Nurbek Опубликовано 26 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 26 августа, 2020 4 часа назад, Kamal сказал: строители, кузнецы..., и, даже святые мясники есть каким образом можно стать святым будучи мясником? Я что-то не очень себе представляю Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 26 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 26 августа, 2020 2 hours ago, ARS said: 1. у нас в семье как и у многих , шелпеки могут делать в любой день, даже если кого то поминают, каждый в четверг делают как бы минипоминки до 40 дней минипоминки до 40дней , по моему мнению это лишнее , в исламе нет такого 2. Зиярат это уже не ислам , в исламе не поклоняются , не просят помощи у ушедших , но можно поминать 1. Запомнился мне, что в какой-то теме утверждалось, что день поминок в РК проводится в каждую пятницу. Но, возможно тут тоже есть региональные особенности или некоторые просто путают ритуалы с устоями?! 2. В исламе посещение могилы Пророка является Зияратом - поклонение Аллаху. Паломничество к святым местам иногда подразумевает просьбу о помощи - бездетные женщины просят ребенка, больные - здоровья и т.д. , а в основном люди идут, делают подношения за упокой души усопших. Не кажется ли, что здесь есть и доисламские традиции, и мусульманские ритуалы?! И почему Зиярат по пушту это четверг? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 26 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 26 августа, 2020 2 минуты назад, Kamal сказал: В исламе посещение могилы Пророка является Зияратом - поклонение Аллаху. зиярат дословно с арабского это посещение. https://ru.wikipedia.org/wiki/Зиярат 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 26 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 26 августа, 2020 13 minutes ago, Nurbek said: каким образом можно стать святым будучи мясником? Я что-то не очень себе представляю Относительно святого мясника есть такая легенда. Впрочем, легенд много (в частности в этой теме http://xorazmiy.uz/ru/pages/view/377 Джумарт-кассаб - курганообразный бугор высотой около 5 м, расположенный рядом с мазаром Шамун-наби. На его вершине и склонах можно проследить выходы конструкций из жженого кирпича, а также фрагменты хорезмийской керамики. Это позволяет предполагать, что бугор скрывает какие-то древние постройки. С бугром Джумарт-кассаб («мясник Джумарт») связана легенда о добром мяснике, который бесплатно раздавал беднякам мясо в голодные годы неурожая. За его бескорыстную доброту и сочувствие к ближним он был возведен в ранг святых. Есть предположение, что эти святые места напрямую связаны с древними представлениям о вышеупомянутом Гайомарде. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 26 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 26 августа, 2020 33 минуты назад, Kamal сказал: 1. Запомнился мне, что в какой-то теме утверждалось, что день поминок в РК проводится в каждую пятницу. Но, возможно тут тоже есть региональные особенности или некоторые просто путают ритуалы с устоями?! 2. В исламе посещение могилы Пророка является Зияратом - поклонение Аллаху. Паломничество к святым местам иногда подразумевает просьбу о помощи - бездетные женщины просят ребенка, больные - здоровья и т.д. , а в основном люди идут, делают подношения за упокой души усопших. Не кажется ли, что здесь есть и доисламские традиции, и мусульманские ритуалы?! И почему Зиярат по пушту это четверг? 1. необязательно делать или привязать поминки или что то важное , к пятнице , этим ,,грешат,. особенно ваххабиты , какое то важное дело начинать с пятницы , по моему мнению это заблуждение 2 я от вас впервые такое слышу , вообще то пророк (сав) при жизни просил , чтоб не посещали его могилу , чтоб его могила не была местом поклонения а просить усопших о помощи , это идопоклонство 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 26 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 26 августа, 2020 Только что, Nurbek сказал: зиярат дословно с арабского это посещение. https://ru.wikipedia.org/wiki/Зиярат ладно, если ты делаешь просто эскурсию , а не то что писал Камал , просить помощи , бата и прочее Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 26 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 26 августа, 2020 10 minutes ago, ARS said: 2 я от вас впервые такое слышу , вообще то пророк (сав) при жизни просил , чтоб не посещали его могилу , чтоб его могила не была местом поклонения а просить усопших о помощи , это идопоклонство Тут хорошая статья по Вашему вопросу: https://obislame.info/aktualnoe/ziyarat-poseshhenie-mogily-proroka-muhammada.html Воистину все мусульмане едины в том, что разрешено посещать могилу нашего Пророка Мухаммада, мир Ему. И все мусульманские ученые подтвердили, что зиярат – посещение могилы Пророка – это поклонение Аллаhу, за это деяние есть большие вознаграждения и это одобрено Творцом. Имам Аль-Байhакый передал по достоверной цепочке от Малика Ад-Дара – казначея Халифа ‘Умара, который сказал, что во время правления ‘Умара людей постигла сильная засуха. Сподвижник Пророка по имени Биляль ибн Аль-Харис пришел к могиле Пророка, мир Ему, и сказал: «О, Посланник Аллаhа! Проси Аллаhа о ниспослании дождя для Твоих последователей, так как они на грани гибели». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 26 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 26 августа, 2020 6 минут назад, Kamal сказал: Тут хорошая статья по Вашему вопросу: https://obislame.info/aktualnoe/ziyarat-poseshhenie-mogily-proroka-muhammada.html Воистину все мусульмане едины в том, что разрешено посещать могилу нашего Пророка Мухаммада, мир Ему. И все мусульманские ученые подтвердили, что зиярат – посещение могилы Пророка – это поклонение Аллаhу, за это деяние есть большие вознаграждения и это одобрено Творцом. Имам Аль-Байhакый передал по достоверной цепочке от Малика Ад-Дара – казначея Халифа ‘Умара, который сказал, что во время правления ‘Умара людей постигла сильная засуха. Сподвижник Пророка по имени Биляль ибн Аль-Харис пришел к могиле Пророка, мир Ему, и сказал: «О, Посланник Аллаhа! Проси Аллаhа о ниспослании дождя для Твоих последователей, так как они на грани гибели». Это не достоверный хадис , потому такое быть не может , если такое было , то это уже сильное заблуждение , просить у усопшего помощи Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 28 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2020 On 8/26/2020 at 6:54 PM, ARS said: Это не достоверный хадис , потому такое быть не может , если такое было , то это уже сильное заблуждение , просить у усопшего помощи Видимо, под Зияратом Вы понимаете лишь посещение могилы пророка. У нас Зияратом называется не только посещение (паломничество), но и сами святые места (мавзолеи, могильники...), которых множество. У каждого Зиярата (святых мест) кроме прочего есть и свое особое предназначение. В общем, тонкостей тут много, но данная тема не об этом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 29 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 29 августа, 2020 15 часов назад, Kamal сказал: Видимо, под Зияратом Вы понимаете лишь посещение могилы пророка. У нас Зияратом называется не только посещение (паломничество), но и сами святые места (мавзолеи, могильники...), которых множество. У каждого Зиярата (святых мест) кроме прочего есть и свое особое предназначение. В общем, тонкостей тут много, но данная тема не об этом. да нет , по своему Туркестану знаю , некоторые даже Арыстанбаба посещают , просят бата и прочее Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 августа, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 29 августа, 2020 23.08.2020 в 20:02, Nurbek сказал: Странно почему в четверг. Живу в Западной Сибири. Шелпек делаем только когда кого-то поминаем, обычно это пятница (жұма). Ну вот как доверять прикажете вам, Nurbek, точнее вашей прописке? Потом обижаетесь. Как ни вопрос, как ни тема всегда невпопад, всегда заявляете нравы, привычки, обычаи и лексику не нашего края. Сколько раз это уже было, в последний раз про землянику (о ней ниже) и вот на те, очередной случай. Потому что в наших краях ("юго-западная Сибирь", а точнее это казахи соседних Омской, Новосибирской, Павлодарской областей и др.) жумалыки всегда проводили и проводят в четверг, даже в советское прошлое. Дальше спорить не буду, любой местный знает это как дважды два. Да и заоффтопим вкусную тему. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 августа, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 29 августа, 2020 26.08.2020 в 18:02, Karaganda сказал: Ранбше у нас тоже в четверг жарили шелпеки. По пятницам поминали аруахов Кораном. Сейчас почти всегда только в пятницу Не устану повторять, что по крайней мере у казахов всё, везде по разному, одинаковой картины ни в чем, нигде не было и нет, пусть даже опять мои соотечественники возбудятся и ополчатся на меня. В вопросе проведения "джумалыков" в четверг или пятницу тоже везде все по разному, где-то в четверг, где-то в пятницу. Повторюсь, у нас всегда строго в четверг, хотя называем «жұмалық» - «пятничество». Надо срочно переименовать в «бейсенбілік» - «четвергничество». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 августа, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 29 августа, 2020 26.08.2020 в 18:06, Karaganda сказал: Всю жизнь собирали землянику-булдирген. Вопрос использования для разных ягод разных терминов тоже не исключение, потому что их везде называют по разному. Тогда к вам с Nurbek'ом, если у него и у вас земляника - бүлдірген, то у меня простой вопрос. Как в таком случае у вас называют костянику? Объявляю конкурс на срочный поиск названий. )) 26.08.2020 в 18:06, Karaganda сказал: Даже этимологию объясняли, типо немытая ягода испортит все)) У вас, да и вообще казахское название "қой бүлдірген" - "бараны испортили" скорее всего "народная этимология" (как слышу, как понимаю, так и объясняю, типа "казак - гусь белый")). Потому что, к примеру, вот что пишут, правда это или нет не знаю: Казахское «бүлдірген» - «костяника», «земляника» происходит от пратюркского «bürülgen» - «вид ягоды», от которой в числе прочего произошли: башкортское "бөрлөгән" - «ежевика», «костяника». татарское "бөрлегән" - «костяника». кыргызское "бүлбүркөн" - «ежевика», «костяника», «земляника». уйгурское "бөлүрген" - «черника», «земляника». азербайджанское "бөйүрткән" - «черника». турецкое "бөгүртлен" - «ежевика». От себя могу добавить, что на халха-монгольском языке: «бөөрөлгөнө» - «костяника». Имхо, что это общее название ягодам, структура которых состоит из зерен, икринок, они все чем то похожи. "бүрүлген" - наверно потому, что все эти ягоды представляют собой переплетенные шарики, икринки. В таком ракурсе наше северо-восточные (сибирские) казахские термины вполне допустимые и объяснимые: «жидек» - «земляника» (вот она как выглядит у нас, мелкая, ок. 1 см., поэтому трудно собирать, трудно чистить, но зато пахучая, вкусная и полезная): "бүлдірген" или "қой бүлдірген" - "костяника / костянка" - (спутница земляники, одно отличие, земляника на полянках возле березовых околков, костяника внутри них под березами): Кстати, оказывается, в Кокшетауской и Петропавловской областях землянику называют также как и у нас - жидек. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 30 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2020 29.08.2020 в 12:06, АксКерБорж сказал: Ну вот как доверять прикажете вам, Nurbek, точнее вашей прописке? Потом обижаетесь. Как ни вопрос, как ни тема всегда невпопад, всегда заявляете нравы, привычки, обычаи и лексику не нашего края. Сколько раз это уже было, в последний раз про землянику (о ней ниже) и вот на те, очередной случай. Потому что в наших краях ("юго-западная Сибирь", а точнее это казахи соседних Омской, Новосибирской, Павлодарской областей и др.) жумалыки всегда проводили и проводят в четверг, даже в советское прошлое. Дальше спорить не буду, любой местный знает это как дважды два. Да и заоффтопим вкусную тему. Ладно, кушайте свою сомсу, а я буду кушать бүйрек. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 30 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2020 On 8/29/2020 at 8:37 AM, ARS said: да нет , по своему Туркестану знаю , некоторые даже Арыстанбаба посещают , просят бата и прочее Значит, Зиярат имеет доисламские традиции. К тому же многие святые места со своими легендами превратились в руины, имеют возраст пару тысячелетий и больше. Лично я считаю себя мусульманином, но никогда Коран не открывал, потому и не знаю, что правильно, а что нет. Бата, как я понял, Патия по-каракалпакски, ее читают как благодарность за пищу или за какие-то добрые дела. С другой стороны, бабушка каждый раз перед сном делала обращение к Аллаху и меня просила повторять за ней, мне тогда было 6-7 лет и жил в их доме с дедушкой. Я до сих пор запомнил лишь начало ее обращений, а она была глубоко верующей: "Я, Аллам, Яратхан жан ийем, Өзиң Яр болғайсаң, бәле-мәтерден аман сақлағайсаң...." (О, Аллах, Творец мой, будь милостив, защити от несчастий....). Как думаете, это просьба или посещение? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 августа, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 30 августа, 2020 21 минуту назад, Nurbek сказал: Ладно, кушайте свою сомсу, а я буду кушать бүйрек. Это одно и то же, у нас называют и так и эдак. Например, в большинстве районов области - сомса, а в Железинском районе, граничащим с Омской и Новосибирской областями - бюйрёк. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 августа, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 30 августа, 2020 3 минуты назад, Kamal сказал: бабушка была глубоко верующей: "Я, Аллам, Яратхан жан ийем, Өзиң Яр болғайсаң, бәле-мәтерден аман сақлағайсаң...." ( Ув. Kamal, разве каракалпаки йокают? 4 минуты назад, Kamal сказал: Значит, Зиярат имеет доисламские традиции. Интересно то, что если на юге Казахстана "зиярат" - это процесс посещения могил предков, то у нас этот процесс называют "басына бару", а "зират" (не зиЯрат) у нас это название для современных казахских кладбищ (на старинные говорят у нас "қорым", на не мусульманские "мола"). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 30 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2020 12 minutes ago, АксКерБорж said: 1. Ув. Kamal, разве каракалпаки йокают? 2. Интересно то, что если на юге Казахстана "зиярат" - это процесс посещения могил предков, то у нас этот процесс называют "басына бару", а "зират" (не зиЯрат) у нас это название для современных казахских кладбищ (на старинные говорят у нас "қорым", на не мусульманские "мола"). 1. Не йокали, а йакали - это было раньше при поколении дедов наших, сейчас в основном перешли на жокание, но слова молитв и обращений к Аллаху не изменились. 2. Думаю, в РК есть свои региональные особенности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 30 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2020 47 минут назад, Kamal сказал: С другой стороны, бабушка каждый раз перед сном делала обращение к Аллаху и меня просила повторять за ней, мне тогда было 6-7 лет и жил в их доме с дедушкой. Я до сих пор запомнил лишь начало ее обращений, а она была глубоко верующей: "Я, Аллам, Яратхан жан ийем, Өзиң Яр болғайсаң, бәле-мәтерден аман сақлағайсаң...." (О, Аллах, Творец мой, будь милостив, защити от несчастий....). Как думаете, это просьба или посещение? Это просьба , дуа Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 августа, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 30 августа, 2020 56 минут назад, ARS сказал: Это просьба , дуа Разве не дұға? Дуа это же порча, ворожба. 1 час назад, Kamal сказал: 1. Не йокали, а йакали - это было раньше при поколении дедов наших, сейчас в основном перешли на жокание, но слова молитв и обращений к Аллаху не изменились. Рахмет за информацию! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 30 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2020 40 минут назад, АксКерБорж сказал: Разве не дұға? это одно и тоже , кто как говорит , вроде так Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 августа, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 30 августа, 2020 1 час назад, ARS сказал: это одно и тоже , кто как говорит , вроде так Странно, в первый раз слышу. Вот если я тебя заколдую, то могу сказать: "Мен Думанды дуалап тастадым". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 30 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2020 3 hours ago, ARS said: Это просьба , дуа Скорее да, это просьба, но никак не дуа. Значит, в исламе можно просить? Дуа - совсем другое, по крайней мере у нас дуа переводится как колдовство, чары. Ну и, слова Дұға вообще нет, незнакомо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 30 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2020 1 час назад, АксКерБорж сказал: Странно, в первый раз слышу. Вот если я тебя заколдую, то могу сказать: "Мен Думанды дуалап тастадым". Раньше тож как ты думал , один мне говорил , что это одно и тоже , это просьба Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 30 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2020 59 минут назад, Kamal сказал: Скорее да, это просьба, но никак не дуа. Значит, в исламе можно просить? У Всевышнего можно , но не у усопших Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться