Перейти к содержанию
Kaztughan

Карлуки

Рекомендуемые сообщения

46 минут назад кылышбай написал:

но только племя карлук есть в наличии у узбеков. причем одно из самых многочисленных и самобытных

Интересно насчет титула джагбу/ягбу - жабагы:

По арабским источникам верховный правитель карлуков назывался джабгуй, в орхонских надписях — ябагу. Племенное название ябагу встречается у Гардизи, жившего в 11 в. Он приводит традиционную для Востока легенду о происхождении карлуков. Это история мальчика, единственно уцелевшего представителя племени, истребленного врагом. По легенде маленький карлук, прикрытый двумя кусками войлока жабагу (отчего происходит название ябагу) был найден в местности с суровым климатом. Слово ябагу в форме жабагы сохранилось в казахском языке до наших дней, так называется шерсть барана, выстриженная весной. По качеству она напоминает тонкий войлок с одной стороны с ворсом, другая сторона его гладкая.

Ребенок, завернутый в жабагы, защищен от холода. Жабагы, как надежный защитник младенца, почитаем в народе. Сложилось представление, что ребенок, выросший в жабагы, становится неуязвимым. Эпоним жабагы стал символом мужества, в последующем это слово стало обозначать титул племенных вождей карлуков, огузов и других народов. Понятие жабагы широко распространено среди казахов и находится в одном ряду с такими, как бек, султан, даркан.

http://www.kazportal.kz/istoriya-karlukov-karluki/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Yabaqu согласно Кашгари, iii, 37, означает "шерсть спрессованная в войлок" (al-qarada min al-suf).

Теперь перевод с казахского:

жабағы
I. жеребенок-сосунок в возрасте от пяти-шести месяцев до года
II. спутанная, грубая овечья или верблюжья шерсть весенней стрижки
жабағы жүн → спутанная шерсть; свалявшаяся шерсть
жабағы күпі → зимняя верхняя одежда, подбитая шерстью весенней стрижки
жабағы қырқу → снять спутанную, свалявшуюся за зиму шерсть с животного (весной)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Жабагы - купный род казахского  племени кердери (поколение жетыру). По всей вероятности, является осколком одного из древнейших тюркских родов Центральной Азии. Этноним жабагы большинство исследователей связывают с наименованием средневековых правителей огузов, носивших титул «ябгу» («жабгу») и со средневековым же народом ябаку.

Основанием для этой гипотезы послужила известная легенда, приведенная в труде Гардизи. Согласно ей, некий слуга тюркского вождя Халлуха, совершив проступок и боясь возмездия, бежал в страну тогуз-огузов. Там его прозвали Ябагу («обросший шерстью») и сделали начальником над всеми людьми Халлуха. Созданное таким образом племя было названо «ябагу-халлух».

О народе ябагу, жившем в его время (в XI в.) западнее киргизов, упоминает и Махмуд Кашгари. Интересно в этой связи высказывание В. Бартольда, что «царь, т. е. ябгу, огузов жил или, по крайней мере, проводил зиму в местности по нижнему течению Сыр-Дарьи», и далее: «главным ... из городов X в. в стране гузов был город, получивший название «Новое селение» … впоследствии Янги-Кент … месторасположение его до сих пор определяется развалинами Джанкента» 

Кердере – местности в области Хорезма или на границе ее с областью тюрок». Это подтверждается и данными арабского историка Масуди о борьбе огузов с четырьмя тюркскими племенами, в числе которых значится племя наукерде (от иранского «нау» – «новый», «керд» – город). В Х в. Аральское море называлось Кердерийским. Правобережная часть Хорезма также называлась Кердерийской. Именно здесь археологами был раскопан город, называвшийся Янгыкент («новый город»).

http://kazahskieroda.kz/mladshij-zhuz/zhetyru/kerderi.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь сам источник касательно ябагу-халлух, т.е. жабагы -карлык. 

http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Gardizi/frametext_1.htm

 

 [Эти тюрки] переходили с места на место; мать Халлуха сидела на лошади. Место было пустынным; один из слуг Халлуха подошел к матери Халлуха, хотел овладеть ею и схватил ее; женщина его прогнала с угрозами; известно, что тюркские женщины очень нравственны. Увидя это, слуга испугался, убежал и пришел в страну тугузгузов, во владения хакана. Один из людей хакана нашел его в месте охоты, в суровой местности, прикрытого двумя кусками войлока; он дал ему имя Ябагу 17. Потом он привел его к хакану; хакан, узнав о его приключении, собрал всех людей Халлуха, бывших в его владениях, и тотчас [43] назначил этого Ябагу начальником над ними; тому племени он дал название ябагу-халлух.

После этого к племени тугузгузов пришел один человек из Туркестана 18, влюбился в одну служанку 19 из племени Ябагу, похитил ее и увез в Туркестан. Туркестанский хан отнял у него ту служанку, взял ее к себе, хорошо обращался с ней, написал письмо ее родным, известил их о ее положении и призвал их к себе. Когда они пришли, он всем отвел участки обработанной земли и призвал к себе остальную часть племени. Когда эта весть дошла до остальной части племени, все племя отправилось туда. Когда их собралось много, царь поселил их, в качестве иностранцев, в своих владениях и дал им... 20. В таком положении они все находились до тех пор, пока туркестанцы не произвели нападения на народ Хакана; они убили 12 пользовавшихся известностью начальников этого народа, пустили в ход мечи и перебили всех хаканийцев; все царство хаканийцев осталось в руках рода Чунпан (?) из халлухов. Последним из хаканийцев был убит Хутуглан 21-хакан; первым из халлухов сел на престол Илмалмасын(?)-джабгуе. Власть осталась в руках халлухов. В Туркестане много племен, происходящих от этого племени ябагу-халлух, но подробности о них не стали известными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 4/1/2017 at 4:22 AM, Uighur said:

Ягма, карлуки и чигили отделились условно. Так то и басмилы являются прямыми родственниками орхонских уйгур. Чтобы яснее выразить позицию: ягма - судя по вашему источнику - это суть токузгузы (орхонские уйгуры), а не уч огузы (карлуки). Хотя и те и другое очень близкородственные племена. 

Помните Махмуда Кашгари? Карлукские племена чигили и прочие говорят на чистом языке. Равно как и уйгуры-ыдыкуты. Чистый язык надо понимать как довольно-таки близкий к орхоно-енисейскому. Морфологически так и является по сей день. Эти народы фактически тогда говорили на одном языке, с поправкой на наречия. У них попросту один корень происхождения. 

 

Племя Ягма имеет токуз огузкое происхождение или тесно с ними связаны. Это превалирующая позиция тюркологов. Именно Ягма заселили южные части восточного туркестана в частности Кашгар и Яркенд. Таким образом все сегодняшние уйгуры кроме оседлых саков Хотана имеют отношение к орхонским уйгурам/токуз огузам в той или иной степени. Далее в персидской работе Mujmal al-Tawarikh wa-'l-Qisas титул правителя Ягмы - Богра Хан, что приводит некоторых историков (включая Бартольда) к заключению о том что именно Ягма основали караханидское государство. 

JNfsBEI.png

В. В. Бартольд. Сочинения. Т.II. Часть I. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. страница 41

Я не понимаю почему Бахтияр пытается принизить роль идикутов в этногенезе уйгуров. Это было большое государство и по Худуд аль-аламу - самое многочисленное тюркское оброзование: 

"Слово об области тогузгузов и ее городах:

На востоке от нее — страна Чин, с юга — частью Тибет и частью халлухи, на запад от нее — некоторая часть хырхызов и на север — также хырхызы, [они] селятся вдоль всех ее границ. Эта область больше всех других областей тюрков, и там, без сомнения, больше всего населения. И цари всего Туркестана в древние времена были из тогузгузов. Люди они воинственные и хорошо вооружены. Летом и зимой они кочуют с места на место в поисках пастбищ и [более] благоприятной погоды."

http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Hudud/frametext.htm

East-Hem_1025ad.jpg

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 3/13/2018 в 18:46 Zake написал:

Куда карлуки Арслана делись, со  ставкой джагбу в Каялыке (Саркандский район Алмат обл )?Они были союзниками ЧХ, так что геноцида избежали.Все к узбекам что ли подались, по вашему?Конечно растворились в разных народах, в том числе и в казахах. Как же иначе?

В 3/13/2018 в 21:54 Zake написал:

Казахи не могут быть исключительно потомками  кипчаков и  монголов (татаров) ЧХ. Карлукский компонент однозначно есть. 

 

В 3/13/2018 в 18:31 кылышбай написал:

в одном из вариантов списка "узбекских племен" есть карлуки. т.е. в ЗО они скорее всего были. насколько я знаю этноним карлук сохранился только у узбеков

 

В 3/13/2018 в 21:28 Zake написал:

 

Жабагы - купный род казахского  племени кердери (поколение жетыру). По всей вероятности, является осколком одного из древнейших тюркских родов Центральной Азии. Этноним жабагы большинство исследователей связывают с наименованием средневековых правителей огузов, носивших титул «ябгу» («жабгу») и со средневековым же народом ябаку.

Основанием для этой гипотезы послужила известная легенда, приведенная в труде Гардизи. Согласно ей, некий слуга тюркского вождя Халлуха, совершив проступок и боясь возмездия, бежал в страну тогуз-огузов. Там его прозвали Ябагу («обросший шерстью») и сделали начальником над всеми людьми Халлуха. Созданное таким образом племя было названо «ябагу-халлух».

О народе ябагу, жившем в его время (в XI в.) западнее киргизов, упоминает и Махмуд Кашгари. Интересно в этой связи высказывание В. Бартольда, что «царь, т. е. ябгу, огузов жил или, по крайней мере, проводил зиму в местности по нижнему течению Сыр-Дарьи», и далее: «главным ... из городов X в. в стране гузов был город, получивший название «Новое селение» … впоследствии Янги-Кент … месторасположение его до сих пор определяется развалинами Джанкента» 

Кердере – местности в области Хорезма или на границе ее с областью тюрок». Это подтверждается и данными арабского историка Масуди о борьбе огузов с четырьмя тюркскими племенами, в числе которых значится племя наукерде (от иранского «нау» – «новый», «керд» – город). В Х в. Аральское море называлось Кердерийским. Правобережная часть Хорезма также называлась Кердерийской. Именно здесь археологами был раскопан город, называвшийся Янгыкент («новый город»).

http://kazahskieroda.kz/mladshij-zhuz/zhetyru/kerderi.html

наши жабагы скорее всего связаны со словом жабагы а не древнетюркским титулом

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще ведь жабағы это ведь возраст лошади, когда он чуть старше совсем маленького жеребенка(құлын).

Құлын:

1404547700_vysota12.jpg

Жабағы:

219284244_4_644x461_semz-zhabay-zhivotny

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад Zake написал:

Лучше на это ответьте:

Куда карлуки Арслана делись, со  ставкой джагбу в Каялыке (Саркандский район Алмат обл )?

Они были союзниками ЧХ, так что геноцида избежали.

Все к узбекам что ли подались, по вашему?

не могу знать. те земли отошли Чагатаю, может среди моголов они были

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тянь-шаньские образцы восьмого-девятого веков:

Y-DNA: J-Z7706, mtDNA: F1b1e

Y-DNA: J-Z7706, mtDNA: A25

Dodecad K12b Oracle:

Admix Results (sorted):

# Population Percent
1 East_Asian 27.1
2 Siberian 17.87
3 North_European 17.16
4 Gedrosia 16.77
5 Caucasus 13.26
6 Atlantic_Med 5.69
7 Southeast_Asian 1.32
8 Sub_Saharan 0.82

Single Population Sharing:

# Population (source) Distance
1 Uzbeks (Behar) 7.36
2 Uygur (HGDP) 10.69
3 Hazara (HGDP) 11.69
4 Nogais (Yunusbayev) 28.1
5 Altai (Rasmussen) 29.3
6 Tajiks (Yunusbayev) 29.61
7 Turkmens (Yunusbayev) 30.82
8 Mongol (Rasmussen) 31.61
9 Kumyks (Yunusbayev) 41.14
10 Tuva (Rasmussen) 41.22
11 Buryat (Rasmussen) 42.05
12 Chuvashs (Behar) 42.11
13 Burusho (HGDP) 42.96
14 Turks (Behar) 43.45
15 Turkish (Dodecad) 44.01
16 Iranian (Dodecad) 44.61
17 Kurd (Dodecad) 44.95
18 Iranians (Behar) 45.07
19 Lezgins (Behar) 45.51
20 Bulgarian (Dodecad) 45.53

Eurogenes K13 Oracle:

Admix Results (sorted):

# Population Percent
1 Siberian 25.27
2 West_Asian 22.86
3 North_Atlantic 18.3
4 East_Asian 14.46
5 Baltic 9.82
6 East_Med 3.95
7 South_Asian 3.81
8 Amerindian 0.97
9 Red_Sea 0.31
10 West_Med 0.19
11 Sub-Saharan 0.05

Single Population Sharing:

# Population (source) Distance
1 Afghan_Turkmen 12.31
2 Aghan_Hazara 14.31
3 Uzbeki 14.52
4 Uygur 16.37
5 Hazara 16.75
6 Nogay 18
7 Kazakh 19.42
8 Kirgiz 21.75
9 Shors 25
10 Afghan_Tadjik 26.29
11 Tadjik 26.42
12 Turkmen 26.68
13 Hakas 27.42
14 Tatar 28.94
15 Altaian 30.79
16 Kabardin 34.16
17 Balkar 34.24
18 Chuvash 34.8
19 Kumyk 34.91
20 Mongolian 34.94

Второй:

Dodecad K12b Oracle:

Admix Results (sorted):

# Population Percent
1 Siberian 24.83
2 East_Asian 22.94
3 Gedrosia 18.9
4 North_European 13.25
5 Caucasus 11.39
6 Atlantic_Med 3.39
7 South_Asian 2.79
8 Southeast_Asian 2.02
9 Sub_Saharan 0.51

Single Population Sharing:

# Population (source) Distance
1 Uzbeks (Behar) 10.19
2 Hazara (HGDP) 12.18
3 Uygur (HGDP) 16.02
4 Altai (Rasmussen) 24.13
5 Mongol (Rasmussen) 29.85
6 Tajiks (Yunusbayev) 30.22
7 Nogais (Yunusbayev) 31.05
8 Turkmens (Yunusbayev) 31.48
9 Tuva (Rasmussen) 35.47
10 Buryat (Rasmussen) 37.41
11 Burusho (HGDP) 41.6
12 Kumyks (Yunusbayev) 43.57
13 Chuvashs (Behar) 43.7
14 Oroqen (HGDP) 43.8
15 Iranian (Dodecad) 45.35
16 Turks (Behar) 45.52
17 Iranians (Behar) 45.64
18 Pathan (HGDP) 45.72
19 Kurd (Dodecad) 45.98
20 Turkish (Dodecad) 46.38

Eurogenes K13 Oracle

Admix Results (sorted):

# Population Percent
1 Siberian 31.89
2 West_Asian 25.56
3 East_Asian 12.85
4 Baltic 12.74
5 South_Asian 8.51
6 North_Atlantic 4.31
7 Amerindian 1.84
8 East_Med 1.42
9 West_Med 0.87
10 Red_Sea 0.01

Single Population Sharing:

# Population (source) Distance
1 Afghan_Turkmen 10.47
2 Uzbeki 11.98
3 Hazara 12.99
4 Aghan_Hazara 14.73
5 Kazakh 16.65
6 Uygur 18.21
7 Kirgiz 18.33
8 Shors 18.74
9 Hakas 20.49
10 Nogay 21.54
11 Altaian 25.06
12 Afghan_Tadjik 26.41
13 Tadjik 28.67
14 Turkmen 29.57
15 Mongolian 30.99
16 Tatar 33.32
17 Tuvinian 34.13
18 Mari 34.85
19 Ket 36.09
20 Chuvash 36.1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О чем говорят единственные имеющиеся образцы тюрков раннего средневековья?

1. ДНК база узбеков наиболее близка к образцам тюрков (предположительно карлуков) восьмого-девятого веков, после которой следуют уйгуры в этногенезе которых также присутствуют карлуки наряду с другими элементами.  

2. По крайней мере, большая часть тюркоязычных народов древности не являлась "типичными монголоидами", а представляла собой, как Бахтияр правильно подметил, "смешанный тип", часто с преобладающим западно-евразийским компонентом (более 50%).

3. Мы получаем еще одно подтверждение тому что прототюрки сформировались вследствии смешения восточно и западно евразийских элементов (саки и другие индоевропейцы) в более или менее эквивалентных пропорциях. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

халха-карлуки.

2016.02.19 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

shine.shuukh.mn/irgenanhan/16994/view
 
 
Нэхэмжлэгч: Хэнтий аймгийн Норовлин сумын 4 дүгээр баг Жаргалант дэл гудамжийн 3 тоотод оршин суух, Харлаг овогт Юндэндоржийн Шижирцэцэгийн (РД:СП60100608) нэхэмжлэлтэй. “Ажиллаж байсан байдлыг тогтоолгох” тухай нэхэмжлэлийн шаардлагатай иргэний хэргийг хянан хэлэлцэв.
 
Монгол Улсын Гэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.1 дэх хэсэгт зааснаар нэхэмжлэгч Харлаг овогт Сүхбаатарын Болормаа, хариуцагч Түмэн овогт Батхуягийн Баттөгс нарын гэрлэлтийг цуцалсугай. 2. Монгол Улсын Гэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.5 дахь хэсэгт зааснаар 2002 оны ...
 
Нэхэмжлэгч Боржигон овогт Сүхээгийн Нямбаатар нь анх нэхэмжилсэн 1.679.000 төгрөгийн шаардлагын зарим болох 839.500 төгрөгөөс татгалзаж, үлдэх 839.500 төгрөг гаргуулахаар нэхэмжилснийг хариуцагч Харлаг овогт Валягийн Төмөрсүх хүлээн зөвшөөрч зохигчид эвлэрснийг баталж, хэргийг ...
 

Гэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.1 дэх хэсэгт зааснаар Харлаг овогт Тамжиддагвын Одгэрэл, Хальбин овогт Нямсайханы Сайнбилэг нарын гэрлэлтийг цуцалсугай. 2.Гэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.6, 14.7 дахь хэсэгт зааснаар 2005 оны 06 дугаар сарын 22-нд төрсөн охин ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
19 часов назад Идикут написал:

О чем говорят единственные имеющиеся образцы тюрков раннего средневековья?

1. ДНК база узбеков наиболее близка к образцам тюрков (предположительно карлуков) восьмого-девятого веков, после которой следуют уйгуры в этногенезе которых также присутствуют карлуки наряду с другими элементами.  

2. По крайней мере, большая часть тюркоязычных народов древности не являлась "типичными монголоидами", а представляла собой, как Бахтияр правильно подметил, "смешанный тип", часто с преобладающим западно-евразийским компонентом (более 50%).

3. Мы получаем еще одно подтверждение тому что прототюрки сформировались вследствии смешения восточно и западно евразийских элементов (саки и другие индоевропейцы) в более или менее эквивалентных пропорциях. 

 

НЕ думаю, что здесь 100% доказательства, что это были именно тюрки. При этом в 8-9 веках это могли быть отюреченные представители дотюркских народов. Где именно на Тянь-Шане были обнаружены образцы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 minutes ago, Rust said:

НЕ думаю, что здесь 100% доказательства, что это были именно тюрки. При этом в 8-9 веках это могли быть отюреченные представители дотюркских народов. Где именно на Тянь-Шане были обнаружены образцы?

Это образцы DA222 и DA230, судя по доп. материалам из Бутакты-1, под Алматой: http://almatyregion-tour.kz/ru/location/butakty-1-archaeological-site.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
1 минуту назад Koshoj написал:

Это образцы DA222 и DA230, судя по доп. материалам из Бутакты-1, под Алматой: http://almatyregion-tour.kz/ru/location/butakty-1-archaeological-site.html

Спасибо за ссылку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

05.02.2018 в 11:25, Zake сказал:

Можно сделать вывод, что аргыны сформировались как племя/народ до периода ЧХ. Скорее всего вышли из среды карлуков+автохтоны.

 

Ч.Ч. Валиханов писал: «племя аргын встречается в позднее вре­мя в составе населения улуса Чагатая. К приме­ру, жена хана Хулагу была из племени аргын» 

Валиханов Ч. Киргизское родословие // Собр. соч. в 5-ти томах. - Алма-Ата, - Т.2. - С.148-166.

 

СОГДИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ У ТЮРОК СЕМИРЕЧЬЯ В 10-13 ВЕКАХ: О СТРАНЕ АРГУ У МАХМУДА КАШГАРИ 

Этьен де ла Вэссьер

В контексте постоянного взаимодействия с Согдианой, находившейся в процессе исчезновения в мусульманском культурном пространстве, вопрос ассимиляции согдийских колоний Семиречья состоит лишь в темпе и разнице по сравнению с метрополией. На сей счет у нас есть несколько источников, которые можно подкрепить эпиграфическими иархеологическими находками, сравнение которых позволит уточнить лингвистические условия этой ассимиляции.

Махмуд Кашгари дает драгоценные сведения по ассимиляции согдийских популяций Семиречья. Он пишет следующее:

«Самыми красноречивыми и изящными в выражении являются те, кто знает лишь один язык, не смешивается с персами и не перенимает чужие обычаи. У тех, кто говорит на двух языках и смешивается с городским населением, речь становится ломаной, как, например, у Сугдак, Канжак и Аргу. [...] Население Баласагуна говорит на согдийском и тюркском так же, как и население Тираза (Таласа) и Мадинат ал-Байда (Исбижаба). На всех землях Аргу от Исбижаба до Баласагуна у людей ломаный (рикка) язык».

Затем:

«Сугдак. Народ, осевший в Баласагуне, происхождением из Сугда, что располагается между Бухарой и Самаркандом. Однако они одеваются и ведут себя так же, как тюрки».

Таким образом, в середине 11 века согдийский все еще является разговорным языком в Семиречье, но билингвизм - фатальное состояние для языков,находящихся в упадке, - уже присутствует везде (см. Лившиц, 1981 и Krippes, 1991).

Эпиграфические и археологические свидетельства в равной степени демонстрируют это. Как и согдийские караванщики в Гилгите, их наследники в Семиречье оставили граффити в теснинах, образованных правыми притоками реки Талас на южной стороне кыргызского Алатау (Терек сай, Кулан сай), - язык этих надписей согдийский, письменность близка к позднему согдийскому курсиву, но имена в них тюркские. Небольшое число надписей иногда имеют датировку по эре последнего сасанидского монарха Йездегерда III  и идут с начала 10 века по начало 11 века: последняя написана в сентябре 1025 года. С другой стороны, у нас есть определенное число керамических изделий с согдийскими надписями с поздним стилем почерка, возможно 11 века (по этим надписям см. Лившиц, 1981, с.80-83).

Через два века после того, как МахмудКашгари собрал эти сведения, францисканский монах Гильом де Рубрук, посол Людовика Святого ко двору великого хана Мункэ, совершил долгое путешествие через степь в Каракорум и провел в Кайлакк время с 18 по 30 ноября 1253 года:

«Мы нашли там большой город по имени Кайлак, в котором был базар, и его посещали многие купцы. [...] Земля эта прежде называлась Органум, и жители ее имели собственный язык и собственные письмена. Но теперь она была вся занята Туркоманами. Этими письменами и на этом языкенесториане из тех стран прежде даже справляли службу и писали книги».

Кайлак, Кайалыг персидских источников (см. Barthold, 1968, с.403 и Байпаков, 1986, с.36), старая столица карлуков, располагался к востоку/юго-востоку от озера Балхаш (карта и план раскопок в Байпаков, 1986, с.130-131), в зоне сильного согдийского присутствия. Поскольку Рубрук проходил через степь между Балхашом и этими старыми согдийскими городами, он не увидел эту центральную зону согдийской колонизации. Согдийское присутствие тем не менее подтверждается по меньшей мере именем, данным в Худуд ал-Алам, которое соответствует этапу, предшествующему Кайлаку в маршруте Рубрука: Equis, латинская передача Iki-ögüz, который в Hudud, p.95, дан в согдианизированной форме Īrgūzgūkath. 

Пелльо использует свою огромную эрудицию, когда пытается связать имя Органум с древней столицей Хорезма - Ургенчем (Pelliot, 1973, p.115-117). Без сомнения, здесь нужно другое решение и найти его можно у Махмуда Кашгари. Органум это определенно страна Аргу, которая по Махмуду расположена прямо к югу и вдоль которой следовал Гильом де Рубрук. Не хорезмийский, как предлагает Пелльо, - хорезмийский никогда не был разноворным на этих землях, как и не был несторианским литургическим языком, - а согдийский, замещенный тюркскими диалектами, был старым литургическимнесторианским языком и старым исчезнувшим языком этих земель. Присутствие многочисленных согдийских несторианских терминов в несторианских эпитафиях Семиречья подтверждает это (Лившиц, 1981, с.78. Кляшторный, 1964, с.130-131 проводит схожий анализ). 

Начиная с времен Махмуда Кашгари, имела место явная ассимиляция согдийских популяций, но память о них сохранилась до 13 века. К северу от саманидской империи, в других политических и культурных условиях, страна Аргу оставалась тюрко-согдийским бастионом, источником торговли тюркскими рабами и матрицей, из которой родилось караханидское государство.

Библиография

Barthold, W., Turkestan down to the Mongol Invasion, 3rd ed. revised by C. E. Bosworth, London, 1968 (1st ed. 1900)

Krippes, K., “Sociolinguistic Notes on the Turcification of the Sogdians”,

Central Asiatic Journal, XXXV/12, 1991, pp. 67–80.

Minorsky, V. (trans., comm.), Hudud al-'Alam. “The Regions of the World.” A Persian Geography 372 A.H.–982 A.D., (Gibb Memorial Series, XI), 2nd ed., London, 1970

Pelliot, P., «Recherches sur les Chrétiens d’Asie Centrale et d’Extrême-Orient» (Исследования о христианах Центральной Азии и Дальнего Востока), œuvre posthume, Dauvillier, J. (ed.), Paris: Imprimerie Nationale, 1973

Байпаков, К.М, «Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI - начало XIII в.)», Алма-Ата: Наука, 1986

Кляшторный, С.Г., «Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии», Москва: «Наука», 1964

Лившиц, В.А., «Согдийцы в Семиречье:лингвистические и эпиграфичесие свидетельства», Письменные памятники и проблемы истории и культуры народов Востока, Москва, 1981, с.76-84 

[De la Vaissière, Étienne. Histoire des marchands sogdiens - Paris, 2002 - p.329-331]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Zake сказал:

 

СОГДИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ У ТЮРОК СЕМИРЕЧЬЯ В 10-13 ВЕКАХ: О СТРАНЕ АРГУ У МАХМУДА КАШГАРИ 

Этьен де ла Вэссьер

В контексте постоянного взаимодействия с Согдианой, находившейся в процессе исчезновения в мусульманском культурном пространстве, вопрос ассимиляции согдийских колоний Семиречья состоит лишь в темпе и разнице по сравнению с метрополией. На сей счет у нас есть несколько источников, которые можно подкрепить эпиграфическими иархеологическими находками, сравнение которых позволит уточнить лингвистические условия этой ассимиляции.

Махмуд Кашгари дает драгоценные сведения по ассимиляции согдийских популяций Семиречья. Он пишет следующее:

«Самыми красноречивыми и изящными в выражении являются те, кто знает лишь один язык, не смешивается с персами и не перенимает чужие обычаи. У тех, кто говорит на двух языках и смешивается с городским населением, речь становится ломаной, как, например, у Сугдак, Канжак и Аргу. [...] Население Баласагуна говорит на согдийском и тюркском так же, как и население Тираза (Таласа) и Мадинат ал-Байда (Исбижаба). На всех землях Аргу от Исбижаба до Баласагуна у людей ломаный (рикка) язык».

Затем:

«Сугдак. Народ, осевший в Баласагуне, происхождением из Сугда, что располагается между Бухарой и Самаркандом. Однако они одеваются и ведут себя так же, как тюрки».

Таким образом, в середине 11 века согдийский все еще является разговорным языком в Семиречье, но билингвизм - фатальное состояние для языков,находящихся в упадке, - уже присутствует везде (см. Лившиц, 1981 и Krippes, 1991).

Эпиграфические и археологические свидетельства в равной степени демонстрируют это. Как и согдийские караванщики в Гилгите, их наследники в Семиречье оставили граффити в теснинах, образованных правыми притоками реки Талас на южной стороне кыргызского Алатау (Терек сай, Кулан сай), - язык этих надписей согдийский, письменность близка к позднему согдийскому курсиву, но имена в них тюркские. Небольшое число надписей иногда имеют датировку по эре последнего сасанидского монарха Йездегерда III  и идут с начала 10 века по начало 11 века: последняя написана в сентябре 1025 года. С другой стороны, у нас есть определенное число керамических изделий с согдийскими надписями с поздним стилем почерка, возможно 11 века (по этим надписям см. Лившиц, 1981, с.80-83).

Через два века после того, как МахмудКашгари собрал эти сведения, францисканский монах Гильом де Рубрук, посол Людовика Святого ко двору великого хана Мункэ, совершил долгое путешествие через степь в Каракорум и провел в Кайлакк время с 18 по 30 ноября 1253 года:

«Мы нашли там большой город по имени Кайлак, в котором был базар, и его посещали многие купцы. [...] Земля эта прежде называлась Органум, и жители ее имели собственный язык и собственные письмена. Но теперь она была вся занята Туркоманами. Этими письменами и на этом языкенесториане из тех стран прежде даже справляли службу и писали книги».

Кайлак, Кайалыг персидских источников (см. Barthold, 1968, с.403 и Байпаков, 1986, с.36), старая столица карлуков, располагался к востоку/юго-востоку от озера Балхаш (карта и план раскопок в Байпаков, 1986, с.130-131), в зоне сильного согдийского присутствия. Поскольку Рубрук проходил через степь между Балхашом и этими старыми согдийскими городами, он не увидел эту центральную зону согдийской колонизации. Согдийское присутствие тем не менее подтверждается по меньшей мере именем, данным в Худуд ал-Алам, которое соответствует этапу, предшествующему Кайлаку в маршруте Рубрука: Equis, латинская передача Iki-ögüz, который в Hudud, p.95, дан в согдианизированной форме Īrgūzgūkath. 

Пелльо использует свою огромную эрудицию, когда пытается связать имя Органум с древней столицей Хорезма - Ургенчем (Pelliot, 1973, p.115-117). Без сомнения, здесь нужно другое решение и найти его можно у Махмуда Кашгари. Органум это определенно страна Аргу, которая по Махмуду расположена прямо к югу и вдоль которой следовал Гильом де Рубрук. Не хорезмийский, как предлагает Пелльо, - хорезмийский никогда не был разноворным на этих землях, как и не был несторианским литургическим языком, - а согдийский, замещенный тюркскими диалектами, был старым литургическимнесторианским языком и старым исчезнувшим языком этих земель. Присутствие многочисленных согдийских несторианских терминов в несторианских эпитафиях Семиречья подтверждает это (Лившиц, 1981, с.78. Кляшторный, 1964, с.130-131 проводит схожий анализ). 

Начиная с времен Махмуда Кашгари, имела место явная ассимиляция согдийских популяций, но память о них сохранилась до 13 века. К северу от саманидской империи, в других политических и культурных условиях, страна Аргу оставалась тюрко-согдийским бастионом, источником торговли тюркскими рабами и матрицей, из которой родилось караханидское государство.

Библиография

Barthold, W., Turkestan down to the Mongol Invasion, 3rd ed. revised by C. E. Bosworth, London, 1968 (1st ed. 1900)

Krippes, K., “Sociolinguistic Notes on the Turcification of the Sogdians”,

Central Asiatic Journal, XXXV/12, 1991, pp. 67–80.

Minorsky, V. (trans., comm.), Hudud al-'Alam. “The Regions of the World.” A Persian Geography 372 A.H.–982 A.D., (Gibb Memorial Series, XI), 2nd ed., London, 1970

Pelliot, P., «Recherches sur les Chrétiens d’Asie Centrale et d’Extrême-Orient» (Исследования о христианах Центральной Азии и Дальнего Востока), œuvre posthume, Dauvillier, J. (ed.), Paris: Imprimerie Nationale, 1973

Байпаков, К.М, «Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI - начало XIII в.)», Алма-Ата: Наука, 1986

Кляшторный, С.Г., «Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии», Москва: «Наука», 1964

Лившиц, В.А., «Согдийцы в Семиречье:лингвистические и эпиграфичесие свидетельства», Письменные памятники и проблемы истории и культуры народов Востока, Москва, 1981, с.76-84 

[De la Vaissière, Étienne. Histoire des marchands sogdiens - Paris, 2002 - p.329-331]

Неплохо бы разместить перевод этой книги в одном месте, например:
Самарканд и Самарра: Элиты Центральной Азии в Аббасидской империи

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня терзают смутные сомнения насчет принадлежности Таджикской национальности, к древним Персам. Не может ли быть такое, что современные Таджики являются Иранизированными потомками Карлуков. Уж очень сильно они внешне похожи на наших Узбеков и Уйгуров. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Рустам, прошу удалить эту тему. Ответ на свой вопрос я нашел, непосредственно в теме Таджики. По этому думаю эта тема уже не актуальна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Западные записки китайского военнопленного". Свидетельство о тюргешах и арабо-китайской битве 751 года на реке Талас, изменившей ход истории в Средней Азии

https://www.academia.edu/9337922/_The_Jing_Xing_Ji_of_Du_Huan_Notes_on_the_West_by_a_Chinese_Prisoner_of_War._Harvard_Middle_Eastern_and_Islamic_Review_volume_5_1999-2000_77-102?fbclid=IwAR3o-3u6YlzBJfNPfCaUD3_hAx9s6IK4spGtGNf0kgBdhQMPHijpco9DzAk

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...