из тогузгузов. Люди они воинственные и хорошо вооружены. Летом и зимой они кочуют с места на место в поисках пастбищ и [более] благоприятной погоды." http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Hudud/frametext.htm 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 14 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2018 В 3/13/2018 в 18:46 Zake написал: Куда карлуки Арслана делись, со ставкой джагбу в Каялыке (Саркандский район Алмат обл )?Они были союзниками ЧХ, так что геноцида избежали.Все к узбекам что ли подались, по вашему?Конечно растворились в разных народах, в том числе и в казахах. Как же иначе? В 3/13/2018 в 21:54 Zake написал: Казахи не могут быть исключительно потомками кипчаков и монголов (татаров) ЧХ. Карлукский компонент однозначно есть. В 3/13/2018 в 18:31 кылышбай написал: в одном из вариантов списка "узбекских племен" есть карлуки. т.е. в ЗО они скорее всего были. насколько я знаю этноним карлук сохранился только у узбеков В 3/13/2018 в 21:28 Zake написал: Жабагы - купный род казахского племени кердери (поколение жетыру). По всей вероятности, является осколком одного из древнейших тюркских родов Центральной Азии. Этноним жабагы большинство исследователей связывают с наименованием средневековых правителей огузов, носивших титул «ябгу» («жабгу») и со средневековым же народом ябаку. Основанием для этой гипотезы послужила известная легенда, приведенная в труде Гардизи. Согласно ей, некий слуга тюркского вождя Халлуха, совершив проступок и боясь возмездия, бежал в страну тогуз-огузов. Там его прозвали Ябагу («обросший шерстью») и сделали начальником над всеми людьми Халлуха. Созданное таким образом племя было названо «ябагу-халлух». О народе ябагу, жившем в его время (в XI в.) западнее киргизов, упоминает и Махмуд Кашгари. Интересно в этой связи высказывание В. Бартольда, что «царь, т. е. ябгу, огузов жил или, по крайней мере, проводил зиму в местности по нижнему течению Сыр-Дарьи», и далее: «главным ... из городов X в. в стране гузов был город, получивший название «Новое селение» … впоследствии Янги-Кент … месторасположение его до сих пор определяется развалинами Джанкента» Кердере – местности в области Хорезма или на границе ее с областью тюрок». Это подтверждается и данными арабского историка Масуди о борьбе огузов с четырьмя тюркскими племенами, в числе которых значится племя наукерде (от иранского «нау» – «новый», «керд» – город). В Х в. Аральское море называлось Кердерийским. Правобережная часть Хорезма также называлась Кердерийской. Именно здесь археологами был раскопан город, называвшийся Янгыкент («новый город»). http://kazahskieroda.kz/mladshij-zhuz/zhetyru/kerderi.html наши жабагы скорее всего связаны со словом жабагы а не древнетюркским титулом Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 14 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2018 Еще ведь жабағы это ведь возраст лошади, когда он чуть старше совсем маленького жеребенка(құлын). Құлын: Жабағы: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 15 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 15 марта, 2018 12 часов назад Zake написал: Лучше на это ответьте: Куда карлуки Арслана делись, со ставкой джагбу в Каялыке (Саркандский район Алмат обл )? Они были союзниками ЧХ, так что геноцида избежали. Все к узбекам что ли подались, по вашему? не могу знать. те земли отошли Чагатаю, может среди моголов они были Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Идикут Опубликовано 8 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2018 тянь-шаньские образцы восьмого-девятого веков: Y-DNA: J-Z7706, mtDNA: F1b1e Y-DNA: J-Z7706, mtDNA: A25 Dodecad K12b Oracle: Admix Results (sorted):# Population Percent1 East_Asian 27.12 Siberian 17.873 North_European 17.164 Gedrosia 16.775 Caucasus 13.266 Atlantic_Med 5.697 Southeast_Asian 1.328 Sub_Saharan 0.82Single Population Sharing:# Population (source) Distance1 Uzbeks (Behar) 7.362 Uygur (HGDP) 10.693 Hazara (HGDP) 11.694 Nogais (Yunusbayev) 28.15 Altai (Rasmussen) 29.36 Tajiks (Yunusbayev) 29.617 Turkmens (Yunusbayev) 30.828 Mongol (Rasmussen) 31.619 Kumyks (Yunusbayev) 41.1410 Tuva (Rasmussen) 41.2211 Buryat (Rasmussen) 42.0512 Chuvashs (Behar) 42.1113 Burusho (HGDP) 42.9614 Turks (Behar) 43.4515 Turkish (Dodecad) 44.0116 Iranian (Dodecad) 44.6117 Kurd (Dodecad) 44.9518 Iranians (Behar) 45.0719 Lezgins (Behar) 45.5120 Bulgarian (Dodecad) 45.53 Eurogenes K13 Oracle: Admix Results (sorted):# Population Percent1 Siberian 25.272 West_Asian 22.863 North_Atlantic 18.34 East_Asian 14.465 Baltic 9.826 East_Med 3.957 South_Asian 3.818 Amerindian 0.979 Red_Sea 0.3110 West_Med 0.1911 Sub-Saharan 0.05Single Population Sharing:# Population (source) Distance1 Afghan_Turkmen 12.312 Aghan_Hazara 14.313 Uzbeki 14.524 Uygur 16.375 Hazara 16.756 Nogay 187 Kazakh 19.428 Kirgiz 21.759 Shors 2510 Afghan_Tadjik 26.2911 Tadjik 26.4212 Turkmen 26.6813 Hakas 27.4214 Tatar 28.9415 Altaian 30.7916 Kabardin 34.1617 Balkar 34.2418 Chuvash 34.819 Kumyk 34.9120 Mongolian 34.94 Второй: Dodecad K12b Oracle: Admix Results (sorted):# Population Percent1 Siberian 24.832 East_Asian 22.943 Gedrosia 18.94 North_European 13.255 Caucasus 11.396 Atlantic_Med 3.397 South_Asian 2.798 Southeast_Asian 2.029 Sub_Saharan 0.51Single Population Sharing:# Population (source) Distance1 Uzbeks (Behar) 10.192 Hazara (HGDP) 12.183 Uygur (HGDP) 16.024 Altai (Rasmussen) 24.135 Mongol (Rasmussen) 29.856 Tajiks (Yunusbayev) 30.227 Nogais (Yunusbayev) 31.058 Turkmens (Yunusbayev) 31.489 Tuva (Rasmussen) 35.4710 Buryat (Rasmussen) 37.4111 Burusho (HGDP) 41.612 Kumyks (Yunusbayev) 43.5713 Chuvashs (Behar) 43.714 Oroqen (HGDP) 43.815 Iranian (Dodecad) 45.3516 Turks (Behar) 45.5217 Iranians (Behar) 45.6418 Pathan (HGDP) 45.7219 Kurd (Dodecad) 45.9820 Turkish (Dodecad) 46.38 Eurogenes K13 Oracle Admix Results (sorted):# Population Percent1 Siberian 31.892 West_Asian 25.563 East_Asian 12.854 Baltic 12.745 South_Asian 8.516 North_Atlantic 4.317 Amerindian 1.848 East_Med 1.429 West_Med 0.8710 Red_Sea 0.01Single Population Sharing:# Population (source) Distance1 Afghan_Turkmen 10.472 Uzbeki 11.983 Hazara 12.994 Aghan_Hazara 14.735 Kazakh 16.656 Uygur 18.217 Kirgiz 18.338 Shors 18.749 Hakas 20.4910 Nogay 21.5411 Altaian 25.0612 Afghan_Tadjik 26.4113 Tadjik 28.6714 Turkmen 29.5715 Mongolian 30.9916 Tatar 33.3217 Tuvinian 34.1318 Mari 34.8519 Ket 36.0920 Chuvash 36.1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Идикут Опубликовано 9 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2018 О чем говорят единственные имеющиеся образцы тюрков раннего средневековья? 1. ДНК база узбеков наиболее близка к образцам тюрков (предположительно карлуков) восьмого-девятого веков, после которой следуют уйгуры в этногенезе которых также присутствуют карлуки наряду с другими элементами. 2. По крайней мере, большая часть тюркоязычных народов древности не являлась "типичными монголоидами", а представляла собой, как Бахтияр правильно подметил, "смешанный тип", часто с преобладающим западно-евразийским компонентом (более 50%). 3. Мы получаем еще одно подтверждение тому что прототюрки сформировались вследствии смешения восточно и западно евразийских элементов (саки и другие индоевропейцы) в более или менее эквивалентных пропорциях. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 9 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2018 халха-карлуки. 2016.02.19 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан shine.shuukh.mn/irgenanhan/16994/view Нэхэмжлэгч: Хэнтий аймгийн Норовлин сумын 4 дүгээр баг Жаргалант дэл гудамжийн 3 тоотод оршин суух, Харлаг овогт Юндэндоржийн Шижирцэцэгийн (РД:СП60100608) нэхэмжлэлтэй. “Ажиллаж байсан байдлыг тогтоолгох” тухай нэхэмжлэлийн шаардлагатай иргэний хэргийг хянан хэлэлцэв. 2013.05.08 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан old.shuukh.mn/irgenanhan/57979/view Монгол Улсын Гэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.1 дэх хэсэгт зааснаар нэхэмжлэгч Харлаг овогт Сүхбаатарын Болормаа, хариуцагч Түмэн овогт Батхуягийн Баттөгс нарын гэрлэлтийг цуцалсугай. 2. Монгол Улсын Гэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.5 дахь хэсэгт зааснаар 2002 оны ... 2012.08.31 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан old.shuukh.mn/irgenanhan/34911/view Нэхэмжлэгч Боржигон овогт Сүхээгийн Нямбаатар нь анх нэхэмжилсэн 1.679.000 төгрөгийн шаардлагын зарим болох 839.500 төгрөгөөс татгалзаж, үлдэх 839.500 төгрөг гаргуулахаар нэхэмжилснийг хариуцагч Харлаг овогт Валягийн Төмөрсүх хүлээн зөвшөөрч зохигчид эвлэрснийг баталж, хэргийг ... 2011.12.12 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан old.shuukh.mn/irgenanhan/12688/view Гэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.1 дэх хэсэгт зааснаар Харлаг овогт Тамжиддагвын Одгэрэл, Хальбин овогт Нямсайханы Сайнбилэг нарын гэрлэлтийг цуцалсугай. 2.Гэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.6, 14.7 дахь хэсэгт зааснаар 2005 оны 06 дугаар сарын 22-нд төрсөн охин ... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 10 мая, 2018 Admin Поделиться Опубликовано 10 мая, 2018 19 часов назад Идикут написал: О чем говорят единственные имеющиеся образцы тюрков раннего средневековья? 1. ДНК база узбеков наиболее близка к образцам тюрков (предположительно карлуков) восьмого-девятого веков, после которой следуют уйгуры в этногенезе которых также присутствуют карлуки наряду с другими элементами. 2. По крайней мере, большая часть тюркоязычных народов древности не являлась "типичными монголоидами", а представляла собой, как Бахтияр правильно подметил, "смешанный тип", часто с преобладающим западно-евразийским компонентом (более 50%). 3. Мы получаем еще одно подтверждение тому что прототюрки сформировались вследствии смешения восточно и западно евразийских элементов (саки и другие индоевропейцы) в более или менее эквивалентных пропорциях. НЕ думаю, что здесь 100% доказательства, что это были именно тюрки. При этом в 8-9 веках это могли быть отюреченные представители дотюркских народов. Где именно на Тянь-Шане были обнаружены образцы? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Koshoj Опубликовано 10 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 10 мая, 2018 10 minutes ago, Rust said: НЕ думаю, что здесь 100% доказательства, что это были именно тюрки. При этом в 8-9 веках это могли быть отюреченные представители дотюркских народов. Где именно на Тянь-Шане были обнаружены образцы? Это образцы DA222 и DA230, судя по доп. материалам из Бутакты-1, под Алматой: http://almatyregion-tour.kz/ru/location/butakty-1-archaeological-site.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 10 мая, 2018 Admin Поделиться Опубликовано 10 мая, 2018 1 минуту назад Koshoj написал: Это образцы DA222 и DA230, судя по доп. материалам из Бутакты-1, под Алматой: http://almatyregion-tour.kz/ru/location/butakty-1-archaeological-site.html Спасибо за ссылку. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 3 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2018 05.02.2018 в 11:25, Zake сказал: Можно сделать вывод, что аргыны сформировались как племя/народ до периода ЧХ. Скорее всего вышли из среды карлуков+автохтоны. Ч.Ч. Валиханов писал: «племя аргын встречается в позднее время в составе населения улуса Чагатая. К примеру, жена хана Хулагу была из племени аргын» Валиханов Ч. Киргизское родословие // Собр. соч. в 5-ти томах. - Алма-Ата, - Т.2. - С.148-166. СОГДИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ У ТЮРОК СЕМИРЕЧЬЯ В 10-13 ВЕКАХ: О СТРАНЕ АРГУ У МАХМУДА КАШГАРИ Этьен де ла Вэссьер В контексте постоянного взаимодействия с Согдианой, находившейся в процессе исчезновения в мусульманском культурном пространстве, вопрос ассимиляции согдийских колоний Семиречья состоит лишь в темпе и разнице по сравнению с метрополией. На сей счет у нас есть несколько источников, которые можно подкрепить эпиграфическими иархеологическими находками, сравнение которых позволит уточнить лингвистические условия этой ассимиляции. Махмуд Кашгари дает драгоценные сведения по ассимиляции согдийских популяций Семиречья. Он пишет следующее: «Самыми красноречивыми и изящными в выражении являются те, кто знает лишь один язык, не смешивается с персами и не перенимает чужие обычаи. У тех, кто говорит на двух языках и смешивается с городским населением, речь становится ломаной, как, например, у Сугдак, Канжак и Аргу. [...] Население Баласагуна говорит на согдийском и тюркском так же, как и население Тираза (Таласа) и Мадинат ал-Байда (Исбижаба). На всех землях Аргу от Исбижаба до Баласагуна у людей ломаный (рикка) язык». Затем: «Сугдак. Народ, осевший в Баласагуне, происхождением из Сугда, что располагается между Бухарой и Самаркандом. Однако они одеваются и ведут себя так же, как тюрки». Таким образом, в середине 11 века согдийский все еще является разговорным языком в Семиречье, но билингвизм - фатальное состояние для языков,находящихся в упадке, - уже присутствует везде (см. Лившиц, 1981 и Krippes, 1991). Эпиграфические и археологические свидетельства в равной степени демонстрируют это. Как и согдийские караванщики в Гилгите, их наследники в Семиречье оставили граффити в теснинах, образованных правыми притоками реки Талас на южной стороне кыргызского Алатау (Терек сай, Кулан сай), - язык этих надписей согдийский, письменность близка к позднему согдийскому курсиву, но имена в них тюркские. Небольшое число надписей иногда имеют датировку по эре последнего сасанидского монарха Йездегерда III и идут с начала 10 века по начало 11 века: последняя написана в сентябре 1025 года. С другой стороны, у нас есть определенное число керамических изделий с согдийскими надписями с поздним стилем почерка, возможно 11 века (по этим надписям см. Лившиц, 1981, с.80-83). Через два века после того, как МахмудКашгари собрал эти сведения, францисканский монах Гильом де Рубрук, посол Людовика Святого ко двору великого хана Мункэ, совершил долгое путешествие через степь в Каракорум и провел в Кайлакк время с 18 по 30 ноября 1253 года: «Мы нашли там большой город по имени Кайлак, в котором был базар, и его посещали многие купцы. [...] Земля эта прежде называлась Органум, и жители ее имели собственный язык и собственные письмена. Но теперь она была вся занята Туркоманами. Этими письменами и на этом языкенесториане из тех стран прежде даже справляли службу и писали книги». Кайлак, Кайалыг персидских источников (см. Barthold, 1968, с.403 и Байпаков, 1986, с.36), старая столица карлуков, располагался к востоку/юго-востоку от озера Балхаш (карта и план раскопок в Байпаков, 1986, с.130-131), в зоне сильного согдийского присутствия. Поскольку Рубрук проходил через степь между Балхашом и этими старыми согдийскими городами, он не увидел эту центральную зону согдийской колонизации. Согдийское присутствие тем не менее подтверждается по меньшей мере именем, данным в Худуд ал-Алам, которое соответствует этапу, предшествующему Кайлаку в маршруте Рубрука: Equis, латинская передача Iki-ögüz, который в Hudud, p.95, дан в согдианизированной форме Īrgūzgūkath. Пелльо использует свою огромную эрудицию, когда пытается связать имя Органум с древней столицей Хорезма - Ургенчем (Pelliot, 1973, p.115-117). Без сомнения, здесь нужно другое решение и найти его можно у Махмуда Кашгари. Органум это определенно страна Аргу, которая по Махмуду расположена прямо к югу и вдоль которой следовал Гильом де Рубрук. Не хорезмийский, как предлагает Пелльо, - хорезмийский никогда не был разноворным на этих землях, как и не был несторианским литургическим языком, - а согдийский, замещенный тюркскими диалектами, был старым литургическимнесторианским языком и старым исчезнувшим языком этих земель. Присутствие многочисленных согдийских несторианских терминов в несторианских эпитафиях Семиречья подтверждает это (Лившиц, 1981, с.78. Кляшторный, 1964, с.130-131 проводит схожий анализ). Начиная с времен Махмуда Кашгари, имела место явная ассимиляция согдийских популяций, но память о них сохранилась до 13 века. К северу от саманидской империи, в других политических и культурных условиях, страна Аргу оставалась тюрко-согдийским бастионом, источником торговли тюркскими рабами и матрицей, из которой родилось караханидское государство. Библиография Barthold, W., Turkestan down to the Mongol Invasion, 3rd ed. revised by C. E. Bosworth, London, 1968 (1st ed. 1900) Krippes, K., “Sociolinguistic Notes on the Turcification of the Sogdians”, Central Asiatic Journal, XXXV/12, 1991, pp. 67–80. Minorsky, V. (trans., comm.), Hudud al-'Alam. “The Regions of the World.” A Persian Geography 372 A.H.–982 A.D., (Gibb Memorial Series, XI), 2nd ed., London, 1970 Pelliot, P., «Recherches sur les Chrétiens d’Asie Centrale et d’Extrême-Orient» (Исследования о христианах Центральной Азии и Дальнего Востока), œuvre posthume, Dauvillier, J. (ed.), Paris: Imprimerie Nationale, 1973 Байпаков, К.М, «Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI - начало XIII в.)», Алма-Ата: Наука, 1986 Кляшторный, С.Г., «Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии», Москва: «Наука», 1964 Лившиц, В.А., «Согдийцы в Семиречье:лингвистические и эпиграфичесие свидетельства», Письменные памятники и проблемы истории и культуры народов Востока, Москва, 1981, с.76-84 [De la Vaissière, Étienne. Histoire des marchands sogdiens - Paris, 2002 - p.329-331] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 3 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2018 8 часов назад, Zake сказал: СОГДИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ У ТЮРОК СЕМИРЕЧЬЯ В 10-13 ВЕКАХ: О СТРАНЕ АРГУ У МАХМУДА КАШГАРИ Этьен де ла Вэссьер В контексте постоянного взаимодействия с Согдианой, находившейся в процессе исчезновения в мусульманском культурном пространстве, вопрос ассимиляции согдийских колоний Семиречья состоит лишь в темпе и разнице по сравнению с метрополией. На сей счет у нас есть несколько источников, которые можно подкрепить эпиграфическими иархеологическими находками, сравнение которых позволит уточнить лингвистические условия этой ассимиляции. Махмуд Кашгари дает драгоценные сведения по ассимиляции согдийских популяций Семиречья. Он пишет следующее: «Самыми красноречивыми и изящными в выражении являются те, кто знает лишь один язык, не смешивается с персами и не перенимает чужие обычаи. У тех, кто говорит на двух языках и смешивается с городским населением, речь становится ломаной, как, например, у Сугдак, Канжак и Аргу. [...] Население Баласагуна говорит на согдийском и тюркском так же, как и население Тираза (Таласа) и Мадинат ал-Байда (Исбижаба). На всех землях Аргу от Исбижаба до Баласагуна у людей ломаный (рикка) язык». Затем: «Сугдак. Народ, осевший в Баласагуне, происхождением из Сугда, что располагается между Бухарой и Самаркандом. Однако они одеваются и ведут себя так же, как тюрки». Таким образом, в середине 11 века согдийский все еще является разговорным языком в Семиречье, но билингвизм - фатальное состояние для языков,находящихся в упадке, - уже присутствует везде (см. Лившиц, 1981 и Krippes, 1991). Эпиграфические и археологические свидетельства в равной степени демонстрируют это. Как и согдийские караванщики в Гилгите, их наследники в Семиречье оставили граффити в теснинах, образованных правыми притоками реки Талас на южной стороне кыргызского Алатау (Терек сай, Кулан сай), - язык этих надписей согдийский, письменность близка к позднему согдийскому курсиву, но имена в них тюркские. Небольшое число надписей иногда имеют датировку по эре последнего сасанидского монарха Йездегерда III и идут с начала 10 века по начало 11 века: последняя написана в сентябре 1025 года. С другой стороны, у нас есть определенное число керамических изделий с согдийскими надписями с поздним стилем почерка, возможно 11 века (по этим надписям см. Лившиц, 1981, с.80-83). Через два века после того, как МахмудКашгари собрал эти сведения, францисканский монах Гильом де Рубрук, посол Людовика Святого ко двору великого хана Мункэ, совершил долгое путешествие через степь в Каракорум и провел в Кайлакк время с 18 по 30 ноября 1253 года: «Мы нашли там большой город по имени Кайлак, в котором был базар, и его посещали многие купцы. [...] Земля эта прежде называлась Органум, и жители ее имели собственный язык и собственные письмена. Но теперь она была вся занята Туркоманами. Этими письменами и на этом языкенесториане из тех стран прежде даже справляли службу и писали книги». Кайлак, Кайалыг персидских источников (см. Barthold, 1968, с.403 и Байпаков, 1986, с.36), старая столица карлуков, располагался к востоку/юго-востоку от озера Балхаш (карта и план раскопок в Байпаков, 1986, с.130-131), в зоне сильного согдийского присутствия. Поскольку Рубрук проходил через степь между Балхашом и этими старыми согдийскими городами, он не увидел эту центральную зону согдийской колонизации. Согдийское присутствие тем не менее подтверждается по меньшей мере именем, данным в Худуд ал-Алам, которое соответствует этапу, предшествующему Кайлаку в маршруте Рубрука: Equis, латинская передача Iki-ögüz, который в Hudud, p.95, дан в согдианизированной форме Īrgūzgūkath. Пелльо использует свою огромную эрудицию, когда пытается связать имя Органум с древней столицей Хорезма - Ургенчем (Pelliot, 1973, p.115-117). Без сомнения, здесь нужно другое решение и найти его можно у Махмуда Кашгари. Органум это определенно страна Аргу, которая по Махмуду расположена прямо к югу и вдоль которой следовал Гильом де Рубрук. Не хорезмийский, как предлагает Пелльо, - хорезмийский никогда не был разноворным на этих землях, как и не был несторианским литургическим языком, - а согдийский, замещенный тюркскими диалектами, был старым литургическимнесторианским языком и старым исчезнувшим языком этих земель. Присутствие многочисленных согдийских несторианских терминов в несторианских эпитафиях Семиречья подтверждает это (Лившиц, 1981, с.78. Кляшторный, 1964, с.130-131 проводит схожий анализ). Начиная с времен Махмуда Кашгари, имела место явная ассимиляция согдийских популяций, но память о них сохранилась до 13 века. К северу от саманидской империи, в других политических и культурных условиях, страна Аргу оставалась тюрко-согдийским бастионом, источником торговли тюркскими рабами и матрицей, из которой родилось караханидское государство. Библиография Barthold, W., Turkestan down to the Mongol Invasion, 3rd ed. revised by C. E. Bosworth, London, 1968 (1st ed. 1900) Krippes, K., “Sociolinguistic Notes on the Turcification of the Sogdians”, Central Asiatic Journal, XXXV/12, 1991, pp. 67–80. Minorsky, V. (trans., comm.), Hudud al-'Alam. “The Regions of the World.” A Persian Geography 372 A.H.–982 A.D., (Gibb Memorial Series, XI), 2nd ed., London, 1970 Pelliot, P., «Recherches sur les Chrétiens d’Asie Centrale et d’Extrême-Orient» (Исследования о христианах Центральной Азии и Дальнего Востока), œuvre posthume, Dauvillier, J. (ed.), Paris: Imprimerie Nationale, 1973 Байпаков, К.М, «Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI - начало XIII в.)», Алма-Ата: Наука, 1986 Кляшторный, С.Г., «Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии», Москва: «Наука», 1964 Лившиц, В.А., «Согдийцы в Семиречье:лингвистические и эпиграфичесие свидетельства», Письменные памятники и проблемы истории и культуры народов Востока, Москва, 1981, с.76-84 [De la Vaissière, Étienne. Histoire des marchands sogdiens - Paris, 2002 - p.329-331] Неплохо бы разместить перевод этой книги в одном месте, например:Самарканд и Самарра: Элиты Центральной Азии в Аббасидской империи Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 19 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2020 Меня терзают смутные сомнения насчет принадлежности Таджикской национальности, к древним Персам. Не может ли быть такое, что современные Таджики являются Иранизированными потомками Карлуков. Уж очень сильно они внешне похожи на наших Узбеков и Уйгуров. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 19 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2020 Ув. Рустам, прошу удалить эту тему. Ответ на свой вопрос я нашел, непосредственно в теме Таджики. По этому думаю эта тема уже не актуальна. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 20 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 20 марта, 2020 Тему нужно объединить с Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 30 июня, 2020 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2020 "Западные записки китайского военнопленного". Свидетельство о тюргешах и арабо-китайской битве 751 года на реке Талас, изменившей ход истории в Средней Азии https://www.academia.edu/9337922/_The_Jing_Xing_Ji_of_Du_Huan_Notes_on_the_West_by_a_Chinese_Prisoner_of_War._Harvard_Middle_Eastern_and_Islamic_Review_volume_5_1999-2000_77-102?fbclid=IwAR3o-3u6YlzBJfNPfCaUD3_hAx9s6IK4spGtGNf0kgBdhQMPHijpco9DzAk Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 16 июня, 2023 Поделиться Опубликовано 16 июня, 2023 (23) Kıdırali D., Babayar G. TARAZ'DA BULUNAN SON KARAHANLI HÜKÜMDARLARINDAN BİRİNE AİT MEZAR ANITI // Gazi Türkiyat, sayı 18, 2016 | Gaybullah Babayar - Academia.edu Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться