Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

4 часа назад, Kamal сказал:

строители, кузнецы..., и, даже святые мясники есть

каким образом можно стать святым будучи мясником? Я что-то не очень себе представляю :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, ARS said:

1. у нас в семье как и у многих , шелпеки могут  делать в любой день, даже если кого то поминают, каждый в четверг делают как бы минипоминки до 40 дней 

 минипоминки до 40дней , по моему мнению это лишнее , в исламе нет такого 

2. Зиярат это уже не ислам , в исламе не поклоняются , не просят помощи у ушедших , но можно поминать 

1. Запомнился мне, что в какой-то теме утверждалось, что день поминок в РК проводится в каждую пятницу. Но, возможно тут тоже есть региональные особенности или некоторые просто путают ритуалы с устоями?! 

2. В исламе посещение могилы Пророка является Зияратом - поклонение Аллаху. Паломничество к святым местам иногда подразумевает просьбу о помощи - бездетные женщины просят ребенка, больные - здоровья и т.д. , а в основном люди идут, делают подношения за упокой души усопших. Не кажется ли, что здесь есть и доисламские традиции, и мусульманские ритуалы?! И почему Зиярат по пушту это четверг?  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Kamal сказал:

В исламе посещение могилы Пророка является Зияратом - поклонение Аллаху.

зиярат дословно с арабского это посещение. https://ru.wikipedia.org/wiki/Зиярат

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 minutes ago, Nurbek said:

каким образом можно стать святым будучи мясником? Я что-то не очень себе представляю :)

Относительно святого мясника есть такая легенда.  Впрочем, легенд много (в частности в этой теме

http://xorazmiy.uz/ru/pages/view/377

Джумарт-кассаб - курганообразный бугор высотой около 5 м, расположенный рядом с мазаром Шамун-наби. На его вершине и склонах можно проследить выходы конструкций из жженого кирпича, а также фрагменты хорезмийской керамики. Это позволяет предполагать, что бугор скрывает какие-то древние постройки. С бугром Джумарт-кассаб («мясник Джумарт») связана легенда о добром мяснике, который бесплатно раздавал беднякам мясо в голодные годы неурожая. За его бескорыстную доброту и сочувствие к ближним он был возведен в ранг святых. Есть предположение, что эти святые места напрямую связаны с древними представлениям о вышеупомянутом Гайомарде.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

33 минуты назад, Kamal сказал:

1. Запомнился мне, что в какой-то теме утверждалось, что день поминок в РК проводится в каждую пятницу. Но, возможно тут тоже есть региональные особенности или некоторые просто путают ритуалы с устоями?! 

2. В исламе посещение могилы Пророка является Зияратом - поклонение Аллаху. Паломничество к святым местам иногда подразумевает просьбу о помощи - бездетные женщины просят ребенка, больные - здоровья и т.д. , а в основном люди идут, делают подношения за упокой души усопших. Не кажется ли, что здесь есть и доисламские традиции, и мусульманские ритуалы?! И почему Зиярат по пушту это четверг?  

1. необязательно делать или привязать  поминки или что то важное , к пятнице , этим ,,грешат,. особенно ваххабиты , какое то важное дело начинать с пятницы , по моему мнению это заблуждение

2 я от вас впервые такое слышу , вообще то пророк (сав) при жизни просил , чтоб не посещали его могилу , чтоб его могила не была местом поклонения

а просить усопших о помощи , это идопоклонство 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Nurbek сказал:

зиярат дословно с арабского это посещение. https://ru.wikipedia.org/wiki/Зиярат

ладно,  если ты делаешь просто эскурсию , а не то что писал Камал , просить помощи , бата и прочее

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 minutes ago, ARS said:

2 я от вас впервые такое слышу , вообще то пророк (сав) при жизни просил , чтоб не посещали его могилу , чтоб его могила не была местом поклонения

а просить усопших о помощи , это идопоклонство 

Тут хорошая статья по Вашему вопросу: https://obislame.info/aktualnoe/ziyarat-poseshhenie-mogily-proroka-muhammada.html

Воистину все мусульмане едины в том, что разрешено посещать могилу нашего Пророка Мухаммада, мир Ему. И все мусульманские ученые подтвердили, что зиярат – посещение могилы Пророка – это поклонение Аллаhу, за это деяние есть большие вознаграждения и это одобрено Творцом.

Имам Аль-Байhакый передал по достоверной цепочке от Малика Ад-Дара – казначея Халифа ‘Умара, который сказал, что во время правления ‘Умара людей постигла сильная засуха. Сподвижник Пророка по имени Биляль ибн Аль-Харис пришел к могиле Пророка, мир Ему, и сказал: «О, Посланник Аллаhа! Проси Аллаhа о ниспослании дождя для Твоих последователей, так как они на грани гибели».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Kamal сказал:

Тут хорошая статья по Вашему вопросу: https://obislame.info/aktualnoe/ziyarat-poseshhenie-mogily-proroka-muhammada.html

Воистину все мусульмане едины в том, что разрешено посещать могилу нашего Пророка Мухаммада, мир Ему. И все мусульманские ученые подтвердили, что зиярат – посещение могилы Пророка – это поклонение Аллаhу, за это деяние есть большие вознаграждения и это одобрено Творцом.

Имам Аль-Байhакый передал по достоверной цепочке от Малика Ад-Дара – казначея Халифа ‘Умара, который сказал, что во время правления ‘Умара людей постигла сильная засуха. Сподвижник Пророка по имени Биляль ибн Аль-Харис пришел к могиле Пророка, мир Ему, и сказал: «О, Посланник Аллаhа! Проси Аллаhа о ниспослании дождя для Твоих последователей, так как они на грани гибели».

:D

Это не достоверный хадис , потому такое быть не может ,  если такое было , то это уже сильное заблуждение , просить у усопшего помощи 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 8/26/2020 at 6:54 PM, ARS said:

:D

Это не достоверный хадис , потому такое быть не может ,  если такое было , то это уже сильное заблуждение , просить у усопшего помощи 

Видимо, под Зияратом Вы понимаете лишь посещение могилы пророка. У нас Зияратом называется не только посещение (паломничество), но и сами святые места (мавзолеи, могильники...), которых множество. У каждого Зиярата (святых мест) кроме прочего есть и свое особое предназначение. В общем, тонкостей тут много, но данная тема не об этом.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Kamal сказал:

Видимо, под Зияратом Вы понимаете лишь посещение могилы пророка. У нас Зияратом называется не только посещение (паломничество), но и сами святые места (мавзолеи, могильники...), которых множество. У каждого Зиярата (святых мест) кроме прочего есть и свое особое предназначение. В общем, тонкостей тут много, но данная тема не об этом.

 

да нет , по своему Туркестану знаю , некоторые даже  Арыстанбаба посещают , просят бата и прочее 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23.08.2020 в 20:02, Nurbek сказал:

Странно почему в четверг. Живу в Западной Сибири. Шелпек делаем только когда кого-то поминаем, обычно это пятница (жұма).

 

Ну вот как доверять прикажете вам, Nurbek, точнее вашей прописке? :rolleyes:Потом обижаетесь.

Как ни вопрос, как ни тема всегда невпопад, всегда заявляете нравы, привычки, обычаи и лексику не нашего края. Сколько раз это уже было, в последний раз про землянику (о ней ниже) и вот на те, очередной случай.

Потому что в наших краях ("юго-западная Сибирь", а точнее это казахи соседних Омской, Новосибирской, Павлодарской областей и др.) жумалыки всегда проводили и проводят в четверг, даже в советское прошлое.

Дальше спорить не буду, любой местный знает это как дважды два. Да и заоффтопим вкусную тему.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.08.2020 в 18:02, Karaganda сказал:

Ранбше у нас тоже в четверг жарили шелпеки. По пятницам поминали аруахов Кораном. Сейчас почти всегда только в пятницу

 

Не устану повторять, что по крайней мере у казахов всё, везде по разному, одинаковой картины ни в чем, нигде не было и нет, пусть даже опять мои соотечественники возбудятся и ополчатся на меня. -_-

В вопросе проведения "джумалыков" в четверг или пятницу тоже везде все по разному, где-то в четверг, где-то в пятницу.

Повторюсь, у нас всегда строго в четверг, хотя называем «жұмалық» - «пятничество». Надо срочно переименовать в «бейсенбілік» - «четвергничество». :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.08.2020 в 18:06, Karaganda сказал:

Всю жизнь собирали землянику-булдирген.

 

Вопрос использования для разных ягод разных терминов тоже не исключение, потому что их везде называют по разному.

Тогда к вам с Nurbek'ом, если у него и у вас земляника - бүлдірген, то у меня простой вопрос.

Как в таком случае у вас называют костянику? Объявляю конкурс на срочный поиск названий. ))

 

26.08.2020 в 18:06, Karaganda сказал:

Даже этимологию объясняли, типо немытая ягода испортит все))

 

У вас, да и вообще казахское название "қой бүлдірген" - "бараны испортили" скорее всего "народная этимология" (как слышу, как понимаю, так и объясняю, типа "казак - гусь белый")).

Потому что, к примеру, вот что пишут, правда это или нет не знаю:

 

Казахское «бүлдірген» - «костяника», «земляника» происходит от пратюркского «bürülgen» - «вид ягоды», от которой в числе прочего произошли: 

 

башкортское "бөрлөгән" - «ежевика», «костяника».

татарское "бөрлегән" - «костяника».

кыргызское "бүлбүркөн" - «ежевика», «костяника», «земляника».

уйгурское "бөлүрген" - «черника», «земляника».

азербайджанское "бөйүрткән" - «черника».

турецкое "бөгүртлен" - «ежевика».

 

От себя могу добавить, что на халха-монгольском языке:

«бөөрөлгөнө» - «костяника».

 

Имхо, что это общее название ягодам, структура которых состоит из зерен, икринок, они все чем то похожи.

"бүрүлген" - наверно потому, что все эти ягоды представляют собой переплетенные шарики, икринки.

 

В таком ракурсе наше северо-восточные (сибирские) казахские термины вполне допустимые и объяснимые:

 

«жидек» - «земляника» (вот она как выглядит у нас, мелкая, ок. 1 см., поэтому трудно собирать, трудно чистить, но зато пахучая, вкусная и полезная):

 image.jpg

 

"бүлдірген" или "қой бүлдірген" - "костяника / костянка" - (спутница земляники, одно отличие, земляника на полянках возле березовых околков, костяника внутри них под березами):

1542653683_kostyanika-knyazhenika.jpg 

28381514e36efa3faa64434b00abccc4.jpg

 

Кстати, оказывается, в Кокшетауской и Петропавловской областях землянику называют также как и у нас - жидек.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29.08.2020 в 12:06, АксКерБорж сказал:

 

Ну вот как доверять прикажете вам, Nurbek, точнее вашей прописке? :rolleyes:Потом обижаетесь.

Как ни вопрос, как ни тема всегда невпопад, всегда заявляете нравы, привычки, обычаи и лексику не нашего края. Сколько раз это уже было, в последний раз про землянику (о ней ниже) и вот на те, очередной случай.

Потому что в наших краях ("юго-западная Сибирь", а точнее это казахи соседних Омской, Новосибирской, Павлодарской областей и др.) жумалыки всегда проводили и проводят в четверг, даже в советское прошлое.

Дальше спорить не буду, любой местный знает это как дважды два. Да и заоффтопим вкусную тему.

 

Ладно, кушайте свою сомсу, а я буду кушать бүйрек.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 8/29/2020 at 8:37 AM, ARS said:

да нет , по своему Туркестану знаю , некоторые даже  Арыстанбаба посещают , просят бата и прочее 

Значит, Зиярат имеет доисламские традиции. К тому же многие святые места со своими легендами превратились в руины, имеют возраст пару тысячелетий и больше. Лично я считаю себя мусульманином, но никогда Коран не открывал, потому и не знаю, что правильно, а что нет. Бата, как я понял, Патия по-каракалпакски, ее читают как благодарность за пищу или за какие-то добрые дела.

С другой стороны, бабушка каждый раз перед сном делала обращение к Аллаху и меня просила повторять за ней, мне тогда было 6-7 лет и жил в их доме с дедушкой. Я до сих пор запомнил лишь начало ее обращений, а она была глубоко верующей: "Я, Аллам, Яратхан жан ийем, Өзиң Яр болғайсаң, бәле-мәтерден аман сақлағайсаң...." (О, Аллах, Творец мой, будь милостив, защити от несчастий....). Как думаете, это просьба или посещение?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад, Nurbek сказал:

Ладно, кушайте свою сомсу, а я буду кушать бүйрек.

 

Это одно и то же, у нас называют и так и эдак.

Например, в большинстве районов области - сомса, а в Железинском районе, граничащим с Омской и Новосибирской областями - бюйрёк.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Kamal сказал:

бабушка была глубоко верующей: "Я, Аллам, Яратхан жан ийем, Өзиң Яр болғайсаң, бәле-мәтерден аман сақлағайсаң...." (

 

Ув. Kamal, разве каракалпаки йокают?

 

4 минуты назад, Kamal сказал:

Значит, Зиярат имеет доисламские традиции. 

 

Интересно то, что если на юге Казахстана "зиярат" - это процесс посещения могил предков, то у нас этот процесс называют "басына бару", а "зират" (не зиЯрат) у нас это название для современных казахских кладбищ (на старинные говорят у нас "қорым", на не мусульманские "мола").  

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 minutes ago, АксКерБорж said:

1. Ув. Kamal, разве каракалпаки йокают?

2. Интересно то, что если на юге Казахстана "зиярат" - это процесс посещения могил предков, то у нас этот процесс называют "басына бару", а "зират" (не зиЯрат) у нас это название для современных казахских кладбищ (на старинные говорят у нас "қорым", на не мусульманские "мола").  

1. Не йокали, а йакали - это было раньше при поколении дедов наших, сейчас в основном перешли на жокание, но слова молитв и обращений к Аллаху не изменились. 

2. Думаю, в РК есть свои региональные особенности. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, Kamal сказал:

 

С другой стороны, бабушка каждый раз перед сном делала обращение к Аллаху и меня просила повторять за ней, мне тогда было 6-7 лет и жил в их доме с дедушкой. Я до сих пор запомнил лишь начало ее обращений, а она была глубоко верующей: "Я, Аллам, Яратхан жан ийем, Өзиң Яр болғайсаң, бәле-мәтерден аман сақлағайсаң...." (О, Аллах, Творец мой, будь милостив, защити от несчастий....). Как думаете, это просьба или посещение?

Это просьба , дуа 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

56 минут назад, ARS сказал:

Это просьба , дуа 

Разве не дұға?

Дуа это же порча, ворожба.

1 час назад, Kamal сказал:

1. Не йокали, а йакали - это было раньше при поколении дедов наших, сейчас в основном перешли на жокание, но слова молитв и обращений к Аллаху не изменились. 

Рахмет за информацию!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, ARS сказал:

это одно и тоже , кто как говорит , вроде так

 

Странно, в первый раз слышу. Вот если я тебя заколдую, то могу сказать: "Мен Думанды дуалап тастадым". ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, ARS said:

Это просьба , дуа 

Скорее да, это просьба, но никак не дуа. Значит, в исламе можно просить?

Дуа - совсем другое, по крайней мере у нас дуа переводится как колдовство, чары. Ну и, слова Дұға вообще нет, незнакомо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Странно, в первый раз слышу. Вот если я тебя заколдую, то могу сказать: "Мен Думанды дуалап тастадым". ;)

 

Раньше тож как ты думал , один мне говорил , что это одно и тоже , это просьба 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

59 минут назад, Kamal сказал:

Скорее да, это просьба, но никак не дуа. Значит, в исламе можно просить?

 

У Всевышнего можно , но не у усопших 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...